Авторская рабочая программа «Познание окружающего мира через систему познавательных опытов» для учащихся 11-15 лет (5-8 классы)
рабочая программа на тему
Программа «Познание окружающего мира через систему познавательных опытов» предназначена на учащихся 5-8 классов и разработана на основе Междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» по ФГОС ООО, а также на основе серии книг «Научная лаборатория Тома Тита».
Цель программы:
формирование личностных качеств ученика, способностей к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности, научной эрудированности, к умению самостоятельно осуществлять практические исследования естественнонаучной направленности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Авторская рабочая программа
«Познание окружающего мира через систему познавательных опытов»
для учащихся 11-15 лет (5-8 классы)
Разработала
Шадрина И.Н., учитель географии-биологии МБОУ г. Мурманска СОШ № 18
- учебный год
Пояснительная записка
Программа «Познание окружающего мира через систему познавательных опытов» предназначена на учащихся 5-8 классов и разработана на основе Междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» по ФГОС ООО, а также на основе серии книг «Научная лаборатория Тома Тита».
Цель программы:
формирование личностных качеств ученика, способностей к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности, научной эрудированности, к умению самостоятельно осуществлять практические исследования естественнонаучной направленности.
Задачи программы:
- овладение учащимися основными методами исследований окружающей природы: наблюдением, измерением, экспериментом.
- формирование умения правильно работать с оборудованием для исследований,
- научить учащихся применять современные научные технологии в ходе научных исследований,
- формировать умение правильно вести документацию научных исследований,
- овладение учащимися проектной методикой в исследовании,
- познакомить учащихся с достижениями науки в области исследования окружающей среды.
Формы и методы работы:
Лекции, демонстрации, наблюдения, эксперимент, экскурсии, практикумы, дневников исследований, просмотр видеофильмов, участие в проектной деятельности, составление презентаций.
Общая характеристика учебного предмета
Деятельность учащихся, особенно подростков, не может ограничиваться выполнением только учебных заданий, обязательных для всех учащихся. Современные потребности учащихся значительно шире. Поддержать интересы учащихся, закрепить и развивать их - задача школы.
Цикл занятий «Познание окружающего мира через систему познавательных опытов» позволяют более полно отразить в школьном образовании современные достижения науки и учесть местные особенности школы, внести существенные дополнения в содержание образования в работе с учащимися.
Изучение исследовательского материала на занятиях в соответствии с желаниями и способностями школьников повышает эффективность их учебных занятий, развивает интерес у ребят к естественным наукам, делает более устойчивыми и целенаправленными их интересы к определенным видам практической деятельности, готовит учащихся к самообразованию по окончании школы. Кроме того, углубленное рассмотрение ряда научных проблем на современном уровне имеет большое воспитательное значение в формировании научного мировоззрения учащихся.
«Познание окружающего мира через систему познавательных опытов» представляет собой своеобразный практикум по применению различных современных исследовательских методик естественно – научной направленности для учащихся среднего школьного возраста.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры курса «Познание окружающего мира через систему познавательных опытов» определяются спецификой естественных наук, на знания которых он опирается. В качестве ценностных ориентиров курса выступают объекты, изучаемые в курсах биологии, химии, физики, географии, экологии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении способов познания и исследования окружающей нас действительности.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения курса, проявляются:
- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- в ценности методов исследования живой и неживой природы;
- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, а ценностные ориентации содержания курса могут рассматриваться как формирование:
- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
Курс «Познание окружающего мира через систему познавательных опытов» обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
- правильного использования методики и приемы исследований;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения «Познание окружающего мира через систему познавательных опытов» ученик должен знать/понимать:
- Многообразие естественных наук, объекты и методы их исследований.
- Простейшие исследовательские методики, применяемые человеком в быту.
- Основные источники и способы получения информации для исследований.
- Приемы безопасного использования оборудования для исследований.
Уметь:
- Правильно применять приборы и различные виды оборудования для исследований.
- Применять простейшие методики исследования.
- Публично представлять результаты собственных проектов, исследований.
- Отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Объяснения явлений, происходящих в природе;
- Безопасной работы с веществами в лаборатории, быту;
- Критической оценки достоверности информации, поступающей из различных источников.
Содержание учебного предмета
(102 часа, 3 часа в неделю)
- Введение (35 часа): Что такое исследование?
Система естественных наук. Методы исследования в естественных науках.
Практические работы: Техника безопасности при работе в научной лаборатории. Приборы и оборудование юного исследователя.
Как задавать вопросы? Учимся
выделять главное и второстепенное.
Практические работы:
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Практическая работа выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Гипотезы и провокационные идеи.
Гипотезы и способы их конструирования.
Практические работы:
Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Анализ и синтез.
Практические работы:
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».
Как давать определения понятиям.
Суждения, умозаключения, выводы.
Практические работы:
Практические задания по развитию
умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Основные логические операции.
Практические работы:
Практические задания по темам: как давать определения
понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
Научная теория. Научное прогнозирование.
Практические работы:
Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.
Умение выявлять проблемы.
Практические работы: Практическое задание «Как люди смотрят на мир».
Как работать с книгой?
Практические работы: Практическая работа по структурированию текстов.
Что такое парадоксы?
Практические работы: Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».
Как планировать исследования и проекты?
2.Исследовательская практика (67 часов):
Наблюдение и наблюдательность. Эксперимент – познание в действии.
2.1. Проведение познавательных опытов.
Опыты по книге «Тайны биологии» Тома Тита.
Опыты по книге «Что умеет наше тело» Тома Тита.
Опыты по книге «Физика без приборов».
2.2. Разработка и подготовка собственных проектов.
Как выбрать тему собственного
исследования.
Индивидуальная работа по планированию и
проведению самостоятельных исследований
Индивидуальная консультационная работа
по проведению самостоятельных
исследований.
Семинар.
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| ||
Что такое исследование? Система естественных наук. | 3 | Знакомство с понятием «исследование». Корректировка представлений учащихся о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как люди используют результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.). Техника безопасности при работе в научной лаборатории. Приборы и оборудование юного исследователя. |
Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное. | 4 | Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа _ выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом». |
Гипотезы и провокационные идеи. Гипотезы и способы их конструирования. | 4 | Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез». |
Анализ и синтез. | 1 | Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». |
Как давать определения понятиям. | 1 | Использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов. |
Суждения, умозаключения, выводы. | 2 | Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения. |
Основные логические операции. | 3 | Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. |
Научная теория. | 3 | Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы». |
Научное прогнозирование. | 5 | Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез. |
Умение выявлять проблемы. | 3 | Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. |
Как работать с книгой? | 3 | Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов. |
Что такое парадоксы? | 2 | Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений». |
Как планировать исследования и проекты? | 1 | Чем исследование отличается от проекта? |
2.Исследовательская практика ( 67 часов) | ||
Наблюдение и наблюдательность. | 3 | Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности. |
Эксперимент – познание в действии. | 3 | Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать, новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.). |
2.1. Проведение познавательных опытов (48). | ||
Опыты по книге «Тайны биологии» Тома Тита. | 16 | Практикум. |
Опыты по книге «Что умеет наше тело» Тома Тита. | 16 | Практикум. |
Опыты по книге «Физика без приборов» | 16 | Практикум. |
2.2. Разработка и подготовка собственных проектов (13). | ||
Как выбрать тему собственного исследования. | 2 | Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися. |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 3 | Каждый ребенок должен иметь «Дневник исследователя», в котором подробно отражен весь ход исследовательской работы. |
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | 3 | Подготовка работ учащихся к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. |
Семинар. | 2 | Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. На этом этапе идет отбор самых лучших научных работ, которые учащиеся представят на школьной научно-практической конференцции. |
Школьная научно-практическая конференция. | 1 | |
Подведение итогов, анализ работ участников. | 1 | |
Подготовка плана на следующий учебный год, задания на лето. | 1 |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
к ООП ООО
утверждена приказом,
от 01.09.2015 № 135
Междисциплинарная учебная программа
«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
- Пояснительная записка
Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» (далее Программа) является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся. Программа разработана в соотнесении с психолого-педагогическими особенностями развития детей 11—15 лет.
Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный ли прикладной интерес.
Создавая условия по освоению норм исследовательской и проектной деятельности, школа способствует воспитанию у подростков самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Существенным условием эффективного освоения норм исследовательских и проектных видов деятельности является создание в образовательном пространстве школы продуктивного социального контекста данных видов деятельности.
При этом организация исследовательской и проектной деятельности происходит в пространстве совершенно разных видов человеческой деятельности: естественнонаучной, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, инженерном и ИКТ-проектировании и т.д.
Решение этих задач предполагает задействованность потенциала всех компонентов соответствующего социокультурного пространства школы:
- основного образовательного процесса;
- внеурочной деятельности;
- дополнительного образования;
- самообразования.
Одновременно с этим предполагается организационное и содержательное согласование междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» с Программой развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, Программой формирования ИКТ-компетентности обучающихся, программой «Основы смыслового чтения и работа с текстом», Программой воспитания и социализации обучающихся.
Междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» включает в себя разделы, посвященные ожидаемым образовательным результатам; анализу особенностей учебно-исследовательской и проектной деятельности в подростковой школе; формам организации образовательного процесса, процедурам оценки образовательных результатов.
Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:
- Формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности;
- овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
- развитие компетентностного общения.
- Овладение обучающимися продукто-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:
- основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
- методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования;
- технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания.
- Развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
- предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;
- владения приемами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
- Общение и сотрудничество обучающихся с группами ;одноклассников, учителей, специалистов за счет потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Исходя из целей освоения Программы ее организационно-методическое обеспечение и педагогическое сопровождение направлено на создание условий для решения следующих задач:
- В отношении обучающихся:
- обучение целеполаганию, планированию и контролю;
- овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация, оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
- обучение методам творческого решения проектных задач;
- формирование умений представления отчетности в вариативных формах;
- формирование конструктивного отношения к работе;
- создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий;
- В отношении учителя:
- применение педагогических техник и приемов, которые обеспечивают самостоятельность и самоопределение обучающегося в процессе работы, контроль за соблюдением этапов деятельности;
- поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной направленности исследований и проектных разработок;
- обучения приемам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией;
- разработка банка заданий, проблем, тем для осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности.
- В отношении администрации образовательного учреждения:
- создание организационных возможностей для данного вида деятельности (расписание, циклограмма, деятельность в системе дополнительного образования и т.д.)
- разработка локальных актов, поддерживающих усилия учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности, соглашений о сотрудничестве с учебными, научными и социальными организациями с целью привлечения экспертов, консультантов, дополнительных ресурсов;
- организация образовательного пространства, поддерживающего данный вид деятельности: информационных ресурсов, мастерских, клубов, конкурсов, олимпиад, конференций;
- создание условий для поощрения и практического использования результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся в деятельности колы и других организаций.
2. Планируемые образовательные результаты освоения междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Учебно-исследовательская и проектная деятельности обеспечивают как вклад в развитие универсальных учебных действий, так и в развитие специфических компетентностей.
УУД | Планируемые результаты |
Личностные | В рамках когнитивного компонента будут сформированы: - историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; - образ социально-политического устройства, т.е. представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; - знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; - знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; - освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; - ориентация в системе моральных норм и ценностей; - ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; - экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. |
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: - гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; - уважение к истории, культурным и историческим памятникам; - эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; - уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; - уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; - уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; - позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. | |
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: - готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); - готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; - готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; - потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; готовность к выбору профильного образования. | |
Выпускник получит возможность для формирования: - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию; - адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - морального сознания на конвенциональном уровне, - способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. | |
Регулятивные | Выпускник научится: - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную задачу; - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - планировать пути достижения целей с помощью учителя; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; - элементам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Выпускник получит возможность научиться: - построению жизненных планов во временной перспективе; - основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью; - адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; - основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. |
Коммуникативные | Выпускник научится: - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить высказывание; - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - использовать доступные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; Выпускник получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); - вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с усвоенными грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Познаватель- ные | Выпускник научится: - основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям; - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; - обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; - осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; - основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; - структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; - работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Выпускник получит возможность научиться: - основам рефлексивного чтения; - выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; - делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. |
При этом на каждом рубеже основной школы (5-6, 7-8 и 9 классы) определяются ключевые доминанты планируемых результатов. На каждом этапе освоения Программы определяются конкретные результаты, которые подлежат рубежному оцениванию. Оценивание осуществляется в количественной и качественной форме (Приложение 2, 3).
3. Базовые характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности.
В общепедагогическом плане деятельностный подход в настоящей программе понимается как подход, в соответствии с которым именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования.
В рамках этого же подхода определена структура деятельностей и нормы их освоения. Здесь важны следующие этапы: открытие норм исследовательской и проектной деятельности, освоение норм, использование норм.
Открытие и освоение норм исследовательской и проектной деятельности, а так же проведение учебных исследований и реализация проектов в рамках деятельности образовательного учреждения осуществляются:
- в ситуациях, специально спроектированных педагогом в рамках урочной и внеурочной деятельности;
- в пространстве клубных детско-взрослых сообществ, ориентированных на совместную исследовательскую или проектную деятельность (внеурочная деятельность и дополнительное образование);
- через участие подростков в исследованиях и проектах, проводимых взрослыми людьми в соответствии с собственными целями и задачами (дополнительное образования и самообразование);
- самостоятельно самими учащимися.
3.1. Проектная деятельность
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении представлена в Примерной образовательной программе основного общего образования и включает в себя типы проектов по следующим основаниям: виды проектов; содержание проектов; количество участников; длительность; дидактические цели.
Данная типология задает организационно-содержательные типы проектов.
В дополнение к данной типологии в настоящей программе используется типология «возрастно-ориентированных проектов»: «проект-проба» (5-6 класс), «дизайн-проект» (7-8 класс), «проект, меняющий жизнь» (9 класс). Данная типология задает возрастную динамику освоения норм исследовательской и проектной деятельности.
Проект-проба (5-6 классы).
Особенности организации проектной деятельности в данном возрасте связаны со становящимся у подростков «чувством взрослости» и стремлением создать собственными руками продукт, по образу и подобию существующего в культуре.
Данная деятельность учащихся является проектной и направленна на открытие и освоение норм производственной и проектной деятельности.
В привязке к предметным дисциплинам (русскому языку, истории, естествознанию и т.д.) такими продуктами, в частности, являются – изготовленная книга сказок с иллюстрациями; словарь «крылатых выражений», значимых для подростков; музейная экспозиция «История жизни известного предмета (часы, стул, ложка, ручка): от возникновения до сегодняшнего времени»; «Стоянка древнего человека» и т.д.
Для инициации проектной деятельности у младших подростков необходимы:
- конкурсная поддержка подобных инициатив (например, конкурс моделей, конкурс классных рукописных книг и т.д.);
- наличие в школе презентационных инфраструктур (например, постоянной выставки творческих работ), коллекционирующих продукты деятельности учащихся.
Существенным условием появления у младших подростков проектных инициатив является стиль взаимодействия педагога с учащимися. Учебное сотрудничество, доброжелательный авторитет взрослого побуждает школьников продолжить начатую работу на уроках посредством реализации проектных замыслов.
Для того, чтобы данная деятельность учащихся стала основой для следующего уровня проектной деятельности, планируется:
- проведение процедур соотнесения полученного продукта с замыслом, в ходе которого обнаруживается зазор между данными характеристиками, осознается собственно замысел и происходит постановка задач на улучшение продукта;
- проведение исторической реконструкции процесса изобретения и создания продукта, в том числе через просмотр соответствующих фильмов, посещение музеев истории науки и техники;
- проведение процедур соотнесения процесса создания продукта (например, написание и изготовление книги) с реальным производственным процессом, в том числе и через экскурсии на производство.
Подобная проектная деятельность, как пропедевтика сложных видов проектной деятельности, выстраивается на материале всех учебных дисциплин; реализуется во время урочной и внеурочной деятельности, а так же в пространстве школьного дополнительного образования; носит краткосрочный (длительность одного проекта – 1-1.5 месяца или 1-2 недели в формате «погружения») и разнообразный характер; зафиксирована в рабочих программах и учебном плане.
Дизайн-проект (7-8 класс)
Особенности организации проектной деятельности в данном возрасте связаны с возрастающей личной критичностью подростков к окружающему миру, возникающим желанием подействовать не только самостоятельно и оригинально, но и авторски.
Подросток создает, например, техническую модель, но такую, чтобы она отличалась по тому или иному показателю в лучшую сторону от существующего прототипа. Другой вариант преобразования – создание продуктов с опорой на исходный прототип, но преобразованных\адаптированных с учетом новых обстоятельств их применения\использования.
Такая деятельность может быть названа «дизайн-проектом» и квалифицирована как авторское действие.
В привязке к предметным дисциплинам (русскому языку, информатике, естествознанию и т.д.) такими продуктами, в частности, являются создание нового «типа» словаря как комбинации известных словарей; создание презентаций по предметным темам различных учебных дисциплин с использованием разнообразных средств ИКТ, обеспечивающих их выразительность и запоминаемость; изготовление конструкций с использованием знаний из области физики теоретического и прикладного характера; создание оригинальных музейных экспозиций, например, экспозиции «Культура питания» (нормы и культура питания в разные эпохи; соотнесенность с современными требования и стандартами к нормам и культуре питания).
Проектная деятельность выстраивается на материале учебных дисциплин, реализуется через урочную, внеурочную деятельность и школьное дополнительное образование, носит как краткосрочный, так и среднесрочный (длительность одного проекта 1- 3 месяца) и разнообразный характер; зафиксирована в рабочих программах.
Индивидуальный итоговый проект (9 класс)
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам:
- организация проектной деятельности;
- содержание и направленность проекта;
- защита проекта;
- критерии оценки проектной деятельности.
Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта должна быть утверждена (уровень утверждения определяет образовательное учреждение; план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта). Образовательное учреждение может предъявить и иные требования к организации проектной деятельности.
В разделе о требованиях к содержанию и направленности проекта обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. В этом разделе описываются также: а) возможные типы работ и формы их представления и б) состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
В разделе о требованиях к защите проекта указывается, что защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
3.2. Учебно-исследовательская деятельность
Учебно-исследовательская деятельность учащихся подростковой школы в данной программе понимается как система учебных ситуаций, направленных на изучение и освоение основ исследовательской деятельности, в том числе – основ современной научной исследовательской деятельности. Это учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у обучающихся культуры исследовательского поведения, как способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но, в отличие от научного исследования, не предполагающая получение нового научного результата.
Учебно-исследовательская деятельность в 5-7 классах в рамках урочной деятельности.
В отношении учебно-исследовательской деятельности базовой образовательной задачей в границах 5-7 классов является рефлексивное открытие норм исследовательской деятельности через формат исследовательских заданий.
Исследовательское задание представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, внутри которой исследовательская проблематика теоретического характера, исследовательская задача, способы и средства исследовательской деятельности уже заданы, однако результат не известен.
В рамках дисциплин естественно-научной направленности учащимся необходимо воспроизвести по описанию ситуацию и самостоятельно обнаружить особенности изучаемого явления.
Если обнаружение нового свойства известного объекта или «открытие» нового явления будет проделано самими учащимися, то оно с большой вероятностью будет сопровождается удивлением познавательного характера. Вопросы-удивления «Как это возможно?», «Почему это происходит?», «За счет чего это возможно?» могут быть переформатированы в вопросы проблемного характера.
Следующий шаг работы с исследовательским заданием – работа с текстом (в том числе и с текстом учебника) как текстом-ответом на сформулированные самими школьниками вопросы. Предварительно возможно высказывание гипотез о природе данного эффекта, самостоятельное (в масштабах класса) выявление общих закономерностей.
Обязательным этапом учебной работы в рамках исследовательского задания является проведение рефлексивного анализа проделанных шагов и выделение норм исследовательской деятельности.
Параллельно с этим планируется проведение школьниками 5-7 классов локальных мини-исследований, выстроенных в логике «исследовательских заданий» на смежном с учебными дисциплинами материале. Организация мини-исследований так же предполагает проведение рефлексивного анализа проделанных шагов и выделение норм исследовательской деятельности. Исследования данного формата проводятся учащимися индивидуально или в группах.
5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».
При оценке достигнутых результатов исследовательской и проектной деятельности каждым учащимся основной школы, в соответствии с Примерной основной образовательной программой используется два типа результатов, обозначенных соответственно «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». В границах первого типа и второго типа результатов применяются количественная и качественная оценки.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный.
Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |||
Базовый | Повышенный | |||
Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы | ||
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют | ||
Регуля-тивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно | ||
Комму-никация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.
Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования.
При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
В основу системы оценки достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» положены представления о возрастных особенностях освоения норм исследовательской и проектной деятельности учащимися подростковой школы, а также следующие процедуры:
- экспертная оценка работы учащихся в ходе выполнения ими учебных исследовательских и проектных видов работ;
- экспертной оценки работ учащихся, представленных на Публичном экзамене;
- экспертной оценки работ учащихся, представленных на школьной научно-практической конференции «Отроки во Вселенной» (критерии определяются в «Положении о Конференции»);
- рубежное оценивание достижения результатов освоения Программы (проводится три раза: в 6, 8 и 9 классах) (Приложение 3 к Программе);
- самооценивание учащимися достижения результатов освоения Программы;
- В конце 9 класса в виде оценки индивидуального проекта.
Приложение 3.1.
Методические и иные материалы по организации учебно-исследовательской деятельности
Дидактическая игра «Детективные агентства»
Пузыревский В.Ю., Петрова О.О. «Обзор образовательных ресурсов. В 2 частях»
Пузыревский В.Ю., Эпштейн М.М. «Межпредметные интегративные погружения»
«Я Леонардо» (журнал, 10 выпусков)
«Я Леонардо» (элективный курс)
Большакова А.В., Дубровин Е.В., Протопопова А.Д., Синицына О.В., Смирнов С.Ю., Яминский И.В. «Пять нобелевских уроков. Практикум для старшеклассников по сканирующей зондовой микроскопии»
Виденкова Г.В., Пузыревский В.Ю. «Диалогика стилей в науке. Химия. Рабочая тетрадь по истории дискуссий в химии в 8-10 классах»
Виденкова Г.В., Пузыревский В.Ю. «Диалогика стилей в науке. Химия. Методические материалы по изучению истории химии в 8-10 классах»
Казакова Е.И. и др. «Рабочая тетрадь «Увлекательный мир нанотехнологий». Выпуск 1
Лаврентьев А.Г. «Возможности СЗМ «NanoEducator» при выполнении лабораторных работ по предметам естественнонаучного цикла»
Мельникова Н., Гнеушева Е., Маштаков Б. «Получение и изучение свойств веществ, состоящих из частиц нано и микроразмеров»
Методические и иные материалы по организации проектной деятельности
Пузыревский В.Ю., Петрова О.О. «Обзор образовательных ресурсов. В 2 частях»
Пузыревский В.Ю., Эпштейн М.М. «Межпредметные интегративные погружения»
«Я Леонардо» (журнал, 10 выпусков)
«Я Леонардо» (элективный курс)
Присталов М.Ю. «Школьные туры. Пространство опыта. Кейс. Метафора»
Эпштейн М.М. «На исторических перекрёстках. Метод проектов»
Приложение 3. 2. Планируемые результаты освоения Программы.
Этап освоения МДП | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | |
1. | 5-6 классы | 1. Планировать учебное исследование и учебный проект при помощи учителя; 2. Отбирать и использовать методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме при помощи учителя; 3. Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования; 4. Формулировать вопросы разного типа; 5. Использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, описание, постановка проблемы; 6. Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; 7. В сотрудничестве с учителем оценивать качество выполненного исследования, проекта по определенным критериям. | 1. использовать некоторые приёмы художественного познания мира: образность, художественный вымысел; 2. развивать свои коммуникативные способности; 4. осознавать свою ответственность за качество выполненного проекта. |
2. | 7-8 классы | 1. Использовать такие методы и приёмы, как, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример; 2. Использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент; 3. Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; 4. Отличать факты от суждений, мнений и оценок; 5. Самостоятельно оценивать качество выполненного исследования, проекта по определенным критериям. | 1. использовать догадку, озарение, интуицию; 2. использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; 3. целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; 4. осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качественное выполнение проекта. |
3. | 9 классы | 1. Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; 2. Выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; 3. Использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; 4. Использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; 5. Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; 6. Критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; 7. Видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. | 1. самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; 2. использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; 3. использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; 4. использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность. 5. На основании самостоятельного оценивания качества выполненного исследования, проекта формулировать новые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности. |
4. | Формы организации деятельности | Урочная деятельность: 1. Уроки с использованием современных педагогических технологий: организации самостоятельной деятельности школьников, проблемного обучения, организации исследовательской деятельности, развития критического мышления, диалогового взаимодействия, кейс-технология, «педагогическая мастерская», дебаты и др.; 2. Различные формы уроков с элементами исследовательской деятельности: урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное – рядом», урок – рассказ об ученых, урок-экспертиза, урок-защита исследовательских проектов и др.; 3. Учебный эксперимент; 4. Домашние задания исследовательского типа: мини-эссе с элементами исследования, сравнение точек зрения на ту или иную проблему, доклад об истории научного открытия, подготовка к дебатам по теме урока и др.; 5. Уроки-экскурсии в музеи, на предприятия, природные объекты (с обязательной формулировкой исследовательского задания, маршрутными листами экскурсии); 6. Уроки с участием преподавателей вузов-партнеров, специалистов в той или иной области знаний. Внеурочная деятельность:
|
Приложение 3. 3. Лист оценивания достижения результатов освоения Программы.
Этап освоения: 5-6 классы.
Фамилия, имя учащегося:
Класс:
Планируемые результаты освоения МДП | Не сформировано (0 баллов) | Сформировано на уровне стандарта (1 балл) | Сформировано на уровне выше стандарта(2балла) | |
1. | Планировать учебное исследование и учебный проект при помощи учителя | |||
2. | Отбирать и использовать методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме при помощи учителя | |||
3. | Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования | |||
4. | Формулировать вопросы разного типа | |||
5. | Использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, описание, постановка проблемы | |||
6. | Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме | |||
7. | В сотрудничестве с учителем оценивать качество выполненного исследования, проекта по определенным критериям | |||
8. | Итого (общее количество баллов) | |||
9. | Качественная характеристика процесса достижения результатов МДП (классный руководитель, учителя) |
Приложение 3. 4.
Критерии оценки выполнения итогового проекта в 9 классе.
Критерии оценки | Баллы (от 0 до 3) | Примечания | |
1. | Оценка информационной составляющей проекта | ||
1.1 | Целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая) | ||
1.2 | Связность, логичность | ||
1.3 | Структурированность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) | ||
1.4 | Оригинальность (содержательная, стилевая, композиционная) | ||
1.5 | Глубина и полнота раскрытия темы | ||
1.6 | Разнообразие и адекватность использования источников | ||
2. | Оценка исследовательской деятельности в проекте | ||
2.1 | Наличие обоснования выбора темы, ее актуальности | ||
2.2 | Наличие сформулированных целей и задач работы | ||
2.3 | Выявление и постановка проблемы исследования | ||
2.4 | Планирование и разработка исследовательских действий | ||
2.5 | Сбор данных (множественность, актуальность, надежность фактов, наблюдений, доказательств) | ||
2.6 | Наличие выводов по результатам анализа, их непротиворечивость | ||
2.7 | Постановка новой проблемы как результат проведенного исследования | ||
3. | Оценка прикладных результатов проекта | ||
3.1 | Актуальность проекта для заявленного потребителя, целевой группы | ||
3.2 | Соответствие результатов поставленной цели | ||
3.3 | Четкость распределения функций каждого участника (если авторов несколько) | ||
3.4 | Масштабность проекта (по охваченному материалу, по целевой группе) | ||
3.5 | Оформление результатов проекта – конечного продукта в соответствии с современными требованиями к данному виду продуктов | ||
3.6 | Наличие внешней (независимой) оценки результатов проекта (отзывы, рецензирование и т.д.) | ||
3.7 | Объективная новизна результатов (оригинальность, авторская точка зрения) | ||
4. | Оценка цифровых технологий в проекте | ||
4.1 | Удобство инсталляции | ||
4.2 | Дизайн и графика | ||
4.3 | Соблюдение информационной культуры и этики | ||
4.4 | Функциональные возможности | ||
4.5 | Оптимальность использования ресурсов | ||
5. | Оценка защиты проекта | ||
5.1 | Свободное владение темой проекта | ||
5.2 | Яркость, образность речи | ||
5.3 | Артистизм и способность увлечь слушателей выступлением | ||
5.4 | Готовность к диалогу, способность отвечать на вопросы | ||
5.5 | Использование современных демонстрационных средств | ||
Общее количество баллов за проект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развит...
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая УМК Перспектива...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс.
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Скорректированная для 3 класса 8 вида по программе А.А. Плешакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ...
Познание окружающего мира через решение физических задач по этапам принципа цикличности
Анализ педагогического опыта показал, что наибольшие затруднения ученики испытывают именно при решении физических задач. Зачастую всё решение ограничивается записью данных, поэтому для повышения качес...