Дополнительная образовательная программа кружок "Текстильная кукла"
рабочая программа по технологии
Программа кружка «Текстильная кукла» является программой художественно-эстетической направленности, позволяющей плодотворно организовывать досуг ребенка. Программа кружка «Текстильная кукла» для четвертого класса разработана на основе основной образовательной программы начальной школы ГБОУ Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»; требований ФГОС общего образования для начальной школы (Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г. № 373), Федерального Закона «Об образовании в РФ», ФГОС НОО в части реализации внеурочной деятельности.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям к программам дополнительного образования детей, разработанных департаментом молодежной политики воспитания города
Сакт - Петербург, утвержденных Минобрнауки Российской Федерации, 2010 год.
Занятия по изготовлению разных текстильных кукол приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают их активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_tekstilnaya_kukla.docx | 46.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по ВР
______________/ Е.А.Бочарова/
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Кружок «Текстильная кукла»
возраст обучающихся: 10-11 лет
срок реализации – 1 год
Содержание
1 Пояснительная записка……………………………………………………………..………4
1.1 Направленность дополнительной образовательной программы……………………..… 4
1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность………………………...…… 4
1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы………………………....... 5
1.4 Отличительные особенности………………………………………………………….........5
1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы……………………........6
1.6 Сроки реализации………………………………………………………………………… 6
1.7 Формы и режим занятий………………………………………………………………........6
1.8 Ожидаемые результаты…………………………………………………………………… 7
1.9 Формы подведения итогов реализации программы…………………………………........8
2 Тематическое планирование……………………………………………………………… 9
3 Содержание программы……………………………………………………………………10
4 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……… 13
Список использованных источников………………………………………………………15
Приложение
Образовательная программа
кружка «Текстильная кукла»
1.Пояснительная записка
1.1 Направленность дополнительной образовательной программ
Программа кружка «Текстильная кукла» является программой художественно-эстетической направленности, позволяющей плодотворно организовывать досуг ребенка. Программа кружка «Текстильная кукла» для четвертого класса разработана на основе основной образовательной программы начальной школы ГБОУ Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»; требований ФГОС общего образования для начальной школы (Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г. № 373), Федерального Закона «Об образовании в РФ», ФГОС НОО в части реализации внеурочной деятельности.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям к программам дополнительного образования детей, разработанных департаментом молодежной политики воспитания города
Сакт - Петербург, утвержденных Минобрнауки Российской Федерации, 2010 год.
Занятия по изготовлению разных текстильных кукол приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают их активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна образовательной программы заключается в том, что в данной программе конкретизирован тематический план занятий кружка конкретными изделиями, в соответствии с планом составлено содержание программы, а главное подобрана доступная для детей технология изготовления текстильных кукол.
Актуальность программы. Занятия выполнения текстильной куклы позволяют обеспечить занятость детей в свободное время, делая досуг более содержательным. Занятия по программе приобщают детей к традициям народного декоративно-прикладного творчества, а так же позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутвердиться, проявляя индивидуальность и получая результаты своего художественного творчества.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программа заключается в следующем: занятия кружка «Текстильная кукла» способствуют развитию мелкой моторики рук. Учеными физиологами Е.И. Есениной, Л.В.Фоминой установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Они утверждают, что школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У таких детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе.
Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает работа с текстильным материалом.
1.3.Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: углубление и совершенствование знаний и умений младших школьников по обработке текстильных материалов при изготовлении разных видов кукол, организация досуга детей.
Задачи программы:
1. Воспитательные (личностные результаты)
- Развивать интерес к новому виду прикладного творчества - текстильная кукла;
- Воспитывать потребность к самовыражению, саморазвитию;
- Развивать адекватное представление о причинах успеха и неуспеха в предметно практической деятельности;
- Воспитывать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- Воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе;
- Воспитывать аккуратность, бережное и экономное отношение к используемым материалам.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
- Формировать представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия;
- Формировать представление об основных правилах и нормах поведения;
2. Развивающие (метапредметные результаты):
Регулятивные УУД
- формировать умение планировать свои действия;
- формировать адекватно воспринимать оценку учителя;
- уметь проявлять познавательную инициативу;
- уметь самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
- развивать умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия
Коммуникативные УУД
- уметь допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- уметь учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- уметь договариваться, приходить к общему решению;
- развивать умения учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- развивать умения осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные УУД
- развивать навык поиска информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
- развивать умение высказываться в устной и письменной форме;
- развивать умение анализировать объекты, выделять главное;
- развивать умение осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- развивать умения использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
- Образовательные (предметные результаты):
- Формировать занятие о текстильной кукле;
- Формировать у детей навык ручного труда, практических приемов и навыков работы с текстильными материалами при выполнении текстильной куклы;
- Применять на практике различные приёмы работы с текстильными материалами: сшивание, привязывание;
- Оформлять изделия из текстильных материалов;
- Соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;
- Различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
- Проводить под руководством педагога анализ простейших предметов быта по используемому материалу;
- Объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).
- Отличительные особенности
Программа составлена таким образом, что занятия проходит в определенной тематике. Это может быть кукла-оберег, кукла- снежка, авторская кукла. Изделия изготавливаются в течении кружка от легкого к сложному. В процессе обучения возможна корректировка изделий, внесение каких - то дополнительных элементов. Дети узнают ключевые понятия: текстильная кукла, виды текстильных кукол.
Каждая работа оценивается индивидуально. Обязательно похвалой, если у кого - то не получается, руководитель и дети исправляют. Работа должна быть выполнена в любом случае. Руководитель кружка работает в тесной связи с родителями. А так как родители включены с самого начала, то они могут помочь своему ребенку.
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа адресована младшим школьникам 10-11 лет. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет 10 человек.
1.6 Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на 1 учебный год для учащихся 4 класса. Занятия проводятся
1 раза в неделю по 60 минут.
1.7 Формы и режим занятий
Приоритет отдается активным методам преподавания:
- практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов и т.д.;
- нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация и т.д.
Основная форма организации кружка «Текстильная кукла» - внеурочное занятие, проводимое по дополнительно составленному расписанию с постоянным составом учащихся. Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Примерная структура занятия:
- Организация занятия
- Вступительная часть
- Разминка: короткие логические задания, задачи на развитие внимания, и т.п.
- Представление текстильной куклы, анализ образца
- Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач
- Индивидуальная работа в тетрадях, работа с выкройками, подбор необходимого оборудования
- Физкультминутка
- Самостоятельная работа по шитью Текстильной куклы
- Рефлексия
- Подведение итогов
Методы обучения для организации занятий:
- словесные (объяснение, упражнения, беседы, загадки, рассказывание сказки)
- наглядные методы: показ иллюстраций, схем, рассматривание образца готовой работы.
- практические: изготовление кукол, используя разные технологии, подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
- методы поощрения: похвала, одобрение, помещение работы на выставке.
Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 60 минут.
Программа рассчитана на детей 10-11 лет.
Вид детской группы: состав постоянный.
Особенности набора детей: по желанию детей.
1.8 Ожидаемые результаты
В результате обучения в кружке в течение 1 года:
Обучающиеся должны знать:
- общие сведения об истории текстильной куклы;
- виды текстильных кукол;
- различные материалы, инструменты и приспособления, используемые для изготовления текстильныхкукол ;
- последовательность и технологию выполнения текстильной куклы;
- правила техники безопасности.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять изделия разной степени сложности по образцам и собственному замыслу;
- готовить материалы для работы;
- подбирать ткань и дополнительные материалы для разных видов текстильных кукол и т.д.;
- пользоваться инструментами и приспособлениями;
- соединять детали разными способами;
- экономно расходовать материалы;
- эстетично оформлять изделия;
- оформлять выставочные материалы;
- работать индивидуально и коллективно.
1.9 Формы подведения итогов реализации программы
Результаты работы кружковцев поводятся на итоговом занятии, на творческих выставках разного уровня (школьных, районных, республиканских), Дети участвуют в ярмарках, акциях, мастер-классах , конкурсах.
- Тематическое планирование
Учитывая возрастные особенности обучающихся при реализации программы, основное время отводится выполнению обучающимися практических работ, в ходе которых закрепляются знания, умения и навыки. Используются различные виды инструктажа, демонстрация приемов работы. Самореализации обучающихся способствует создаваемая на занятиях положительная эмоционально-психологическая атмосфера, взаимопомощь, сотрудничество, использование методов поощрения. Обсуждение изготовленных изделий, конкурсы стимулируют проявление инициативы и творчества обучающихся.
Тематический план образовательной программы кружка включает теоретическую часть и практическую работу:
№ занятия п/п | Название темы занятия | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Беседа о куклах, история возникновения. Показ образцов. Оборудование: инструменты и материалы, используемые для изготовления кукол Техника безопасности, правила работы на кружке | 1 | 1 | |
2-3 | Кукла – оберег. Использование текстильных материалов без сшивания | 0,5 | 1,5 | 2 |
4-5 | Кукла – мартиничка. Использование ниток, пряжи и других крученых материалов | 0,5 | 1,5 | 2 |
6-7 | Кукла – северная. Использование лоскутков ткани и ленточка | 0,5 | 1,5 | 2 |
8-11 | Кукла – зерновушка. Использование текстильных материалов, ниток, тесьмы. | 0,5 | 3,5 | 4 |
12-20 | Текстильная кукла – тыквоголовка | 1 | 8 | 9 |
Беседа. Анализ образца. Эскиз. Подготовка материала к работе | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Изготовление выкройки | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Стачивание деталей куклы | 1 | 1 | ||
Набивка деталей куклы | 1 | 1 | ||
Соединение деталей куклы | 1 | 1 | ||
Изготовление волос | 1 | 1 | ||
Раскрой костюма для куклы | 1 | 1 | ||
Стачивание деталей костюма | 1 | 1 | ||
Окончательное оформление куклы | 1 | 1 | ||
21-33 | Текстильная кукла – снежка | 1 | 17 | |
Изготовление выкройки | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Стачивание деталей куклы | 1 | 1 | ||
Набивка деталей куклы | 1 | 1 | ||
Соединение деталей куклы | 1 | 1 | ||
Изготовление волос | 1 | 1 | ||
Раскрой костюма для куклы | 1 | 1 | ||
Стачивание деталей костюма | 1 | 1 | ||
Оформление кукольного лица | 1 | 1 | ||
Окончательное оформление куклы | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Изготовление выкройки | 1 | 1 | ||
Стачивание деталей | 1 | 1 | ||
Набивка деталей | 1 | 1 | ||
Соединение деталей | 1 | 1 | ||
Изготовление выкройки наряда | 1 | 1 | ||
Стачивание деталей костюма | 1 | 1 | ||
Оформление кукольного лица | 1 | 1 | ||
Окончательное оформление | 1 | 1 | ||
34 | Подведение итогов. Выставка работ | 1 | 1 | |
Итого | 5 | 29 | 34 |
- Содержание программы
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В начале учебного года программа работы подробно обсуждается с родителями, решаются материально - технические условия её реализации. Родители привлекаются к заготовке материалов для изготовления игрушек, приглашаются на различные детские выставки и праздники, а также на родительские собрания. Кроме этого с родителями проводятся и индивидуальные беседы с целью разъяснения конкретных мер помощи ребёнку в обучении с учётом его индивидуальных возможностей, а также с целью обсуждения результатов продвижения ребёнка в условиях кружковой работы.
Методическое обеспечение программы: специальная литература, методические разработки поэтапного изготовления изделий, наглядные пособия (иллюстрации, картины, фотоматериалы и т.п.), разработки конспектов, образцы текстильных кукол, которые будут использоваться на занятиях.
Материально- техническое обеспечение
Материалы и инструменты: текстильные материалы (ткань, нитки швейные и вязальные, тесьма, сутажи т.п.), картон, клей, простой карандаш, ножницы, трессы, иглы швейные и вязальные, крючок , фломастеры, цветные карандаши.
Техническое оснащение занятий
Для занятий кружка «Текстильная кукла» необходимо просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
Учебное оборудование: столы и стулья, доска для записи учебного материала, магнитная доска; шкаф или витрина для размещения и хранения работ детей, техническое оборудование для демонстрации различных видеозаписей, презентаций.
Список используемых источников
- Беляков, Н.Д. Кружок «Умелые руки» в школе. [Текстъ] - М., 2005. – ISBN 295-6-375-385 - 74 с.
- Богатеева, З.А. «Народная кукла». [Текст]/ З.А.Богатеева- М.: Просвещение, 2008. – ISBN 89308-228-1- 127 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «ЗДОРОВЬЕ»
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ: 11 – 12 лет, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2 года...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ
Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....