Шахматы. программа обучения
методическая разработка на тему
Данная программа предназначена для обучения детей от 6 до 18 лет в школах, домах детского творчества и в подростково-молодежных клубах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty.docx | 171.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Шахматы» (далее - Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность.
Программа корректировалась в 2012, 2014, 2016 годах в связи с новыми требованиями оформления дополнительных общеобразовательных программ и в связи с изменением в названии учреждения.
Программа разработана в соответствии с государственной образовательной политикой и современными нормативными документами в сфере образования, такими как: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей//Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года //Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Программа направлена на всесторонне развитие личности: через расширение круга общения обучающегося и реализации его способностей, развитие творческого потенциала обучающегося, его личное саморазвитие, понимание себя и возможности применения своих знаний в мире других людей, понимание перспектив будущего.
Шахматы положительно влияют на всесторонне развитие и совершенствование у обучающихся таких психических процессов и качеств, как память, внимание, пространственное воображение, логическое мышление, воля и т.д.
Шахматы помогают научиться управлять своим поведением, развивают умение самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, воспитывают организованность и дисциплину, чувство коллективизма, товарищества и самоконтроля.
Занятия шахматами помогут обучающимся лучше усвоить учебные предметы. Например, с такими понятиями, как «центр», «квадрат», «треугольник», «горизонталь», «диагональ» и другими обучающиеся познакомятся на занятиях шахматами раньше, чем на уроках математики или геометрии в школе. Шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык помогает обучающемуся решать математические задачи любой сложности.
Безусловно, существует связь и с гуманитарными предметами, прежде всего с историей и с географией. Обучающиеся узнают о том, где зародились шахматы, как они развивались в различных странах от древних времен и до наших дней. Дети познакомятся с достижениями Российской и мировой шахматной школы и с жизнью и творчеством чемпионов мира и сильнейших шахматистов.
Полученные навыки помогут детям адаптироваться к современной жизни и добиваться поставленных целей.
Полученные знания обучающиеся могут совершенствовать, в различных соревнованиях в ЦДЮТТ «Охта», районных и городских соревнованиях. Участие в соревнованиях поможет детям повысить свои шахматные разряды и звания Шахматисты, достигшие значительных результатов, могут принимать участие в первенствах России, Европы и Мира. После окончания школы образование может быть продолжено в институте физкультуры на кафедре «Шахматы».
Цели
- используя богатые игровые ресурсы шахмат приобщить обучающихся к общечеловеческим и культурным ценностям и спорту, помочь реализовать им свои возможности, желающим научиться самостоятельно думать, принимать быстрые и правильные решения;
Задачи
обучающие:
- научить детей играть в шахматы в соответствии с международными шахматными правилами FIDE;
- формировать познавательную самостоятельность и развить умение работать над шахматной литературой;
- развить желание познавать новое и закреплять полученные знания;
- научить детей планировать свою игру и работу;
развивающие:
- заложить основы гармоничного развития детей и расширить их представление об окружающем мире;
- развить образное и ассоциативное мышление;
- развить умение находить в обыкновенном необыкновенное, понимать изящество и красоту отдельных ходов и комбинаций;
- развить умение получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой в шахматы;
- обеспечить эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие;
- расширить кругозор ребенка;
- развить физические качества личности, такие как выносливость, усидчивость, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;
- развить интеллектуальные качества, внимательность, память, наблюдательность, творческое воображение и т.д.;
воспитательные:
- развить личность ребенка и его творческие способности формировать организованность и дисциплину, чувство личной ответственности;
- формировать гражданскую позицию, патриотизм;
- воспитывать чувство товарищества и коллективизма;
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим уважение к педагогам и товарищам;
- приобщить к здоровому образу жизни, гармонии тела и души;
- формировать организованность и дисциплину, чувство ответственности, товарищества и коллективизма.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих.
Особенности данной программы заключаются в том, что на начальной стадии обучения предполагается большое использование обучающих игр. Проведение таких игр дает обучающимся возможность использовать, закреплять и уточнять полученные на занятиях представления. Этот метод изучения шахмат с помощью различных обучающих игр позволяет детям быстро запомнить шахматные правила и применять их в дальнейшем при шахматной игре.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Программа рассчитана на четыре года обучения для детей от 6 до 17 лет.
В коллектив принимаются все дети, желающие научиться играть в шахматы.
Образовательный процесс строится с учётом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей» //Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №4.
Формы и режим занятий
1,2,3, и 4 года обучения рассчитаны по 216 часов. По каждому году обучения: занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа (6 часов в неделю).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу обучения обучающиеся получают знания по следующим темам:
- три кита шахматного мастерства:
позиционное чутье,
комбинационное зрение,
умение рассчитывать варианты,
-мышление гроссмейстера,
-учимся у чемпионов мира,
-как правильно тренироваться и готовиться к соревнованиям,
-анализ и оценка позиции:
элементы позиции,
преимущества временные и постоянные,
четыре основных правила понимания позиции,
слабые поля, слабость периферии,
слабые пешки, пешечные островки, проходная пешка,
открытые вертикали, диагонали, горизонтали,
завоевание пространства,
дисгармония в расстановке фигур,
центр
неудачная позиция одной из фигур.
-план в шахматах
общая теория,
одноступенчатый план,
многоступенчатый план,
столкновение планов,
-равные позиции,
-новинки в теории дебютов,
разовьют умения:
-в технике разыгрывания эндшпиля:
многопешечные окончания,
легкофигурные окончания,
окончания с лишним качеством,
четырехладейные окончания,
ферзь против двух ладей,
как тренироваться в разыгрывании эндшпиля.
-в разыгрывании многоходовые комбинации:
использование последней и предпоследней горизонтали,
линии и диагонали,
слабый пункт
-в способах защиты от нападения, подготовка и проведение контратаки
-в расчетах вариантов и решениях сложных многоходовых шахматных задач.
К концу четвертого года обучения наиболее успешные шахматисты выполняют как правило 2 или 1 разряд.
Проверки результативности производится на контрольных занятиях по каждой теме, а также на игровых занятиях и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Обучающиеся выступают на соревнованиях различного уровня.
Итоги определяются по результатам соревнований и полученному разряду.
1 год обучения
Задачи
обучающие:
- научить детей играть в шахматы в соответствии с международными шахматными правилами FIDE;
- развить желание познавать новое и закреплять полученные знания;
развивающие:
- заложить основы гармоничного развития детей и расширить их представление об окружающем мире;
- развить образное и ассоциативное мышление;
- обеспечить эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие;
- расширить кругозор ребенка;
- приобщить детей и их родителей к альтернативной форме досуга
воспитательные:
- развить личность ребенка и его творческие способности формировать организованность и дисциплину, чувство личной ответственности;
- воспитывать чувство товарищества и коллективизма.
Учебно-тематический план
1 год (144 часа)
1 год (216 часов)
№ | Перечень разделов, тем | Теория час. | Практика, час. | Всего, час. |
1 | Введение. История возникновения и развития шахмат. Инструктаж по ОТ. | 6 | - | 6 |
2 | Шахматная доска: термины и определения. | 2 | - | 2 |
3 | Шахматные фигуры. | 5 | 5 | 10 |
4 | Что такое мат, что такое пат решение задач. | 26 | 40 | 66 |
5 | Шахматная нотация и порядок записи шахматной партии. | 4 | 8 | 12 |
6 | Основные правила разыгрывания дебютов. | 8 | 20 | 28 |
7 | Решение шахматных задач. | 16 | 34 | 50 |
8 | Проведение соревнований. | 40 | 40 | |
9 | Заключительное занятие. | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 68 | 148 | 216 |
Содержание изучаемого курса
1 год обучения
1 Введение. История возникновения и развития шахмат. Инструктаж по ОТ.
Теория: Знакомство с группой. Инструктаж по ОТ. Беседа «Понятие коррупции, ее виды и формы». Знакомство с легендой о возникновении шахмат в Индии более 2 тысяч лет назад.
2.Шахматная доска: термины и определения.
Теория: Знакомство с шахматной доской, рассказ о чередовании в горизонталях и вертикалях белых и черных полей (квадратов), а в диагоналях все поля одного цвета, все горизонтали и вертикали имеют по 8 полей, а диагонали - от 2 до 8. Расстановка шахматных фигур в начале партии.
Практика: показать самые короткие и самые длинные диагонали, диагонали, состоящие только из белых или черных полей.
3. Шахматные фигуры.
Теория: Знакомство с шахматными фигурами. Ходы фигур. Правила нападения. Понятие рокировка. Ценность фигур
Практика: Проведение игр «Скачем на коне», «Соберем цветочки», «Курица и зернышки», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь» и другие.
4. Что такое мат, что такое пат. Решение задач.
Теория: Понятия мат, пат, ничья. Знакомство с разными способами матования.
Практика: Отработка способов матования путем решения задач «Мат в один ход», «Пат или не пат». Решение задач на мат в 1 и 2 хода.
5.Шахматная нотация и порядок записи шахматной партии.
Теория: Рассказ об обозначении шахматных фигур и шахматных полей.
Практика: Тренировка записи шахматной партии. Игры «Морской бой», «Почтальон», «Где эта улица, где этот дом?».
6.Основные правила разыгрывания дебютов.
Теория: Знакомство с закрытыми, открытыми, полуоткрытыми дебютами и гамбитами, с основными правилами разыгрывания дебютов (захват центра, развитие фигур, рокировка, развитие ладей на открытые линии.)
Практика: Разыгрывание дебютов и гамбитов.
7. Решение шахматных задач.
Теория: Показ на шахматной доске как нужно использовать полученные знания при решении шахматных задач.
Практика: Задания для самостоятельного решения на уроке и дома.
8 .Проведение соревнований.
Практика: Проведение соревнований в осенние, зимние и весенние каникулы. Заключительные соревнования «Турнир Шахматных пар».
9. Заключительное занятие.
Теория: Подведение итогов.
Практика: Задания и рекомендации на лето.
Ожидаемые результаты.
К концу первого года обучения обучающиеся получат представление:
-об истории возникновения и развития шахмат
-о шахматной доске термины и определения, поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги, расстановка шахматных фигур в начале партии
-о названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка,
-о ходах фигур, в том числе рокировка, нападение и взятие, также и взятие на проходе.
приобретут знания
-о цели игры: мат, пат, ничья,
-о приемах и способах матования одинокого короля (мат ферзем и ладьей, двумя ладьями, ладьей, ферзем)
- шахматную нотацию и порядок записи шахматной партии,
-о правилах разыгрывания дебютов
приобретут умения:
- решать шахматные задачи на мат в один и два хода
- записывать шахматную партию
К концу первого года обучения наиболее успешные шахматисты получают 4 разряд.
2 год обучения
Задачи
обучающие:
- формировать познавательную самостоятельность и развить умение работать над шахматной литературой;
- научить детей планировать свою игру и работу;
развивающие:
- развить умение находить в обыкновенном необыкновенное, понимать изящество и красоту отдельных ходов и комбинаций;
- развить умение получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой в шахматы;
воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим уважение к педагогам и товарищам;
- формировать организованность и дисциплину, чувство ответственности, товарищества и коллективизма.
Учебно-тематический план
2 год 216 часов
№ | Перечень разделов, тем | Теория час. | Практика час. | Всего, час. |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ОТ Повторение тем, пройденных за 1 год обучения | 1 | 1 | 2 |
2 | История развития шахмат в России и Санкт–Петербурге. | 5 | 3 | 8 |
3 | Мат двумя слонами, мат конем и слоном | 1 | 3 | 4 |
4 | Пешечные структуры. | 6 | 8 | 14 |
5 | Комбинации: связка, двойной удар, отвлечение, завлечение | 4 | 6 | 10 |
6 | Основы стратегии и тактики | 6 | 8 | 14 |
7 | Дебюты | 8 | 12 | 20 |
8 | Типовые планы в миттельшпиле. | 10 | 16 | 30 |
9 | Приемы и способы атаки на короля | 6 | 8 | 14 |
10 | Техника расчета | 4 | 6 | 10 |
11 | Эндшпиль | 6 | 8 | 14 |
12 | Борьба при необычном соотношении сил и компенсации за материал | 8 | 10 | 18 |
13 | Решение сложных шахматных задач | 6 | 10 | 16 |
14 | Проведение соревнований | 40 | 40 | |
15 | Заключительное занятие | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 72 | 144 | 216 |
Содержание программы
2 год обучения
1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Повторение тем, пройденных за 1 год обучения.
Теория: Инструктаж по охране труда и правилам поведения в помещении и на улице. Повторение понятий и правил пройденных ранее.
Практика: Проведение конкурса решения задач.
2 История развития шахмат в России и Санкт-Петербурге
Теория: Беседа о правилах игры существовавших ранее и их изменениях, как шахматы появились в России и в Санкт-Петербурге. Знакомство с жизнью и творчеством сильнейших шахматистов России и Советского Союза: Петрова, Чигорина, Алехина, Ботвинника и других.
3 Мат двумя слонами, мат конем и слоном.
Теория: Рассказ и показ правильной и быстрой постановки мата двумя слонами (заплетем косичку), мат конем и слоном. Знакомство с правилом «50 ходов».
Практика: Отработка способов постановки мата.
4 Пешечные структуры.
Теория: Знакомство с понятиями : «Изолированные пешки», «Сдвоенные пешки», «Пешечный хребет», «Пешечный ряд», использование слабости пешечной структуры. Изучение простейших окончаний партии: король и пешка против короля. Понятия оппозиция, передача хода, правило квадрата.
Практика: Отработка окончаний партии.
5 Комбинации: связка, двойной удар, отвлечение, завлечение.
Теория: Понятия: «Комбинация». Знакомство с различными комбинациями: связка, двойной удар, завлечение, отвлечение, «спертый мат» и другие.
Практика: Решение задач на различные комбинации.
6 Основы стратегии и тактики.
Теория: Знакомство с такими понятиями как «Стратегия» и «Тактика». Изучение двух основных типов шахматных позиций: комбинационно-тактические и маневренно-стратегические. Элементы тактических операций: двойной удар, отвлечение, связка, блокировка, открытый шах, двойной шах.
Практика: Составление и отработка плана игры.
7 Дебюты
Теория: Изучение различных дебютных вариантов и систем (испанская партия, русская партия, итальянская партия, дебют четырех коней, сицилианская защита и др.) на примерах партий сильнейших шахматистов мира. Изучение дебютных ловушек, конкретных планов в различных дебютах, анализ партий выдающихся шахматистов.
Практика: Разыгрывание некоторых партий.
8 Типовые планы в миттельшпиле.
Теория: Рассматриваются конкретные планы в различных дебютах, анализируются партии выдающихся шахматистов. Особое внимание уделяется переходу из дебюта в миттельшпиль и из миттельшпиля в эндшпиль.
Практика: Отработка некоторых дебютов.
9 Приемы и способы атаки на короля.
Теория: Знакомство с различными позициями атаки на короля.
Практика: Отработка атаки на короля.
10 Техника расчета.
Теория: Анализируются различные позиции и рассчитываются варианты защиты, нападения или маневренной игры.
Практика: Отработка вариантов защиты.
11 Эндшпиль.
Теория: Рассматриваются типовые позиции, приемы и методы разыгрывания шахматных окончаний. Пешечных, ладейных, слоновых, коневых и ферзевых.
Практика: Разыгрывание эндшпилей.
12 Борьба при необычном соотношении сил и компенсации за материал.
Теория: Рассматриваются различные позиции, в которых имеются временные или постоянные преимущества.
Практика: Способы реализации позиций.
13 Решение сложных шахматных задач.
Теория: Разбор на доске заданий на завлечение, отвлечение, «спертый мат» и другие, в которых выигрыш достигается в 2-3 хода.
Практика: Конкурсы решения задач.
14 Проведение соревнований.
Практика: Проведение соревнований в осенние, зимние и весенние каникулы. Заключительные соревнования «Турнир Шахматных пар».
15 Заключительное занятие
Теория: Подведение итогов
Практика: Обсуждение итогов года. Рекомендации обучающимся.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу второго года обучения обучающиеся получат представления
- истории развития шахмат в России и в Санкт-Петербурге
- жизни и творчестве сильнейших шахматистов и чемпионов мира
- пешечные структуры, открытые и полуоткрытые линии
- эндшпили (окончания)
- комбинации
- основы стратегии и тактики
- дебюты (испанская партия, русская партия, итальянская партия, дебют четырех коней, сицилианская защита и др.)
- приемы и способы атаки на короля.
приобретут умения:
-ставить мат двумя слонами (заплетем косичку)
-ставить мат конем и слоном
-проводить ловушки в дебютах,
-разыгрывать типовые планы в миттельшпиле,
- решать сложные шахматные задачи.
К концу второго года обучения наиболее успешные шахматисты выполняют, как правило, 4 или 3 разряд.
3 год обучения
Задачи
обучающие:
- развить желание познавать новое и закреплять полученные знания;
- научить серьезно готовится к соревнованиям
развивающие:
- расширить кругозор ребенка;
- обучить работе с шахматной литературой
воспитательные:
- формировать гражданскую позицию, патриотизм;
- воспитывать чувство товарищества и коллективизма;
Учебно-тематический план
3 год обучения 216 часов
№ | Перечень разделов, тем | Теория час. | Практика, час. | Всего, час. |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Повторение тем, пройденных за 1 и 2 год обучения. | 1 | 3 | 4 |
2 | Позиционная игра. | 10 | 16 | 26 |
3 | Дебюты. | 9 | 17 | 26 |
4 | Техника разыгрывания эндшпиля. | 6 | 8 | 14 |
5 | Тактические тонкости. | 6 | 10 | 16 |
6 | Стратегия атаки. | 8 | 12 | 20 |
7 | Трансформация стратегических планов. | 6 | 12 | 18 |
8 | Активное взаимодействие фигур. | 10 | 8 | 18 |
9 | Решение сложных многоходовых шахматных задач. | 14 | 18 | 32 |
10 | Проведение соревнований. | 40 | 40 | |
11 | Заключительное занятие. | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 71 | 145 | 216 |
Содержание программы
3 год обучения
1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Повторение тем, пройденных за 1 и 2 год обучения.
Теория: Инструктаж по охране труда и правилам поведения в помещении и на улице. Повторение тем, изученных ранее.
Практика: Конкурс решения задач.
2 Позиционная игра.
Теория: Рассматриваются различные приемы позиционной игры: перевес в развитии, захват центра, лучшее расположение фигур, лучшее пешечное расположение, слабые поля в лагере противника захват открытых линий, преимущество двух слонов, централизация, блокада, профилактика.
Практика: Отработка приемов.
3 Дебюты.
Теория: Более углубленно рассматриваются конкретные планы в различных партиях выдающихся шахматистов и новинки в теории дебютов.
Практика: Разыгрывание планов и дебютов.
4 Техника разыгрывания эндшпиля.
Теория: Рассматриваются различные окончания: пешечные, коневые, слоновые, ладейные, ферзевые.
Практика: Разыгрывание окончаний.
5 Тактические тонкости.
Теория: Рассматриваются различные элементы позиции: слабые пункты и пешки, открытые линии, центр и пространство, расположение фигур, плохая позиция вражеского короля, перевес в развитии, дисгармония построений.
Практика: Разыгрывание типичных ситуаций.
6 Стратегия атаки.
Теория: Рассматривается стратегия атаки в центре, на ферзевом фланге, на двух флангах.
Практика: Применение стратегии в игре.
7 Трансформация стратегических планов.
Теория: Рассматривается четыре правила Стейница:
Практика: Применение их в игре.
8 Активное взаимодействие фигур.
Теория: Беседа о важности взаимосвязи фигур на шахматной доске, умении видеть опасность и уметь перейти от атаки к обороне, а затем - к контратаке.
Практика: Разыгрывание партий.
9 Решение сложных многоходовых шахматных задач.
Теория: Показ на шахматной доске как нужно использовать полученные знания при решении многоходовых (в 3 – 4 хода) шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Практика: Задания для самостоятельного решения на уроке и дома на выигрыш материала, на связку, двойной удар. Конкурсы решения задач.
10 Проведение соревнований.
Практика: Проведение соревнований в осенние, зимние и весенние каникулы. Заключительные соревнования «Турнир Шахматных пар».
11 Заключительное занятие.
Теория: Подведение итогов
Практика: Награждения. Обсуждение итогов за год. Рекомендации обучающимся.
На третьем году обучения проводится более углубленное изучение ранее пройденных тем и особое внимание уделяется овладению элементами позиционной игры.
К концу третьего года обучения обучающиеся получают знания по следующим темам:
- позиционная игра:
-перевес в развитии,
- захват центра,
-лучшее расположение фигур,
-лучшее пешечное расположение,
-слабые поля в лагере противника,
-захват открытых линий,
-преимущество двух слонов,
-централизация, блокада, профилактика.
-дебюты:
открытые,
полуоткрытые,
закрытые,
гамбиты.
-техника разыгрывания эндшпиля:
пешечные окончания,
коневые окончания,
слоновые окончания.
ладейные окончания,
ферзевые окончания.
-многоходовые комбинации:
комбинации для достижения перевеса или уравнения игры,
ловушки,
матовые комбинации.
-тактические тонкости,
-стратегия атаки.
-трансформация стратегических планов,
-активное взаимодействие фигур - залог успеха,
-.новинки в теории дебютов,
- решение сложных многоходовых шахматных задач.
К концу третьего года обучения наиболее успешные шахматисты выполняют как правило 3 или 2 разряд.
4 год обучения
Задачи
обучающие:
- научить детей планировать свою игру и работу;
- обучить работе с современными компьютерными программами
развивающие:
- развить физические качества личности, такие как выносливость, усидчивость, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;
- развить интеллектуальные качества, внимательность, память, наблюдательность, творческое воображение и т.д.;
воспитательные:
- приобщить к здоровому образу жизни, гармонии тела и души;
- научить контролировать свои эмоции, свое психологическое состояние
Учебно-тематический план
4 год 216 часов
№ | Перечень разделов, тем | Теория час. | Практика час. | Всего, час. |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Повторение тем, пройденных за 1, 2 и 3 года обучения | 3 | 7 | 10 |
2 | Позиционная игра. | 6 | 6 | 12 |
3 | Мышление гроссмейстера. Как правильно тренироваться и готовиться к соревнованиям. | 4 | 4 | 8 |
4 | Анализ и оценка позиции | 8 | 10 | 18 |
5 | План в шахматах | 4 | 8 | 12 |
6 | Техника разыгрывания эндшпиля | 6 | 10 | 16 |
7 | Атака на короля | 4 | 6 | 10 |
8 | Защиты от нападений | 4 | 6 | 10 |
9 | Равные позиции | 2 | 8 | 10 |
10 | Новинки в теории дебютов | 8 | 14 | 22 |
11 | Расчет вариантов и решение сложных многоходовых шахматных задач | 16 | 30 | 46 |
12 | Проведение соревнований | 40 | 40 | |
13 | Заключительное занятие | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 66 | 150 | 216 |
Содержание программы
4 год обучения
1 Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Повторение тем, пройденных за 1, 2 и 3 года обучения
Теория: Инструктаж по охране труда и правилам поведения в помещении и на улице. Проверка знаний, полученных в предыдущие годы.
Практика: Конкурс решения задач.
2 Позиционная игра.
Теория: Анализ позиции, ее оценка и осуществление нужных планов.
Практика: Разыгрывание партий.
3 Мышление гроссмейстера, Как правильно тренироваться и готовиться к соревнованиям.
Теория: Анализ партий чемпионов мира и сильнейших шахматистов, элементы подготовки к отдельным партиям в турнирах, к турнирам в целом и к матчевым встречам.
Практика: Разыгрывание классических партий и их анализ.
4 Анализ и оценка позиции
Теория: Анализ и оценка элементов позиции: преимущества временные и постоянные. Слабые поля, слабость периферии, пешечные структуры, открытые вертикали, диагонали, горизонтали, завоевание пространства, дисгармония в расстановке фигур, центр, неудачная позиция одной из фигур.
Практика: Анализ заданных позиций.
5 План в шахматах.
Теория: Рассматривается общая теория плана. Одноступенчатый план, многоступенчатый план, столкновение планов.
Практика: Разыгрывание партий, позиций, составление планов.
6 Техника разыгрывания эндшпиля.
Теория: Рассматриваются многопешечные окончания, легкофигурные окончания, окончания с лишним качеством, четырехладейные окончания, ферзь против двух ладей.
Практика: Разыгрывание эндшпильных позиций.
7 Атака на короля.
Теория: Рассматривается стратегия атаки на короля при односторонних рокировках, при разносторонних рокировках, при нерокированном короле.
Практика: Разыгрывание партий.
8 Защиты от нападений.
Теория: Беседа о важности видения опасности, понимания, когда пришло время переходить к обороне, перестраиваться и переходить в контратаку.
Практика: Разыгрывание партий.
9 Равные позиции.
Теория: Беседа о равных позициях, умении маневрировать, стремиться изменить равновесие в свою пользу. Накапливание мелких преимуществ.
Практика: Разыгрывание равных позиций.
10 Новинки в теории дебютов.
Теория: История развития дебютов. Дебютные сюрпризы: ловушки. Работа с компьютером, самостоятельный поиск дебютных новинок. Реанимирование старых дебютных систем как одно из направлений современной теории. Знакомство с шахматными партиями, сыгранными в последних чемпионатах и различных соревнованиях.
Практика: Разыгрывание некоторых из них.
11 Расчет вариантов и решение сложных многоходовых шахматных задач
Теория: Показ на шахматной доске как нужно использовать полученные знания при решении шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Практика: Решение задач на многоходовые комбинации и мат с жертвами ферзя, ладьи или других фигур, при которых выигрыш достигается с 4-5 ходов. Задания для самостоятельного решения на уроке и дома. Конкурсы решения задач.
12 Проведение соревнований.
Практика: Проведение соревнований.
13. Заключительное занятие
Теория: Подведение итогов обучения.
Практика: Награждения. Обсуждение полученных результатов. Рекомендации обучающимся на будущее.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу четвертого года обучения наиболее успешные шахматисты выполняют как правило 2 или 1 разряд.
Проверки результативности производится на контрольных занятиях по каждой теме, а также на игровых занятиях и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Обучающиеся выступают на соревнованиях различного уровня.
Итоги определяются по результатам соревнований и полученному разряду.
Учебно-тематический план
4 год 216 часов
№ | Перечень разделов, тем | Теория час. | Практика час. | Всего, час. |
1 | Повторение тем, изученных ранее | 1 | 1 | 2 |
2 | Три кита шахматного мастерства | 8 | 10 | 18 |
3 | Мышление гроссмейстера, Как правильно тренироваться и готовиться к соревнованиям, Учимся у чемпионов мира | 6 | 4 | 10 |
4 | Анализ и оценка позиции | 8 | 10 | 18 |
5 | План в шахматах | 4 | 8 | 12 |
6 | Техника разыгрывания эндшпиля | 6 | 10 | 16 |
7 | Многоходовые комбинации | 4 | 8 | 12 |
8 | Атака на короля | 4 | 6 | 10 |
9 | Защиты от нападения, подготовка и проведение контратаки | 4 | 6 | 10 |
10 | Равные позиции | 2 | 8 | 10 |
11 | Новинки в теории дебютов | 8 | 14 | 22 |
12 | Расчет вариантов и решение сложных многоходовых шахматных задач | 12 | 20 | 34 |
13 | Проведение соревнований | 40 | 40 | |
14 | Заключительное занятие | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 68 | 146 | 216 |
Содержание изучаемого курса
4 год обучения
1 Инструктаж. Повторение тем, изученных ранее.
Теория: Инструктаж по охране труда и правилам поведения в помещении и на улице. Проверка знаний, полученных в предыдущие годы.
Практика: Конкурс решения задач.
2 Три кита шахматного мастерства.
Теория: Анализ позиции, ее оценка и осуществление нужных планов.
Практика: Разыгрывание партий.
3 Мышление гроссмейстера, Как правильно тренироваться и готовиться к соревнованиям. Учимся у чемпионов мира
Теория: Разбор партий чемпионов мира.
Практика: Разыгрывание партий и их разбор с другими шахматистами.
4 Анализ и оценка позиции
Теория: Разбор и оценка элементов игры: преимущества временные и постоянные, четыре основных правила понимания позиции, слабые поля, слабость периферии, слабые пешки, пешечные островки, проходная пешка, открытые вертикали, диагонали, горизонтали, завоевание пространства, дисгармония в расстановке фигур, центр, неудачная позиция одной из фигур.
Практика: Разбор заданных позиций.
5 План в шахматах.
Теория: Рассматривается общая теория плана. Одноступенчатый план, многоступенчатый план, столкновение планов.
Практика: Разыгрывание партии.
6 Техника разыгрывания эндшпиля.
Теория: Рассматриваются многопешечные окончания, легкофигурные окончания, окончания с лишним качеством, четырехладейные окончания, ферзь против двух ладей.
Практика: Разыгрывание эндшпиля.
7 Многоходовые комбинации.
Теория: Рассматриваются комбинации с использованием слабости положения фигур противника на последней и предпоследней горизонтали, на линиях и диагоналях.
Практика: Разыгрывание некоторых комбинаций.
8 Атака на короля.
Теория: Рассматривается стратегия атаки на короля при односторонних рокировках, при разносторонних рокировках, при не рокированном короле.
Практика: Разыгрывание партий.
9 Защиты от нападения, подготовка и проведение контратаки.
Теория: Беседа о важности видения опасности, понимания, когда пришло время переходить к обороне, перестраиваться и переходить в контратаку.
Практика: Разыгрывание партий.
10 Равные позиции.
Теория: Беседа о равных позициях, умении маневрировать, стремиться изменить равновесие в свою пользу.
Практика: Разыгрывание равных позиций.
11 Новинки в теории дебютов.
Теория: Знакомство с шахматными партиями, сыгранными в последних чемпионатах и различных соревнованиях.
Практика: Разыгрывание некоторых из них.
12 Расчет вариантов и решение сложных многоходовых шахматных задач
Теория: Показ на шахматной доске как нужно использовать полученные знания при решении шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Практика: Решение задач на многоходовые комбинации и мат с жертвами ферзя, ладьи или других фигур, при которых выигрыш достигается с 4-5 ходов. Задания для самостоятельного решения на уроке и дома. Конкурсы решения задач.
13 Проведение соревнований.
Практика: Проведение соревнований.
14. Заключительное занятие
Теория: Подведение итогов обучения.
Практика: Награждения. Обсуждение полученных результатов. Рекомендации обучающимся на будущее.
Методическое обеспечение образовательной программы
Занятия проводятся в комбинированной форме и включают в себя: объяснения педагогом новой темы
- повторения пройденного ранее,
- проверку домашнего задания,
- записи обучающимися нового домашнего задания
- конкурсы решения задач,
- игры в шахматы между детьми
- сеансы одновременной игры между педагогом и детьми, как обычные, так и тематические,
- консультативные партии
- участие в классификационных турнирах
- разбор итогов конкурсов и сыгранных партий
Дидактическое обеспечение курса:
При проведении занятий педагогом используются:
- схемы ходов фигур,
- сводные таблицы шахматных турниров
- справочные пособия по разыгрыванию дебютов, эндшпилей, этюдов и композиций (см. информационные источники)
- фотоальбомы
- видеозаписи партий знаменитых шахматистов
Предполагается использовать в обучающих программах новейшие достижения современной техники. Познакомить детей с компьютерами, с шахматными программами, научить пользоваться базами данных и информационной литературой.
Формы подведения итогов:
Подведение итогов проводится на контрольных занятиях по каждой теме или разделу, а также на игровых занятиях и соревнованиях.
Материально-техническое обеспечение:
- шахматная доска и магнитные фигуры
- шахматы и шахматные часы
- помещение должно быть просторным, светлым
- удобные столы и стулья
- переносную доску для записи партий
- маркеры
- мультимедийное оборудование
- стеллажи с полками для хранения оборудования и кубков
Методическое обеспечение программы
1 год обучения
3 год обучения
№ п/п | Название раздела или темы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактический материал | Формы подведения итогов | Техническое оснащение |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Повторение тем, пройденных за 1 и 2 год обучения. | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач | Шахматная литература. | Викторина, тестирование. | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература. |
2. | Позиционная игра. | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Викторина, тестирование. | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
3. | Дебюты. | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач | Шахматная литература. | Тестирование, викторина. | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература. |
4. | Техника разыгрывания эндшпиля. | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Соревнования, викторина, тестирование | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
6 | Тактические тонкости. | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
7 | Стратегия атаки. | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
8 | Трансформация стратегических планов. | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
9 | Активное взаимодействие фигур. | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
10 | Решение сложных многоходовых шахматных задач. | практическая | Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Соревнования, викторина, тестирование. | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
11 | Проведение соревнований. | турнир | Практический: игра, выполнение заданий, решение задач, конкурсы | Программа для компьютерной жеребьевки. | Соревнования. | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
12 | Заключительное занятие. | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Практический: выполнение заданий, решение задач | Шахматная литература. | Викторина, тестирование. | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература. |
4 год обучения
№ п/п | Название раздела или темы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактический материал | Формы подведения итогов | Техническое оснащение |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Повторение тем, пройденных за 1, 2 и 3 года обучения | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач | Шахматная литература. | Викторина, тестирование. | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература. |
2. | Позиционная игра. | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Соревнования, анализ сыгранных партий | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
3. | Мышление гроссмейстера. Как правильно тренироваться и готовиться к соревнованиям. | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Викторина, анализ сыгранных партий | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
4. | Анализ и оценка позиции | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Соревнования, викторина, тестирование, анализы сыгранных партий | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
5 | План в шахматах | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Соревнования, викторина, тестирование, анализы сыгранных партий | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
6 | Техника разыгрывания эндшпиля | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Соревнования, викторина, тестирование | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
7 | Атака на короля | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
8 | Защиты от нападений | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
9 | Равные позиции | практическая | Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
10 | Новинки в теории дебютов | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
11 | Расчет вариантов и решение сложных многоходовых шахматных задач | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий | Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant | Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
12 | Проведение соревнований | комбинированная | Практический: игра, выполнение заданий, решение задач, конкурсы | Программа для проведения компьютерной жеребьевки. | Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы |
13 | Заключительное занятие | комбинированная | Словесный: лекция, беседа. Практический: игра, выполнение заданий, решение задач | Шахматная литература. | Соревнования, викторина, тестирование. | Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература. |
Информационные источники:
Нормативные документы
- Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
- Об образовании в Санкт-Петербурге //Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 года № 461-83.
- Стратегия действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы // Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2012 № 864.
- Программа «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы»// Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10 сентября 2013 № 66-рп.
- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р.
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" //Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493.
- Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011 -2020 гг. «Петербургская Школа 2020».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008.
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей» // Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41.
Литература для педагога:
- Авербах Ю.Л. Шаматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1989.
- Авербах Ю.Л. Матч на первенство мира. Мерано-81. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Авербах Ю.Л. Что надо знать об эндшпиле. – М.: Физкультура и спорт , 1960.
- Авербах Ю.Л. Шахматные окончания. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
- Багиров В.К. Английское начало. – М.: Физкультура и спорт, 1989.
- Бардвик Т. Шахматы для детей. – М.: ПИТЕР, 2013.
- Билык С. Задачи и этюды Сборник № 59. М.: Россомахо, 2013.
- Боголюбов Е. Шахматная школа для начинающих.- М.: Русский шахматный дом, 2011.
- Ботвинник М.М., Эстрин Я.Б. Защита Грюнфельда. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
- Верховский Л. На ошибках учатся. – М.: РИПОЛ классик, 2005.
- Геллер Е.П. Победа в Мерано. – М.: Военное издательство, 1982.
- Геллер Е.П. Староиндийская защита. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
- Геллер Е.П. Новоиндийская защита. – М.: Физкультура и спорт, 1981.
- Голенищев В.Е. Программа подготовки юных шахматистов 3 разряда. – М.: Советская Россия, 1989.
- Голенищев В.Е. Программа подготовки юных шахматистов 4 разряда. - М.: Советская Россия, 1989.
- Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.: Наука, 1983.
- Давлетов Д.А., Костров В.В. 626 шахматных задач. – СПб.: ЛИТЕРА, 2003.
- Завьялов А. Дебютные ловушки и новинки. – М.: Воениздат, 2000.
- Зворыкина К.А. В рядах шахматной гвардии. – Минск: ПОЛЫМЯ, 1984.
- Злотник Б.А. Шахматы. Наука, опыт, мастерство. – М.: Высшая школа, 1990.
- Канн И.А. От дебюта к миттельшпилю. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
- Капенгут А.З. Индийская защита. – М.: ПОЛЫМЯ, 1984.
- Карахан Ю.И. Шахматы - увлекательная игра. – М.: Знание, 1982.
- Карпов А., Калиниченко Н. Начальный курс дебютов. Часть 1.- М.: RUSSIAN CHESS HOUSE, 2007.
- Карпов А., Калиниченко Н. Начальный курс дебютов. Часть 2. - М.: RUSSIAN CHESS НОШЕ, 2007.
- Львовский Ю. Там, где нет неправильных ответов. – СПб: РЕЧЬ, 2011.
- Карпов А.Е., Гик Е. Я. Неисчерпаемые шахматы. – М.: Университет, 1991.
- Карпов А.Е., Гик Е. Я. Шахматные сюжеты. – М.: Знание, 1991.
- Кмох Г. Защита в шахматной партии. – М.: Олимпия, 2005.
- Кобленц А.Н. Волшебный мир комбинаций. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
- Кобленц А.Н. Уроки шахматной стратегии. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
- Кондратьев П.Е., Столяр Е.С. Защита Бенони. – М.: Физкультура и спорт, 1981.
- Константиновский A.M., Вейц А.П. Защита Каро – Канн. – М.: Физкультура и спорт, 1981г.
- Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. - М.: Физкультура и спорт, 1981.
- Мучник Х.Л. Первые шахматные уроки. – М.: Военное издательство МО, 1980.
- Нейштадт Я.И. Ваш решающий ход. (Учебник шахматной комбинации. Практикум). – М.: RUSSIAN CHESS НОШЕ, 2009.
- Несис Г.Е. Искусство размена. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
- Нимцович А.И. Шахматная блокада. - Л.: Колос, 1925.
- Оснос В.В. Дебют Рети. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
- Пак В.Н. 100 выдающихся шахматистов XX века. – Донецк: Сталкер, 2004.
- Панов В.Н., Эстрин Я.Б. Курс дебютов. – М.: Физкультура и спорт, 1973.
- Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний. - Йошкар–Ола, 1997.
- Песин В.Х. Волшебный дар Каиссы. –Л.: Лениздат, 1990.
- Попова М.В., Манаенков В.Н. 30 уроков шахматной тактики. – Тула, 2002.
- Попова М.В., Манаенков В.Н. 30 шахматных уроков. – Тула, 2003.
- Портиш Л. 600 окончаний. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
- Разуваев Ю.С. Переход в эндшпиль. – М.: Физкультура и спорт , 1981.
- Романовский П.А. Миттельшпиль. – М.: Физкультура и спорт, 1960.
- Рохлин Я.Г. Шахматные занятия. – Ярославль: Верхнее - Волжское книжное издательство,1977.
- Сакаев К. Славянская защита. – СПб.: Издательство «Сакаев К.Р.», 2012.
- Сейраван Я. Шахматный учебник. Партии – бриллианты. – М.: Астрель ACT, 2007.
- Слуцкий Л.М. Контуры эндшпиля. – М.: Физкультура и спорт, 1989.
- Сокольский А.П. Внимание, ловушка! – М.: Физкультура и спорт, 1970.
- Сухин И.Г. Шахматы. Первый год. (Пособие для учителя). – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Суэтин А. С. Как играть дебют. – М.: Физкультура и спорт, 1981.
- Суэтин А.С. Дебют и миттельшпиль. – Минск: Беларусь, 1980.
- Туров Б.И. Пять шахматных олимпиад. – Москва: Физкультура и спорт, 1984.
- Умнов Е.И. Путями шахматного творчества. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
- Фейгельман И. Материалы к зачёту по теории для начинающих шахматистов СПб ГУ ПЦ «Альбатрос» Подростковый клуб «ВОСХОД». - СПб, 2007.
- Фридштейн Г.С. Защита Пирца – Уфимцева. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
- Хенкин В.Л. «Я б в гроссмейстеры пошел...». – М.: Молодая гвардия, 1979.
- Хенкин В.Л. 1000 матовых комбинаций. – М.: Астрель ACT, 2001.
- Чепижный В.И. Турнир звезд. Монреаль -79. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
- Шерешевский М.И. Стратегия эндшпиля. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Эстрин Я.Б. Теория и практика шахматной игры. – М.: Высшая школа, 1984.
- Юдович М.М. Гамбит. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
- Юдович М.М. План в шахматной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Яковлев Н.Г. Найди лучший ход! – СПб., 2002.
- Яковлев Н.Г. Уроки шахматной тактики. – СПБ., 2008.
- Яковлев Н.Г. Ход за ходом (выпуск первый и второй). – СПб., 2006.
- Яковлев Н. Уроки шахматной тактики. – СПб., 2008.
- Яковлев Н. Найди лучший ход. – СПб., 2010.
- Добринецкий П. «Двойной удар».
Литература для обучающихся:
- Авербах Ю.Л. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1989.
- Костров В.В. В какую силу я играю. Открытые дебюты. Шахматные тест – партии. - СПб.: ЛИТЕРА, 2003.
- Костров В.В. В какую силу я играю. Полуоткрытые дебюты. Шахматные тест –партии. - СПб.: ЛИТЕРА, 2001.
- Костров В.В. Эта книга научить играть в шахматы детей и родителей. (Части 1, 2 и 3). – СПб.: ЛИТЕРА, 2001.
- Давлетов Д.А., Костров В.В. 626 шахматных задач. – СПб.: ЛИТЕРА, 2003.
- Калиниченко Н. Шахматы для всей семьи. – М.: ПИТЕР, 2010.
- Карпов А.Е. А завтра снова в бой. – М.: Молодая гвардия, 1982.
- Карпов А.Е. В далеком Багио. – М.: Советская Россия, 1981.
- Карпов А.Е. Девятая вертикаль. – М.: Молодая гвардия, 1978.
- Каспаров Г. К. Безлимитный поединок. – М.: Физкультура и спорт. 1989.
- Кориной В.Л. Мои 55 побед черными. – М.: RUSSIAN CHESS НОШЕ, 2004.
- Котов А.А. Как стать гроссмейстером. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
- Костров В.В., Б.Белявский Б.А. Как играть шахматные окончания. Мастер -класс. Тест - партии. - СПб. : ЛИТЕРА, 2003.
- Костров В.В В какую силу я играю. Закрытые дебюты. Шахматные тест - партии. - СПб. : ЛИТЕРА, 2001.
- Костров В.В В какую силу я играю. Гамбиты. Шахматные тест - партии. - СПб. : ЛИТЕРА, 2003.
- Костров В.В., Белявский Б.А. 2000 шахматных задач. Шахматные окончания. – СПб.: ЛИТЕРА, 2002.
- Полгар Ж. и Труонг П. Шахматная тактика для будущих чемпионов. – М.: ACT Астрель, 2010.
- Рохлин Я.Г. Юный шахматист. – М.: Физкультура и спорт, 1977.
- Сухин И.Г. Шахматы. Первый год. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Приложение
1. Определение понятий "Мат", "Пат", "Ничья".
«Мат» - когда королю шах и он не может никуда уйти, или закрыться от шаха какой - либо своей фигурой, или взять фигуру противника, которая дает шах.
«Пат» - когда королю нет шаха, но ему некуда ходить и не могут ходить другие шахматные фигуру из его армии или их вообще нет
«Ничья» - бывает теоретическая ничья, когда остаются одни короли или король с легкой фигурой (конь или слон), Пат это тоже ничья.
2. Описание дидактической игры «Один в поле воин»:
Педагог ставить на доске одну белую фигуру (это может быть ферзь, ладья, слон, конь или пешка) и 8 – 14 черных фигур. Белая фигура должны побить все фигуры черных. При этот ходит только белая фигуру, а черные – как бы «заколдованы», они не могут ни ходить, ни бить. Во всех примерах решение достигается единственными ходами.
Это задание с интересом решается детьми обычно за 10 – 50 секунд.
3. Описание дидактической игры «Кратчайший путь»:
Педагог ставить на доске одну белую фигуру (это может быть ферзь, ладья, слон, конь или пешка) и 4– 10 черных фигур, которые изображают мины Белая фигура должны добраться до определенного поля, на котором стоит ракета, избегая заминированные поля и не перепрыгивая их.
Это задание с интересом решается детьми обычно за 5 – 25 секунд.
4. Одна из типовых задач на мат в один ход
Белые; Кр b1, F f6, Lh6, Kd5, п. b2,
Черные: Kp g8, Fa6, Lf8, Cc4, п. f7.
Белые начинают и дают мать в один ход. Необходимо найти 5решений.
5. Одна из типовых задач на использование связки.
Белые; Кр b1, Cd2,
Черные: Kp g5, Lf4.
Белые начинают и выигрывают ладью в два хода.
6. Одна из типовых задач на «спертый мат».
Белые; Кр b1,Fe2, Kg5, п. b2,
Черные: Kp g5, Fa5, Lа1, п. g7, h7.
Белые начинают и дают мат в пять ходв.
Встречающиеся в тексте обозначении:
Kp - король, F – ферзь, L – ладья, C – слон,, K – конь,
п – пешка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения
Целью данных программ является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавате...
Некоторые советы по обучению детей с РАС. (Составление программы обучения, чем наполнить программу)
Данный материал будет интересен специалистам, которые работают с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Приведены примеры функциональных заданий, которые можно вставить в индивидуальную...
Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...
План индивидуальной работы для ученика 4 класса (на основе типовой учебной программы «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей»)
Развитие речи. Темы:· Время года: зима.· Зимние забавы.· Птицы.·...
Учебная программа "Обучение плаванию детей 9–10 лет индивидуальному обучению, по состоянию здоровья "
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.Актуальность данной про...
Программа обучения английскому языку (первый год обучения, 2 класс)
Целью данной работы является развитие у детей раннего школьного возраста устойчивого интереса к изучению английского языка, как средству общения и обмена информацией....
Методическая работа: «Результативность и качество обучения детей по образовательной программе «Обучение английскому языку в клубе Тандем»
В методической разработке описаны основные способы, формы и средства контроля и оценки усвоения программного материала по предмету английский язык. Предполагаемые результаты по окончании каждого года ...