Программа по шахматам для групп начальной подготовки
рабочая программа по физкультуре по теме
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная программа по шахматам для групп начальной подготовки физкультурно-спортивной направленности составлена на основе программы факультативного курса “Шахматы – школе” (автор И.Г.Сухин), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Актуальность программы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».
Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства.
Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду.
Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».
В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам чемпионата Мира 2004 г. сказано: «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».
Анализируя программу, факультативного курса “Шахматы – школе” мы пришли к выводу, что она как нельзя лучше подходит для обучения детей младшего школьного возраста.
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Обучение игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.
Важное значение, при изучении шахматного курса, имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Недостатком программы “Шахматы – школе” является то, что она рассчитана на 1-2 занятия в неделю. Сейчас подобная программа представляется явно недостаточной.
Очевиден вывод: сегодняшняя программа должна быть современной, т.е. содержать изложение и осмысление новых достижений теории и практики во всех стадиях партии. Программа должна быть разносторонней, охватывающей (в определенной последовательности и взаимосвязи) значимые в современных шахматах элементы стратегии и тактики борьбы.
При этом весьма важным представляется высокое качество объяснений и показа роли, как отдельных элементов, так и эффекта их совместного проявления. В настоящей программе особое внимание уделяется преемственности в развитии шахматной теории и практики. Привлечение материалов из классического наследия игры дает возможность обучающемуся не только познакомиться с тенденциями в развитии взглядов на законы теории и методы борьбы, но и помогает утвердиться во мнении о необходимости и перспективности постоянных поисков новых идей в изучаемых позициях. Тем самым стимулируются творческие способности.
Поэтому, с учетом опыта работы, мы составили настоящую модифицированную программу.
Программа интегрирована с ежегодным календарным планом соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели:
- привить устойчивый интерес детей к занятиям по шахматам;
- развить мотивацию к познанию;
- создать условия для развития творческого потенциала посредством обучения игры в шахматы;
- воспитать важные личностные качества (усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, воля к победе, эмоциональная устойчивость);
- подготовить шахматистов - разрядников.
Задачи:
- Обучающие: усвоение учащимися основных правил и понятий шахматной игры; умение пользоваться шахматной литературой (теоретическими справочниками, сборниками);
- Развивающие: формирование системного и конкретного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого воображения; развитие умений производить логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); развитие навыков самостоятельной работы; формирование эмоционального отношения к эстетической стороне шахматного искусства; формирование творческих качеств личности (быстроты, гибкости, оригинальности, точности);
- Воспитательные: формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению, привитие устойчивого интереса детей к занятиям по шахматам; развитие мотивации к познанию; создание условий для развития творческого потенциала посредством обучения игры в шахматы; воспитание важных личностных качеств (усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, воля к победе, эмоциональная устойчивость.
Пути, средства, методы достижения цели:
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:
- структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
- актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.
Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта.
Во-первых, воспитательное взаимодействие прострачивается с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей.
Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности
Сведения о сроках реализации программы и распределение часов по годам обучения: программа рассчитана на 3 года обучения и является базисной. Организация учебно-тренировочного процесса предусматривается в течение 46 учебных недель и 6 недель оздоровительной работы летом.
Основные формы организации детского коллектива:
- групповые тренировки и тренировки по индивидуальным планам;
- теоретические занятия;
- квалификационные турниры;
- спортивные соревнования и матчевые встречи различного уровня;
- спортивные сборы;
- спортивно-массовые мероприятия;
Время, отведенное на обучение, составляет:
- Группы первой ступени начальной подготовки (ГНП-1) формируются из учащихся общеобразовательных школ в возрасте от 7 до 10 лет.
Учебная программа первой ступени начальной подготовки рассчитана на 276 часов в год (6 часов в неделю)
- Группы второй ступени начальной подготовки (ГНП-2, ГНП-3) формируются из учащихся общеобразовательных школ в возрасте от 10 до 14 лет. Учебная программа второй ступени начальной подготовки рассчитана на 414 часов в год (9 часов в неделю).
Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив и рассчитана на 1104 учебных часа.
Предполагаемые результаты:
дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
По окончании обучения на этапе начальной подготовки учащиеся должны иметь 3-2 спортивный разряд.
Учащиеся объединяются в разновозрастные учебные группы, в соответствии с п. 25 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
При комплектовании состава группы рекомендуется тренеру-преподавателю провести родительское собрание, постоянно поддерживать связь с семьей обучающегося и информировать о творческих и других достижений в объединении. Занятия можно проводить с полным составом объединения, а также групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия.
Продолжительность учебного часа составляет 40 минут.
Расписание занятий соответствует требованиям санитарных правил и норм и предусматривает перерыв длительностью не менее 10 мин для отдыха детей и проветривания помещений.
Занятия с использованием компьютерной техники проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.
С учетом потребности и возможности личности образовательные программы в ДЮСШ “Белая ладья” могут осваиваться в очной, заочной, вечерней формах, в форме семейного образования, самообразования, экстерната, а также по индивидуальному графику. ДЮСШ “Белая ладья” по желанию обучающегося и его родителей (законных представителей) содействует освоению образовательных программ или отдельных разделов в форме семейного образования, самообразования или экстерната.
Количество обучающихся в группах, согласно приложению 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03, составляет на этапе начальной подготовки – от 10 до 15 человек;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_np.zip | 889.99 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки заданий по шахматам для групп начальной подготовки
Решение задач и этюдов помогает шахматисту развивать свои комбинационные способности, позволяет легче ориентироваться в острых позициях, развивает фантазию и остроумие, приучает к точности и тер...
конспект занятия по шахматам для учащихся группы начальной подготовки
Во встречах между юными шахматитов после длительной борьбы у одного из них появляется перевес в одну пешку. Достаточен ли такой перевес для победы? Если да, то при каких условиях? Изучение...
Модифицированная образовательная программа "фитнес-аэробика для групп начальной подготовки"
Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и является основным государственным...
Рабочие программы по пауэрлифтингу для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп
Содержание и оформление программ...
Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо
Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...
Дополнительная образовательная программа по плаванию для групп начальной подготовки 1-3 годов обучения
Дополнительная образовательная программа по плаванию...
Образовательная программа по футболу для групп начальной подготовки.
Образовательная программа по футболу для групп начальной подготовки....