Мастер-класс для инструкторов-методистов: «Организация творческих групп для тренеров-преподавателей как эффективное средство для самообразования педагогов»
методическая разработка на тему

Рыжкова Людмила Викторовна

Цель: Повышение профессионального мастерства.

Задачи: Повысить качество и уровень образовательных услуг;

Создать методическое и научно-методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса;

Помочь в организации творческой групп;

Воспитывать взаимопонимание, умение работать в группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА “БЕЛАЯ ЛАДЬЯ”

ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

Мастер-класс для инструкторов-методистов:

«Организация творческих групп для тренеров-преподавателей

как эффективное средство для самообразования педагогов»

г. Славянск-на-Кубани

2017 год

Цель: Повышение профессионального мастерства.

Задачи: Повысить качество и уровень образовательных услуг;

Создать методическое и научно-методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса;

Помочь в организации творческой групп;

Воспитывать взаимопонимание, умение работать в группах

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги, участники сегодняшнего мероприятия. Для полноценной совместной работы предлагаю настроиться на общение. Это нам поможет сделать тренинг.

Психологический тренинг: «Приветствие»

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Ведущий: Наблюдая за вашими улыбками, я пришла к выводу, что вы все искренны друг к другу. Среди ваших улыбок не было надменных, неискренних, ироничных.

Сейчас давайте перейдем к теме нашего мастер-класса.

Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, что такое инновация?

Ведущий: В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения позитивного эффекта.

Инновационная методическая работа - часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются: обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития.

Инновационные формы методической работы делятся на 2 группы:

Теоретические и практические, которые подразделяются на коллективные и индивидуальные

Ведущий: Назовите, пожалуйста, теоретические формы работы.

К теоретическим, коллективным формам работы относятся:

1. Семинары по обсуждению значимых педагогических явлений, докладов, технологий, методик и т. д.

2. Практические семинары с представлением опыта работы по освоению методик, технологий.

3. Педагогические советы, как форма поиска, изучения и обсуждения интересных подходов и решений.

К теоретическим, индивидуальным формам работы относятся:

1. Собеседование по определению задачи и выбору форм работы.

2. Подготовка доклада, конспекта проекта, работы по актуальной проблеме педагогического эксперимента

3. Индивидуальные беседы-убеждения.

4. Индивидуальные рекомендации по изучению литературы.

5. Хочется более подробно остановиться на некоторых теоретических коллективных формах работы.

Семинары. В начале учебного года тренеры-преподаватели выбирают актуальную тему своей методической работы, в течение года работают над темой, если возникает проблема, то тема выносится на обсуждение на педагогическом совете. Администрация школы составляет график проведения семинаров для тренеров-преподавателей. На данных семинарах тренер-преподаватель знакомит коллег со своими разработками по выбранной ранее теме. Таким образом, происходит обмен опытом и выявление проблем при обучении и воспитании юных спортсменов.

Так неотъемлемой частью коллективной работы являются Педагогические советы. Проведение педагогических советов является неотъемлемой частью при подготовке к проведению аттестации каждого тренера и методиста спортивной школы, на уровне учреждения каждый может выступить перед коллегами со своими разработками, каждый может поставить методическую проблему и в ходе дискуссии попытаться ее решить.

Теоретические индивидуальные формы методической работы

Практические коллективные формы работы:

• Творческие группы

• Педагогические мастерские по формированию у педагогов творческих умений

• Копилка методических идей и педагогических достижений

• Школа молодого педагога

• Коллективное составление сборников

• Участие в соревнованиях

Практические индивидуальные формы работы:

• Разработка проектов

• Индивидуальное составление разработок.

• Наставничество

• Отчет по результатам учебного года.

Ведущий: Сегодня, мы поподробнее остановимся на творческой группе, как одной из форм работы инновационной деятельности в спортивной школе.

Ведущий: Я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом, который принадлежит американскому психологу Джону Гордону: «Хватит повторять старые ошибки, пора делать новые – это и есть творчество».

Личность тренера находится в центре процесса обучения и воспитания юного спортсмена.

Известно, что результатом целенаправленной деятельности тренера-преподавателя являются, с одной стороны, формирование мира воспитанников, развитие у учащегося положительного отношения к занятиям спортом, создание «ситуации успеха», а с другой – создание нового эффективного опыта работы, развитие личности самого педагога, рост его профессионального мастерства, который заключается в достижениях его воспитанников.

Нельзя заставить тренера-преподавателя быть творческим. Он должен сам захотеть этого. Задача администрации спортивной школы - побудить тренера-преподавателя к творческой деятельности, т. е. создать ситуацию успешности его работы.

Удовлетворенность профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность становится потребностью. Именно такая ситуация успешности и удовлетворенности работой создается в творческой группе.

Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы, касающиеся заявленной темы. Наше взаимодействие будет проходить в режиме работы творческой группы, будут использованы методы и приемы, характерные для этой формы работы.

Ведущий: Давайте попробуем дать определение творческой группы.

Творческая группа – это добровольный, временный исследовательский коллектив, создаваемый для проектного решения конкретной задачи.

Творческая группа - это группа педагогов, объединенная общей целью – созданием нового, никогда ранее не существовавшего педагогического продукта (авторской программы, методики и т. д., участвующая в творческой деятельности). В связи с переходом на федеральные стандарты возникла необходимость создать творческие группы для разработки программ по видам спорта.

Ведущий: Алгоритм работы творческой группы:

- приказа о создании творческой группы,

- разработки положения,

- разработка и утверждение плана работы,

- ведение протоколов заседаний творческой группы,

- отчет о проделанной работе.

Предлагаю рассмотреть примерный план работы творческой группы:

План работы творческой группы тренеров-преподавателей спортивной школы.
Методическая тема творческой группы:
Переход учреждения на федеральные стандарты, разработка рабочих программ по видам спорта, культивируемым в учреждении.

Гипотеза: Переход учреждения на федеральные стандарты спортивной подготовки. Разработка общеобразовательных программ (в соответствии с требованиями ФССП, с 01.09.2015 года):  

№ п/п

Название программы

Предназначение

программы

Срок реализации

Контингент

Дополнительная предпрофессиональная программа по игровому виду спорта «Шахматы». (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол от 31.09.2016 № 1).

Предназначена для организации работы по осуществлению

предпрофессиональной спортивной  подготовки

8 лет

Учащиеся от 5 до 18 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по игровому виду спорта «Шахматы». (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол

от 31.09.2016 № 1).

Предназначена для организации работы по дополнительной общеразвивающей программе

1 год

Учащиеся от 5 до 18 лет

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол

от 31.09.2016 № 1).

Предназначена для реализации платных образовательных услуг

1 год

Учащиеся от 5 до 10 лет

Дополнительная предпрофессиональная программа по игровому виду спорта «Шашки». (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол от 31.09.2016 № 1).

Предназначена для организации работы по осуществлению предпрофессиональной подготовки

8 лет

Учащиеся от 5 до 18 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по игровому виду спорта «Шашки». (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол от 31.09.2016 № 1)

Предназначена для организации работы по дополнительной общеразвивающей программе

1 год

Учащиеся от 5 до 18 лет

Дополнительная общеразвивающая программа «Чудо-шашки». (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол от 31.09.2016 № 1).

Предназначена для организации работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья

3 года

Учащиеся  коррекционных классов 7-8 вида от 7 до 18 лет

Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта, осуществляемому в природной среде «Спортивный туризм» (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол от 31.09.2016 № 1)

Предназначена для организации работы по осуществлению спортивной подготовки

10 лет

Учащиеся от 8 до 18 лет

Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта, осуществляемому в природной среде «Спортивный туризм» (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; 31.09.2016 № 1)

Предназначена для организации работы по дополнительной общеразвивающей программе

1 год

Учащиеся от 8 до 18 лет

Программы спортивной подготовки (в соответствии с требованиями ФССП, с 01.09.2015 года):

№ п/п

Название программы

Предназначение

программы

Срок реализации

Контингент

Программа спортивной подготовки по игровому виду спорта «Шахматы». (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол от 31.09.2016 № 1).

Предназначена для организации работы по осуществлению спортивной  подготовки

8 лет

Учащиеся от 8 до 18 лет

Программа спортивной подготовки по виду спорта, осуществляемому в природной среде «Спортивный туризм» (Утверждена решением педагогического совета МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»; протокол от 31.09.2016 № 1)

Предназначена для организации работы по осуществлению спортивной подготовки

10 лет

Учащиеся от 8 до 18 лет

Состав творческой группы: 

Сроки осуществления деятельности творческой группы:

1-ый этап – 2011-2012 учебный год – организационно-подготовительный;

2-ой этап – 2012-2013 учебный год – содержательно-деятельностный;

3-ий этап –2013-2014 учебный год – презентационно-контрольный.

Разделы и направления работы творческой группы:
Организационно-методическая работа;

Научно-методическая работа; 

Повышение квалификации и обобщение опыта работы; 

Совместная научно-исследовательская работа тренеров-преподавателей; 

Работа по внедрению новых педагогических технологий.

Цель деятельности творческой группы

Поиск эффективных форм и методов при обучении учащихся на этапах подготовки.
Задачи деятельности творческой группы

Разработать вопрос по содержанию учебных программ

Формировать ключевые и предметные компетенции в аспекте тем через применение инновационных технологий и принцип дифференциации в образовательном процессе.

Развивать практическую направленность курса посредством системного применения элементов информационно-коммуникационных технологий.

Удовлетворить информационные и учебно-методические потребности педагогов в сфере разрабатываемой гипотезы:

- создать методический сервис, помогающий оптимизировать образовательный процесс; 
- обеспечить условия для освоения и внедрения в учебный процесс новых образовательных и информационных технологий; 

- создать условия для самореализации педагогов через раскрытие их творческого потенциала и участие в инновационной деятельности;

- обобщать и внедрять в практику опыт творческих педагогов.

Концептуальные подходы 

Системно-деятельностный подход - организация работы тренеров по освоению новых образовательных технологий: создание творческой группы, разработка методических и дидактических материалов, проведение тематических методических дней, консультирование;

Мониторинговый сервис - получение информации о состоянии и результативности подготовки спортсменов по учебным программам; выявление тенденций изменения качества образования и факторов, оказывающих влияние на состояние подготовки; выявление факторов мотивации деятельности педагога и зон оптимизации его эффективной деятельности; 

Маркетинговый сервис - предоставление дополнительных образовательных услуг по образовательным запросам учащихся; 

Информационно-технологический сервис - обеспечение условий расширения информационного пространства и применения компьютерных технологий в образовательном процессе; 

PR-сервис - распространение лучшего педагогического опыта через публикацию материалов в печатном и электронном виде, организацию мастер-классов, творческих мастерских, семинаров-практикумов.

Личностно ориентированный подход предполагает создание условий для творческого и профессионального роста тренера-преподавателя с учетом их личностных особенностей и факторов мотивации.

Принципы деятельности 

Принцип преемственности - соблюдение преемственности программ развития и модернизации, освоения новых образовательных технологий и внедрения результатов опытно-экспериментальной работы и инновационной деятельности.

Принцип системности - соблюдение единства целей, задач, средств, содержания, форм и методов работы и мониторинга результативности и эффективности образовательного процесса.

Принцип толерантности - содействие в проявлении индивидуальности, поддержка социально ценностных инициатив, увлечений, интересов тренера-преподавателя.

Принцип доступности - обеспечение доступности, открытости и равных потенциальных возможностей профессионального роста каждому тренеру-преподавателю.

Основные направления деятельности 

Непрерывное повышение квалификации педагогических работников через организацию и посещение семинаров-практикумов, взаимопосещение уроков, оказание поддержки в работе по самообразованию; 

Опытно-экспериментальная и инновационная деятельность - презентация опыта работы тренеров-преподавателей по новым образовательным технологиям, мониторинг эффективности использования новых образовательных технологий, разработка методических рекомендаций по их внедрению в учебно-воспитательный процесс. 

Организационно-методическая работа

  1. Рассмотрение и утверждение 
    - Положения о творческой группе,
    - Концепции работы творческой группы, 
    - плана работы творческой группы на учебный год, 
    - индивидуальных планов работы педагогов-членов творческой группы на учебный год;
    - календарно-тематические планы;
    2. Составление информационно-методических
    3. Рецензирование научно-исследовательских проектов
    4. Контролирующие мероприятия
    5. Проведение методических семинаров.
    Нормативно-правовая документация творческой группы

План работы творческой группы педагогов на учебный год

Протоколы заседаний творческого объединения (1 раз в четверть)

Годовые отчеты о работе творческой группы

Годовые индивидуальные отчеты членов творческой группы

Информация об учебной нагрузки тренеров-преподавателей

Материалы подготовки к аттестации учителей

Материалы участия учащихся в спортивных соревнованиях по виду спорта
Сведения о награждении тренеров-преподавателей
Материалы обобщения опыта работы педагогов

Материалы семинаров учителей

Мониторинговые карты тренеров-преподавателей
Методические разработки тренировочных занятий  и внеклассных мероприятий.
С целью обобщении и закрепления пройденного переходим к работе в  группах

Задание 1. (время выполнения 3-5 минут)

Инструкция: найдите объединяющую вас тему (темы могут быть выбраны видам спорта: шахматы, шашки, спортивный туризм.)

Задание 2. Далее необходимо проранжировать качества творческого педагога, которые даны в таблице 1 и проанализировать результат.

КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОГО ПЕДАГОГА

Качества творческого педагога

Число балов па рангу

(от 1 до 10)

Научное мышление

 

Высокий уровень педагогического мастерства

 

Педагогическая интуиция

 

Потребность в творческой деятельности, самосовершенствовании

 

Умение проводить критический анализ и самоанализ педагогической деятельности, умение предвидеть новое, выстраивать перспективу

 

Способность к управленческой деятельности

 

Инициативность и активность

 

Богатое воображение и нестандартное мышление

 

Целеустремленность и волевые качества

 

Проявление высокой эрудиции, культуры педагогического труда

 

Задание: выбрать три качества, набравшие наибольшее количество баллов:

Подводится итог ранжирования, в котором указывается три качества, присущие творческому педагогу. Участникам вручается памятка «Заповеди творческой личности».

ПАМЯТКА

«Заповеди творческой личности»

(разработаны профессором Вайнцвангом)

  • Будь хозяином своей судьбы;
  • Достигни успеха в том, что ты любишь;
  • Внеси свой конструктивный вклад в общее дело;
  • Строй свои отношения на доверии;
  • Развивай свои творческие способности;
  • Культивируй в себе смелость;
  • Заботься о своем здоровье;
  • Не теряй веру в себя;
  • Старайся мыслить позитивно;
  • Сочетай материальное благополучие с духовным благополучием

Задание 3. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть таблицу «Этапы работы творческой группы» и с помощью ее составить план работы вашей творческой группы по выбранной вами теме на год.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Этапы работы

творческой группы

Цель этапа

Подготовительный

Определение цели, задач исследовательской деятельности

Диагностический

Сбор информации

Формирующий

Расширение научно-методической базы, развитие педагогического творчества и группового взаимодействия

Аналитический

Анализ полученной информации

Действующий

Планирование, регулирование; Создание методической базы: рекомендации, бюллетени и др.

Заключительный

Обобщение, формирование выводов

Заключительная часть.

В процессе работы были раскрыты важные вопросы, касающиеся организации творческой группы в образовательном учреждении. Уверенно можно сказать, что развитие личности тренера-преподавателя, как и воспитанников, происходит в деятельности, в процессе общения, накопления опыта работы. Творчество определяется как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В психологическом аспекте творчество предполагает наличие мотивов, способностей, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Поэтому объединение в творческие группы – пример эффективного развития личности педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по лидерству. Формирование лидерского потенциала в группе.

Формирование лидерского потенциала в группе. Рекомендации, упражнения, приемы, методы....

Мастер-класс по коррекции речи детей подготовительной речевой группы с диагнозом ОНР 3 уровня "Мой родной город"

Занятие  включает   дидактические  и  развивающие  игры  по  закреплению  и  отработке  лексической  темы  "Мой  родной  город" ...

Творческий диктант по картине как эффективное средство изучения грамматики и развития речи учащихся

В статье рассматривается опыт работы по развитию речи учащихся в связи с изучением грамматических тем по русскому языку....

Мастер - класс по музыке на тему: " Музыкально- творческая деятельность на уроках музыки".

Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остае...

Мастер класс для родителей с детьми «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида «Солнышко» Мастер класс для родителей с детьми«Развитие творческих способностейв изобразительной де...

Статья "Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога"

В статье рассматривается необходимая форма наставничества в образовательной организации педагог-педагог и эффективность данной практики....

Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога

Наставничество – это что-то новое или хорошо забытое старое? Наставничество подразумевает под собой передачу не только знаний и опыта, но и нравственных ценностей и моральных ориентиров от старш...