"Шахматы" дополнительная общеобразовательная программа
рабочая программа на тему

Бигильдина Татьяна Ефимовна

одногодичная программа от простого - к сложному

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20003_programma_shahmaty_2016.docx55.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом пионеров и школьников г. Янаул

муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

Утверждена  на заседании  педагогического  совета

протокол № _____

от «___» __________2016г.

«Утверждаю»

 директор МБУ ДО ДПШ г. Янаул

  ____________Д.Ф. Шамсутдинова

  «____» ____________ 2016г.

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Шахматы»

Возраст детей: 10 -15 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель программы:

Бигильдина Татьяна Ефимовна,    педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДПШ г. Янаул

Янаул, 2016 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"Шахматы - это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько "ходов" вперёд".
 
В.В.Путин

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Шахматы» относится к художественно-эстетической направленности, по функциональному предназначению - учебно-позновательная; по форме организации – кружковая; по времени реализации – годичная, является модифицированной, составлена на основе авторской программы Карасёвой В.Ж.

Актуальность программы. Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.

Новизна программы. В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.

В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.

Целью  программы «Шахматы» является: посредством занятий шахматами содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов, как на начальной ступени развития, так и высокой квалификации для участия в соревнованиях различного ранга.

Основные задачи, которые решает этот курс:
Обучающие:

- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

- обучить решать комбинации на разные темы;

- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

- научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- способствовать развитию творческой активности;

- развивать волевые качества личности.

Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

- сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.

Методика. В данной программе применяются разнообразные формы и методы, которые позволяют выявить способности детей к сосредоточенной умственной деятельности, развить их и научить пользоваться не только во время игры в шахматы, но и в повседневной жизни. Основная форма занятий – игровая деятельность.

Контингент обучаемых. Программа «Шахматы» разработана для детей 10-16 лет. Общее количество часов 144, в неделю 4 часа. Набор детей проводится с 1 по 15 сентября в группу. Группы формируются по возрастному принципу численностью 12 человек. По данной программе обучаются дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Ожидаемые результаты изучения данной программы. По итогам обучения по программе «Шахматы», обучающиеся

Будут знать:

- Историю шахмат и выдающихся шахматистов;

- Правила игры в шахматы;

- Простейшие схемы достижения матовых ситуаций;

- Тактику и стратегию ведения шахматного поединка;

Будут уметь:

- играть в шахматы;

- участвовать в соревнованиях различных уровней;

- достойно вести себя в случае проигрыша.

Важнейшим предполагаемым результатом данной программы является: Развитие творческой личности, способной аналитически и критически подходить к решению не только шахматных, но и жизненных проблем, а также  воспитание гармонично развитого шахматиста, владеющего широким арсеналом позиционных и тактических приёмов и навыков, способного концентрировать внимание, быстро и точно считать варианты.

Учебный план

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Основные принадлежности и правила игры в шахматы.

1.1

Шахматная доска;

Шахматные фигуры;

Начальное положение;

2

1

1

Опрос

1.2

О ходах фигур и о поле под ударом

2

1

1

Анализ деятельности

1.3

О цели игры в шахматы и о ситуации «шах», «мат», «пат»

2

1

1

Анализ деятельности

1.4

Шахматная партия;

рокировка

4

1

3

Сеанс одновременной игры

2

Техники матования короля

2.5

Матование одинокого короля

2

1

1

Анализ деятельности

2.6

Мат без жертвы материала

2

1

1

Анализ деятельности

2.7

Шахматная комбинация

2

1

1

Конкурс

3

Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.

3.8

Основы дебюта

4

2

2

Анализ деятельности

3.9

Основы миттельшпиля

4

2

2

Анализ деятельности

3.10

Основы эндшпиля

4

2

2

Блицтурнир

4

Второй уровень мастерства.

Тактика. Нападение

4.11

Создание удара, направленного на фигуру

2

1

1

Анализ деятельности

4.12

Устранение защищающего удара, направленного на фигуру

2

1

1

Анализ деятельности

4.13

Нападение одной фигурой на несколько фигур

2

1

1

Анализ деятельности

4.14

Сквозное нападение на фигуры

2

1

1

Анализ деятельности

4.15

Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур

4

1

3

Анализ деятельности

4.16

Сочетание приёмов, на которых основано нападение на несколько фигур

2

1

1

Конкурс

5

Защита

5.17

Создание удара, направленного на фигуру

2

1

1

Анализ деятельности

5.18

Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру

2

1

1

Анализ деятельности

5.19

Защита от нападения на несколько фигур

4

2

2

Конкурс

6

Создание угрозы мата

6.20

Создание угрозы мата в один ход:

двумя фигурами, одна из которых ферзь

2

1

1

Анализ деятельности

6.21

Создание угрозы мата двумя фигурами, среди которых нет ферзя

2

1

1

Анализ деятельности

6.22

Противодействие угрозы мата в один ход

2

1

1

Конкурс

7

Эндшпиль

7.23

Мат одинокому королю ладьёй и королём

2

1

1

Анализ деятельности

7.24

Правило квадрата

2

1

1

Анализ деятельности

7.25

Противодействие сторон  при соотношении король и пешка против короля

2

1

1

Конкурс

8

Дебют

8.26

О преждевременных ходах ферзём

2

1

1

Анализ деятельности

8.27

О препятствии фигуре своими же фигурами

2

1

1

Анализ деятельности

8.28

О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля

2

1

1

Анализ деятельности

8.29

О пункте, с которого нередко в дебюте даётся мат

2

1

1

Анализ деятельности

9

Закрепление навыков игры в шахматы второго уровня мастерства

9.30

Практические занятия;

Обобщающий контроль ЗУН

6

6

Шахматный турнир

10

Третий уровень мастерства.

Тактика.

10. 31

Операции, основанные на превосходстве количества ударов.

4

1

3

Анализ деятельности

10. 32

Одновременное нападение на несколько объектов

6

1

5

Анализ деятельности

10. 33

Операции по освобождению поля или линии

4

1

3

Анализ деятельности

10. 34

Операции по завлечению фигуры

4

1

3

Анализ деятельности

10. 35

Операции по отвлечению защищающей фигуры

6

1

5

Анализ деятельности

10. 36

Операции по развязыванию нападающей фигуры

4

1

3

Анализ деятельности

10. 37

Уничтожение или связывание защищающей фигуры

4

1

3

Анализ деятельности

10. 38

Операции по привлечению фигуры

4

1

3

Анализ деятельности

10. 39

Операции, основанные на промежуточном ходе

2

1

1

Анализ деятельности

10. 40

Операции, основанные на недостаточной защищённости крайней горизонтали

2

1

1

Анализ деятельности

10. 41

Операции, основанные на незащищённости некоторых полей предпоследней горизонтали

2

1

1

Анализ деятельности

10. 42

Операции по разрушению пешечного прикрытия короля

2

1

1

Анализ деятельности

10. 43

Операции, основанные на возможности превращения пешки

2

1

1

Анализ деятельности

10. 44

Операции, основанные на возможности возникновения пата

2

1

1

Конкурс

11

Эндшпиль

11. 45

Типичные ситуации пешечного эндшпиля

2

1

1

Анализ деятельности

11. 46

Король и ферзь против короля и пешки

2

1

1

Анализ деятельности

11. 47

О разнообразии средств и позиционной ничьей

2

1

1

Анализ деятельности

11. 48

Легкофигурный эндшпиль

2

1

1

Анализ деятельности

11. 49

Дебюты гроссмейстеров

4

1

3

Анализ деятельности

12

Закрепление навыков игры в шахматы третьего уровня мастерства

12. 50

Практические занятия;

Обобщающий контроль ЗУН

8

8

Шахматный турнир

144

52

92


Содержание учебного плана

Раздел1. Основные принадлежности и правила игры в шахматы.

Тема №1.1:  Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение (2 ч.)

Основные вопросы: Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение. Понятие о горизонтали, вертикали, диагонали. Знакомство с шахматными фигурами и их функциями в игре. Расстановка шахматных фигур.

Практическая работа: Дидактические игры.

Будут знать: Название шахматных фигур, их расстановку и ходы,

Будут уметь: Делать ходы шахматными фигурами.

Тема №1.2:   О ходах фигур и о поле под ударом. (2ч.)

Основные вопросы: Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Практическая работа: Решение шахматных задач.

Будут знать: «Стоимость» каждой фигуры. Последовательность включения в игру шахматных фигур.

Будут уметь: Осуществлять взятие шахматных фигур противника.

Тема №1.3: О цели игры в шахматы и о ситуации «шах», «мат», «пат». (2ч.)

Основные вопросы: Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

Практическая работа: Решение шахматных задач.

Будут знать: об угрозах шаха, мата, пата.

Будут уметь: осуществлять «шах», «мат», «пат» и защищаться от них.

Тема №1.4: Шахматная партия. Рокировка. (4ч.)

Основные вопросы: Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: Порядок длинной и короткой рокировки.

Будут уметь: Делать рокировку.

Раздел 2. Техники матования короля

Тема №2.5: Матование одинокого короля (2ч.).

Основные вопросы: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: ставить мат тяжёлыми фигурами.

Тема №2.6: Мат без жертвы материала (2ч.).

Основные вопросы: Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Практическая работа: Дидактические игры. Игровая практика.

Будут уметь: Ставить мат без жертвы материала.

Тема №2.7: Шахматная комбинация (2ч.). 

Основные вопросы: Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Дидактические игры.

Будут знать: Типы шахматных комбинаций.

Будут уметь: Ставить мат путём осуществления шахматных комбинаций.

Раздел 3. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.

Тема №3.8: Основы дебюта (4ч).

Основные вопросы: Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать:  Принципы игры в дебюте. Схемы простейших шахматных комбинаций.

Будут уметь: Ставить мат в два, три хода.

Тема №3.9: Основы миттельшпиля (4ч.)

Основные вопросы: Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: Рекомендации игры в миттельшпиле.

Будут уметь: Выполнять комбинации на достижение численного перевеса.

Тема №3.10: Основы эндшпиля (4ч.).

Основные вопросы: Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: Основы эндшпиля.

Будут уметь: Ставить мат легкими фигурами.

Раздел 4. Второй уровень мастерства.

Тактика. Нападение

Тема №4.11: Создание удара, направленного на фигуру (2ч.)

Основные вопросы: Нападение на фигуру созданием удара: простое нападение, вскрытое нападение, нападение развязыванием. Баланс ударов.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: Тактику простого, вскрытого нападения и нападения развязыванием.

Будут уметь: Осуществлять комбинационные нападения на фигуры противника.

Тема №4.12: Устранение защищающего удара, направленного на фигуру (2ч.)

Основные вопросы:  «Уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры».

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Устранять защищающие удары противника.

Тема №4.13: Нападение одной фигурой на несколько фигур (2ч.)

Основные вопросы: Вилки ферзём, конём, слоном.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять вилки ферзём, слоном, конём.

Тема №4.14: Сквозное нападение на фигуры (2ч.)

Основные вопросы: Сквозное воздействие дальнобойной фигуры: сквозной шах, сквозное нападение.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о сквозных воздействиях и нападениях.

Будут уметь: Осуществлять сквозное нападение. 

Тема №4.15: Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур (4ч.).

Основные вопросы: Нападение двух фигур на одну или несколько фигур защищающейся стороны – двойное нападение.        

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять двойное нападение.

Тема №4.16: Сочетание приёмов, на которых основано нападение на несколько фигур (2ч.)

Основные вопросы: Один ход, как несколько приёмов нападения.        

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Планировать шахматные комбинации для осуществления одного хода, как несколько приёмов нападения.

Раздел 5. Защита

Тема №5.17: Создание удара, направленного на фигуру (2ч.)

Основные вопросы: Защита фигуры созданием удара: простая защита, вскрытая защита, защита развязыванием.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о защите фигуры, созданием удара.

Будут уметь: осуществлять защиту фигур созданием удара.

Тема №5.18: Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру (2ч.).

Основные вопросы: Защита фигуры избавлением от нападающего удара:  «уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры», «отход фигуры».

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: осуществлять защиту фигур избавлением от нападающего удара.

Тема №5.19: Защита от нападения на несколько фигур (4ч.).

Основные вопросы: Приёмы защиты от нападения на несколько фигур: отходом, связыванием, прикрытием, созданием шаха.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять защиту от нападения на несколько фигур.

Раздел 6. Создание угрозы мата

Тема №620: Создание угрозы мата в один ход двумя фигурами, одна из которых ферзь (2ч.)

Основные вопросы: Ферзь и ладья, ферзь и конь, ферзь и слон, ферзь и пешка, ферзь и король, ферзь и ферзь.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Создавать угрозу мата двумя фигурами, одна из которых ферзь.

Тема №6.21: Создание угрозы мата в один ход двумя фигурами, среди которых нет ферзя (2ч.)

Основные вопросы: Ладья и ладья, ладья и слон, ладья и конь, слон и слон, конь и слон, конь и конь.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Создавать угрозу мата двумя фигурами без ферзя.

Тема №6.22: Противодействие угрозы мата в один ход (2ч.).

Основные вопросы: Решение практических задач на противодействие.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять противодействие угрозе мата в один ход.

Раздел 7. Эндшпиль

Тема №7.23: Мат одинокому королю ладьёй и королём (2ч.)

Основные вопросы: Ближайшая оппозиция, способ оттеснения короля созданием шаха.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о ближайшей оппозиции.

Будут уметь: Ставить мат одинокому королю ладьёй и королём.

Тема №7.24: Правило квадрата (2ч.)

Основные вопросы: Проходная пешка, Король и пешка против короля. Пешечный прорыв.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о проходной пешке и пешечном прорыве.

Будут уметь: Оценивать является ли пешка проходной, осуществлять пешечный прорыв.

Тема №7.25: Противодействие сторон  при соотношении король и пешка против короля (2ч.).

Основные вопросы: Практические занятия по оценке шансов и продвижению пешки к цели.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: осуществлять противодействие продвижению пешки противника или продвигать собственную.

Раздел 8. Дебют

тема №8.26: О преждевременных ходах ферзём(2ч.)

Основные вопросы: Гамбит, контргамбит. Разбор дебютов мастеров.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о гамбите и контргамбите.

Будут уметь: Осуществлять некоторые виды гамбитов.

Тема №8.27: О препятствии фигуре своими же фигурами (2ч.)

Основные вопросы: Индексная классификация дебютов. Испанская, итальянская партии, защита двух коней, сицилианская защита, староиндийская защита.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: Дебюты отдельных видов партий.

Будут уметь: играть испанскую, итальянскую партию, староиндийскую защиту.

Тема №8.28: О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля (2ч.).

Основные вопросы: Открытая линия. Дурацкий мат. Защита Петрова, Венская партия, защита Алёхина.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о диагоналях, по которым осуществляется атака на короля.

Будут уметь: Играть защиту Алёхина, защиту Петрова, Венскую партию.

Тема №8.29: О пункте, с которого нередко в дебюте даётся мат (2ч.)

Основные вопросы: «Ахиллесова пята» короля (f7). Дебют королевской пешки, центральный дебют. Цуцванг.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о цуцванге.

Будут уметь: играть дебют королевской пешки и королевский дебют.

Раздел 9. Закрепление навыков игры в шахматы второго уровня мастерства

Тема №9.30: Практические занятия. Обобщающий контроль ЗУН (6ч.)

Практическая работа: Решение задач. Шахматный турнир.

Раздел 10. Третий уровень мастерства.

Тактика.

Тема №10.31: Операции, основанные на превосходстве количества ударов (4ч.).

Основные вопросы: Создание большего чем у противника количества ударов на критический пункт, порядок занятия этого пункта атакующими фигурами.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: добиваться материального преимущества путём создания ударов на критический пункт.

Тема №10.32: Одновременное нападение на несколько объектов (6ч.)

Основные вопросы: Нападение на фигуру и одновременное создание угрозы мата в один ход другой фигурой; сочетание простого и вскрытого нападения, где одним из объектов является критический пункт; подготовка и осуществление вилки, создание двойной связки.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Планировать комбинации для нападения на несколько объектов и осуществлять их для достижения материального преимущества.

Тема №10.33:  Операции по освобождению поля или линии (4ч.)

Основные вопросы: Рациональные жертвы фигурами во имя освобождения критического поля или линии для последующего мата или для получения материального преимущества.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: осуществлять рациональные жертвы во имя освобождения критического поля.

Тема №10.34:  Операции по завлечению фигуры (4ч.)

Основные вопросы: Рациональные жертвы фигурами для завлечения короля  или иной фигуры для последующего мата или материального преимущества.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять рациональные жертвы для завлечения и уничтожения фигуры противника.

Тема №10.35:  Операции по отвлечению защищающей фигуры (6ч.).

Основные вопросы: Отвлечение защищающей фигуры рациональной жертвой своей фигуры для последующего мата, создания вилки и материального преимущества.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять рациональные жертвы для отвлечения защищающей фигуры противника.

Тема №10.36:  Операции по развязыванию нападающей фигуры (4ч.).

Основные вопросы: Рациональные жертвы фигурами для развязывания нападающей фигуры и получение материального преимущества.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять рациональные жертвы для развязывания нападающей фигуры.

Тема №10.37: Уничтожение или связывание защищающей фигуры (4ч.)

Основные вопросы: Рациональные жертвы для устранения защищающего удара на критический пункт.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять рациональные жертвы для устранения защищающего удара на критический пункт.

Тема №10.38: Операции по привлечению фигуры (4ч.)

Основные вопросы: Привлечение фигур обороняющейся стороны на соседнее с королём поле для осуществления мата с необходимой жертвой фигуры или без жертв.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Привлекать фигуру обороняющейся стороны на соседнее с королём поле для осуществления мата.

Тема №10.39: Операции, основанные на промежуточном ходе (2ч.).

Основные вопросы: Прерывание череды очевидных ходов одной из сторон промежуточным ходом (шах, контрудар, контрнападение), который резко меняет направление событий.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Прерывать череду очевидных ходов промежуточным ходом.

Тема №10.40: Операции, основанные на недостаточной защищённости крайней горизонтали (2ч.).

Основные вопросы: Отвлечение защищающей короля фигуры с крайней горизонтали. Рассмотрение типичных позиций; закрепляющие игры.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Отвлекать защищающую короля фигуру с крайней горизонтали для достижения мата.

Тема №10.41: Операции, основанные на незащищённости некоторых полей предпоследней горизонтали (2ч.).

Основные вопросы: Создание угрозы мата с предпоследней горизонтали, подготовка и осуществление фронтального, флангового удара или удара с тыла.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Создавать угрозу мата с крайней горизонтали.

Тема №10.42: Операции по разрушению пешечного прикрытия короля (2ч.)

Основные вопросы: Рациональные жертвы атакующей стороны ради разрушения пешечного строя, прикрывающего короля и осуществление мата.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Разрушать пешечное прикрытие короля.

Тема №10.43: Операции, основанные на возможности превращения пешки (2ч.).

Основные вопросы: Отвлечение или уничтожение фигуры, контролирующей путь продвижения пешки иногда с необходимыми для этого жертвами.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Освобождать путь для продвижения пешки путём отвлечения или уничтожения фигуры противника.

Тема №10.44: Операции, основанные на возможности возникновения пата (2ч.).

Основные вопросы: Создание патовой ситуации слабейшей стороны путём жертвы «балластных» фигур.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Сводить проигрышную партию к «ничьей» путём достижения пата.

Раздел 11. Эндшпиль

Тема №11.45: Типичные ситуации пешечного эндшпиля (2ч.).

Основные вопросы: Дальняя вертикальная, горизонтальная и диагональная оппозиции. Маневрирование королями в ситуациях с определившейся пешечной структурой.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о дальней горизонтальной или вертикальной оппозиции.

Будут уметь: решать ситуации пешечного эндшпиля.

Тема №11.46: Король и ферзь против короля и пешки (2ч.)

Основные вопросы: Маневрирование фигур при данном соотношении. Рассмотрение типичных ситуаций.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Маневрировать фигурами при соотношении король и ферзь против короля и пешки.

Тема №11.47: О разнообразии средств и позиционной ничьей (2ч.).

Основные вопросы: Решение задач на выбор средств и достижение цели в различных ситуациях.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Применять на практике всё разнообразие средств, для достижения конечной цели игры в шахматы – «мата».

Тема №11.48: Легкофигурный эндшпиль (2ч.)

Основные вопросы: Слоновый или коневой эндшпиль с присутствием пешек.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять слоновый или коневой эндшпиль с присутствием пешек.

Тема №11.49: Дебюты гроссмейстеров (4ч.).

Основные вопросы: Примеры дебютов различных партий.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: Примеры дебютов партий различных гроссмейстеров.

Будут уметь: Использовать опыт мастеров шахмат в своей игре.

Раздел 12. Закрепление навыков игры в шахматы третьего уровня мастерства

Тема №12.50: Обобщающий контроль ЗУН (8ч.)

Практическая работа: Решение задач. Шахматный турнир.



Методическое обеспечение образовательной программы

        Формы проведения занятий. Занятия проходят в игровой атмосфере. Занятия разделены на две части:

- в первой части учащимся преподается теория, они учатся стратегическим и тактическим приемам, построению плана, правильной оценке позиции, пробуют ставить ловушки и избегать их;

- вторая часть занятия посвящена игре, где учащиеся применяют на практике полученные знания путем решения дидактических задач и игр, соревнований, турниров и т.д.

Все применяемые формы работы с детьми можно систематизировать следующем образом:

- практическая игра;

- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

- дидактические игры и задания, игровые упражнения;

- теоретические занятия;

- шахматные игры;

- шахматные дидактические игрушки;

- участие в турнирах и соревнованиях.

Педагогические технологии:

- технологии объяснительно-иллюстративного обучения;

- личностно ориентированные технологии обучения;

- технологии развивающего обучения;

- игровые технологии;

- здоровье сберегающие технологии обучения.

При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:

По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:

Словесный– беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.

Наглядный – показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации.

Практический – турниры, блиц – турниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.

По степени активности познавательной деятельности учащихся:

Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных турнирах, соревнованиях.

Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.

По логичности подхода:

Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач.

По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых:

Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.

Формы контроля деятельности. Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Диагностика роста компетентности обучающегося производится в начале, середине и конце учебного года (определенного этапа обучения), а также по прохождении программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.

В процессе обучения осуществляются контроль за уровнем усвоения программы в форме:

- сеанс одновременной игры.

- турнир.

- блиц-турнир.

- Конкурс.

Способы диагностики и контроля результатов.

Диагностика

Содержание

период

способ

Первичная

Степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям

сентябрь

наблюдение

Промежуточная

Степень развития познавательных, интеллектуальных, творческих способностей ребенка

декабрь

внутригруп-повые соревнования

Итоговая

Степень развития знаний и умений в результате освоения программы

май

шахматный турнир


Условия реализации программы

Оборудование:

- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);

- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

- симуляторы игр

- таблицы к разным турнирам;

- цветные карандаши;

- фломастеры;

- бумага для рисования.

Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран, магнитофон.

Дидактические материалы:

  1. Презентация «Шахматы в картинках».
  2. Портреты шахматистов.
  3. Компьютерные обучающие программы:                                                                                                                                            

- «Шахматы в сказках»;

- «Динозавры учат шахматам»;

- «Шахматная школа для начинающих»;

- «Шахматная школа для  шахматистов IV – II разрядов»;

- «Шахматная тактика»;

- «Шахматные дебюты»;

- «Шахматная стратегия»;

- «Шахматные комбинации»;

- «Shredder Classic 3»;

- «Практикум по эндшпилю»;

- «Шахматные задачи»;

- «Энциклопедия дебютных ошибок;


Список информационных ресурсов:

А) для педагогов:

Нормативные документы:

  1. Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Республики Башкортостан» на 2013-2017 г.г. Постановление Правительства РБ от 21.02.13 № 54
  2. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2010.
  3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844
  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008.
  5. Программа развития МБОУ ДО ДПШ г.Янаул на 2013-2015 г.г.
  6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
  7. Устав МБУ ДО ДПШ г.Янаул
  8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, Постановление Правительства РФ от 26.11.2011 № 1226
  9. Целевая программа «Развитие системы дополнительного образования детей в муниципальном районе Янаульский район Республики Башкортостан на 2013-2017 годы»
  10.  Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Основная литература:

  1. Барский В., Ланда К. Кубок мира//Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10.
  2. Калиниченко Н. «Практикум по шахматной тактике», Питер, 2014.
  3. Пожарский В. «Шахматный учебник», Москва, «Феникс»,2014.
  4. Трофимова А. «Учебник юного шахматиста», Москва, «Фкникс», 2014.

Дополнительная литература:

1. И.Г. Сухин «Шахматы в школе»; С.Б. Губницкий «Полный курс шахмат»;

2. Б.С. Гершунский «Шахматы в школе» «Педагогика» 1991г.

3. А.Гипслис «Избранные партии»,

4.  Э Гуффельд «Искусство староиндийской защиты».

5. В.В. Князева «Азбука шахматиста» Ташкент 1991г.

6.  Костров В, Рожков П.  Шахматный решебник . 1 год. СПб.: 2006. 92 с.

7.  Костров В, Рожков П.  Шахматный решебник . 2 год. СПб. 2006. 93 с.

8.  Костров В, Рожков П.  Шахматный решебник . 3 год. СПб. 2006. 124 с.

9. В. Пожарский «Шахматный учебник» изд. «Феникс»2001г.

10. Яковлев Н. Шахматный решебник . Найди лучший ход. С-Пб.: Физкультура и спорт, 2011. – 95с.

Б) Для детей и родителей:

1. Зак В., Длуголенский Я. «Я играю в шахматы». – Л.: Детская литература, 1985.

2. Князева В. «Уроки шахмат». – Ташкент: Укитувчи, 1992.;  Бондаревский И. «Комбинации в миттельшпиле». – М.: ФиС, 1965;  Авербах Ю. «Что нужно знать об эндшпиле».— М.: ФиС, 1979;  Суэтин И. «Как играть дебют».— М.: ФиС, 1981.

Интернет ресурсы:

  1.  www.za –paptoi.ru, festival.1september.ru,  mamapapa –avh.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Участие в проведение исследования качества общеобразовательной подготовки обучающихся первых курсов по общеобразовательным программам среднего профессионального образования СПО-2018

Принял участие в проведение исследования качества общеобразовательной подготовки обучающихся первых курсов по общеобразовательным программам среднего профессионального образования СПО-2018 по учебным ...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа"

Программа отражает учебную и воспитательную работу коррекционных классов для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталость

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся...