Дополнительная общеразвивающая программа хореографической направленности "Непоседы".
рабочая программа (5 класс)
Данная программа посредством учебного плана, содержания, форм и методов работы помогает учащимся раскрепостить внутренние силы, даёт выход спонтанному чувству танцевального движения, обогащает танцевальный опыт ребёнка разнообразием ритмов и пластики. Программа обеспечивает в рамках школьного учреждения удовлетворение потребностей и запросов школьников как в области танцевального образования и воспитания, так и в области досуга и общения, концертно - исполнительской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neposedy.docx | 59.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат №1 Купинского района Новосибирской области
( МБОУ Купинская школа-интернат №1)
«Рассмотрено» Руководитель МО Воспитателей ____________ Протокол №_____ От «____» _________2020_г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ Купинской школы-интерната №1 ____Зобнина Т.Н._________ « ____» _________2020_г. | «Утверждено» Д Директор МБОУ Купинской школы-интерната №1 Кокарева О.В. ________________ « ____» _________2020_г. |
Дополнительная общеразвивающая программа,
хореографической направленности,
"Непоседы"
Возраст обучающихся:
10 - 13лет
Срок реализации:
1 год
Педагог реализующий программу:
Земцова Елена Анатольевна
Педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Непоседы» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г . №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».
Хореографическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса коррекционного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно – речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития учащихся, а также развитие их творческих способностей представляет танцевальная деятельность. Танцам отводится особое место в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста, поскольку, являясь выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных, согласованных действий и творческую активность ребят, а также доставляют им большое удовольствие и радость. По природе своей живой, физически активный характер танца имеет особую практическую ценность в наши дни, когда неподвижная и малоактивная деятельность стала занимать доминирующее положение в образе жизни детей.
Данная программа посредством учебного плана, содержания, форм и методов работы помогает учащимся раскрепостить внутренние силы, даёт выход спонтанному чувству танцевального движения, обогащает танцевальный опыт ребёнка разнообразием ритмов и пластики. Программа обеспечивает в рамках школьного учреждения удовлетворение потребностей и запросов школьников как в области танцевального образования и воспитания, так и в области досуга и общения, концертно - исполнительской деятельности.
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память. В результате длительного поддерживания статической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников. Увеличение объёма двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно – сосудистой и нервной систем.
Потребность в музыкально – пластических занятиях ощущается уже с 7 -9 летнего возраста, когда психофизический аппарат ребёнка не только наиболее предрасположен для такого рода занятий, но и нуждается в них. Распространённые у детей искривления фигуры, косолапость успешно исправляются и, как правило, вообще не имеют место при систематических занятиях танцами. Особое значение для детей имеет развитие координации. Очень важно продолжение обучения детей в возрасте 10 – 13 лет. В этом возрасте переходят непосредственно к улучшению танцевального репертуара.
Возможности дополнительного образования в плане организации внеурочной работы детей чрезвычайно широки. Воспитание и обучение представлено разнообразной художественно – эстетической деятельностью учащихся.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность данной программы состоит в овладении обучающимися с ограниченными возможностями здоровья знаниями, умениями и навыками ряда танцевальных дисциплин, в необходимости всестороннего развития и социализации личности. Программа удовлетворяет запросы детей в области танцевального образования, решает проблемы творческой самореализации личности через танцевальную и концертно-исполнительскую деятельность, удовлетворяет потребности и запросы школьников в области досуга и общения.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для школьников. Ее отличительными особенностями является:
- активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса;
- значительная часть практических занятий.
Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Цель программы:
Коррекция и развитие психомоторных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, раскрытие их творческого потенциала средствами танцевального искусства.
Задачи программы:
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Образовательные:
- сформировать практические умения и навыки;
- научить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений;
- научить работать в группе и индивидуально;
- дать определенные теоретические знания;
- научить самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями.
Воспитательные:
- воспитать умение творчески подходить к решению любых жизненных задач;
- формировать нравственную культуру и стремление к здоровому образу жизни;
- воспитать чувство ответственности и дисциплину;
- формировать ведущие положительные качества личности, конструктивного взаимодействия в обществе.
- формировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению.
Коррекционно-развивающие:
- укрепить здоровье и развивать накопленные двигательные навыки;
- развивать память, мышление, воображение, слух, чувство ритма;
- формировать правильную осанку;
- повышать работоспособность и двигательную активность.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 10 - 13 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа «Непоседы» разработана на 1 года обучения. Всего 118 часов, 4 часа в неделю.
Планируемые знания, умения, навыки по всей программе за период обучения.
В результате обучения учащиеся должны знать:
- виды танцев (классический, народный, бальный);
- танцевальную терминологию (поклон - книксен, реверанс, позиции ног и рук классического танца и т.д.);
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- назначения отдельных упражнений танцевально - ритмической гимнастики, взаимосвязь движения, ритма и музыки;
- название основных музыкально - ритмических движений и их элементов; правила гигиены тела, тренировочной одежды; правила сценического поведения.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- овладеть правилами поведения в музыкальном зале, умением ориентироваться в нем, выполнять;
- простейшие построения и перестроения и комплексы упражнений под музыку;
- освоить определенный запас общеразвивающих и танцевальных упражнений;
- красиво, выразительно и ритмично двигаться в различных танцевальных темпах, передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок и выражать характер танцевального персонажа под музыку (веселый, грустный, лирический, героический и др.);
- импровизировать на любую тему под различное музыкальное сопровождение;
- дети без подсказки должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации;
- понимать и различать музыкальные размеры и ритмы;
- определять и использовать основные рисунки, направления в движении;
- исполнять этюды, танцевальные композиции и танцы;
- исполнять упражнения партерного экзерсиса;
- красиво и правильно исполнять двигательные элементы;
- быстро и чётко реагировать на замечания педагога;
- координировать движения.
Формы и режимы занятий
Режим занятий подчиняется требованиям СанПин.
Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведения занятий.
Оптимальная наполняемость группы – 8 человек.
Формы проведения занятий: учебное занятие; репетиционная деятельность; концертная деятельность; досуговые.
Формы организации учебной работы: фронтальные; групповые; индивидуальные.
Занятия проводятся:
2 раза в неделю по 2 академических часа (академический час равен 40 мин.) с перерывом 10 минут.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Если цели и задачи обучения как бы задают общее направление деятельности, то методы призваны обеспечивать достижение поставленных целей и решение намеченных задач.
Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др.
Метод танцевального показа - это такой способ обучения, при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию или элементы и анализирует их.
Метод устного изложения учебного материала - с его помощью педагог сообщает детям знания об истории и современном состоянии хореографии.
Методы познавательной деятельности детей: иллюстративно-объяснительный метод репродуктивный метод.
Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям.
Методы танцевально-практических действий.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Основная форма организации учебного процесса с детьми: музыкально-хореографические занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально- ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания.
Программой предусмотрены занятия теоретической дисциплиной: беседы о хореографическом искусстве, о дыхании в хореографии, об актёрском мастерстве и о танцевальных жанрах.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми проводятся беседы — диалоги, обсуждения, рассказы, беседы, объяснения которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Работа по данной программе формирует у школьников навыки танцевальной техники, превышающие базовую образовательную программу, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности – один из важнейших принципов работы.
Формы подведения итогов реализации программы
- подготовка танцевальных номеров к школьным праздникам;
Система отслеживания результатов усвоения материала:
- наблюдение за детьми;
- тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций;
- организация и участие в культурно-массовых мероприятиях;
- проведение конкурсов;
- индивидуализация (учет продвижения личности в развитии);
Учебно-тематический план
Наименование раздела программы | Количество часов 1 год | |
1 | Вводные занятия. ТБ на уроках хореографии. | 2 |
2 | Ритмика | 20 |
3 | Элементы классического танца | 22 |
4 | Элементы русского народного танца | 20 |
5 | Элементы бального танца | 18 |
6 | Репетиционно постановочная работа | 32 |
7 | Итоговые и зачётные занятия | 4
|
Итого: 118 часов
Содержание программы
Раздел | Содержание тем программы |
Вводные занятия. ТБ на уроках хореографии. | Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. Знакомство |
Ритмика | 1. Ритмические упражнения: - упражнения на дыхание; - физиологическая разминка по принципу сверху вниз. 2. Упражнения на ковриках: - лежа на животе – поднимание рук и ног одновременно и поочередно, покачивание; - лежа на спине – поднимание ног, махи ногами; - сидя – сгибание туловища, упражнения для стоп, махи ногами, выпрямление спины; - статические позы (вспомогательные) – «кузнечик», «змея», «верблюд» и т.д. 3. Упражнения для развития художественно-творческих способностей: - движения в образах; - пантомима. 4. Упражнения на пластику и расслабление: - пластичные упражнения для рук; - наклоны корпуса в координации с движениями рук; - напряжение и поочередное расслабление всех мышц тела. 5. Пространственные упражнения: - продвижения с прыжками, бег, поскоки; - перестроение из одной фигуры в другую. 6. Ритмические комбинации: - связки ритмичных движений; - этюды; - танцевальная импровизация. |
Элементы классического танца | 1. Постановка корпуса, позиции ног (I, II, III, IV, V), позиции рук (I, II, III, подготовительная) в центре зала, поклон (усложнение). - плие; - пор-де-бра. 2. Упражнения на середине зала: - приседания и полуприседания; - поднимание стопы на полупальцы; - движение в координации рук и ног по позициям, повороты. 3.Прыжки, верчения: - прыжки на месте по I, II, III позициям ног; - верчения на середине зала (понятие «точки»), в диагонали.
- этюды; - координация движений рук и ног в исполнении прыжков и верчений; - координация рук и ног в исполнении движений на середине. |
Элементы русского народного танца | 1. Основные положения рук, ног, постановка корпуса, поклон (усложнение). 2. Основные танцевальные движения: - танцевальные шаги – с каблука, боковые, с притопом, бег, притопы – одинарный, двойной, тройной; - «Ковырялочка», «Моталочка», «Гармошка»; - повороты, прыжки. 3. Комбинации русского народного танца «Плясовая». |
Элементы бального танца | 1. Основные положения рук, ног, положения в паре, поклон (усложнение). 2. Основные элементы бального танца: - элементы танца «Вальс» - прямой вальсовый шаг, прямой вальсовый шаг с поворотом, вальсовое движение «Лодочка»; - свободная композиция (работа в паре); 3. Комбинации бальных танцев «Вальс», - связка отдельных элементов в хореографические комбинации. |
Постановочно- репетиционная работа | 1. Изучение движений танцевального номера; 2. Отработка движений танцевального номера;
|
Календарно-тематический план
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
1 | Вводные занятия. ТБ на уроках хореографии. | 2 |
2 | Ритмика Упражнения на дыхание | 1 |
3 | Физиологическая разминка по принципу сверху вниз | 1 |
4 | Поднимание рук и ног одновременно и поочередно | 1 |
5 | Поднимание ног, махи ногами | 1 |
6 | Движения в образах | 2 |
7 | Пантомима | 2 |
8 | Пластичные упражнения | 1 |
9 | Поочередное расслабление всех мышц тела | 1 |
10 | Продвижения с прыжками, бег, поскоки | 1 |
11 | Перестроение из одной фигуры в другую | 1 |
12 | Ритмические движения | 1 |
13 | Импровизация | 2 |
14 | Ритмические комбинации: этюды | 2 |
15 | Связка танцевальных движений | 3 |
16 | Элементы классического танца Постановка корпуса, поклон | 1 |
17 | Позиции рук, ног | 1 |
18 | Приседания | 1 |
19 | Полуприседания | 1 |
20 | Поднимание стопы на полупальцы | 1 |
21 | Движение в координации рук и ног по позициям, повороты | 1 |
22 | Прыжки на месте по I, II, III позициям ног | 1 |
23 | Понятие «Точка» | 1 |
24 | Верчения на середине зала, в диагонали | 1 |
25 | Прыжки на месте в координации с движениями рук | 1 |
26 | Гимнастика на полу (растяжка, пресс, спина) | 3 |
27 | Движения классического танца | 4 |
28 | Этюд | 2 |
29 | Координация движений рук в исполнении прыжков | 1 |
30 | Координация движений ног в исполнении прыжков | 1 |
31 | Координация движений рук в исполнении верчений | 1 |
32 | Элементы русского народного танца Постановка корпуса, поклон | 1 |
33 | Танцевальные шаги – с каблука, боковые | 1 |
34 | Шаг с притопом, бег | 1 |
35 | Притопы- одинарный, двойной, тройной | 1 |
36 | Построение в круг. | 1 |
37 | Движения по кругу | 1 |
38 | «Ковырялочка» | 1 |
39 | «Моталочка» | 1 |
40 | «Гармошка» | 1 |
41 | Повороты | 1 |
42 | Прыжки | 1 |
43 | Комбинации | 1 |
44 | Построение в фигуры (рисунок) | 2 |
45 | Отработка движений танца с платками | 2 |
46 | Соединение движений танца в комбинации | 2 |
47 | Постановка танца с платками | 2 |
48 | Элементы бального танца Основные позиции рук. Основные позиции ног. Поклон | 1 |
49 | Прямой вальсовый шаг. Прямой вальсовый шаг с поворотом. Вальсовое движение «Лодочка» | 1 |
50 | Свободная композиция (работа в паре) | 1 |
51 | Изучение движений танца «Вальс» | 3 |
52 | Отработка движений танца «Вальс» | 3 |
53 | Соединение движений танца «Вальс» в комбинации | 3 |
54 | Разводка комбинаций танца «Вальс» в сценический рисунок | 3 |
55 | Постановка танца «Вальс» | 3 |
Репетиционно- постановочная работа | ||
56 | Танец с платками | 6 |
57 | Танец «Вальс» | 6 |
58 | Танец к Новому году | 4 |
59 | Танец «Мамино сердце» | 4 |
60 | Танец к 23 февраля | 6 |
61 | Танец «Весёлые подружки» | 6 |
Список литературы:
Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Рольф, 1999. -272с.
Каплунова И., Новоскольцева И., Алексеева И.. Ладушки. Топ-топ каблучок. Танцы в детском
саду.- С.-Петербург.: «Композитор», 2000. -83с.
Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. - Минск, 1971.
Ритмика и танец. Программа. - М., 1980.
Руднева С., Фиш Э. Ритмика. - М.: Просвещение, 1972.
Тютюнникова Т. Движение и музыка!/ Дошкольное воспитание. - 1997. - №8.
Шушкина З. Ритмика. - М.: Музыка, 1976
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА - ФИ ДАНСЕ». Танцевально - игровая гимнастика для детей. - СПб.: «Детство - пресс»., 2001 г.
Бекина С. и др. «Музыка и движение», М., Просвещение, 1984 г.
«О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». Письмо МО РФ от 14.03.2000 г. № 65/ 23-16 Основная программа Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой. 2014г.
«Эстетическое воспитание в детском саду»под ред. Н.А. Ветлугиной, М., 1989. Г.А. Колодницкий - Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада Раевская Е.П. 3 издание, дораб. - М.: «Просвещение», 1991г. «Танцевальная ритмика для детей № 1» Суворова Т.И. Учебное пособие - СПб.: «Музыкальная палитра», 2003 г.
Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. А.: Учите детей танцевать.// Владос, 2004. Конорова Е. В. :Методическое пособие по ритмике. // М. «Музыка», 1972. Муз.-но - ритмические движения для детей дошкольного возраста - Т.Ф. Коренева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Учебно-методическое пособие.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа хореографического коллектива «Калейдоскоп».
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА 1-3 КЛАСС
В мое портфолио входит программы по обучению хореографии. Благодаря предметам: ритмика, классический танец, народно-сценический танец, подготовка концертных номеров, история хореографического искусств...
Дополнительная общеразвивающая программа "Хореографическая школа"
Дополнительное образование – процесс непрерывный и способствует личному самоопределению ребенка. Именно в учреждениях дополнительного...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический коллектив «Задумка» художественная направленность Срок реализации: 6 лет Возраст детей: 7 - 18 лет
Программа способствует развитию эмоционального восприятия музыки посредством отображения в движении её характера, темпа, динамики и других средств музыкальной выразительности. Программа с...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Хореографический ансамбль «Золотое яблочко»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический ансамбль «Золотое яблочко» относится к программам художественной направленности.Прог...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический ансамбль «Побратимы». Жизнь в танце. Танцы народов Кавказа»
Направленность: художественнаяУровень реализации программы: базовыйВозраст обучающихся: 8-17 летСрок реализации: 5 лет.Автор-составитель программы: Канашев Николай Иванович, заслуженный деятель культу...