Дополнительная образовательная программа кружок "Текстильная кукла"
рабочая программа по технологии

     Программа кружка «Текстильная кукла» является  программой художественно-эстетической направленности, позволяющей плодотворно организовывать досуг ребенка. Программа  кружка «Текстильная кукла» для четвертого класса разработана   на основе   основной образовательной программы начальной школы ГБОУ Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»; требований ФГОС общего образования для начальной школы  (Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г. № 373), Федерального Закона «Об образовании в РФ», ФГОС НОО в части реализации внеурочной деятельности.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям к программам дополнительного образования детей, разработанных департаментом молодежной политики воспитания города 
Сакт - Петербург, утвержденных Минобрнауки Российской Федерации, 2010 год.

 Занятия по изготовлению разных текстильных кукол приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают их активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_tekstilnaya_kukla.docx46.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»

                                                                                                   

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по ВР

______________/ Е.А.Бочарова/

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Кружок «Текстильная кукла»

возраст обучающихся: 10-11 лет

срок реализации – 1 год

                                                       

                           

Содержание

1  Пояснительная записка……………………………………………………………..………4

1.1 Направленность дополнительной образовательной программы……………………..…  4

1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность………………………...…… 4

1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы………………………....... 5

1.4 Отличительные особенности………………………………………………………….........5

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы……………………........6

1.6 Сроки реализации…………………………………………………………………………   6

1.7 Формы и режим занятий………………………………………………………………........6

1.8 Ожидаемые результаты……………………………………………………………………  7

1.9 Формы подведения итогов реализации программы…………………………………........8

2 Тематическое планирование……………………………………………………………… 9

3 Содержание программы……………………………………………………………………10

4 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы………   13

Список использованных источников………………………………………………………15

Приложение

Образовательная программа

кружка «Текстильная кукла» 

   

1.Пояснительная записка

1.1 Направленность дополнительной образовательной  программ

     Программа кружка «Текстильная кукла» является  программой художественно-эстетической направленности, позволяющей плодотворно организовывать досуг ребенка. Программа  кружка «Текстильная кукла» для четвертого класса разработана   на основе   основной образовательной программы начальной школы ГБОУ Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»; требований ФГОС общего образования для начальной школы  (Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г.  373), Федерального Закона «Об образовании в РФ», ФГОС НОО в части реализации внеурочной деятельности.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям к программам дополнительного образования детей, разработанных департаментом молодежной политики воспитания города  
Сакт - Петербург, утвержденных Минобрнауки Российской Федерации, 2010 год.

 Занятия по изготовлению разных текстильных кукол приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают их активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.

  1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

   Новизна образовательной программы заключается в том, что в данной программе конкретизирован тематический план занятий кружка конкретными изделиями, в соответствии с планом составлено содержание программы, а главное подобрана доступная для детей технология изготовления  текстильных кукол.

    Актуальность программы. Занятия выполнения текстильной куклы позволяют обеспечить занятость детей в свободное время, делая  досуг более содержательным.  Занятия по программе приобщают детей к традициям  народного  декоративно-прикладного творчества, а так же позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутвердиться, проявляя индивидуальность и получая результаты своего художественного творчества.

   Педагогическая целесообразность данной образовательной программа заключается в следующем: занятия кружка «Текстильная кукла» способствуют развитию мелкой моторики рук. Учеными физиологами Е.И. Есениной, Л.В.Фоминой установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти  школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Они утверждают, что школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У таких детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе.  

  Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает работа с текстильным  материалом.

1.3.Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы: углубление и совершенствование знаний и умений младших школьников по обработке текстильных материалов при изготовлении разных видов кукол, организация досуга детей.

Задачи программы:

1. Воспитательные (личностные результаты)

  1. Развивать интерес к новому виду прикладного творчества - текстильная кукла;
  2. Воспитывать потребность к самовыражению, саморазвитию;
  3. Развивать адекватное представление о причинах успеха и неуспеха в предметно практической деятельности;
  4. Воспитывать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  5. Воспитывать  культуру общения, умение работать в коллективе;
  6. Воспитывать аккуратность, бережное и экономное отношение к используемым материалам.
  7. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
  8. Формировать представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия;
  9. Формировать представление об основных правилах и нормах поведения;

2. Развивающие (метапредметные результаты):

Регулятивные УУД

  • формировать умение планировать свои действия;
  • формировать адекватно воспринимать оценку учителя;
  • уметь проявлять познавательную инициативу;
  • уметь самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
  • развивать умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия

Коммуникативные УУД

  • уметь допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • уметь учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • уметь договариваться, приходить к общему решению;
  • развивать умения учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • развивать умения осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные УУД

  • развивать навык поиска информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
  • развивать умение высказываться в устной и письменной форме;
  • развивать умение анализировать объекты, выделять главное;
  • развивать умение осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • развивать умения использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
  1. Образовательные (предметные результаты):
  2. Формировать занятие о текстильной кукле;
  3. Формировать у детей навык ручного труда, практических приемов и навыков работы с текстильными материалами при выполнении текстильной куклы;
  4. Применять на практике различные приёмы работы с текстильными материалами: сшивание, привязывание;
  5. Оформлять изделия из текстильных материалов;
  6. Соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;
  7. Различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
  8. Проводить под руководством педагога анализ простейших предметов быта по используемому материалу;
  9. Объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).

  1. Отличительные особенности

    Программа составлена таким образом, что занятия проходит в определенной тематике. Это  может быть кукла-оберег, кукла- снежка, авторская кукла. Изделия изготавливаются в течении кружка от легкого к сложному. В процессе обучения возможна корректировка изделий, внесение каких - то дополнительных элементов. Дети узнают ключевые понятия: текстильная кукла, виды текстильных кукол.

    Каждая работа оценивается индивидуально. Обязательно похвалой, если у кого - то не получается, руководитель и дети исправляют. Работа должна быть выполнена в любом случае. Руководитель кружка работает в тесной связи с родителями. А так как родители включены  с самого начала, то они могут помочь своему ребенку.

  1. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

   Программа адресована младшим школьникам 10-11 лет. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет 10 человек.

 1.6 Сроки реализации образовательной программы 

   Программа рассчитана на 1 учебный год для учащихся 4 класса. Занятия проводятся
1 раза в неделю по 60 минут.

1.7 Формы и режим занятий

Приоритет отдается активным методам преподавания:

  • практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
  • наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов и т.д.;
  • нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация и т.д.

Основная форма организации кружка «Текстильная кукла» - внеурочное занятие, проводимое по дополнительно составленному расписанию с постоянным составом учащихся. Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Примерная структура занятия:

  1. Организация занятия
  2. Вступительная часть
  3. Разминка: короткие логические задания, задачи на развитие внимания, и т.п.
  4. Представление текстильной куклы, анализ образца
  5. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач
  6. Индивидуальная работа в  тетрадях, работа с выкройками, подбор необходимого  оборудования
  7. Физкультминутка
  8. Самостоятельная работа по шитью Текстильной куклы
  9. Рефлексия
  10. Подведение итогов

 Методы обучения для организации занятий:

  • словесные (объяснение, упражнения,  беседы, загадки, рассказывание сказки)
  • наглядные методы: показ иллюстраций, схем, рассматривание образца готовой работы.
  • практические: изготовление кукол, используя разные технологии,  подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
  • методы поощрения: похвала, одобрение, помещение работы на выставке.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 60 минут.

Программа рассчитана на детей 10-11  лет.

Вид детской группы: состав постоянный.

Особенности набора детей:  по желанию детей.

1.8 Ожидаемые результаты

В результате обучения в кружке в течение 1 года:

Обучающиеся должны знать:

  • общие сведения об истории текстильной куклы;
  • виды текстильных кукол;
  • различные материалы, инструменты и приспособления, используемые для изготовления текстильныхкукол ;
  • последовательность и технологию выполнения текстильной куклы;
  • правила техники безопасности.

Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять  изделия разной степени сложности по образцам и собственному замыслу;
  • готовить материалы для работы;
  • подбирать ткань и  дополнительные материалы для разных видов текстильных кукол и т.д.;
  • пользоваться инструментами и приспособлениями;
  • соединять детали разными способами;
  • экономно расходовать материалы;
  • эстетично оформлять изделия; 
  • оформлять выставочные материалы;
  • работать индивидуально и коллективно.

1.9 Формы подведения итогов реализации программы

Результаты работы кружковцев поводятся на итоговом занятии,  на творческих выставках разного уровня (школьных, районных, республиканских), Дети участвуют в ярмарках, акциях, мастер-классах , конкурсах.  

  1. Тематическое планирование

Учитывая возрастные особенности обучающихся при реализации программы, основное время отводится выполнению обучающимися практических работ, в ходе которых закрепляются знания, умения и навыки. Используются различные виды инструктажа, демонстрация приемов работы. Самореализации обучающихся способствует создаваемая на занятиях положительная эмоционально-психологическая атмосфера, взаимопомощь, сотрудничество, использование методов поощрения. Обсуждение изготовленных изделий, конкурсы стимулируют проявление инициативы и творчества обучающихся.

Тематический план образовательной программы кружка включает теоретическую часть и практическую работу:

занятия

п/п

Название темы занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Беседа о куклах,  история возникновения. Показ образцов. Оборудование: инструменты и материалы, используемые для изготовления кукол

Техника безопасности, правила работы на кружке

1

1

2-3

Кукла – оберег.  Использование текстильных материалов без сшивания

0,5

1,5

2

4-5

Кукла – мартиничка. Использование ниток, пряжи и  других крученых материалов 

0,5

1,5

2

6-7

Кукла – северная. Использование лоскутков ткани и ленточка

0,5

1,5

2

8-11

Кукла – зерновушка. Использование текстильных материалов, ниток, тесьмы.

0,5

3,5

4

12-20

 Текстильная кукла – тыквоголовка

1

8

9

Беседа. Анализ образца. Эскиз. Подготовка материала к работе

0,5

0,5

1

Изготовление выкройки

0,5

0,5

1

Стачивание деталей куклы

1

1

Набивка деталей куклы

1

1

Соединение деталей куклы

1

1

Изготовление волос

1

1

Раскрой костюма для куклы

1

1

Стачивание деталей костюма

1

1

Окончательное оформление куклы

1

1

21-33

Текстильная кукла – снежка

1

17

Изготовление выкройки

0,5

0,5

1

Стачивание деталей куклы

1

1

Набивка деталей куклы

1

1

Соединение деталей куклы

1

1

Изготовление волос

1

1

Раскрой костюма для куклы

1

1

Стачивание деталей костюма

1

1

Оформление кукольного лица

1

1

Окончательное оформление куклы

0,5

0,5

1

Изготовление выкройки

1

1

Стачивание деталей

1

1

Набивка деталей

1

1

Соединение деталей

1

1

Изготовление выкройки наряда

1

1

Стачивание деталей костюма

1

1

Оформление кукольного лица

1

1

Окончательное оформление

1

1

34

Подведение итогов. Выставка работ

1

1

Итого  

5

29

34

  1. Содержание программы

 п/п

Тема. Образец изделия

Содержание

1

Вводные занятия

Беседа о куклах,  история возникновения. Показ образцов. Оборудование: инструменты и материалы, используемые для изготовления кукол

Техника безопасности, правила работы на кружке

2-3

Кукла- оберег

Использование текстильных материалов без сшивания.

Практическая работа по выполнению куклы-оберега

4-5

Кукла – мартиничка

Использование ниток, пряжи и  других крученых материалов

Практическая работа: выполнение куклы-мартенички из пряжи красного и белого цвета

6-7

Кукла северная

Использование лоскутков ткани и ленточка

Практическая работа:

Выполнение куклы северной из лоскутов ткани и ленточек

8-11

Кукла – зерновушка

    Использование текстильных материалов, ниток, тесьмы.

12-20

Текстильная кукла – тыквоголовка

Беседа. Анализ образца. Эскиз. Подготовка материала к работе

Изготовление выкройки

Стачивание деталей куклы

Набивка деталей куклы

Соединение деталей куклы

Изготовление волос

Раскрой костюма для куклы

Стачивание деталей костюма

Окончательное оформление куклы

21-33

34

Текстильная кукла – снежка

Изготовление выкройки

Стачивание деталей куклы

Набивка деталей куклы

Соединение деталей куклы

Изготовление волос

Раскрой костюма для куклы

Стачивание деталей костюма

Оформление кукольного лица

Окончательное оформление куклы

Изготовление выкройки

Стачивание деталей

Набивка деталей

Соединение деталей

Изготовление выкройки наряда

Стачивание деталей костюма

Оформление кукольного лица

Окончательное оформление

Беседа. Анализ образца. Эскиз. Подготовка материала к работе

34

Итоговое занятие

Выставка работ обучающихся  кружка «Текстильная кукла»

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

В начале учебного года программа работы подробно обсуждается с родителями, решаются материально - технические условия её реализации. Родители привлекаются к заготовке материалов для изготовления игрушек, приглашаются на различные детские выставки и праздники, а также на родительские собрания. Кроме этого с родителями проводятся и индивидуальные беседы с целью разъяснения конкретных мер помощи ребёнку в обучении с учётом его индивидуальных возможностей, а также с целью обсуждения результатов продвижения ребёнка в условиях кружковой работы.

Методическое обеспечение программы: специальная литература, методические разработки поэтапного изготовления изделий, наглядные пособия (иллюстрации, картины, фотоматериалы и т.п.), разработки конспектов, образцы текстильных кукол, которые будут использоваться на занятиях.

Материально- техническое  обеспечение

Материалы и инструменты: текстильные материалы (ткань, нитки швейные и вязальные, тесьма, сутажи т.п.), картон, клей, простой карандаш, ножницы, трессы, иглы швейные и вязальные, крючок , фломастеры, цветные карандаши.

Техническое оснащение занятий

   Для занятий кружка «Текстильная кукла»  необходимо просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

  Учебное оборудование: столы и стулья, доска для записи учебного материала, магнитная доска; шкаф или витрина для размещения и хранения работ детей, техническое оборудование для демонстрации  различных видеозаписей, презентаций.

Список используемых источников

  1. Беляков, Н.Д. Кружок «Умелые руки» в школе. [Текстъ] - М., 2005. – ISBN 295-6-375-385 -  74 с.
  2. Богатеева, З.А. «Народная кукла». [Текст]/  З.А.Богатеева- М.: Просвещение, 2008. – ISBN 89308-228-1- 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»

Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ

Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....