Конспект логоритмического занятия по обучению детей основам безопасности дорожного движения «Путешествие в страну Светофорию» для детей логопедической группы среднего дошкольного возраста
план-конспект по музыке
Методическая записка
Данная тема важна для работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так как кроме работы по профилактике ДДТТ, она помогает решить важнейшие задачи, стоящие перед педагогами в сфере коррекционной педагогики.
Данная методическая разработка может быть использована на коррекционных занятиях по развитию речи в средней логопедической группе, так как игровая форма проведения соответствует возрасту и потребностям детей, может быть представлена как совместная деятельность музыкального руководителя и логопеда. Такая интеграция образовательных областей позволяет добиваться значительных результатов, так как педагоги реализуют одни и те же задачи через различные приемы.
Методическая разработка игра-занятие по ПДД «Путешествие в страну Светофорию» содержит различные виды коррекционных заданий по развитию мышц артикуляционного аппарата, дыхательной гимнастики, голосовые упражнения, пальчиковые игры, загадки, помогает обогатить словарный запас, сформировать у детей понятия о правилах дорожного движения и поведения на дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_na_vserossiyskiy_konkurs_2018_dlya_sayta_ns_portal.doc | 76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78 комбинированного вида
Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Конспект логоритмического занятия по обучению детей основам безопасности дорожного движения «Путешествие в страну Светофорию» для детей логопедической группы среднего дошкольного возраста
Возрастной состав: 4 – 5 лет
Авторы-составители:
Тупицына Елена Магомедовна, музыкальный руководитель
Макаренкова Елена Михайловна, учитель-логопед;
Методическое сопровождение: Голубкова Лариса Александровна, методист РОЦ БДД ГБУ ДО ЦДЮТТ «Мотор»
Санкт-Петербург
2018г.
Тема: Приключения в стране Светофории»
Методическая записка
Данная тема важна для работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так как кроме работы по профилактике ДДТТ, она помогает решить важнейшие задачи, стоящие перед педагогами в сфере коррекционной педагогики.
Данная методическая разработка может быть использована на коррекционных занятиях по развитию речи в средней логопедической группе, так как игровая форма проведения соответствует возрасту и потребностям детей, может быть представлена как совместная деятельность музыкального руководителя и логопеда. Такая интеграция образовательных областей позволяет добиваться значительных результатов, так как педагоги реализуют одни и те же задачи через различные приемы.
Методическая разработка игра-занятие по ПДД «Путешествие в страну Светофорию» содержит различные виды коррекционных заданий по развитию мышц артикуляционного аппарата, дыхательной гимнастики, голосовые упражнения, пальчиковые игры, загадки, помогает обогатить словарный запас, сформировать у детей понятия о правилах дорожного движения и поведения на дороге.
Задачи, реализуемые в данном игровом занятии:
Образовательные:
Развитие словаря: уточнять и расширять представления детей о ПДД и ДДТТ.
Обеспечить переход от пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств, расширять объем правильно произносимых существительных, прилагательных и глаголов по теме «Транспорт», вводить их в активный словарь.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи: закреплять умение согласования прилагательных и существительных.
Формирование правильного певческого дыхания: учить брать дыхание между музыкальными фразами.
Развивающие:
Развитие артикуляционного аппарата
Закрепление правильного произношения сформированных звуков в связной речи и стихах.
Автоматизация поставленных звуков в свободной речевой деятельности.
Развитие просодической стороны речи в голосовых упражнениях, формирование правильного речевого дыхания, длительного речевого выдоха
Развитие тонкой и общей моторики, координации движений, ловкости: развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, развивать мышечный тонус.
Развитие связной речи и речевого общения: формировать активное произвольное внимание к речи, понимать ее содержание. Отвечать на вопросы. Вести диалог, оречевлять игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
Воспитательные:
Формировать навык сотрудничества, коллективизма, взаимопомощи.
Способствовать закреплению форм адекватного поведения на улице, в транспорте.
Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Ожидаемый результат: Вызвать у детей желание изучать и соблюдать правила дорожного движения, знать и уметь применять их на улице и в общественном транспорте.
Цель занятия:
— закрепить знания о транспорте и о правилах поведения в транспорте;
— познакомить с правилами дорожного движения: улицу переходить на зеленый сигнал светофора и только в специальном месте;
— формировать навыки безопасного поведения на дороге;
— довести до сознания детей важность соблюдения правил дорожного движения.
Предварительная работа: беседа о транспорте, чтение художественных текстов с последующим обсуждением, чтение стихов и отгадывание загадок на тему «Правила дорожного движения», «Транспорт», рассматривание иллюстраций, разучивание песен про ПДД.
Материал: иллюстрации транспорта, макет светофора, картинки-дорожки, маленькие машинки, наручные светофорчики, прищепки, пробочки., карточки-сигналы светофора, руль; карточки зеленого, желтого и красного цвета, полоски бумаги изображающие эмоции : улыбка, спокойствие, грусть.
Ход занятия:
Вход в зал : дети входят в зал под музыку песни В. Шаинского «Вместе весело шагать», рассаживаются на места
Логопед: (сюрпризный момент) Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли наши старые друзья Ежик и Лисенок (игрушки надеваются на руку). Логопед здоровается с игрушками и спрашивает, что за сумка у них в лапках.
Игрушки рассказывают детям, что это пригласительные билеты, которые нужно надеть только на правую руку и тогда можно будет попасть в интересную страну Светофорию, (Дети надевают на руки светофорчики-пропуски, пропускаются надевшие на правую руку.).
На каком виде транспорта можно отправиться путешествовать? (дети выбирают виды транспорта) Варианты ответов : автомобиль, поезд, троллейбус, трамвай и т. д.)
Отгадайте, на каком транспорте мы отправимся в путешествие?
Послушайте загадку:
Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль, побежит …
(Автомобиль)
Артикуляционная гимнастика:
Логопед: Гараж двери открывает и машинка выезжает (дети выполняют артикуляционную гимнастику И.А.Волошиной)
(спокойно открыть рот, подержать его открытым 3-5 секунд, медленно закрыть рот)
Логопед: Улыбается машинка - У нее помыта спинка!
(растянуть губы в улыбку, показать все зубки. Челюсти сомкнуты).
Логопед: Это сытая машина. Баки полные бензина.
(Надуть щеки, удерживать внутри полости рта воздух в течение 3-5 минут).
Логопед: Каменистый путь не прост, не жалей-ка ты колес!
(Рот раскрыть, губы сомкнуты. Проводить кончиком язычка по внутренней стороне щеки слева, справа, за губами).
Логопед: Дорога оказалась не простой, и у нас лопнуло колесо. Что будем делать?
(Ответы детей: заменить, накачать)
Дыхательная гимнастика:
Логопед: Ребята, давайте попробуем накачать колесо (дети выполняют дыхательное упражнение «Насос»). Руки соединены в локтях, пальцы сжаты в кулачки, наклоны туловища вперед и при этом произносится долгий звук: «ССССССС».
Артикуляционное упражнение:
Логопед: Вот колеса закрутились, по дорожке покатились.
(Рот открыть, улыбнуться, касаясь губ, провести по кругу кончиком языка в одну, потом в другую сторону. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался).
(звучит музыка песни «Песенка друзей», муз. Старокодимского)
Музыкально-ритмическая разминка «Мы едем-едем в далекие края»
Логопед: Дети, нам предстоит проехать сейчас по этим волшебным дорогам , мы сможем оказаться в «Светофории», если пропоем песенки гласных звуков.
Перед детьми выкладывается лист бумаги, на котором нарисованы дорожки: прямая, волнистая и в виде восьмерки.
Голосовые упражнения:
Маленькой машинкой, автобусом, троллейбусом дети проводят по нарисованной дорожке, произнося при этом: ААА, ООО, УУУ, ИИИ.
Логопед : А по волнистой «дороге» мы сможем проехать, сливая гласные АО, АУ, УИ , а по «Восьмерке»-произнося по три гласных и по четыре: АОУ, АОУИ.
( звучит музыка В. Шаинского «Песенка Свистулькина» из мультфильма «Незнайка в солнечном городе», выставляется макет светофора)
Ребята, смотрите, кто нас встречает? Как вы думаете, кто правит страной Светофорией?
Отгадайте загадку:
Он бывает желтый, красный-
Осторожно - цвет опасный-
А зеленый свет зажжет-
Смело двигайся вперед. (О.Хоцяковская)
Если он горит зеленым,
Значит можно нам идти
Если желтым – подожди,
Ну, а красным - стой и жди!
Дети: это светофор!
Логопед: Правильно, ребята, это светофор!
Он вежливый и строгий, известен на весь мир.
На улице широкой самый главный командир.
Логопед: На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
Логопед: Почему у светофора не горят сразу три света? (Ответы детей)
Логопед: Ребята, а вы знаете, в каком порядке располагаются цвета светофора?
Дети: Красный, желтый, зеленый.
Логопед: Давайте поиграем в игру, кто правильно разместит «глазки» у светофора.
(Дети собирают светофоры на своих браслетиках - пропусках , используя липучки, приклеивают в правильной последовательности цвета : красный, желтый, зеленый)
Логопед: - Смотрите, ребята, наш светофор заработал.
Подвижная игра «Светофор»
(под ритмичную музыку на выбор музыкального руководителя)
(Логопед демонстрирует цвета светофора, дети, в зависимости от цвета, выполняют движения (красный - стоят, на зеленый - маршируют, на желтый приседают)
Логопед: Ребята, а для чего нужен светофор? (Ответы детей)
Дети: Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут
Говорящие цвета.
Если цвет зажегся красный - значит двигаться опасно
Желтый цвет – предупрежденье. Жди сигнала для движенья
Цвет зеленый говорит
«Пешеходам путь открыт!»
Логопед: (к макету светофора приклеиваются на липучках ротики - улыбка-зеленый свет, горизонтальная линия - желтый свет, полукруг-красный свет),
Смотрите, ребята, наш светофор ожил, он хочет у вас о чем-то спросить:
Светофор: На дорогах трудностей так много, без сомненья.
Но их бояться нет у нас причин,
Потому что правила движенья
Есть для пешеходов и машин.
И, чтоб у всех было хорошее настроение,
Соблюдайте правила дорожного движения!
А сейчас я попрошу вас «зажечь» сигналы светофора (дети берут красные прищепки и прикрепляют их вокруг красного круга) (звучит веселая музыка - на выбор музыкального руководителя)
Красный сигнал светофора задает вопросы детям:
Какие автомобили могут ехать на любой сигнал светофора? (полиция, скорая помощь, пожарная машина, если включат специальные «маячки»: синего цвета у скорой помощи и др., а так же специальные звуковые сигналы)
Детям предлагается прослушать запись звуковых сигналов полиции, пожарной машины и скорой помощи.
- Для чего нужен пешеходный переход? (чтобы безопасно перейти проезжую часть).
- Что нужно делать на красный сигнал светофора? (стоять)
Желтый сигнал светофора задает вопросы детям: (дети, как и в предыдущем варианте, прикрепляют прищепки вокруг желтого сигнала светофора)
- Что нужно делать на желтый сигнал светофора? (Пешеходам стоять)
- Где нужно ждать автобус, троллейбус, трамвай? (на остановках)
- Почему нельзя играть на проезжей части? (можно пострадать от проходящего транспорта, создать аварийную обстановку).
Зеленый сигнал светофора задает детям вопросы:
- Как называется дорога для пешеходов? (тротуар)
- Как называется дорога для автомобилей? (проезжая часть)
- Что нужно делать на зеленый сигнал светофора? (переходить дорогу).
- Как нужно переходить дорогу? (перед началом движения убедиться, что все машины стоят и пропускают пешеходов, затем пойти, посмотрев налево, затем , дойдя до середины, посмотреть направо).
Светофор: Молодцы, ребята, ответили на все вопросы! Сейчас загорится зеленый сигнал, и мы по пешеходному переходу перейдем на другую сторону дороги к моим друзьям -дорожным знакам, без которых в стране « Светофории» не было бы порядка.
(звучит ритмичная музыка - в исполнении детской шоу-группы «Саманта» «Дорожный знак»-аудиозапись)
Дети: «ходят» пальцами (указательным и средним) по «зебре» дорожного перехода на ударные слоги:
Нас с тобой переведет
Пешеходный переход.
(дети выполняют это упражнение сначала одной рукой, потом двумя - одновременно).
Выходят дети на груди у них дорожные знаки и читают стихи:
Стихи детей:
«Пешеходный переход»
По полоскам черно-белым
Человек шагает смело
Знаем: там, где он идет
Пешеходный переход
«Подземный пешеходный переход»
Подбегаем к перекрестку
Ах, досадная загвоздка:
Нет дороги здесь для нас,
На светофоре красный глаз,
Но зато не подведет
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нем всегда свободная.
«Надземный пешеходный переход»
Как дорогу перейти,
Если нет по ней пути?
Мы над ней найдем проход-
Вот надземный переход.
Поднимаюсь смело вверх,
Вот теперь я выше всех.
«Движение пешеходов запрещено»
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено».
Логопед: Ребята, жители страны Светофории - как вы думаете, кто? Ответить на этот вопрос вам помогут мои загадки:
Загадки:
Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)
Дом чудесный- бегунок
На своей восьмерке ног.
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай)
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)
Логопед (подведение итогов):
Почему, когда мы с вами путешествовали по широким улицам страны Светофории, наблюдали за движущимся транспортом, нам никто не мешал?
(ответы детей)
Потому, что в этой стране есть строгие правила для водителей и пешеходов. Чтоб сохранить свое здоровье и жизнь, не попасть в аварию и не получить травму, мы должны четко соблюдать правила дорожного движения. Давайте вспомним. Пока мы едем, мы — пассажиры, а когда мы идем – мы кто?
Дети: пешеходы!
В садике – мы дети, а в театре – зрители,
А в музее, в зоопарке — все мы посетители.
Но коль на улицу ты вышел.
Ты запомни наперед:
Всех названий стал ты выше –
Стал ты сразу ПЕШЕХОД!
Логопед:
Давайте вспомним и повторим эти правила все вместе:
Правила движения:
— где должны идти пешеходы? (по тротуару)
— с какой стороны тротуара надо идти? (с правой, чтобы не мешать людям, идущим навстречу)
И проспекты, и бульвары
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
— где едут машины и автобусы? (по проезжей части)
— можно играть на проезжей части? Почему?
— где нужно переходить дорогу? (по пешеходному переходу)
— с каким животным сравнивают пешеходный переход и почему?
Пешеход, пешеход, помни ты про переход,
Только «зебра» пешеход от машин тебя спасет.
— на какой сигнал светофора разрешается переходить улицу?
Заучи закон простой:
Красный свет зажегся – СТОЙ!
Желтый скажет: СТОЙ и ЖДИ!
А зеленый впереди-
Говорит он всем – ИДИ!
Логопед : Молодцы, вы очень старались. Не забывайте правила, которые мы узнали в стране Светофории. Удачи вам на дорогах!
Сюрпризный момент: В память о нашей встрече Светофор дарит вам отражатели, которые надо носить на одежде в темное время суток, и тогда вас всегда увидят на дороге.
(звучит музыка песни из передачи «Радионяня» «Песня о правилах дорожного движения» - аудиозапись)
«Песня о правилах дорожного движения»
Выход детей.
Список используемой литературы:
1. Правила дорожного движения 2018/17 РФ
2. О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно»
Комплексная программа подготовки ребенка к школе. ФГОС. Д.О. Литера 2017.
3. И.А.Волошина «Артикуляционная гимнастика для мальчиков»
Детство-Пресс 2016.
4. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»
Детство-Пресс 2009.
5. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р.Кислова «По дороге к Азбуке»
Пособие по речевому развитию детей. Часть I. Баласс 2015.
6. Г.Османова «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы».
Каро 2008.
7. Т.Данилова. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД»
Детство-Пресс 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий познавательной игровой программы по правилам дорожного движения «Путешествие в страну Дорожных знаков».
Сценарий познавательной игровой программы по правилам дорожного движения «Путешествие в страну Дорожных знаков». ...
Обучению детей основам безопасности дорожного движения
Формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице....
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях р
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению...
Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по об...
материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях реализации ФГОС
Практические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению...
План-конспект учебного занятия "Введение в дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности»"
План-конспект учебного занятия "Введение в дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности»", как пример конспекта занятия и раскрытия заявленной темы...
Конспект тематического занятия по музыкальному развитию на тему: «Как ребята помогли лесным зверям солнышко найти» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Тематическое занятия - путешествия для детей младшей группы дошкольного возраста на тему: " Как ребята помогли лесным зверям солнышко найти". Включены разделы: Музыкально-ритмические движени...