Положение о мониторинге образовательной деятельности
методическая разработка на тему
Положение ЦВР по проведению мониторинга образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_monitoringe_tsvr.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы Советского района» г.Брянска
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №______
от «____»_________20___г.
ПОЛОЖЕНИЕ О МОНИТОРИНГЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МБОУДОД «Центр внешкольной работы Советского района» г.Брянска
Брянск - 2014
1. Общие положения
1.1. Мониторинг в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы Советского района» г.Брянска (далее – ЦВР) - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения (в обобщенной форме) информации Об образовательной деятельности учреждения, позволяющая судить об актуальном состоянии и динамике образовательной деятельности ЦВР, дающая прогноз и обоснование приоритетных направлений развития.
1.2. Мониторинг – это масштабная диагностическая процедура, нацеленная на получение обратной связи от всех субъектов образовательного процесса ЦВР. Мониторинг связан со всеми аспектами управления функционированием и развитием учреждения, ориентирован на информационное обеспечение управления, способствует его эффективности, позволяет судить о состоянии образовательной деятельности ЦВР в любой момент времени.
1.3. Мониторинг образовательной деятельности осуществляется в соответствии с настоящим Положением (далее - Положение). Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., Приказом Министерства образования и науки РФ № 1008 от 29 августа 2013 г. “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; Уставом центра, нормативными правовыми актами, регламентирующими реализацию процедуры оценки качества образования. Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора ЦВР на основании решения педагогического совета.
1.4. Мониторинг организуется на всех уровнях и направлениях образовательной деятельности учреждения и управления соответствующими специалистами (зам.директора, зав.отделами, методистами, педагогами дополнительного образования). Для проведения особых видов мониторинговых исследований могут быть привлечены специалисты из других учреждений и организаций.
1.5. Срок настоящего Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
2. Концептуальные основы мониторинга
2.1. Цель мониторинга – обеспечение объективного информационного сопровождения образовательного процесса ЦВР; осуществление перехода на новую систему управления образованием - управление по результатам.
2.2. Задачи мониторинга:
- систематическое и всестороннее изучение образовательной деятельности ЦВР;
- получение достоверной и объективной информации об условиях, организации и содержании образовательного процесса ЦВР;
- совершенствование механизма мониторинговых исследований на уровне ЦВР;
- анализ актуального состояния деятельности учреждения;
- создание информационной сети ЦВР для систематизации информации, повышения ее оперативности и доступности, оптимизации и информационных потоков, формируемых на различных уровнях деятельности;
- координация деятельности всех субъектов мониторинга ЦВР;
- совершенствование технологии информационно-аналитической деятельности на основе современных научных достижений;
- своевременное выявление изменений в образовательной деятельности ЦВР и вызывающих их факторов;
- предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.
2.3. Принципы мониторинга:
- принцип актуальности (мониторинг позволяет выявить современное состояние образовательной деятельности ЦВР);
- принцип проблемности (мониторинг может проводиться с целью выявления проблем или по заданной проблеме);
- принцип развития (мониторинг осуществляется параллельно с процессом развития ЦВР и способствует выявлению направлений его позитивного развития);
- принцип управления (организатор мониторинговой деятельности разрабатывает ее целевые установки и намечает контуры содержания, контроль мониторинговой деятельности может осуществляться на разных уровнях (самоконтроль, административный контроль, общественный контроль);
- принцип целостности (мониторинговые исследования предполагают многоаспектность содержания и возможность участия всех субъектов ЦВР);
- принцип системности (регулярность и периодичность проведения мониторинговых исследований);
- принцип оперативности (переработка информации осуществляется в оптимально короткие сроки);
- принцип информационной открытости (обобщенные результаты мониторинговых исследований могут быть предоставлены всем субъектам образовательно-воспитательного процесса).
2.4. Функции мониторинга:
- диагностическая – сканирование состояния образовательной деятельности ЦВР и происходящих в нем изменений;
- компаративистская – создание условий для анализа состояния образовательного процесса в целом или различных его элементов как во времени (состояние в разные периоды времени), так и пространстве (возможность сравнения с другими аналогичными учреждениями дополнительного образования детей);
- информационная – регулярное получение сопоставимой информации о состоянии и развитии ЦВР;
- прагматическая – информационное обеспечение принятия максимально обоснованных и адекватных требованиям ситуации решений, прежде всего управленческих.
3. Объекты, субъекты и предмет мониторинга.
3.1. Объекты мониторинга:
- условия осуществления образовательной деятельности (кадровые, нормативно-правовые, материально-технические, санитарно-гигиенические, учебно-методические);
- организация образовательного процесса (контингент обучающихся, режим работы ЦВР, расписание работы детских объединений, расписание работы клубов по месту жительства);
- содержание образовательного процесса (цели, образовательные программы, планы, средства обучения, воспитательная система, диагностические методики и др.);
- результативность образовательного процесса;
- эффективность и действенность внутриорганизационного управления,
- состояние и эффективность инновационной работы;
3.2. Субъекты мониторинга: обучающиеся, родители, педагогические работники, администрация ЦВР, социум района.
3.3. Предмет мониторинга - все аспекты (компоненты) образовательной деятельности ЦВР.
4. Организационно-технологическая схема функционирования мониторинга
4.1. Комплекс мониторинговых показателей:
- первичные показатели: описание актуального состояния образовательной деятельности ЦВР;
- вторичные показатели: обобщенные показатели результатов мониторинговых исследований образовательной деятельности ЦВР.
4.2. Методы мониторинга:
- экспертное оценивание;
- наблюдение;
- анализ продуктов деятельности (документации, фото- и видеоматериалов и др.);
- тестирование,
- анкетирование,
- опрос,
- ранжирование,
- самооценка, самодиагностика;
- статистическая обработка информации и др.
4.3. Инструментарий
- анкеты, опросные листы, тесты;
- программа (план) мониторинга;
- протоколы аттестации обучающихся;
- справки-анализы;
- диагностические таблицы;
- информационные и диагностические карты.
4.4. Технология мониторинговой деятельности:
- нормативно-правовое и административное обеспечение мониторинговой деятельности;
- организация мониторинга (подготовка рабочей группы, разработка процедуры);
- разработка инструментария;
- сбор информации;
- обработка и анализ полученной информации, подготовка материалов статической отчетности.
5. Содержание мониторинга:
- содержание, организационные формы и методы образовательного процесса;
- реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- уровень воспитанности обучающихся, состояние физического и психического развития, эмоционального благополучия детей;
- уровень профессиональной компетентности педагогов;
- достижения педагогических работников и обучающихся в конкурсных соревнованиях различного уровня;
- развитие инновационных процессов и их влияние на повышение качества образовательного процесса ЦВР;
- состояние взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: директор – педагогический коллектив; директор – детский коллектив; директор – коллектив родителей; директор – внешняя среда; педагог - педагог; педагог – обучающийся (воспитатель – воспитанник); педагог (воспитатель) – семья;
- материально-техническое и программно-методическое обеспечение –образовательного процесса;
- удовлетворенность родителей качеством предоставляемых ЦВР услуг.
6. Информационный фонд мониторинга
6.1.Реализация мониторинга в ЦВР предполагает организацию постоянного сбора и накопления информации на основе:
- результатов плановых мониторинговых исследований с использованием специально подготовленных методик;
- отчетности, утвержденной нормативно-правовыми актами ЦВР;
- инспектирования деятельности ЦВР различными органами государственной власти разного уровня;
- данных о повышении квалификации и аттестации педагогических кадров;
- данных о прохождении промежуточной и итоговой аттестации обучающимися ЦВР;
- результатов диагностического контроля выполнения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ за различные периоды;
- показателей уровня воспитанности обучающихся (воспитанников);
- результатов участия педагогических работников и обучающихся в конкурных соревнованиях;
- показателей, предусмотренных программой развития и годовыми планами ЦВР.
6.2. Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование информации.
7. Модель мониторинга
7.1. I этап - нормативно-установочный
В рамках этого этапа осуществляется:
- разработка локальных актов, сопровождающих мониторинг;
- определение целей и задач мониторинга;
- определение основных показателей и критериев;
- выбор способа установления реальных достижений обследуемого объекта, выбор инструментария.
7.2. II этап - информационно-диагностический
На этом этапе осуществляется сбор информации с помощью подобранных методик
7.3. III этап - аналитический
Основная задача данного этапа - анализ результатов проведенной работы,
оценка состояния объекта мониторинга, сопоставление его с «нормативными
показателями», установление причины отклонений на основе логического анализа, разработка стратегии коррекционно-развивающей работы.
7.4. IV этап - итогово-прогностический (завершающий)
Организаторы мониторинга выполняют следующие действия:
- оценивает состояние объекта мониторинга с помощью разнообразных диагностических приемов;
- сопоставляет полученные результаты с первичными;
- делает выводы, умозаключения о соответствии избранных целей и задач педагогического мониторинга полученным результатам педагогической деятельности;
- определяет эффективность проведенной работы на основе логического анализа;
- прогнозирует дальнейшие тенденции и возможности обследуемого объекта.
8. Управление мониторингом
8.1. Руководство мониторингом осуществляет администрация ЦВР, которая:
- определяет тематику мониторинговых исследований;
- назначает организаторов процедуры мониторинга;
- обеспечивает нормативно-правовое сопровождение мониторинга;
- готовит итоговую информацию на основании полученных результатов мониторинга;
- принимает решения, направленные на эффективность управления ЦВР;
- организует, по мере необходимости, распространение информации о результатах мониторинга.
8.2. Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации определяются заказчиком мониторинга.
8.3. Организаторы мониторинга несут персональную ответственность за использование данных мониторинга, их обработку, анализ и распространение результатов.
8.4. Участники мониторинга несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации.
9. Функционал специалистов, обеспечивающих систему мониторинга
9.1. Административный состав:
- предлагает направление мониторинговых исследований;
- организует и координирует мониторинговые исследования в ЦВР;
- формирует нормативно-правовое обеспечение (локальные нормативные акты) мониторинга;
- проводит анализ полученных данных мониторинга и принятие управленческих решений;
- осуществляет предоставление информации по итогам мониторинга ЦВР в вышестоящие организации.
9.2. Методическая служба:
- предлагает направление мониторинговых исследований в рамках своей компетенции;
- обеспечивает научно-методическое сопровождение мониторинга;
- организует консультативную помощь для участников мониторинга;
- формирует инструментарий мониторинговой деятельности, разрабатывает инструкции по его применению;
- осуществляет сбор, обработку и хранение информации, полученной в ходе мониторинга;
- готовит аналитические материалы по итогам мониторинга.
9.3. Педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели, воспитатели, педагоги-организаторы:
- предлагают направления мониторинговых исследований в рамках образовательной направленности, вида деятельности, конкретной образовательной программы детского объединения, программы работы клуба по месту жительства;
- участвуют в создании инструментария мониторинга;
- осуществляет сбор, обработку и хранение информации, полученной в ходе мониторинга;
- участвуют в подготовке аналитических материалов по результатам мониторинговых исследований по образовательному направлению и виду деятельности; готовит аналитические материалы по результатам мониторинга в рамках конкретной образовательной программы детского объединения, программы работы клуба по месту жительства.
10. Ресурсное обеспечение мониторинга
10.1. Материально-техническое:
- информационно-техническое (компьютерная техника, программное обеспечение, множительная и копировальная техника);
- расходные материалы.
10.2. Кадровое обеспечение: к организации и проведению мониторинга могут привлекаться все категории педагогических работников ЦВР после соответствующей подготовки.
10.3. Финансовое обеспечение: средства, достаточные для организации и проведения всех этапов мониторинга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг образовательной деятельности
Методический материал оформлен в виде презентации....
Электронные таблицы для мониторинга образовательной деятельности школы
Авторские таблицы в формате Excel позволяют быстро и эффективно анализировать успеваемость по следующим параметрам:1) успеваемость класса (анализируется средний балл и качество знаний по каждому предм...
Методические рекомендации проведения мониторинга образовательной деятельности в УДОД
Сутью мониторинга является систематическое отслеживание, фиксирование и анализ результатов каждого взаимодействия педагога с детьми, что позволяет дать конкретный и объективный анализ деятельности дет...
Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей
Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...
Мониторинг образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях у...
мониторинг образовательной деятельности
В мониторинге представлены итоги образовательной деятельности...
Мониторинг образовательной деятельности учителей ШМО естественнонаучного цикла
Мониторинг образовательной деятельности учителей ШМО естественнонаучного цикла...