Шахматы. программа обучения
методическая разработка на тему

Данная программа предназначена для обучения детей от 6 до 18 лет в школах, домах детского творчества и в подростково-молодежных клубах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx171.82 КБ

Предварительный просмотр:

Logo_Okhta_izm копия

Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Шахматы» (далее - Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность.

        Программа корректировалась в 2012, 2014, 2016 годах в связи с новыми требованиями оформления дополнительных общеобразовательных программ и в связи с изменением в названии учреждения.

Программа разработана в соответствии с государственной образовательной политикой и современными нормативными документами в сфере образования, такими как: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей//Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года //Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Программа направлена на всесторонне развитие личности: через расширение круга общения обучающегося и реализации его способностей, развитие творческого потенциала обучающегося, его личное саморазвитие, понимание себя и возможности применения своих знаний в мире других людей, понимание перспектив будущего.

Шахматы положительно влияют  на всесторонне развитие и совершенствование у обучающихся таких психических процессов и качеств, как память, внимание, пространственное воображение, логическое мышление, воля и т.д.

Шахматы помогают научиться управлять своим поведением, развивают умение самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, воспитывают организованность и дисциплину, чувство коллективизма, товарищества и самоконтроля.

Занятия шахматами помогут обучающимся лучше  усвоить учебные предметы. Например, с такими понятиями, как «центр», «квадрат», «треугольник», «горизонталь», «диагональ» и другими обучающиеся познакомятся на занятиях шахматами раньше, чем на уроках математики или геометрии в школе.  Шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык помогает обучающемуся решать математические задачи любой сложности.

Безусловно, существует связь и с гуманитарными предметами, прежде всего с историей и с географией. Обучающиеся узнают о том, где зародились шахматы, как они развивались в различных странах от древних времен и до наших дней. Дети познакомятся с достижениями Российской  и мировой шахматной школы и с жизнью и творчеством  чемпионов мира и сильнейших шахматистов.

Полученные навыки помогут детям адаптироваться  к  современной жизни и добиваться поставленных целей.

Полученные знания обучающиеся могут совершенствовать,  в различных соревнованиях в ЦДЮТТ «Охта», районных и городских соревнованиях. Участие в соревнованиях поможет детям повысить свои шахматные разряды и звания Шахматисты, достигшие значительных результатов, могут принимать участие в первенствах России, Европы и Мира. После окончания школы образование может быть продолжено в институте физкультуры на кафедре «Шахматы».

Цели

- используя богатые игровые ресурсы шахмат приобщить обучающихся к общечеловеческим и культурным ценностям и спорту,  помочь реализовать им свои возможности, желающим научиться самостоятельно думать, принимать быстрые и правильные решения;

Задачи

обучающие:

  • научить детей играть в шахматы в соответствии с международными шахматными правилами FIDE;
  • формировать познавательную самостоятельность и развить умение работать над  шахматной литературой;
  • развить желание познавать  новое и закреплять полученные знания;
  • научить детей планировать свою игру и работу;

развивающие:

  • заложить основы гармоничного развития детей и расширить их    представление об окружающем мире;
  • развить образное и ассоциативное мышление;
  • развить умение находить в обыкновенном необыкновенное, понимать изящество и красоту отдельных ходов и комбинаций;
  • развить умение получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой в шахматы;
  • обеспечить эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие;
  • расширить кругозор ребенка;
  • развить физические качества личности, такие как выносливость, усидчивость, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;
  • развить интеллектуальные качества, внимательность, память, наблюдательность, творческое воображение и т.д.;

воспитательные:

  • развить личность ребенка и его творческие способности формировать организованность и дисциплину, чувство личной ответственности;
  • формировать гражданскую позицию, патриотизм;
  • воспитывать чувство товарищества и коллективизма;
  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим уважение к педагогам и товарищам;
  • приобщить к здоровому образу жизни, гармонии тела и души;
  •  формировать организованность и дисциплину, чувство ответственности, товарищества и коллективизма.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих.

Особенности данной программы заключаются в том, что на начальной стадии обучения предполагается большое использование обучающих игр. Проведение таких игр дает обучающимся возможность использовать, закреплять и уточнять полученные на занятиях представления. Этот метод изучения шахмат с помощью различных обучающих игр позволяет детям быстро запомнить шахматные правила и применять их в дальнейшем при шахматной игре.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Программа рассчитана на четыре года обучения для детей от 6 до 17 лет.

В коллектив принимаются все дети, желающие научиться играть в шахматы.

Образовательный процесс строится с учётом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей» //Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №4.

        Формы и режим занятий

1,2,3, и 4 года обучения рассчитаны по 216 часов. По каждому году обучения: занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа (6 часов в неделю).

        

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу обучения обучающиеся  получают знания по следующим темам:

- три кита шахматного мастерства:

позиционное чутье,

комбинационное зрение,

умение рассчитывать варианты,

-мышление гроссмейстера,

-учимся у чемпионов мира,

-как правильно тренироваться и готовиться к соревнованиям,

-анализ и оценка позиции:

элементы позиции,

преимущества временные и постоянные,

четыре основных правила понимания позиции,

слабые поля, слабость периферии,

слабые пешки, пешечные островки, проходная пешка,

открытые вертикали, диагонали, горизонтали,

завоевание пространства,

дисгармония в расстановке фигур,

центр

неудачная позиция одной из фигур.

-план в шахматах

общая теория,

одноступенчатый план,

многоступенчатый план,

столкновение планов,

-равные позиции,

-новинки  в теории дебютов,

разовьют умения:

-в технике разыгрывания эндшпиля:

многопешечные окончания,

легкофигурные окончания,

окончания с лишним качеством,

четырехладейные окончания,

ферзь против двух ладей,

как тренироваться в разыгрывании эндшпиля.

-в разыгрывании многоходовые комбинации:

использование последней и предпоследней горизонтали,

линии и диагонали,

слабый пункт

-в способах защиты от нападения, подготовка и проведение контратаки

-в расчетах вариантов и  решениях сложных  многоходовых шахматных задач.

К концу четвертого года обучения наиболее успешные шахматисты выполняют как правило 2 или 1 разряд.

Проверки результативности производится на контрольных занятиях по каждой теме, а также на игровых занятиях и соревнованиях.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Обучающиеся выступают на соревнованиях различного уровня.

 Итоги определяются по результатам соревнований  и полученному разряду.


1 год обучения

Задачи

обучающие:

  • научить детей играть в шахматы в соответствии с международными шахматными правилами FIDE;
  • развить желание познавать  новое и закреплять полученные знания;

развивающие:

  • заложить основы гармоничного развития детей и расширить их    представление об окружающем мире;
  • развить образное и ассоциативное мышление;
  • обеспечить эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие;
  • расширить кругозор ребенка;
  • приобщить детей и их родителей к альтернативной форме досуга

воспитательные:

  • развить личность ребенка и его творческие способности формировать организованность и дисциплину, чувство личной ответственности;
  • воспитывать чувство товарищества и коллективизма.

Учебно-тематический план

1 год (144  часа)

1 год (216 часов)

Перечень разделов, тем

Теория час.

Практика, час.

Всего, час.

1

Введение. История возникновения и развития шахмат. Инструктаж по ОТ.

6

-

6

2

Шахматная доска: термины и определения.

2

-

2

3

Шахматные фигуры.

5

5

10

4

 Что такое мат, что такое  пат  решение задач.

26

40

66

5

Шахматная нотация и порядок записи шахматной партии.

4

8

12

6

Основные правила разыгрывания дебютов.  

8

20

28

7

Решение шахматных задач.

16

34

50

8

Проведение соревнований.

40

40

9

Заключительное занятие.

1

1

2

Итого:

68

148

216

Содержание изучаемого курса

1 год обучения

1 Введение. История возникновения и развития шахмат. Инструктаж по ОТ.

Теория: Знакомство с группой. Инструктаж по ОТ. Беседа «Понятие коррупции, ее виды и формы».  Знакомство с легендой о возникновении шахмат в Индии более 2 тысяч лет назад.

2.Шахматная доска: термины и определения.

Теория: Знакомство с шахматной доской, рассказ о чередовании в горизонталях и вертикалях белых и черных полей (квадратов), а в диагоналях все поля одного цвета, все горизонтали и вертикали имеют по 8 полей, а диагонали - от 2 до 8. Расстановка шахматных фигур в начале партии.

Практика: показать самые короткие  и самые длинные диагонали, диагонали, состоящие только из белых или черных полей.

3. Шахматные фигуры.

Теория: Знакомство с шахматными фигурами. Ходы фигур. Правила нападения. Понятие рокировка. Ценность фигур

Практика: Проведение игр «Скачем на коне», «Соберем цветочки», «Курица и зернышки», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь» и другие.

4. Что такое мат, что такое пат. Решение задач.

Теория: Понятия мат, пат, ничья. Знакомство с разными способами матования.

Практика: Отработка способов матования путем решения задач «Мат в один ход», «Пат или не пат». Решение задач на мат в 1 и 2 хода.

5.Шахматная нотация и порядок записи шахматной партии.

Теория: Рассказ об обозначении шахматных фигур и шахматных полей.

Практика: Тренировка записи шахматной партии. Игры «Морской бой», «Почтальон», «Где эта улица, где этот дом?».

6.Основные правила разыгрывания дебютов.

Теория: Знакомство с закрытыми, открытыми, полуоткрытыми дебютами и гамбитами, с основными правилами разыгрывания дебютов (захват центра, развитие фигур, рокировка, развитие ладей на открытые линии.)

Практика: Разыгрывание дебютов и гамбитов.

7. Решение шахматных задач.

Теория: Показ на шахматной доске как нужно использовать полученные знания при решении шахматных задач.

Практика: Задания  для самостоятельного решения на уроке и дома.

8 .Проведение соревнований.

Практика: Проведение соревнований  в осенние, зимние и весенние каникулы. Заключительные соревнования  «Турнир Шахматных пар».

9. Заключительное занятие. 

Теория: Подведение итогов.

Практика: Задания и рекомендации  на лето.

Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения обучающиеся получат представление:

-об истории возникновения и развития шахмат

-о шахматной доске термины и определения, поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги, расстановка шахматных фигур в начале партии

-о названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка,

-о ходах фигур, в том числе рокировка, нападение и взятие, также и взятие на проходе.

приобретут знания

-о цели игры: мат, пат, ничья,

-о приемах и способах матования одинокого короля (мат ферзем и ладьей, двумя ладьями, ладьей, ферзем)

- шахматную нотацию и порядок записи шахматной партии,

-о правилах разыгрывания дебютов

приобретут умения:

- решать шахматные задачи на мат в один и два хода

- записывать шахматную партию

К концу первого года обучения наиболее успешные шахматисты получают 4  разряд.

2 год обучения

Задачи

обучающие:

  • формировать познавательную самостоятельность и развить умение работать над  шахматной литературой;
  • научить детей планировать свою игру и работу;

развивающие:

  • развить умение находить в обыкновенном необыкновенное, понимать изящество и красоту отдельных ходов и комбинаций;
  • развить умение получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой в шахматы;

воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим уважение к педагогам и товарищам;
  • формировать организованность и дисциплину, чувство ответственности, товарищества и коллективизма.

Учебно-тематический план

2 год 216 часов

Перечень разделов, тем

Теория час.

Практика час.

Всего, час.

1

Вводное занятие.  Инструктаж по ОТ Повторение тем, пройденных  за 1 год обучения

1

1

2

2

История развития шахмат в России и Санкт–Петербурге.

5

3

8

3

Мат двумя слонами, мат конем и слоном

1

3

4

4

Пешечные структуры.

6

8

14

5

Комбинации:  связка, двойной удар, отвлечение, завлечение

4

6

10

6

Основы стратегии и тактики

6

8

14

7

Дебюты

8

12

20

8

Типовые планы в миттельшпиле.

10

16

30

9

Приемы и способы  атаки на короля

6

8

14

10

Техника расчета

4

6

10

11

Эндшпиль

6

8

14

12

Борьба при необычном соотношении сил и компенсации за материал

8

10

18

13

Решение сложных шахматных задач

6

10

16

14

Проведение соревнований

40

40

15

Заключительное занятие

1

1

2

Итого:

72

144

216

Содержание программы

2 год обучения

1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Повторение  тем, пройденных  за 1 год обучения.

Теория: Инструктаж по охране труда и правилам поведения в помещении и на улице. Повторение понятий и правил пройденных ранее.

Практика: Проведение конкурса решения задач.

2 История развития шахмат в России и Санкт-Петербурге

Теория: Беседа о  правилах игры существовавших ранее и их изменениях, как шахматы появились в России и  в Санкт-Петербурге. Знакомство с жизнью и творчеством сильнейших шахматистов России и Советского Союза: Петрова, Чигорина, Алехина, Ботвинника и других.

3 Мат двумя слонами, мат конем и слоном.

Теория: Рассказ и показ правильной и быстрой постановки мата двумя слонами (заплетем косичку), мат конем и слоном. Знакомство с правилом «50 ходов».

Практика: Отработка способов постановки мата.

4 Пешечные структуры.

Теория: Знакомство с понятиями : «Изолированные пешки», «Сдвоенные пешки», «Пешечный хребет», «Пешечный ряд», использование слабости  пешечной структуры. Изучение простейших окончаний партии: король и пешка против короля. Понятия оппозиция, передача хода, правило квадрата.

Практика: Отработка окончаний партии.

5 Комбинации: связка, двойной удар, отвлечение, завлечение.

Теория: Понятия: «Комбинация». Знакомство с различными комбинациями: связка, двойной удар, завлечение, отвлечение, «спертый мат» и другие.

Практика: Решение задач на различные комбинации.

6 Основы стратегии и тактики.

Теория: Знакомство с такими понятиями как «Стратегия» и «Тактика». Изучение двух основных типов шахматных  позиций: комбинационно-тактические и маневренно-стратегические. Элементы тактических операций: двойной удар, отвлечение, связка, блокировка, открытый шах, двойной шах.

Практика: Составление и отработка плана игры.

7 Дебюты

Теория: Изучение различных дебютных вариантов и систем (испанская партия, русская партия, итальянская партия, дебют четырех коней, сицилианская защита и др.) на примерах партий сильнейших шахматистов мира. Изучение дебютных ловушек,  конкретных планов в различных дебютах, анализ партий выдающихся шахматистов.

Практика: Разыгрывание некоторых партий.

8 Типовые планы в миттельшпиле.

Теория: Рассматриваются конкретные планы в различных дебютах, анализируются партии  выдающихся шахматистов. Особое внимание уделяется переходу из дебюта в миттельшпиль и из миттельшпиля в эндшпиль.

Практика: Отработка некоторых дебютов.

9 Приемы и способы  атаки на короля.

Теория: Знакомство с различными позициями атаки на короля.

Практика: Отработка атаки на короля.

10 Техника расчета.

Теория: Анализируются различные позиции и рассчитываются варианты защиты, нападения или маневренной игры.

Практика: Отработка вариантов защиты.

11 Эндшпиль.

Теория: Рассматриваются типовые позиции, приемы и методы разыгрывания шахматных окончаний. Пешечных, ладейных, слоновых, коневых и ферзевых.

Практика: Разыгрывание эндшпилей.

12 Борьба при необычном соотношении сил и компенсации за материал.

Теория: Рассматриваются различные позиции, в которых имеются временные или постоянные преимущества.

Практика: Способы реализации позиций.

13 Решение сложных шахматных задач.

Теория: Разбор на доске заданий на завлечение, отвлечение, «спертый мат» и другие, в которых выигрыш достигается в 2-3 хода.

Практика: Конкурсы решения задач.

14 Проведение соревнований.

Практика: Проведение соревнований в осенние, зимние и весенние каникулы. Заключительные соревнования  «Турнир Шахматных пар».

15 Заключительное занятие

Теория: Подведение итогов

Практика: Обсуждение итогов года. Рекомендации обучающимся.

        Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу второго года обучения обучающиеся получат представления

- истории развития шахмат в России и  в Санкт-Петербурге

- жизни и творчестве сильнейших шахматистов и чемпионов мира

- пешечные структуры, открытые и полуоткрытые линии

- эндшпили (окончания)

- комбинации

- основы стратегии и тактики

- дебюты (испанская партия, русская партия, итальянская партия, дебют четырех коней, сицилианская защита и др.)

- приемы и способы атаки на короля.

приобретут умения:

-ставить мат двумя слонами (заплетем косичку)

-ставить мат конем и слоном

-проводить ловушки в дебютах,

-разыгрывать типовые планы в миттельшпиле,

- решать сложные шахматные задачи.

К концу второго года обучения наиболее успешные шахматисты выполняют, как правило, 4 или 3 разряд.

3 год обучения

Задачи

обучающие:

  • развить желание познавать  новое и закреплять полученные знания;
  • научить серьезно готовится к соревнованиям

развивающие:

  • расширить кругозор ребенка;
  • обучить работе с шахматной литературой

воспитательные:

  • формировать гражданскую позицию, патриотизм;
  • воспитывать чувство товарищества и коллективизма;

Учебно-тематический план

3 год обучения 216 часов

Перечень разделов, тем

Теория   час.

Практика, час.

Всего, час.

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Повторение  тем,  пройденных  за 1 и 2 год обучения.

1

3

4

2

Позиционная игра.  

10

16

26

3

Дебюты.

9

17

26

4

Техника разыгрывания эндшпиля.

6

8

14

5

Тактические тонкости.

6

10

16

6

Стратегия  атаки.

8

12

20

7

Трансформация стратегических планов.

6

12

18

8

Активное взаимодействие  фигур.

10

8

18

9

Решение сложных  многоходовых шахматных задач.

14

18

32

10

Проведение соревнований.

40

40

11

Заключительное занятие.

1

1

2

Итого:

71

145

216


Содержание программы

3 год обучения

1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Повторение тем, пройденных  за 1 и 2 год обучения.

Теория: Инструктаж по охране труда и правилам поведения в помещении и на улице. Повторение тем, изученных ранее.

Практика: Конкурс решения задач.

2 Позиционная игра.

Теория: Рассматриваются различные приемы позиционной игры: перевес в развитии, захват центра, лучшее расположение фигур, лучшее пешечное расположение, слабые поля в лагере противника захват открытых линий, преимущество двух слонов, централизация, блокада, профилактика.

Практика: Отработка приемов.

3 Дебюты.

Теория: Более углубленно рассматриваются конкретные планы в различных  партиях  выдающихся шахматистов и новинки  в теории дебютов.

Практика: Разыгрывание планов и дебютов.

4 Техника разыгрывания эндшпиля.

Теория: Рассматриваются различные окончания: пешечные, коневые, слоновые, ладейные, ферзевые.

Практика: Разыгрывание окончаний.

5 Тактические тонкости.

Теория: Рассматриваются различные элементы позиции: слабые пункты и пешки, открытые линии, центр и пространство, расположение фигур, плохая позиция вражеского короля, перевес в развитии, дисгармония построений.

Практика: Разыгрывание типичных ситуаций.

6 Стратегия атаки.

Теория: Рассматривается стратегия атаки в центре, на ферзевом фланге, на двух флангах.

Практика: Применение стратегии в игре.

7 Трансформация стратегических планов.

Теория: Рассматривается четыре правила Стейница:

Практика: Применение их в игре.

8 Активное взаимодействие  фигур.

Теория: Беседа о важности взаимосвязи фигур на шахматной доске, умении видеть опасность и уметь перейти от атаки к обороне, а затем - к контратаке.

Практика: Разыгрывание партий.

9 Решение сложных многоходовых шахматных задач.

Теория: Показ на шахматной доске как нужно использовать полученные знания при решении  многоходовых (в 3 – 4 хода) шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Практика: Задания для самостоятельного решения на уроке и дома на выигрыш материала, на связку, двойной удар. Конкурсы решения задач.

10 Проведение соревнований.

Практика: Проведение соревнований  в осенние, зимние и весенние каникулы. Заключительные соревнования  «Турнир Шахматных пар».

11 Заключительное занятие.

Теория: Подведение итогов

Практика: Награждения. Обсуждение итогов за год. Рекомендации обучающимся.

На третьем году обучения  проводится более  углубленное изучение ранее пройденных тем и особое внимание уделяется овладению элементами позиционной игры.

К концу третьего года обучения обучающиеся  получают знания по следующим темам:

- позиционная игра:

-перевес в развитии,

- захват центра,

-лучшее расположение фигур,

-лучшее пешечное расположение,

-слабые поля в лагере противника,

-захват открытых линий,

-преимущество двух слонов,

-централизация, блокада, профилактика.

-дебюты:

открытые,

полуоткрытые,

закрытые,

гамбиты.

-техника разыгрывания эндшпиля:

пешечные окончания,

коневые окончания,

слоновые окончания.

ладейные окончания,

ферзевые окончания.

-многоходовые комбинации:

комбинации для достижения перевеса или уравнения игры,

ловушки,

матовые комбинации.

-тактические тонкости,

-стратегия  атаки.

-трансформация стратегических планов,

-активное взаимодействие  фигур - залог успеха,

-.новинки  в теории дебютов,

- решение сложных  многоходовых шахматных задач.

К концу третьего  года обучения наиболее успешные шахматисты выполняют как правило 3 или 2 разряд.

4 год обучения

Задачи

обучающие:

  • научить детей планировать свою игру и работу;
  • обучить работе с современными компьютерными программами

развивающие:

  • развить физические качества личности, такие как выносливость, усидчивость, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;
  • развить интеллектуальные качества, внимательность, память, наблюдательность, творческое воображение и т.д.;

воспитательные:

  • приобщить к здоровому образу жизни, гармонии тела и души;
  • научить контролировать свои эмоции, свое психологическое состояние

Учебно-тематический план

4 год 216 часов

Перечень разделов, тем

Теория час.

Практика час.

Всего, час.

1

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Повторение  тем,  пройденных  за 1, 2 и 3 года обучения

3

7

10

2

Позиционная игра.

6

6

12

3

Мышление гроссмейстера.  Как правильно тренироваться и готовиться к соревнованиям.

4

4

8

4

Анализ и оценка позиции  

8

10

18

5

План в шахматах

4

8

12

6

Техника разыгрывания эндшпиля

6

10

16

7

Атака на короля

4

6

10

8

Защиты от нападений

4

6

10

9

Равные позиции

2

8

10

10

Новинки  в теории дебютов

8

14

22

11

Расчет вариантов и  решение сложных  многоходовых шахматных задач

16

30

46

12

Проведение соревнований  

40

40

13

Заключительное занятие

1

1

2

Итого:

66

150

216

Содержание программы

4 год обучения

1 Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Повторение  тем,  пройденных  за 1, 2 и 3 года обучения

Теория: Инструктаж по охране труда и правилам поведения в помещении и на улице. Проверка знаний, полученных в предыдущие годы.

Практика: Конкурс решения задач.

2 Позиционная игра.

Теория: Анализ позиции, ее оценка и осуществление нужных планов.

Практика: Разыгрывание партий.

3 Мышление гроссмейстера,  Как правильно тренироваться и готовиться к соревнованиям.

Теория: Анализ партий чемпионов мира и сильнейших шахматистов, элементы подготовки к отдельным партиям в турнирах, к турнирам в целом и к матчевым встречам.

Практика: Разыгрывание классических партий и их анализ.

4 Анализ и оценка позиции

Теория: Анализ и оценка элементов позиции: преимущества временные и постоянные. Слабые поля, слабость периферии, пешечные структуры, открытые вертикали, диагонали, горизонтали, завоевание пространства, дисгармония в расстановке фигур, центр, неудачная позиция одной из фигур.

Практика: Анализ заданных позиций.

5 План в шахматах.

Теория: Рассматривается общая теория плана. Одноступенчатый план, многоступенчатый план, столкновение планов.

Практика: Разыгрывание партий, позиций, составление планов.

6 Техника разыгрывания эндшпиля.

Теория: Рассматриваются многопешечные окончания, легкофигурные окончания, окончания с лишним качеством, четырехладейные окончания, ферзь против двух ладей.

Практика: Разыгрывание эндшпильных позиций.

7 Атака на короля.

Теория: Рассматривается стратегия атаки на короля при односторонних рокировках, при разносторонних рокировках, при нерокированном короле.

Практика: Разыгрывание партий.

8 Защиты от нападений.

Теория: Беседа о важности видения опасности, понимания, когда пришло время переходить к обороне, перестраиваться и переходить в контратаку.

Практика: Разыгрывание партий.

9 Равные позиции.

Теория: Беседа о равных позициях, умении маневрировать, стремиться изменить равновесие в свою пользу. Накапливание мелких преимуществ.

Практика: Разыгрывание равных позиций.

10 Новинки  в теории дебютов.

Теория: История развития дебютов. Дебютные сюрпризы: ловушки. Работа с компьютером, самостоятельный поиск дебютных новинок. Реанимирование старых дебютных систем как одно из направлений современной теории. Знакомство с шахматными партиями, сыгранными в последних чемпионатах и различных соревнованиях.

Практика: Разыгрывание некоторых из них.

11 Расчет вариантов и  решение сложных  многоходовых шахматных задач

Теория: Показ на шахматной доске как нужно использовать полученные знания при решении шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Практика: Решение задач на многоходовые комбинации и мат с жертвами ферзя, ладьи или других фигур, при которых выигрыш достигается с 4-5 ходов. Задания  для самостоятельного решения на уроке и дома. Конкурсы решения задач.

12 Проведение соревнований.

Практика: Проведение соревнований.

13. Заключительное занятие

Теория: Подведение итогов обучения.

Практика: Награждения. Обсуждение полученных результатов. Рекомендации обучающимся на будущее.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу четвертого года обучения наиболее успешные шахматисты выполняют как правило 2 или 1 разряд.

Проверки результативности производится на контрольных занятиях по каждой теме, а также на игровых занятиях и соревнованиях.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Обучающиеся выступают на соревнованиях различного уровня.

 Итоги определяются по результатам соревнований  и полученному разряду.

Учебно-тематический план

4 год 216 часов

Перечень разделов, тем

Теория час.

Практика час.

Всего, час.

1

Повторение  тем, изученных ранее

1

1

2

2

Три кита шахматного мастерства

8

10

18

3

 Мышление гроссмейстера,  Как правильно тренироваться и готовиться к соревнованиям,  Учимся у чемпионов мира

6

4

10

4

Анализ и оценка позиции  

8

10

18

5

План в шахматах

4

8

12

6

Техника разыгрывания эндшпиля

6

10

16

7

Многоходовые комбинации

4

8

12

8

Атака на короля

4

6

10

9

Защиты от нападения,  подготовка и проведение контратаки

4

6

10

10

Равные позиции

2

8

10

11

Новинки  в теории дебютов

8

14

22

12

Расчет вариантов и  решение сложных  многоходовых шахматных задач

12

20

34

13

Проведение соревнований  

40

40

14

Заключительное занятие

1

1

2

Итого:

68

146

216

Содержание изучаемого курса 

4 год обучения

1 Инструктаж. Повторение тем, изученных ранее.

Теория: Инструктаж по охране труда и правилам поведения в помещении и на улице. Проверка знаний, полученных в предыдущие годы.

Практика: Конкурс решения задач.

2 Три кита шахматного мастерства.

Теория: Анализ позиции, ее оценка и осуществление нужных планов.

Практика: Разыгрывание партий.

3 Мышление гроссмейстера,  Как правильно тренироваться и готовиться к соревнованиям. Учимся у чемпионов мира

Теория: Разбор партий чемпионов мира.

Практика: Разыгрывание партий и их разбор с другими шахматистами.

4 Анализ и оценка позиции

Теория: Разбор и оценка элементов игры: преимущества временные и постоянные, четыре основных правила понимания позиции, слабые поля, слабость периферии, слабые пешки, пешечные островки, проходная пешка, открытые вертикали, диагонали, горизонтали, завоевание пространства, дисгармония в расстановке фигур, центр, неудачная позиция одной из фигур.

Практика: Разбор заданных позиций.

5 План в шахматах.

Теория: Рассматривается общая теория плана. Одноступенчатый план, многоступенчатый план, столкновение планов.

Практика: Разыгрывание партии.

6 Техника разыгрывания эндшпиля.

Теория: Рассматриваются многопешечные окончания, легкофигурные окончания, окончания с лишним качеством, четырехладейные окончания, ферзь против двух ладей.

Практика: Разыгрывание эндшпиля.

7 Многоходовые комбинации.

Теория: Рассматриваются комбинации с использованием слабости положения фигур противника на последней и предпоследней горизонтали, на линиях и диагоналях.

Практика: Разыгрывание некоторых комбинаций.

8 Атака на короля.

Теория: Рассматривается стратегия атаки на короля при односторонних рокировках, при разносторонних рокировках, при не рокированном короле.

Практика: Разыгрывание партий.

9 Защиты от нападения,  подготовка и проведение контратаки.

Теория: Беседа о важности видения опасности, понимания, когда пришло время переходить к обороне, перестраиваться и переходить в контратаку.

Практика: Разыгрывание партий.

10 Равные позиции.

Теория: Беседа о равных позициях, умении маневрировать, стремиться изменить равновесие в свою пользу.

Практика: Разыгрывание равных позиций.

11 Новинки  в теории дебютов.

Теория: Знакомство с шахматными партиями, сыгранными в последних чемпионатах и различных соревнованиях.

Практика: Разыгрывание некоторых из них.

12 Расчет вариантов и  решение сложных  многоходовых шахматных задач

Теория: Показ на шахматной доске как нужно использовать полученные знания при решении шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Практика: Решение задач на многоходовые комбинации и мат с жертвами ферзя, ладьи или других фигур, при которых выигрыш достигается с 4-5 ходов. Задания  для самостоятельного решения на уроке и дома. Конкурсы решения задач.

13 Проведение соревнований.

Практика: Проведение соревнований.

14. Заключительное занятие

Теория: Подведение итогов обучения.

Практика: Награждения. Обсуждение полученных результатов. Рекомендации обучающимся на будущее.

Методическое обеспечение образовательной программы

Занятия проводятся в комбинированной форме и включают в себя: объяснения педагогом новой темы

  • повторения пройденного ранее,
  • проверку домашнего задания,
  • записи обучающимися нового домашнего задания
  • конкурсы решения задач,
  • игры в шахматы между детьми
  • сеансы одновременной игры между педагогом  и детьми, как обычные, так и тематические,
  • консультативные партии
  • участие в классификационных турнирах
  • разбор итогов конкурсов и сыгранных партий

Дидактическое обеспечение курса:

При проведении занятий педагогом используются:

  • схемы ходов фигур,
  • сводные таблицы шахматных турниров
  • справочные пособия по разыгрыванию дебютов, эндшпилей, этюдов и композиций (см. информационные источники)
  • фотоальбомы
  • видеозаписи партий знаменитых шахматистов

Предполагается использовать в обучающих программах новейшие достижения современной  техники. Познакомить детей с компьютерами, с шахматными программами, научить пользоваться базами данных и информационной литературой.

Формы подведения итогов:

Подведение итогов проводится  на контрольных занятиях по каждой теме или разделу, а также на игровых занятиях и соревнованиях.

Материально-техническое обеспечение:

  • шахматная доска и магнитные фигуры
  • шахматы и шахматные часы
  • помещение должно быть просторным, светлым
  • удобные столы и стулья
  • переносную доску для записи партий
  • маркеры
  • мультимедийное оборудование
  • стеллажи с полками для хранения оборудования и кубков



Методическое обеспечение программы

 1 год обучения

№ п/п

Название раздела или  темы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)

Дидактический материал

Формы подведения итогов

Техническое оснащение

1

Введение. История возникновения и развития шахмат. Инструктаж по ОТ.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература

Входной контроль.

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература.

2

Шахматная доска: термины и определения.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература

Соревнования, викторина, тестирование

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература.

3

Шахматные фигуры.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература

Соревнования, викторина, тестирование

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература.

4

 Что такое мат, что такое  пат  решение задач.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература

Соревнования, викторина, тестирование

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература.

5

Шахматная нотация и порядок записи шахматной партии.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература

Соревнования, викторина, тестирование

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература.

6

Основные правила разыгрывания дебютов.  

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

7

Решение шахматных задач.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, конкурсы

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

8

Проведение соревнований.

практическая

Практический: игра, выполнение заданий, решение задач, конкурсы

Программа для проведения компьютерной жеребьевки.

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

9

Заключительное занятие.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература

Соревнования, викторина, тестирование. Итоговый контроль.

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература.

2 год обучения

№ п/п

Название раздела или  темы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)

Дидактический материал

Формы подведения итогов

Техническое оснащение

1.

Вводное занятие Инструктаж по охране труда. Повторение тем, пройденных  за 1 год обучения

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература.

Викторина, тестирование.

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература.

2.

История развития шахмат в России и Санкт–Петербурге.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования.

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

3.

Мат двумя слонами, мат конем и слоном

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература.

Тестирование.

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература.

4.

Пешечные структуры.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

5

Комбинации:  связка, двойной удар, отвлечение, завлечение

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

6

Основы стратегии и тактики

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

7

Дебюты

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование.

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

8

Типовые планы в миттельшпиле.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы, компьютер, шахматные программы

9

Приемы и способы  атаки на короля

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

10

Техника расчета

практическая

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

11

Эндшпиль

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература.

Соревнования, викторина, тестирование

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература.

12

Борьба при необычном соотношении сил и компенсации за материал

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

13

Решение сложных шахматных задач

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература.

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература.

14

Проведение соревнований

турнир

Практический: игра, выполнение заданий, решение задач, конкурсы

Программа для проведения компьютерной жеребьевки.

Соревнование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

15

Заключительное занятие

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература.

Соревнования, викторина, тестирование.

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература.

3 год обучения

№ п/п

Название раздела или  темы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)

Дидактический материал

Формы подведения итогов

Техническое оснащение

1.

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Повторение  тем,  пройденных  за 1 и 2 год обучения.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература.

Викторина, тестирование.

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература.

2.

Позиционная игра.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Викторина, тестирование.

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

3.

Дебюты.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература.

Тестирование, викторина.

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература.

4.

Техника разыгрывания эндшпиля.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

6

Тактические тонкости.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

7

Стратегия  атаки.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

8

Трансформация стратегических планов.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

9

Активное взаимодействие  фигур.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

10

Решение сложных  многоходовых шахматных задач.

практическая

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование.

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

11

Проведение соревнований.

турнир

Практический: игра, выполнение заданий, решение задач, конкурсы

Программа для компьютерной жеребьевки.

Соревнования.

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

12

Заключительное занятие.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Практический: выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература.

Викторина, тестирование.

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература.

4 год обучения

№ п/п

Название раздела или  темы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)

Дидактический материал

Формы подведения итогов

Техническое оснащение

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Повторение  тем,  пройденных  за 1, 2 и 3 года обучения

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература.

Викторина, тестирование.

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература.

2.

Позиционная игра.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

3.

Мышление гроссмейстера.  Как правильно тренироваться и готовиться к соревнованиям.

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Викторина, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

4.

Анализ и оценка позиции

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализы сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

5

План в шахматах

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализы сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

6

Техника разыгрывания эндшпиля

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

7

Атака на короля

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

8

Защиты от нападений

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

9

Равные позиции

практическая

Демонстрационный, практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

10

Новинки  в теории дебютов

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

11

Расчет вариантов и  решение сложных  многоходовых шахматных задач

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Практический: игра, выполнение заданий, решение задач, разбор партий

Шахматная литература, электронные шахматные базы: chess base, chess assistant

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

12

Проведение соревнований

комбинированная

Практический: игра, выполнение заданий, решение задач, конкурсы

Программа для проведения компьютерной жеребьевки.

Соревнования, викторина, тестирование, анализ сыгранных партий

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература, компьютер, шахматные программы

13

Заключительное занятие

комбинированная

Словесный: лекция, беседа.

Практический: игра, выполнение заданий, решение задач

Шахматная литература.

Соревнования, викторина, тестирование.

Демонстрационная доска, шахматы, часы, шахматная литература.



Информационные источники:

Нормативные документы

  1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
  2. Об образовании в Санкт-Петербурге //Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 года № 461-83.
  3. Стратегия действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы // Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2012 № 864.
  4. Программа «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы»// Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10 сентября 2013 № 66-рп.
  5. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р.
  6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р.
  7. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" //Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493.
  8. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011 -2020 гг. «Петербургская Школа 2020».
  9. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008.
  10. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей» // Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41.

Литература для  педагога:

  1. Авербах Ю.Л.  Шаматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1989.
  2. Авербах Ю.Л. Матч на первенство мира. Мерано-81. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  3. Авербах Ю.Л. Что надо знать об эндшпиле. – М.: Физкультура и спорт , 1960.
  4. Авербах Ю.Л. Шахматные окончания. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
  5. Багиров В.К. Английское начало. – М.: Физкультура и спорт, 1989.
  6. Бардвик Т. Шахматы для детей. – М.: ПИТЕР, 2013.
  7. Билык С. Задачи и этюды Сборник № 59. М.: Россомахо, 2013.
  8. Боголюбов Е. Шахматная школа для начинающих.- М.: Русский шахматный дом, 2011.
  9. Ботвинник М.М., Эстрин Я.Б. Защита Грюнфельда. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
  10.  Верховский Л. На ошибках учатся. – М.: РИПОЛ классик, 2005.
  11.  Геллер Е.П. Победа в Мерано. – М.: Военное издательство, 1982.
  12.  Геллер Е.П.  Староиндийская защита. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
  13.  Геллер Е.П. Новоиндийская защита. – М.: Физкультура и спорт, 1981.
  14.  Голенищев В.Е. Программа подготовки юных шахматистов 3 разряда. – М.: Советская Россия, 1989.
  15.  Голенищев В.Е. Программа подготовки юных шахматистов 4 разряда. -  М.: Советская Россия, 1989.
  16.  Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.: Наука, 1983.
  17.  Давлетов Д.А., Костров В.В. 626 шахматных задач. – СПб.: ЛИТЕРА,  2003.
  18.  Завьялов А. Дебютные ловушки и новинки. – М.: Воениздат, 2000.
  19.  Зворыкина К.А. В рядах шахматной гвардии. – Минск: ПОЛЫМЯ, 1984.
  20.  Злотник Б.А. Шахматы. Наука, опыт, мастерство. – М.: Высшая школа,  1990.
  21.  Канн И.А. От дебюта к миттельшпилю. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
  22.  Капенгут А.З. Индийская защита. – М.: ПОЛЫМЯ, 1984.
  23.  Карахан Ю.И. Шахматы - увлекательная игра. – М.: Знание, 1982.
  24.  Карпов А., Калиниченко Н. Начальный курс дебютов. Часть 1.-  М.: RUSSIAN CHESS HOUSE, 2007.
  25.  Карпов А., Калиниченко Н. Начальный курс дебютов. Часть 2. -  М.: RUSSIAN CHESS НОШЕ, 2007.
  26.  Львовский Ю. Там, где нет неправильных ответов. – СПб: РЕЧЬ, 2011.
  27.  Карпов А.Е., Гик Е. Я. Неисчерпаемые шахматы. – М.: Университет, 1991.
  28.  Карпов А.Е., Гик Е. Я. Шахматные сюжеты. – М.: Знание, 1991.
  29.  Кмох Г. Защита в шахматной партии. – М.: Олимпия, 2005.
  30.  Кобленц А.Н. Волшебный мир комбинаций. – М.: Физкультура и спорт,  1980.
  31.  Кобленц А.Н. Уроки шахматной стратегии. – М.: Физкультура и спорт,  1983.
  32.  Кондратьев П.Е., Столяр Е.С. Защита Бенони. – М.: Физкультура и спорт, 1981.
  33.  Константиновский A.M., Вейц А.П. Защита Каро – Канн. – М.: Физкультура и спорт, 1981г.
  34.  Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. -  М.: Физкультура и спорт, 1981.
  35.  Мучник Х.Л. Первые шахматные уроки. – М.: Военное издательство МО,  1980.
  36.  Нейштадт Я.И. Ваш решающий ход. (Учебник шахматной комбинации. Практикум). – М.: RUSSIAN CHESS НОШЕ, 2009.
  37.  Несис Г.Е. Искусство размена. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
  38.  Нимцович А.И. Шахматная блокада. -  Л.: Колос, 1925.
  39.  Оснос В.В. Дебют Рети. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
  40.  Пак В.Н. 100 выдающихся шахматистов XX века. – Донецк: Сталкер,  2004.
  41.  Панов В.Н., Эстрин Я.Б. Курс дебютов. – М.: Физкультура и спорт, 1973.
  42.  Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний. - Йошкар–Ола, 1997.
  43.  Песин В.Х. Волшебный дар Каиссы. –Л.:  Лениздат, 1990.
  44.  Попова М.В., Манаенков В.Н. 30 уроков шахматной тактики. – Тула,  2002.
  45.  Попова М.В., Манаенков В.Н. 30 шахматных уроков. – Тула, 2003.
  46.  Портиш Л. 600 окончаний. – М.: Физкультура и спорт,  1979.
  47.  Разуваев Ю.С. Переход в эндшпиль. – М.: Физкультура и спорт , 1981.
  48.  Романовский П.А. Миттельшпиль. – М.: Физкультура и спорт, 1960.
  49.  Рохлин Я.Г. Шахматные занятия. – Ярославль: Верхнее - Волжское книжное издательство,1977.
  50.  Сакаев К. Славянская защита. – СПб.: Издательство «Сакаев К.Р.», 2012.
  51.  Сейраван Я. Шахматный учебник. Партии – бриллианты. – М.: Астрель ACT, 2007.
  52.  Слуцкий Л.М. Контуры эндшпиля. – М.: Физкультура и спорт, 1989.
  53.  Сокольский А.П. Внимание, ловушка! – М.: Физкультура и спорт,  1970.
  54.  Сухин И.Г. Шахматы. Первый год. (Пособие для учителя). – Обнинск:  Духовное возрождение, 1998.
  55.  Суэтин А. С. Как играть дебют. – М.: Физкультура и спорт, 1981.
  56.  Суэтин А.С. Дебют и миттельшпиль. – Минск: Беларусь, 1980.
  57.  Туров Б.И. Пять шахматных олимпиад. – Москва: Физкультура и спорт,  1984.
  58.  Умнов Е.И. Путями шахматного творчества. – М.:  Физкультура и спорт, 1983.
  59.  Фейгельман И. Материалы к зачёту по теории для начинающих шахматистов СПб ГУ ПЦ «Альбатрос» Подростковый клуб «ВОСХОД». -  СПб,  2007.
  60.  Фридштейн Г.С. Защита Пирца – Уфимцева. – М.: Физкультура и спорт,  1980.
  61.  Хенкин В.Л. «Я б в гроссмейстеры пошел...». – М.: Молодая гвардия, 1979.
  62.  Хенкин В.Л. 1000 матовых комбинаций. – М.: Астрель ACT, 2001.
  63.  Чепижный В.И. Турнир звезд. Монреаль -79. – М.: Физкультура и спорт,  1979.
  64.  Шерешевский М.И. Стратегия эндшпиля. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
  65.  Эстрин Я.Б. Теория и практика шахматной игры. – М.: Высшая школа, 1984.
  66.  Юдович М.М. Гамбит. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
  67.  Юдович М.М. План в шахматной партии. – М.: Физкультура и спорт,  1982.
  68.  Яковлев Н.Г. Найди лучший ход! – СПб., 2002.
  69.  Яковлев Н.Г. Уроки шахматной тактики. – СПБ., 2008.
  70.  Яковлев Н.Г. Ход за ходом (выпуск первый и второй). – СПб., 2006.
  71.  Яковлев Н. Уроки шахматной тактики. – СПб., 2008.
  72.  Яковлев Н. Найди лучший ход. – СПб., 2010.
  73.  Добринецкий П. «Двойной удар».

Литература для  обучающихся:

  1. Авербах Ю.Л.  Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1989.
  2. Костров В.В. В какую силу я играю. Открытые дебюты. Шахматные тест – партии. - СПб.: ЛИТЕРА,  2003.
  3. Костров В.В. В какую силу я играю. Полуоткрытые дебюты. Шахматные тест –партии. - СПб.: ЛИТЕРА, 2001.
  4. Костров В.В. Эта книга научить играть в шахматы детей и родителей. (Части 1, 2 и 3). – СПб.: ЛИТЕРА, 2001.
  5. Давлетов Д.А., Костров В.В. 626 шахматных задач. – СПб.: ЛИТЕРА,  2003.
  6. Калиниченко Н. Шахматы для всей семьи. – М.: ПИТЕР,  2010.
  7. Карпов А.Е. А завтра снова в бой. – М.: Молодая гвардия, 1982.
  8.  Карпов А.Е. В далеком Багио. – М.: Советская Россия, 1981.
  9.  Карпов А.Е. Девятая вертикаль. – М.: Молодая гвардия, 1978.
  10.  Каспаров Г. К. Безлимитный поединок. – М.: Физкультура и спорт. 1989.
  11.  Кориной В.Л. Мои 55 побед черными. – М.: RUSSIAN CHESS НОШЕ,  2004.
  12.  Котов А.А. Как стать гроссмейстером. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
  13.  Костров В.В., Б.Белявский Б.А. Как играть шахматные окончания. Мастер -класс. Тест - партии. - СПб. : ЛИТЕРА, 2003.
  14.  Костров В.В В какую силу я играю. Закрытые дебюты. Шахматные тест - партии. - СПб. : ЛИТЕРА, 2001.
  15.  Костров В.В В какую силу я играю. Гамбиты. Шахматные тест - партии. - СПб. : ЛИТЕРА,  2003.
  16.  Костров В.В., Белявский Б.А. 2000 шахматных задач. Шахматные окончания.  – СПб.: ЛИТЕРА, 2002.
  17.  Полгар Ж. и Труонг П.  Шахматная тактика для будущих чемпионов. – М.: ACT Астрель, 2010.
  18.  Рохлин Я.Г. Юный шахматист. – М.: Физкультура и спорт, 1977.
  19.  Сухин И.Г. Шахматы. Первый год. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

Приложение

1. Определение понятий "Мат", "Пат", "Ничья".

«Мат» - когда королю шах и он не может никуда уйти, или закрыться от шаха какой - либо своей фигурой, или взять фигуру противника, которая дает шах.

«Пат» - когда королю нет шаха, но ему некуда ходить и не могут ходить другие шахматные фигуру из его армии   или их вообще нет

 «Ничья» - бывает теоретическая ничья, когда остаются одни короли или король с легкой фигурой (конь или слон), Пат это тоже ничья.

2.        Описание дидактической игры «Один в поле воин»:

Педагог ставить на доске одну белую фигуру (это может быть ферзь, ладья, слон, конь или пешка) и 8 – 14 черных фигур. Белая фигура должны побить все фигуры черных. При этот ходит только белая фигуру, а черные – как бы «заколдованы», они не могут ни ходить, ни бить. Во всех примерах решение достигается единственными ходами.

Это задание с интересом решается детьми  обычно за 10 – 50 секунд.

3. Описание дидактической игры «Кратчайший путь»:

Педагог ставить на доске одну белую фигуру (это может быть ферзь, ладья, слон, конь или пешка) и 4– 10 черных фигур, которые изображают мины  Белая фигура  должны добраться до определенного поля, на котором стоит ракета, избегая заминированные поля и не перепрыгивая их.

Это задание с интересом решается детьми обычно за 5 – 25 секунд.

4. Одна из типовых задач на мат в один ход

Белые; Кр b1, F f6,  Lh6, Kd5, п. b2,

Черные: Kp g8, Fa6,  Lf8, Cc4, п. f7.

Белые начинают и дают мать в один ход. Необходимо найти 5решений.

5. Одна из типовых задач на использование связки.

Белые; Кр b1, Cd2,

Черные: Kp g5,  Lf4.

Белые начинают и  выигрывают ладью в два  хода.

6. Одна из типовых задач на «спертый мат».

Белые; Кр b1,Fe2,  Kg5, п. b2,

Черные: Kp g5, Fa5,  Lа1, п. g7,  h7.

Белые начинают  и дают мат в пять  ходв.

Встречающиеся в тексте обозначении:

 Kp -  король, F – ферзь, L – ладья, C – слон,, K – конь,

 п – пешка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения

Целью данных программ является  развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование  позитивных качеств, развитие познавате...

Некоторые советы по обучению детей с РАС. (Составление программы обучения, чем наполнить программу)

Данный материал будет интересен специалистам, которые работают с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Приведены примеры функциональных заданий, которые можно вставить в индивидуальную...

Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией  Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...

Учебная программа "Обучение плаванию детей 9–10 лет индивидуальному обучению, по состоянию здоровья "

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.Актуальность данной про...

Программа обучения английскому языку (первый год обучения, 2 класс)

Целью данной работы является развитие у детей раннего школьного возраста устойчивого интереса к изучению английского языка, как средству общения и обмена информацией....

Методическая работа: «Результативность и качество обучения детей по образовательной программе «Обучение английскому языку в клубе Тандем»

В методической разработке описаны основные способы, формы и средства контроля и оценки усвоения программного материала по предмету английский язык. Предполагаемые результаты по окончании каждого года ...