Учебная программа "Обучение плаванию детей 9–10 лет индивидуальному обучению, по состоянию здоровья "
рабочая программа по физкультуре на тему
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спицы, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени. По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России к моменту поступления в школу 40–60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения – 10%, избыточная масса тела – 8–16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребёнка.
В связи с тем, что по мере увеличения ученического стажа растёт количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата, большое значение приобрела проблема сохранения, укрепления и поддержания здоровья младших школьников.
Достижение повышенного уровня содержания образования возможно только при условии достаточных функциональных возможностей организма. Существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью выбора личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни и недостаточной работой, способствующей повышению укрепляющих, развивающих и защитных свойств, организма.
Для решения данной проблемы и исходящих условий создана представляемая программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.3.uchebnaya_programma_obuchenie_plavaniyu.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа "Обучение плаванию детей 9–10 лет индивидуальному обучению, по состоянию здоровья "
Фамилия, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы: Чистяков Александр Дмитриевич.
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спицы, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени. По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России к моменту поступления в школу 40–60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения – 10%, избыточная масса тела – 8–16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребёнка.
В связи с тем, что по мере увеличения ученического стажа растёт количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата, большое значение приобрела проблема сохранения, укрепления и поддержания здоровья младших школьников.
Достижение повышенного уровня содержания образования возможно только при условии достаточных функциональных возможностей организма. Существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью выбора личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни и недостаточной работой, способствующей повышению укрепляющих, развивающих и защитных свойств, организма.
Для решения данной проблемы и исходящих условий создана представляемая программа.
Особенность изучаемого курса состоит не только в сохранении и укреплении здоровья учащихся, но и в том, что занятия плаванием решают воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие морально-волевые качества формируются в ходе правильно организованных и регулярных уроков.
Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии, относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.
При правильно проводимых занятиях у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.
Программа по плаванию ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, которые способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.
Отличительными чертами данной программы является то, что большое внимание уделено индивидуальному подходу ученику, выявлять предрасположенность к определённому способу плавания. Особый акцент в программе сделан на использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребёнком индивидуально; развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Детям предоставляется возможность из большого количества упражнений и разных способов плавания выбрать те, которые у них легче получаются. Это даёт возможность каждому относиться к обучению более сознательно и активно.
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации “Об образовании” среди принципов государственной политики в области образования выдвигается приоритет жизни и здоровья человека.
Статья 51 Закона “Об образовании” предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
Образовательное учреждение в соответствии с существующим законодательством несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.
“Концепция модернизации российского образования” включает в себя задачи по формированию ценностного ответственного отношения к собственному здоровью, формированию культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни.
“Комплексная программа физического воспитания 1–11-х классов”, раздел Плавание. Авторы программы: В.И. Лях и А.А. Зданевич, Москва.: “Просвещение”, 2004 г.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план в инвариантную часть.
Программа адресована учащимся 3–4-х классов, а также частично может быть использована в среднем звене.
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
- Названия плавательных упражнений.
- Способов плавания и предметов для обучения.
- Влияние плавания на состояние здоровья.
- Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации.
Каждый ученик должен уметь: проплыть вольным стилем 15 метров и владеть: двумя любыми видами плавания. Основная цель программы заключается в том, чтобы развить ребёнка при сохранении здоровья. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: удовлетворить естественную потребность организма в движении, совершенствовать гигиеническое обучение и воспитание младших школьников, формирование норм и навыков ЗОЖ, обучение плаванию в условиях урока детей 9–10 лет.
В курсе освещаются следующие разделы:
- Раздел 1. Вхождение в воду
- Раздел 2. Передвижение по дну бассейна.
- Раздел 3. Упражнения на всплывание и лёжа на груди.
- Раздел 4. Кроль на груди.
- Раздел 5. Кроль на спине.
- Раздел 6. Плавание стилем Брасс.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-зачетов, соревнований, посещение секции плавания.
Курс завершается приёмом контрольных нормативов, которые проводятся в конце года.
Курс обучения состоит из 34 часов в 3 – 4 классах.
Содержание программы.
Курс обучения разбит на три этапа, основной задачей каждого из которых является:
- обучение детей держаться на воде с помощью плавательных средств;
- обучение плаванию различными способами, поворотам в воде и стартовым прыжкам;
- освоение комплексного плавания.
В программу 3–4-х классов по плаванию входят следующие типы.
Вхождение в воду: по трапу бассейна лицом к ступеням и соскоком вниз ногами с бортика бассейна.
Передвижение по дну бассейна: ходьба, бег, прыжки вверх и вперёд с гребковыми движениями рук.
Упражнения на всплывание и лежание на груди: “Поплавок”, “Звезда”, “Медуза”, “Стрела”.
Кроль на груди: движения ногами, руками, согласование движений руками и дыхания, скольжения на груди с последующим подключением ног, рук и дыхания; повороты.
Кроль на спине: скольжение руки вдоль туловища, с подключением работы ногами и гребка одной рукой; с гребком, выполняемым одновременно правой и левой рукой; с попеременным выполнением гребка правой и левой рукой; согласование движений рук, ног и дыхания.
Брасс: согласованное движение руками и ногами; повороты.
Прыжки в воду: в длину, в глубину, обыкновенные с бортика; сильный толчок руками; правильный сгиб ног в коленных суставах при входе в воду; малое разведение ног при входе в воду; неглубокий вход в воду.
Урок состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач, выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на берегу с теми элементами техники движений, которые дети будут затем делать в воде. Всё это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.
В основной части дети привыкают к воде, овладевают элементами техники новых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, выполняют специальные упражнения для профилактики сколиоза, играют в воде.
В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения.
Урок плавания продолжается 40 минут.
Учебно-тематический план.
Количество часов 3-4кл. | |||||
Раздел 1. Вхождение в воду |
|
|
|
|
|
1.1. По трапу бассейна | 1 | 1 |
| ||
1.2. Соскоком вниз ногами с бортика | 1 | 1 |
| ||
Итого по разделу: | 2 | 2 |
| ||
Раздел 2. Передвижение по дну бассейна |
|
|
| ||
2.1. Ходьба | 1 | 1 |
| ||
2.2. Бег | 1 | 1 |
| ||
2.3. Прыжки вверх и вперёд с гребковым движением рук | 1 | 1 |
| ||
Итого по разделу: | 3 | 3 |
| ||
Раздел 3. Упражнения на всплывание и лёжа на груди |
|
|
| ||
3.1. “Поплавок” | 1 | 1 |
| ||
3.2. “Звезда” | 1 | 1 |
| ||
3.3. “Медуза” | 1 | 2 |
| ||
3.4. “Стрела” | 1 | 1 |
| ||
Итого по разделу: | 4 | 5 |
| ||
Раздел 4. Кроль на груди |
|
|
| ||
4.1. Движения руками | 2 | 1 |
| ||
4.2.Движения ногами | 2 | 1 |
| ||
4.3. Согласование движений руками и дыхания | 2 | 3 |
| ||
4.4. Скольжение на груди с последующим подключением – ног; | 2 2 1 | 1 1 3 |
| ||
Итого по разделу: | 11 | 10 |
| ||
Раздел 5. Кроль на спине |
|
|
| ||
5.1. Скольжение рук вдоль туловища | 3 | 1 |
| ||
5.2.С подключением работы ногами и гребка одной рукой | 3 | 1 |
| ||
5.3. С гребком, выполняемым одновременно правой и левой руками | 3 | 3 |
| ||
5.4. С попеременным выполнением гребка правой и левой рукой | 5 | 4 |
| ||
Итого по разделу: | 14 | 9 |
| ||
Раздел 6. Плавание стилем Брасс |
|
|
| 5 | Прием контрольных нормативов. Тест. |
Итого по разделу: |
|
|
| 5 |
|
Всего: | 34 | 34 |
|
Список литературы.
1. Бабенкова. Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. – М.: Астрель, 2003.
2. Кубышкин В.П. Учите школьников плавать.
3. Министерство образования РФ. Программы для общеобразовательных школ.
4. Мурыкин Р.П. Я учусь плавать.
5. Петухов С.И., д.п.н., и др. Познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности в системе непрерывного физического воспитания. Программно-методический комплекс. – Новокузнецк, 2002.
6. Физкультура для всей семьи./Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина – М., 1989.
Контрольные материалы.
Контрольные нормативы даются на выбор учащихся.
- Проплыть 15 метров вольным стилем.
- Работа ног с досточкой и дыхание.
- Согласование движений руками и ногами.
Тест “Моё здоровье”.
Ответь на вопросы и подсчитай очки.
| Очки |
Теперь займёмся подсчётом.
- Если набралось 6–7 очков – ты в полном порядке.
- От 7 до 20 очков – уделяй больше внимания своему здоровью!
- От 20 до 55 очков – пора подумать серьёзно о своём здоровье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация учебного процесса по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья (подготовительная и специальная медицинская группа)»
Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе это физическая культура, дающая людям здоровье,...
Планирование третьего часа по физической культуре для детей,отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А.
Календарно – тематическое планирование по физкультуре для учащихся СМГ группы А 5 классов (34 часа)Выполнила: учитель физкультуры ГБОУ школа-интернат №7 Колесникова О.Н....
Аналитическая справка о состоянии здоровья обучающихся и случаях травматизма за последние три учебных года, включая 2015-2016 учебный год
Аналитическая справкао состоянии здоровья обучающихся и случаях травматизмаза последние три учебных года, включая 2015-2016 учебный год...
Контрольная работа ( для детей, находящихся на надомном обучении по состоянию здоровья)
Данная контрольная работа адаптированна для детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья....
Программа "Технология сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом их состояния здоровья"
Технология постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется в МОУ «Наш дом» - в соответствии с Постановлением Правительства ...
Состояние здоровья и функциональная подготовленность младших школьников, занимающихся плаванием
Состояние здоровья и функциональная подготовленность младших школьников, занимающихся плаванием....
Динамика функционального состояния детей 12-13 лет, занимающихся учебно-оздоровительным плаванием.
Плавание и дыхательная динамика - необходимые вещи для современного школьника....