ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ «Хоровое пение»
рабочая программа по музыке (5 класс)

Баютова Наталья Александровна

Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности, музыкальную одарённость, музыкальную интуицию, музыкальное мировоззрение, - но и обязательный, незаменимый фундамент всякого музыкального развития. В процессе совместного, хорового исполнения у ребят развиваются не только музыкальные способности, а также способности, имеющие большое значение в общем развитии ребёнка: воображение, творческая активность, целеустремлённость, взаимовыручка, чувство локтя. Программа помогает решать главную задачу образования на сегодняшний день – формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей, которые позволят учащимся быть успешными вне школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horovoe_penie.docx106.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования муниципального образования

Красноармейский район

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

Принята на заседании                                                                              Утверждаю

Методического совета                                                                             Директор МАОУ СОШ №8

От «____» __________________2021 г.                                                   ____________________

Протокол № ______________________                                                  «___»__________2021 г.

Согласовано зам.директора по УВР

О.В Коваленко

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ

«Хоровое пение»

Уровень программы базовая

Срок реализации программы: 1 год  (72 ч.)

Возрастная категория: 10-11, 12–13; 14–16 лет

Программа реализуется:

1 год – 72 ч. 

Вид программы: модифицированная

ID программы в АИС Навигатор: 

Автор-составитель:

                                                                                                                                    Педагог ДО

Баютова Н.А.

ст. Марьянская, 2021

Паспорт дополнительной общеобразовательной программы

Творческого объединения «Хоровое пение»

  1. Тип программы по степени авторского вклада: адаптированная.
  2. По направленности: хоровые объединения.
  3. По уровню освоения содержания: базовая.
  4. По уровню организации педагогической деятельности: поэтапное.
  5. По уровню освоения теоретического материала: познавательная.
  6. По форме организации детских объединений: групповая работа.
  7. По возрасту обучения детей: с 10 до 11 лет, с 12 до 13 лет и с 14 до 16 лет основного общего образования.
  8. По приоритетному целеполаганию: развивающая.
  9. По срокам реализации программа :1 года обучения.
  10.  По масштабу: учрежденческая.
  11.  По контингенту обучающихся: общая; талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей находящихся в трудной жизненной ситуации.
  12.  По степени творческого подхода: репродуктивно-творческая.

По степени реализации программы: реализуется на базе Муниципального автономного  общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа № 8

 

Содержание

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы.

4

1.1

Пояснительная записка программы. Введение.

4

1.2

Направленность.

7

1.3

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность дополнительной программы.

8

1.4

Отличительные особенности.

8

1.5

Адресат программы.

8

1.6

Уровень программы, объем и сроки.

9

1.7

Формы обучения.

9

1.8

Режим занятий.

9

1.9

Особенности организации образовательного процесса.

10

1.10

Цели и задачи дополнительной образовательной программы.

10

1.11

Содержание программы.

11

1.12

Планируемые результаты.

15

Раздел II. Комплекс организационно- педагогических условий, включающий формы аттестации.

19

2.1

Календарный учебный график.

19

2.2

Условия реализации программы.

26

2.3

Формы аттестации.

27

2.4

Оценочные материалы.

28

2.5

Методические материалы.

29

2.6

Список литературы.

33

Приложение.

35

  1. Раздел I.  Комплекс основных характеристик программы.

  1. Пояснительная записка

«Исполнять музыку детям всего легче

своим собственным голосом, инструментом

всем данным и потому на первом месте при

исполнении музыки самими детьми должно

быть поставлено хоровое пение, где

исполнители участвуют в исполнении всем

своим существом».

А. Д. Кастальский

              Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры и мыслителями всех времен и народов. Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в неё как непосредственная и неотъемлемая её часть. Оно объединяет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Хоровое пение – это богатые возможности, надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершенствованию.

             Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности, музыкальную одарённость, музыкальную интуицию, музыкальное мировоззрение, - но и обязательный, незаменимый фундамент всякого музыкального развития. В процессе совместного, хорового исполнения у ребят развиваются не только музыкальные способности, а также способности, имеющие большое значение в общем развитии ребёнка: воображение, творческая активность, целеустремлённость, взаимовыручка, чувство локтя.

Хоровое пение содействует также овладению культурной речи, выработке чёткого выразительного произношения.

«Детский хор – живой организм, удивительное существо, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее энергетику юности, оптимизма и поэтического обаяния; особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства». Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Урок музыки является основной формой музыкального воспитания в школе, но, к сожалению, не позволяет детально заниматься формированием вокально-хоровых навыков.

Песня, современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Занятия хоровым пение пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.

Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников.

Большинство школьников любят петь, однако не у всех это получается достаточно хорошо. Многие дети не чувствуют разницу между речью и пением, не тянут, а проговаривают звук. Хоровое, сольное или ансамблевое пение активно развивает основные музыкальные способности: чувство ритма, музыкальный слух, укрепляет голосовой аппарат, помогает развитию речи, вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, пробуждает к нравственно-эстетическим переживаниям.

Обучение хоровому пению - это не только обучение данному виду искусства. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Важная особенность хорового пения – его массовость и доступность. Каждое занятие – собрание интересующихся музыкой детей. Здесь воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, детская инициатива.

Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
  3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Целевой модели региональных систем дополнительного образования детей» от 03 сентября 2019г. №467
  5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
  6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
  7. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07 декабря 2018 года;
  8. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Далее – Приказ № 196);
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014  г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
  11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровление детей и молодежи»;
  12. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 « Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»
  13.  Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  14. Письмо Минобразования РФ от 20.05.2003 № 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей»
  15. Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 №28-02-484/16 «О направлении Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
  16. Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 года № 553 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196»
  17. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Рыбалѐвой И.А., канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой дополнительного образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края от 2020г;
  18. Устав муниципального бюджетного учреждения  дополнительного образования центр внешкольной работы ст. Полтавской муниципального образования Красноармейский район и иные локальные акты, регламентирующие   организацию образовательного процесса в учреждении.

1.2 Направленность программы – художественно - эстетическое

Тип программы – адаптированная.

1.3  Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

дополнительной программы

Новизна.        Программа «Хоровое пение» - это обобщенный многолетний опыт, ориентированный на применение наиболее эффективных методов и приемов формирования детского голоса. Это механизм, который определяет содержание обучения вокалу, методы работы по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в компетентностном подходе к результатам освоения программы, на что акцентируют внимание документы по модернизации российского образования.

В программе представлены структуры педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся и система практических занятий. Программа имеет практическую значимость и может быть применена для работы в общеобразовательной школе, так и в учреждениях дополнительного образования.

Ведущей идеей программы является социально- педагогическая поддержка развития личности обучающихся и формирование их возможностей раскрыть и реализовать творческий потенциал в вокальной деятельности.

В данной программе используются разнообразные виды и формы образовательной деятельности: вечера, концерты, практические работы, игровые программы – всё это способствует развитию у детей мышления, развитию музыкального вкуса, развитию музыкально- творческой личности.

Актуальность. Связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что современная модель образования направлена на создание условий, в которых каждый ребенок смог бы получить условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей. Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал. Важную роль в этом сыграют занятия музыкальным творчеством, в том числе вокальным.

Вокальное  искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает еще и мощным оздоровительным потенциалом. Певческая деятельность играет большую роль в здоровьесбережении детей. Она помогает формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. При регулярной и правильной  певческой деятельности улучшается и физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать как физиологический процесс. Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья является пение. Народная мудрость гласит: "Кто много поет, того хворь не берет!".

 

1.4 Отличительные особенности в том, что она разработана для учащихся общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь в хоре. При этом дети имеют разные стартовые способности. Данная программа отличается от других подбором репертуара и предназначена для всех желающих детей.

1.5 Адресат программы: 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хоровое пение» предназначена для занятий с детьми с 10 до 11 лет, с 12 до 13 лет и с 14 до 16 лет основного общего образования. 

Срок реализации программы – 1 года. Общее количество часов – 72 часа.

Учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 45 минут из расчёта 72 часов в год.

1.6 Уровень программы, объём и сроки:

Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

Работа кружка «Хоровое пение» рассчитана на 72 часа, 2 раз в неделю по  1  академическому часу. Форма организации деятельности детей на занятиях: групповая, что соответствует СанПиН.

1.7 Форма обучения – очная. При необходимости, занятия проводятся в  дистанционной форме.

 Форма проведения занятий варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • вокально-хоровая работа;
  • восприятие (слушание) музыки;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционные упражнения;
  • пластическое интонирование;
  • разучивание танцевальных движений;
  • репетиции на сцене.

Форму занятий можно определить как творческую студийную деятельность детей. Занятия проходят в групповой форме, при этом используются принципы деления на пары, малые творческие группы для выполнения индивидуальных заданий в ходе общегрупповой работы.

 

Форма контроля:

  • Индивидуальное прослушивание.
  • Прослушивание вокальными группами по 2-3 и 3-5 человек
  • Годовой отчетный концерт.
  • Участие в школьных праздниках.
  • Участие в районных мероприятиях.

1.8 Режим занятий: 2 раза в неделю, по одному занятию, продолжительностью 45 мин. Общее количество часов в год – 72.

1.9 Особенности организации образовательного процесса:

 В основе процесса обучения хоровому пению лежат

- единство художественно-эстетического и технического

- использование музыкально-образного, ассоциативного

- индивидуальный подход к учащемуся.

Учебный материал данной программы распределѐн по темам, содержание которых и задачи, возникающие в ходе работы, дают возможность применять различные виды учебных занятий: традиционные, комбинированные, практические, тренинг по партиям, репетиции, концерты.

Особое место в организации детской музыкальной деятельности занимает комплекс мероприятий, которые не только повышают исполнительский уровень учащихся, но и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах окружного и городского уровня.

Особое место в организации детской музыкальной деятельности занимает комплекс мероприятий, которые не только повышают исполнительский уровень учащихся, но и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах районного и городского уровня, посещение концертов и других музыкальных мероприятий, совместная работа педагога, родителей и детей.

Виды занятий: 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

Словесный – объяснение, разбор, анализ музыкального материала.

Наглядный – показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения.

Практический – воспроизведение и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционного занятия.

Прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся.

Индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

1.10  Цель программы: - эстетическое и духовное развитие личности ребёнка путём овладения основами хорового пения, способного к созидательной деятельности, творческому самовыражению через овладение основами сольного и хорового пения, приобретение опыта исполнительской деятельности    Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается  как самый доступный и активный вид творческой деятельности в школе, наряду с уроками музыки; создана система музыкально-эстетического воспитания детей на основе собственно хорового пения, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и культуры.

Задачи:

 

Образовательные:

  • выявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
  • формирование устойчивого интереса к пению;
  • формирование и развитие вокальных умений и навыков;
  • приобщение к концертной деятельности (участие в концертах, конкурсах и фестивалях детского творчества).

Развивающие:

  • развитие музыкальных способностей: ладового чувства, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений;
  • развитие фантазии, памяти, творческого мышления, воображения, внимания, чувства пространства и времени;

Воспитательные:

  • формирование раскованного, общительного человека, владеющего своим голосом и телом;

1.11 Содержание программы.   Учебный план

Наименование разделов

Общее количество часов

Количество занятий

всего

теория

практика

 Вводное занятие.

1

1

1

Пение как вид музыкальной деятельности

4

1

3

4

Музыкальная грамота

6

2

4

6

Формирование детского голоса

6

2

4

6

Слушание и интонирование музыкальных произведений разных жанров и направлений

18

8

10

18

Разучивание и исполнение песен

18

-

18

18

Театрализация песни, разучивание танцевальных движений

12

2

10

12

Итоговые занятия, творческие отчеты

7

7

7

Итого:

72

16

56

72

Всего:

72

16

56

72

1. Введение

Теория: Цели и задачи объединения. Вводный инструктаж по технике безопасности, включающий в себя беседу о правилах охраны детского голоса. Диагностика детских голосов.

2. Пение как вид музыкальной деятельности

Теория: Певческий голос как музыкальный инструмент. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Сольное и ансамблевое пение. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Понятие об ансамблевом пении. Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы.

Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Выработка навыка певческой установки и постоянный контроль за ней.

Практика: Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

3. Музыкальная грамота

Теория: Основные музыкальные понятия: звук, интонация, нота, интервал, аккорд, арпеджио, пауза, диапазон, синкопа, консонанс, диссонанс и др. Средства музыкальной выразительности: мелодия, гармония, ритм, лад, штрихи, регистр, динамика, тембр, темп.

4. Формирование детского голоса

Теория: Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Пение упражнений на различные типы звуковедения: legato, non legato, staccato.

Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Цепное дыхание. Пение упражнений, формирующие певческое дыхание.

Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Речевые игры и упражнения.

Практика: Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.

5. Слушание и интонирование музыкальных произведений разных жанров и направлений

Теория: Народные песни. Жанр народной песни, его особенности: слоговая распевность, ладовое и ритмическое своеобразие, исполнительский стиль. Тематика народных песен. Своеобразие народного поэтического языка. Освоение средств выразительности народной песни.

Практика: Исполнение (интонирование) народных песен.

Теория: Произведения композиторов-классиков. Композиторы-классики. Классический вокальный репертуар для детей. Тематика, средства выразительности. Особенности исполнения.

Практика: Исполнение (интонирование) произведений композиторов-классиков.

Теория: Произведения современных композиторов. Современный вокальный репертуар для детей. Тематика, средства выразительности. Особенности исполнения.

Практика: Исполнение (интонирование) произведений современных композиторов.

Теория: Современные музыкальные направления: рэп, хип-хоп, рок и др.

Практика: Исполнение (интонирование) произведений, написанных в стилях рэп, хип-хоп, рок и др.

6.Разучивание и исполнение песен

Теория: Диагностика музыкальных предпочтений учащихся. Выбор репертуара. Разучивание песен. Поиск выразительных средств.

Практика: Работа над голосоведением. Исполнение с сопровождением. Работа с солистами. Работа над ансамблем. Канон. Разучивание распевок с элементами двухголосья.

7.Театрализация песни, разучивание танцевальных движений

Практика: Разучивание движений, танцевальных номеров. Создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни. Работа над жестами. Работа над мимикой.

8. Итоговые занятия, творческие отчеты.

Практика: Итоговое занятие. Отбор лучших номеров. Исполнение песен в характере.

1.12  Планируемые результаты.

Предметные

- сформированность основ музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой

части общей духовной культуры;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально

воспринимать музыку, в том числе вокальные произведения, как живое

образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией

и ключевыми понятиями эстрадного вокального искусства;

- знание характерных особенностей вокальных жанров и основных

стилистических направлений;

- владение навыками эстрадного пения;

- умение творчески интерпретировать содержание музыкального произведения

в пении;

- приобретение умений и навыков ансамблевого исполнительства;

- сформированность навыков сценической культуры исполнения эстрадных

вокальных произведений;

- способность реализации собственных творческих замыслов в вокальной

импровизации;

-использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности

и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Метапредметные

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития

познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

педагогом и сверстниками;

-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и

содержательной вокально-учебной деятельности, включая информационно коммуникационные технологии;

-стремление к художественному самообразованию.

Личностные

- способность формулировать собственное мнение и позицию;

- владение основами самоконтроля, самооценки; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре своего и других народов;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания;

- этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

К концу обучения воспитанники научатся:

эмоционально, эстетически откликаться на искусство;

ценить отечественные и мировые музыкальные традиции;

воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, движении и др.);

соотносить выразительные и изобразительные интонации, воплощать особенности музыки и литературного текста в исполнительской деятельности;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов

Критерии эффективности обучения хоровому пению

Для определения эффективности обучения важно, чтобы учащиеся  получили  следующие вокально-интонационные навыки: 

  1. Певческая установка при пении сидя и стоя, постоянное певческое место у каждого поющего.
  2. Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.
  3. Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от до¹ - ре² октавы.
  4. Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки.
  5. Вокальные упражнения:
  • смена гласных на повторяющемся звуке,
  • мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.
  • трезвучия вниз и вверх,
  • небольшие мелодические обороты,

6.Выразительностью исполнения:

  • выражение глаз, лица, мимика.
  • многообразие тембровых красок голоса,
  • точная и выразительная фразировка,
  • соблюдение темпа, пауз, цезур.

Навыки строя и ансамбля:

  1. Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка.
  2.  Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней,
  3. интервалов, трезвучий, звукорядов.

Работа над исполнением  музыкального  произведения:

  1. показ - исполнение песни педагогом, общая характеристика содержания, разбор текста и музыки: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строения, показ движения мелодии рукой; средства выразительности: темп, размер, ритм, динамические оттенки;
  2. исполнение - передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие окончания, кульминации.

Воспитанники к концу обучения могут:

  • реализовать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, музыкально-пластическом движении);
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
  • использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для пластического интонирования, певческого музицирования дома, в кругу друзей и сверстников;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкальной творческой деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность.

2. Раздел II.  Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации.

2.1  Календарный учебный график «Хоровое пение»,  

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во Часов

Время проведения

занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма

контроля

Раздел 1. Вводное занятие. (1 ч.)

1.1

Знакомство с темами программы. Режим работы. Правила поведения

 

1

12.00-12.45

Теория

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Сообщение.

Раздел 2. Пение как вид музыкальной деятельности. (4 ч.)

2.1

Беседа о правилах постановке голоса во время пения.

1

12.00-12.45

Теория,

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение,

текущий контроль

2.2

Подбор репертуара.

1

12.00-12.45

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение,

текущий контроль

2.3

Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

1

12.00-12.45

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение,

текущий контроль

2.4

Работа над упражнениями на дыхание

1

12.00-12.45

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение,

текущий контроль

Раздел 3. Музыкальная грамота. (6 ч.)

3.1

Основные музыкальные понятия.

1

12.00-12.45

Теория,

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

3.2

Средства музыкальной выразительности.

1

12.00-12.45

Теория,

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

3.3

Введение понятия унисон.

1

12.00-12.45

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

3.4

Работа над точным звучанием унисон.

1

12.00-12.45

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

3.5

Вокального – хоровая работа

1

12.00-12.45

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

3.6

Формирование вокального звука.

1

12.00-12.45

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

Раздел 4. Формирование детского голоса. (6 ч.)

4.1

Звукообразование.        Музыкальные штрихи

1

12.00-12.45

Теория,

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

4.2

Типы звуковедения

1

12.00-12.45

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

4.3

Упражнение для формирования короткого и задержанного дыхания.

1

12.00-12.45

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

4.4

Упражнение для выработки дыхания.

1

12.00-12.45

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

 4.5

Твердая и мягкая атака.

1

12.00-12.45

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

4.6

Речевые игры и упражнения.

1

12.00-12.45

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

Раздел 5. Слушание и интонирование музыкальных произведений разных жанров и направлений. (18 ч.)

5.1

Жанр народной песни, особенности.

1

12.00-12.45

Теория,

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.2

Тематика народных песен.

1

12.00-12.45

Теория,

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.3

Освоение средств выразительности народной песни.

1

12.00-12.45

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.4

Своеобразие народного поэтического языка.

1

12.00-12.45

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.5

Вокально - хоровая работа над репертуаром народных песен.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.6

Композиторы-классики.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.7

Классический вокальный репертуар для детей.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.8

Тематика, средства выразительности.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.9

Вокально- хоровая работа над произведениями композиторов классиков.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.10

Интонирование произведений композиторов классиков.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.11

Произведения современных композиторов. 

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.12

Современный вокальный репертуар для детей.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.13

Тематика, средства выразительности.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.14

Исполнение песен современных композиторов.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.15

Современные музыкальные направления.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.16

Знакомство с новыми произведениями.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.17

Исполнение (интонирование) произведений, написанных в стилях рэп, хип-хоп.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

5.18

Вокально- хоровая работа над произведениями.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

Раздел 6. Разучивание и исполнение песен. (18ч.)

6.1

Подбор музыкально материала

1

Теория,

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.2

Слушание песен на школьную тему

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.3

Разучивание песен на школьную тему

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.4

Вокально – хоровая работа над песнями на школьную тему

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.5

Выразительное исполнение песен

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.6

Знакомство с творчеством кубанских композиторов.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.7

Разучивание песен кубанских композиторов

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.8

Вокально – хоровая работа над песнями кубанских композиторов

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.9

Выразительное исполнение песен кубанских композиторов

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.10

Знакомство с творчеством современных композиторов

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.11

Слушание песен о России

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.12

Выбор песен о России для разучивания

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.13

Разучивание с мелодией

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.14

Вокально – хоровая работа над песнями.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.15

Слушание произведений о мужестве русских солдат.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.16

Выбор песен для разучивания на военную тематику.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.17

Разучивание песен на военную тематику.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

6.18

Работа над художественным исполнением произведений

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

Раздел 7. Театрализация песни, разучивание танцевальных движений. (8 ч.)

7.1

Самовыражение через движение  и слово.

1

Теория,

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

7.2

Создание художественного образа.

1

Теория,

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

7.3

Игры на раскрепощение.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

7.4

Разучивание движений, танцевальных номеров.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

7.5

Создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

7.6

Работа над жестами.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

7.7

Работа над мимикой.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

7.8

Вокально- хоровая работа над хоровыми произведениями

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

Раздел 8. Итоговые занятия, творческие отчеты. (7 ч.)

8.1

Выразительное исполнение разученных произведений

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

8.2

Повторение и закрепление репертуара

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

8.3

Отбор лучших номеров.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

8.4

Исполнение песен в характере.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

8.5

 Индивидуальная работа  над репертуаром с солистами

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

8.6

Праздник песни.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

8.7

Анализ выступления.

1

практика

МАОУ СОШ №8 кабинет №15

Педагогическое наблюдение, текущий контроль

Итого

72

2.2 Условия реализации программы

Помещение, в котором проводятся занятия - учебный кабинет.  

Перечень оборудования учебного  кабинета: аккордеон, фортепиано, классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы  для хранения дидактических пособий и учебных материалов;

Перечень технических средств обучения: компьютер, принтер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.)

Кадровое обеспечение. В реализации программы занят один педагог, руководитель объединения «Хоровое пение» Баютова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования, высшее педагогическое образование.

2.3 Формы аттестации:

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

          В программе обучения хора используются две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.

Методы текущего контроля:

        оценка за работу в классе;

        текущая сдача партий;

        контрольный урок в конце каждой четверти.

Виды промежуточного контроля:

 - переводной зачет (академическое прослушивание) в старший хор и по окончании освоения предмета.

          Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий.

          При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, преподаватель, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка,  прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

          При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

        оценка годовой работы ученика;

        оценка на зачете (сдача партий);

        другие выступления ученика в течение учебного года.

2.4 Оценочные материалы

Тематический контроль осуществляется на последнем занятии после изучения данной темы. Во время тематического контроля солисты или хор (в зависимости от исследуемого качества пения) исполняют вокальное музыкальное произведение. Результаты (уровень) вокальных умений вносятся в специальную ведомость.

Итоговый контроль: проводится с 15 по 25 мая согласно графику (расписанию) проведения отчётного концерта. Основной формой проведения итогового контроля является отчётный концерт. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Хоровое пение»:

-отзывы учащихся и родителей,

-отчётный концерт

-участие в конкурсах и фестивалях.

2.5 Методические материалы. 

1. Методические рекомендации педагогическим работникам.

          Задача руководителя хорового класса – пробудить у детей любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение –  наиболее доступный вид подобной деятельности.

          На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает обучающимся воспринимать музыкальные произведения сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.

          На протяжении обучения преподаватель следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием,  звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи,  расширяя диапазон певческих возможностей детей.

          Отбирая репертуар, преподаватель должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение –  мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания обучающихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

          Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.

          Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой обучающиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки.  Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

          Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является одним из обязательных предметов, способствующих формированию навыков коллективного музицирования. Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных действующими учебными планами, нельзя забывать о том, что хор – это коллектив. Лишь исходя из этого можно профессионально строить работу над всеми компонентами хорового звучания. Так, при организации учебного процесса в Учреждении целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.

          Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в Учреждении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

          Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. В результате домашней подготовки учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.

          Выполнение учащимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.

 

Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • Словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

Наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
  • прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся; применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом

возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Формы организации учебных занятий:

Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек).

На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы

занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.

  • Методический инструментарий: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, концерты.

Дидактический материал:

  • картотека дидактических игр по развитию чувства ритма;
  • картотека дидактических игр по развитию вокально – хоровых навыков;
  • музыкально- дидактические игры для изучения музыкальных понятий, терминов музыкальной грамотности;

Ресурсное обеспечение:

  • Наличие репетиционного зала (сцена).
  • Фортепиано,
  • Звуковоспроизводящая аппаратура.
  • Записи фонограмм (+,–).
  • Нотный материал.
  • Микрофоны.

Для проведения итогового концерта необходима хорошо оборудованная сцена, имеющая хорошее акустическое оборудование.

Алгоритм учебного занятия.

Все занятия строятся по одному алгоритму:

1. Организационный момент (подготовка к занятию).

2. Работа с учебно-тренировочным материалом: − дыхательная и артикуляционная гимнастика; − вокальные упражнения; − скороговорки.

 

3. Работа над вокальными произведениями включает: − вокализы; − произведения современных композиторов; − русскую классику; − зарубежную классику; − обработки народных песен.

 

4. Итоговая часть:

– анализ работы обучающихся

подведение итога занятия.

2.6 Список литературы

Литература для педагога:

1.Абелян Л., Гембицкая Е. Детский хор Института художественного воспитания

Академии педагогических наук СССР. М.,1976г.

2. Кабалевкий Д.Б. Воспитание ума и сердца , М.,1984г.

3. Кабалевкий Д.Б. Как рассказать детям о музыке? М.,1981г.

4. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.М..1998г.

5. Юссон Рауль. Певческий голос. Пер. Е.Рудакова.М., 1984г.

6. Шелемов Б. Импровизация. Л., 1983г.

7.Добровольская Н.Н., Что надо знать о детском голосе. М., 2004г.

8.Богино И.Г. Музыкальные игры М.,1996г

9.Михайловская Н. Музыка и дети. М.,2005г.

10.Фридкин Н. Музыкальная грамота М., 1986г

11. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л., 1999г.

12. Твои любимые песни. Лучшие песни советских композиторов .

Сост .С.Белкина М., 2006-2007г.г. ( сборник)

13. Чичков Ю.М. Солнечные маршруты. М., 1985г.

14. Детские оперы- игры. М., 2001г

Литература для родителей и детей:

1.Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;

2.Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;

3.Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998

4.Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.

5.Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;

6.Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;

7.Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.

8.Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;

9.Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;

10.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В ПЕРИОД МУТАЦИИ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20___г.Про...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В СМЕШАННОЙ ГРУППЕ МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности вокально-хоровая студия «Улыбка»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности вокально-хоровая студия «Улыбка»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности - хоровой студии "Орфей"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности - хоровой студии "Орфей"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хоровое пение»

Данная программа – это образовательный маршрут по двум хоровым ступеням (младшей и старшей). Она ориентирована на обучение детей без музыкально-теоретической подготовки, которые благодаря исполь...