Элективный курс по ОБЖ "Выживание человека в экстремальной ситуации"
рабочая программа по обж (10 класс) по теме
Учебная программа элективного курса по ОБЖ, занимая видное место в системе общего образования, ставит цель – формирование знаний, умений и навыков выживания человека в экстремальных ситуациях. Актуальность разработки данной программы элективного курса «Выживание человека в экстремальной ситуации» продиктована тем, что в наше время практически каждый человек по воле случая, по своей неопытности, а иногда даже сознательно может попасть в сложную экстремальную ситуацию и остаться один на один с дикой природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_obzh.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность разработки данной программы элективного курса «Выживание человека в экстремальной ситуации» продиктована тем, что в наше время практически каждый человек по воле случая, по своей неопытности, а иногда даже сознательно может попасть в сложную экстремальную ситуацию и остаться один на один с природой. В зависимости от климатических условий одна и та же ситуация имеет различные последствия. В безлюдной местности даже самые обычные жизненные потребности превращаются в трудноразрешимую проблему. Жизнь человека становится зависимой не от привычных критериев: образования, профессиональных навыков, материального положения, а совсем от других – солнечной радиации, силы ветра, температуры воздуха. Также от наличия или отсутствия водоемов, животных, съедобных растений. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасательный водоисточник; замерзают, не сумев построить укрытие из снега, и не сумев добыть огонь; погибают от голода в лесу, кишащем дичью; становятся жертвами ядовитых животных, не зная как оказать первую медицинскую помощь.
В условиях нашей республики этих непредвиденных ситуаций может встретить каждый, так как на территории Республики Тыва расположены бескрайние просторы, дремучие леса, высокие и снежные горы, знойные пустыни и болотистые места. Характерны высокие амплитуды температур: жаркое лето и суровая зима.
Учебная программа, занимая видное место в системе общего образования, ставит цель – формирование знаний, умений и навыков выживания человека в экстремальных ситуациях.
Для этого поставлены задачи:
- формировать представления об экстремальных ситуациях;
- обучить умениям, навыкам как следует вести себя в сложных ситуациях;
- подготовить к преодолению различных трудностей;
-изучить, исследовать и практиковать поведение человека во время безвыходных ситуаций.
Требования к знаниям – ученик должен знать:
- основы безопасности и жизнедеятельности;
- как вести себя в безвыходных ситуациях;
- знать теоретические основы полученных знаний, чтобы применить их на практике.
Требования к умениям – ученик должен уметь:
- выходить из экстремальных ситуаций, преодолеть трудности;
- жить в походных условиях в группе и в одиночестве;
- уметь выбирать место ночлега, разжигать костер и готовить пищу;
- оказать первую медицинскую помощь;
- проводить наблюдения, опыты, эксперименты;
- преодолеть психический страх, быть готовым психологически к непредвиденным ситуациям;
- ориентироваться на собственные силы, на резервы собственного организма;
- применять подручные средства, чтобы спасти свою жизнь или жизнь других людей.
Требования к навыкам – ученик должен приобрести навыки:
- ориентирования в природе с компасом, без компаса, с картой, без карты, с помощью звезд и с помощью естественных ориентиров;
-добычи пищи, добычи огня, строительства укрытий;
-изготовления примитивной одежды, обуви;
- сотрудничества и взаимопомощи;
- выживания.
Результат изучения элективного курса:
- у учащихся сформируется самостоятельность, терпимость, сила воли;
- вырабатываются такие качества, как коллективизм и дружба, ответственность и взаимопонимание, ловкость, настойчивость и находчивость;
- ученики становятся уверенными, выносливыми в преодолении трудностей;
- формируется и психологически и физически всесторонне развитый, здоровый человек, готовый к жизни в реальном мире;
-участник научно-практических и исследовательских конференций;
-формируется профессионал в поисково-исследовательской деятельности, будущий ученый-исследователь.
На элективный курс по географии «Выживание человека в экстремальной ситуации» выделены 34 часа (1 ч. в неделю). Календарно-тематический план составлен по авторской программе, используя следующие литературы:
- В.И.Сиротин, программно-методический материал. География. 6-9 кл., М.: Дрофа, 2001.
2) И.Фролов и др., ОБЖ: 6-й кл.: Учебник для общеобразоват.учреждений, М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
3) М.И.Фролов и др., ОБЖ, 9-й кл.: Учебник для общеобразоват.учреждений, М.: АСТ: Астрель, 2005.
4) Питер Дарман Выживание в экстремальной ситуации, М.: «Формула-Пресс», русское издание, 1999.
При изучении элективного курса встречаются затруднения по методической литературе, нет готовой, четкой обоснованной программы по данному курсу, в различных источниках нет или не отражены природные и климатические условия, подобные Республике Тыва. Практика показывает, что ученики недостаточно готовы к различным ситуациям, так как в 6 классе по учебной программе мало отведены часы на разделы «План местности», «Географическая карта». Они не успевают глубже изучить эти разделы и применять их на практике. По учебной программе ОБЖ мало отведены часы на практические занятия и выходы на природу. Поэтому возникла необходимость проведения элективного курса, и на основе всего этого разработана программа изучения элективного курса «Выживание человека в экстремальной ситуации».
Проведение таких занятий предусматривает много времени, особенно практические занятия, выходы на природу, иногда приходится заниматься во внеурочное время, во второй половине субботы, в воскресенье или даже ночью, вблизи от населенного пункта и вдалеке от него, с ночевкой в любое время года. Важность и значимость этого курса огромная, так как от умения выходить из безвыходных ситуаций, от умения остаться в живых зависит жизнь наших детей.
Календарно-тематический план элективного курса
«Выживание человека в экстремальной ситуации»
(34 часов, 1 час в неделю)
№ |
Название тем | Количество часов | Фор мы проведения | Самос-тоятельная ра -бота уч-ся | Формы кон- троля | Дата | ||
Все го | Тео рия | Прак ти ка | ||||||
I 1 2 3
II 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 III 17 18 19 20 IV 21 22 23 24 V 25 26 27 28 29 VI 30 VII 31 32 33 34 | Введение. Что изучает элективный курс. Опасные и экстремальные ситуации в природе. Факторы риска, формирования плана выживания. Факторы выживания, тактика выживания. Золотые правила. Еда. Импровизированные инструменты, одежда, обувь, оружие. Нетрадиционные продукты питания. Использование для питания дикорастущих съедобных растений, ядовитые растения и грибы. Ловля диких животных. Силки и западни. Рыбная ловля. Необычное использование обычных вещей. Изготовление самодельного снаряжения и примитивной одежды, обуви. Изготовление инструментов и оружия. Создания искусственных экстремальных ситуаций для прохождения практики и приобретения навыков выживания по разделу. Однодневный поход на гору Буура или в местечко Белдир-Кежии. Вода. Минимизация потерь воды. Транспортировка и поиск воды. Методы добычи воды. Практическое занятие по добыче воды. Фильтрация воды. Огонь. Очаги и костры. Типы костров. Добывание огня без спичек. Практическое занятие по добыче огня. Укрытия. Выбор места. Типы укрытий. Практическое занятие по строительству укрытий. Итоговый контроль по разделу «Золотые правила». Дневной выход на гору Бай-Даг для добычи огня и строительства зимних укрытий. Подача сигналов и навигация. Подача сигналов бедствия. Карты. Чтение и ориентирование по карте. Естественные ориентиры. Практическое занятие по ориентированию. Ориентирование по солнцу и часам. Ночное ориентирование. Звезды. Созвездия.
Оказание первой доврачебной помощи. Первая помощь в экстремальной ситуации. Общие принципы. Использование природных лекарственных средств. Сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при потере сознания, коме. Первая помощь при различных ранениях и травм, переломов, ожогов и обморожениях. Принятие родов. Практическое занятие при первой медпомощи. Переноска пострадавшего. Преодоление препятствий. Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению. Веревки и узлы. Петли, обвязки и связки. Послеаварийный переход. Импровизированные плоты. Как вести себя при встрече с хищными зверями. Практическое занятие по технике преодоления препятствий. Выход на природу в местечко Алдыы-Шынаа. Различные чрезвычайные ситуации Действия при чрезвычайных ситуациях природного характера, техногенного и криминогенного характера. Обобщение. Робинзонада. Игра-соревнование на выживание. Защита творческих проектов. Защита исследовательских работ. Организация одно или двухдневного похода для закрепления знаний. Всего: Теория: Практика:
| 3 5 3 2 2 1 4 4 5 1 4 34 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 | Беседа Лекция, беседа Пр. зан. Пр.зан. Поход Лекция Беседа Семинар Пр.зан. Лекция Беседа Пр.зан. Семинар Пр.зан. Выход на прир. Пр.зан. Беседа Лекция Пр.зан. Вечерний выход Лекция Беседа Пр.зан. Семин. Лекция Беседа Выход на прир. Беседа Игра-соревнование Конфер. Конфер. Поход | Гр.задан Самост. задание Сам.зад Экспер.
Гр-вые индив-е задания Экспер.и гр.зад Гр-ые задания Гр-е задание Коллек-тивное задание Индив-е задание Индив-е задание Сам.зад. Коллек-тивное задание Индив-е задание Гр-ое, инд-ое задание Коллек-тивное выборочное | Устный опрос Письм. опрос Выполнение пр.работы Выполнение прак. работы Зачет Устный опрос Выполнение прак. работы Устный опрос Выполнение прак. работы Устный опрос Выполнение прак. работы Зачет Выпол-е пр.работы Выполнение заданий Зачет Устный и прак-й опрос Выпол-е пр. работы Зачет Устный опрос Выпол-е пр. работы Устный опрос Выпол-е инд-го и гр-го задания Защита проектов и иссл-х работ Обобщающий контроль | 2.09 9.09. 16.09. 23.09. 30.09. 7.10. 14.10. 16-17.10. (выходные) 28.10. 11.11. 18.11. 25.11. 2.12. 9.12. 16.12. 23.12 13.01. 20.01. 27.01. 3.02. 10.02. 17.02. 24.02. 3.03. 10.03. 17.03. 24.03. 7.04. 14.04. 21.04. 28.04. 5.05. 12.05. 19.05. |
Формы проведения занятий: уроки в форме беседы и лекций, практических занятий, экспериментов и опытов, семинаров и тренировок, соревнований и зачетов, экскурсий и походов.
Методы: словесные, наглядные, практические, проблемные, частично- поисковые, поисковые, исследовательские и экспериментальные.
Оборудования: карты, атласы, рисунки, фотографии, веревки, репшнуры, карабины, седла, грудные обвязки, компасы, фонари, часы, ножи, спички, лупы, медицинская аптечка, подручные средства и т. д.
Содержание программы элективного курса.
1. Ведение. Психология выживания. Знакомство с курсом, что изучает курс, постановка цели, задачи. Программа затрагивает вопросы по психологии выживания, какую одежду носить во время экстремальной ситуации, что брать с собой, составление плана выживания и правил как вести себя в экстремальной ситуации. Факторы риска, формирования плана выживания.
Факторы выживания, тактика выживания.
2. Золотые правила.
Еда. Импровизированные инструменты, одежда, обувь, оружие.
Необходимо знать, где искать еду, как узнать, что можно есть, а что нельзя, как собирать съедобные растения и ловить животных, а также знать, какие растения и животные ядовиты и опасны. Знать способы приготовления пищи в экстремальной ситуации. Знакомство с нетрадиционными продуктами питания. Ознакомление с силками и западнями для ловли диких животных, с рыбной ловлей и с необычным использованием обычных вещей. Также изготовление самодельного снаряжения и примитивной одежды, обуви. Создание искусственных экстремальных ситуаций на горе Буура для прохождения практики и приобретения навыков выживания по добыче еды.
Вода. Каждый должен знать, где искать воду, как ее можно получить, если придется выживать вдали от цивилизации, знать методы добывания, очистки и фильтрования воды, как ее транспортировать, знать правила минимизации потерь воды и уметь бороться с обезвоживанием организма, закрепляя свои знания практическими занятиями, экспериментами, опытами.
Огонь. Обязательно нужно знать, как добывать огонь с помощью окружающих природных материалов со спичкой и без нее. Знакомство со способами добывания огня и с основными принципами разжигания и поддерживания огня, с типами костров, которые наиболее приемлемыми в условиях нашей Республики Тыва. Полученные знания закрепить на практике.
Укрытия. Очень важно уметь найти укрытие или построить его самостоятельно для защиты от ветра, холода и влаги, изучить принципы строительства укрытий, какие типы укрытия строить, учитывая природные условия, рельеф, время года своей местности, своего района и все это практиковать во время выходов на природу.
Итоговый контроль по разделу «Золотые правила». Для проверки изакрепления знаний и для приобретения опыта организуется дневной выход на гору Бай-Даг для добычи огня и строительства зимних укрытий
3. Подача сигналов и навигация. Знакомство с картами, пользоваться с картами, уметь читать их ориентироваться по ним и без них, используя естественные ориентиры, применять карт на практике и уметь составлять топографическую карту, карту-схему. Развитие умения находить стороны света по созвездиям. Практиковать все это в дневное и в ночное время. Знать сигналы бедствия.
4. Оказание первой доврачебной помощи. Знакомство с первой доврачебной помощью в экстремальной ситуации, с общими принципами, с медицинской аптечкой и с правилами ее применения. Уметь пользоваться природными лекарственными средствами, знакомство с основами эффективных действий при оказании первой медицинской помощи.
Знать определение признаков клинической смерти и делать на практике сердечно-легочную реанимацию. Уметь оказать первую помощь при потере сознания, коме и при различных ранениях, травм, переломов, ожогов и обморожениях. Уметь в экстренных случаях принять роды, знать простые правила переноски пострадавшего и закрепить знания с помощи практических занятий.
5. Преодоление препятствий, возможные опасности в пути и меры по их предупреждению. Углубить знания по технике преодоления препятствий. Знакомство с типами узлов, с применением узлов, практиковать вязку узлов, технику преодоления препятствий. Знакомство с послеаварийным переходом и импровизированными плотами.
Умение вести себя при встрече с хищными зверями. После чего проводится практическое занятие по технике преодоления препятствий. Выход на природу в местечко Алдыы-Шынаа.
6. Различные чрезвычайные ситуации. Овладеть знаниями, правилами, умениями действовать при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминогенного характера.
7. Обобщение. Курс обобщается игрой Робинзонадой и защита творческих проектов и исследовательских работ. В конце учебного года организуется одно или двухдневный поход для закрепления и обобщения знаний, умений, навыков.
Вопросы итогового контроля
- Перечислить правила поведения человека в экстремальных ситуациях.
- Как бороться с обезвоживанием организма? Как сократить потерю жидкости организмом?
- Какие методы добывания воды вы знаете?
- Какие типы костров удобны и полезнее для варки еды, и какие для сушки одежды?
- Где не рекомендуется строить укрытие?
- Ядовитые съедобные растения.
- Нарисуйте сигналы бедствия: не можем передвигаться, требуется карта и компас, требуется врач, все идет хорошо, укажите направление движения.
- Что делать, если ты нездоров или травмирован, а помочь тебе некому?
- Основные приемы реанимации.
- Перечислить типы узлов, применяемые при переноске пострадавшего через речку по навесной переправе.
- Правила поведения во время землетрясений.
- Правила поведения во время пожара.
Примерные темы рефератов, исследовательских и проектных работ
- Психология выживания.
- Методы добычи воды.
- Типы костров и их применение.
- Ядовитые растения.
- Лекарственные растения
- Типы укрытий.
- Ловушки.
- Типы узлов и их применение.
- Подача сигналов и навигация.
- Импровизированные плоты.
- Один в лесу (тайге, пустыне, горах).
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
Представляется целесообразным проведение вводного занятия, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, а самое главное – с формами и видами работ. Обязательно обсудить темы самостоятельных и коллективных работ, темы, где необходимо наблюдения, опыты, эксперименты. Также форму представления материалов на семинарских занятиях, темы выступлений на научно-практических конференциях и защиты проектов.
Если запланировано изучить курс за одно полугодие, то программу можно уменьшить до 17 часов, оставив самые основные и важные разделы. Также можно корректировать в зависимости от сложившихся ситуаций, от погоды, от времени года.
Практические занятия, опыты, эксперименты желательно после каждой темы. Когда занятия проводятся вдалеке от населенного пункта всегда иметь запасной вариант, если в действительности создастся экстремальная ситуация. Кроме учителя-предметника детей обязательно должен сопровождать взрослые: классные руководители, желающие родители. Походы и экскурсии обязательно надо строго проводить в осеннее, в зимнее, в весеннее и в летнее время. Ведь на природе, в любое время года каждый человек, независимо от возраста и профессии может попасть в безвыходное положение. После таких практических занятий дети приобретают знания, умения, навыки по выживанию. А знающие, практиковавшие дети всегда преодолеют трудности.
Литература:
- Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Атлас добровольного спасателя: Учебное пособие. -АСТ,Астрель, М.: 2004.
- Воробьева Ю.Л. Основы безопасности и жизнедеятельности: Учебник, 6 класс. - М.:
АСТ, Астрель, 2004.
- Воробьева Ю.Л. Основы безопасности и жизнедеятельности: Учебник, 9 класс. - М.: АСТ, Астрель, 2005.
- Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии: Учебник, 6 класс.-М.: ДРОФА, 2003.
- Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии: Учебно-методическое пособие. М., ДРОФА, 2003 г.
- Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» - М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
- Питер Дарман Выживание в экстремальных ситуациях. М.; «Формула-Пресс», русское издание, 1999.
- Салчак С.С. Поисково-спасательные работы. - ЦДЮТ РТ, Кызыл: 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безопасность человека в экстремальных ситуациях.
Игра урок по основам жизнедеятельности для 7-х классов. Презентация поможет подвести итог работы по пройденному материалу....
Разработка урока-игры по ОБЖ в 7 классе. Тема:"Безопасность человека в экстремальной ситуации"
Урок-игра для 7 класса. Тема урока: "Безопасность человека в экстремальной ситуации"...
Человек в экстремальных ситуациях
Комплекс мероприятий по безопасности в рамках недели ОБЖ...
Урок-игра по ОБЖ "Безопасность человека в экстремальных ситуациях"
"Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её преодолеть"...
Безопасность человека в экстремальных ситуациях. Урок-игра по ОБЖ для 7-х – 8-х классов
“Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”....
безопасность человека в экстремальных ситуациях
Проведение в игровой форме обобщающего занятия по теме “Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера”...
Безопасность человека в экстремальных ситуациях. Урок-игра по ОБЖ для 8-х классов (VII вида)
“Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”.Цели урока:1. Проведение в игровой форме обобщающего занятия по теме “Чрезвычайные ситуации п...