Дополнительное образование "В ритме вальса" 11 класс
рабочая программа (11 класс) на тему
Дополнительное образование "В ритме вальса" 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"В ритме вальса" | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я». Посредством хореографического искусства осуществляется процесс творческого развития личности. Программа позволяет ознакомиться с историей развития танца, практически овладеть основами «Фигурного вальса», что позволит учащимся выступать на различных мероприятиях. Занятия танцем формируют правильную осанку, совершенствуют координацию движений, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе.
Групповая форма работы учащихся на занятии позволяет ребятам избавиться от излишней стеснительности, позволяет обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций, культуру движений, предоставить им возможность раскрыться в ином свете перед своими одноклассниками, сформировать крепкий и дружный коллектив.
Программа рассчитана на преподавание «Фигурного вальса» 52 часа в год, в первом полугодии 2 часа в неделю, а во втором 1 час в неделю.Количество занимающихся в группе – 25 человек, возрастом 16-17лет. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий
При планировании работы а учитываются основные цели:
- овладение учащимися основ вальса;
- ознакомление с историей развития этого танца;
- формирование правильной осанки учащихся.
Задачи:
- в процессе обучения у учащихся развивать технические навыки в исполнении вальса;
- использовать эстетические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства коллективизма, организованности;
- обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций, культуру движения;
- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- развивать чувство ритма и координацию движения.
Направленность программы «Фигурный вальс» по содержанию является спортивно-оздоровительной, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год.
В основу проекта обучения фигурному вальсу были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств человека для воспитания всесторонне-развитой личности и формированию у учащихся правильной осанки.
Педагогическая целесообразность данного курса для старших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, сформировать нравственно - эстетические чувства и основы двигательных навыков.
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповые занятия, со всей группой одновременно. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Основное время отводится на практические занятия.
Режим занятий
Расписание занятий строится из расчета одно занятиe в неделю по 90 мнут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Планируемые результаты реализации программы:
Учащиеся должны знать:
- основные понятия, терминологию бального танца;
- структуру Фигурного вальса;
- позиции рук, ног.
Должны уметь:
- использовать полученные знания и навыки для участия в композициях и постановках;
- предлагаемый материал: воспринимать, запоминать, применять;
- грациозно и органично двигаться, общаться с партнером;
- соотносить свои движения с услышанной музыкой.
А так же избавляются от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретают общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Содержание программы:
В программный материал по изучению вальса входит:
• беседы об истории возникновения и развития вальса;
• усвоение тренировочных упражнений на середине зала;
• разучивание отдельных движений и комбинаций;
• разучивание композиций.
Теоретическая часть:
История возникновения и развития вальса. Виды вальса. Музыкальный размер ¾. Прослушивание различных видов вальса. Позиции ног и рук. Линия танца.Подбор музыки для вальса.
Практическая часть:
Поклон и реверанс. Шаг вальса по линии танца. Маленький квадрат вальса с правой ноги. Большой квадрат вальса с правой ноги. Поворот партнерши под рукой. Положения в паре. «Лодочка» (представляет собой балансе по линии танца, а затем против нее). Вальсовая дорожка (променад). Разворот друг от друга с раскрытием. «Окошко». Раскрытия. Движение партнерши вокруг партнера стоящего на одном колене. Маленький квадрат в паре, удерживая руки под локти. Большой квадрат в паре, удерживая руки под локти. Маленький квадрат в паре. Большой квадрат в паре. Движения в паре вперед-назад, держась за кисти рук. Движения в паре вперед-назад. Движения в паре вперед-назад с медленным поворотом. Движения в паре с поворотом (венский вальс). «Окошко» и смена мест. Раскрытия с поворотом партнерши под рукой. Шаги вальса по кругу.
Практическая часть
Вспомогательно - тренировочные упражнения. Разминка. Вводные упражнения даются в начале урока и нацелены на подготовку двигательного аппарата к физическим нагрузкам: разогревание мышц и активизацию их восприимчивости. Независимо от выбранного комплекса, для каждого урока подбираются группы упражнений для всех частей тела: для рук, ног, мышечных групп живота, спины – различные приседания, наклоны, перегибания, вращательные движения для отдельных суставов и частей тела. Вторая задача этих упражнений – активизация дыхания. Педагог должен с самого первого занятия обращать внимание учеников на правильность дыхания при выполнении физических упражнений. Вдох на расслаблении, выдох на момент напряжения. Предлагается чередовать или объединять вспомогательно - тренировочные движения:
статистическая гимнастика (упражнения, выполняемые в основном без перемещения по залу)
динамическая гимнастика (упражнения, выполняемые с перемещением по залу)
тренировочные элементы джаз - танца для мышечного напряжения и расслабления.
Разучивание техники танцевального комплекса. Для учащихся, не имеющих хореографической подготовки и не знакомых с терминологией, предлагаются элементарные понятия по предмету бальный танец. Знакомят с принятыми сокращениями, основными позициями ног в вальсе, позициями рук, положениями в паре. Изучают поклон и реверанс. Даются рекомендации начинающим.
Основные движения бального танца - Фигурный вальс. Для освоения навыков исполнения вальса необходимо проучить с учащимися наиболее характерные движения фигурного вальса:
Шаг вальса по линии танца
Маленький квадрат вальса с правой ноги
Большой квадрат вальса с правой ноги
Поворот партнерши под рукой
«Лодочка»
Поворот в паре
Вальсовая дорожка (променад)
Раскрытия
«Окошко»
Вращение в паре вокруг правой оси
Шаги вальса по кругу
Отработанные движения рекомендуется объединять в танцевальные комбинации.
Углубленная работа над техникой и выразительностью пройденного материала. На уроках необходимо развивать полученные хореографические навыки. Обучать учащихся грациозно и органично двигаться, общаться с партнером, соотносить свои движения с услышанной музыкой.
Постановочная работа. Составление танцевальных композиций или использование рекомендуемых композиций. Приведенный ниже репертуар не является догмой и может варьироваться с учетом уровня восприятия, эмоционального и физического развития, интересов учащихся, школьного возраста, для которого характерно личностное творческое самовыражение.
Повторение и закрепление пройденного материала. Подготовка вальса для выступления. На этом этапе обучения идет закрепление пройденного материала. Совершенствование исполнительского мастерства. Проводятся репетиции и подготовка к показательным выступлениям.
Основные понятия бального танца.
Позиции ног в бальном танце:
1 п. - 1-я позиция - пятки вместе, носки разведены в стороны.
2 п. - 2-я позиция - ноги на расстоянии ступни, носки разведены в стороны.
3 п. - 3-я позиция - ступня одной ноги приставлена к середине ступни другой ноги, носки разведены в стороны; впереди - правая или левая нога.
6 п. - 6-я позиция - пятки и носки сомкнуты, ступни параллельны.
5-я позиция так же, как и выворотное положение ступней, не
используется.
Основные позиции рук в вальсе.
Существует подготовительное положение и три основные позиции
рук (I, II, III).
В подготовительном положении руки свободно опущены вниз с мягко округленными локтями и запястьями. Кисти сближены, ладони обращены вверх.
В 1-й позиции обе руки округлены в локтях и запястьях и со сближенными кистями подняты перед собой на уровне диафрагмы, ладони обращены к корпусу.
Во 2-й позиции руки при слегка округленных локтях и запястьях раскрыты в стороны чуть впереди корпуса и несколько ниже линии плеч, ладони обращены вперед.
В 3-ей позиции обе руки в овальном положении подняты вверх несколько впереди корпуса со сближенными кистями, ладони повернуты вниз.
Основные движения
Вальс
Основа вальса – кружение в паре, которое получается в результате четырех полных вальсовых поворотов.
Правый поворот
Правый поворот состоит из двух поворотов на 180°. Но это деление условное – кружение должно быть плавным и непрерывным. Первая половина поворота Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди.
Вальсовая дорожка (променад)
В данном варианте предлагается сочетать вальсовую дорожку вперед у партнера с правым вальсовым поворотом у партнерши.
«Окошко»
Исходное положение — партнеры стоят лицом друг к другу, ноги в 3-й позиции. Партнер находится спиной, а партнерша лицом к центру зала. Партнер правой рукой держит кисть правой руки партнерши. Правые руки в 1-й позиции. Левые: у партнера за спиной, у партнерши — вытянута вниз. Движения партнерши выполняются аналогично движениям партнера. Затакт – подняться на полупальцах. 1 такт Раз – сделать шаг с правой ноги вперед навстречу друг другу; правые руки из 1-й позиции, не размыкаясь, переходят в 3-ю позицию. Два – вернуться в исходное положение. Далее (обычно) идет смена мест партнеров.
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Всего часов | |
1 год обучения | ||
1 | История возникновения и развития вальса. | 2 |
2 | Виды вальса. Музыкальный размер ¾. Прослушивание различных видов вальса. | 2 |
3 | Подбор музыки для танца. Вальсовый шаг без музыки. | 2 |
4 | Позиции ног и рук. Работа в парах. | 2 |
5 | Линия танца. Шаг вальса по линии танца. | 2 |
6 | Поклон и реверанс. Вальсовые шаги. | 2 |
7 | Вальсовая дорожка (променад).Положение рук в вальсе. | 2 |
8 | Маленький квадрат вальса с правой ноги. | 2 |
9 | Большой квадрат вальса с правой ноги. | 2 |
10 | Поворот партнерши под рукой. | 2 |
11 | Положения в паре. | 2 |
12 | «Лодочка» (представляет собой балансе по линии танца, а затем против нее). | 2 |
13 | Разворот друг от друга с раскрытием. | 2 |
14 | «Окошко». | 2 |
15 | Раскрытия. | 2 |
16 | Движение партнерши вокруг партнера стоящего на одном колене. | 2 |
17 | «Променад» (вальсовое вращение дам и одновременное шоссе кавалеров). | 2 |
18 | Вращения в паре на носках вокруг своей оси. | 1 |
19 | Маленький квадрат в паре, удерживая руки под локти. | 1 |
20 | Большой квадрат в паре, удерживая руки под локти . | 1 |
21 | Маленький квадрат в паре. | 1 |
22 | Большой квадрат в паре. | 1 |
23 | Движения в паре вперед-назад, держась за кисти рук. | 1 |
24 | Движения в паре вперед-назад. | 1 |
25 | Движения в паре вперед-назад с медленным поворотом. | 1 |
26 | Движения в паре с поворотом (венский вальс). | 1 |
27 | «Лодочка» и разворот друг от друга с раскрытием. | 1 |
28 | «Окошко» и смена мест. | 1 |
29 | Раскрытия с поворотом партнерши под рукой. | 1 |
30 | I Комбинация: выход и поклон; «Лодочка» и разворот друг от друга с раскрытием; «Окошко» и смена мест. | 1 |
31 | II Комбинация: движение партнерши вокруг партнера стоящего на одном колене; раскрытия с поворотом партнерши под рукой и «Променад». | 1 |
32 | III Комбинация: маленький квадрат в паре; большой квадрат в паре; венский вальс и поклон. | 1 |
33 | I и II комбинация. | 1 |
34 | Разучивание всего вальса в целом. | 1 |
35 | Выступление на линейке, последний звонок. | 1 |
ИТОГО | 52ч. |
Формой подведения итогов считать: выступление на последнем звонке и школьном выпускном вечере.
Техническое обеспечение образовательного процесса
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на занятиях «Фигурный вальс», относятся:
- DVD-плеер;
- цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
- компьютер и т.д.
Список литературы:
- ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
- ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
- Захаров Р. Сочинения танца. - М.: Искусство, 1989.
- Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984.
- С.Казлаускас, Танцуем и играем, Шауляйский университет, 1997.
- Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. - СПб.: ИГУП, 1997.
- Гребенкин А.В.Сценическое движение. Пособие для руководителей театральных студий и школ искусств. М.:, 2003.
Информационные ресурсы:
Сайт: esta.nm.ru/dance/fw.html
http://chertkov.ucoz.ru/MetodMaterial/Muz/posobie.pdf
Сайт: www.valsis/ru (Учись танцевать вальс!)
http://www.youtube.com/watch?v=GI37fUfGteY
http://www.youtube.com/watch?v=Le16tzln_8Q
http://4dancer.ru/index.php?nma=blog&fla=news&cat=20&ids=91
http://tancor.spb.ru/f_waltz.htm
http://www.youtube.com/watch?v=iHLZ_3Qup-Y
http://www.4dancing.ru/blogs/060910/266/
http://terpsihora.net/index.php/uroki/teoriya/131-pozitsii-ruk-i-nog-v- klassicheskom-tantse
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования для начальных классов коррекционной школы
Программа "Страна Вообразилия" направлена на развитие творческих способностей, на развитие внимания и воображения...
Кружок "Юный информатик" Программа дополнительного образования обучающихся 5 классов Срок реализации 1 год
Пояснительная запискак рабочей программе кружка«ЮНЫЙ ИНФОРМАТИК»Направленность программыI....
Программа дополнительного образования 3-4 класс«The world of English speaking children»
Целью дополнительной образовательной программы является развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций соврем...
Программа дополнительного образования 8-9 класс «The world of English»
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы состоят в то, что она усиливает вариативную составляющую общего образования. При максимальном расширен...
Календарно тематическое планирование курса в системе дополнительного образования "алгебра 7 класс"
Данное планирование расчитано для подготовки учащихся для итоговой аттестации за курс 7 класса....
Презентация программы дополнительного образования детей 1 класса
Авторская программа "Глиняные сказки. Обучение детей 1 класса лепке из глины." Методика , разработанная в данной програме позволяет донести до учащихся технологию изготовления изделия из глины н...
Программа дополнительного образования для старших классов на основе фитнес - аэробики
программа дополнительного образования для старшеклассников составленная на основе программы " Фитнес - аэробика" О.С. Слуцкер,...
- Мне нравится (1)