Дополнительная образовательная программа Кружок «Швейное дело»
рабочая программа (10 класс) на тему
Программа содержит учебно – тематический план кружка «Швейное дело», содержание занятий, методы обучения, формы контроля, материально-техническое оснащение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4kruzhok_shveynoe_delo_novyy.docx | 40.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Городецкий губернский колледж»
Дополнительная образовательная программа
Кружок «Швейное дело»
(Возраст детей-с 15 лет-18 лет
срок реализации-240 часов)
Автор программы
Крамскова А.Д.,
педагог дополнительного
образования
г. Городец
2016 г.
Учебно – тематический план
кружка «Швейное дело»
Разделы темы | Всего часов | В том числе | контроль | |
теорит | практ | |||
Вводное занятие | 6 | 5 | 1 | |
Изготовление поделок из тканей | 20 | 5 | 15 | |
Шторы | 14 | 3 | 11 | |
Вышивка на ткани крестом | 48 | 6 | 40 | |
Вышивка лентами на ткани | 16 | 3 | 15 | |
Цветы и поделки из ткани | 34 | 4 | 30 | |
Столовое белье | 8 | 2 | 6 | |
Диванные подушки | 24 | 4 | 20 | |
Пэчворк-особый вид шитья | 42 | 6 | 36 | |
Канзаши | 28 | 3 | 25 | |
итого | 240 | 51 | 189 |
Тема №1 Вводное занятие
Основные теоретические сведения.
Содержание программы кружка, правила поведения в кабинете. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля. Экскурсия в выставочный зал.
. Тема №2. Изготовление поделок из тканей.
Поделки из ткани их назначение. Оборудование, инструменты и приспособления для шитья: материалы, подбор тканей и фурнитуры для поделок. Лекала различных поделок. Способы их изготовления проверка знаний по ручным и машинным работам.
Тема №3 Шторы
Значение штор в интерьере. Фасон, цвет штор .Штанги и карнизы. Замер окон.
Практические занятия
Раскрой и пошив штор из шелка и органзы; техника кроя, изготовление ассиметричной шторы и шторы для кухни
Тема №4 Вышивка на ткани крестом
Основные теоретические сведения.
Основные приемы вышивания
Технология выполнения свободных швов: шов “вперед иголку”, шов “строчка”, шов “за иголку”, “стебельчатый” шов, “тамбурный шов” и его варианты. Технология выполнения счетных швов: шов “роспись”, шов “козлик”, шов “косичка”, счетная гладь, зигзаг (словацкий шов), гобеленовый шов, крест с горизонтальными стежками на изнанке, крест с вертикальными стежками на изнанке. крест простой – редкий..Вышивка тесьмой в современном мире моды. Вышивка атласными лентами. Другие виды вышивок, их использование. Полезные советы. Расход материала. Оформление края изделия.
Практические занятия :выполнение вышивки по орнаменту.
Тема №5 Вышивка лентами на ткани
Вышивка лентами цветов, картин – занятие которое развивает моторику и помогает расслабиться.
Основные теоретические знания. Подготовительный этап вышивки. Материалы и инструменты для вышивки: атласные и шелковые ленты, ткани, иглы, пяльцы. Выполнение простых стежков ,подбор рисунков, перевод рисунков на ткань.
Тема №6 Цветы и поделки из ткани
Цветы и поделки из ткани. Ткани для изготовления .
Практические занятия: декоративные цветы, подвески из лент, тюльпаны из фетра, шляпки из картона и ткани, игрушки из ткани, цветы из кружков, ангелочки из лент ,бабочка из ткани, пасхальные корзиночки, поделки из пуговиц ,аппликации, куклы примитивы, елки из ткани.
Тема №7 Столовое белье
История столового белья. Дорожки, салфетки.
Изготовление дорожек, салфеток
Тема №8 Диванные подушки
Диванные подушки и их характеристика. Детские подушки и их разновидности.
Изготовление диванных подушек с аппликацией, вышивкой
Тема №9 Пэчворк – особый вид шитья .
Основные теоретические сведения.
Законы и правила орнаментной композиции. Составление узора квадратов и треугольников. Изготовление шаблонов. Подбор материалов. Раскрой лоскутных деталей. Пошив узора.
Практические занятия:
изготовление прихватки, различных техник «витражи», «русский квадрат», «пуфики» и др.
Тема №10 Канзаши.
Канзаши -украшения для волос. История возникновения канзаши.
Изготовление заколок ,брошей, ободков.
Методы обучения
- Лекции
- Беседы
- Практические занятия
- Демонстрация образцов узлов и изделий.
Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность кружковцев на практических занятиях:
1. Объяснение. Этап теоретического осмысления работы.
2. Показ. Этап инструктажа.
3. Проба. Этап, на котором два-три кружковца выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством педагога делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.
4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особенное внимание уделяет тем кружковцам, которые плохо справляются с заданием.
5. Контроль. На этом этапе работы кружковцев принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.
Практический метод лучше других способствует приучению обучаемых к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).
Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Дополнительный инструктаж проводится с кружковцами, не усвоившими задание. Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия, при этом демонстрируются лучшие образцы, отмечаются характерные недостатки и указываются типичные ошибки. Во всех случаях необходимо обращать внимание на форму изделия, цветовые сочетания, на применение изделия в быту.
Ожидаемые результаты.
Планируемые результаты по программе внеурочной деятельности “Швейное дело” будут трех уровней.
Первый уровень результатов:
– знания – название и назначение материалов; название назначение ручных инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены;
– умения – правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;
– личностное развитие (воспитание) – приобретение учащимися социальных знаний, обогащение своего опыта трудовой деятельности.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своим педагогом, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Формы работы: сообщение информации о материалах и инструментах, показ действия, беседы, экскурсии.
Второй уровень результатов:
– знания – приемы выполнения работы; средства для достижения результата;
– умения – анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим картам, вносить коррективы;
– личностное развитие – формирование позитивных отношений учащегося к базовым ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия обучаемого с другими сверстниками на уровне колледжа ,района ,области.
Именно в такой близкой социальной среде ученик получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Формы работы: КТД, работа в группе и в паре.
Третий уровень результатов:
– знания – самостоятельное выполнение работы; составления алгоритма деятельности;
– умения – самостоятельное моделирование и изготовление изделий ; составление алгоритма деятельности;
– личностное развитие – получение учащегося опыта самостоятельного социального действия.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки творческих работ на базе школы и района. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.
Прогнозируемые результаты для всех групп учащихся:
По окончании курса обучения воспитанники должны знать:
- историю возникновения швейного дела ;
- инструменты и материалы для ручных и машинных работ;
- технологию изготовления шейных изделий ;
- охрану труда, санитарно-гигиенические требования.
Должны уметь:
- составлять план последовательности выполнения работы;
- выполнять и использовать в изготовлении швейных изделий простейшие швы;
- оформлять образец и изделие.
Должны владеть:
- навыками работы с инструментами;
- навыками подбора ниток, игл и ткани;
- навыком выполнения ручных, машинных швов.
Формы и виды контроля.
В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:
№ | Виды контроля | Цель организации контроля | Формы организации контроля |
1. | Предварительное выявление уровня знаний и умений. | Выявление знаний, умений и навыков учащихся по курсу, который они будут изучать | Индивидуальный устный контроль |
2. | Текущий контроль | Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. | Устный фронтальный контроль |
3. | Тематический контроль | Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизации знаний учащихся | Комбинированный контроль |
4. | Итоговый контроль | Проводится по окончании каждого года обучения с целью выявления уровня знаний учащихся | Индивидуальный контроль |
В процессе реализации программы учитываются следующие критерии оценок успешного её освоения:
Почти каждая тема завершается подведением итогов по данной теме. Это могут быть конкурсы, выставки.
При оценке готовых изделий необходимо обращать внимание на:
- оригинальность;
- степень проявления мастерства, технологически верное исполнение, аккуратность, качественное выполнение работы.
5.Формы проведения занятий .
Формы реализации - теоретические и практические занятия.
Режим работы:
Понедельник, среда, пятница-1 час 45мин
Промежуточная аттестация по итогам года имеет следующую форму : конкурс лучший по профессии ,участие в выставках.
Прогностичность : учащиеся в дальнейшем могут использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни ,развивать моторику рук.
6.Результаты обучения
По окончании курса учащиеся должны знать:
1.Правила техники безопасности при выполнении ручных и машинных работ.
2.Последовательность операций при раскрое и пошиве и вышивке изделий.
3.Назначение и виды машинных и ручных строчек
Уметь:
1.Выполнять работы по выбору ткани.
3.Работать на стачивающей машине.
4.Правильно производить влажно-тепловую обработку.
5.переводить рисунки на ткань.
6.Выполнять обработку изделий согласно технологической последователь - ности.
7.Материально-методическое обеспечение
-швейные стачивающие машины
-столы для ручных работ
-утюг
-гладильная доска
-стол для раскроя тканей
-парты
-стулья
-шкафы для хранения тканей
-ткани для пошива образцов и изделий
-различная фурнитура
-пяльцы
Методические указания
На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.
Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Учащиеся учатся изготавливать изделия, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с тканью, ищут более рациональные варианты их использования.
Формой активизации учебно-воспитательного процесса является встречи с народными мастерами.
Лучшие работы учащихся выставляются на выставках.
Поурочный план кружка
«Швейное дело»
№п.п. | Содержание | Продолжи- тельность занятий |
1 | Значение рукоделия. Техника безопасности при выполнении работ | 2 |
2 | Ткани , инструменты ,оборудование. Пошив игольницы. | 2 |
3 | Экскурсия в выставочный зал | 2 |
4 | Изготовление галстука – «бабочка» | 2 |
5 | Раскрой прихватки. Пошив прихватки. | 2 |
6 | Раскрой косметички. | 2 |
7 | Пошив косметички. | 2 |
8 | Изготовление мешочка для подарка с именными инициалами. | 2 |
9 | Оформление работы. | 2 |
10 | Аппликация. | 2 |
11 | Выбор эскиза. | 2 |
12 | Изготовление детской картины дерево из пуговиц. | 2 |
13 | Изготовление мягких плечиков для одежды | 2 |
14 | Значение штор в интерьере. Фасон, цвет штор. | 2 |
15 | Штанги карнизы. Замеры окон. | 2 |
16 | Раскрой и пошив комплекта штор из 2-х полос | 2 |
17 | Раскрой и пошив штор из тюля и органзы | 2 |
18 | Пошив штор из органзы | 2 |
19 | Раскрой короткой шторы на завязках | 2 |
20 | Пошив короткой шторы на завязках | 2 |
21 | Вышивка на ткани крестом. Орнамент «Богородица с младенцем» | 2 |
22 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
23 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
24 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
25 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
26 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
27 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
28 | Оформление картины в рамку | 2 |
29 | Вышивка на ткани крестом. Орнамент «Синички» | 2 |
30 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
31 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
32 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
33 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
34 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
35 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
36 | Оформление картины в рамку | 2 |
37 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
38 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
39 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
40 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
41 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
42 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
43 | Вышивка на ткани крестом. | 2 |
44 | Оформление картины в рамку | 2 |
45 | Вышивка лентами | 2 |
46 | Вышивка лентами | 2 |
47 | Вышивка лентами | 2 |
48 | Вышивка лентами | 2 |
49 | Вышивка лентами | 2 |
50 | Вышивка лентами | 2 |
51 | Вышивка лентами | 2 |
52 | Вышивка лентами | 2 |
53 | Изготовление ангелов из ткани | 2 |
54 | Изготовление ангелов из ткани | 2 |
55 | Изготовление ангелов из ткани | 2 |
56 | Изготовление грелки . | 2 |
57 | Изготовление грелки . | 2 |
58 | Изготовление поделок из драпа. | 2 |
59 | Изготовление поделок из драпа. | 2 |
60 | Изготовление поделок из драпа. | 2 |
61 | Изготовление поделок из драпа. | 2 |
62 | Изготовление поделок из драпа. | 2 |
63 | Изготовление поделок из драпа. | 2 |
64 | Изготовление цветов из ткани | 2 |
65 | Изготовление цветов из ткани | 2 |
66 | Изготовление цветов из ткани | 2 |
67 | Изготовление цветов из ткани | 2 |
68 | Изготовление цветов из ткани | 2 |
69 | Изготовление цветов из ткани | 2 |
70 | Дорожки ,салфетки, сеты | 2 |
71 | Дорожки ,салфетки, сеты | 2 |
72 | Дорожки ,салфетки, сеты | 2 |
73 | Дорожки ,салфетки, сеты | 2 |
74 | Диванные подушки и их характеристика. Изготовление диванной подушки с оборкой | 2 |
75 | Диванные подушки и их характеристика. Изготовление диванной подушки с оборкой | 2 |
76 | Изготовление подушки с ,украшенной шнурами и кистями | 2 |
77 | Изготовление подушки с ,украшенной шнурами и кистями | 2 |
78 | Детские подушки и их разновидности | 2 |
79 | Детские подушки и их разновидности | 2 |
80 | Изготовление подушки валик с кистями. | 2 |
81 | Изготовление подушки валик с кистями | 2 |
82 | Изготовление подушки валик с кистями | 2 |
83 | Изготовление подушки -лев | 2 |
84 | Изготовление круглой подушки | 2 |
85 | Изготовление круглой подушки | 2 |
86 | Лоскутная техника . | 2 |
87 | Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. | 2 |
88 | Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. | 2 |
89 | Изготовление прихватки в стиле пэчворк | 2 |
90 | Изготовление прихватки в стиле пэчворк | 2 |
91 | Узор лоскутного узора из многоугольников. | 2 |
92 | Узор лоскутного узора из многоугольников | 2 |
93 | Пошив из многоугольников. Изготовление изделия. | 2 |
94 | Пошив из многоугольников. Изготовление изделия. | 2 |
95 | Лоскутная техника «Пуфики». | 2 |
96 | Лоскутная техника «Пуфики». | 2 |
97 | Изготовление изделия в технике «Пуфики». | 2 |
98 | Изготовление изделия в технике «Пуфики». | 2 |
99 | Лоскутная техника «Витражи». | 2 |
100 | Лоскутная техника «Витражи». | 2 |
101 | Изготовление изделия в технике «Витражи». | 2 |
102 | Изготовление изделия в технике «Витражи». | 2 |
103 | Лоскутная техника «русский квадрат» | 2 |
104 | Лоскутная техника «русский квадрат» | 2 |
105 | Лоскутная техника «русский квадрат» | 2 |
106 | Лоскутная техника «русский квадрат» | 2 |
107 | Ленточная фантазия. | 2 |
108 | Изготовление панно из лент | 2 |
109 | Изготовление панно из лент | 2 |
110 | Изготовление панно из лент | 2 |
111 | Изготовление букета из лент | 2 |
112 | Изготовление букета из лент | 2 |
113 | Изготовление букета из лент | 2 |
114 | Изготовление букета из лент | 2 |
115 | Изготовление заколок из лент | 2 |
116 | Изготовление заколок из лент | 2 |
117 | Изготовление заколок из лент | 2 |
118 | Изготовление броши из лент | 2 |
119 | Изготовление броши из лент | 2 |
120 | Изготовление броши из лент | 2 |
Итого | 240 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружок "Юный эколог"
Программа кружка предназначена для обучающихся средней школы. Занятия проводятся один разв неделю. Цель программы: формирование экологической культуры школьников в процессе кружковой работы....
Авторская дополнительная программа по швейному делу «Маленькие секреты элегантности»
Программа предусматривает более углубленное изучение темы "Шитье по журналам мод"....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК «ВДОХНОВЕНИЕ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:1. Развивать творческие возможности детей2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художестве...
Дополнительная образовательная программа" Гармония" ( вокальный кружок)
Дополнительная образовательная программа«Гармония» Возраст детей: 9– 15 летСрок реализации: 4 года СодержаниеПояснительная записка…………………………………………………3-15Учебно-темати...
Дополнительная образовательная программа "Географический кружок"
Рабочая программа кружка "Географический"...
Адаптированная дополнительная образовательная программа по швейному делу "Мой стиль"
Данная программа разработана для учащихся 10-11 классов, имеющих повышенный интерес и способности к швейному делу, и предполагает включение их в активную творческую и значимую деятельность...
Дополнительная образовательная программа кружок "Текстильная кукла"
Программа кружка «Текстильная кукла» является программой художественно-эстетической направленности, позволяющей плодотворно организовывать досуг ребенка. Про...