Мониторинг образовательной деятельности в УДО
методическая разработка на тему
Наряду со многоими областями человеческой деятельности термин "мониторинг" стал использоваться и в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_rezultativnosti_v_udo.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг результативности педагогической деятельности в УДО.
Наряду со многими областями человеческой деятельности термин «мониторинг» стал использоваться с середины 90-х годов 20века и в образовании. Мониторинговые исследования в настоящее время получили широкое распространение, причём выделяются различные виды мониторинга: дидактический, воспитательный, управленческий, образовательный, соц.-пед и другие. М чаще всего рассматривается как средство систематизации методов получения информации. В процессе дидактических исследований или определения качества образ систем или их компонентов, а также как способ получения определённой информации, возможности использования. Которой зависят от компетентности субъекта, в распоряжении которого она оказалась. На основании результатов исследования мы можем рассматривать «технологию, ориентированную на получение научно-обоснованной информации о ходе и результатах образовательного процесса и выполнения воспитательной функций в УДО и в целом результативности педагогической деятельности». Необходимо учитывать принципы М:
1.Принцип экологичности – не должно искажаться и нарушаться естественное течение процессов, которпые исслед, не должно наноситься никакого вреда или ущерба его учасникам.
2. П сотрудничества –между субъектами М устанавливается контакт и атмосфера доверия; налаживаются отношения сотрудничества и делового партнёрства.
3. П конструктивности – М направлен не на выявлении ошибок, нарушений, а на поиск путей развития и усовершенствовавния.
4. П конфиденциальности – рез-ты М, касающиеся конкретных людей, не могут быть оглашены без их согласия.
5. П компетентности- условие реализации М является профессиональная готовность ответственных за его проведение.
По нашему мнению следует учитывать и П маркетинговых исследований, систематизирующие, упорядочивающие данные.
Комплексность
Тщательность
Точность
Оперативность
Объективность
Системность
регулярность
Система, действующая в Центре, и которую я использую как педагог дополнительного образования, служит оптимизации процесса, она –саморазвивающаяся, в её функционирование вовлечены все участники процесса, т.к. она всем необходима. Сформулированы объект, предмет, цель и задачи М.
Администрация обеспечивает функционирования системы, гарантирует объективность, наградность, сравнимость рез-тов. Педагоги используют систему для корректировки своей Дея-ти и Дея-ти её участников – детей
Цель: ориентация участников на саморазвитие, самосовершенствование. Работа над собственным опытом –обязывает контролировать самообразовательные акты. Оценивать в первую очередь свою Дея-ть.
. Сравнивая рез-ты, все участники имеют стимул «поднять планку»-определить свой уровень. Чем чаще складывается ситуация сравнения рез-тов, тем эффективнее объективная оценка, у участников образ. Процесса. При системном подходе к организации деятельности УДО все системы: воздействующее-развивающая, методическая, контрольно-оценочная –отвечают единой концепции и соответствуют друг другу; все обеспечивающие системы сложились в нашем учреждении, т.к. УДОД не единообразны по сути, а наше учреждение вообще уникально. В ЦДТ М результативности пед деятельности детализируется через показатели – внешне проявляющиеся признаки, по которым можно проследить в деятельности выраженность критериев
Система контроля и оценки деятельности.
Количественные показатели (контингент и его сохранность, наполняемость групп, востребованность данной деятельности, охват деятельностью, количество конкретных дел: акций, мероприятий, кл. часов, др)
Рост контингента ежегодно на3-10%, установленные нормативы состава групп и объединений(не менее 80% от 1 года обучения)
Качество образовательного процесса:
- промежуточная и итоговая аттестация в традиционных и нетрадиционных формах, утверждаемых педсоветом(зачётные мероприятия по образ. программам: конкурсы, фестивали, праздник, спектакли, выставки, тесты, шоу, концерты, сольные концерты, проекты, экзамены, творческие отчёты объед, исследования и др)
Протокола , ведомост,Баллы. Оценки, свидетельство разработанного и утверждённого образца
-уровень развития способностей(познавательных, музыкальных и т.д.
-уровень воспитанности, изучаемый в начале. Середине, конце уч.года
Соответствие Модели выпускника
Качества личности.
Мыслительные | Социодинамические | Психические | Субъект культуры |
интеллект | реализм | коммуникативность | творчество |
зрелость ума | активность | самоактуализация | свобода |
последовательность | разнообразие | уверенность в себе | |
интеллигентность | предприимчивость | тактичность | |
самостоятельность | альтруизм | рассудительность | |
независимость |
-рейтинг участия в мероприятиях на уровне центра, района, края, региона, РФ. Международном.
Так в ЦДТ присваиваются звания победителям конкурсов мастерства: «Мастер Золотые руки», «Умелец», «Юный виртуоз».за 2007-2008 год награды:
Всероссийские - 22
Краевые - 28
Районные - 45
Показатели социального развития личности (динамика развития личности: не умел – научился, не знал – узнал, не имел – приобрел и т. д., общение,качество продуктов социально – творческой деятельности ( поделок, рисунков, походов, акций и др, ), характер реализованных инициатив).
Показатели социальной адаптации личности ( снижение риска социальных явлений, повышение уровня социальной успешности учащихся, активность, профориентация).
…. Педколлектив ЦДТ активно проводит работу по поиску путей взаимодействия социальных инфраструктур района в решении задач по организации социально-значимого образования, воспитания и досуга детей и уже долгое время сотрудничает с Центром занятости населения, предоставляющем нашим воспитанникам рабочие места по выбранному ими при обучении в ЦДТ профилю. Около 30 выпускников за последние годы выбрали своей специальностью профиль, освоенный в ЦДТ(обработка дерева, дизайн и пошив одежды. Музыка и др.)
Показатели общественного мнения ( популярность и востребованность деятельности, социально – профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в СМИ).
… Одним из направлений мониторинга Дея-ти педагога считаем формирование готовности субъектов образовательного процесса к реализации технологий соц. Партнёрства. В настоящее время педагогический коллектив Центра детского творчества сотрудничает с 30 различными организациями, творческими объединениями и образовательными учреждениями нашего района. В качестве положительной тенденции можно отметить то, что сами педагоги начали активно пропагандировать свой опыт работы с детьми, искать новые формы сотрудничества с педколлективами СОШ района, учреждениями культуры(музей, библиотеки), Центром занятости населения, благотворителями.
Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура воспитанников).
Участие и мобильность при подготовке мероприятий различной направленности, уровня –от Дня банковского работника к театрализованному представлению ко дню села, от …..
Экономические показатели ( соотношение затрат с социально – педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально – технических ресурсов).
Система мониторинга развивается путём накопления педагогами опыта, методических материалов, индивидуальных программ (авторских, модифицированных, составительских). Педагог, представляя и защищая П, защищает также контрольно-оценочные методики, зачастую востребованные другими.
В Центре реализуется ежегодно от 70 до 90 обр программ, в том числе… соц-педаг.«Островок надежды»(для детей с ограниченными возможностями), « Путь к успеху»(для одарённых детей)
Административный контроль как факт оценки служит вкладом в развитие системы, оставаясь в архивах аналитической справкой, подготовкой библиографии, изучением методики; считаем показателем эффективности системы - кол-во педагогов, находящихся на самоконтроле (ежегодно 3-7 педагогов)
В методическом фонде накапливается множество разнообразных разработок, по рейтингу выпуска которых также можно судить о деятельности педагога:
конспекты открытых занятий (где отслеживаются и приветствуются ЗУНы педагога в области психологии, педтехнологий, ИКТ), методических докладов, обобщение опыта работы, воспитательные мероприятия, выступления на педсоветах, МО, семинарах, конференциях, педагогических мастерских, отчётах о самообразовании, материалов к аттестации и мн.др.
Ретрансляция уникального пед опыта, передача «инновационных продуктов» реализуется через систему мастер-классов, семинаров практической направленности для учителей ИЗО, технологии, начальных классов, музыки школ района….. Также успешно реализуется система наставничества.
Ну и, конечно же, конкурсы пед мастерства. В ЦДТ с 1997г. Проводится конкурс пед мастерства «Сердце отдаю детям» по аналогу конк РФ, что создаёт условия для раскрытия и развития инновационного потенциала. В конк приняли участие около 80% педагогов Центра. В 2003г. принимали участие в краевом заочном конкурсе(диплом). В 2007г. Педагог Керимова Е.Ю. стала победителем краевого этапа конкурса в номинации «Соц-пед» и стала Дипломантом Всероссийского конкурса в С.-Петербурге. Педагоги Центра принимают участие в районных фестивалях педдинноваций и т.д.
Система контроля и оценки приносит реальную пользу всем участникам (душевный комфорт участника, знающего, что его работа оценена объективно, а успех не остаётся незамеченным). Наибольшее кол-во разнообразных событий проходит на уровне: цдт, района; далее- край, затем – РФ и международный уровень, где событий мало и они менее разнообразны и более традиционны, но при мониторинге деят-ти педагога участие в них системно, желательно и, хоть и дорого, но возможно. Педагог Стриченюк А.П. занесена в книгу «Ими гордится Россия», педагогом Левченко О.Н. создан первый и единственный в районе «Детский образцовый коллектив».
Награждаемость педагогов:4 Почётных работника общего образования, более 50% педколлектива награждены Почётными грамотами различного уровня.
Обращаясь проблеме М, необходимо на наш взгляд выстроить логическую цепочку: сущность М – принципы-объект-предмет-цель-задачи-критерии-показатели-психолого-педагогический инструментарий-этапы реализации. В этом случае М будет решать задачи повышения результативности пед. Дея-ти на основе системного исследования пед процесса, способствовать управлению средой, образ и воспит процессами, программами саморазвития и совершенствования.
Таблица для сбора информации
Мероприятия | ЦДТ | Село | Район | Край | РФ |
Сохранность контингента | |||||
Качество образовательного процесса | |||||
Уровень занятий | |||||
Технологии | |||||
Дидактика | |||||
Методы | |||||
Элементы творчества | |||||
Объём и уровень ЗУН | |||||
ИКТ | |||||
Результативность занятия | |||||
Уровень воспитанности | |||||
Участие педагога в: | |||||
МС | |||||
АК | |||||
Педсовете | |||||
Творческой лаборатории | |||||
МО | |||||
Участие воспитанников в | |||||
Выставки | |||||
Фестивали | |||||
Конкурсы | |||||
Участие педагога в конкурсах | |||||
Награды педагога |
Информационное обеспечение
Р.Бажилин, Школа игры на аккордеоне. М. - 2002г.
Р.Бажилин, Юному аккордеонисту,М. - 2000г.
А. Мирек. Самоучитель игры на аккордеонеМ.-1984г.
В.Лушников Школа игры на аккордеоне. Издательство «Советский композитор». – М., 1986, 2001гг.
В.И. Аетрушин. Музыкальная психология. М. – 1997г.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.:Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – М. – Л., 1967.
Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей: Вып. 3. Рею.-сост. А. Лагутин. – М.: Музыка, 1991.
Музыкальное воспитание в школе. – М., 1985. – Вып. 16.
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. М. Владос, 2004 г.
«Дополнительное образование», М. -2000-2009гг.
«Внешкольник», М. - 2000-2009гг.
«Музыкальный руководитель», М. -2008г.
«Бюллетень методических материалов»,М. - 2000-2009гг.
«Музыкальная палитра», М.- 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг образовательной деятельности
Методический материал оформлен в виде презентации....
Электронные таблицы для мониторинга образовательной деятельности школы
Авторские таблицы в формате Excel позволяют быстро и эффективно анализировать успеваемость по следующим параметрам:1) успеваемость класса (анализируется средний балл и качество знаний по каждому предм...
Методические рекомендации проведения мониторинга образовательной деятельности в УДОД
Сутью мониторинга является систематическое отслеживание, фиксирование и анализ результатов каждого взаимодействия педагога с детьми, что позволяет дать конкретный и объективный анализ деятельности дет...
Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей
Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...
Мониторинг образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях у...
Положение о мониторинге образовательной деятельности
Положение ЦВР по проведению мониторинга образовательной деятельности...
мониторинг образовательной деятельности
В мониторинге представлены итоги образовательной деятельности...