Программа по шахматам (3 года)
рабочая программа на тему
Большой популярностью в нашей стране пользуются шахматы. Эта мудрая игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шахматы стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Значительна роль шахмат и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шахматами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа пошахматам | 256.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Большой популярностью в нашей стране пользуются шахматы. Эта мудрая игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шахматы стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Значительна роль шахмат и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шахматами.
Правила игры в шахматы довольно сложные, но вполне доступны. Научиться хорошо играть в шахматы - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шахматы. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шахмат в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.
И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шахматам в учреждениях дополнительного образования - дворцах творчества, детских спортивных школах, клубах и т.д.
Шахматы, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шахматную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.
Следует отметить, что в образовательных учреждениях города и области занятия шахматами носят разовый характер. Это эпизодические турниры в классах, соревнования в школах, в летних оздоровительных лагерях, соревнования в колледжах и техникумах.
Систематические занятия могут быть организованы только в кружках секциях или объединениях.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шахматного искусства просто необходима программа занятий.
Отличительной особенностью данной программы является больший акцент на начальную подготовку детей, в основном младшего возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации.
Программа объединения «шахматы» создана в соответствии с теоретическими знаниями, игровой практикой, педагогическим, тренерским опытом работы автора с детьми.
Программа относится к физкультурно-спортивной направленности.
Адресат программы.
В кружке работа ведется с детьми от 7.
В младшем школьном возрасте продолжает совершенствоваться координация, пространственное и образное мышление. Познавательная деятельность приобретает более сложные формы; произвольность, внимание и восприятие становятся целенаправленным; у ребенка развиваются самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение оценивать и анализировать свои поступки и результаты деятельности. Важно, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца. Обучение в кружке начинается с 7 - 10 лет. В этом возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, т.к. память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой. В кружке каждый ребенок может реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть богатство своих умений. На занятиях кружка «Шахматный» для ребенка создаются все условия, чтобы у него появилась заинтересованность и он мог почувствовать уверенность в своих силах. Создаются необходимые условия для интеллектуального и коммуникативного развития. У детей в возрасте 10 - 13 лет происходит перестройка памяти, активно развивается логическая память, способность ко многим видам обучения, активизируются любознательность, желание продемонстрировать свои способности. В возрасте 14-16 лет ребенок стремится мыслить независимо и самостоятельно, принимать лишь то, что ему кажется интересным и полезным. Это стимулирует его к выходу за пределы обычной школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков.
Срок реализации программы 3 года:
1год - 144 часа+ 8 часов резерв (2 раза в неделю по 2 часа).
2 год – 216 часов + 12 часов резерв (3 раза в неделю по 2 часа).
3 год – 216 часов + 12 часов резерв (3 раза в неделю по 2 часа) .
Резервные часы могут быть использованы педагогом в любом разделе учебно-тематического плана для закрепления изученного материала.
2. Цель и задачи программы:
Цель программы:
• Раскрытие умственного и волевого потенциала личности обучающихся средством углубленного обучения игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
• Обучение основам шахматной игры;
• Обучение комбинациям, теории и практике шахматной игры.
Воспитательные:
• Воспитание отношения к шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
• развитие стремления детей к самостоятельности;
• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
Формы и методы проведения занятий:
При проведении занятий используется групповая и индивидуальная форма работы. Проводятся теоретически и практические занятия. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры.
Используются следующие методы проведения занятий: словесные методы, наглядные методы, практические.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
1. Метод упражнений;
2.Игровой метод;
3.Соревновательный;
4.Метод круговой тренировки.
Планируемые результаты:
После I учебного года:
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения шахмат;
- расположение и определение горизонтальных и вертикальных линий на шахматной доске;
- названия фигур и их свойства (как ходит каждая фигура), обозначение фигур;
- что такое шах и что такое мат.
Учащиеся должны уметь:
- ходить разными фигурами;
- проводить игру пешками без короля;
- проводить игру короля против пешек и игру короля против короля;
- использовать при игре различные приёмы: двойные удары, вскрытые удары, рокировка.
После II учебного года:
Учащиеся должны знать:
- различные тактические приемы игры;
- владеть комбинационными навыками игры;
- технику пешечного эндшпиля;
- дебюты (начальные сведения об открытых, полуоткрытых началах, закрытых дебютах);
- основы стратегии.
Учащиеся должны уметь:
- при игре использовать: тактические приемы (заграждение,
- отвлечение и т.п.);
- применять различные дебюты, (мин. по два за каждую сторону);
- использовать стратегические приемы.
После III учебного года:
Учащиеся должны знать:
- пешечные конфигурации;
- роль центра в шахматной партии;
- типовые позиции миттельшпиля;
- типовые позиции эндшпиля;
- современную литературу по шахматам;
Учащиеся должны уметь:
- Применять на практике стратегические приёмы;
- владеть техникой расчёта ходов;
- решать задачи (тесты и этюды).
Контроль за реализацией программы.
Виды диагностики: текущая, промежуточная, итоговая.
Текущая диагностика результатов проводится в виде теоретических и практических контрольных занятий, а также соревнований на протяжении всего курса обучения.
Промежуточная аттестация проводится по окончании 1-го и 2-го года обучения, итоговая по окончании 3-го года обучения.
Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации: контрольная работа, которая направлена на оценку теоретических и практических знаний.
Критерии оценки результатов:
• Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с заданием;
• Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
• Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после
подсказки педагога.
Учебно-тематический план
1-й год обучения
Общее | |||
Наименование разделов и тем | кол-во | Теория | Практика |
часов | |||
1. Исторический обзор развития шахмат | 16 | 10 | 6 |
1.1 Происхождение шахмат. Чатуранга и | 2 | 1 | 1 |
шатрандж. Распространение шахмат на Востоке, проникновение шахмат в Европу. | |||
1.2 Реформа шахмат. Шахматные | |||
трактаты. Запрет шахмат церковью | 2 | 1 | 1 |
1.3 Испанские и итальянские шахматисты | |||
XVI-XVII веков. Ранняя итальянская школа. | 4 | 1 | |
Шахматы как придворная игра. | 3 | ||
1.4 Выдающиеся мастера прошлого (от | |||
Морфи до Алехина). Советская школа шахмат. | 4 | 2 | 2 |
1.5 Современные российские и | 4 | 3 | 1 |
зарубежные шахматисты. | |||
2. Шахматный кодекс. Международная | |||
шахматная федерация ФИДЕ. | 16 | 12 | 4 |
2.1 Правила игры. | 10 | 6 | 4 |
2.2 Шахматная нотация и термины. | 2 | 2 | |
2.3 Рейтинг ЭЛО. | 2 | 2 | _ |
2.4 Международная шахматная федерация ФИДЕ. | 2 | 2 |
3. Теоретическая подготовка | 46 | 28 | 18 | ||||
Первоначальные понятия. | |||||||
3.1 Физическая культура и спорт в России. | 4 | 4 | - | ||||
3.2 Первоначальные сведения. | |||||||
Шахматная доска. Горизонтали и вертикали. Наименование полей. | 8 | 6 | 2 | ||||
3.3 Фигуры и пешки. Начальная позиция. | 2 | 1 | 1 | ||||
3.4 Как ходят фигуры. Ладья. Взятие. | 8 | 6 | 2 | ||||
3.5 Слон. Полная и краткая нотация. | 4 | 3 | 1 | ||||
3.6 Король. Шах. Мат. | 6 | 2 | 4 | ||||
3.7 Ферзь. Конь. | 6 | 3 | 3 | ||||
3.8 Пешки. | 6 | 2 | 4 | ||||
3.9 Рокировка. | 2 | 1 | 1 | ||||
4. Практическая подготовка. Судейство | 46 | 18 | 28 | ||||
и организация соревнований. | |||||||
4.1 Дебют. | 12 | 8 | 4 | ||||
4.2 Миттельшпиль. | 12 | 4 | 8 | ||||
4.3 Эндшпиль. | 12 | 4 | 8 | ||||
4.4 Судейство на соревнованиях. | 10 | 2 | 8 | ||||
5. Турниры. Анализ партий. | 20 | 6 | 14 | ||||
5.1 Анализ партий и типовых позиций | 11 | 3 | 8 | ||||
5.2 Турниры. Анализ партий. | 9 | 3 | 6 | ||||
ИТОГО за год: | 144 | 74 | 70 |
Учебно-тематический план
2-й год обучения
Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Теория | Практика | ||||
1. Формирование навыков игры. | 16 | 8 | 8 | ||||
1.1 Приемы заграждений. | 4 | 2 | 2 | ||||
1.2 Приемы отрезания полей. | 2 | 1 | 1 | ||||
1.3 Приемы стеснения положения. | 2 | 1 | 1 | ||||
1.4 Приемы перегрузки по защите пунктов. | 2 | 1 | 1 | ||||
1.5 Приемы связки. | 2 | 1 | 1 | ||||
1.6 Приемы выигрыша темпа (по времени) | 4 | 2 | 2 | ||||
2. Формирование комбинационных навыков. | 24 | 12 | 12 | ||||
2.1 Ладья | 4 | 2 | 2 | ||||
2.2 Слон. | 4 | 2 | 2 | ||||
2.3 Ферзь | 4 | 2 | 2 | ||||
2.4 Конь | 4 | 2 | 2 | ||||
2.5 Пешка. | 4 | 2 | 2 | ||||
2.6 Король | 4 | 2 | 2 | ||||
3. Изучение техники пешечного | 44 | 12 | 32 | ||||
эндшпиля. | |||||||
3.1 Оппозиция. | 4 | 1 | 3 | ||||
3.2 Поля соответствия. | 4 | 1 | 3 | ||||
3.3 Правило квадрата. | 4 | 1 | 3 | ||||
3.4 Отдаленная проходная пешка. | 4 | 1 | 3 | ||||
3.5 Игра на поле. | 4 | 1 | 3 | ||||
3.6 Отталкивание «плечом». | 4 | 1 | 3 | ||||
3.7 Прорыв. | 4 | 1 | 3 | ||||
3.8 Пространство. | 4 | 1 | 3 | ||||
3.9 Ферзь против пешки. | 6 | 2 | 4 | ||||
3.10 Ладья и пешка против ладьи | 6 | 2 | 4 | ||||
4. Изучение дебютов. | 52 | 26 | 26 | ||||
4.1 Открытые начала: | 28 | 14 | 14 | ||||
а) итальянская партия | 4 | 2 | 2 | ||||
б) защита двух коней, дебют слона. | 4 | 2 | 2 | ||||
в) дебют четырех коней, латышский гамбит | 4 | 2 | 2 | ||||
г) венская партия, центральный дебют. | 4 | 2 | 2 | ||||
д) королевский гамбит, русская партия (з. Петрова). | 4 | 2 | 2 | ||||
е) испанская партия (партия Р.Лопеса) | 4 | 2 | 2 | ||||
4.2Полуоткрытые начала: | 12 | 6 | 6 | ||||
а) сицилианская защита. | 4 | 2 | 2 | ||||
б) защита Филидора. | 4 | 2 | 2 | ||||
в) французская защита. | 4 | 2 | 2 | ||||
4.3 Закрытые дебюты. | 12 | 6 | 6 | ||||
а) ферзевый гамбит. | 4 | 2 | 2 | ||||
б) староиндийская защита. | 4 | 2 | 2 | ||||
в) защита Нимцовича. | 4 | 2 | 2 | ||||
5. Изучение основ стратегии. | 44 | 22 | 22 | ||||
5.1 Пешечные слабости. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.2 Сдвоенные пешки. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.3 Отсталая пещка на полуоткрытой линии. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.4 Проходная пешка. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.5 Слабые поля в лагере противника. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.6 Использование открытых и полуоткрытых линий | 4 | 2 | 2 | ||||
5.7 Борьба за открытую линию. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.8 Форпост на открытой и полуоткрытой | 4 | 2 | 2 | ||||
линии. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.9 Слабость комплекса полей. | 4 | 2 | 2 | ||||
5.10 Атака на короля. | 4 | 2 | 2 | ||||
6. Турниры. Подведение итогов обучения. | 36 | 6 | 30 | ||||
6.1 Турниры по круговой системе с записью партий | 30 | 30 | |||||
6.2 Подведение итогов обучения. | 6 | 6 | |||||
ИТОГО за год: | 216 | 86 | 130 |
Учебно-тематический план
3-й год обучения
Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов. | Теория | Практика | |
1. Анализ пешечной конфигурации и составление плана игры | 24 | 6 | 18 | |
1.1 Пешечная структура и положение в ней фигур. | 4 | 1 | 3 | |
1.2 «Хорошие» и «плохие» слоны. | 4 | 1 | 3 | |
1.3 Слон сильнее коня. | 4 | 1 | 3 | |
1.4 Конь сильнее слона. | 4 | 1 | 3 | |
1.5 Разноцветные слоны в миттельшпиле. | 4 | 1 | 3 | |
1.6 Выключение фигур соперника из игры. | 4 | 1 | 3 | |
2. Поиск матовых комбинаций. | 45 | 9 | 36 | |
2.1 Две ладьи. | 5 | 1 | 4 | |
2.2 Ладья и слон. . | 5 | 1 | 4 | |
2.3 Ладья и конь. | 5 | 1 | 4 | |
2.4 Два слона. | 5 | 1 | 4 | |
2.5 Два коня. | 5 | 1 | 4 | |
2.6 Слон и конь. | 5 | 1 | 4 | |
2.7 Ферзь и слон. | 5 | 1 | 4 | |
2.8 Ферзь и конь. | 5 | 1 | 4 | |
2.9 Три фигуры. | 5 | 1 | 4 | |
3. Решение проблем центра. | 20 | 10 | 10 | |
3.1 Борьба за создание пешечного центра. | 4 | 2 | 2 | |
3.2 Подрыв пешечного центра. | 4 | 2 | 2 | |
3.3 Фигуры против пешечного центра. | 4 | 2 | 2 | |
3.4 Фигурно-пешечный центр. | 4 | 2 | 2 | |
3.5 Роль центра при фланговых операциях. | 4 | 2 | 2 | |
4. Тренировка техники расчета, | 30 | 15 | 15 | |
4.1 Отбор целесообразных продолжений (ходов кадидатов). | 6 | 3 | 3 | |
4.2 Длинный вариант при большом количестве ходов кандидатов. | 6 | 3 | 3 | |
4.3 Сеть коротких вариантов при большом количестве ходов кандидатов. | 6 | 3 | 3 | |
4.4 Анализ обучающимися предложенной позиции, нахождение выигрыша. | 6 | 3 | 3 | |
4.5 Анализ обучающимися предложенной позиции и доказательство в игре с сеансером. | 6 | 3 | 3 | |
5. Анализ типичных положений. | 38 | 19 | 19 | |
5.1 Использование пешечного перевеса на ферзевом фланге. | 8 | 4 | 4 | |
5.2 Использование пешечного перевеса в центре. | 2 | 1 | 1 | |
5.3 Борьба с пешечным перевесом на фланге. | 2 | 1 | 1 | |
5.4 Пешечная цепь. | 2 | 1 | 1 | |
5.5 Атака базы, приводящая к разрушению пешечной цепи. | 2 | 1 | 1 | |
5.6 Качественное пешечное превосходство. | 2 | 1 | 1 | |
5.7 Ограничение подвижности пешек, их блокада. | 2 | 1 | 1 | |
5.8 Пешечная пара «сЗ+с4». | 2 | 1 | 1 | |
5.9 Пешечная пара «сЗ+с4» с активностью фигур на королевском фланге. | 2 | 1 | 1 | |
5.10 Изолированная пешка в центре доски. | 2 | 1 | 1 | |
5.11 План игры против изолированной пешки в центре доски. | 2 | 1 | 1 | |
5.12 План игры с изолированной пешкой и прорывом «d4 - d5». | 2 | 1 | 1 | |
5.13 План игры с атакой на королевском фланге. | 2 | 1 | 1 | |
5.14 «Висячие» пешки и их минусы. | 2 | 2 | 2 | |
5.15 План игры против «висячих) пешек. | 2 | 1 | 1 | |
5.16 План игры с «висячими» пешками. | 2 | 1 | 1 | |
6. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической работе. | 20 | 14 | 6 | |
6.1 Организация и контроль за самостоятельным анализом детьми позиций с пешечной формацией. | 10 | 8 | 8 | |
6.2 Организация и контроль за самостоятельным изучением шахматной литературы. | 10 | 6 | 4 | |
7. Турниры. Подведение итогов обучения. | 39 | 4 | 35 | |
7.1 Квалификационный турнир по круговой системе с записью п. | 35 | |||
7.2 Подведение итогов обучения. | 4 | |||
ИТОГО за год: | 216 | 77 | 139 |
Содержание программы 1 год обучения.
1.Исторический обзор развития шахмат……………………16 часов.
Теоретический компонент:
Происхождение шахмат. Чатуранга и шатрандж. Распространене шахмат на Востоке, проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Шахматные трактаты. Запрет шахмат церковью. Испанские и итальянские шахматисты. Выдающиеся мастера прошлого. Советская школа шахмат. Современные российские и зарубежные шахматисты.
2.Шахматный кодекс. Международная шахматная федерация
ФИДЕ………………………………………………………… 16 часов.
Теоретический компонент:
Правила игры. Шахматная нотация и термины. Рейтинг ЭЛО. Международная шахматная федерация ФИДЕ.
3.Теоретическая подготовка. Первоначальные понятия…46 часов.
Теоретический компонент:
Физическая культура и спорт в России. Первоначальные сведения. Шахматная доска. Горизонтали и вертикали. Наименование полей.
Практический компонент:
Фигуры и пешки. Начальная позиция. Как ходят фигуры, ладья, взятие. Слон, полная и краткая нотация. Король, шах, мат. Ферзь, конь. Пешки. Рокировка.
4.Практическая подготовка. Судейство и организация соревнований …………………………………………………46 часов.
Теоретический компонент:
Судейство на соревнованиях..
Практический компонент:
Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль.
5.Турниры. Анализ партий…………………………………….20 часов.
Практический компонент:
Анализ партий и типовых позиций. Турниры, анализ партий.
Содержание программы 2 год обучения.
1.Формирование навыков игры………………………..16 часов.
Теоретический компонент:
Приёмы заграждений. Приёмы отрезания полей. Приёмы стеснения положения.
Практический компонент:
Приёмы перегрузки по защите пунктов. Приёмы связки. Приёмы выигрыша темпа.
2.Формирование комбинационных навыков………..24 часа.
Практический компонент:
Ладья. Слон. Ферзь. Конь Пешка. Король.
3.Изучение техники пешечного эндшпиля…………….44 часа.
Теоретический компонент:
Оппозиция. Поля соответствия. Правило квадрата. Отдалённая проходная пешка.
Практический компонент:
Игра на поле. Отталкивание «плечом». Прорыв. Пространство. Ферзь потив пешки. Ладья и пешка против ладьи.
4.Изучение дебютов……………………………………… 52 часа.
Теоретический компонент:
Открытые начала. Полуоткрытые начала.
Практический компонент:
Закрытые дебюты.
5.Изучение основ стратегии………………………………….44 часа.
Теоретический компонент:
Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Отсталая пешка на полуоткрытой линии. Проходная пешка.
Практический компонент:
Использование открытых и полуоткрытых линий. Борьба за открытую линию. Форпост на открытой и полуоткрытой линии. Атака на короля.
6.Турниры. Подведение итогов обучения………………36 часов.
Практический компонент:
Турниры по круговой системе с записью партий. Подведение итогов обучения.
Содержание программы 3 год обучения.
1. Анализ пешечной конфигурации и составление плана игры...24 часа.
Теоретический компонент:
Пешечная структура и положение в ней фигур. «Хорошие» и «плохие слоны». Слон сильнее короля. Конь сильнее слона.
Практический компонент:
Разноцветные слоны в миттельшпиле. Выключение фигур соперника из игры.
2. Поиск матовых комбинаций………………………………………45 часов.
Практический компонент:
Де ладьи. Ладья и слон. Ладья и конь. Два слона. Два коня. Слон и конь. Ферзь и слон. Ферзь и конь. Три фигуры.
3.Решение проблем центра…………………………………………….20 часов.
Теоретический компонент:
Борьба за создание пешечного центра. Подрыв пешечного центра. Фигуры против пешечного центра.
Практический компонент:
Фигурно-пешечный центр. Роль центра при фланговых операциях.
4.Тренировка техники расчёта………………………………………30 часов.
Теоретический компонент:
Обор целесообразных продолжений. Длинный вариант при большом количестве ходов кандидатов.анализ обучающимися предложенной позиции. Нахождение выигрыша.
Практический компонент:
Сеть коротких вариантов при большом количестве ходов кандидатов.
5.Анализ типичных положений…………………………………….38 часов.
Теоретический компонент:
Использование пешечного перевеса на ферзевом фланге, в центре. Борьба с пешечным перевесом на фланге. Пешечная цепь.
Практический компонент:
Изолированная пешка в центре доски. Игра против «висячих» пешек. Игра с атакой на королевском фланге.
6. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической
работе……………………………………………………………….20 часов.
Теоретический компонент:
Организация и контроль за самостоятельным анализом детьми позиций с пешечной формацией. Организация и контроль за самостоятельным изучением шахматной литературы.
7. Турниры. Подведение итогов обучения………………………….39 часов.
Теоретический компонент:
Подведение итогов обучения.
Практический компонент:
Квалифицированный турнир по круговой системе с записью партий.
Условия реализации программы
Обучение проходит в отдельном кабинете, соответствующем нормам САНПИН, оборудованным всем необходимым для работы: столы, стулья, шахматные доски, шахматы, методическая литература.
Работу по программе осуществляет педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием физкультурно-спортивной направленности, обладающим знаниями и навыками обучения игре в настольный теннис.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по шахматам для групп начальной подготовки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМодифицированная программа по шахматам для групп начальной подготовки физкультурно-спортивной направленности составлена на основе программы факультативного курса “Шахматы – школе”...
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа по шахматам...
Познавательно – игровая программа «Весёлые шахматы»
Данная игровая программа способствует приобщению детей к здоровому образу жизни, культурному проведению свободного времени, развивать память, смекалку, творческие способности, способствовать популяриз...
Рабочая программа кружка: "Шахматы".
Данная программа расчитана на 1год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течении года-по 1часу в неделю. Программа может быть легко изменена как по часам занятий в неделю, так и по кол...
Программа кружка "Шахматы"
Программа кружка "Шахматы" (обучение шахматам посредством компьютерной программы) в рамках внеурочной деятельности....
Рабочая программа по шахматам 1-го года обучения
Рабочая программа элективного курса "Шахматы" разработана для учащихся 10-11 классов 1-го года обучения (0,5 часа в неделю)...