Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ФОЛЬКЛОР И НАРОДНОЕ ПЕНИЕ»
методическая разработка на тему
Приобщение детей к основам традиционной национальной культуры, понимание связей фольклора и профессионального искусства, изучение языка разных видов народного творчества (поэтического, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного) и вовлечение детей в самостоятельную творческую работу на этой основе способствует развитию эстетического чутья, которое поможет им в дальнейшем оценивать место и значимость разных пластов культуры.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклор и народное пение» реализуется в фолк-модерн студии «Макоша».
Программа нацелена:
- на сохранение национальных традиций– через изучение народного творчества происходит понимание детьми принадлежности к своей родине, понимание национально-культурной идентичности личности ребенка, понимание его самого себя как русского человека;
- на поликультурное воспитание детей – развитие этнической толерантности, готовность детей к межэтническим контактам, к конструктивному взаимодействию с представителями иных этносов;
- профессиональное самоопределение обучающихся – по завершению обучения по программе обучающиеся поступают в средние и высшие учебных заведения по специальности «Народное художественное творчество». Являются активными участниками ансамблей народной песни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_i_narodnoe_penie.docx | 39.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования г. Курска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец пионеров и школьников г. Курска»
Дополнительная общеобразовательная программа
«ФОЛЬКЛОР И НАРОДНОЕ ПЕНИЕ»
Направленность программы – художественная
Возраст детей, на которых рассчитана программа – 6-18 лет
Срок реализации программы – 7 лет
Составитель программы – НЕБОГАТЫХ НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА
педагог дополнительного образования
Курск 2016 год
Пояснительная записка
Направленность программы – художественная
Актуальность программы. Приобщение детей к основам традиционной национальной культуры, понимание связей фольклора и профессионального искусства, изучение языка разных видов народного творчества (поэтического, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного) и вовлечение детей в самостоятельную творческую работу на этой основе способствует развитию эстетического чутья, которое поможет им в дальнейшем оценивать место и значимость разных пластов культуры.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклор и народное пение» реализуется в фолк-модерн студии «Макоша».
Педагогическая целесообразность
Подлинно традиционные народные песни изучаются и исполняются в современной аранжировке. Новое звучание старинной песни определило направление «фолк-модерн». Для детей это интересно, и сегодня востребовано. Русская песня в таком звучании становится более доступной, близкой и понятной современным детям. В мастерской сольного народного пения прививается любовь к народной песне, народной музыке, народному исполнительству. Ребята учатся исполнять как подлинно-традиционные народные песни, так и их обработку, а также авторские произведения, написанные для народного голоса. Прививается навык пения a'cappella, в сопровождении ансамбля народных инструментов, под фонограмму.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фольклор и народное пение» ориентировано на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
-формирование общей культуры учащихся.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
При разработке программы учитывались материалы известных педагогов, музыкантов. Агамова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар, М., Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е., Мир детства в народной культуре, Веретенников И.И. Южнорусские карагоды, Белгород; Карачаров И., народные песни сел Купино и Большое городище. Белгород (ноты).
Отличительные особенности программы
На базе детской фолк-модерн студии «Макоша» была создана мастерская сольного народного пения. Народная песня есть носительница живых индивидуальных основ национального и патриотического воспитания. При этом народная песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться.
Программа нацелена на сохранение национальных традиций– через изучение народного творчества происходит понимание детьми принадлежности к своей родине, понимание национально-культурной идентичности личности ребенка, понимание его самого себя как русского человека;
- на поликультурное воспитание детей – развитие этнической толерантности, готовность детей к межэтническим контактам, к конструктивному взаимодействию с представителями иных этносов;
- профессиональное самоопределение обучающихся – по завершению обучения по программе обучающиеся поступают в средние и высшие учебных заведения по специальности «Народное художественное творчество». Являются активными участниками ансамблей народной песни, участниками областного фестиваля «Студенческая весна соловьиного края».
Принципы, лежащие в основе программы:
- природосообразности; воспитывающего обучения; научности; связи теории с практикой; систематичности и последовательности; доступности; наглядности; сознательности и активности; прочности.
Цель программы: приобщение детей к изначальным культурным ценностям своего народа, освоение этих ценностей в условиях активно-творческой деятельности, популяризация русской народной песни.
Достижению поставленной цели способствует решение ряда педагогических задач
Образовательные задачи:
- изучить и освоить жанры народной музыки;
- развить вокальный слух и певческий голос, обучить народной манере пения;
- обучить элементам народной бытовой хореографии;
- обучить навыкам инструментального музицирования;
- приобщить обучающихся к занятиям прикладным творчеством;
- сформировать вокально-исполнительские навыки (в народной манере пения);
- научить понимать, чувствовать и передавать слушателям художественные образы в произведениях;
- обучить сценическому мастерству;
Воспитывающие задачи:
- воспитывать личностные качества ребенка с опорой на национальную традиционную культуру;
- воспитывать активное отношение обучающихся к народной музыке;
- воспитывать уважительное отношение к культуре своего народа;
- воспитывать понимание и уважение мировой культуры в разных национальных формах ее воплощения.
Развивающие задачи:
- формировать качества творческой личности;
- развивать музыкальный вкус (на основе слушания музыки русской народной и народов мира, посещения концертов фольклорных коллективов, других коллективов, исполняющих народную музыку);
- развивать эстетический вкус (посещение музеев, выставок народного прикладного творчества);
- раскрывать индивидуальные способности у детей;
- развивать навыки собирательской деятельности (работа в фольклорных экспедициях);
- научить анализировать экспедиционный материал, отличать подлинно художественные ценности от мнимых.
Адресат программы.
Программа реализуется для обучающихся 6-18 лет. Выполнение программы рассчитано на 7 лет. Принимаются в фолк-студию дети от 6 до 11 лет. Такой значительный возрастной диапазон требует дифференциации при формировании учебных групп, что предопределяет вариативность в содержании учебных планов и методики их реализации.
Особенности организации образовательного процесса
Уровень подготовки детей при приеме в группы 1-го года обучения определяется прослушиванием на наличие чувства ритма, слуха, музыкальной памяти. Основанием перевода обучающихся на следующий год обучения служит успешное выполнение учебного плана. Насколько ребенок усвоил материал, показывает итоговое занятие в конце каждого года. Отчетные концерты по итогам года. Итоговые занятия проводятся в конце каждого года.
Режим занятий
Для 1-2 года обучения занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа за год. Для 3-го и последующих годов обучения групповые занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа, для более успешного усвоения учебного материала используется индивидуальная форма занятий и занятия по подгруппам в количестве 2-3 человека (2 занятия в неделю по 1 часу), всего 216 часов в год. Количество обучающихся в группе – от 8 человек (в зависимости от года обучения, в соответствии с САНПиН).
Продолжительность одного часа занятий – 45 мин. (групповое), 30 мин. (индивидуальное).
Планируемые результаты для ансамблевого исполнительства.
1-й год обучения:
- знание жанров музыкального фольклора (игры, считалки, скороговорки, музыкальные загадки, шуточные приговорки, попевки);
- знание народных игр;
- исполнить выученные песни.
2-й год обучения:
- знание жанров музыкального фольклора (песенки-дразнилки, колыбельные, потешки, плясовые, шуточные песни и приговорки);
- овладение народной манерой пения и чистого интонирования;
- знание элементов народной хореографии (с пением);
- исполнить программу 2-го года обучения.
3-й год обучения:
- знание "Народного музыкального календаря";
- исполнить выученные песни;
- показать народные игры, выученные в этом году.
В конце второго полугодия:
- знание жанра сказка;
- знание традиционных народных танцев;
- показать программу за год.
4-й год обучения:
- знание жанра былины;
-пение двухголосия с народной хореографией.
5-й год обучения:
- знание жанров: историческая песня, солдатская песня;
- продемонстрировать игру на народном инструменте;
- знание песен южнорусских и северных;
- знание традиционных народных танцев и игр.
6-й год обучения:
- знание жанра лирическая песня;
- пение трехголосия.
7-й год обучения:
- знание свадебного обряда;
- исполнение свадебных песен.
Ожидаемые результаты для сольного исполнительства
Итоговые занятия в конце каждого года.
3-й год обучения.
Исполнить два произведения, освоенные за год (a 'cappellaи с инструментальным сопровождением).
4-й год обучения.
Исполнить два произведения, освоенные за год (a 'cappellaи с инструментальным сопровождением).
5-й год обучения.
Исполнить три произведения:
- a 'cappella(протяжная),
- a 'cappella(со сложным ритмическим рисунком),
- с инструментальным сопровождением в умеренном темпе.
6-й год обучения.
Исполнить три произведения:
- a 'cappella(протяжная),
- a 'cappella(со сложным ритмическим рисунком),
- с инструментальным сопровождением в умеренном темпе.
7-й год обучения.
Показать программу, освоенную за год:
- a 'cappella(в скором темпе),
- a 'cappella(протяжная),
- шуточная (частушки или страдания) с инструментальным сопровождением,
- обработка с инструментальным сопровождением.
Конкурсная и концертная деятельность на протяжении всего периода обучения.
Предметные результаты:
- изучение и освоение жанров народной музыки;
- развитие вокального слуха и певческого голоса, умение петь в народной манере;
- уметь выполнять элементы народной бытовой хореографии;
- иметь навыки инструментального музицирования;
-должны быть сформированы вокально-исполнительские навыки (в народной манере пения);
- владение сценическим мастерством;
Личностные результаты:
-иметь воспитанные личностные качества ребенка с опорой на национальную традиционную культуру;
- активно относиться обучающимся к народной музыке;
- уважительно относиться к культуре своего народа;
- понимать и уважать мировую культуру в разных национальных формах ее воплощения
Метапредметные результаты:
-сформированные качества творческой личности;
- развитый музыкальный вкус (на основе слушания музыки русской народной и народов мира, посещения концертов фольклорных коллективов, других коллективов, исполняющих народную музыку);
- развитый эстетический вкус (посещение музеев, выставок народного прикладного творчества);
- раскрытые индивидуальные способности у детей;
- развитые навыки собирательской деятельности (работа в фольклорных экспедициях);
- умение анализировать экспедиционный материал, отличать подлинно художественные ценности от мнимых.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Основными критериями оценивания учащихся является их участие в отчетных концертах, открытых занятиях, конкурсах различного уровня. Критерии оценки достижения предполагаемых результатов развития учащихся на каждом году обучения: овладение основными компетенциями развитие музыкальных способностей, владение психофизическим аппаратом, креативность, отношение к миру и к себе, развитие коммуникативных способностей.
Для изучения уровня развития исполнительской культуры как части музыкальной культуры учащихся на протяжении всего процесса обучения осуществляется педагогический мониторинг с использованием входящей, промежуточной и итоговой диагностики. На начальном этапе обучения используется входящая диагностика, при помощи которой диагностируется психологическое состояние учащегося, особенности его адаптации, готовность к освоению содержания программы. Успешное освоение учебного плана образовательной программы и контроль качества полученных знаний в конце каждого полугодия гарантирует переход на следующую ступень обучения. В случае возникновения рисков оперативно вносятся коррективы для обеспечения качества реализации образовательного процесса. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в журнале учета работы педагога дополнительного образования в объединении.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. Вводное занятие. Игры. | |||||
1.1 | Игры словесные. | 16 | 4 | 12 | Анализ работы детей |
1.2 | Игры подвижные. | 14 | 4 | 10 | Анализ работы детей |
1.3 | Игры хороводные. | 14 | 4 | 10 | Наблюдение |
1.4 | Игры-драматизации. | 14 | 4 | 10 | Наблюдение |
2. Жанры музыкального фольклора. | |||||
2.1 | Считалки. | 14 | 4 | 10 | Наблюдение, анализ ответов |
2.2 | Скороговорки. | 14 | 4 | 10 | Анализ работы детей |
2.3 | Музыкальные загадки. | 14 | 4 | 10 | Наблюдение, анализ ответов |
2.4 | Шуточные приговорки. | 12 | 2 | 10 | Анализ работы детей |
2.5 | Попевки. | 14 | 4 | 10 | Анализ работы детей |
3. Постановка голоса | |||||
3.1 | Певческая установка (положение корпуса, головы, мимика, мышечная работа при пении). | 6 | 3 | 3 | Наблюдение, анализ ответов |
3.2 | Навыки правильного, оптимального для каждого исполнителя, певческого дыхания. | 6 | 3 | 3 | Анализ работы детей |
3.3 | Основные принципы народного звукообразования (разговорный посыл звука, преобладание грудных резонаторов). | 6 | 3 | 3 | Наблюдение, анализ ответов |
Итого часов | 144 | 43 | 101 |
2-й год обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. Вводное занятие. Жанры музыкального фольклора. | |||||
1.1 | Песенки-дразнилки. | 12 | 2 | 10 | Наблюдение, анализ ответов |
1.2 | Колыбельные. | 12 | 2 | 10 | Анализ работы детей |
1.3 | Потешки. | 12 | 2 | 10 | Наблюдение, анализ ответов |
1.4 | Плясовые. | 12 | 2 | 10 | Анализ работы детей |
1.5 | Шуточные песни. | 12 | 2 | 10 | Анализ работы детей |
2. Элементы бытовой народной хореографии. | |||||
2.1 | Курский шаг. | 14 | 4 | 10 | Наблюдение, анализ ответов |
2.2 | Дробь. | 14 | 4 | 10 | Анализ работы детей |
2.3 | Белгородский «пересек». | 14 | 4 | 10 | Наблюдение, анализ ответов |
2.4 | Ручеек. | 12 | 2 | 10 | Анализ работы детей |
2.5 | Танок (змейка). | 12 | 2 | 10 | Наблюдение, анализ ответов |
3. Постановка голоса | |||||
3.1 | "Опора" звука (взаимодействие диафрагмы, воздушной струи и голосовых связок при пении). | 6 | 3 | 3 | Наблюдение, анализ ответов |
3.2 | Правильная артикуляция и дикция. | 6 | 3 | 3 | Анализ работы детей |
3.3 | Навыки чистого интонирования мелодий. | 6 | 3 | 3 | Наблюдение, анализ ответов |
Итого часов | 144 | 35 | 109 |
3-й год обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. Вводное занятие. «Народный музыкальный календарь». | |||||
1.1 | Песенки-дразнилки. | 12 | 2 | 10 | Наблюдение, анализ ответов |
1.1 | Осенние песни. | 18 | 4 | 14 | Анализ работы детей |
1.2 | Песни «Зимних Святок». | 18 | 4 | 14 | Наблюдение, анализ ответов |
1.3 | Весенние песни. | 18 | 4 | 14 | Наблюдение, анализ ответов |
1.4 | Песни «Зеленых Святок». | 18 | 4 | 14 | Анализ работы детей |
2. Сказка. | |||||
2.1 | О животных. | 18 | 4 | 14 | Наблюдение, анализ ответов |
2.2 | Кумулятивные. | 18 | 4 | 14 | Анализ работы детей |
2.3 | Волшебные. | 18 | 4 | 14 | Наблюдение, анализ ответов |
3. Постановка голоса | |||||
3.1 | Пение в высокой позиции (правильное резонирование, благодаря которому голос приобретает звонкость и полетность). | 26 | 6 | 20 | Наблюдение, анализ ответов |
3.2 | mf, legato, умеренный темп, первичные навыки пения a’cappella. | 26 | 6 | 20 | Анализ работы детей |
3.3 | Характерные приемы народного исполнительства. | 26 | 6 | 20 | Наблюдение, анализ ответов |
Итого часов | 216 | 48 | 168 |
4-й год обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Знакомство с северно-русской традицией (Поморы, Семейские Забайкалья). | 24 | 10 | 14 | Наблюдение, анализ ответов |
2.Жанр былина. | |||||
2.1 | Новгородские былины. | 24 | 10 | 14 | Наблюдение, анализ ответов |
2.2 | Былины Киевские. | 24 | 10 | 14 | Наблюдение, анализ ответов |
3. Постановка голоса | |||||
3.1 | «Округление» звука (более высокое, чем при разговорной речи, положение мягкого неба). | 36 | 4 | 32 | Наблюдение, анализ ответов |
3.2 | Правильное вокальное интонирование восходящих и нисходящих скачков. | 36 | 4 | 32 | Наблюдение, анализ ответов |
3.3 | Специфика дыхания в сольном пении. | 36 | 4 | 32 | Анализ работы детей |
3.4 | Исполнение произведений в подвижных темпах, элементы нюансировки и фразировки. | 36 | 4 | 32 | Наблюдение, анализ ответов |
Итого часов | 216 | 46 | 170 |
5-й год обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
| |||||
1.1 | Историческая песня. | 10 | 4 | 6 | Наблюдение, анализ ответов |
1.2 | Солдатская песня. | 10 | 4 | 6 | Анализ работы детей |
1.3 | Северный хоровод. | 10 | 4 | 6 | Наблюдение, анализ ответов |
| |||||
2.1 | Кугиклы и рожок. | 10 | 4 | 6 | Наблюдение, анализ ответов |
2.2 | Ложки, трещотки, коробочка. | 10 | 4 | 6 | Анализ работы детей |
2.3 | Балалайка. | 12 | 4 | 8 | Наблюдение, анализ ответов |
2.4 | Скрипка (гудок). | 10 | 4 | 6 | Наблюдение, анализ ответов |
| |||||
3.1 | Чистое интонирование в широкообъемных ладах народн. музыки(миксолидийский, дорийский), в натуральном мажоре и миноре. | 36 | 4 | 32 | Наблюдение, анализ ответов |
3.2 | Пение с головным резонированием.(северная манера). | 36 | 4 | 32 | Анализ работы детей |
3.3 | Исполнение сложных ритмических рисунков, освоение пения вставных гласных (огласовки). | 36 | 4 | 32 | Наблюдение, анализ ответов |
3.4 | Специфическая крытая манера пения (казачья), освоение других традиций. | 36 | 4 | 32 | Наблюдение, анализ ответов |
Итого часов | 216 | 44 | 172 |
6-й год обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Лирическая песня. | 16 | 4 | 12 | Наблюдение, анализ ответов |
2. | Страдания. | 14 | 4 | 10 | Анализ работы детей |
3. | Частушка. | 14 | 4 | 10 | Наблюдение, анализ ответов |
4. | Духовный стих. | 14 | 4 | 10 | Наблюдение, анализ ответов |
5. | Кант. | 14 | 4 | 10 | Анализ работы детей |
6. Постановка голоса | |||||
6.1 | Медленные и скорые темпы; f, диалектные особенности. | 36 | 4 | 32 | Наблюдение, анализ ответов |
6.2 | Элементы сценическ. движения. | 36 | 4 | 32 | Анализ работы детей |
6.3 | Зычная манера пения. Расширение грудного диапазона. | 36 | 4 | 32 | Наблюдение, анализ ответов |
6.4 | Пение с применением грудных и головных резонаторов. | 36 | 4 | 32 | Наблюдение, анализ ответов |
Итого часов | 216 | 36 | 180 |
7-й год обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Свадебный обряд. | 18 | 6 | 12 | Наблюдение, анализ ответов |
1.1 | Величальные. | 18 | 6 | 12 | Анализ работы детей |
1.2 | Плачи. | 18 | 6 | 12 | Наблюдение, анализ ответов |
1.3 | Плясовые. | 18 | 6 | 12 | Наблюдение, анализ ответов |
2. Постановка голоса | |||||
2.1 | Расширение диапазона путем сглаживания регистров. | 36 | 4 | 32 | Наблюдение, анализ ответов |
2.2 | mf, p; различные нюансировка и фразировка. | 36 | 4 | 32 | Анализ работы детей |
2.3 | Особенности исполнения фольклора, обработок и авторских песен. | 36 | 4 | 32 | Наблюдение, анализ ответов |
2.4 | Исполнение произведений с инструментальным сопровождением. | 36 | 4 | 32 | Наблюдение, анализ ответов |
Итого часов | 216 | 40 | 176 |
Содержание программы
1-й год обучения.
I раздел: Игры (словесные, подвижные, хороводные, драматизации), теория и практика.
II раздел: Детский музыкальный фольклор (считалки, скороговорки, музыкальные загадки, шуточные приговорки, попевки), теория и практика. Форма занятий – групповая.
III раздел: Постановка голоса (певческая установка, дыхание, звукообразование), теория и практика. Форма занятий – индивидуальная и групповая.
2-й год обучения.
I раздел: Детский музыкальный фольклор (песенки-дразнилки, колыбельные, потешки, плясовые, шуточные), теория и практика.
II раздел: Элементы бытовой народной хореографии (Курский шаг, дробь, Белгородский «пересек», ручеек, танок), теория и практика. Форма занятий – групповая.
III раздел: Постановка голоса («опора» звука, дикция, артикуляция, чистота интонации), теория и практика. Форма занятий – индивидуальная и групповая.
3-й год обучения.
I раздел: «Народный музыкальный календарь» (песни и обряды осенних, зимних, весенних и летних праздников), теория и практика.
II раздел: Сказка (о животных, кумулятивные, волшебные), теория и практика. Форма занятий – групповая.
III раздел: Постановка голоса (высокая позиция звука, a’cappella, характерные приемы народного исполнительства), теория и практика. Форма занятий – индивидуальная и групповая.
4-й год обучения.
I раздел: Северно-русская традиция, теория и практика.
II раздел: Жанр былина (былины Киевские, Новгородские), теория и практика. Форма занятий – групповая.
III раздел: Постановка голоса («округление» звука, интонирование восходящих и нисходящих скачков, элементы нюансировки и фразировки), теория и практика. Форма занятий – индивидуальная и групповая.
5-й год обучения.
I раздел: Северно-русская традиция (историческая песня, солдатская песня, северный хоровод), теория и практика.
II раздел: Русские народные музыкальные инструменты (кугиклы, рожок, ложки, трещотки, коробочка, скрипка, балалайка), теория и практика. Форма занятий – групповая.
III раздел: Постановка голоса (лады народной музыки, северная манера пения, «огласовки»), теория и практика. Форма занятий – индивидуальная и групповая.
6-й год обучения.
I раздел: Жанр лирическая песня. Теория и практика.
II раздел: Страдания. Теория и практика.
III раздел: Частушки. Теория и практика.
IV раздел: Духовный стих. Теория и практика.
V раздел: Канты. Теория и практика. Форма занятий – групповая.
VI раздел: Постановка голоса (медленные и скорые темпы; f, диалектные особенности, расширение грудного диапазона, пение с применением грудных и головных резонаторов), теория и практика. Форма занятий – индивидуальная и групповая.
7-й год обучения.
I раздел: Свадебный обряд (величальные и плясовые песни, плачи), теория и практика. Форма занятий – групповая.
II раздел: Постановка голоса (расширение диапазона путем сглаживания регистров, особенности исполнения фольклора, обработок и авторских песен, исполнение произведений с инструментальным сопровождением), теория и практика. Форма занятий – индивидуальная и групповая.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы включает: методику проведения групповых занятий, методику индивидуальных занятий, способы подготовки к конкурсной и концертной деятельности (подбор и освоение репертуара, запись фонограмм для выбранных песен, создание и пошив народных костюмов, работа над сценическими образами), методика научно-исследовательской деятельности обучающихся в фольклорных экспедициях (методика сбора информации, методика обработки информации).
Теоретические и практические занятия проводятся в кабинете для занятий вокалом, в концертном зале, студии звукозаписи – с использованием фортепиано, баяна, звукоусиливающей аппаратуры, микрофонов, компьютера и компьютерного обеспечения.
На занятиях фольклорного ансамбля и сольного народного пения используются сборники песен для народного голоса, сборники сценариев праздников, методические пособия.
Методы обучения, применяемые в учебном процессе: объяснение, показ, демонстрация, беседа, упражнения, тренинг, наблюдение.
Формы занятий: групповые и индивидуальные занятия, репетиции, класс-концерт, сценическое воплощение фольклора, занятия в студии звукозаписи, участие в концертной деятельности, участие в фестивалях, конкурсах, смотрах.
Список литературы для педагогов
1. Агамова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар, М., 2005
2. Антипова Л. А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора, М., 2003
3. Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е., Мир детства в народной культуре, М., 2008(методическое пособие).
4. Веретенников И.И. Русская народная песня в школе, Белгород 2004
5. Веретенников И.И. Южнорусские карагоды, Белгород 2003
6.Карачаров И., народные песни сел Купино и Большое городище. Белгород 2005 (ноты).
Список литературы для обучающихся
- Детство. Репертуарно-методический сборник, М., 2004
- Кашаева Т.Ю. Детские музыкальные праздники, М., 2005.
- Краснопевцева Е.А. Поют дети, М., 2009 (ноты).
- Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки, М., 2004.
- Науменко Г. "Березовая карусель", М.,2008 (игры-хороводы).
- Науменко Г. "Родничок" М.,2008 (ноты).
- Науменко Г. "Жаворонушки" вып. 1-4, М., 1977-1986 (ноты).
Приложение
Фонохрестоматия.
1. "Спокойной ночи, малыши" (Русские народные сказки с напевами Галины Егоровой). Фирма "Мелодия" 1990.
2. Антология. Русская народная музыка западных, центральных областей и Поволжья. "Мелодия" Запись 1981.
3. Инструменты русского народного оркестра. "Мелодия" 1989.
4. Молодежные фольклорные ансамбли. "Мелодия" 1990.
5. Народный календарь - 1. Фирма "Мелодия" 1989.
6. Народный календарь - 2. Фирма "Мелодия" 1989.
7. Пасхальные звоны Москвы. МП "Русский диск" 1992.
8. Песни и обряды Черноморских казаков. "Мелодия" 1990.
Аудиозаписи.
1. Былины Печеры. Вып. I, П.
2. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Звуковое приложение.
3. Казаки - некрасовцы на чужбине и в России.
4. Поют казаки Дона (ч. 1).
5. Русская народная музыка Севера и Сибири.
6. Фольклорный ансамбль "Казачий круг".
Видеозаписи.
1. Авсень-Таюсень (Рязань).
2. Зеленые святки (Курск).
3. Зимние песни Белгородских степей.
4. Казачья старина (Волгоград).
5. Костромские узоры (Зимние святки).
6. Программа "Мировая деревня".
7. Программа "У околицы".
8. Русская карусель (Альманах).
9. Сказка о дудочках (Курск).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В ПЕРИОД МУТАЦИИ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20___г.Про...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В СМЕШАННОЙ ГРУППЕ МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азы грузинской народной хореографии»
Она является программой ознакомительного уровня, предоставляет широкие возможности обучения основам грузинского танцевального искусства, дает возможность ввести детей 5 – 8 лет в мир грузинской ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Народный, эстрадный, классический танец» (стартовый уровень)
В программе представлены два модуля – «Основы хореографического искусства» и «Креативное творчество». 1 модуль - «Основы хореографического искусства&raq...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Народные ремёсла: поделки и сувениры"
программа художественной направленности...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ «Хоровое пение»
Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности, музыкальную одарённость, музыкальную интуицию, музыкальное мировоззрение, - но и обязательный, незаменимый...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хоровое пение»
Данная программа – это образовательный маршрут по двум хоровым ступеням (младшей и старшей). Она ориентирована на обучение детей без музыкально-теоретической подготовки, которые благодаря исполь...