МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ "РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ"
методическая разработка по музыке (6 класс)
Предлагаю методическую разработку урока в 6 классе по программе Критской, Сергеевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 64.95 КБ |
Краткие сведения о М.С. Березовском | 15.63 КБ |
Не отвержи мене....текст | 13.25 КБ |
Презентация к уроку сжата | 2.95 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки, 6 класс
Тема: Русская духовная музыка. Духовный концерт
Учитель: Виноградова Н.И.
Цель урока: Выявить особенности русской духовной музыки на материале фрагмента концерта М.Березовского «Не отвержи меня во время старости».
Задачи урока:
1. Дать представление: о особенностях русской духовной музыки с 10 века, о жанре хорового концерта, краткая биография композитора.
2. Найти в музыке интонационные особенности молитвы, выявить музыкально – интонационные особенности музыки концерта
3. Составить рассказ на тему, используя художественные средства выразительности: «Эмоциональное воздействие Духовного концерта на современных слушателей».
Этап урока | Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||
1.Организационный. Введение в тему урока. Самоопределение к деятельности (включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне) | Интерес к музыкальному искусству, мотивация к обучению | К: уметь работать в классе, с учителем Р: (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность); | Настраивает внимание детей на содержание урока | Настрой внимания на содержание урока. Мотивируются на активную деятельность | |
2. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания) | Понятия: жанры русских народных песен, скоморохи.. | эмоциональная отзывчивость на музыку, выражение личностного отношения к произведениям р.н. через музыкально-творческую деятельность | Р: готовность выполнять учебные действия, оценивать свою деятельность; к: умение работать во взаимодействии с классом и учителем; П: выделять необходимую для решения задачи информацию | Подводит учащихся к тому, что в 10 веке получила развитие духовная музыка. | Учащиеся проникаются проблемой, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы. Осознают, для чего им необходимо получить знания по данной теме. Оценивают произведения искусства и распознают существенные признаки и свойства явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа |
3. Постановка цели и задач урока. Постановка учебной задачи (формулирование темы урока и целеполагание) | Русская духовная музыка.. Композитор М.Березовский. Понятие Духовный концерт. Знаменный распев. Партесное пение. | Развитие мотивации музыкально-учебной деятельности | К: формулировать собственную позицию, достигать соглашения друг с другом П: выделять необходимую для решения задачи информацию | Подводящий диалог к самостоятельному определению темы урока: Духовная музыка помогает задуматься о смысле жизни. | Определяют цель в учебной деятельности с помощью учителя Составляют алгоритм работы на уроке. В чем драматизм произведения? |
4. Первичное усвоение новых знаний. «Открытие» учащимися новых знаний | Духовная или церковная музыка — музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения во время молитв, богослужений и в быту. | воспринимать фрагменты музыкальных произведений на основе эмоционально-чувственного развития | П: усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов | Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов | Анализируют стиль композитора, выявляют сходство и различие форм произведений |
5. Первичная проверка понимания. | особенности церковно живописных и музыкальных образов, сравнивают, анализируют их. | воспринимать фрагменты музыкальных произведений на основе эмоционально-чувственного развития | Р: Развитие образно-ассоциативного мышления на основе активного, прочувствованного восприятия музыки | Сопоставляют особенности церковно живописных и музыкальных образов | |
6. Первичное закрепление. Самостоятельная работа | Словарь, запись в тетрадь определений | Реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования | Регулятивные: сопоставлять средства музыкальной выразительности музыки и живописи. П: рассматривать живописные полотна и определять, какая музыка звучит на картинах | Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Осуществляет контроль над составлением плана рассказа. | Применяют словарь во время просмотра презентации для характеристики звучащей музыки и художественных образов, возникающих на экране |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Включение новых знаний в систему знаний и повторение* | Музыкальные и художественные средства выразительности: Цвет-лад, ритм, палитра, настроение | Воспринимать музыкальное произведение на основе чувства сопричастности к шедеврам мирового искусства | П: передавать в музыкальной деятельности разный характер | Подводит к пониманию интонационной общности в создании драматических образов, что духовная культура, духовное искусство, духовная музыка придет лишь к отворившему | Делают выводы о том, что цели и задачи, которые они формулировали и намечали в начале урока, анализируют все ли успели и усвоили в процессе урока. Умеют адекватно воспринимать как твои действия оценивает учитель и сверстники. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | передать в рисунке настроение | Закончить рассказ по плану. Подобрать иллюстрации к образам | Закончить рассказ по плану. Подобрать иллюстрации к образам баллады | ||
9. Рефлексия. Подведение итогов урока. Подведение итогов по теме урока (личностные результаты) (осознание учащимися своей учебной деятельности) | осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре | Р:умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе | Оценивание | Заполняют лист рефлексии: Сегодня я узнал… Я научился… Меня удивило… Мне захотелось… Я хочу узнать… |
Предварительный просмотр:
М. С. Березовский
Березовский, Михаил Созонтович, - замечательный композитор. Родился 16 октября 1745 г. в городе Глухове, Черниговской губернии. Учился в киевской духовной академии, по приезде в Петербург определен в придворную певческую капеллу, где изучал музыку у Цопциса. При дворе императрицы Елизаветы давались представления итальянской оперы, в которых принимал участие и Березовский, уже в ту пору обративший на себя внимание способностями к композиции и виртуозным талантом (он отлично играл на скрипке). В 1765 г. Березовский был послан в Италию, в болонскую академию, где занимался под руководством Мартини Старшего. Господствовавшая в этой академии хорошая музыкальная традиция отразились на сочинениях Березовского, отличающихся строгим и красивым стилем. Многие музыкальные академии в Италии избрали Березовского своим почетным членом; болонская академия возвела его в почетные академики. К этому периоду времени относится его опера "Демофон", написанная на текст Метастазио для театра в городе Ливорно; она имела огромный успех. В Италии Березовский написал свои лучшие произведения: "Литургию", концерт "Отрыгну сердце мое", "Слава в вышних Богу", "Милость и суд воспою тебе, Господи", "Причастный" и др. Они отличаются простотою, доступностью, изяществом и в художественном отношении превосходны. Исполнение их в России сделало имя Березовского известным и на родине. Когда он, в 1774 г., вернулся в Россию, Потемкин предложил ему место директора будущей музыкальной академии, которую предполагал основать в Кременчуге. В ожидании этого назначения Березовский определился в капеллу без всякой должности, так как все высшие и лучшие места были в руках иностранцев. Между тем Потемкин забыл не только о Березовском, но и о самой академии. Отчаявшись получить соответствующее его таланту и знаниям место или хотя бы повышение в должности, Березовский впал в мрачную тоску. В марте 1777 г. он заболел белой горячкой и в одном из припадков этой болезни покончил жизнь самоубийством (22 марта). Как композитор духовной музыки, Березовский, вместе с Веделем , является представителем нового направления в партесном пении. В его произведениях меньше следов влияния итальянской музыки; заметно стремление к самобытности, к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время и не думали многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви. Отличительные черты произведений: большая свобода голосоведения в контрапунктическом стиле, художественность целого в ущерб внешнему блеску, замечательная отделка деталей, соединение простоты и изящества. Из многочисленных сочинений Березовского, оставшихся в рукописях и хранящихся у многих любителей, только два, и то спустя 50 лет со дня его смерти, были изданы придворной капеллой: "Верую" и классический концерт "Не отвержи мене во время старости". Кроме них, напечатаны: "Причастны творяй ангела", "В память вечную", "Чашу спасения", "Во всю землю изыде вещание их". "Из рукописных его сочинений известны: литургия, концерт "Отрыгну сердце", "Милость и суд воспою", "Слава в вышних Богу", причастны: "Хвалите Господа с небес", "Блажени яже избрал", "Не имамы иныя помощи" и др. Ему приписываются, но без доказательств, и другие рукописные композиции, обращающиеся среди любителей церковного пения. - См.: "Очерк истории музыки в России" (приложение к "Руководству к изучению истории музыки" фон Доммера, М., 1884); Разумовский , "Церковное пение в России" (М., 1867); Н.А. Лебедев, "Березовский и Бортнянский, как композиторы церковного пения" (СПб., 1882); Л. Саккетти, "Очерк всеобщей истории музыки" (СПб., 1883; 3-е изд., 1903); В. Металлов , "Очерк истории православного церковного пения в России" (3-е изд., М., 1900, стр. 122 - 124); Стаффорд, "История музыки" в перев. Е. Воронова (СПб., 1838); Fetis, "Biographie universelle des musiciens" (П., 1860).
Предварительный просмотр:
Не отвергни меня во время старости; когда оскудевает крепость моя, не оставь меня. Не отвергни, не оставь.
Ибо изрекли враги мои мне, и подстерегающие душу мою советовались вместе,
говоря: Бог оставил его, подгоните и поймите его,
ибо нет избавителя.
Боже мой, не удаляйся от меня; на помощь мне приходи.
Да постыдятся и исчезнут клевещущие на душу мою, да облекутся в стыд, да облекутся в срам ищущие мне зла.
Я же всегда буду уповать, уповать на Тебя, и приложу на всякую похвалу Твою. Не отвергни, не оставь.
https://lyricstranslate.com
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определим тему урока...
Тема: «Русская духовная музыка. Духовный концерт»
«Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней»
На Руси духовная (церковная) музыка получила распространение вместе с принятием христианства , в ее основе лежала византийская музыкальная культура.
Как пели? Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. В. Маковский Певчие на клиросе Отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (a capella)
Система записи церковной музыки Запись музыки велась с помощью специальных знаков (по-русски «знамя», «крюк»). Крюковая нотная запись
Знаменный распев – сплав народной русской культуры с византийской церковной (от славянского слова знамя – знак ). «Богородице Дево, радуйся » - знаменный распев в исполнении мужского хора "Оптина пустынь"
Партесное пение - многоголосное пение (от лат. слова partes – голоса ) К 16 веку в музыке происходит постепенный отход от одноголосного унисонного пения к трёхголосию. Оно получило название «строчное трёхголосие» : три голоса – три строки, главный голос (путь) – средняя строка, крайние (верхники и нижники) – сопровождающие. В дальнейшем – четырехголосное пение. « Воскресение твое , Христе Спасе» - исполняет хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Духовный концерт Духовный концерт - это многоголосное вокальное произведение для солистов и хора. Появился в XVIII веке. Создателем жанра был Максим Созонтович Березовский (1745 – 1777) Был незаслуженно забыт и, спустя много лет после своей смерти, вновь открыт новым поколениям слушателей.
« Не отвержи мене во время старости» Считается одним из самых значительных произведений в этом жанре. Сочинён Березовским в возрасте 16-и лет (!). Написан на слова 70-го псалма Давида из «Ветхого Завета».
Какой характер мелодии? Как она развивается? Духовный концерт М. Березовский Хор капеллы им. Глинки, дирижер В. Чернушенко
Далеко не все сочинения на церковные тексты предназначены для исполнения в Церкви. Часть их из-за сложности композиторского замысла доступна лишь профессиональным коллективам. Хор Московского Сретенского монастыря Хор братии Валаамского монастыря
«Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует чтобы мы шли к ней» Дорогу осилит идущий!
Я узнал… Я научился… Я хочу узнать…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: «Искусство, музыка и литература англоговорящих стран» на базе произведения О.Уайльда «Великан-эгоист»
конспект урока+презентация...
Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».
Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...
Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Современность и духовная музыка".
Урок по православной духовной музыке. В центре урока концерт М.Березовского "Не отвержи мене во время старости". Написанный в форме фуги, он прослушивается на уроке и анализируется....
Методическая разработка урока обществознания в 6 классе "Духовные богатства общества и культурное наследие"
Технологическая карта и презентация урока обществознания в 6 классе по теме "Духовные богатства общества и культурное наследие" по учебнику "Обществознания" под редакцией А.И...
Методическая разработка урока по ОДНКР, тема "Твой духовный мир"
Методическая разработка урока включает конспект и раздаточный материал к уроку "Твой духовный мир"...
Методическая разработка уроков по ОДНКНР Семья - хранитель духовных ценностей.
Материал предназначен для учителей школы в помощь в подготовке к урокам. В данной работе содержатся материалы к трём урокам....
Методическая разработка урока истории в 10 классе "Духовный мир восточного человека" на основе технологии развития критического мышления
Данная разработка урока истории в 10 класе составлена на основе технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо....