Реферат на тему: "Истоки развития духовной музыки"
статья по теме
Работа была представлена на Кирилло-Мефодиевском чтении в г. Когалыме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnye_istoki_russkoy_muzyki.docx | 45.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Истоки развития духовной музыки
Реферат
Реферат подготовил:
Красиков Михаил Анатольевич,
Преподаватель по классу баяна
МАУ «Школа искусств»
г. Когалым 2016 г.
В наше время большинство людей увлекаются народным и духовным искусством, песнями, танцами и фольклором. Появляется необходимость узнать: «Откуда зародилась русская музыка?» И поэтому цель моей работы заключается в изучении развитии русской и духовной музыки с древнейших времен до конца XVIII века.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)Выяснить легендарные истоки русской музыки
2)Изучить трансформацию видов музыкальных инструментов древнейших времен.
3)Выявить основные виды направления народного и духовного искусства с древнейших времен до XVIII века.
В ходе работы я использовал следующие методы:
Анализ, синтез, описания, историзма.
Метод анализа и синтеза. Метод исследования, или познания экономической действительности включает в себя целый набор способов и приемов, с помощью которых достигается раскрытие ее сущности и содержания.
Описательный метод — вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик.
Историзм — научный метод, принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования.
Истоки Русской музыки
Народное творчество — это почва, на которой в каждой стране созревает разнообразная профессиональная музыка. Развитие музыки в Древней Руси было связано с оживлением общественной жизни, ростом городов, развитием ремесел, торговли.
Летописи рассказывают, что музыканты, служившие при княжеских дворах, веселили гостей на пиру, во время военного похода исполняли ратную музыку, поднимая боевой дух воинов. Участвовали и в поминальных обрядах — тризнах, восхваляя подвиги павшего в сражении военачальника, его неустрашимость. История сохранила имя одного из таких певцов — Бояна, которым восхищается автор «Слова о полку Игореве».
На улицах и торговых площадях в дни праздников простой люд толпился вокруг профессиональных музыкантов и актеров-скоморохов.
Недаром их называли «потешниками», «веселыми». Они играли на гуслях, гудках, дудках, сопелях и бывали непременными участниками народных празднеств, свадеб и других обрядов.
К сожалению, сама музыка этого времени до нас не дошла, за исключением народных песен, мелодии которых народ хранил веками. И хотя первые музыкальные записи на Руси стали делать еще в XI в. особыми значками — крюками, или знаменами, прочесть по ним незнакомую мелодию было невозможно. Крюковая запись лишь помогала музыкантам вспомнить знакомый напев и указывала, как его исполнять — быстро или медленно, тихо или громко. Чаще всего ею пользовались служители церкви — для певчих в богослужебных книгах прямо над строчками текста ставились значки.
Только с XVII в. в России появилась нотная запись. С помощью линеек, ключей и нот уже можно было обозначить высоту и длительность каждого звука мелодии. Даже очень сложное, многоголосное музыкальное произведение при такой системе записи читалось и воспроизводилось совершенно точно.
Народная же музыка продолжала существовать в устном виде. Ее не записывали, а творцы и исполнители народных мелодий зачастую преследовались. Почему? В своих песнях и присказках, в уличных представлениях скоморохи высмеивали правителей, господ и служителей церкви. И церковь нещадно боролась со скоморохами, называя «бесовскими играми» их искусство, потому что в нем выражался народный протест.
По настоянию церковников и по царскому указу в середине XVII в. скоморохи были изгнаны на окраины Русского государства — в Сибирь, а их инструменты сожжены.
Лишь столетие спустя, когда возникла национальная школа композиторов, передовые люди поняли, какую огромную художественную ценность представляет собой народное творчество. В России начали записывать старинные народные мелодии. А в 1776 г. появился первый выпуск их издания с нотами, подготовленный В. Трутовским.
Интерес к народному творчеству не был случаен: композиторская музыка делала свои первые шаги, тогда как народное искусство существовало уже много столетий. Не удивительно, что композиторы обращались к музыкальному творчеству народа как к неисчерпаемой сокровищнице, широко используя народные средства музыкальной выразительности и мелодии в своих сочинениях.
Русская духовная музыка
Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времен принятия христианства и до конца 17 в. Вместе с христианством русские заимствовали из Византии систему церковного пения – осмогласие (восемь гласов) и систему его записи – невмы (по-русски – знаки, знамена, крюки; отсюда – знаменный распев). Поскольку древнейшие формы этой нотации точно не расшифровываются, открытым остается вопрос: переняла ли Русь церковное пение из Византии непосредственно или через посредство южнославянских стран. Очевидно, однако, что к 15–16 вв. русский знаменный распев представлял собой вполне самобытное художественное явление. Полученными из Византии и устойчивыми принципами оставались: 1) строго вокальный характер церковного творчества (православный канон категорически исключает применение в церковной службе каких бы то ни было музыкальных инструментов); 2) теснейшая связь слова и звука, т.е. смысла и его интонационного воплощения – отсюда очень большое значение в православной службе не только пения (в старину говорили, например, «спеть обедню», «отпеть обедню», т.е. отслужить литургию), но и особого напевного чтения (в современной терминологии – «литургического речитатива»); 3) плавность, «поступенность» мелодического движения; 4) строчное строение целого – т.е. подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста, в оригинале часто стихотворного. При этом русская трактовка гласа отличалась от византийской: глас представлял собой не звукоряд, а сумму мелодических формул (попевок).
Древнерусское церковное пение, как и иконопись, было анонимно, но все же из письменных источников известны имена выдающихся мастеров 16–17 вв.; среди них – новгородцы братья Василий (в иночестве Варлаам) и Савва Роговы; Иван (в иночестве Исайя) Лукошко и Стефан Голыш с Урала; Иван Нос и Федор Крестьянин (т.е. Христианин), работавшие при дворе Ивана Грозного. В 16 в. в Москве были основаны образцовые хоры – государевых и патриарших певчих дьяков. В это же время появляются варианты основного знаменного распева – большой распев, характеризовавшийся особенно протяженными мелизматическими мелодическими линиями; путевой и демественный распевы, имевшие каждый свою систему невменной записи; индивидуальные варианты отдельных песнопений или их групп, принадлежавшие данному мастеру, или местности, или монастырю («местные распевы», «монастырские распевы», «распев крестьянинов» и т.д.). Несколько позже, в 17 в., получают широкое распространение киевский, греческий, болгарский распевы, отчасти связанные с пением южных и юго-западных православных церквей, но приобретшие на Руси самостоятельные формы; для них типично более простое, симметричное строение, влияние песенной мелодики. В 16 в. возникло вполне оригинальное русское церковное многоголосие, разные формы которого носили названия: строчное, демественное и путевое. Для раннего многоголосия было характерно свободное сочетание горизонтальных линий голосов, а не четкая координация их по вертикали, как в западной музыке той эпохи. Развитие церковного пения и усложнение форм крюкового письма обусловили появление развернутых теоретических руководств, среди которых особенно выделяется созданная в 1680-х годах Азбука (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца.
С середины 17 в. наступает переломный период в русском церковно-певческом искусстве: постепенно утверждается новый стиль хорового многоголосия – «партес», распространяемый в Москве поначалу певцами украинского, белорусского и польского происхождения и основанный на элементарных приемах западноевропейского гармонического и полифонического письма. Простейшим видом партесного пения была гармонизация знаменных мелодий, наиболее сложным – хоровой концерт для большого числа голосов (в числе известных авторов – Василий Титов, Николай Калашников, Николай Бавыкин, Федор Редриков и др.). Одновременно начинает преобладать пятилинейная нотация, хотя довольно долго еще сохраняется крюковое письмо (старообрядцы пользуются им по сей день). Очень популярной становится духовный стих новой формации – псальма, или кант (на стихи как русские или церковнославянские, так и на переводные, обычно с польского), затем появляются и светские хоровые канты – исторические, военные, любовные, шуточные.
Хотя реформы Петра I непосредственно не затрагивали певческого искусства, глубокие изменения в жизни страны, и в том числе в строе церковной жизни, привели к тому, что 18 век стал периодом упадка церковного пения как национального искусства и как высокохудожественной системы. В больших городах, и прежде всего в Петербурге, пение все более секуляризируется, особенно во второй половине столетия, когда при дворе стали работать приглашенные итальянские мастера Бальдассаре Галуппи и Джузеппе Сарти: в числе прочего они писали музыку на православные тексты и обучали певчих Придворной капеллы (центрального хора страны, преобразованного из хора государевых дьяков), которые, наряду со службами, принимали участие в светских увеселениях и даже пели в опере. Однако в том же 18 в. и первой половине 19 в. автономно развивается на прежних началах старообрядческое певческое искусство; сохраняется старинное пение в больших соборах некоторых древних городов; складываются оригинальные распевы крупных монастырей.
В этот период (а нередко и позже) композиторское, авторское церковное творчество часто носило светский характер и даже перекрещивалось впрямую с оперным (известны, например, Херувимские песни на мотивы из опер Моцарта и других композиторов) и песенно-романсовым искусством. В конце 18 – начале 19 вв. стиль партесного пения сходит на нет и развивается жанр классицистского духовного концерта (по образцу западного мотета; собственно «концертом» в это время называлось развернутое хоровое произведение, которое заняло в воскресной и праздничной литургии место традиционных причастных стихов; в стиле концерта исполнялись и другие песнопения разных служб, преимущественно литургии). Наиболее плодовитым представителем этого жанра был управляющий Придворной капеллы Дмитрий Степанович Бортнянский (1751–1825), популярны также были концерты Максима Созонтовича Березовского (1745–1777) и Степана Аникиевича Дегтярева (1766-1813), и др.
Вывод:
Таким образом в России истоки духовной и народной музыки имеют очень давние корни. Легендарным основателем являлся русский певец сказитель «Боян». С течением времени в России зародилось множество направлений музыкального искусства и различных музыкальных инструментов. Русская народная музыка очень часто сопровождалась танцами. Среди известных музыкальных инструментов являлись: гусли, гудки, дудки, лютни, сопели. И сегодня наследие предков не остаётся забытым, часто их можно услышать на телевидении, радио и даже в исполнении музыкантов-исполнителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Истоки и развитие сундучной росписи»
Цели урока: Способствовать развитию у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе изучения истории и технологии северного сундучного промысла....
Музыкальная драматургия-развитие музыки. Светская и духовная музыка.
Это открытый урок в 7 классе по программе "Музыка" авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская...
Самоанализ урока музыки 6 класс " Духовная музыка . Образы духовной музыки"
Урок музыки в 6 классе . Раздел "Духовная музыка"...
Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка. 7 класс
Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ "РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ"
Предлагаю методическую разработку урока в 6 классе по программе Критской, Сергеевой....
Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»
В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...