Занятие по развитию речи и аппликации (комплексное) Тема: "Осенняя рапсодия"
план-конспект на тему

Климова Светлана Львовна

В данном занятии педагог показывает как можно использовать игровые технологии в работе с детьми по подготовке к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования центр детского творчества г. Курганинска

ЗАНЯТИЕ

по развитию речи и аппликации

(комплексное)

ТЕМА:  «Осенняя рапсодия»

Разработала:

Климова С.Л. педагог

дополнительного образования

МАУ ДО ЦДТ г. Курганинска

г. Курганинск

2016г.

Цели:

использование игровых технологий на комплексном занятии по развитию

речи и аппликации.

Задачи:

Образовательные: 

  • закрепить знания детей о времени года, уточнить признаки осени;
  • обогащать словарный запас;
  • знакомить детей со стихами-загадками об осени;
  • ознакомить детей со свойствами материалов, созданием сюжетного изображения на плоскости;
  • закрепить понятие о цвете.

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, координации движений, зрительного восприятия, образного мышления, зрительного внимания;
  • активизация и уточнение словарного запаса, пополнение его прилагательными;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка через восприятие слов-признаков (2-3 слова);
  • закрепление навыков построения предложений в устной речи.

Воспитательные:

  • воспитание интереса у детей к лоскутной пластике;
  • воспитание любви к природе;
  • развитие эстетического вкуса и бережного отношения к труду.

                                           

Материал:

  • лоскутки цветной ткани и накрахмаленной, осенние листочки; трафареты в форме листьев, ножницы, клей;
  • большой лист бумаги, на который будут приклеиваться листочки;
  • сказочный герой-кукла «Старичок-Лесовичок»;
  • музыкально-дидактическая игра «Дождик», дидактическая игра «Собери букет»;
  • картины об осени.

Предварительная работа:

  • занятие по развитию речи на тему «Золотая осень».
  • Рассматривание картины «Осень в лесу».
  • Рисование «Осенние листья», «Береза в осеннем убранстве».
  • Чтение рассказов об осени «Лесные картинки» - И.Соколов-Микитов, «Синичкин календарь» - В.Бианки.
  • Стихи, загадки об осени.
  • Рассматривание ткани на тему «Одежда».

Ход занятия:

Педагог:

Послушайте загадку:

«Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает –

Когда это бывает?»       (Осень)

Дети: Осень!

Педагог:

Да. Вот и к нам пришла осень. Осень удивляет всем. Лес, точно расписной – золотой, багряный. Лист долго кружится. Солнышко бледное. Небо холодное. Птицы улетели в теплые края, день стал короче, дождик моросит.

«Осень! Осыпается весь наш бедный сад.

Листья, пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин».          («Осень», А.Толстой)

«Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Тучи небо кроют,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит»                («Осенью», А.Плещеев)

Выходят двое детей, рассказывают стихотворение-загадку.

  1. Вот художник, так художник!

Все леса позолотил,

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

  1. Красит рыжим, алым, синим,

Разбавляет краску ливнем,

Чтобы вышло разноцветным,

Но совсем не так, как летом.

Отгадать загадку просим

Кто художник этот?                     (Осень).

Педагог:

Осень, какая она?

Дети:

Радостная, грустная, веселая, хмурая, унылая, дождливая.

Педагог:

Что происходит осенью?

Дети:

Деревья и кустарники перекрасились в желтые и красные цвета. Листочки падают на землю, солнце не блестит, дни стали короче, в полях и садах убрали урожай, птицы улетели в теплые края, насекомые спрятались под листочки, в кору.

Педагог:

Какие звуки у Осени?

Дети:

Шуршат листья, не слышно пения птиц, дождь, ветер холодный.

Педагог:

Сегодня к нам из леса пришел Старичок-Лесовичок - добродушный толстячок. Доброта его не имеет границ – он с готовностью отдает себя до конца любой работе.

И вот однажды Старичок-Лесовичок отправился на ярмарку.  А на ярмарке было много цветных платьев, рубашек, нарядных платков, салфеток и много, много всяких вещей из ткани. Лесовичку понравились на ярмарке разноцветные лоскутки, он их купил, а потом растроился. Какой лоскуток ткани самый красивый и почему?

Педагог:

Давайте, ребята, поможем Лесовичку.

Детям раздаются лоскутки ткани разной фактуры и расцветки. Они рассматривают их и рассказывают о своем лоскутке.

Педагог показывает схему-описание ткани.

Картинки по запросу Схема описания ткани в ДОУ

Похожее изображение

  1. Какого цвета лоскуток ткани? (Разноцветный или пестрый, одного цвета – однотонный).
  2. Какая ткань на ощупь? (Толстая – тонкая, гладкая – пушистая, шершавая).

Педагог (знакомит детей с махровой тканью):

Какое настроение у лоскутка? Придумайте «красивые» слова.

 

Дети:

Веселый, нарядный, летний, улыбчивый, грустный, хмурый, - цвет блекнет, серый – незаметный и т.д..

Педагог поочерёдно показывает лоскутки, а дети придумывают слова прилагательные.

Педагог:

Лоскуток бархатный (показывает) – важный, солидный, серьезный.

А если немножко пофантазировать, посмотрев на желтый лоскуток, то увидим, что:

(золотое солнце, желтые листочки, желтый песок, бабочку и т.д.)

Посмотрим на зеленый лоскуток, что увидим:

                               (травку, листочки, ель, лягушку, кузнечика, гусеницу и т.д.)

Посмотрим на голубой лоскуток:

                                 (небо, вода, тучка и т.д.)

Педагог:

Молодцы, ребята, вы много рассказали Старичку-Лесовичку про лоскутки.

Посмотрите, какой красивый у меня лоскуток: яркий, пестрый. Похож на «золотую осень». Давайте представим, что мы оказались на осенней полянке и каждый из нас превратился в листочек.

Музыкально-дидактическая игра «Дождик»:

Нынче дождик не простой,       Дети указательным пальчиком

Нынче дождик золотой             стучат по ладошке.

Он совсем не водяной

Нету тучки ни одной!                Дети поднимают руки вверх и

                                                    разводят их в стороны.

Листопад, листопад,                 Поднимают руки вверх и качают  

Листья по ветру летят!             руками вправо-влево, опуская вниз.

Шумный ветер налетел,          Делают волнообразные движения руками

Он деревья все раздел.            перед собой и бегут по кругу.

Дидактическая игра «Собери красивый букет из листьев»

Дети вместе с «Лесовичком» собирают букеты из осенних листьев.

Старичок-Лесовичок:

Какие красивые у вас получились букеты.

Старичок-Лесовичок:

Купил я на ярмарке ткань. Из них нужно вырезать разные листочки. Помогите мне сделать из этих листочков красивый ковер.

Дети выбирают лоскутки цветной ткани. С помощью карандаша и трафарета наносят силует листа на ткань, затем вырезают лист и наклеивают его на бумагу.  Получается осенний лес. Работа выполняется под музыку.

Педагог:

Посмотрите, как у нас ожил осенний ковер. Он похож на осенний лес.

Старичок-Лесовичок:

Спасибо, ребята, что у вас такие «умелые ручки». Вы сделали такой красивый ковер.

А это вам – дары леса. До свидания, ребята, я ухожу в свой волшебный лес.

Старичок-Лесовичок дарит детям яблоки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте ПТИЧЬИ ТАРАТОРКИ

Конспект комплексного  логопедического занятия по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе....

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и лепке в старшей группе

Программное содержание:1.        Закреплять  составление  повествовательного рассказа  по сюжетной картине, используя вречи простые распространен...

Комплексное занятие по развитию речи и сенсорике"Лиса и заяц".

Занятие по развитию речи и сенсорике для детей с развитием до 2 лет. Используются в занятии: пальчиковые краски, куклы би-ба-бо. Присутствие музыкальной паузы, дает ребенку раслабится и настроится на ...

Комплексное занятие по развитию речи во 2й младшей группе на тему «Кошка с котятами».

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе....

Конспект открытого комплексного занятия по развитию речи "В гости к кукле Кате"

Цели: Развить монологическую и диалогическую связную речь; продолжать развивать интерес к лепке, поддерживать желание изображать предмет; развивать мелкую моторику рук; закрепить желание и готовность ...

Конспект логопедического занятия по развитию речи (вводного типа) в старшей группе на тему: «Осень».

Задачи: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, учить правильно образовывать сущ. в Р. п.;расширение и активизация словарного запаса. Развитие зрительного восприятия...

Развитие связной речи на примере лексической темы "Осень"

Обучающий семинар для родителей младших школьников, в котором дается представление о лексической теме как способе активизации словаря, показано применение речевого материала лексической темы....