Познавательно – игровая программа «Весёлые шахматы»
методическая разработка по теме
Данная игровая программа способствует приобщению детей к здоровому образу жизни, культурному проведению свободного времени, развивать память, смекалку, творческие способности, способствовать популяризации шахматного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolye_shakhmaty.docx | 43.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – игровая программа «Весёлые шахматы»
Разработчик: Куканова Т.В.- педагог дополнительного образования.
Цель: приобщать детей к здоровому образу жизни, культурному проведению свободного времени, развивать память, смекалку, творческие способности, способствовать популяризации шахматного образования.
Оборудование: чистые листы, карандаши, фломастеры, загадки на шахматную тему, шахматное лото, шахматные ребусы, шахматные наборы, 2-3 кроссворда на шахматную тему, стихи о шахматах, песня на шахматную тему, мелодия с минусовкой для песни на мотив «Песня первоклассника» в исполнении Аллы Пугачёвой, слайды с изображением диаграммы любых ,изученных ранее, видов мата, DVD диск с записью мультфильма «Югорка и заговор чёрной королевы»., демонстрационная шахматная доска и шахматные фигуры для неё., карточки с записью ходов.
Ход программы:
Дети делятся на 2-3 команды, придумывают названия, связанные с шахматами.
- Ведущий приветствует ребят стихами:
На доске квадратной, плоской
Встало шахматное войско.
Впереди. Равняясь в ряд,
Пешки храбрые стоят.
Ряд фигур представлю вам:
Ладьи жмутся по углам,
Рядом с ними бьют копытом
Кони грозно и сердито,
Ближе к королю слоны
Стали дружно, сил полны.
Два осталось поля здесь,
На одном, конечно, ферзь.
У него такой секрет:
Любит он всегда свой цвет.
Все ли заняты поля?
Есть одно - для короля. [ 1 ].
Просмотр мультфильма «Югорка и заговор чёрной королевы».
Краткая беседа по его содержанию. [2].
- Конкурс «Запиши ход». Каждая команда по очереди записывает, какой ход на демонстрационной доске сделает ведущий:
- е2 – е4 …
- … K g 8 – f 6
- C f 1 – b 5 …
- … K f 6 : e 4
- C b 5 : d 7 …
- … Ф d 8 : d 7
- Конкурс «Прочитай ход». Каждая команда получает карточки с записью ходов. Надо правильно их прочитать.
- 6.0 – 0 …
- 7. … 0 - 0 – 0
- 21.Л а 1 – а 5 + х …
- 31. … Кр е 6 : е 7 + х
4. Конкурс «Загадка». Команды по очереди отгадывают загадки на шахматную тему.
1. Рожь на нём не колосится, 2. Не живёт в зверинце он
Не растёт на нём пшеница, И не весит сорок тонн,
Слон и конь резвятся вволю, Но и ловок и силён.
Это - … (шахматное поле). Догадались? Это - … (слон).
3. Даже маленькую мышь 4. Узнать его легко: он с гривой,
Ты сюда не поместишь. С осанкой важной, горделивой.
Здесь она как бегемот, Красавца этого не тронь!
Ей размер не подойдёт. Узнал, кто это? Это - … (конь). Вы запомните, ребята,
Чёрно – белые квадраты,
Называют их нередко
Просто … (шахматные клетки).
5. В рукопашный бой, 6. Видимо, она упряма,
Первым ходом можно ей Если ходит только прямо,
Сделать шаг двойной. Не петляет: прыг да скок,
А потом – вперёд, вперёд Не шагнёт наискосок
За шажком шажок Так от края и до края
Ну а как же она бьёт? Может двигаться она (ладья).
Бьёт наискосок (пешка). [ 1 ].
5.Дети исполняют заранее выученную песню «Ох как трудно нашим папам» (на мотив «Песенки первоклассника» в исполнении Аллы Пугачёвой).
Все родители грустят,
Головой поникли,
Потому что в нашу школу
Шахматы проникли.
Ох, воспитывать ребят
Нелегко в дни эти.
Папе ставят «детский мат»
Собственные дети.
Припев: «То ли ещё будет,
То ли ещё будет,
То ли ещё будет, ой-ой-ой!»
Пятый раз спасенья нет,
Папа сдался снова,
Дед за восемьдесят лет
Не видал такого.
Надо папу выручать,
Подсказать придётся,
А не то наш дед опять
За ремень возьмётся.
Сон пропал, покоя нет
Папе дни и ночи,
Говорит: «Авторитет
Пошатнулся очень».
Заявление не раз
С мамой мы писали, чтобы в классе у нас
Папе место дали. [ 1].
6. Конкурс «Шифровальщик». Каждая команда получает листы с зашифрованными названиями фигур. Их надо расшифровать.
ПЕШКА КОРОЛЬ ФЕРЗЬ
ЛАДЬЯ СЛОН КОНЬ
7. Конкурс «Кроссворд». Каждой команде предлагаются кроссворды на шахматную тему. В течении 5-10 минут отгадывают, затем коллективно проверяют.
Кроссворд «Шахматный словарь № 1»
3 | |||||||||||
1 | 2 | ||||||||||
4 | |||||||||||
Задания к кроссворду «Шахматный словарь № 1»: 1. Результат шахматной партии, когда никому не удалось победить. 2. Начало шахматной партии. 3. Последняя стадия шахматной партии. 4. Середина шахматной партии.
Кроссворд «Шахматный словарь № 2»
2 | 3 | |||||||
1/4 | ||||||||
Задания к кроссворду «Шахматный словарь № 2» : 1. Король перемещается на 2 поля направо или налево по направлению к своей ладье, а ладья встаёт на поле, находящееся за королём. 2. Ход пешкой, дающий возможность рокировавшемуся королю спастись в случае шаха тяжёлой фигуры по 1 (или 8 ) горизонтали. 3. Признать поражение в партии. 4. Взятие в процессе игры противниками фигур друг друга равных или почти равных по своей стоимости.
8. Конкурс «Смекалка». Каждой команде необходимо правильно сложить шахматное лото.
Шахматное лото.
Задание: к изображению каждой фигуры подберите правильное название и выберите направления её ходов.
Король | Ферзь |
Слон | Конь |
Ладья | Пешка |
Лошадь | Дама |
ходит по горизонтали и вертикали по прямой
ходит буквой г, перепрыгивает через фигуры
ходит в любом направлении, но только на одно поле
ходит только вперёд по прямой, а берёт фигуры по диагонали
ходит в любом направлении на любое расстояние
ходит по диагонали только белого или только чёрного цвета
9. Стихотворный монтаж о шахматах.
1. Это чудо из чудес
Нам известно с детства
Ждёт ребят, как дар с небес,
Шахматное королевство.
2. Там и ныне, словно встарь,
На высоком троне
Восседает грозный царь
В шахматной короне.
3.Там отважны и сильны,
Пешки храбро бьются.
Там и кони, и слоны
Доблестно дерутся.
- Ферзь с ладьёй – на страх врагам –
Поспевают всюду.
Кем, не скажете ли нам,
Выдумано чудо?
- Чёрно-белые поля
И фигур сраженье.
Ждёт победа короля
Или пораженье?
- Ладьи, ферзи, слоны с конями
Вступают в битву с королями.
Войска сражаются с охотой,
Смешалась конница с пехотой.
- Но нет ни крови здесь, ни боли,
На деревянном этом поле.
Коль безнадёжно положенье,
Король признает пораженье.
- Чтоб увести от страшной бездны
Фигур отважных строй железный,
Здесь очень полководец нужен,
Который с шахматами дружен.
10.Конкурс «Прятки». Команды по очереди отгадывают какая фигура спряталась под листом бумаги, из под которой выглядывает небольшая её часть.
11. Конкурс «Слайды». С помощью диапроэктора педагог демонстрирует каждой команде слайд с изображением одного из видов мата («детский мат», мат «вкусная пешка» и др.) Дети должны сказать его название.
После каждого конкурса подводятся итоги. В конце мероприятия окончательно подсчитываются баллы и объявляется команда – победитель. Награждение.
Список литературы:
1. Костенюк А.К., Костенюк Н.П. «Как научить шахматам». Дошкольный шахматный учебник -2008- Ульяновск; ОАО «ИПК «Ульяновский дом печати» – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая программа "Весёлые пальчики"
Я работаю с детьми со сложной структурой дефекта. Материала для них очень мало, поэтому я разработала, учитывая особенности детей моей группы, иговую програму "Весёлые пальчики"....
конкурсно-игровая программа "Весёлый перекрёсток" для 4-х классов
Данная игровая программа подходит для проведения внеклассных мероприятий с учащимися 4-5 классов...
Игровая программа "Весёлое путешествие по стране "Математика"
Игровая программа проводится для 5-6 классов....
Применение мультимедийного игрового поля для проведения познавательно-игровой программы «Великие битвы великой войны».
Особенностью данной познавательно-игровой программы «Великие битвы великой войны» является использование игрового поля, с...
Познавательно-развлекательная программа "Весёлые дорожные старты"
Программа в игровой форме знакомит учащихся с Правилами дорожного движения, развивает навыки выполнения основных Правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского...
Игровая программа "Весёлый космодром"
Игровая программа посвящена Дню космонавтики...
Игровая программа по шахматам
мероприятие по шахматам...