Элементы экологии в кружевоплетении на коклюшках и вышивке
план-конспект занятия (7 класс) на тему
В открытом уроке по дополнительному образоваию на тему "Элементы экологии в кружевоплетении на коклюшках и вышивке", преподаватели акцентрую внимание на том какие материалы используются при выполнении работ по кружевоплетению на коклюшках и вышивке, а также продолжают формировать у детей навыки в анализе образца, планировании и контроле при выполнении своей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элементы экологии в кружевоплетении на коклюшках и вышивке | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое образовательное учреждение
Ростовской области
«Таганрогская санаторная школа-интернат»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Элементы экологии
в кружевоплетении на коклюшках и вышивке»
Преподаватели: Сазоненко Е.А.
Галустян С.Н.
г. Таганрог
2017 год
Разработка открытого занятия
по кружевоплетению и вышивке
«Элементы экологии в кружевоплетении на коклюшках и вышивке»
План – конспект
открытого занятия по кружевоплетению на коклюшках и вышивке
преподаватели: Сазоненко Е.А.
Галустян С.Н.
Место проведения: ГКОУ РО «Таганрогская санаторная школа-интернат», интерактивный кабинет
Дата проведения: 20.04.2017г.
Тип занятия: открытое
Форма работы: индивидуальная
Тема: Элементы экологии в кружевоплетении на коклюшках и вышивке
Цель занятия: ознакомить с натуральными материалами, применяемыми в изготовлении кружевных и вышитых изделий.
Задачи:
Образовательные
Формировать представления о экологичности материалов, применяемых в изготовлении кружевных и вышитых изделий.
Познакомить с технологией изготовления салфетки круглой с кружевным краем и вышивкой
Продолжать формировать у детей навыки в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы.
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к материалам.
Развивать эмоциональную отзывчивость.
Развивать коммуникативные навыки.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие
Совершенствование сенсорной сферы
развитие образного логического мышления
развитие его пространственных представлений
развитие конструкторских и творческих способностей
развитие памяти, воображения, внимания и речи
Оборудование: образец изделия, инструменты (ножницы, иглы, пяльцы, подставки, барабаны, сколки, коклюшки, крючки)
Материалы: нитки и ткани льняные, хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные.
План занятия:
I. Орг. момент
II. Сообщение темы, постановка цели
III. Подготовка рабочего места
IV. Предварительная подготовка к практической работе
-Анализ конструкций образца
-Анализ технологии выполнения изделия
V. Итог занятия
Ход занятия
Орг. момент
-Здравствуйте! Как вы настроены на предстоящую работу?
-Рядом друг с другом вы садитесь
И друг другу улыбнитесь!
Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом.
Молодцы!
Сейчас я хочу представить вашему вниманию презентацию ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Элементы экологии в кружевоплетении на коклюшках и вышивке».
Сообщение темы, постановка цели
- Одной из основных проблем человечества является экология нашей планеты. Во всем мире проводятся различные мероприятия по экологической тематике. В нашей стране 2017 год по указу президента В.В. Путина объявлен годом экологии.
В последнее время люди стали задумываться о том, что мы едим, чем мы дышим, какие предметы нас окружают и что мы носим на нашем теле. С развитием промышленности стали развиваться различные сложные производства. В металлургической промышленности у человека появились возможности делать различные приспособления, такие как иглы и булавки, что дало толчок для развития более сложных видов рукоделия, таких как вышивка и кружевоплетение на коклюшках.
Вышивка возникла в те самые незапамятные времена, когда один из первобытных людей сделал первый стежок. С тех пор она стала неотъемлемой частью жизни человека. Первые вышитые рисунки были весьма непривлекательными. Но стремление к совершенству исправило эти недостатки, явив миру вышивку гладью. В музеях хранятся изделия, вышитые этим способом, которым уже более 2 тысяч лет. По сей день гладь сохраняет свою актуальность.
На Руси мастерицы активно использовали приемы вышивки, которые применяются и в современном мире. Это говорит о высоком уровне развития этого искусства. Рисунки, которые вышивались на рубахах, скатертях, шторах наделялись сакраментальными свойствами. Некоторые области создавали свой уникальный и неповторимый способ вышивания.
Вышивальщицы в своих работах использовали цветочные и животные мотивы. С годами сознание человека стало изменяться и работы вышивальщиц стали более сложными. Вышивка в одежде перестала нести только обереговый смысл. Она стала более художественная, сложная и стала выполнять эстетическое предназначение. Вышитые изделия стали применять и в быту. Простота растительных мотивов позволяла создавать более художественно значимые изделия, такие как панно и картины. Вышивка стала объемной. В ней стали примять различные материалы, шерсть, шелк, хлопок. Вышивать стали не только нитками, но и лентами, бисером и полудрагоценными камнями.
Что мы можем понимать под словом «кружево»? Оно имеет два разных значения. Одно из них происходит от слова «окружать»; им в России определялись самые разные отделки в виде койм на подолах, полах и рукавах одежды. В другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие — самостоятельный вид украшения одежды или предметов убранства, и вероятно, оно имеет тот же корень.
В понятие «кружево» включается три различных вида техники: шитое иглой, плетеное на коклюшках, и вязаное на прутках и крючком. Кружевом могут считаться только два первых — шитое и плетеное. Третий представляет другой технический вид — вязку, лишь в некоторых моментах грубо имитирующую плетение. Игольное шитое кружево в России не исполнялось, а плетеное кружево, наоборот, достигло широкого развития, превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства.
Кружево — искусство европейское. Когда оно появилось? Без применения металлических булавок сложные и тонкие изделия выполнить невозможно, а булавки стали известны с середины XVI века, вероятно, с этим временем и следует связывать его возникновение. От второй половины XVI столетия сохранились многочисленные памятники плетеного кружева. Тогда и появился термин, обозначающий кружево в языках разных стран, которые до сих пор оспаривают друг у друга называться родиной кружева.
Именно с развитием коклюшечного кружева связано все разнообразие типов, известных по местам их создания: «брюссельское», «малин», «валансьен». Творческие находки русских мастериц настолько самобытны, что вошли в общую историю культуры под названием «русское кружево». Воспринятое из Западной Европы в XVII веке, русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству. В XVIII веке уже можно говорить о проявлении ярких особенностей, характерных для отдельных мест его производства, таких как Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и других.
Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.
- Сегодня тема нашего занятия: Элементы экологии в декоративно-прикладном творчестве кружевоплетении на коклюшках и вышивке.
Основная часть: У большинства насекомых есть крылья. Скажите, а для чего насекомым крылья? (чтобы перемещаться с одного места а другое). Да, они перемещаются с помощью крыльев, но у них так же есть и лапки, значит они могут ещё и бегать, а ещё – прыгать. Какое насекомое ловчее всех прыгает? (кузнечик). Ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой? (нет). Почему? (могут укусить, ужалить). Они не могут жить дома. Насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они маленькие. У них так много врагов.
- Вам понравилась презентация? Что нового вы узнали?
Молодцы!
-А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить физ. минутку на расслабление:
IV. Предварительная подготовка к практической работе
- Итак, мы с вами уже давно познакомились с техникой вышивки и кружевоплетения на коклюшках. Узнали о их происхождении. Как вы думаете какие натуральные экологически чистые материалы мы используем в создании кружевных и вышитых изделий?
Ответ ученика:
Для создания кружевных и вышитых изделий используют натуральный и отбелённый лен, шелк и хлопок.
Анализ конструкций образца
- Давайте вспомним, что мы с вами узнали нового о кружеве и вышивке. Какие элементы в основном используют в вышивке и кружеве?
- Теперь обратите внимание на образец. Как сочетается вышивка и кружево?
Анализ технологии выполнения изделия
- Сейчас мы продолжим работу над салфеткой «Весна». В данной салфетке мы продолжаем отрабатывать основные элементы в кружевоплетении на коклюшках и вышивке. Девочки, вы помните какие это элементы?
Ответ ученика №1
Для изготовления вышивки мы используем тамбурный шов в цветке и гладевой шов в листике.
Ответ ученика №2.
Для выплетания оплёта нашей салфетки мы используем 4 основных элемента из 5. Это плетешок, полотнянка обыкновенная с перевивом боковых пар и насновка, а также дополнительный элемент для украшения плетешков отвивную петельку.
Практическая часть занятия.
- Для того чтобы приступить к практической части нашего занятия мы должны с вами вспомнить о правилах работы с ножницами и другими острыми предметами.
«иглы, ножницы, ножи колют больно как ежи!»
- Теперь проверьте готовность к практической части занятия
Какие материалы и оборудование потребуются для выполнения нашей салфетки?
Девочки, что вам нужно для вышивки?
Ответ ученика
Нам нужны ножницы, иголки, запяленые салфетки и нитки.
А для выполнения оплёта салфетки?
Ответ ученика
Нам понадобятся подставки, барабаны, коклюшки с нитками, иглы-гвоздики, портняжные булавки, крючки и сколки.
Правильно, особенно хочу обратить ваше внимание к булавкам. Они относятся к вспомогательным материалам. Лучше использовать булавки-гвоздики, их называют канцелярские, найти их можно в магазинах канцтоваров и в магазинах рукоделия. Некоторые кружевницы используют булавки с круглыми головками, но это очень неудобно. Нитки зацепляются за торчащие шарики, шарики прикрывают те перевивы, которые находятся вокруг этих булавок и можно просто не заметить слабое натяжение нитей, что конечно же отразиться на качестве будущего изделия. Учиться плести качественно надо с первых элементов, не откладывая на потом, пока формируются и нарабатываются навыки плетения. Новые булавки перед началом работы, как говорят у кружевниц, — надо пропустить через подушку. Что это значит? Наколите булавки в подушку около прикреплённого сколка, тем самым Вы их почистите и не запачкаете остатками технической грязи кружево.
- Теперь мы можем приступить к работе.
(во время практической части идет видео ряд кружевных и вышитых изделий, звучит спокойная музыка)
Итог занятия.
- Чем мы сегодня с вами занимались? Что нового узнали? Молодцы! Вы сегодня все очень хорошо поработали.
Уборка рабочего места
- Вколите иголки в свою салфетку. Вложите все свои крючки под сколок, по-одному выкиньте мусор в корзину.
Литература и интернет ресурсы:
- И.Е. Белозерова, Л.Н. Костромова. Салфетки, цветное кружево, плетенное на коклюшках. РИПОЛ классик. М. 2007;
- http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/vologodskoe-kruzhevo.html
- http://vishivkashop.com.ua/index.php?route=record/record&record_id=69
- https://krujevniza-masteriza.ru/material/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по химии с элементами экологии
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС нового поколения. подроно указаны количество часов на каждую тему, виды самостоятельных работ , опытов, демонстраций....
Элементы экологии в исследовательской деятельности школьников
Применение элементов экологического образования в исследовательской деятельности является позитивным моментом обучения. Данный материал может быть интересен как педагогам,так и учащимся....
Интегрированный урок по математике в 5 классе ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ с элементами экологии
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, Н.И. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2006. Разработка представляет собой урок-закрепление умений и навык...
Элективный курс по физике"Физика с элементами экологии"
Предлагаемый курс рассчитан на учащихся девятых классов.Освоение данного курса рассчитано на 17 часов,из них два часа-резервное время.Знание курса приведет к расширению и повышению качества знаний,фор...
Вводное занятие на тему: кружевоплетение на коклюшках По программе « Вологодское кружево»
Целью данной презентации является наглядно ознакомить учащихся творческого объединения с кружевоплетением на коклюшках, с историей и современностью кружева, с инструментом и приспособлениями, а также ...
Тема: «Декоративно – прикладное творчество. Кружевоплетение на коклюшках».
Кружевоплетение исстари было одним из видов женского рукоделия. В Россию этот вид рукоделия проник в конце 17 века, и являлось украшением одежды высшей знати. Основным материалом для изготовления круж...