Дополнительная образовательная программа "КВН"
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Пальцева Марина Юрьевна

В предлагаемой программе отражена специфика КВНа как одного из видов сценической деятельности,  также представлены все основные этапы работы клуба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kvn.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«КВН – клуб»

Пояснительная записка

Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта.

У юношества велика жажда общения, особенно со сверстниками, тяга к самовыражению и, в то же время, стремление найти единомышленников, быть частью «команды».

Во избежание случайных связей и знакомств с их негативными и опасными последствиями, необходим серьезный подход к организации интересного и содержательного досуга молодежи. Оптимальной формой такой организации является клуб – объединение людей, связанных общими интересами. На современном этапе большой популярностью пользуются Клубы Веселых и Находчивых (КВНы). По подсчетам, проведенным Международной Школьной лигой КВН, на территории Российской Федерации в более или менее официальных турнирах участвуют свыше 500 000 учащихся.

Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ совместно с Общероссийской общественной  организацией «Российский Союз Молодежи» принял еще в 2002 году Программу «Всероссийская Юниор-лига КВН». На уровне Санкт-Петербурга в том же 2002 году было принято соглашение о реализации Программы «Санкт-Петербургская Юношеская лига КВН» между Межрегиональной общественной организацией РСМ и тремя комитетами Администрации Санкт-Петербурга: Комитетом по образованию, Комитетом по молодежной политике и Комитетом по культуре.

Вывод: На протяжении многих лет КВН является одним из значимых направлений государственной молодежной политики и прочно занимает свою нишу в области досуговой деятельности.

Устав клуба

Цель: Создать условия для неформального общения на основе общих интересов, дать возможность раскрыть и развить свои творческие способности, обрести новых друзей, утвердиться как личности в социуме.

Задачи:

  1. Развивать интерес к КВН-движению.
  2. Совершенствовать свои навыки и умения, раскрыть свой творческий потенциал.
  3. Стремиться к реализации своих интересов, возможностей и способностей.
  4. Учиться работать в коллективе.
  5. Развивать творческую инициативу, активность и самостоятельность как высшую форму творчества.
  6. Пропагандировать здоровый образ жизни. «В здоровом теле – здоровый смех!»
  7. Стремиться к «высоким» идеалам.
  8. Развивать и совершенствовать в себе положительные качества личности.

Клуб является добровольным, самодеятельным, общественным молодежным объединением. В основе работы – неофициальное общение учащихся, выпускников и взрослых, для которых КВН – это стиль жизни; товарищество, уважение и сотворчество.

Членом команды может стать любой желающий:

  • творчески себя проявивший в различных сценических действах, проходящих в гимназии;
  • успешно выступивший во внутришкольных турнирах КВН;
  • успешно прошедший кастинг (редко);
  • специально приглашенный в команду игрок.

Кандидатуры «новичков» обсуждаются всеми участниками команды; решение о принятии коллективное.

Участник команды обязуется играть в ней весь сезон (4 игры); пропуски возможны по уважительной причине и согласованию с руководителем и капитаном команды.

Члены команды посещают занятия 2 раза в неделю по 2 часа (тренинг, «мозговой штурм», сценарная практика, репетиции), посещают игры других команд, активно участвуют в мероприятиях Колпинской лиги КВН и творческих делах гимназии.

Участники активно работают над имиджем, проводят PR-акции, постоянно пополняют архив (фото, видео), обновляют фонотеку.

Члены команды и активные «фанаты» периодически организовывают коллективные походы, вечера встречи, проводят «дни именинника».

Команды активно сотрудничают с другими творческими коллективами.

Каждая команда имеет свои форму, флаг и песню.

Основные формы занятий

  1. Актерский тренинг, этюдная работа – 16 часов.
  2. Сценарная практика – 16 часов
  3. «Мозговой штурм» – 16 часов
  4. Репетиции – 58 часов
  5. Турниры – 20 часов
  6. PR – 6 часов
  7. Досуговые программы – 12 часов

Всего: 144 часа

Актерский тренинг, этюдная работа

Сценическая речь.

Разогревающий массаж. Дыхание. Артикуляция. Посыл звука. Эмоциональная окраска. Логические паузы и ударения. Подтекст.

Сценическое внимание. Оценка. Реакция. Общение.

Сценическое движение.

Разогрев мышц. Упражнения на расслабление и напряжение мышц. Упражнения на ПФД и ПФО. Действия с воображаемыми предметами. Пантомима.

Сценическое внимание. Оценка. Реакция. Общение.

Средства актерской выразительности. Органичность.

Сценарная практика

  1. КВНовские жанры:
  • приветствие
  • разминка
  • СТЭМ
  • БРИЗ
  • Капитанский
  • Музыкальный
  • Домашнее задание
  1. Азбука КВН (специальная терминология)
  • Линейка – классическое построение в приветствии
  • Канва – общая идея конкурса
  • Парадокс – «ядро» шутки
  • Шутка, реприза – парадоксальное умозаключение со вторым планом
  • Подача, заход – первая часть шутки (вопрос или ситуация)
  • Отбивка – вторая часть шутки, после которой становится смешно (антитезис к подаче)
  • Добивка – вторая отбивка, должна быть смешнее первой
  • «Вода» – несмешной текст в сценарии
  • «Болт» - шутка или номер, который по своему эмоциональному восприятию сильно выделяется среди остальных
  • Связка – слово или фраза, подводящая к следующему действию
  • «Штурм» – способ написания реприз
  • Верстка – Компоновка написанного материала в сценарий
  • Проходняк – роль для входного персонажа
  • Музыкальный гэг – музыкальная вставка, песенка, танец
  • Подавать – доносить до зрителя шутку различными выразительными средствами
  • «Рвать» зал – вызывать у зрителя длительный смех и шквал аплодисментов
  • Минусовка – фонограмма песни
  • Миниатюра – короткая смешная сценка с минимальным количеством игроков
  • Драйв – сильное по энергетике и очень ритмичное действие
  1. Мозговой штурм
  2. Создание базы данных шуток
  3. Работа по направлениям: «песни», «реклама», «производные», «антиподы», «анекдоты, шутки», «персонажи», «кино», «ассоциации»
  4. Обработка шуток по теме игры
  5. Верстка сценария
  6. Доработка сценария

«Мозговой штурм»

Команда делится на несколько групп, у каждого игрока – листок и ручка. Обсуждается тема и выбираются направления. В течение 5-10 минут пишутся «подачи». Затем листы предаются соседям – пишутся «отбивки». И так до тех пор, пока листок не вернется к «хозяину». После кратковременной передышки – разбор материала. Шутки нужно прочитать по схеме «вопрос-ответ», без комбинаций и объединений нескольких «отбивок» в одну. Далее – выбор шуток по конкурсам.

Приветствие

Регламент – 5-7 минут

Цели:

  • раскрытие имиджа команды;
  • создание атмосферы благоприятного реагирования у зрителей и жюри («завод» зала);
  • раскрытие темы.

Структура:

  • эффектный выход (энергичный танец, песенка, нечто оригинальное);
  • основная часть: подача шуток в «линейке», миниатюры, реклама, «проходняки», «болты»);
  • финальная часть (песенка или танец, оригинальный поклон и уход).

Разминка

Регламент – вопрос + 30 секунд на размышление.

Цели:

  • проверка импровизационных способностей, остроумия;
  • раскрытие темы;
  • работа с текстом

Структура:

  • оглашение вопроса (сам вопрос должен быть смешным);
  • обдумывание ответа – 10 секунд;
  • «бросание» версий – 10 секунд;
  • выбор версии и «ходока»;
  • «отбивка» шутки «ходоком».

Музыкальный конкурс, домашнее музыкальное задание

Регламент – до 10-12 минут

Цели:

  • раскрытие музыкальных и хореографических способностей;
  • раскрытие темы.

Варианты:

  • традиционный концерт-пародия;
  • шоу (хит-парад, церемония награждения, дискотека);
  • музыкально-драматическое произведение (мини-опера, балет, музыкальная сказка).

Структура – в соответствии с выбранной формой.

СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр)

Непродолжительная по времени, ограниченная по числу актеров, комическая сценка (3-4 минуты).

Цели:

  • суметь «объять необъятное»;
  • развивать чувство полуэкспромта, интуитивной реакции.

Принципы работы над СТЭМом:

  • тема миниатюры должна быть близка и понятна зрителям, злободневна;
  • новизна трактовки, оригинальность;
  • темпоритм;
  • точное понимание комического «ядра».

     

БРИЗ (бюро рационализации и изобретательства)

Рассказ-сценка, в которой объединены три предмета или понятия, на первый взгляд, несовместимые (3 минуты).

Цели:

  • развитие ассоциативного мышления;
  • умение быстро думать и действовать;
  • взаимопонимание.

Формы: юмористический рассказ в образах, миниатюра, пантомима, пародия на «классику» (фильм, литературное произведение, телепередача).

Капитанский конкурс

Регламент – 3-5 минут.

Цели:

  • проверка личных качеств капитана (чувство юмора, умение быстро ориентироваться в сложной ситуации, актерское мастерство);
  • раскрытие темы.

Традиционная форма – сообщение на заданную тему в образе или без такового, а также смешные ответы на вопросы капитана-соперника. Прокат монолога должен обязательно пройти на игроках команды.

Домашнее задание

Регламент – до 12 минут.

Цели:

  • проверка актерских способностей игроков;
  • раскрытие темы.

Домашнее задание – это чаще всего мини-спектакль на заданную тему, который строится по театральным канонам: экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, финал.

Формы представления: старая сказка на новый лад, «вечная» классика в новом аспекте, пародия на фильмы, телепередачи и т.д.

Репетиционный период

  1. Разбор сценария, составляющих эпизодов, конкретных шуток.
  2. Кастинг или распределение ролей.
  3. Индивидуальные и групповые прогоны.
  4. Подача шуток. Сценическая речь.
  5. Выразительные актерские средства.
  6. Мизансценирование.
  7. Массовые выходы.
  8. Работа по музыкальному оформлению: «подложки», «отбивки», песни, танцы, цельные музыкальные номера.
  9. Подбор костюмов. Быстрая смена.
  10. Работа с ширмой.
  11. Работа с микрофонами.
  12. Генеральная репетиция.
  13. Турнир.

PR-акции

Болельщики делятся на «фанатов» и «сочувствующих».

«Фанаты»: присутствуют на всех играх, в курсе всех ее новостей, поддержка их безусловна в любой ситуации, а состав практически неизменен.

«Сочувствующие»: их поддержка возникает время от времени, присутствие на играх переменно, состав изменяется.

«Фанатская» группа помогает команде в следующих направлениях:

  • техническая, организационная помощь;
  • помощь в определенных моментах: костюмы, музыкальный материал;
  • просмотр материала на генеральной репетиции (советы со стороны),
  • изготовление лозунгов, сочинение «кричалок», шумовая поддержка в игре;
  • Пропаганда имиджа команды, использование атрибутики, освещение деятельности команды в прессе, постоянное пополнение фотоматериалами «архива».

Анализ выступления в игре

Проводится не раньше, чем через сутки после игры.

Основная форма – анализ видеозаписи игры.

Компоненты анализа:

  1. Шутки:
  • шутки, над которыми смеялся зал («выстреливание», «срабатывание»), какие были наиболее успешными и почему; были ли шутки, «выстрелившие» вне плана; какие моменты в игре усиливали воздействие на публику;
  • шутки, которые «не сработали», хотя команда  ставила на них: причины провала.
  1. Реакция зала:
  • как поддерживали болельщики;
  • как реагировали «чужие» болельщики.
  1. Элементы импровизации:
  • разбор разминки;
  • как команда выходила из неожиданных ситуаций, удачные и неудачные выходы.
  1. Общий настрой: энергетика, сплоченность, общая эстетика выступления.

Программно-методическое обеспечение

  1. Программа
  2. Сценарный фонд
  3. База данных шуток
  4. Методическая литература
  5. Фонотека
  6. Костюмерная
  7. Видеотека

Список литературы

  1. Воронова Е.А. Мы начинаем КВН! Сб. – Ростов на Дону: Феникс, 2004г.
  2. КВН: методика проведения (под ред. Турыгиной С.В., Кугач А.Н. – Ростов на Дону: Феникс, 2004г.
  3. Коломейский А.М. Капустники, скетчи, миниатюры для школьников и студентов. СТЭМ на вырост.- Ростов на Дону: Феникс, 2005г.
  4. В.Г.Косяков. КВН в школе: методические рекомендации. – Самиздат: Колпинская лига КВН, 2003г
  5. П.М.Фельдгун. Что такое КВН. – Самиздат: Колпинская лига КВН, 2003г.
  6. Л.Н.Шарапов. КВН. – Самиздат: Колпинская лига КВН, 2003г.
  7. Руденко В.И. Школьные КВНы. – Ростов на Дону: Феникс, 2004г.
  8. Гальперина Е, Сергеева Б. КВН раскрывает секреты. – Искусство: М., 1968г.
  9. КВН, журнал – подборка за разные годы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...