2017 Внеурочное занятие: «Наш земляк –Н. Асеев и его стихотворение «Тех-Тешка».
методическая разработка

Алфимова Светлана Васильевна

Разработка внеурочного занятия, по ходу которого дети знакомятся с биографией Н. Асеева и его произведением "Тех-Тешка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk_solovushka.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Будникова Ольга Николаевна- учитель начальных классов ,

Алфимова Светлана Васильевна –учитель технологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Льгова»  Курской области

budnikova-olga@mail.ru, s-alfimova@mail.ru

Тема внеурочного занятия: «Наш земляк –Н. Асеев и его стихотворение «Тех-Тешка»

Форма внеурочного занятия: интегрированное занятие - заочная экскурсия и творческая мастерская

Класс: 2 класс

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н .Асеева, прививать интерес к его произведениям, формировать чувства патриотизма и гордости за родной край и своих земляков, продолжать работу над выразительным чтением поэтических произведений, познакомить с понятиями «иллюстрация», «композиция», учить передавать настроение  при помощи рисунка.

Оборудование: хрестоматия «Соловушка», презентация «Наш земляк – Н. Асеев», выставка книг Н. Асеева , текст стихотворения «Тех-Тешка»(раздаточный материал у каждого ученика), альбомы, краски, карандаши.

Ход занятия:

1 Подготовительный этап.

- Ребята, сегодня мы отправляемся в виртуальную экскурсию по нашему городу ( пояснить значение слова «виртуальный»). В каждом городе много улиц и очень часто улицы называют в честь известных людей, которые чем-то прославили свою страну, свой город. Давайте вспомним улицы нашего города.

- Сейчас прозвучала фамилия Асеев. Кто это такой? Почему улица названа его именем?

- Николай Николаевич Асеев (1889-1963) родился в городе Льгове, Курской губернии, в семье страхового агента .Мать поэта Елена Николаевна, урождённая Пинская, умерла молодой, когда мальчику ещё не было 8 лет. Отец вскоре женился вторично. Детские годы провёл в доме у деда, Николая Павловича Пинского, заядлого охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика. Бабка Варвара Степановна Пинская была в молодости крепостной, выкуплена из неволи дедом, влюбившимся в неё во время одного из своих охотничьих скитаний. Она много помнила из быта старой деревни. Мальчик был отдан в Курское реальное училище, которое окончил в 1909 году. Затем учился на экономическом отделении в Московском коммерческом институте (19091912) и на историко-филологических факультетах Московского и Харьковского университетов (окончил в 1913). Публиковался в журнале для детей «Проталинка» (1914—1915). В 1915 году призван в армию и попадает на австрийский фронт. В сентябре 1917 года он избран в полковой Совет солдатских депутатов и вместе с эшелоном раненых сибиряков отправляется в Иркутск. Во время Гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете, сначала выпускающим, позже в качестве фельетониста.  Хорошо знал В. В. Маяковского и Б. Л. Пастернака.

(рассказ сочетается с просмотром презентации)

2 Основной этап. (1 часть – знакомство со стихотворением)

- Сегодня мы познакомимся с очень интересной книгой . Это хрестоматия для детей «Соловушка» . Названа она так не случайно, ведь именно соловей является символом Курского края. И собраны в этой хрестоматии произведения курских авторов, среди которых 2 наших земляка Н. Асеев и А. Гайдар.

- Послушайте  стихотворение Н.Асеева «Город Курск».

- Из каких слов понятно, что автор гордится городом Курском?

- О каких характерных чертах Курской земли пишет автор?( железная руда, сады, пашни)

- С чем сравнил автор густые сады? Как вы думаете , почему?

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним замечательным стихотворением Н.Асеева, которое называется «Тех-Тешка» (чтение учителем стихотворения)

- Кто такой Тешка?

(выборочное чтение, вопросы по содержанию)

- Как выглядел котенок? Какой у него был характер?

- Какие проказы он совершал?

- В каких строчках выражено отношение автора к котенку?

- Как по- разному назван котенок?

(работа над выразительностью чтения)

- У кого из вас есть котенок или взрослый кот (кошка)? Какие забавные истории с ними вы помните? Какие чувства вызывают у вас ваши питомцы?

- Вы узнали в Тешке своего любимца?

- А всё дело в том, что стихотворению, которое вам так понравилось в 2017 году исполняется 90 лет. Но и сегодня , и через много лет мы будем любить наших пушистых четвероногих друзей и узнавать их в этом замечательном стихотворении.

(2 часть- творческая мастерская)

- Ребята , поднимите руки, кто любит читать книги? А какие книги вам интересней с картинками или без?

- Картинки в книгах нарисованы не просто так, они помогают понять и представить содержание текста. Называются они иллюстрации

Иллюстра́ция —это  рисунокфотографиягравюра или другое изображение, поясняющее текст.

Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге.

- Сегодня мы будем учиться делать иллюстрацию к стихотворению «Тех –Тешка», а когда закончим работу, то у нас получится книжка-раскладушка из ваших иллюстраций.

( ученики получают каждый свой отрывок стихотворения, беседа о том, что они собираются нарисовать)

- Ребята, молодцы, вы хорошо поняли, что такое иллюстрация, но, прежде, чем мы приступим, нам нужно познакомиться с ещё одним важным для художника словом – композиция.

Композиция – это распределение предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.

( Ученики рассматривают несколько иллюстраций и анализируют их вместе с учителем)

(Работа над рисунками, составление книжки-раскладушки.)

3 Рефлексия

-  С творчеством какого поэта мы познакомились?

- Что о нем узнали?

- Что узнали о стихотворении «Тех-Тешка»?

-Что такое иллюстрация? Композиция?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-спектакли на внеурочных занятиях по английскому языку: на примере инсценировки сказки-песни-стихотворения «This is the house that Jack built».

Материал представляет собой методическую разработку коллективного написания сценария и постановку мини-спектакля на английском языке “This is the house that Jack built”.  Для спектакл...

Программа внеурочного занятия социальной направленности "Школьное радио" 2017 -18 учебный год.

Данная программа расчитана для занятий с детьми в общеобразовательных учреждениях как внеурочные занятия социальной направленности. Программа создана на 3 учебных года разновозрастных детей 6 -8 класс...

Цикл интерактивных занятий "Великие земляки. Феномен земли Рязанской - Пироговы"

Цикл из трех тем о жизни и творчестве великих певцов - братьев Пироговых и об истории их семьи. Это уникальный мировой феномен, где все мужчины рода: дед, отец и пятеро сыновей были уникально одарены ...

Презентация к внеурочному занятию по повести Богомолова "Иван" и стихотворению Ю. Воронова "Опять война..."

Данное занятие посвящено 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Его можно провести с обучающимися 6-7 класса. Для определения темы и целей занятия используется технология кроссен...

2017 Публикация в сборнике методических разработок внеурочных занятий.

Методическая разработка внеурочного занятия по хрестоматии для чтения в начальной школе.https://disk.yandex.ru/i/KJIAWsgDzNM1NA...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....