Презентация к внеурочному занятию по повести Богомолова "Иван" и стихотворению Ю. Воронова "Опять война..."
презентация к уроку по литературе (7 класс)
Данное занятие посвящено 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Его можно провести с обучающимися 6-7 класса. Для определения темы и целей занятия используется технология кроссенс.На занятии обучающиеся рассказывают о своих прадедах- участниках Великой Отечественной войны. К занятию прилагается презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« -Третий год воюешь? … И я третий… А в глаза смерти – как Иван! – мы, может, и не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один! – Ребенок!» …Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память - наша совесть. Она, как сила, нам нужна
1.Владимир Осипович Богомолов 1924- 2003 – советский, русский писатель, автор повести «Иван», появившейся в свет в 1957 году. Режиссер Андрей Тарковский по повести «Иван» снял фильм «Иваново детство» 2. Юрий Петрович Воронов - советский поэт, журналист и общественный деятель 3. Строки из стихотворения Воронова «Опять война… опять блокада…» 4. Фото молодого Богомолова. В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт. Был воспитанником полка, может быть, его черты можно узнать в герое его первой повести «Иван». В 1941 году получил первое офицерское звание. Был ранен, награжден. 5. Кадр из фильма «Иваново детство» 6. Группа собирается на задание. Катасонов убит и Холин берет Гальцева на задание. 7. « -Третий год воюешь? … И я третий… А в глаза смерти – как Иван! – мы, может, и не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один! – Ребенок!» 8 . Памятник Владимиру Богомолову . 9. Читая Владимира Богомолова, понимаешь: этому писателю и человеку можно верить. Он говорит о войне с чувством ответственности и боли: «Я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся…» Расскажите о своих прадедах, ветеранах Великой Отечественной войны.
Зятьков Пётр Васильевич (1923-2010)
Бурцев Иван Николаевич (1902 – 1942)
Редькин Михаил Иванович (1914 – 1943)
Рефлексия Продолжите фразу: «Я сегодня на уроке узнал новое…» «Я понял на уроке, что….» «Меня не оставило равнодушным….» - А что особенно запомнилось? -Кто активно работал на уроке?
Предварительный просмотр:
Неурочное учебное занятие. Конференция по повести В.О. Богомолова «Иван» и стихотворению Ю.П. Воронова «Опять война…»
Цели занятия:
- Познакомить учащихся с повестью Богомолова «Иван», ввести в атмосферу описываемых событий, обменяться опытом прочтения;
Задачи занятия:
Образовательная: подвести учеников к осознанию того, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное;
- Развивающая: формировать навыки связной речи, самостоятельности, умения отстаивать свою позицию.
- Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу.
Ход урока:
- Работа в группах над кроссенсом с целью определения темы и цели урока:
- Владимир Осипович Богомолов 1924- 2003 – советский, русский писатель,
автор повести «Иван», появившейся в свет в 1957 году. Режиссер Андрей Тарковский по повести «Иван» снял фильм «Иваново детство»
2. Юрий Петрович Воронов - советский поэт, журналист и общественный деятель
3. Строки из стихотворения Воронова «Опять война… опять блокада…»
4. Фото молодого Богомолова. В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт. Был воспитанником полка, может быть, его черты можно узнать в герое его первой повести «Иван». В 1941 году получил первое офицерское звание. Был ранен, награжден.
5. Кадр из фильма «Иваново детство»
6. Группа собирается на задание. Катасонов убит и Холин берет Гальцева на задание.
7. « -Третий год воюешь? … И я третий… А в глаза смерти – как Иван! – мы, может, и не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один! – Ребенок!»
8. Памятник Владимиру Богомолову .
9. Читая Владимира Богомолова, понимаешь: этому писателю и человеку можно верить. Он говорит о войне с чувством ответственности и боли: «Я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся…» Расскажите о своих прадедах, ветеранах Великой Отечественной войны.
2. Подготовленная ученица читает (Рязанцева Анна)
Опять война,
Опять Блокада, -
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Учитель: Ребята, какова основная мысль стихотворения? Как это стихотворение связано с повестью В.О. Богомолова «Иван»?
- Сообщение ученика о писателе (Бухтояров Дмитрий)
Владимир Осипович Богомолов (03.07. 1926 — 30.12.2003) — русский советский писатель. Родился в крестьянской семье в деревне Кирилловка Московской области.
Отец Владимира Богомолова (по некоторым сведениям — отчим) — Иосиф Савельевич Войтинский (1884—1943), до революции работал юристом (специалист по гражданскому и советскому праву), помощником присяжного поверенного округа в Санкт-Петербургской судебной палате. Мать — Надежда Павловна Тобиас, дочь виленского адвоката, работала машинисткой в московском журнале «Знамя».
До 10 лет В. Богомолов жил у родителей матери в подмосковном посёлке Кириллово. В 1941 году окончил семь классов средней школы.
В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт. Был воспитанником полка, может быть, его черты можно узнать в герое его первой повести «Иван». В 1941 году получил первое офицерское звание. Был ранен, награжден. Прошел путь от рядового до командира взвода разведки, далее исполнял обязанности командира роты, был офицером разведки полка. Служил в армии до 1952 года.
Повесть «Иван», опубликованная в 1958 году в журнале «Знамя», принесла автору признание и успех. Андрей Тарковский по повести снял знаменитый фильм «Иваново детство». Были опубликованы также рассказы о войне «Первая любовь» (1958), «Кладбище под Белостоком», «Сердца моего боль» (1963).
Владимир Богомолов — писатель подчеркнуто одинокого склада. Принципиально не вступал в творческие союзы: ни писателей, ни кинематографистов. Редко давал интервью. Отказывался от любых выступлений. Снимал свое имя в титрах кинофильмов, прекрасно сделанных по его произведениям, даже из-за небольших разногласий с кинорежиссерами.
Ненавидит пустой вымысел, и потому предельно точен в психологических портретах героев, и в деталях военного быта. Потому, очевидно, и пишет очень медленно.
Самое большое и знаменитое его произведение — роман «В августе сорок четвертого…» (второе название — «Момент истины»), законченный в 1973 году. Переиздавался более ста раз, переведен более чем на 30 языков.
3. Анализ содержания повести
1 группа – капитан Холин
-Почему Холин зовет мальчика Иван, а не Ваня?
-Как Холин относится к Ивану?
-Хочет ли Холин усыновить мальчика?
Прочтите данные строки и дайте ответ
Холин однажды говорит такие слова:
Ох, и ночка будет — как на заказ!.. Все же Господь не без милости. Скажи, ты в Бога веруешь?.
-Как вы думаете, почему он спрашивает об этом у Гальцева? Это так важно на войне верить в Бога?
-Верит ли в Бога сам Холин?
- Как погибает Холин?
2 группа- старший лейтенант Гальцев
- Как ведет себя Гальцев при первой встрече с Иваном?
Учитель: давайте мы посмотрим фрагмент фильма (эпизод появления Ивана у Гальцева)
-Кто и как узнает настоящую фамилию Ивана?
- Почему Гальцев не подарил Ивану нож, который ему понравился?
-Как Гальце узнает о гибели юного разведчика?
Учитель: давайте мы посмотрим этот эпизод из фильма
3 группа – командир взвода из разведроты дивизии Катасонов
- Как Катасонов относится к мальчику?
-Как он к нему обращается?
-Кто ждал Ивана с лодкой у Диковки?
-Какой герой по характеру?
-Как погибает Катасонов?
-Почему Холин не говорит Ивану о смерти Катасонова?
4 группа – Иван Бондарев
-Найдите и прочтите описание внешности Ивана
-Что вы знаете о семье Ивана?
- Что пережил мальчик в свои 11 лет?
- Вспомним эпизоды, в которых он просто мальчишка, ваш ровесник.
- Почему он не слушает взрослых?
-Какие награды он имеет?
-Какие слова говорит Холин о его деятельности?
-Вернулся ли Иван из разведки, в которую его отправляли капитан Холин и старший лейтенант Гальцев? Как сложилась судьба мальчика после выполнения этого задания?.
Учитель. Писатель Андрей Жариков говорил: «Мы никогда не привлекали несовершеннолетних для выполнения боевых задач. Не разрешали брать ребят на фронт и строго наказывали командиров, которые нарушали этот запрет, а если уж оказывался парнишка в полку, то оберегали его, по возможности устраивали подальше от опасности».
- А Ивана взрослые оберегали?
-Какое впечатление произвели на вас последние страницы повести?
Давайте найдем и прочитаем, что узнал Гальцев из документов немецкого архива
(ГОР. ЛУНИНЕЦ. 26.12.43 г. СЕКРЕТНО. НАЧАЛЬНИКУ ПОЛЕВОЙ ПОЛИЦИИ ГРУППЫ “ЦЕНТР”...
...21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10–12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи – Клинск. При задержании неизвестный (как установлено, местной жительнице Семиной Марии он назвал себя “Иваном”) оказал яростное сопротивление, прокусил Титкову руку и только при помощи подоспевшего ефрейтора Винц был доставлен в полевую полицию...
...установлено, что “Иван” в течение нескольких суток находился в районе расположения 23-го корпуса... занимался нищенством... ночевал в заброшенной риге и сараях. Руки и пальцы ног у него оказались обмороженными и частично пораженными гангреной...
При обыске “Ивана” были найдены... в карманах носовой платок и 110 (сто десять) оккупационных марок. Никаких вещественных доказательств, уличавших бы его в принадлежности к партизанам или в шпионаже, не обнаружено... Особые приметы: посреди спины, на линии позвоночника, большое родимое пятно, над правой лопаткой — шрам касательного пулевого ранения..
Учитель: Почему повесть заканчивается многоточием? Почему Гальцев ничего не добавил к немецкому документу?
Учитель: - Что же мы можем сделать для тех, кто погиб во время войны и дал возможность родиться нам? Ответить на этот вопрос вам поможет стихотворения Юрия Петровича Воронова.
Учитель: Ребята, я знаю, что ваши прадеды сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Расскажите о них (Щеголева Анна, Бурцева Валерия, Морозова Дарина, Пашков Григорий )
Мой прадедушка, Бурцев Иван Николаевич, родился в 1902 году в с. Лозовое. В 1941 году призван на фронт Верхнемамонским РВК. В то время ему было 40 лет. В годы войны он – рядовой, cанитар. 3 июля 1944 г награждён медалью «За боевые заслуги» . В наградном листе написано: «… За то, что он во время боевых действий добросовестно и заботливо оказывал помощь раненым бойцам. Помимо обязанностей санитара, он готовил пищу и своевременно кормил больных». Он спас жизнь 17 бойцам и офицерам. От имени Президиума ВС СССР был награжден медалью «За отвагу». Медаль «За отвагу» - одна из наиболее почётных советских солдатских наград, является государственной наградой СССР, РФ и Белоруссии.
О военной службе и подвигах моего прадедушки написано в книге заслуженного учителя РФ, краеведа Дмитрия Федоровича Шеншина «Строка в наградном листе»
18 февраля 1945 года Иван Николаевич получил награду за личное мужество, проявленное при исполнении воинского долга. В боевом донесении указано: «…Товарищ Бурцев с апреля 1942 года работает санитаром по оказании первой медицинской помощи и выносу раненых с поля боя.
Мой прадед, Редикин Михаил Иванович, родился в 1914 году в крестьянской семье. До войны работал трактористом и комбайнером. Был призван в Красную Армию. Служил до 1938 года в механизированных войсках. Летом 1941 года получил повестку и ушел на фронт. С фронта присылал письма, был ранен, лечился в госпитале города Сочи. Это был уже 1942 год. Потом письма перестали приходить. Когда война закончилась, домой пришло сообщение, что мой прадед в январе 1943 года пропал без вести на советско-германском фронте.
Мой прадедушка, Маслов Федор Тихонович, уроженец села Нижний Мамон. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны был наводчиком ротных ми нометов 1 стрелковой роты в звании ефрейтора. В 1943 году был награждён медалью «За отвагу». Награду получил за то, что хорошо поддерживал огёнм из миномета нашу атакующую пехоту. За этот бой он уничтожил 2 огневые точки противника. В 1943 году был ранен. После лечения в госпитале был отправлен на службу в тыл.
Мой прадедушка, Зятьков Пётр Васильевич, родился в городе Павловске в 1923 году. Был призван в ряды Краснорй Армии в сентябре 1941 года. Был демобилизован в 1947 году. К началу войны ему было 18 лет. Обучался в городе Татищево Ивановской области парашютному делу. Воевал на Дальнем Востоке. Был артиллеристом, командиром орудия. Воевал с японцами. Прошёл всю войну. Награждён орденом «За победу над Германией», «отличный артиллерист», грамотой Сталина. Вырастил и воспитал 2 сыновей. После войны работал на хлебопекарне. Умер 20 июля 2010 года.
Минута молчания. Звук метронома
Рефлексия по методике «Закончи предложение»
Продолжите фразу:
«Я сегодня на уроке узнал новое…»
«Я понял на уроке, что….»
«Меня не оставило равнодушным….»
- Ребята, вам понравился урок?
- А что особенно запомнилось?
-Кто активно работал на уроке? Давайте оценим работу этих ребят.
Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Какие мысли и чувства вызвал у меня сегодня урок литературы?»
Литература:
- Владимир Богомолов Иван. Зося (сборник) 2016, «Детская литература», серия «Детская литература»
- 2. Владимир Богомолов Сердца моего боль, 1985, «Молодая гвардия»
- А. Анфиногенов и др. Момент истины Владимира Богомолова. Писатель-фронтовик навсегда останется в русской литературе // Литературная газета, № 16, 2005; http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg162005/Polosy/7_1.htm)
- В. Огрызко. В поисках истины // газ. Литературная Россия, № 47. 21.11.2008; http://www.litrossia.ru/2008/47/03469.html)
- Богомолов останется Богомоловым - Комсомольская правда
www.kp.ru › daily
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеурочному занятию по теме "Торцевание".
Презентация по теме торцевание- изготовление букета цветов....
Презентация к внеурочному занятию по математике в 5 классе "Среднее арифметическое"
Разработка внеурочного занятия по ФГОС для учащихся 5-го класса «Среднее арифметическое»...
Конспект и презентация к внеурочному занятию по теме " Транспорт"
Конспект и презентация к внеурочному занятию по теме" Транспорт" для учащихся 2 класса школы 1 вида. Составленны с требованием ФГОС...
Презентация к внеурочному занятию "Лес"
презентация к занятию внеурочной деятельности "Веселая кисточка"...
Конспект и презентация к внеурочному занятию в 4-5 классах "И все с тобой заговорят..."
Разработка внеурочного занятия по курсу Д.З. Арсеньтева "Родной язык - живоносный источник добра и любви". Цель: формирование уважительного отношения к родному языку....
презентация к внеурочному занятию по математике "Введение в логику"
Данная презентация дает представление о науке "Логика",знакомить с именами ученых математиков, основоположников Логики...
Презентация к внеурочному занятию на тему: "Водители, ы обращаемся к вам!"
Презентация была использована к городскому конкурсу по ПДД.Из истории правил дорожного движения...