Рабочая программа кружка: "Шахматы".
рабочая программа по теме
Данная программа расчитана на 1год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течении года-по 1часу в неделю. Программа может быть легко изменена как по часам занятий в неделю, так и по количеству лет обучения обучения. Расчитана на детей всех школьных возрастов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_shakhmaty.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
«Шахматы»
Разработал руководитель
шахматного кружка
Румянцев А. И.
2013-2014 уч. Год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, проводятся анализы сыгранных партий.
Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
- Обучающие:
- познакомить с историей шахмат,
- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
- Воспитывающие:
- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
- научить уважать соперника,
- Развивающие:
- развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
- ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течение года – по 1 часу в неделю
В кружке занимаются дети младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста. В кружок принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре. Далее идёт совершенствование шахматной игры.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п. | Темы и виды деятельности | Количество часов |
1. | Организационное занятие 3-5 классы. | 1 |
2. | Организационное занятие 6-9 классы. | 1 |
3-4. | Законы шахматной игры 3-5 классы. | 2 |
5-6. | Законы шахматной игры 6-9 классы. | 2 |
7-8. | Шахматный турнир 3-5 классы. | 2 |
9-10. | Шахматный турнир 6-9 классы. | 2 |
11. | Как начинать партию 3-5 классы. | 1 |
12. | Как начинать партию 6-9 классы. | 1 |
13. | Дебютные ошибки 3-5 классы. | 1 |
14. | Дебютные ошибки 6-9 классы. | 1 |
15. | Эндшпиль 3-5 классы. | 1 |
16. | Эндшпиль 6-9 классы. | 1 |
17. | Организация итогового шахматного турнира 3-9 классы. | 1 |
18-22. | Итоговый общешкольный шахматный турнир 3-9 классы. | 5 |
23. | Заключительное занятие. Подведение итогов. | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. | Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. |
2. | Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. |
3. | Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». |
4. | Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. |
5. | Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. |
6. | Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. |
7. | Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. |
8. | Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. |
9. | Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. |
10. | Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами. |
11. | Соревнования |
12. | Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В конце обучения учащийся:
- имеет представление об истории и происхождении шахмат,
- знает правила игры и турнирного поведения,
- знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,
- владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,
- умеет применять полученные теоретические знания на практике,
- умеет записывать партии,
- с удовольствием играет в шахматы,
- видит и осознает свои ошибки,
- знает нормы этикета при игре в шахматы.
- имеет представление об организации шахматных соревнований,
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику.
Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.
Для реализации программы используются следующие средства:
- Комплекты шахматных фигур с досками – 7 шт.
- Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах – 1шт.
3. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.
В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:
- Шахматные турниры.
- Сеансы одновременной игры.
- Конкурсы по решению шахматных задач.
- Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:
- вопросы по теории шахмат,
- игру с руководителем кружка,
- соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.
ЛИТЕРАТУРА
- Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985
- Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997
- Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983
- Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986
- Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере – М., 1980
- Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.:Наука,1975
- Майзелис И. Л. Шахматы.-М., 1960
- Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000
- Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань, 1994
- Рохлин Я. Г. Основы шахматного творчества.- Ярославль, 1967
- Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. – М.:Воениздат,1992
- Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997
- Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981
- Журнал «64» - М., 1983-2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Шахматы"
Программа кружка "Шахматы" (обучение шахматам посредством компьютерной программы) в рамках внеурочной деятельности....
Рабочая программа школьного кружка "Шахматы для начинающих"
МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова» Муниципальный район «Томпонский район» Республика Саха (Якутия)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ШАХМАТЫ»
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Систе...
Рабочая программа кружка «Шахматы»
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловле...
Рабочая программа кружка "Шахматы"
Кружок "Шахматы"Рабочая программа составлена на основе пособия Дорофеевой А.Г «Хочу учиться шахматам»Общая характеристика кружка.Кружок «Шахматы» реализует общеинтелл...