Методика «Обучение детей с ограниченными возможностями и детей РАС творческому рассказыванию с использованием карт Проппа»
методическая разработка
В настоящее время использование разнообразных форм и технологий приобретает все большее значение в сфере реабилитационной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития. Специалисты считают карты Проппа инновационной технологией. Практика их применения ещё не широка, а терапевтический эффект основан на гармонизирующем, развивающем воздействии на речевые проблемы и личностное развитие ребёнка. Специалисты считают карты Проппа инновационной технологией. Практика их применения ещё не широка, а терапевтический эффект основан на гармонизирующем, развивающем воздействии на речевые проблемы и личностное развитие ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_po_proppu.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Урайский комплексный центр социального обслуживания населения»
Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями
Методика
«Обучение детей с ограниченными возможностями и детей РАС творческому рассказыванию с использованием карт Проппа»
Составитель: Т.В. Разакова,
воспитатель реабилитационного отделения
для детей и подростков с ограниченными возможностями
г. Урай, 2019
Описание методики
Наименование методики | «Обучение детей с ограниченными возможностями и детей РАС творческому рассказыванию с использованием карт Проппа» |
Сроки апробации методики | 1 год в течение 2019 года, далее – постоянно. |
Автор(ы) – разработчик(и) методики: Ф.И.О., должность, ученая степень/ученое зван | Владимир Я́ковлевич Пропп (16.04.1895г.) — советский филолог, фольклорист, профессор Ленинградского университета. Получил мировое признание, является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике, одним из создателей современной теории текста. Современные структуралисты считают В. Я. Проппа одним из своих предшественников. Самая известная работа учёного — «Морфология сказки» (Ленинград, 1928). Пропп выделяет повторяющиеся постоянные элементы — функции действующего лица (всего 31), положив начало структурно-типологическому изучению нарратива. Работа Проппа оказала значительное влияние на развитие структуралистских исследований мифологических, фольклорных, литературных текстов. |
История развития методики. Описание методики. | В настоящее время использование разнообразных форм и технологий приобретает все большее значение в сфере реабилитационной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития. Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом, фольклористом. Он занимался изучением русских народных сказок. В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции можно представить в виде схем (карт). При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки. Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними. На первом этапе происходит знакомство детей с жанром литературного произведения – сказкой. Выявляется ее отличие от других жанров и вычленяется структура сказки. Изготавливаются вместе с детьми сами карты. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, т. к. при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить. ДЖ. Родари отмечал, что преимущества карт Проппа очевидны, ведь каждая из них – целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем мире ребёнка. Специалисты считают карты Проппа инновационной технологией. Практика их применения ещё не широка, а терапевтический эффект основан на гармонизирующем, развивающем воздействии на речевые проблемы и личностное развитие ребёнка. В учреждении данная технология ранее не применялась. Описание методики. Каждое занятие имеет свою четкую структуру. Структурированность занятий позволяет детям в возрасте от 6 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья, быстрее запомнить последовательность событий, что облегчает пересказ сказки или рассказа. Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и заключительная. Вводная часть составляет 3-4 минуты. Она включает в себя ритуал приветствия, игры в круге на подражание, развитие коммуникативных навыков и крупной моторики. Основная часть длится 25 минут. Дети учатся определять жанр произведения, усваивают понятие, что такое сказка, чем отличается от рассказа, учат соотносить сюжеты сказок со схемами (картами). Только после этого приступаем к работе над пересказом. На каждую сказку отводится по два занятия. На первом происходит знакомство со сказкой. Работа над её содержанием с выделением узловых моментов и выстраиванием схем – карт Проппа. На втором занятии читаем сказку вслух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с выделенными на предыдущих занятиях узловыми моментами и, наконец, пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему. На заключительную часть отводится 2 – 3 минуты, в течение которых проводится итог занятия. |
Актуальность проблемы, решение которой должно обеспечить применение методики | В реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями на 01.01.2019 года социальную реабилитацию проходят 138 детей. Из них: - 29 детей с диагнозом ДЦП; - 12 детей с заболеваниями нервной системы; - 18 с врожденными аномалиями развития; - 16 детей с психическими заболеваниями; - 6 детей имеют инвалидность по слуху и 9 детей по зрению; - с нарушениями обмена веществ 16 человек; - врождёнными аномалиями развития 14 детей; - 7 детей с заболеванием крови. Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения – преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений. В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный учёный А.В. Запорожец рассматривает воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечает важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребёнка «новую продукцию». Целесообразность карт Проппа заключается в том, что наглядность позволяет ребёнку удерживать в памяти гораздо большее количество информации. Карты стимулируют развитие памяти, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности. |
Сфера применения методики в учреждении | Предоставление социально – педагогических услуг: формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга). Предоставление данной социально - педагогической услуги предусматривает проведение занятий, направленных на речевые проблемы и формирование позитивных психических склонностей, социально – значимых интересов и мотиваций получателя социальных услуг (и т.д.) Методика может применяться в технологии домашнего визитирования. Таким образом, данная технология может применяться в сфере коррекционной и реабилитационной работы с различными категориями детей (в том числе, с ОВЗ и инвалидностью, а также трудностями социализации и обучения) сфере формирования позитивных интересов. |
Цель внедрения | Научить детей и подростков с ограниченными возможностями и детей РАС творческому рассказыванию через использование карт Проппа. |
Задачи внедрения |
2. Организовать и провести занятия с применением схем (карт). 3. Повысить уровень мотивации к самостоятельной работе. 4. Сформировать навыки пересказывания с применением схем (карт). 5. Создать брошюру придуманных детьми сказок. |
Целевая группа | Дети - инвалиды, дети с ограниченными возможностями и дети с РАС от 6 до 18 лет, в количестве 50 человек. |
Ожидаемый результат | 1. Будет проведено 7 занятий (за 1 курс) с применением карт Проппа. 2. У 30 % участников - детей и подростков с ограниченными возможностями и детей РАС повысится уровень мотивации к самостоятельному творческому рассказыванию. (Методики диагностики развития речи детей Ф. Г. Даскаловой - приложение 1). 3. Не менее 15% участников овладеют навыками пересказывания (лист наблюдений - приложение 2). |
Контроль за апробацией методики (Кто проводит контроль. Формы контроля) | Заведующий реабилитационным отделением для детей и подростков с ограниченными возможностями ежемесячно осуществляет: выборочный контроль качества проводимых мероприятий. Воспитатель осуществляет самоконтроль и итоговый контроль – творческий отчет по результатам внедрения методики на заседании ЭМС учреждения. |
Основные приборы, оборудование, необходимые для реализации | Карточки с символами (приложение 3), схемы-мнемотаблицы «Сказки» (приложение 4) |
Подпись, (Ф.И.О., должность) Дата заполнения | ____________________ Т.В.Разакова подпись Должность: воспитатель
«____»______________ 2019г. |
Приложение1
Лист наблюдений «Уровень мотивации к самостоятельной деятельности»
(по К.П. Кузовковой)
№ | Фамилия Имя ребёнка | Проявление интереса к художественой деятельности | Проявление фантазии, воображения в творческой деятельности | Появление элементов композиции в рисунке | Оригинальность содержания рисунка | Самостоятель ность в творческих действиях и проявления | |||||
н.к* | к.к. | н.к | к.к. | н.к | к.к. | н.к | к.к. | н.к | к.к. | ||
Оценка в баллах: 1- не сформирована, 2-частично сформирована,3-сформирована
*Сокращения: н.к. – начало курса; к.к. – конец курса
Приложение 2
Лист наблюдений «Овладение навыками рисования в технике Эбру»
Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________
Показатели (индикаторы) | Оценки в баллах | Примечания | |
Начало периода | Окончание периода | ||
Умение слушать объяснение | |||
Планировать последовательность своих действий | |||
Владение творческими навыками | |||
Умение подбора цветовой гаммы | |||
Средний балл* (1-3) |
*Оценка в баллах: 1- не сформирована, 2-частично сформирована,3-сформирована
Вывод и рекомендации на начало реабилитационного периода: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод и рекомендации на конец реабилитационного периода: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Оборудование, необходимое для обучения приемам рисования
в технике Эбру
Для того чтобы создать «шедевр», в индивидуальной и подгрупповой (не более двух человек) коррекционной деятельности, потребуется:
- невысокая прямоугольная емкость в количестве 1 -2 шт..
- вода;
- загуститель для эбру в порошке (можно заменить желатином- используется не однократно);
- краски для эбру (или японские чернила для сумингаши);
- кисти (отдельная для каждого цвета);
- палитра для смешивания красок (пластмассовая или керамическая);
- гребешки для эбру;
- бумага (не глянцевая).
Для создания рисунка нужно использовать специальные краски для эбру или любые другие (гуашь, акрил), то в воде нужно растворить загуститель на основе специального порошка из древесной смолы или желатин. Таким образом, густая жидкость не позволит краске опуститься на дно.
Самым простым рисунком, с которого можно начать знакомство, являются концентрические круги разных цветов, с которыми можно «играть», завивая их в спирали или волны с помощью кисти или «гребешка». Понравившийся узор можно «снять» с поверхности на бумагу – для этого нужно аккуратно поместить лист на поверхность водного раствора, чтобы рисунок полностью отпечатался, а затем убрать его и дать высохнуть.
Ведь Эбру - это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг. Капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Такое рисование отлично развивает у детей воображение и мышление, а также дает возможность ребенку почувствовать себя настоящим художником и получить настоящее удовлетворение от творчества.
Картины всегда получаются необычными, каждое движение кистью создает неповторим образ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Обучение через игровую деятельность....
"Современные образовательные технологии и методики обучения детей в области искусства. Проблемы и пути решения"
Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенны...
Частные вопросы методики обучения детей с нарушением слуха на уроках информатики в 5 классе.
Результатом образования являются сегодня не столько предметные знания, сколько универсальные способы деятельности, т.е. более широкое понимание общеучебных умений и навыков, которые формируются ...
Интенсивная методика обучения детей английскому языку на материале детских песенок и стихотворений Г. Доля
Цель – Контроль практических навыков разговорной речи (диалог и монолог) на базе изученной темы.Задачи – 1. На основе ролевой игры проверить качество фонетических и интонационных навыков...
Инновации в методике обучения вокально-эстрадной технике пения детей
Работа с голосом на звуках, способствующих наиболее быстрому и точному формированию и запоминанию ощущений и навыков, связанных с нужным звукоизвлечением....
Методика обучения детей с ОВЗ
Выступление...
методика обучения детей рассказыванию по картине
методика обучения детей рассказыванию по картине...