Мастер-класс для инструкторов-методистов: «Организация творческих групп для тренеров-преподавателей как эффективное средство для самообразования педагогов»
методическая разработка на тему
Цель: Повышение профессионального мастерства.
Задачи: Повысить качество и уровень образовательных услуг;
Создать методическое и научно-методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса;
Помочь в организации творческой групп;
Воспитывать взаимопонимание, умение работать в группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6._organizatsiya_raboty_tvorcheskih_grupp_v_sportivnoy_shkole.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА “БЕЛАЯ ЛАДЬЯ”
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Мастер-класс для инструкторов-методистов:
«Организация творческих групп для тренеров-преподавателей
как эффективное средство для самообразования педагогов»
г. Славянск-на-Кубани
2017 год
Цель: Повышение профессионального мастерства.
Задачи: Повысить качество и уровень образовательных услуг;
Создать методическое и научно-методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса;
Помочь в организации творческой групп;
Воспитывать взаимопонимание, умение работать в группах
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги, участники сегодняшнего мероприятия. Для полноценной совместной работы предлагаю настроиться на общение. Это нам поможет сделать тренинг.
Психологический тренинг: «Приветствие»
Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения
Задание: приветствие партнера по общению улыбкой
Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.
Ведущий: Наблюдая за вашими улыбками, я пришла к выводу, что вы все искренны друг к другу. Среди ваших улыбок не было надменных, неискренних, ироничных.
Сейчас давайте перейдем к теме нашего мастер-класса.
Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, что такое инновация?
Ведущий: В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения позитивного эффекта.
Инновационная методическая работа - часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются: обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития.
Инновационные формы методической работы делятся на 2 группы:
Теоретические и практические, которые подразделяются на коллективные и индивидуальные
Ведущий: Назовите, пожалуйста, теоретические формы работы.
К теоретическим, коллективным формам работы относятся:
1. Семинары по обсуждению значимых педагогических явлений, докладов, технологий, методик и т. д.
2. Практические семинары с представлением опыта работы по освоению методик, технологий.
3. Педагогические советы, как форма поиска, изучения и обсуждения интересных подходов и решений.
К теоретическим, индивидуальным формам работы относятся:
1. Собеседование по определению задачи и выбору форм работы.
2. Подготовка доклада, конспекта проекта, работы по актуальной проблеме педагогического эксперимента
3. Индивидуальные беседы-убеждения.
4. Индивидуальные рекомендации по изучению литературы.
5. Хочется более подробно остановиться на некоторых теоретических коллективных формах работы.
Семинары. В начале учебного года тренеры-преподаватели выбирают актуальную тему своей методической работы, в течение года работают над темой, если возникает проблема, то тема выносится на обсуждение на педагогическом совете. Администрация школы составляет график проведения семинаров для тренеров-преподавателей. На данных семинарах тренер-преподаватель знакомит коллег со своими разработками по выбранной ранее теме. Таким образом, происходит обмен опытом и выявление проблем при обучении и воспитании юных спортсменов.
Так неотъемлемой частью коллективной работы являются Педагогические советы. Проведение педагогических советов является неотъемлемой частью при подготовке к проведению аттестации каждого тренера и методиста спортивной школы, на уровне учреждения каждый может выступить перед коллегами со своими разработками, каждый может поставить методическую проблему и в ходе дискуссии попытаться ее решить.
Теоретические индивидуальные формы методической работы
Практические коллективные формы работы:
• Творческие группы
• Педагогические мастерские по формированию у педагогов творческих умений
• Копилка методических идей и педагогических достижений
• Школа молодого педагога
• Коллективное составление сборников
• Участие в соревнованиях
Практические индивидуальные формы работы:
• Разработка проектов
• Индивидуальное составление разработок.
• Наставничество
• Отчет по результатам учебного года.
Ведущий: Сегодня, мы поподробнее остановимся на творческой группе, как одной из форм работы инновационной деятельности в спортивной школе.
Ведущий: Я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом, который принадлежит американскому психологу Джону Гордону: «Хватит повторять старые ошибки, пора делать новые – это и есть творчество».
Личность тренера находится в центре процесса обучения и воспитания юного спортсмена.
Известно, что результатом целенаправленной деятельности тренера-преподавателя являются, с одной стороны, формирование мира воспитанников, развитие у учащегося положительного отношения к занятиям спортом, создание «ситуации успеха», а с другой – создание нового эффективного опыта работы, развитие личности самого педагога, рост его профессионального мастерства, который заключается в достижениях его воспитанников.
Нельзя заставить тренера-преподавателя быть творческим. Он должен сам захотеть этого. Задача администрации спортивной школы - побудить тренера-преподавателя к творческой деятельности, т. е. создать ситуацию успешности его работы.
Удовлетворенность профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность становится потребностью. Именно такая ситуация успешности и удовлетворенности работой создается в творческой группе.
Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы, касающиеся заявленной темы. Наше взаимодействие будет проходить в режиме работы творческой группы, будут использованы методы и приемы, характерные для этой формы работы.
Ведущий: Давайте попробуем дать определение творческой группы.
Творческая группа – это добровольный, временный исследовательский коллектив, создаваемый для проектного решения конкретной задачи.
Творческая группа - это группа педагогов, объединенная общей целью – созданием нового, никогда ранее не существовавшего педагогического продукта (авторской программы, методики и т. д., участвующая в творческой деятельности). В связи с переходом на федеральные стандарты возникла необходимость создать творческие группы для разработки программ по видам спорта.
Ведущий: Алгоритм работы творческой группы:
- приказа о создании творческой группы,
- разработки положения,
- разработка и утверждение плана работы,
- ведение протоколов заседаний творческой группы,
- отчет о проделанной работе.
Предлагаю рассмотреть примерный план работы творческой группы:
План работы творческой группы тренеров-преподавателей спортивной школы.
Методическая тема творческой группы: Переход учреждения на федеральные стандарты, разработка рабочих программ по видам спорта, культивируемым в учреждении.
Гипотеза: Переход учреждения на федеральные стандарты спортивной подготовки. Разработка общеобразовательных программ (в соответствии с требованиями ФССП, с 01.09.2015 года):
№ п/п | Название программы | Предназначение программы | Срок реализации | Контингент |
Дополнительная предпрофессиональная программа по игровому виду спорта «Шахматы». (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол от 31.09.2016 № 1). | Предназначена для организации работы по осуществлению предпрофессиональной спортивной подготовки | 8 лет | Учащиеся от 5 до 18 лет | |
Дополнительная общеразвивающая программа по игровому виду спорта «Шахматы». (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол от 31.09.2016 № 1). | Предназначена для организации работы по дополнительной общеразвивающей программе | 1 год | Учащиеся от 5 до 18 лет | |
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол от 31.09.2016 № 1). | Предназначена для реализации платных образовательных услуг | 1 год | Учащиеся от 5 до 10 лет | |
Дополнительная предпрофессиональная программа по игровому виду спорта «Шашки». (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол от 31.09.2016 № 1). | Предназначена для организации работы по осуществлению предпрофессиональной подготовки | 8 лет | Учащиеся от 5 до 18 лет | |
Дополнительная общеразвивающая программа по игровому виду спорта «Шашки». (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол от 31.09.2016 № 1) | Предназначена для организации работы по дополнительной общеразвивающей программе | 1 год | Учащиеся от 5 до 18 лет | |
Дополнительная общеразвивающая программа «Чудо-шашки». (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол от 31.09.2016 № 1). | Предназначена для организации работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья | 3 года | Учащиеся коррекционных классов 7-8 вида от 7 до 18 лет | |
Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта, осуществляемому в природной среде «Спортивный туризм» (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол от 31.09.2016 № 1) | Предназначена для организации работы по осуществлению спортивной подготовки | 10 лет | Учащиеся от 8 до 18 лет | |
Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта, осуществляемому в природной среде «Спортивный туризм» (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; 31.09.2016 № 1) | Предназначена для организации работы по дополнительной общеразвивающей программе | 1 год | Учащиеся от 8 до 18 лет |
Программы спортивной подготовки (в соответствии с требованиями ФССП, с 01.09.2015 года):
№ п/п | Название программы | Предназначение программы | Срок реализации | Контингент |
Программа спортивной подготовки по игровому виду спорта «Шахматы». (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол от 31.09.2016 № 1). | Предназначена для организации работы по осуществлению спортивной подготовки | 8 лет | Учащиеся от 8 до 18 лет | |
Программа спортивной подготовки по виду спорта, осуществляемому в природной среде «Спортивный туризм» (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол от 31.09.2016 № 1) | Предназначена для организации работы по осуществлению спортивной подготовки | 10 лет | Учащиеся от 8 до 18 лет |
Состав творческой группы:
Сроки осуществления деятельности творческой группы:
1-ый этап – 2011-2012 учебный год – организационно-подготовительный;
2-ой этап – 2012-2013 учебный год – содержательно-деятельностный;
3-ий этап –2013-2014 учебный год – презентационно-контрольный.
Разделы и направления работы творческой группы:
Организационно-методическая работа;
Научно-методическая работа;
Повышение квалификации и обобщение опыта работы;
Совместная научно-исследовательская работа тренеров-преподавателей;
Работа по внедрению новых педагогических технологий.
Цель деятельности творческой группы
Поиск эффективных форм и методов при обучении учащихся на этапах подготовки.
Задачи деятельности творческой группы
Разработать вопрос по содержанию учебных программ
Формировать ключевые и предметные компетенции в аспекте тем через применение инновационных технологий и принцип дифференциации в образовательном процессе.
Развивать практическую направленность курса посредством системного применения элементов информационно-коммуникационных технологий.
Удовлетворить информационные и учебно-методические потребности педагогов в сфере разрабатываемой гипотезы:
- создать методический сервис, помогающий оптимизировать образовательный процесс;
- обеспечить условия для освоения и внедрения в учебный процесс новых образовательных и информационных технологий;
- создать условия для самореализации педагогов через раскрытие их творческого потенциала и участие в инновационной деятельности;
- обобщать и внедрять в практику опыт творческих педагогов.
Концептуальные подходы
Системно-деятельностный подход - организация работы тренеров по освоению новых образовательных технологий: создание творческой группы, разработка методических и дидактических материалов, проведение тематических методических дней, консультирование;
Мониторинговый сервис - получение информации о состоянии и результативности подготовки спортсменов по учебным программам; выявление тенденций изменения качества образования и факторов, оказывающих влияние на состояние подготовки; выявление факторов мотивации деятельности педагога и зон оптимизации его эффективной деятельности;
Маркетинговый сервис - предоставление дополнительных образовательных услуг по образовательным запросам учащихся;
Информационно-технологический сервис - обеспечение условий расширения информационного пространства и применения компьютерных технологий в образовательном процессе;
PR-сервис - распространение лучшего педагогического опыта через публикацию материалов в печатном и электронном виде, организацию мастер-классов, творческих мастерских, семинаров-практикумов.
Личностно ориентированный подход предполагает создание условий для творческого и профессионального роста тренера-преподавателя с учетом их личностных особенностей и факторов мотивации.
Принципы деятельности
Принцип преемственности - соблюдение преемственности программ развития и модернизации, освоения новых образовательных технологий и внедрения результатов опытно-экспериментальной работы и инновационной деятельности.
Принцип системности - соблюдение единства целей, задач, средств, содержания, форм и методов работы и мониторинга результативности и эффективности образовательного процесса.
Принцип толерантности - содействие в проявлении индивидуальности, поддержка социально ценностных инициатив, увлечений, интересов тренера-преподавателя.
Принцип доступности - обеспечение доступности, открытости и равных потенциальных возможностей профессионального роста каждому тренеру-преподавателю.
Основные направления деятельности
Непрерывное повышение квалификации педагогических работников через организацию и посещение семинаров-практикумов, взаимопосещение уроков, оказание поддержки в работе по самообразованию;
Опытно-экспериментальная и инновационная деятельность - презентация опыта работы тренеров-преподавателей по новым образовательным технологиям, мониторинг эффективности использования новых образовательных технологий, разработка методических рекомендаций по их внедрению в учебно-воспитательный процесс.
Организационно-методическая работа
- Рассмотрение и утверждение
- Положения о творческой группе,
- Концепции работы творческой группы,
- плана работы творческой группы на учебный год,
- индивидуальных планов работы педагогов-членов творческой группы на учебный год;
- календарно-тематические планы;
2. Составление информационно-методических
3. Рецензирование научно-исследовательских проектов
4. Контролирующие мероприятия
5. Проведение методических семинаров.
Нормативно-правовая документация творческой группы
План работы творческой группы педагогов на учебный год
Протоколы заседаний творческого объединения (1 раз в четверть)
Годовые отчеты о работе творческой группы
Годовые индивидуальные отчеты членов творческой группы
Информация об учебной нагрузки тренеров-преподавателей
Материалы подготовки к аттестации учителей
Материалы участия учащихся в спортивных соревнованиях по виду спорта
Сведения о награждении тренеров-преподавателей
Материалы обобщения опыта работы педагогов
Материалы семинаров учителей
Мониторинговые карты тренеров-преподавателей
Методические разработки тренировочных занятий и внеклассных мероприятий.
С целью обобщении и закрепления пройденного переходим к работе в группах
Задание 1. (время выполнения 3-5 минут)
Инструкция: найдите объединяющую вас тему (темы могут быть выбраны видам спорта: шахматы, шашки, спортивный туризм.)
Задание 2. Далее необходимо проранжировать качества творческого педагога, которые даны в таблице 1 и проанализировать результат.
КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОГО ПЕДАГОГА
Качества творческого педагога | Число балов па рангу (от 1 до 10) |
Научное мышление |
|
Высокий уровень педагогического мастерства |
|
Педагогическая интуиция |
|
Потребность в творческой деятельности, самосовершенствовании |
|
Умение проводить критический анализ и самоанализ педагогической деятельности, умение предвидеть новое, выстраивать перспективу |
|
Способность к управленческой деятельности |
|
Инициативность и активность |
|
Богатое воображение и нестандартное мышление |
|
Целеустремленность и волевые качества |
|
Проявление высокой эрудиции, культуры педагогического труда |
|
Задание: выбрать три качества, набравшие наибольшее количество баллов:
Подводится итог ранжирования, в котором указывается три качества, присущие творческому педагогу. Участникам вручается памятка «Заповеди творческой личности».
ПАМЯТКА «Заповеди творческой личности» (разработаны профессором Вайнцвангом)
|
Задание 3. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть таблицу «Этапы работы творческой группы» и с помощью ее составить план работы вашей творческой группы по выбранной вами теме на год.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Этапы работы творческой группы | Цель этапа |
Подготовительный | Определение цели, задач исследовательской деятельности |
Диагностический | Сбор информации |
Формирующий | Расширение научно-методической базы, развитие педагогического творчества и группового взаимодействия |
Аналитический | Анализ полученной информации |
Действующий | Планирование, регулирование; Создание методической базы: рекомендации, бюллетени и др. |
Заключительный | Обобщение, формирование выводов |
Заключительная часть.
В процессе работы были раскрыты важные вопросы, касающиеся организации творческой группы в образовательном учреждении. Уверенно можно сказать, что развитие личности тренера-преподавателя, как и воспитанников, происходит в деятельности, в процессе общения, накопления опыта работы. Творчество определяется как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В психологическом аспекте творчество предполагает наличие мотивов, способностей, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Поэтому объединение в творческие группы – пример эффективного развития личности педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по лидерству. Формирование лидерского потенциала в группе.
Формирование лидерского потенциала в группе. Рекомендации, упражнения, приемы, методы....
Мастер-класс по коррекции речи детей подготовительной речевой группы с диагнозом ОНР 3 уровня "Мой родной город"
Занятие включает дидактические и развивающие игры по закреплению и отработке лексической темы "Мой родной город" ...
Творческий диктант по картине как эффективное средство изучения грамматики и развития речи учащихся
В статье рассматривается опыт работы по развитию речи учащихся в связи с изучением грамматических тем по русскому языку....
Мастер - класс по музыке на тему: " Музыкально- творческая деятельность на уроках музыки".
Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остае...
Мастер класс для родителей с детьми «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида «Солнышко» Мастер класс для родителей с детьми«Развитие творческих способностейв изобразительной де...
Статья "Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога"
В статье рассматривается необходимая форма наставничества в образовательной организации педагог-педагог и эффективность данной практики....
Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога
Наставничество – это что-то новое или хорошо забытое старое? Наставничество подразумевает под собой передачу не только знаний и опыта, но и нравственных ценностей и моральных ориентиров от старш...
- Мне нравится (1)