Программа "Как стать первым?"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kak_stat_pervym.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ п. Высокогорный
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ Н.А. Гунькина по УВР МБОУ СОШ Высокогорненского г.п
Н.В. Башарина Л.В. Жавнерова «___» ________2011г. «___» _______2011г «___» ______2011г.
Программа
подготовки учащихся 5-9 классов
к олимпиадам, конкурсам, играм, викторинам.
«Как стать первым?»
(2011-2013 год)
биология, экология
Учитель биологии, географии,
высшей категории
Гунькина Нина Алексеевна
2011г
Пояснительная записка
Актуальность программы «Как стать первым»
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.
Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, областных, республиканских, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад, в том числе и по биологии и экологии. Цель олимпиад это ознакомление учащихся с задачами и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении дисциплин, с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы (региона);
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
- привлекает учащихся уже с пятого класса к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
- некоторые олимпиады («Я энциклопедия»», «Снейл», «Центр поддержки талантливой молодежи», «Мир конкурсов») по биологии, экологии проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам («АРТ образование», «Снейл», «Мир конкурсов» , «Фактор Роста»);
- каждый участник имеет возможность получить диплом победителя, призера или участника, сертификат для школьного портфолио.
Программа подготовки учащихся 5-9 классов
к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам «Как стать первым»
Известно, что развитие у учащихся способностей к отдельным учебным предметам происходит в процессе активного усвоения ими учебного материала, в тесной связи с формированием интереса и склонностей.
Высокий уровень развития как общих, так и специальных способностей, можно обеспечить, систематически развивая интерес и склонность школьников к занятиям, создавая условия для практического использования ими знаний, умений и навыков.
Программа подготовки учащихся к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам «Как стать успешным» (образовательная область «биология», «экология») ставит своей целью формирование и развитие творческого потенциала личности, познавательной раскрепощенности, умения добывать и применять знания на практике.
Задачи программы:
- Учить работе с дополнительной и справочной литературой.
- Углубить знания учащихся по биологии, экологии.
- Создать условия для каждого ребенка заниматься в соответствии со своими силами и интересами.
- Развивать интерес к предмету, стремление к получению новых, системных знаний.
- Прививать стремление к самостоятельному получению знаний.
Программа «Как стать первым»:
- предназначена для учащихся 5-9 классов;
- носит предметный характер;
- способствует творческой самореализации личности в различных видах заочных олимпиад, развитию биологических способностей и логического мышления.
Основные принципы построения программы:
- доступность и открытость материала;
- опережающее обучение;
- деятельностный подход в расширении практического материала;
- возможность творческой самореализации личности;
- личностно – ориентированный и дифференцированный подход при отборе материала;
- использование игровой и коммуникативной технологий.
Теоретическое обоснование программы
Теоретическими предпосылками поиска путей развития креативных способностей учащихся послужили работы:
- теория в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли о взаимодействии между 3 основными группами качеств:
- общие или специальные способности выше среднего,
- высокий уровень включенности в задачу,
- высокий уровень креативности; или ярко выраженной демонстрацией учащимися высокого уровня хотя бы по одному из них.
- теоретические положения развития творческих способностей (Д.Б. Богоявленский, Л.С. Выготский, А.Н. Лука, Н.С. Лейтеса);
- взгляды И.Г. Захаровой на формы и методы, способствующие развитию творческих способностей;
- принципы концепции свободоспособности (О. Газман) дают возможность одаренному ребенку свободы выбора собственной образовательной траектории (маршрута);
- дифференцированная система обучения, дающая больше возможности для проявления индивидуальности ребенка доктора психологических наук Ю.З. Гильбуха.
Условия реализации программы
При реализации программы целесообразно:
- адаптировать изучаемый материал соответственно уровню подготовки контингента обучающихся. При этом доступность содержания не должна наносить ущерб его научности;
- при обсуждении задач: использовать эвристику – искусство поиска решения;
- предельно ориентировать содержание изученного на практическое применение;
- уделять большое внимание процессу целеполагания;
- обеспечить условия, необходимые для овладения способами самостоятельного взаимодействия с различными источниками информации настоящего времени;
- считать критерием эффективности изучения программы повышение интереса к предмету.
Ожидаемые результаты:
- Повышение интереса к предмету.
- Предоставление учащимся возможностей для творческой самореализации и самоорганизации.
- Вовлечение учащихся в различные школьные и заочные смотры-конкурсы по биологии, экологии.
Формы работы.
V класс
- Работа в школьном экологическом объединении «Эколог».
- Консультации и практические занятия по подготовке и проведению к олимпиадам и конкурсам:
- школьная олимпиада;
- всероссийский заочный конкурс «Мир конкурсов», «Фактор роста»;
- неделя биологии, географии, экологии.
VI класс
- Работа в школьном экологическом объединении «Эколог».
- Консультации и практические занятия по подготовке и проведению к олимпиадам и конкурсам:
- школьная олимпиада;
- всероссийская дистанционная олимпиада «Центр творческих инициатив», «Снейл», «Я энциклопедия», портал «45 минут»;
- всероссийский заочный конкурс «Мир конкурсов», «Фактор роста»;
- неделя биологии, географии, экологии.
- Формировать портфолио по достижениям одарённых детей.
- Консультации и практические занятия по подготовке и проведению к олимпиадам и конкурсам:
- школьная олимпиада;
- всероссийский заочный конкурс «Человек и природа»;
- всероссийский конкурс «Арт-талант»
- проект для одарённых детей социальной сети ns portal «Алые паруса»
- всероссийская дистанционная олимпиада по биологии «Центр творческих инициатив «Снейл»
- всероссийский заочный конкурс «Мир конкурсов», «Фактор роста»;
- неделя биологии, географии, экологии.
VIII класс
- Работа в школьном экологическом объединении «Эколог».
- Консультации и практические занятия по подготовке и проведению к олимпиадам и конкурсам:
- школьная олимпиада;
- российский заочный конкурс «Интеллект-экспресс»;
- всероссийский конкурс «МинОбр.Орг»
- проект для одарённых детей социальной сети ns portal «Алые паруса»
- всероссийская дистанционная олимпиада по истории «Центр творческих инициатив «Снейл»
- всероссийский заочный конкурс «Мир конкурсов», «Фактор роста»;
- неделя биологии, географии, экологии
- Формировать портфолио по достижениям одарённых детей.
IX класс
- Работа в школьном экологическом объединении «Эколог».
- Консультации и практические занятия по подготовке и проведению к олимпиадам и конкурсам:
- школьная олимпиада;
- российский заочный конкурс «Интеллект-экспресс»;
- всероссийский конкурс «МинОбр.Орг»
- проект для одарённых детей социальной сети ns portal «Алые паруса»
- всероссийская дистанционная олимпиада по биологии Центр творческих инициатив «Снейл», 45 минут;
- всероссийский заочный конкурс «Мир конкурсов», «Фактор роста»;
- неделя биологии, географии, экологии
- Формировать портфолио по достижениям одарённых детей.
ПЛАН МЕРОПРЯТИЙ
№ п|п | Содержание деятельности | Сроки выполнения |
5-6 классы | ||
1 | Работа с учащимися школы, по выявлению уровня мотивации деятельности, с целью приобщения к занятиям по подготовке к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам. | Сентябрь |
2 | Занятия в школьном экологическом объединении «Эколог». | Среда |
3 | Участие в школьной олимпиаде | ноябрь |
4 | Участие во всероссийских заочных конкурсах «Мир конкурсов», «Фактор роста» | декабрь |
5 | Участие во всероссийской дистанционной недели биологии «Центр творческих инициатив «Снейл» | Январь-февраль |
6 | Участие в недели биологии, экологии, географии | Апрель |
7 | Творческие отчеты, выставки, презентации, формирование портфолио достижений | В течение года |
7-8 классы | ||
1 | Консультации, занятия инициативной группы с повышенной мотивацией к биологии. | Четверг, пятница |
2 | Участие в школьной олимпиаде | Ноябрь |
3 | Участие в районной олимпиаде по биологии | Декабрь |
4 | Участие во всероссийской дистанционной олимпиаде по биологии «Центр творческих инициатив «Снейл» | Декабрь |
5 | Участие в недели биологии, географии, экологии | Апрель |
6 | Творческие отчеты, выставки, презентации | В течение года |
Список литературы:
1. Альтшуллер Г.С., Верткин И. М. Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994.
2. Богоявленская Д. Б. Исследовательская активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2006.
4.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.
6.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.
Интернет- ресурсы для подготовки к олимпиадам
http://www.rosolymp.ru/ - Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников.
http://lomonosov.msu.ru/ - Сайт олимпиады школьников «Ломоносов» на основных факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова.
http://www.centrtalant.ru/ - Центр поддержки талантливой молодёжи.
http://talant.perm.ru/ - Центр развития одарённости
http://www.school2100.ru/school2100/marafon/ - Интеллектуальный марафон «Твои возможности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....