Дополнительная общеразвивающая программа "Хореографическая школа"
рабочая программа на тему

Гмыра Светлана Александровна

Дополнительное  образование – процесс  непрерывный  и способствует    личному  самоопределению ребенка.  Именно  в  учреждениях  дополнительного  образования  создаются  условия,  которые  позволяют  ребенку  осознать  свои  способности  и  развить  свою  индивидуальность.  Именно  такие  условия  создаются  в  хореографической  школе,  здесь  предоставляется    возможность  ребенку  учиться  творчески, мыслить и чувствовать.  Танец – это музыкально - пластическое искусство и, как всякий вид искусства, он отражает окружающую действительность  в художественных образах. Поэтому танец в данной программе главный инструмент в воспитании и становлении личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа по хореографии73.59 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительное  образование – процесс  непрерывный  и способствует  не  только  личному  самоопределению,  но и  допрофессиональному.  Именно  в  учреждениях  дополнительного  образования  создаются  условия,  которые  позволяют  ребенку  осознать  свои  способности  и  развить  свою  индивидуальность.  Именно  такие  условия  создаются  в  хореографической  школе,  здесь  предоставляется    возможность  ребенку  учиться  творчески, мыслить и чувствовать.  Танец – это музыкально - пластическое искусство и, как всякий вид искусства, он отражает окружающую действительность  в художественных образах. Поэтому танец в данной программе главный инструмент в воспитании и становлении личности ребенка.

Характеристика  программы  

Программа  авторская.  

По объему освоения содержания –  комплексная.                                              

По направлению  – художественно – эстетическая.

По возрасту – разновозрастная.

По уровню реализации - от   дошкольного (5-6 лет)  до среднего общего образования    (17-18 лет).

По сроку  реализации  -  долгосрочная (7  лет).

Тип программы – модифицированная.

Формы обучения – групповые, индивидуальные

В основе лежат программы А.Я. Вагановой «Основы классического танца», Г.Я. Власенко,  А.А. Телегина «Экспериментальная программа и методические рекомендации по предмету «Ритмика и танец»,  В.Ю. Никитин  «Модерн - джаз танец».

                             

1.1 Актуальность и новизна программы

Актуальность  данной программы состоит в том, что она представляет собой синтез классической, народной и современной хореографии, то есть широкий спектр хореографического образования.                                                             

      В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.                                                                                                                    

        Сегодня «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения  в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» (из «Концепция модернизации Российского образования»).                                                                                                                                                                                  

Новизна программы.  

Учитывая требования  современного дополнительного образования, данная комплексная программа реализует основные идеи и цели дополнительного образования детей: развитие мотивации детей к познанию и творчеству; содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном  динамическом обществе; приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусства; сохранение и охрана здоровья детей; ориентация  на индивидуальные особенности воспитанника; бережное  сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность.                                             Сотрудничество, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность – это именно те личностные качества, которые формируются у детей в результате систематических занятий по   хореографии.    

           Направленность:  художественная, образовательная программа направленна на вооружение обучающихся знаниями  основ  хореографического искусства, развитие артистических, исполнительских способностей детей, высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного уровня.

          Концептуальная идея программы   предполагает  целенаправленную работу по обеспечению обучающихся дополнительной возможностью удовлетворения творческих  и образовательных потребностей для духовного, интеллектуального  развития,  посредствам приобщения к миру танца, народной, классической музыки.                                                      

           Педагогическая  целесообразность данной образовательной программы (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление  самостоятельности и возможностей для самовыражения самому обучающемуся) определена тем, что ориентирует ребенка на приобщение каждого  к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание  творческого продукта. Благодаря систематическому  образованию и воспитанию, обучающиеся приобретают общую   эстетическую и танцевальную культуру,  а  развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию окружающего мира. Педагогическая целесообразность программы направлена на формирование у обучающихся чувства ответственности в исполнении своей  индивидуальной функции в коллективном процессе  и самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий в коллективном постановочном процессе и сольных танцевальных номерах.

      Занятие хореографией  процесс  долгий и сложный  требующий  много усилий и времени, он  вовлекает  детей  в следующие направленности   видов  деятельности:

  • спортивную;
  • художественную;
  • социально-педагогическую.

          В результате совокупностей различных видов деятельности обучающиеся приобретает комплекс личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих его самоопределение, социализацию и профессионализацию:

  • готовность к самопознанию через овладение танцевального искусства;
  • готовность  к  самообразованию  через  способность  выявить пробелы  в своих  знаниях  и  умениях  при  решении  новой  задачи;
  • готовность к разрешению проблем  через  оценивание  результатов  своей  деятельности  и  правильной  постановки цели;
  • готовность  к  социальному  взаимодействию через умение  работать  в  команде;
  • готовность получать  в  диалоге  необходимую информацию.

  1. Цель и задачи программы                                                                                  

Цель программы:  содействие  становлению  личности  ребенка,  его  социализации  в  жизнь и культуру  современного  общества,  через  развитие  его  эмоциональной  и  интеллектуальной  сферы  средствами  хореографии.

Задачи:

Учебные:

  • дать детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
  • осваивать основы народного, классического, современного танца;
  • знакомить детей с хореографическими терминами и понятиями;
  • привить любовь к танцу, формировать их танцевальные способности и способствовать росту творческого мастерства;

Развивающие:

  • развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;
  • развивать чувство  ритма  и  музыкальность;
  • развивать  навыки  работы  в  команде  (паре, ансамбле);
  • развивать  социальные  навыки  поведения;
  • развивать  артистизм.

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;
  • сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотрудничества;
  • воспитывать  чувство  ответственности  и  долга;
  • формировать навыки здорового образа жизни;
  • проявлять интерес к народной культуре.

1.3 Особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения. Отличительной особенностью  программы  «Хореографическая  школа»  является  то,  что   конечной ступенью  обучения  является  ансамблевое  исполнение,  в  которое  приходят  обучающиеся,  успешно прошедшие  образовательные  курсы  по  предметам:

Классический  танец.

Цель  данной  дисциплины:  обучение   детей  специфики  классического  танца,  как  основы  всего  хореографического  искусства.

Основой  хореографической  подготовки  обучающихся  является  изучение  танцевальных  упражнений  классического  экзерсиса.  По  программе  обучающиеся  разучивают  основные  упражнения  классического  танца  необходимые  для  усвоения  правильного  положения  ног, рук, головы  и  корпуса.  Программа  рассчитана  на  5  лет  обучения.  Учебный материал,  указанный  в программе,  по  желанию  педагога  может заменяться  другим  аналогичным  по  степени  трудности.

Народно - сценический  танец.

Цель: подготовка  воспитанников  к  систематическому  хореографическому  обучению.

Занятия  народно-сценическим  танцем  развивают  те  группы  мышц,  которые  мало  участвуют  в  классическом  танце  и  совершенствуют  координацию  движений.  Дети  знакомятся  с  историей,  бытом  и  национальной  культурой  народа,  которым  создан  разучиваемый  танец.  Программа  рассчитана  на  7  лет  обучения.

Современный  танец.

Цель программы:  повышение  образовательного  уровня  обучающихся  для  их  самоусовершенствования  и  самовыражения.  Современная  пластика  это  синтез  различных  хореографических  техник,  что  заставляет  исполнителя   владеть  техникой  классического  и  бытового  танца.  Исходя  из  этого,  в  данной  программе  изучение  современной  пластики  начинается  с  шестого  года  обучения,  когда  имеется  определенная  хореографическая  подготовка. Курс обучения длится 2 года.

Ритмика  и  танец.

Цель:  формирование  у  обучающихся  потребности  к систематическим  занятиям  хореографии.   Обучение  происходит  в  подготовительном  отделении,  где  возраст  детей  5 - 7 лет.          

История  хореографического  искусства.

Цель:  формирование знаний  в области  истории хореографического искусства и теории танца.

Содержание программы   дает возможность детям получить тот запас знаний, умений, навыков, которые помогут им в дальнейшем самостоятельно разбираться в искусстве хореографии, и критически верно оценивать танцы с позиции эстетического вкуса. Изучение  дисциплины   происходит  на  4-ом и 5-ом  году  обучения,  когда  у  обучающихся сложилось  общее  представление  о  хореографическом  искусстве  и  возникает  потребность  узнать  историю  искусства.

Музыкальная  грамота  и слушание  музыки.

Цель:  развитие  музыкального  слуха,  памяти  и  мышления  в  аспекте  освоения  теоретических  основ  музыки.

Изучение  предмета  должно  дать  детям  более  глубокие  знания  о  танцевальных  жанрах  и балетной  музыке.  Программа  рассчитана  на  3  года обучения  с 1 по 3 год.

Ансамбль.   Для наиболее широкой и  результативной  сценической практики в ансамблевое  исполнение могут вовлекаться не только обучающиеся, прошедшие образовательные  курсы, а также   одаренные и наиболее успешные  во время всего курса обучения.  Ансамбль предполагает не только массовые формы работы (от 6 и более человек), но и малые формы: соло, дуэты, трио и т.д. Это дает возможность развития способных и талантливых детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.

Для повышения  мотивации обучающихся к самосовершенствованию, обогащения  знаний, художественно   вкуса и целенаправленного формирования  личностных качеств, программа  предусматривает  работу с куратором  (специалистом  кафедры хореографии  института или училища культуры).   Работа с куратором  способствует  повышению творческого потенциала  и нравственной  позиции коллектива, что ведет к  успешной реализации в культурном социуме. Кроме того старшие обучающиеся получают предпрофильный опыт и информацию о  значении профессии хореограф, как и где обучаться.

1.4 Этапы освоения программы (социально педагогический компонент)

Обучение в данной  программе    заключается  в многоступенчатости системы, позволяющей осваивать программу от дошкольного уровня до среднего (полного) общего образования.

     

1ступень         является  подготовительной   и начальной  точкой  для  занятий хореографическому искусству. Программа  предназначена  для  детей  5-6  лет  и рассчитана на 2 года обучения. 1 ступень является определяющей в интересах детей по занятию в хореографии. Они могут идти дальше  на основное обучение, а могут прекратить обучение и выбрать другое увлечение. Занятия  построены  на  музыкально-ритмичной  деятельности  детей  (игры,  упражнения, танцы, музыка) и включает в себя  4 раздела:  

  • музыкально-ритмические упражнения;
  • упражнения  на  выработку  и  совершенствование   двигательных   навыков;
  • ритмические  задания;
  • музыкальные  игры.                                                                              

Цель обучения:  формирование  у  обучающихся   потребности  к  систематическим   занятиям по хореографии.

Занятия проводятся 2 часа в неделю по 30 мин, в год 72 часа

2 ступень.  Основное отделение  рассчитано на 7 лет систематического  обучения для  детей 6-13 лет. Данный курс включает в себя  изучение классического танца, народного танца, современного танца, истории хореографии и музыкальной грамоты.

 На каждом году обучения осваиваются несколько дисциплин, которые дополняют друг друга:  

1 год – ритмика и танец в неделю       3 часа,  в год 108 часа

           музыкальная грамота в неделю 1 час, в год 36 часов

2 год - классический танец в неделю    1 часа,  в год 36 часа

           народный танец  в неделю          4 часа,  в год 144 часа

           музыкальная грамота   в неделю 1 час, в год 36 часов  

3 год -  классический танец в неделю     2 часа,  в год 72 часа

            народный танец  в неделю          4 часа, в год 144 часа

            музыкальная грамота  в неделю 1 час, в год 36 часов.      

4 год -  классический танец  в неделю    1 час,  в год 36 часа

             народный танец  в неделю         4 часа,  в год 144 часа

              история хореографии  в неделю 1 час, в год 36 часов

5год -  классический танец в неделю       2 часа,  в год 72 часа

            народный танец  в неделю           4 часа,  в год 144 часа

            история хореографии                 1 час в неделю, в год 36 часов                                                                                      

 6 год -  народный  танец    в неделю     4 часа,  в год 144 часа

              современный танец  в неделю  1 час, в год 36 часа                                                                                            

7 год -   народный танец  в неделю        4 часа,  в год 144 часа

             современный танец  неделю       2 часа, в год 72 часа

(См. учебный план на 2016-2017 уч.год)

Цель обучения:  формирование индивидуальных и творческих способностей детей посредством хореографии, ориентированной на развитие художественно-эстетического вкуса и высоких моральных качеств.

3 ступень  Ансамблевое исполнение (1 группа) рассчитано на 4 года обучения и предназначена для обучающихся  14-17 лет, прошедших обучение на основном отделении (имеющие  танцевальные навыки и умения).  Танцевальная практика является органическим продолжением учебного процесса.  Полученная сумма знаний, навыков и умений на занятиях по специальным дисциплинам развиваются и закрепляются в сценической практике.                                                                                        Цель обучения:  дальнейшее раскрытие  творческого потенциала каждого ученика и предоставление возможностей  реализовывать их во время обучения в постановочной работе.

Занятия проводятся  4 часа в неделю, в  год 144 часа

Структура  хореографической школы построена таким образом, что учитываются возрастные особенности детей.

1.5  Возрастные особенности детей

Дети 5-7 лет – это возраст, когда приобретение знаний опирается на систему не полностью осознаваемых ощущений. Это игровой возраст. Для него характерны жизнерадостность, подвижность, доверчивость.

Двигательный аппарат находится в периоде развития, что отражается в слаборазвитой выносливости к двигательной динамической работе. Дети быстро утомляются от однообразия, но с другой стороны, необходимо удовлетворить их потребность в движении.

В этом возрасте закладывается понимание танца, происходит воспитание коллективного исполнения, музыкальной культуры и культуры поведения.

Занятие длится 30-35 минут. Строится на ритмических игровых элементах и движениях бального танца. В тренаж постепенно вводятся движения классического и народного танца. Дети 8-14 лет - это самый трудный и интересный возраст и для детей и для педагога. Продолжается формирование организма. У большинства подростков происходит процесс осознания себя как личности. Они начинают ценить в людях волевые качества, ум, характер, независимость. Но это и период психической неуравновешенности: резкая смена настроения, переход от восторженного, возбужденного состояния к депрессии и наоборот.

Особое внимание, осторожность при постановке задач перед такими детьми: не подчеркивать значение результата, не ориентировать на высокие достижения, но и не сомневаться в возможностях ребенка выполнить задание хорошо.  

В этом возрасте нередки не только переоценка сил, стремление выделиться, но и стремление к анализу, самоконтролю. Это возраст, когда закладывается отношение к  хореографии как к труду.

Уже с 10-11 лет интересно развивается сила мышц, особенно у мальчиков. К 11-12 годам мальчики и девочки становятся более выносливыми в динамической работе, т.е. способны поддерживать уровень мышечного напряжения.

Старшие подростки 13-15 лет не только познают действительность, но и вырабатывают к ней соответствующее отношение. Представление о жизни, отношения к себе и другим превращаются в утверждения, формирующие мировоззрение, которое начинает выступать в качестве основных мотивов поведения и деятельности.

Это возраст между детством и юностью, когда осуществляются основные процессы физического созревания. Девушки полнеют, у мальчиков намечается более выраженный прирост силы. Появляется интерес к противоположному полу. В этот период особенно важны признание и помощь взрослых.

Для подростков доступна: сложная координация, точность, отчетливость движений. Развивается художественный вкус. Большинству старших подростков становятся чуждыми конкретные, приземленные характеры, образы, сюжеты. Это необходимо учитывать при формировании репертуара коллектива.

Юность – это третий мир между детством и взрослостью. В этот период, как в себе, так и в других, ценятся убеждения, кругозор, умственные способности, эмоции, воля. Характерно стремление к росту, развитию, творчеству, критическому мышлению, утонченному чувству.

15-17-летнему возрасту уже близко все богатство человеческих ощущений, переживаний, а романтизм юности, её приподнятость ещё и обостряют их, давая огромное богатство тем, сюжетов, образов, характеров для воспроизведения их в искусстве танца.

На подготовительном отделении дошкольники получают целенаправленное физическое развитие и навыки для успешного продолжения  хореографического образования. Программа построена на идее постепенного перехода от игры к работе и развитию у малышей стремления к самосовершенствованию.

Старшие дети, имеющие своей целью более основательную подготовку в области хореографии, получают возможность  успешного поступления в профессиональное училище или ВУЗ – одни, а другие могут реализовать свои творческие способности в качестве исполнителей профессиональных коллективов.

1.6   Формы и методы работы

Педагоги используют:

  • личностно-ориентированные технологии (индивидуальное и дифференцированное обучение);  
  • здоровьесберегающие технологии;
  • групповые технологии;
  • игровые технологии;
  • информационные технологии;
  • технологии коллективно-творческой  деятельности.

             Методы:

  • словесные: объяснение,  рассказ, беседа, обсуждение, словесное сопровождение движения под музыку. При  помощи  этого  метода  решаются  различные  задачи:  раскрываются  содержание  музыкальных  произведений,  объясняются  элементарные  основы  музыкальной  грамоты,  описывается  техника  движений  в  связи  с музыкой.
  • наглядные (показ, иллюстрирование, просмотр)  способствуют  более  быстрому,  глубокому  и  прочному  усвоению  учащимися  программы.  Это  способствует  воспитанию  музыкальной  памяти,  формированию  двигательных  навыков,  закреплению  умений  полученных  на  занятиях.
  • практические  (упражнения, инструктаж, сравнения)  методы  основаны  на  активной  деятельности  самих  обучающихся и освоение ими  материала при помощи  ступенчатого и игрового приема.

Для  решения  задач  и  успешного  обучения  учащихся  педагоги  школы  используют   методики:

 - А. Я. Вагановой,  основанной  на  принципах   изучения  материала  от  простого  к  сложному,  закрепление  пройденного  материала  и  использование  достигнутого  результата  в  дальнейшем  обучении;

 - Г. Я. Власенко,  основанной на принципе  систематичности  и  регулярности  занятий;  принцип  наглядности;   прочность, доступность  и научность  программы;  

 - А. А Телегина -  методика построения учебного материала  по принципу  познания  и понимания  связи  хореографического  искусства   с  музыкой,  литературой,  изобразительным  искусством.

     Приемы:

  • комментирование;
  • инструктирование;
  • корректирование.

               Средства:

  • учебные пособия;
  • видео  и  аудио пособия;
  • наглядные пособия;
  • мультимедийные презентации

1.7 Условия работы  и техника безопасности – одно из  важнейших требований соблюдения правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в  помещении  и правил пожарной безопасности. Педагоги постоянно знакомят детей с правилами по технике безопасности при работе с гимнастическими предметами (обручи, мячи), заботятся о чистоте в танцевальном классе, следят за внешним видом детей и формой одежды на занятии.

В школу принимаются физически здоровые дети на основе медицинской справки.

Условием набора является интерес и желание детей заниматься хореографией. Набор желающих производится непосредственно через беседы с детьми и родителями.

Обучение  в  хореографической  школе  не  ограничивается  образовательным  процессом.  Педагоги  ведут  воспитательную  работу  с  детьми   и   родителями. Обучение в  объединении «Хореографическая школа»  является добровольным занятием, достойным уважения.

Вся работа объединения по организации, особенностям  и требованиям регламентируются Уставом объединения «Хореографическая школа»                                      (См. приложение)

1.8   Воспитательная  работа

Воспитательная работа в художественном коллективе – процесс сложный и многогранный.   Воспитательная работа в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов.  Усилия педагога  направлены на формирование  у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие.  При обучении  хореографии воспитательная деятельность педагога имеет свою специфику. Если обучение  ориентировано на овладение учащимися танцевальными знаниями, умениями, навыками, то воспитание – это формирование  моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и общения внутри танцевального коллектива и вне его – в местах отдыха, в школе, в быту, в работе.   В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром. Посещение спектаклей, концертов, выставок, специальные беседы, лекции на этические темы формирует маленького человека, развивает в нем чувство прекрасного. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов и средств. Педагог использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно учебное занятие, применяя в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству.                                                              

          Личностное  развитие  воспитанника  – одно из основных  задач  хореографической  школы. Высокий  профессионализм  педагогов  способствует  формированию  у  ребенка  способности  выстраивать  свою  жизнь  в  границах  жизни  достойного  человека, что позволяет расти духовно и нравственно. Воспитательная работа предполагает следующие виды деятельности:

Организационно-массовую  деятельность:

  • участие  в  районных,  окружных,  областных,  региональных, всероссийских  конкурсах  и  фестивалях;
  • экскурсионные  поездки  на концертные выступления профессиональных и      образцовых коллективов танцевального творчества;
  • творческие  встречи  с  профессиональными,  образцовыми  коллективами.

Коллективно-творческую   деятельность:

  • участие  в  мероприятиях  учреждения;
  • организация  мероприятий    патриотической,  интеллектуально- познавательной,  культурной направленности.

Социально-массовые  мероприятия:

  • участие  в  тематических  районных, окружных  мероприятиях;
  • участие в проекте  «Выездная  филармония»;
  • участие в акциях, флешмобах.

            Важное  место  в  воспитательной  работе  отводится  конкурсным  мероприятиям.  Обращается  серьезное  внимание   на  этику  поведения  во время конкурса и вне  его. Перед  конкурсом  необходимо    настраивать участников не только  на  достижение  победы,  но  и на  проявление  морально-волевых  качеств.

Одним из   основных  направлений  в работе хореографической школы является  защита,  сохранение  и  развитие  здоровья  ребенка.  Основными мероприятиями  здоровьесберегающей  деятельности хореографической  школы считаются:

- организация физкультурно-оздоровительных  мероприятий;

- реализация системы просветительской работы с учащимися по формированию культуры отношения к своему здоровью;

- формирование у  учащихся устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях  хореографией  как  способа  формирования  физической красоты тела;

-  использование на  занятиях  игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.

       Приоритетные направления  воспитательной работы

  1. Гражданско-патриотическое  воспитание  (воспитание патриотизма, любви  к     Отечеству и Родному краю).
  2. Валеологическое воспитание  (формирование потребности в  

      здоровом образе жизни).

  1. Семейное воспитание (ценность семейных отношений, престиж и роль семьи в обществе).
  2. Трудовое воспитание (развитие  самостоятельности и социализации личности ребенка).
  3. Содействие творческому развитию личности.

Каждое мероприятие - это новая ступень в творческом  развитие обучающихся  и каждый шаг развития рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания.

1.9   Работа  с  родителями

Одной из важных форм работы хореографической школы  является  участие родителей в творческом и образовательном процессе.

Работа  ведется  по трем направлениям:

  1. Диагностическое  (анкетирование,  тестирование,  беседа);
  2. Просветительская  работа (консультации, беседы, тематические родительские собрания, избрание родительского совета, поощрение);
  3. Совместная творческая деятельность (участие родителей  в подготовке и  проведений  мероприятий,  выезды  на  конкурсы).  

  1.10  Ожидаемые результаты

Предметные

  • определить музыкальные  размеры  2/4, ¾, 4/4;
  • знать терминологию  классического, народного, современного танца;;
  • понимать технику исполнения  танцевальных фигур у станка и на середине;
  • знать историю  каждого из  изучаемых  танцев;
  • понимать особенности  перестроений по рисунку танца  в  ансамбле;
  • представлять движения классического, народного танца как  укрепления здоровья и физического развития;
  • знать технику  безопасности  на  занятиях  хореографией.

Метапредметные

  • определять  характер  музыки;
  • ускорять и замедлять  темп  движения;
  • двигаться  в соответствии  с музыкальными  образами;
  • актерски  исполнить  танцевальный  номер;
  • владеть  элементами  классического, народного, современного танца;
  • технически  правильно исполнить  пройденные  танцевальные  фигуры;
  • оценивать красоту телосложения и осанку, сравнивать их с эталонными образцами;
  • взаимодействовать  с  другими танцорами при исполнении  ансамблевых композиций.

Личностные

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

В результате освоения всех составляющих данной программы вырисовывается  следующая   модель  выпускника:

  • Выпускник является индивидуальным субъектом деятельности, он самостоятелен, и способен осуществлять и собственную деятельность, и организовывать деятельность других. Самостоятельность дает уверенность в своих силах; он инициативен, т.е. осознает свои потребности и осуществляет деятельность по их удовлетворению. Он ответственен, т. е. заранее мысленно видит результат своей деятельности и готов отвечать за него перед другими; он постоянно меняет себя, постоянно готов к непрерывному образованию на протяжении всей жизни, саморазвитию, самосовершенствованию.
  • Выпускник обладает нравственным потенциалом, у него есть ответственность и чувство гордости за принадлежность к своей семье, своему Отечеству, он знает и понимает истоки отечественной материальной и духовной культуры, умеет ценить и анализировать собственные возможности, готов к самоопределению, самореализации и самоутверждению в социуме.
  • Выпускник является личностью, он творческий человек, постоянно ищущий.
  • Выпускник является культурным человеком, свободно ориентирующимся в бытийном пространстве. Это означает, что он унаследовал нравственные нормы и принципы, в том числе толерантность, уважение к человеку, коммуникабельность, открытость в общении.
  • Выпускник бережно относится к своему здоровью, умеет рационально организовать свой труд. Является активным сторонником здорового образа жизни.

1.11  Формы контроля и диагностики результатов

Диагностика

На основании положения о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Дома детского творчества  «Гармония» для оценки эффективности реализации программы «Хореографическая школа» разработана система  отслеживания  и фиксации  результатов работы учащихся – промежуточная  и итоговая аттестация.

Диагностический  контроль  дает  возможность определить  уровень мотивации и устойчивости интереса, воспитанности  обучающихся, творческих способностей.

Основными видами контроля успеваемости обучающихся является:

  • текущий контроль успеваемости обучающихся  (участие в   постановках, концертах, конкурсах)
  • промежуточная аттестация обучающихся,
  • итоговая аттестация  обучающихся.                                                          

Данная система диагностики разработана с целью выработки единых подходов  к формам,  порядку и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

Результативность  выполнения программы  отслеживается по 2 формам:

  1. Внешние  формы  контроля:
  • результаты  участия  в  районных,  областных,  региональных,    окружных  фестивалях  хореографического  искусства;
  • моральные  и  материальные  поощрения успешной  творческой   образовательной деятельности:   районные  премии  для  одаренных  детей,  путевки  в лагеря,  благодарственные  письма, дипломы.
  1. Внутренние  формы  контроля:
  • выполнение  заданий  по  тестам  и кроссвордам;
  • открытые  занятия  для  родителей и педагогов;
  • устные  зачеты  по  пройденным  темам;
  • итоговое занятие по  окончанию  хореографической  школы.

Внутренний  контроль  отслеживается путем проведения  промежуточной  и итоговой аттестации.

Цель  промежуточной  аттестации: определить степень  усвоения  детьми  учебного  материала, оценить  динамику развития и роста мастерства учащихся на данном этапе.

      Промежуточная аттестация   определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на основном отделении обучения.  Данная диагностика проводится для учащихся 1-6 года обучения.  Проведение аттестации  позволяет  сделать необходимую корректировку  образовательной программы.

        Цель итоговой аттестации:  проверка уровня освоения  обучающимися содержания дополнительной   общеобразовательной программы по итогам учебного года, а также за весь период обучения.

 Форма аттестации: контрольное занятие, итоговое занятие. В качестве промежуточной аттестации могут засчитываться результаты очных конкурсов не ниже областного уровня.

 1.12  Механизм выявления результатов реализации программы

Промежуточная аттестация – контрольное итоговое занятие  проводиться два  раза в год  на 1-6 годах  - в конце 1-го полугодия  (декабрь)  с  показом  учебной программы  (теория и практика),  и  определяет  успешность освоения образовательной программы данного года обучения.  Занятие направлено на выявление знаний, умений и навыков, обучающихся по определенным видам работы (экзерсис у станка,  на середине,  постановочная работа, репетиционная деятельность)  не требующим публичного  показа и концертной готовности.

-Итоговое открытое занятие 2-го  полугодия  (апрель-май)  проходит в присутствии комиссии  (педагог-хореограф, методист)  и носят открытый характер (с присутствием  родителей, учащихся).   Направлено  на проверку  навыков самостоятельной работы обучающихся, проверка технического продвижения, степень овладения танцевальными навыками,  проверка степени готовности обучающихся к  отчетному концерту.  Предполагает обязательное методическое обсуждение  комиссией (утверждается  приказом директора образовательного учреждения),  носящим аналитический и рекомендательный характер с применением оценочной системы.  

Отчетные  концерты    предполагают,   публичное исполнение   сценической  программы или части ее  и носят открытый характер (с присутствием  родителей, учащихся и других зрителей).  Направлено на проверку  техники исполнения, умение обучающихся работать в ансамбле,  степень реализации  сценического образа.

Участие обучающихся в конкурсах и фестивалях  с  наличием призовых мест, подтверждает высокую оценку творческой деятельности обучающихся.

Итоговый  результат   в конце года выставляется в переводных  группах   по результатам промежуточной аттестации.  Положительная итоговая оценка не может быть выставлена при  получении неудовлетворительной оценки по результатам промежуточной  аттестации.  

Оценки промежуточной аттестации обучающихся  фиксируются в соответствующей  документации и вносятся  в личную карту  обучаемого

Обучающиеся, успешно освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся в следующую группу.  Обучающиеся, получившие на  аттестации в конце года неудовлетворительную оценку, допускаются к повторной сдаче аттестации по данной Дисциплине или по заявлению родителей  остаются на повторное обучение.  Сроки проведения повторной  аттестации устанавливаются решением администрации учреждения.  

Итоговая аттестация проводится по завершении реализации всей образовательной программы обучения в конце  7 года обучения.

Итоговая аттестационная   оценка выставляется на основании:

  • итогового контрольного занятия;
  •  оценки за  концертную деятельность;  
  • совокупности результатов по всем формам промежуточной аттестации в течение всего  периода обучения.

К итоговой аттестации  допускаются обучающиеся, успешно освоившие содержание учебных программ и получившие допуск по результатам промежуточной и текущей аттестаций  в течении года.

Выпускник считается прошедшим итоговую   аттестацию при получении  оценки не ниже «достаточный уровень».

Обучающимся, проявившим отличные способности и успешно прошедшие обучение в Школе, могут  быть выдана рекомендация для  поступления в  Ансамбль.  

1.13 Оценка, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации.

Оценки обучающихся  фиксируются в соответствующей учебной документации – личная карта обучающегося.

Критерии оценки уровня обученности:

  • Высокий уровень (в): Освоение обучающимися более 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации. Применение знаний в нестандартной ситуации. Творческое применение полученных знаний на практике в мало знакомой ситуации (анализировать информацию, находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций, самостоятельно экспериментировать, исследовать, применять ранее усвоенный материал). Призовые места в конкурсных мероприятиях различных уровней.
  • Достаточный уровень (д): Освоение обучающимися от 60 % до 70% содержания дополнительной общеобразовательной программы, подлежащей аттестации. Применение знаний в знакомой ситуации. Выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма (измерять, объяснять, сравнивать, соблюдать правила). Участие в конкурсных мероприятиях различных уровней.
  • Недостаточный уровень (н): Освоение обучающимися от 50% до 60% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации. Применение знаний в знакомой ситуации. Выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма (измерять, объяснять, сравнивать, соблюдать правила), умение анализировать ситуацию, делать выводы, проводить рефлексию собственных  действий.
  • Критический  уровень (к):  Программа не освоена. Обучающему предлагается повторное обучение или смена деятельности – переход в другое детское объединение.

Оценка деятельности ведется по определенным  разработанным   критериям.   Каждый критерий  оценивается по 3 - бальной системе: 3-сильно выраженно, 2 – средне выраженно, 1 –слабо выраженно. Итог складывается и определяется по балловой шкале.            

Параметры и критерии оценивания  уровня хореографической подготовки

На каждом году обучения имеются свои  параметры и уровни оценивания, которые фиксируются в личной карте обучающегося.    (См. диагностика по годам обучения).                                                                                                                                                                                                  Данный вид контроля представляет собой  более развернутый  вид  отслеживания результатов всего учебно-воспитательного процесса.

Для определения динамики  развития мастерства обучающихся проводится анализ  результатов по  достижениям  в конкурсной деятельности (в конце учебного года), открытые занятия и сравнительный анализ уровня творческой активности в социально-массовых мероприятиях и организационно-массовой деятельности.

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

[3] п.2.3 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА в области физической культуры и спорта специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» имени Арарата Агвановича Пилояна по спортивной аэробике

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского ре...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа безопасности"

Программа "Школа безопасности" направлена на мотивацию и формирование здорового и безопасного образа и стиля жизни у современных школьников, основ экологической культуры и ответственности, ценности жи...

«Методические рекомендации по проведению занятий в спортивном зале школы по дополнительной общеразвивающей программе «Спортивное ориентирование»

Цель данной методической разработки: помощь начинающему педагогу в выборе заданий для проведения занятий и организации проведения занятий в спортивном зале.В работе представлены комплексы заданий для ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»...

Дополнительная общеразвивающая программа "Школа аниматора"

laquo;Школа аниматоров» – это особая форма общения – где воспитанники учатся вести себя и вести за собой, учатся навыкам общения. В процессе освоения программы обучающиеся приобрета...