Тема: «Декоративно – прикладное творчество. Кружевоплетение на коклюшках».
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Абрамова Тамара Васильевна

Кружевоплетение исстари было одним из видов женского рукоделия. В Россию этот вид рукоделия проник в конце 17 века, и являлось украшением одежды высшей знати. Основным материалом для изготовления кружева в то время служила тонкая серебряная и золотая нити. Кружево плели без заранее приготовленного рисунка, по числу переплетения нитей орнамент был геометрическим, несложным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc80.5 КБ
Файл valyanie_.pptx523.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по технологии

 Предмет: Технология. Технологии ведения дома

Класс: 6 

Раздел программы №4: «Художественные ремесла».

Тема: «Декоративно – прикладное творчество. Кружевоплетение на коклюшках».

Цель урока:  Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного  кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка по средствам вязания крючком.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать стремление  к углублению знаний по теме «Декоративно – прикладное творчество, кружевоплетение на коклюшках», ознакомить учащихся с материалами, инструментами и приспособлениями при плетенинии на коклюшках, организацией рабочего места, условными обозначениями, схемами для выплетания узоров, технологией плетения кружева; сформировать умения плетения на коклюшках основных элементов и чтение сколка.
  •  Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.
  • Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.
  • Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку.
  • Предметные: общее представление о материалах, инструментах и приспособлениях приплетении на коклюшках; формирование умений выплетания различных мотивов , умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности.

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Методы ведения урока:  ИКТ, рассказ; беседа; индивидуальная практическая работа; демонстрация наглядных пособий, работа с учебником, тетрадью.

Форма урока: групповая, индивидуальная.

Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самоанализ.

Средства обучения:

  • Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;
  • Выставка-Презентация: «Кружевоплетение».

Наглядные пособия: образцы готовых изделий, различных видов. 

Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка.

Предмет, класс, тема

Методы обучения

Тип урока

Планируемые результаты освоения содержания урока

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Личностные

Метапредметные

Предметные

Предмет: «Технология. Технологии ведения дома»,

6 класс

Раздел: программы: «Художественные ремесла» (8 ч.)

Тема: «Декоративно – прикладное творчество.  (1ч.)

Продолжительность урока 

– 45 мин.

Словесные, наглядные, практические, частично - поисковый

Урок обще

Методоло

гической направлен

ности

- Развитие готовности к самостоятельным действиям

- Реализация творческого потенциала в предметно-практической деятельности;

- Проявление технико-технологического и экономического мышления

- Установление связей и значимости данного вида деятельности;

- умение мотивировать свою деятельность;

- осознание своих возможностей;

- проявление интереса к новому содержанию;

- осознание ответственности за качество своей деятельности

Познавательные 

- Умение извлекать необходимую информацию из различных текстов;

- самостоятель-ное решение творческих задач;

- выбор способа выполнения задания, аккумулирование нужной информации;

- умение строить логическую цепочку рассуждений;

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Регулятивные 

- Составление плана действий и применение его для решения творческих задач;

- прогнозирова-ние результата труда;

- умение осуществлять самооценку и взаимооценку;

- ответственное отношение к практической деятельности

Коммуникативные 

- Умение осуществлять учебное сотрудничество;

- Умение слышать одноклассников, учителя, понимать точку зрения другого;

- умение выражать свое мнение, аргументировать, участвовать в коллективном обсуждении;

- умение вести диалоговую беседу

- Понимание и определение понятий: «Декоративно-прикладное творчество», «Техника кружевоплетения»;

-Знания о способах плетения на коклюшках, видах инструментов и материалов при плетении на коклюшках;

- умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам и темам для решения практических  учебных задач;

- умение применять знания в практической деятельности;

- овладение способами эстетического оформления изделия

Работа в группах

Работа с текстом

Ведение диалога, объяснение

Выполнение практической работы (индивидуальная работа)

Оборудование:  мультимедийный проектор;

- экран;

- компьютер;

Выставка-Презентация:изделия в технике кружевоплетение на коклюшках

- «Кружевоплетение»

Наглядные пособия: инструкционно-технологическая карта №1

по выполнению практической работы

- учебник

- рабочая тетрадь

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный

    (2 минуты)

- Организует начало учебной деятельности;

- проверяет готовность учащихся к уроку;

- создает эмоциональный настрой на совместную работу

- Готовятся к уроку;

- погружаются в благоприятную атмосферу

Личностные:

- эмоциональный настрой на урок;

- самомотивация, самоорганизация.

Регулятивные:

- способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке

2. Актуализация  

        знаний

   (10 минут)

- Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.

Сейчас мы повторим материал прошлых занятий, а заодно узнаем тему сегодняшнего урока.

На предыдущих уроках мы с вами выполняли проект «Изготовление туники». Давайте вспомним, какие бывают виды отделки швейных изделий?

А как вы думаете, какие виды отделки можно применить на ваших изделиях?

- Организует побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала.

Различные-вышивка, апликация, кружево…

Ответьте на вопросы:

- Что такое декоративно – прикладное  творчество,  и на какие виды оно делится?

- Где можно применять произведения декоративно – прикладного искусства?

 - Какое впечатление производит на вас тот или иной предмет народного творчества?

- Формулирует вместе  с учащимися тему и цель урока.

- Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока.

- Определяют тематику новых знаний.

Личностные:

- Активное погружение в тему;

- умение осознавать значимость поставленных учебных задач;

- мотивация к учебной деятельности;

Регулятивные:

- умение поставить учебную цель.

- определять тематику новых знаний.

Познавательные:

- Умение анализировать, структурировать знания;

- умение выделять и формулировать задачи.

Коммуникативные:

- Умение выражать свои мысли в устной форме.

Предметные:

- Закрепление знаний  по предыдущим темам.

3. Введение новых  

        знаний

    (20 минут)

- Сообщает новые знания;

Сообщение учеников о своем виде творчества с его демонстрацией.

 Учитель обобщает выступление учеников и рассказывает о виде творчества «Кружевоплетение на коклюшках»,организует работу в группах.

- мотивирует учащихся на совместную деятельность;

- нацеливает на активную работу всех учащихся;

- формулирует задание.

 Создание сколка.

Учащиеся отрисовывают часть сколка.

Подготовка инструмента к работе.

Наматывание ниток на коклюшки.

Техника плетения.

Показ движения плетения.

- Фиксируют в тетради основные понятия

- Слушают выступающего

-Слушаю задание учителя

-Фиксируют в тетради основные понятия

Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию;

- осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению;

Регулятивные:

- умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- умение работать с различными источниками информации;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний;

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации;

- умение выражать свои мысли в устной форме;

- умение выступать перед аудиторией.

Предметные:

- умение давать определения новым понятиям темы;

 4. Физкультминутка

(3 минут)

- Показывает физические упражнения,

 - создает условия для снятия переутомления у учащихся.

Гимнастика для глаз.

1. Исходное положение -  сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), 8 – 12 раз.

2. Исходное положение -  сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 – 10 раз.

3. Исходное положение -  сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении, 4 - 6 раз.

4. Исходное положение -  сидя на стуле. Выполнить четыре моргания в течение 15 – 30 секунд.

Подтягивание.

1. Исходное положение -  стоя, руки опущены. На раз - руки поднять вверх, потянуться; на два – вернуться в исходное положение. Повторить 4- 6 раз.

Полуприседания.

2. Исходное положение -  стоя, ноги вместе, руки на поясе. На раз - присесть на носках или всей стопе, на два – вернуться в исходное положение.

- Выполняют физические упражнения.

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни

5. Первичное закрепление нового материала

(5 минут)

- Актуализирует полученные на уроке новые знания;

- предлагает ответить на вопросы:

1. Почему, несмотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на кружевные изделия?

2.  Какие простейшие изделия для дома вы уже можете сплести самостоятельно?

3. Покажите, как можно схематично изобразить рисунок – сколок.

4. Где можно применять произведения декоративно – прикладного искусства?

- Слушают учителя;

- обобщают новые знания.

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи.

6. Практическая работа (15 минут)

- Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:

- напоминает о правильной организации рабочего места и ТБ;

- Сообщает учащимся название практической работы;

- Разъясняет задачи практической работы;

- Демонстрирует  основные приемы  навития ниток на коклюшки.

- Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы.

 - Акцентирует внимание на технологических картах

  В процессе выполнения  практической работы учитель делает целевые обходы:

-Осуществляет контроль  правильности выполнения приемов;

- Осуществляет контроль  выполнения  объема   и качество работы,

-  Осуществляет контроль  соблюдения правил безопасной работы;

- оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.

2. - Проводит заключительный инструктаж. (5 минут)

3. - Анализирует выполнение самостоятельной работы. (3 минуты)

      Целью нашего урока было ознакомление с подготовительными работами при плетении кружева, это правильное наматывание ниток на коклюшки, проверка правильности.

Создание сколка кружева.

3. Выставление оценок.

(2 минуты)

- Организуют рабочее место;

- повторяют правила безопасной работы;

- выполняют создание сколка, наматывание ниток на коклюшки,

- готовят необходимые для выполнения практической работы материалы;

- выполняют практическую работу: «Технология плетания на коклюшках».

- Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения.

Личностные:

- осознание своих возможностей;

- мотивация на творческую деятельность;

- осознание ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность;

- умение осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

- умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы;

- умение соблюдать трудовую дисциплину;

- умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления;

- умение обосновывать критерии качества конечного результата.

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:

- закрепление полученных  знаний на уроке;

- применение новых знаний на практике.

7. Рефлексия

(3 минуты)

- Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока;

- Мне понравилось на уроке…

- Мне не понравилось на уроке…

- Легко ли для вас давалось освоение техники наматывания ниток на коклюшки, отрисовывание сколка?

- Что ещё хотелось бы узнать?

- дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке.

- Проводят самооценку – выставка работ учащихся;

- оценивают работу одноклассников.

Личностные:

- умение провести самооценку.

Регулятивные:

- умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

Коммуникативные:

- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников.

8. Домашнее    

      задание

  (2 минуты)

- Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку:

- Принести нитки, коклюшки, сколок.

Рекомендация учителя: выполнить наматывание ниток на коклюшки.

- Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание;

- записывают домашнее задание в дневник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валяние Ева Вергасова 6а

Слайд 2

Валяние шерсти , англиц . фелтинг (от англ. felt «войлок, фильц , набивание») — особая техника рукоделия , в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке , объёмные игрушки, панно , декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок ).

Слайд 3

История валяния Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных для изготовления одежды В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока. В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна. Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Слайд 4

Материалы для валяния Иглы для сухого валяния Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом . Расходные материалы — шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости. Для изготовления изделий из шерсти может также применяться сливер , синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органза , различные декоративные нити и волокно . При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы. Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме для стирки.

Слайд 5

Техника сухого валяния Материал накладываем на поролон, спутываем при помощи иголки. Основу поделки иногда изготавливают из синтепона , покрывая ее сверху шерстью. При работе с иглами стоит проявить максимум аккуратности, потому что они острые. Иглу надо держать перпендикулярно поделке. Процесс создания любой вещи из фетра начинается с использования толстой иглы, которая постепенно меняется на тонкую. Изъяны в виде неровностей на художественном предмете сглаживаются с применением дополнительного сырья. Сухой фелтинг – это объемные сувениры (значки, брелоки), аксессуары (кошелек, сумка, переплеты для книг), пальто из валяной шерсти, шапки, валенки и так далее.

Слайд 6

Мокрое валяние 1.Расстилаем клеенку на полу или другой удобной ровной поверхности. Сверху кладем марлю. 2.Затем выкладываем основу, на нее фон и выбранный рисунок. 3.Нитки накладываются крестообразно, полосками. Следим, чтобы в полотне не оставалось дырок, а слои материала ложились перпендикулярно. Их толщина должна быть одинаковой. 4.Когда материал уже разложен в соответствии с чертежом, нужно побрызгать на ноге водой, прикрыть тканью из капрона и смазать мыльным раствором. Лишнюю жидкость убираем бумажной салфеткой. 5.Следующий этап – валяние из шерсти картины, панно, игрушки или бижутерии (брошь, бусы). Мокрый фелтинг любого изделия заключается в том, чтобы ткань тереть вручную в разные стороны.

Слайд 7

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Декоративно – прикладное творчество как средство социализации детей – инвалидов с использованием информационных технологий

«Декоративно-прикладное творчество  как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья с использованием информационных технологий»    Инвалидность у детей опред...

Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе I вида Тема: «Декоративно-прикладное творчество Кубани. Беседа»

Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе I видаТема: «Декоративно-прикладное творчество Кубани. Беседа»...

Тема: Декоративно - прикладное творчество. Занятие « Весенний букет».

Занятие разработано  для группы  учащихся 5 классов коррекционной школы I вида.В данном конспекте  отражено направление  профессионального-самоопределение учащихся...

Тема: Декоративно - прикладное творчество. Оформление панно: « Снегирей на ветках стайка»

Занятие разработано для  учащихся  5-х  классов коррекционной школы I вида. Панно « Снегирей на ветках стайка» из серии « Времена года»  - это объёмная   декора...

разработка урока по теме: Декоративно-прикладное творчество. Лоскутное шитье", 5 класс ФГОС

Урок для 5 класс из раздела "Декоративно- прикладное творчество"...

Разработка урока по теме "Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком."

Тема из раздела "Декоративно-прикладное творчество" 6 класс ФГОС...