«СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА»
статья на тему
Использование технологии социального проектирования в воспитании гражданственности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Вологодская область, с.Верховажье, ул.Октябрьская, д.4
«СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА»
Кузнецова Светлана Васильевна -
педагог дополнительного образования (высшая категория)
2016 год
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что наше будущее напрямую зависит от гражданской позиции подрастающего поколения.
На современном этапе развития общество ставит перед образованием задачу – воспитание личности творческой, конкурентоспособной, интеллигентной, готовой к непрерывному саморазвитию, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям, личности – с активной гражданской позицией. Большое значение в решении этой задачи отводится учреждениям дополнительного образования.
Как педагоги, мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших воспитанников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий.
Система дополнительного образования, находясь в поиске наиболее эффективных технологий развития детей и подростков, активно развивает социальное проектирование, основой которого является полноценное участие обучающихся общеобразовательных учреждений в решении социально-значимых проблем общества.
Важным средством становления активной гражданской позиции обучающихся на сегодняшний день является вовлечение их в социально-значимую деятельность, позволяющую подрастающему поколению быть лично причастными к процессам социально-экономического развития общества.
Новизна темы:
- Работа над социальными проектами начинается с обучающимися в учебное время на занятиях и продолжается в летнее время в оздоровительном лагере с экологическим направлением и трудовом отряде.
- В разнообразии тем социальных проектов.
Цель инновации:
Использование технологии социального проектирования в воспитании гражданственности детей.
Задачи:
- Раскрыть сущность и содержание понятия «социальное проектирование»
- Способствовать формированию гражданской позиции у обучающихся через социальное проектирование
- Проанализировать эффективность использования социальных проектов в практической деятельности.
Социальный проект – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность обучающихся - партнёров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-нибудь проблемы, значимой для участников проекта.
В широком смысле социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации.
Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Цель социального проектирования - привлечение внимания обучающихся к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
- включение подростков в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих обучающихся.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
• социально значимая, имеющая социальный эффект;
• результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
• задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
• в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, взрослой культурой, с социумом и гражданским обществом;
• через которую формируются гражданские социальные навыки подростка.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; гражданское взаимодействие, влияние, др.);
• социальные и гражданские институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.).
Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.
Социальным проектированием с обучающимися в своей педагогической деятельности занимаюсь 10 лет.
Созданные социальные проекты базируется в большей степени на самом учебном процессе и отталкиваются, прежде всего, от них и интересов обучающихся. Однако здесь важно заметить, что все же основные виды таких проектов концентрируются на живом и жизненном материале.
Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности.
Работа с социальными проектами может быть полностью выбрана из целей, поставленных себе детьми в реальной жизни, с учетом потребностей общества.
Занятия в объединении «Природа родного края», дают возможность обучающимся лучше узнать и изучить животный и растительный мир своего края, принять практическое участие в охране и преобразовании природы своего края.
Одна из задач - это вовлечение детей в решение экологических проблем своего родного края в процессе общественно-полезной деятельности.
Социальный проект «Конеферма» дал возможность его участникам узнать отношение односельчан к лошадям, вызвал у воспитанников желание сделать что-то полезное и нужное для конкретной лошади, в результате было сшито покрывало для лошади по кличке «Майка» жителя.
Работая над социальным проектом «Помоги родным» подростки сами выбирали направление своего проекта. Это были проекты, направленные на помощь семье и близким. Ярким примером можно привести разведение кроликов, для улучшения финансового положения семьи.
Так формируются нравственные основы личности, воспитываются семейные ценности, доброта к близким и сострадание к немощным и, зачастую одиноким людям.
Работа над социальными проектами может быть выбрана по социальному заказу населения.
Приведу пример подобного проекта, связанного с изучением источников и родников Чушевицкого поселения. Этот проект проводился в период летнего лагеря с дневным пребыванием.
В ходе его выполнения участники изучали виды источников, нормы и требования к их содержанию. При обсуждении подчеркивалась историческая, экологическая, нравственная важность обсуждаемых тем, откуда возникла идея оказать помощь селу в выявлении источников питьевой воды. В результате все действующие колодцы и родники были нанесены на топографическую карту села Чушевицы, а администрация сельского поселения поблагодарила ребят за проделанную работу.
В течение нескольких летних лагерей были выполнены такие социальные проекты, как: «Чистая грядка», «Я люблю родное село», «Свалке здесь не место», «Санитары леса», «Благоустройство территории поселения», «Цветы для погибших в Великую Отечественную Войну», «Палисадник», «Аллея елей», «Уголок природы».
Эффект социальных проектов заключается в том, что обучающиеся воспитанные в духе бережного отношения к природе и любви к ней, смогут в дальнейшем внести большой вклад в дело спасения природы.
Наряду с традиционными формами летнего отдыха, популярным становится временная занятость ребят в возрасте 14-18 лет, которые выполняют социальные проекты через Центр занятости населения, что повышает значимость труда, становится немаловажным подспорьем в бюджете семьи.
Уже 10 лет в нашем учреждении в летний период работают такие отряды из 2-5 подростков, которые занимаются социальными проектами по темам озеленения и благоустройства территории Чушевицкого поселения. Для реализации таких проектов требуется минимум усилий и затрат.
У подростков формируется готовность к коллективному труду, к добросовестному и дисциплинированному выполнению трудовых поручений, расширяются представления о жизни и работе на селе.
Для плодотворной работы очень важно видеть результаты своего труда. Это: общественная активность воспитанников; поддержка, понимание и помощь со стороны семьи и других учреждений.
Бесценным становится сам опыт взаимодействия с социумом, когда органы местного самоуправления работают с дополнительным образованием в тесном контакте, поддерживают начинания обучающихся и оказывают помощь и содействие в реализации социальных проектов. Ярким примером может служить помощь местного самоуправления нашего села в социальном проекте «Посади ёлочку». Нам выделили транспорт для подвоза ребят за ростками елочек, помогли с перевозкой, и с подвозом воды для полива после посадки елочек. В результате ребятами было посажено 87 ёлочек.
Завершающим этапом социального проекта является его оформление и презентация. Во время защиты своих проектов обучающиеся учатся отвечать на вопросы оппонентов, аргументировать ответы, а также приобретают жизненно-важные навыки общения, публичного выступления.
Работа над социальными проектами дала возможность ребятам принять активное участие в общественной жизни, дала возможность поучаствовать в решении социально значимых проблем, почувствовать себя подлинными гражданами своей страны, патриотами своего родного края.
Итак, создание социальных проектов – это замечательный пример сотрудничества детей, педагога и общественных структур.
Опыт взаимодействия, социального партнерства между детьми и взрослыми, приобретенный в ходе разработки и реализации социальных проектов станет залогом становления гражданской позиции воспитанников: «Я могу сделать это сам и не только для себя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в социальной сфере
Обобщение опыта работы по социальному проектированию...
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся
В своей педагогической деятельности мне неоднократно приходилось заниматься социальным проектированием. Эта работа всегда является очень творческой и привлекательной не только для обучающихся, но и дл...
Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся
В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...
"Социальное проектирование как средство формирования УУД в рамках внедрения ФГОС" (из опыта работы социального педагога МАОУ Добрыниховской СОШ Филаретовой А.А.)
В этой статье представлен личный опыт педагога в работе над социальными проектами....
Алгоритм социального проектирования при проведении социальных акций в рамках технологии сетевого взаимодействия
Программа опытно - экспериментальной работы ГБОУ школы № 519 призвана помочь обучающимся адаптироваться к окружающей жизни путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта, ста...
Материалы из опыта работы "Опыт социального проектирования и социальной практики во внеурочной деятельности как важная составляющая реализации ФГОС"
Выступление на VIII межшкольной научно-практической конференции для педагогов г. Сургута по теме «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»...