Статья: "Первые шаги в мир шахмат".
статья
Предварительный просмотр:
Первые шаги в мир шахмат.
С прошлого года дополнительно к своей основной профессии учитель математики, я стал преподавателем шахмат. Сам играю с детства, но уже и не помню, кто меня научил, а реалии нашей жизни таковы, что шахматы сегодня плотно входят в нашу жизнь, и как спорт, и как искусство. С сентября прошлого года приступил к обязанностям учителя, преподавателя, тренера, хотя и нельзя себя так назвать, так как, сам не имею ни какого разряда, а только огромное желание приобщить учащихся к этой прекрасной игре. Игре, которая сочетает в себе элементы науки и искусства, позволяющая вырабатывать у школьников целеустремленность, объективность, терпение, способность к концентрации внимания, умение быстро и правильно принимать решение в меняющейся обстановке. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах даже поражение и извлеченные из него уроки, способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Конечно, главная задача на первом этапе научить играть в шахматы и полюбить эту интересную и логическую игру. В течение года создавал собственный целенаправленный процесс обучения школьников игре в шахматы, позволяя реализовать многие проблемы современного образования – сделать обучение радостным, лишенным принуждения, поддерживающим устойчивый интерес к знаниям, используя многообразные формы обучения, и главное, обеспечивая на начальном этапе предпосылки для деятельности самих школьников, когда они наблюдают, сравнивают, делают выводы, прогнозируют, группируют, выясняют закономерности и моделируют ситуации, развивая при этом интеллектуально-мыслительные способности, моральную и эмоциональную устойчивость. С этой целью была подготовлена программа обучения школьников младших классов на основе авторской программы И.Сухина. На начальном этапе обучения, использую в основном игровой и наглядный метод, который особенно хорошо использовать при изучении шахматной доски, знакомстве с шахматными фигурами и правил игры. Для введения в игру на разных этапах шахматных партий, использую репродуктивный, поисковый и творческий метод, формируя алгоритм действий, анализ ситуации, план действий, расчет и уже после, ход фигурой, стараясь, что бы большую часть работы ребенок выполнял самостоятельно. Для разбора готовых партий использую проблемный метод, обеспечивая возможность самостоятельности школьников в поисках решения самых разнообразных задач.
В свое работе, пытаюсь разнообразить занятия шахматами, используя различные способы, такие как, задания с элементами творчества (арт-брейки), задания в игровой форме (плей-брейки), просмотр небольшого видео на шахматную тематику (видео – брейки), тем самым пытаюсь отвлечь учащихся от напряженной мыслительной деятельности, для восприятия новых знаний, уже свежим взглядом. В качестве видео, использую различные сказки: («Сказка о путешествии шахмат по свету», «Сказка о том, как на Руси в шахматы играли» и т.д.), мультфильмы: («Шахматы для детей», «Гамбит», «Смешарики», «Приключение стремянки и Макаронины», «Мудрые сказки тетушки Совы шахматы», «Фиксики про шахматы»), которые знакомят ребенка с игрой в яркой и динамичной форме, сочетают в себе стихи и песни. Герои мультфильмов вызывают желание ближе узнать игру, что очень важно при обучении шахматам. Большой шахматный мультфильм создан по программе спецкурса: «Учимся, играя в шахматы» первый год обучения, автор: Губатенко Н.Ю.
Я учу детей шахматной игре, которая с первых же дней знакомства, учит их не только логически мыслить, рассуждать, но и делать выводы. Шахматы помогли мне открыть математическое мышление у многих детей. Для поддержки интереса и мотивации, стараюсь разнообразить свою работу использованием современных технологий: компьютер с проектором, интерактивная доска, интернет ресурсы (http://roipkpro.ru/chess/1338-chess-game.html), где имеются прямые ссылки на онлайн игры, задачи на шахматные комбинации и этюды (такие как мат в один, мат в два и несколько ходов, атака разными фигурами), также (http://fenix64.com/tvorcheskij-podxod-k-prepodavaniyu-shaxmat/) и (http://chessgames.ru/zadachi-dlya-nachinayushhix/), дидактический материал для начинающих, подготовленный Плотниковой О.В. http://122.72.0.6www.openclass.ru/node/366795
Занятие шахматами увлекли и заинтересовали ребят, так как шахматы - это в первую очередь игра, а дети любят играть. И с каждым занятием ребенок начинает понимать, что он что-то может делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. Дети охотно и с удовольствием участвуют в различных турнирах, соревнованиях и конкурсах школьного и областного уровня, связанных с шахматами. Так за прошлый год мы участвовали в таких мероприятиях как, конкурс рисунков «Шахматный вернисаж», конкурс на лучшую сказку о шахматах «Шахматное королевство», конкурс кроссвордов и сканвордов «Открой красоту шахмат», шахматный турнир», «Школа шахматной тактики» , соревнование на знание шахматных фигур и правил «Шахматное обозрение», сеансы одновременной игры «Секреты мастерства для юных шахматистов».
В течение года подготовил разнообразные задания практической игры, различные тестовые, игровые упражнения, головоломки, кроссворды, призванные разнообразить учебный процесс, готовил собственную визуализацию сопровождения занятия, а также визуализацию дидактических игр, посредством презентаций PowerPoint на основе занимательных дидактических игр, предложенных в методических рекомендациях И. Сухина, такие как: «Лабиринт», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Перехитри часовых», «Ограничение подвижности», «Игра на уничтожение» и др.
Конечно, трудно рассчитывать на то, что в этом возрасте дети смогут овладеть всеми приемами шахматной игры, но на основе ранее полученных, и постоянно обогащающихся знаний, о технической стороне шахмат, появляется возможность постепенного приобщения детей к шахматам, как к увлекательному занятию, помогающему развитию памяти, смекалки, быстроте реакции, формированию начальных навыков анализа и других личностных качеств.
И если в течение всего учебного года каждый ученик пройдет этот курс и научится играть в шахматы, то курс: « Шахматы в начальной школе» можно считать успешным, а лучшим результатом и критерием оценки курса, очевидно, станут успеваемость, дисциплина, внимание, усидчивость, логическое мышление, и многое другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса
Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвя...
МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг
Материал включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности ребенка к процессу обучения в школе....
Совместно-организованная деятельность педагогов с детьми с ОВЗ "К нам весна шагает быстрыми шагами
Авторская разработка конспекта учителя-дефектолога и воспитателя детей с ОВЗ (стрший возраст , ЗПР)...
статья "Первый опыт работы..."
Статья "Первый опыт работы..."...
Программа "Как стать первым?"
Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литера...
Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы
В статье рассматривается польза занятия шахматами....
статья " Первые шаги Баргузинского комсомола"
Статья посвящена 100-летию образования ВЛКСМ в Баргузинском районе...