Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Истоки и развитие сундучной росписи»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Цели урока: Способствовать развитию у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе изучения истории и технологии северного сундучного промысла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
изобразительного искусства в 5 классе
по теме:
«Истоки и развитие сундучной росписи»
Учитель изобразительного искусства
МБОУ «Яренская СОШ»
Жидова Марина Владимировна
2013 год
Урок изобразительного искусства для 5 класса
Декор и форма предметов быта.
Тема урока: Истоки и развитие сундучной росписи.
Вид занятия: Изображение на плоскости. Декоративно-прикладная деятельность и дизайн.
Цели урока: Способствовать развитию у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе изучения истории и технологии северного сундучного промысла.
Развивающая:
- способствовать развитию умений учащихся самостоятельно получать знания, обобщать их, проводить анализ, делать выводы, применять знания на практике в ходе выполнения творческой работы;
- развитие у школьников художественного вкуса, навыков декоративного творчества;
- развитие интереса к изучению прошлого нашей Родины;
- развитие способности к эстетической оценке искусства и окружающей жизни.
Обучающая:
- сформировать представление о жизни в 19 веке,
- обеспечить усвоение основных этапов выполнения сундучной росписи;
- расширение представлений учащихся о стилизации различных форм;
- закрепление навыков работы с цветом разными кистевыми приемами.
Воспитывающая:
- создание условий для воспитания положительного интереса к истории своего края;
- воспитание аккуратности в выполнении работы, сознательного отношения учащихся к процессу
рисования, стремление довести работу до конца;
- знакомство с укладом жизни русского человека.
Планируемые результаты:
Предметные: знать историю сундучного промысла, технологию изготовления и росписи сундуков; уметь украшать предметы различной формы сундучной росписью, используя знания по композиции и цветоведению.
Личностные: оценка своей личности в историческом аспекте.
Метапредметные: уметь находить нужную информацию и применять её на практике в соответствии с поставленной задачей.
Межпредметные связи: музыка, краеведение, русский язык.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технология: мастерская.
Ход урока:
Слайд 1:
I. Организационный момент.
Ученики разделены на 4 артели. Садятся по группам.
II. Основной этап.
Слайд 2:
Разыгрывается сценка (звучит русская народная музыка).
Сидят две девицы в русских костюмах и ведут разговор.
- Ой, завтра сватать меня придут.
- Да, ты, что?
- Ванюша сегодня встретился мне, когда за водой шла, и велел сватов ждать.
- Ну вот, а ты готова? Полотенец наткала, навышивала. А рубах нашила. Открывай свой сундук, да похвастай. Есть что показать?
- Конечно, посмотри сколько добра.
- Мастерица ты, Марья! Не сундук, а клад.
В народе говорили «Невеста – в колыбельку, приданое в коробейку». Невеста готовила и складывала в сундук своё приданое с ранних лет. В русских семьях дочку с 5-7 лет сажали за прядение и рукоделие. Перед свадьбой раскрытые сундуки возили по улицам, показывали содержимое прохожим. Чем больше был сундук у невесты, тем желаннее было ее появление в доме жениха. Чем больше в доме сундуков — тем, как считалось раньше, семья зажиточнее.
У. – О чём мы сегодня продолжим разговор на уроке?
Д. – О сундуках.
Слайд 3:
У. – Тема урока «Истоки и развитие сундучной росписи».
Слайд 4:
Знакомство учеников с планом урока.
- История сундучного промысла;
2) Технология и особенности росписи сундуков на севере;
- Отработка навыков кистевой росписи;
4) Выбор лучших мастеров.
Слайд 5:
1) Выступление 1 артели: «Значение слова «СУНДУК».
СУНДУК - тяжелый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком. Кованый (обитый железом). Так интересно простой ящик называется. А название то татарское, означает – вольный ящик с крышкой на навесах с замком. Мастера – сундучники наши снабжали своим товаром не только Русь. Сундук – символ богатства. У хорошего человека он наполнен до краёв добрым «добром».
Даль пишет также, что русские мастера изготавливали сундуки так, чтобы они помещались один в другой, как матрешки. "Сундуки и короба - коренная русская утварь" - пишет он.
Сунду́к (от тюркского сандык) — изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время сундук как предмет крестьянского обихода можно увидеть в русских и восточноевропейских деревнях, а также в различных музеях.
Слайд 6:
2) Выступление 2 артели: «Какие центры производства сундуков были на Руси?»
Крупнейшими центрами производства сундучных изделий в железной оковке в ХVII в. Стали Новгород, Холмогоры, Устюг Великий, а так же Москва. Сундучный промысел получил развитие и в других российских губерниях: Нижегородской, Пермской, Владимирской, Воронежской, Курской и Вятской. Мы видим, что на Руси этот промысел был распространён.
Слайд 7:
3) Выступление 3 артели: «Какие виды сундуков существовали на Руси?»
На Руси знали два вида сундуков — с плоской откидной крышкой и с выпуклой. Известно, что изделие с выпуклой крышкой покупали обычно крестьяне, а с плоской – городские жители, используя сундук не только как емкость для хранения, но и как мебель для сна.
Сундук-теремок имел два яруса. Своей формой он напоминал терем.
Сундучок-подголовок, или "подголовник", получил свое название из-за скошенной верхней крышки, на которой бережливый хозяин спал, чтобы сохранить свое богатство.
Погребец – дорожный сундук для продуктов и посуды. Внутри сундука, вдоль одной из боковых сторонок, часто помещали узкий ящик, который закрывался выдвигающейся маскировочной доской.
Слайд 8:
4) Выступление 4 артели: «Для чего применялись сундуки в старину на Руси?» (Приложение №4)
Сундуки изготавливали разных размеров. В огромных дубовых и сосновых сундуках – ларях хранили зерно, муку и другие продукты. Большие – для одежды и спальных принадлежностей, средние для книг и украшений, маленькие для драгоценностей. Были и дорожные сундуки – прообраз современного чемодана.
Длительное время в быту крестьян и городских ремесленников сундук являлся мебелью. Сундуки изготавливали одновременно со строительством жилища – их размер подгоняли к определенному месту в доме. Чтобы сундук был прочнее, его обивали железом, чтобы был наряднее — расписывали. Украшенные подобным образом сундуки привносили ощущение праздника в небогатое жилище.
Слайд 9:
У. – Ребята, посмотрите внимательно на эти сундуки. Все они были найдены у жителей нашего района. Значит и у нас сундук был неотъемлемой частью быта крестьян.
- Как же сундуки появились в наших домах?
Д. – высказывают свои предположения.
Слайд 10:
Обращаюсь к карте-схеме народных промыслов русского севера.
У. - Вот наш Яренск. Совсем недалеко от нас, на территории нынешнего Красноборского района, были расположены центры замечательной росписи крестьянских бытовых предметов - пермогорской, ракульской и уфтюжской. Все они находятся сравнительно недалеко друг от друга. При центрах были мастера, которые ездили по сёлам и деревням и расписывали интерьеры домов и предметы крестьянского быта. Они и могли расписать наши сундуки.
Так же расписные сундуки отправлялись чуть ли не на все северные ярмарки, и в Великом Устюг, и в Сольвычегодск, и у нас недалеко от села Лена, четыре раза в год проходили знаменитые Туглимские ярмарки. Приезжали гости (торговые люди) из городов: Устюг, Сольвычегодск, Вологда, Вятка, Галич, Москва. С рек Ваги и Мезень. До пятисот человек собиралось тогда торговать. Туглимская ярмарка имела всероссийское значение, она служила перевалочным пунктом для отправки мехов из Сибири в Москву. А так же через Холмогоры торговали со Скандинавскими странами. Возможно, именно на ярмарки и были привезены в наши края эти замечательные сундуки. Так они и могли попасть в дома наших крестьян.
Сундуки могли быть завезены к нам так же и из Устюга Великого. Вот как пишется в одном из документов «Сбыт сундуков производился на местном рынке в Устюге и главным образом скупщиками в уезды Яренский, Тотемский, Вельский, Никольский, Кадниковский, Устьянский и в Вологду»
Слайд 11:
У. - Наши предки старались сделать сундуки надежными и красивыми. К появлению расписных сундуков привело стремление к яркости и праздничности.
У. (обращаюсь к сундукам, представленным в классе) - Мало кому повезло увидеть "живьем" старинный бабушкин сундук. Известные дизайнеры сейчас считают что время безделушек-однодневок проходит, и желательно, чтобы мебель вашего интерьера имели свою историю. Замечательно, если в доме присутствуют предметы, связанные с несколькими поколениями вашей семьи, хранят ее традиции и стиль жизни, как, например, этот замечательный деревянный сундук. Такой сундук способен стать "изюминкой" интерьера.
Здорово, когда ты занимаешься каким-нибудь промыслом и можешь создать для своего дома красивую вещь, которой нет больше ни у кого. Она придаст дому тепло и уют.
Слайд 12:
У. – Ребята, а что значит слово промысел? (актуализация знаний).
Слайд 13:
Во время прослушивания музыкального фрагмента напишите свою ассоциацию со словом «промысел» на листе и передайте соседу, т.о. листок попадает ко всем участникам группы (знать понятие «промысел» и сопутствующие ему слова: мастер, ручной труд, семейный промысел, ремесло, мастерство и др.). Бригадир артели зачитывает ассоциации со словом «промысел» своей группы и аргументируя свою точку зрения.
Слайд 14:
Промыслом обычно называют занятие, которое может обеспечить доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая называется чаще артелью. (Приложение №5)
III. Практическая работа
Мы сегодня распишем наши сундуки.
Слайд 15:
А мотивы росписей часто навеяны воспоминаниями о кованых сундуках Великого Устюга.
Слайд 16:
Сундуки расписывались большими гибкими побегами с завитками. Форма листьев необычна, они гибкие и пластичные, с изящно заострёнными кончиками, некоторые листья напоминают цветы тюльпана. Листья обрамлялись чёрными «ресничками», обводка дополняла линии оковки сундука.
Слайд 17:
В цветовой палитре росписи сундуков применяется жёлтый цвет, реже оранжевый и красный, зелень травянистая, изумрудная, голубая, синяя. Белым цветом выполнялась оживка, а чёрным подчёркивался контур рисунка.
Слайд 18:
Этапы работы над росписью.
Слайд 19:
Физ. минутка. Упражнения для кистей рук. Потренируемся держать кисть. Держим 3 пальчиками. Мизинец слегка придерживается на поверхности, чтобы рука не скользила. В воздухе обводим узор. Движения лёгкие и непрерывные (попробуем).
(играет музыка)
Слайд 20, 21, 22:
Закройте глаза. Давайте мысленно перенесёмся в те далёкие времена. Вечер. Все дела домашние сделаны. Затянув тихую, протяжную песню, мастера берутся за любимое дело. Постарайтесь сделать ваши сундуки яркими, праздничными, неповторимыми.
Самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся по плану.
1 этап деятельности – композиционное решение:
- определение величины композиционного центра и второстепенных элементов композиции;
- лёгкая разметка – компоновка рисунка в выбранном формате;
- определить цвета необходимые для работы;
2 этап деятельности – цветовое решение:
- выполнение завитков в одну и в другую сторону с уплотнением в виде листиков;
- наращиваем кустик, добавляем к кустику листочки;
- роспись оживляем белыми полукружиями обрамляющими контур листьев;
- выполняем усики – чёрные штрихи, идущие из углублений между листьями и подчёркивающие пластичную форму листьев, плавные изгибы и повороты;
- чёрной обводкой дополняем линии оковки сундука.
Каждая артель воссоздаёт роспись одного из сундуков.
1 артель: карточки элементов узора (Сундук №1)
2 артель: карточки элементов узора (Сундук №2)
3 артель: карточки элементов узора (Сундук №3)
4 артель: карточки элементов узора (Сундук №4)
Работа учителя:
- следить за последовательностью ведения работы;
- воспитывать аккуратность при выполнении рисунка;
- индивидуальная помощь учащимся в решении возникающих вопросов.
- Анализ работ.
Каждая артель представляет свой сундук. Могут выбрать отдельного ученика, ответственного за презентацию изделия, который сочиняет самостоятельно, но советуясь с товарищами.
Представьте, что вы на ярмарке. Какое изделие из представленных вы бы купили? Прикрепляют «знак качества» (Приложение №11) на изделия, которые им понравятся. Каждая артель советуется и выбирает сундук, который на их взгляд получился самым интересным. Бригадир выходит и ставит знак качества своей бригады (на свой сундук ставить нельзя). Затем право поставить знак качества предоставляется гостям.
Заметили, как стало ярко и празднично в нашем классе!
- Чем вам нравятся ваши работы? Зачем нужно знать и возрождать народные промыслы? Как возродить сундучную роспись?
V. Итог урока.
Слайд 23:
Народное искусство не любит простого созерцания. С ним нужно играть, им нужно любоваться, его нужно задействовать и привлекать. Лучшим примером такой востребованности служит включение узоров Русского Севера - северодвинской, мезенской, ракульской росписи и уфтюжская сундучная роспись – в лоскутное одеяло, которое стало визуальным ОБРАЗОМ Олимпийских в Сочи в 2014 году. Каждая "клеточка" - лоскут полотна стала отсылкой к знаменитым национальным промыслам нашей страны. Представленные образы будут использованы при оформлении всех олимпийских спортивных объектов и, конечно же, при разработке дизайна формы нашей сборной.
Чем больше будет этих узоров в Сочи, тем интереснее и креативнее будет выглядеть наша страна.
Это очень по-нашему - гостеприимно. Наших гостей мы хотим укрыть теплым, лоскутным одеялом, сотканным из всех народных промыслов, которые у нас сохранились.
Слайд 24:
У. - А где ещё можно использовать элементы сундучной росписи?
Сундучная роспись хорошо смотрится не только на сундуках, но и на любой деревянной домашней утвари (шкатулках, панно, дверцах шкафов) в современном интерьере.
Расписные сундуки похожи на современные подарочные коробки – такие же яркие и привлекательные.
Ребята, вы хорошо потрудились на уроке. Молодцы! Я уверена, что из вас получатся настоящие мастера своего дела. Люди, которые уважают традиции своего народа, гордятся страной, в которой мы живём, интересуются историей своего народа.
Слайд 25:
Всем спасибо. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для 8 класса по теме «Истоки архитектуры и монументальных видов искусства».
В данной работе представлена проверочная работа для 8 класса по программе Б.М. Неменского по теме " Истоки архитектуры и монументальных видов искусства"...
Урок математики в 6 классепо теме «Нахождение числа по его дроби»
Сценарий урока математики в 6 классе по теме «Нахождение числа по его дроби» Бузина Галина Владимировна Учитель математики высшей категории МКОУ «СОШ №13» Цель урока: обес...
План - коспект урока по трудовому обучению в 6 классепо теме "Обработка нагрудника с одновременным втачиваним бретелей."
План коспект урока по обработке нагрудника . повторение домашенго задания , новый материал, практическая работа....
Статья на тему: "Истоки музыкального искусства"
Где музыка берёт начало?...
Презентация по изобразительному искусству в 5 классе: "Истоки и современное развитие традиционных художественных промыслов России (Мезеньская роспись) по программе Б.М. Неменского
Презентация по изобразительному искусству в 5 классе: "Истоки и современное развитие традиционных народных промыслов России (Мезеньская роспись) знакомит детей с историей возникновения Мезеньской росп...
Исследовательский проект :"История и истоки развития городецкой росписи".
В проекте проведено исследование истроии зарождения и развития народного декоративного промысла Городца, изучены приемы росписи, орнамента, смыслового решения композиции росписи, технологи...
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....