Дополнительная образовательная программа "КВН"
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс) на тему
В предлагаемой программе отражена специфика КВНа как одного из видов сценической деятельности, также представлены все основные этапы работы клуба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kvn.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
«КВН – клуб»
Пояснительная записка
Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта.
У юношества велика жажда общения, особенно со сверстниками, тяга к самовыражению и, в то же время, стремление найти единомышленников, быть частью «команды».
Во избежание случайных связей и знакомств с их негативными и опасными последствиями, необходим серьезный подход к организации интересного и содержательного досуга молодежи. Оптимальной формой такой организации является клуб – объединение людей, связанных общими интересами. На современном этапе большой популярностью пользуются Клубы Веселых и Находчивых (КВНы). По подсчетам, проведенным Международной Школьной лигой КВН, на территории Российской Федерации в более или менее официальных турнирах участвуют свыше 500 000 учащихся.
Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ совместно с Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи» принял еще в 2002 году Программу «Всероссийская Юниор-лига КВН». На уровне Санкт-Петербурга в том же 2002 году было принято соглашение о реализации Программы «Санкт-Петербургская Юношеская лига КВН» между Межрегиональной общественной организацией РСМ и тремя комитетами Администрации Санкт-Петербурга: Комитетом по образованию, Комитетом по молодежной политике и Комитетом по культуре.
Вывод: На протяжении многих лет КВН является одним из значимых направлений государственной молодежной политики и прочно занимает свою нишу в области досуговой деятельности.
Устав клуба
Цель: Создать условия для неформального общения на основе общих интересов, дать возможность раскрыть и развить свои творческие способности, обрести новых друзей, утвердиться как личности в социуме.
Задачи:
- Развивать интерес к КВН-движению.
- Совершенствовать свои навыки и умения, раскрыть свой творческий потенциал.
- Стремиться к реализации своих интересов, возможностей и способностей.
- Учиться работать в коллективе.
- Развивать творческую инициативу, активность и самостоятельность как высшую форму творчества.
- Пропагандировать здоровый образ жизни. «В здоровом теле – здоровый смех!»
- Стремиться к «высоким» идеалам.
- Развивать и совершенствовать в себе положительные качества личности.
Клуб является добровольным, самодеятельным, общественным молодежным объединением. В основе работы – неофициальное общение учащихся, выпускников и взрослых, для которых КВН – это стиль жизни; товарищество, уважение и сотворчество.
Членом команды может стать любой желающий:
- творчески себя проявивший в различных сценических действах, проходящих в гимназии;
- успешно выступивший во внутришкольных турнирах КВН;
- успешно прошедший кастинг (редко);
- специально приглашенный в команду игрок.
Кандидатуры «новичков» обсуждаются всеми участниками команды; решение о принятии коллективное.
Участник команды обязуется играть в ней весь сезон (4 игры); пропуски возможны по уважительной причине и согласованию с руководителем и капитаном команды.
Члены команды посещают занятия 2 раза в неделю по 2 часа (тренинг, «мозговой штурм», сценарная практика, репетиции), посещают игры других команд, активно участвуют в мероприятиях Колпинской лиги КВН и творческих делах гимназии.
Участники активно работают над имиджем, проводят PR-акции, постоянно пополняют архив (фото, видео), обновляют фонотеку.
Члены команды и активные «фанаты» периодически организовывают коллективные походы, вечера встречи, проводят «дни именинника».
Команды активно сотрудничают с другими творческими коллективами.
Каждая команда имеет свои форму, флаг и песню.
Основные формы занятий
- Актерский тренинг, этюдная работа – 16 часов.
- Сценарная практика – 16 часов
- «Мозговой штурм» – 16 часов
- Репетиции – 58 часов
- Турниры – 20 часов
- PR – 6 часов
- Досуговые программы – 12 часов
Всего: 144 часа
Актерский тренинг, этюдная работа
Сценическая речь.
Разогревающий массаж. Дыхание. Артикуляция. Посыл звука. Эмоциональная окраска. Логические паузы и ударения. Подтекст.
Сценическое внимание. Оценка. Реакция. Общение.
Сценическое движение.
Разогрев мышц. Упражнения на расслабление и напряжение мышц. Упражнения на ПФД и ПФО. Действия с воображаемыми предметами. Пантомима.
Сценическое внимание. Оценка. Реакция. Общение.
Средства актерской выразительности. Органичность.
Сценарная практика
- КВНовские жанры:
- приветствие
- разминка
- СТЭМ
- БРИЗ
- Капитанский
- Музыкальный
- Домашнее задание
- Азбука КВН (специальная терминология)
- Линейка – классическое построение в приветствии
- Канва – общая идея конкурса
- Парадокс – «ядро» шутки
- Шутка, реприза – парадоксальное умозаключение со вторым планом
- Подача, заход – первая часть шутки (вопрос или ситуация)
- Отбивка – вторая часть шутки, после которой становится смешно (антитезис к подаче)
- Добивка – вторая отбивка, должна быть смешнее первой
- «Вода» – несмешной текст в сценарии
- «Болт» - шутка или номер, который по своему эмоциональному восприятию сильно выделяется среди остальных
- Связка – слово или фраза, подводящая к следующему действию
- «Штурм» – способ написания реприз
- Верстка – Компоновка написанного материала в сценарий
- Проходняк – роль для входного персонажа
- Музыкальный гэг – музыкальная вставка, песенка, танец
- Подавать – доносить до зрителя шутку различными выразительными средствами
- «Рвать» зал – вызывать у зрителя длительный смех и шквал аплодисментов
- Минусовка – фонограмма песни
- Миниатюра – короткая смешная сценка с минимальным количеством игроков
- Драйв – сильное по энергетике и очень ритмичное действие
- Мозговой штурм
- Создание базы данных шуток
- Работа по направлениям: «песни», «реклама», «производные», «антиподы», «анекдоты, шутки», «персонажи», «кино», «ассоциации»
- Обработка шуток по теме игры
- Верстка сценария
- Доработка сценария
«Мозговой штурм»
Команда делится на несколько групп, у каждого игрока – листок и ручка. Обсуждается тема и выбираются направления. В течение 5-10 минут пишутся «подачи». Затем листы предаются соседям – пишутся «отбивки». И так до тех пор, пока листок не вернется к «хозяину». После кратковременной передышки – разбор материала. Шутки нужно прочитать по схеме «вопрос-ответ», без комбинаций и объединений нескольких «отбивок» в одну. Далее – выбор шуток по конкурсам.
Приветствие
Регламент – 5-7 минут
Цели:
- раскрытие имиджа команды;
- создание атмосферы благоприятного реагирования у зрителей и жюри («завод» зала);
- раскрытие темы.
Структура:
- эффектный выход (энергичный танец, песенка, нечто оригинальное);
- основная часть: подача шуток в «линейке», миниатюры, реклама, «проходняки», «болты»);
- финальная часть (песенка или танец, оригинальный поклон и уход).
Разминка
Регламент – вопрос + 30 секунд на размышление.
Цели:
- проверка импровизационных способностей, остроумия;
- раскрытие темы;
- работа с текстом
Структура:
- оглашение вопроса (сам вопрос должен быть смешным);
- обдумывание ответа – 10 секунд;
- «бросание» версий – 10 секунд;
- выбор версии и «ходока»;
- «отбивка» шутки «ходоком».
Музыкальный конкурс, домашнее музыкальное задание
Регламент – до 10-12 минут
Цели:
- раскрытие музыкальных и хореографических способностей;
- раскрытие темы.
Варианты:
- традиционный концерт-пародия;
- шоу (хит-парад, церемония награждения, дискотека);
- музыкально-драматическое произведение (мини-опера, балет, музыкальная сказка).
Структура – в соответствии с выбранной формой.
СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр)
Непродолжительная по времени, ограниченная по числу актеров, комическая сценка (3-4 минуты).
Цели:
- суметь «объять необъятное»;
- развивать чувство полуэкспромта, интуитивной реакции.
Принципы работы над СТЭМом:
- тема миниатюры должна быть близка и понятна зрителям, злободневна;
- новизна трактовки, оригинальность;
- темпоритм;
- точное понимание комического «ядра».
БРИЗ (бюро рационализации и изобретательства)
Рассказ-сценка, в которой объединены три предмета или понятия, на первый взгляд, несовместимые (3 минуты).
Цели:
- развитие ассоциативного мышления;
- умение быстро думать и действовать;
- взаимопонимание.
Формы: юмористический рассказ в образах, миниатюра, пантомима, пародия на «классику» (фильм, литературное произведение, телепередача).
Капитанский конкурс
Регламент – 3-5 минут.
Цели:
- проверка личных качеств капитана (чувство юмора, умение быстро ориентироваться в сложной ситуации, актерское мастерство);
- раскрытие темы.
Традиционная форма – сообщение на заданную тему в образе или без такового, а также смешные ответы на вопросы капитана-соперника. Прокат монолога должен обязательно пройти на игроках команды.
Домашнее задание
Регламент – до 12 минут.
Цели:
- проверка актерских способностей игроков;
- раскрытие темы.
Домашнее задание – это чаще всего мини-спектакль на заданную тему, который строится по театральным канонам: экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, финал.
Формы представления: старая сказка на новый лад, «вечная» классика в новом аспекте, пародия на фильмы, телепередачи и т.д.
Репетиционный период
- Разбор сценария, составляющих эпизодов, конкретных шуток.
- Кастинг или распределение ролей.
- Индивидуальные и групповые прогоны.
- Подача шуток. Сценическая речь.
- Выразительные актерские средства.
- Мизансценирование.
- Массовые выходы.
- Работа по музыкальному оформлению: «подложки», «отбивки», песни, танцы, цельные музыкальные номера.
- Подбор костюмов. Быстрая смена.
- Работа с ширмой.
- Работа с микрофонами.
- Генеральная репетиция.
- Турнир.
PR-акции
Болельщики делятся на «фанатов» и «сочувствующих».
«Фанаты»: присутствуют на всех играх, в курсе всех ее новостей, поддержка их безусловна в любой ситуации, а состав практически неизменен.
«Сочувствующие»: их поддержка возникает время от времени, присутствие на играх переменно, состав изменяется.
«Фанатская» группа помогает команде в следующих направлениях:
- техническая, организационная помощь;
- помощь в определенных моментах: костюмы, музыкальный материал;
- просмотр материала на генеральной репетиции (советы со стороны),
- изготовление лозунгов, сочинение «кричалок», шумовая поддержка в игре;
- Пропаганда имиджа команды, использование атрибутики, освещение деятельности команды в прессе, постоянное пополнение фотоматериалами «архива».
Анализ выступления в игре
Проводится не раньше, чем через сутки после игры.
Основная форма – анализ видеозаписи игры.
Компоненты анализа:
- Шутки:
- шутки, над которыми смеялся зал («выстреливание», «срабатывание»), какие были наиболее успешными и почему; были ли шутки, «выстрелившие» вне плана; какие моменты в игре усиливали воздействие на публику;
- шутки, которые «не сработали», хотя команда ставила на них: причины провала.
- Реакция зала:
- как поддерживали болельщики;
- как реагировали «чужие» болельщики.
- Элементы импровизации:
- разбор разминки;
- как команда выходила из неожиданных ситуаций, удачные и неудачные выходы.
- Общий настрой: энергетика, сплоченность, общая эстетика выступления.
Программно-методическое обеспечение
- Программа
- Сценарный фонд
- База данных шуток
- Методическая литература
- Фонотека
- Костюмерная
- Видеотека
Список литературы
- Воронова Е.А. Мы начинаем КВН! Сб. – Ростов на Дону: Феникс, 2004г.
- КВН: методика проведения (под ред. Турыгиной С.В., Кугач А.Н. – Ростов на Дону: Феникс, 2004г.
- Коломейский А.М. Капустники, скетчи, миниатюры для школьников и студентов. СТЭМ на вырост.- Ростов на Дону: Феникс, 2005г.
- В.Г.Косяков. КВН в школе: методические рекомендации. – Самиздат: Колпинская лига КВН, 2003г
- П.М.Фельдгун. Что такое КВН. – Самиздат: Колпинская лига КВН, 2003г.
- Л.Н.Шарапов. КВН. – Самиздат: Колпинская лига КВН, 2003г.
- Руденко В.И. Школьные КВНы. – Ростов на Дону: Феникс, 2004г.
- Гальперина Е, Сергеева Б. КВН раскрывает секреты. – Искусство: М., 1968г.
- КВН, журнал – подборка за разные годы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск
Данные требования разработаны на основании «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.
Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...