Познавательно – игровая программа «Весёлые шахматы»
методическая разработка по теме

Куканова Татьяна Валентиновна

Данная игровая программа способствует приобщению детей к здоровому образу жизни, культурному проведению свободного времени, развивать память, смекалку, творческие способности, способствовать популяризации шахматного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolye_shakhmaty.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – игровая программа «Весёлые шахматы»

Разработчик: Куканова Т.В.- педагог дополнительного образования.

Цель: приобщать детей к здоровому образу жизни, культурному проведению свободного времени, развивать память, смекалку, творческие способности, способствовать популяризации шахматного образования.

Оборудование: чистые листы, карандаши, фломастеры, загадки на шахматную тему, шахматное лото, шахматные ребусы, шахматные наборы, 2-3 кроссворда на шахматную тему, стихи о шахматах, песня на шахматную тему,  мелодия с минусовкой для песни на мотив «Песня первоклассника» в исполнении Аллы Пугачёвой, слайды с изображением диаграммы любых ,изученных ранее, видов мата, DVD диск с записью мультфильма «Югорка и заговор чёрной королевы»., демонстрационная шахматная доска и шахматные фигуры для неё., карточки с записью ходов.

Ход программы:

Дети делятся на 2-3 команды, придумывают названия, связанные с шахматами.

  1. Ведущий приветствует ребят стихами:

На доске квадратной, плоской

Встало шахматное войско.

Впереди. Равняясь в ряд,

Пешки храбрые стоят.

Ряд фигур представлю вам:

Ладьи жмутся по углам,

Рядом с ними бьют копытом

Кони грозно и сердито,

Ближе к королю слоны

Стали дружно, сил полны.

Два осталось поля здесь,

На одном, конечно, ферзь.

У него такой секрет:

Любит он всегда свой цвет.

Все ли заняты поля?

Есть одно - для короля. [ 1 ].

Просмотр мультфильма «Югорка и заговор чёрной королевы».

Краткая беседа по его содержанию. [2].

  1. Конкурс «Запиши ход».  Каждая команда по очереди записывает, какой ход на демонстрационной доске сделает ведущий:
  • е2 – е4            …
  • …                    K g 8 – f 6
  • C f 1 – b 5       …
  • …                    K f 6 : e 4
  • C b 5 : d 7      …
  • …                    Ф d 8 : d 7
  1. Конкурс «Прочитай ход».  Каждая команда получает карточки с  записью ходов. Надо правильно их прочитать.
  • 6.0 – 0              …
  • 7. …                 0 - 0 – 0
  • 21.Л а 1 – а 5 + х       …
  • 31. …                           Кр е 6 : е 7 + х

     4.   Конкурс «Загадка». Команды по очереди отгадывают загадки на шахматную тему.

1. Рожь на нём не колосится,                      2. Не живёт в зверинце он

   Не растёт на нём пшеница,                             И не весит сорок тонн,

                     Слон и конь резвятся вволю,                          Но и ловок и силён.

Это - … (шахматное поле).                         Догадались? Это - … (слон).

3. Даже маленькую мышь                     4. Узнать его легко: он с гривой,

   Ты сюда не поместишь.                         С осанкой важной, горделивой.

 Здесь она как бегемот,                            Красавца этого не тронь!

Ей размер не подойдёт.                        Узнал, кто это? Это - … (конь).                                                         Вы запомните, ребята,

    Чёрно – белые квадраты,

     Называют их нередко

    Просто … (шахматные клетки).

5. В рукопашный бой,                                       6. Видимо, она упряма,

Первым ходом можно ей                                Если ходит только прямо,

Сделать шаг двойной.                                    Не петляет: прыг да скок,

                  А потом – вперёд, вперёд                              Не шагнёт наискосок

За шажком шажок                                         Так от края и до края

Ну а как же она бьёт?                             Может двигаться она (ладья).

Бьёт наискосок (пешка). [ 1 ].

5.Дети исполняют заранее выученную песню «Ох как трудно нашим папам» (на мотив «Песенки первоклассника» в исполнении Аллы Пугачёвой).

Все родители грустят,

Головой поникли,

Потому что в нашу школу

Шахматы проникли.

Ох, воспитывать ребят

Нелегко в дни эти.

Папе ставят «детский мат»

Собственные дети.

Припев: «То ли ещё будет,

То ли ещё будет,

То ли ещё будет, ой-ой-ой!»

Пятый раз спасенья нет,

Папа сдался снова,

Дед за восемьдесят лет

Не видал такого.

Надо папу выручать,

Подсказать придётся,

А не то наш дед опять

За ремень возьмётся.

Сон пропал, покоя нет

Папе дни и ночи,

Говорит: «Авторитет

Пошатнулся очень».

Заявление не раз

С мамой мы писали, чтобы в классе у нас

Папе место дали. [ 1].

6. Конкурс «Шифровальщик». Каждая команда получает листы с зашифрованными названиями фигур. Их надо расшифровать.

ПЕШКА     КОРОЛЬ     ФЕРЗЬ  

ЛАДЬЯ      СЛОН          КОНЬ

7. Конкурс «Кроссворд». Каждой команде предлагаются кроссворды на шахматную тему. В течении 5-10 минут отгадывают, затем коллективно проверяют.

Кроссворд «Шахматный словарь № 1»

3

1

2

4

Задания к кроссворду «Шахматный словарь № 1»: 1. Результат шахматной партии, когда никому не удалось победить.  2. Начало шахматной партии.    3. Последняя стадия шахматной партии.   4. Середина шахматной партии.

Кроссворд «Шахматный словарь № 2»

2

3

1/4

 

Задания к кроссворду «Шахматный словарь № 2» : 1. Король перемещается на 2 поля направо или налево по направлению к своей ладье, а ладья встаёт на поле, находящееся за королём.  2. Ход пешкой, дающий возможность рокировавшемуся королю спастись в случае шаха тяжёлой фигуры по 1 (или 8 ) горизонтали.  3. Признать поражение в партии.  4. Взятие в процессе игры противниками фигур друг друга равных или почти равных по своей стоимости.  

8. Конкурс «Смекалка».  Каждой команде необходимо правильно сложить шахматное лото.

Шахматное лото.

 Задание: к изображению каждой фигуры подберите правильное название и выберите направления её ходов.

Король

Ферзь

        Слон

        Конь

Ладья

Пешка

Лошадь

Дама

 

ходит по горизонтали и вертикали по прямой

ходит буквой г, перепрыгивает через фигуры

ходит в любом направлении, но только на одно поле

ходит только вперёд по прямой, а берёт фигуры по диагонали

ходит в любом направлении на любое расстояние

ходит по диагонали только белого или только чёрного цвета

9. Стихотворный монтаж о шахматах.

1. Это чудо из чудес

    Нам известно с детства

    Ждёт ребят, как дар с небес,

    Шахматное королевство.

2. Там и ныне, словно встарь,

   На высоком троне

   Восседает грозный царь

   В шахматной короне.

3.Там отважны и сильны,

   Пешки храбро бьются.

   Там и кони, и слоны

  Доблестно дерутся.

  1. Ферзь с ладьёй – на страх врагам –

Поспевают всюду.

Кем, не скажете ли нам,

Выдумано чудо?

  1. Чёрно-белые поля

И фигур сраженье.

Ждёт победа короля

Или пораженье?

  1. Ладьи, ферзи, слоны с конями

Вступают в битву с королями.

Войска сражаются с охотой,

Смешалась конница с пехотой.

  1. Но нет ни крови здесь, ни боли,

На деревянном этом поле.

Коль безнадёжно положенье,

Король признает пораженье.

  1. Чтоб увести от страшной бездны

Фигур отважных строй железный,

Здесь очень полководец нужен,

Который с шахматами дружен.

10.Конкурс «Прятки». Команды по очереди отгадывают какая фигура спряталась под листом бумаги, из под которой выглядывает небольшая её часть.

11. Конкурс «Слайды». С помощью диапроэктора педагог демонстрирует каждой команде слайд с изображением одного из видов мата («детский мат», мат «вкусная пешка» и др.)  Дети должны сказать его название.

 После каждого конкурса подводятся итоги. В конце мероприятия окончательно подсчитываются баллы и объявляется команда – победитель. Награждение.

               Список литературы:

               1. Костенюк А.К., Костенюк Н.П. «Как научить шахматам».  Дошкольный шахматный учебник -2008- Ульяновск; ОАО «ИПК «Ульяновский дом печати» – 144 с.

           

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа "Весёлые пальчики"

Я работаю с детьми со сложной структурой дефекта. Материала для них очень мало, поэтому я разработала, учитывая особенности детей моей группы, иговую програму "Весёлые пальчики"....

конкурсно-игровая программа "Весёлый перекрёсток" для 4-х классов

Данная игровая программа подходит для проведения внеклассных мероприятий с учащимися 4-5 классов...

Игровая программа "Весёлое путешествие по стране "Математика"

Игровая программа проводится для 5-6 классов....

Применение мультимедийного игрового поля для проведения познавательно-игровой программы «Великие битвы великой войны».

Особенностью данной познавательно-игровой программы «Великие битвы великой войны» является использование игрового поля, с...

Познавательно-развлекательная программа "Весёлые дорожные старты"

Программа в игровой форме знакомит учащихся с  Правилами дорожного движения, развивает  навыки выполнения основных Правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского...

Игровая программа "Весёлый космодром"

Игровая программа посвящена Дню космонавтики...

Игровая программа по шахматам

мероприятие по шахматам...