Конспект занятия "Введение в дополнительную образовательную программу «Юный натуралист»"
план-конспект на тему
Как заинтересовать, привлечь ребёнка в объединение дополнительного образования - проведите с ним другое, отличное от школы занятие. На этом занятии не ставят привычных оценок, можно свободно высказать своё мнение, не боясь ошибиться. На этом первом занятии можно попробовать себя в роли исследователя природы. Такое занятие приоткроет ребёнку дверь в завораживающий мир живой природы и поставит перед юным натуралистом множество вопросов. И ребёнок увидит персективу найти ответы на эти вопросы именно в объединении "Юный натуралист".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Введение в дополнительную образовательную программу «Юный натуралист»" | 482.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей» пгт. Нижний Одес
План – конспект открытого занятия
Тема:
Введение в образовательную программу
«Юный натуралист»
Возраст обучающихся 8-10 лет
Педагог дополнительного образования детей
Зуева Анна Викторовна
2016г.
План
1 этап. Организация начала занятия. Подготовка к активной учебно-практической деятельности.
2. этап. Установление связи с материалом.
3. этап. Объяснение нового материала.
4. этап. Практическая работа. Закрепление материала
5. этап. Подведение итогов. Контроль полученных знаний
Тип занятия – комбинированное
Цель занятия: заинтересовать детей перспективой участия в дополнительной
общеразвивающей программе «Юный натуралист».
Задачи:
- Обучающие
- сформировать познания о деятельности натуралиста;
- познакомить с историей зарождения натуралистического общества и движением юных натуралистов в России;
- научить на элементарном уровне, создавать мини-проект - паспорт наблюдения за животными;
- научить проводить рефлексию занятия через правила написания синквейна.
- Развивающие.
- развивать проектное мышление;
- формировать рефлексивные умения;
- стимулировать проявления самостоятельности
- Воспитательные:
- формировать чувства гордости и любви к Родине;
-способствовать формированию доброжелательных чувств к обитателям живого уголка;
- воспитывать умения работать в группе, договариваться и распределять между собой объем работы.
Прогнозируемый результат: первичный опыт участия в проектной деятельности.
Атмосфера занятия: сопереживание, соучастие, содействие, создание ситуации успеха, радости открытия.
Продолжительность занятия: 45 мин.
Методы:
по источникам знаний:
- словесный (беседа);
- наглядный (наблюдения учащихся, иллюстрации, фотографии);
- практический;
по характеру познавательной деятельности:
- проблемный;
- частично-поисковый;
по степени самостоятельности обучающихся:
- учебная работа под руководством педагога;
- самостоятельная работа обучающихся.
Формы обучения: групповая, индивидуальная.
Оборудование:
ПК, проектор, экран.
Материал для проведения практической работы
раздаточный материал с заданиями, ватман, клей, ножницы, весы, фломастеры,
географические карты, набор фотографий, картинок с животными, аудиозапись «Звуки природы».
В ходе работы учащиеся ответят на главные вопрос: "Что мы знаем об изучаемом животном?". В результате работы над проектом дети должны прийти к выводу "Есть много интересной и важной информации о животном, которую мы можем узнать " и создать паспорт животного, в котором будет собранная за урок информация. Учащиеся получат опыт составления презентации своей работы над проектом, представления оценки своей работы.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Приветствие, знакомство.
2.Введение в проблемную ситуацию. (Учитель читает стихотворение, звучит музыка)
(Слайды. – пейзажи)
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток
Не оскверняй ее святынь.
(С. Смирнов)
- Наш мир многообразен. В нем много животных и растений. Давайте вспомним о некоторых из них.
(Слайды – животных)
Кроссворд «Натуралист»
1 | п | а | в | л | и | н | |||||
2 | ц | а | п | л | я | ||||||
3 | т | ю | л | е | н | ь | |||||
4 | к | у | к | у | ш | к | а | ||||
5 | г | р | а | ч | |||||||
6 | п | о | п | у | г | а | й | ||||
7 | б | е | л | к | а | ||||||
8 | с | в | и | н | к | а | |||||
9 | л | о | с | ь | |||||||
10 | д | я | т | е | л |
1.Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес …
2.На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаете? Это …
3.В жизни всякое бывает:
Ласты с ног он не снимает
И ныряет целый день
В море синее …
4. Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
5.Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь
А зовется птица….
6. Он заметен среди веток –
В ярких перьях всех расцветок.
Если к дому приручён –
Говорить умеет дом.
7. Кто на ветке шишку грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
8.И в море не купается
И нет у ней щетинки,
Но все же называется
Она морская…
9.Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте это…
10. Хоть я не молоток –
по дереву стучу,
В нём каждый уголок
обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
- Как вы думаете, кого называют НАТУРАЛИСТОМ? (ответы детей)
Разгадай ребус. (слайд)
Натуралист это человек – исследователь природы.
Итак, тема нашего занятия « НАТУРАЛИСТ – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРИРОДЫ»
Рассказ учителя о возникновении натуралистического движения: (Слайды)
Первое научное общество исследователей природы открыл Михаил Никитич Муравьёв. Было это 200 лет назад.
Первая станция юннатов — станция любителей природы была основана в Москве в 1918 году Вдохновителем и создателем юннатовского движения в нашей стране стал Пётр Александрович Мантейфель (1882—1960), биолог, охотовед, заслуженный деятель науки РСФСР
(слайд)
Станции юннатов организовывали деятельность школьников по изучению и охране природы, опытническую работу по биологии, общественно-полезный сельскохозяйственный труд, проводили смотры работ и слёты юннатов, традиционные массовые праздники (День леса, Праздник урожая и т. П). При станциях юннатов создавались живые уголки, где юные натуралисты изучали и ухаживали за его обитателями: морскими свинками, кроликами, хомяками, птицами и др.
В настоящее время юннатское движение работает по всей нашей большой страны.
(слайд)
Юннаты работают по правилам. (слайд)
1) наблюдай все, что происходит в природе,
2) все наблюдения записывай и что возможно зарисовывай,
3) указывай точное место, где проводилось наблюдение, время и условия наблюдений,
4) будь объективным и справедливым, проводя записи наблюдений,
5) записывай только те наблюдения, которые не вызывают сомнений,
6) не спеши делать выводы из своих наблюдений, не проверив их,
7) передавай все наблюдения кружку для общего использования их.
- И конечно каждому юннату нужно быть сильным и здоровым.
Физминутка
Мы шагаем, мы шагаем
Выше руки поднимаем.
При ходьбе дышать только через нос.
Голову не опускаем
Дышим, ровно, глубоко.
Постепенно удлинять фазу выдоха: на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6 — выдох; на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6—7 — выдох (2—3 мин).
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Сделать вдох через нос. Наклон вперед на выдохе (4—5 раз).
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим
На носочках пробежим.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Сегодня вы тоже попробуете себя в роли натуралистов.
Представьте, такую ситуацию в живом уголке появился новый обитатель
уголка. ( представление морской свинки и хомяка) ( слайд)
- Как называют этих животных?
- По каким признакам, вы определи его вид? Что вы ещё знаете об этом представителе живого мира? (ответы детей)
Анализ ответов детей.
Вы правильно, высказали предположения о том, что, для ухода за животными необходимо много информации: чем кормить, чем поить, по каким признакам определить, что животное здорово или заболело.
- Как вы думаете, этих знаний достаточно, чтобы животное было здоровым и было счастливым? (предположения детей)
- Что еще необходимо знать, чтобы содержать животное?
Натуралисты ведут паспорта для каждого наблюдаемого животного.
И так, перед вами стоит цель: разработать паспорт, в котором будет записана вся полезная и нужная информация о животном живого уголка
(Слайд)
Структура паспорта животного
1. Название животного
2. География проживания (можно отметить на карте)
3. Происхождение названия (расшифровать название)
4. История одомашнивания, отношения с человеком (найти информацию и подготовить доклад)
5. Внешний вид (окрас, вес, длина тела, количество пальцев, наличие хвоста, форма ушей)
6. Кормление (составить меню)
Класс делится на две подгруппы по 3-4 человека. Каждая группа выбирает изучаемое животное. В группе распределяются роли - натуралист-географ, натуралист-зоотехник, натуралист-историк, натуралист – селекционер, натуралист-дизайнер.
(Педагог объясняет правила создания и оформления разделов паспорта)
-Все члены группы работают в соответствии со своими амплуа, по необходимости консультируются, добывают недостающие знания (из книг, спрашивают у учителя, зрителей и тд)). Географ определяет и примерно обозначает на карте ареал обитания животного в природе. Зоотехник разрабатывает меню для животного. Историк изучает историю одомашнивания животного и готовит краткий доклад на данную тему. Селекционер отбирает изображения животного.. Дизайнер занимается оформлением плаката.
Таким образом участники подгруппы подготавливают презентацию результатов.
Презентация
-Предлагаю каждой группе представить результаты своих исследований.
(Группа определяет, кто будет представлять результаты работы: один или несколько участников). Каждая группа представляет доклад о проделанной работе.
Анализ проектов (беседа-диалог)
- Ребята, что общего между морской свинкой и хомяком и в чем отличие?
Вы рассказали все, что знали, но у меня остались вопросы. Как вы думаете?
1. Когда свинка хрюкает, а когда визжит?
2. Что делает хомяк зимой?
3. Умеют ли свинки плавать?
4. Сколько лет живет хомяк?
5. Различают ли свинки цвета?
7. Рефлексия
-Что мы с вами сегодня делали? (слушали, читали, спрашивали у взрослых, наблюдали и др )
- Что нового узнали на занятии?
- Что больше всего вас сегодня удивило?
- Кому было сложно работать в группе?
- Кому понравилось быть натуралистом?
- Сегодня вы узнали всё о ваших животных? (ответы детей)
- Ответы на ваши вопросы вы обязательно отыщите, если останетесь ЮНЫМИ НАТУРАЛИСТАМИ.?
И так, кто же такой натуралист? Давайте о нём сложим синквейн.
Кто? Натуралист
Какой? Наблюдательный, заботливый
Что делает Изучает, зарисовывает, записывает
Моё отношение Хочу попробовать
Кто, что, как? Исследователь
Дети сочиняют свои варианты пятистишья на заданную тему.
(слайд)
- Ребята мне очень понравилось с вами работать. Вы много знаете, любите природу.
Замечательно справились с созданием паспорта животного. Успехов вам в изучении природы.
Оценка результатов работы обучающихся.
Анализ работ обучающихся определяется по следующим критериям :
- уровень умения вести на элементарном уровне исследование изучаемого животного
- уровень владения навыками сравнения внешнего вида, ареала обитания, схемы кормления изучаемых грызунов
- уровень умения самостоятельно поиска информации, оформления паспорта животного
- уровень взаимопомощи и поддержки
- уровень навыка самооценивания качества выполненной работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Юный информатик"
Рабочая программа кружка "Юный информатик"...
Дополнительная образовательная программа "Юный спасатель"
Необходимость в разработке данной программы заключается в создании условий для формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, умеющих ориентироваться в современных социальных условиях, подг...
Дополнительная образовательная программа «Юный патриот»
1. Пояснительная записка. 1.1 Направленность программы – военно-патриотическая.1.2. Актуальность.Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего по...
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"...
Дополнительная образовательная программа "Юные туристы"
Дополнительная образовательная программа "Юные туристы"...
Дополнительная образовательная программа "Юный декоратор"
Программа разработана с учетом особенностей возраста и уровня подготовки детей, режима, возрастных параметров и социальных условий. Объединение посещают дети разного возраста с 11 - 15 лет. Подростки ...
Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист"
Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист" разработана для детей в возрасте 10 - 12 лет, проявляющих инетерес к изучению природы. Программа может быть использована для организации заня...