Рабочая программа по ОПК 5-9 классы
рабочая программа (9 класс) по теме

Шарапова Марина Александровна

Данная рабочая программа разработана для обучения учащихся 5-9-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opk_5-9_klass.doc451 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

Рассмотрено и одобрено на заседании                           Утверждаю

Педагогического/методического совета                      Директор МБОУ СОШ № 22

Протокол № 1 от 30 августа 2016 года                           ___________  Л. Г. Денисенко

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Основы православной культуры»

Направленность: Основы православной культуры и этики

Уровень: ознакомительный

Рассчитана на детей от 12 до 15 лет

Срок реализации (общее количество часов): 136

Учитель:

Шарапова Марина Александровна

Краснодар, 2016

Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек и находить свое продолжение в среднем школьном звене , в подростковом возрасте. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

 Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника 5-9 классов.

Программа «Основы православной культуры » составлена на основе программы Шевченко ЛЛ. «Православная культура», и может быть реализована учителем в основной общей  школе в  сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования, священнослужителей. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю.

«Основы православной культуры» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.

1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается

историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.

2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–5 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.

3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.

Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в

обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления.. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.

Программа включает в себя 170 занятий.  1 час в неделю по 45 минут и рассчитана на пять лет обучения.

Цели программы обучения для  5 года обучения школьников:

– формирование высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества.

– преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

– воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

– передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.

Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. В России же основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие имело определяющую роль в складывании культурных и духовно – нравственных традиций русского народа, гражданских основ. За многие века своего существования Православие накопило огромный духовный, нравственный и эстетический потенциал. И дети являются наследниками этой богатейшей православной культуры, насчитывающей более тысячи лет. Именно это культура отличает русскую цивилизацию от иных мировых цивилизаций.

Задачи:

  • Способствовать воспитанию нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на  материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
  • способствовать освоению первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
  • способствовать развитию интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности
  • способствовать формированию системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей  действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

• Развитие понимания смысла творческого действия Бога-Творца.
• Развитие нравственного чувства сопереживания.
• Развитие чувства ответственности за другого человека.
• Развитие чувства благодарения.
• Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали. Задачи эстетического воспитания:
• Развитие эстетического восприятия.
• Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре.
• Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.
• Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

Занятия проводятся в форме уроков, внеурочных мероприятий и игровых программ, экскурсий, встреч со священнослужителями.

Реализация программы предполагает формирование представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются эвристические и проблемные методы обучения.

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания: Принципы определения содержания программы предмета

"Православная культура" и ее структура (1—11 классы)

Содержание учебного предмета "Православная культура" призвано обеспечить усвоение школьниками основ социального и культурного опыта, и поэтому оно должно состоять из тех же компонентов, что и весь опыт в целом.

Структуру программы нельзя отделять от ее содержания, методов преподавания, принципов организации материала. Учитель должен всегда помнить о специфике предмета, его культурологическом содержании, о том, что объектом изучения является процесс развития культурного феномена — православной культуры. Восприятие культурных явлений без эмоционально-оценочного отношения, а значит, без увлеченности самим предметом невозможно. Поэтому программа построена на принципах, способствующих активизации интереса к данному предмету.

ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ В АТМОСФЕРЕ ПРЕДМЕТА предполагает создание атмосферы увлеченности предметом. В основе данного подхода лежит основной закон художественного восприятия — закон художественного уподобления . Чтобы ребенок смог воспринимать информацию о православной культуре, его надо к этому подготовить, поставить в ситуацию сопереживания (уподобления) той информации, которая должна быть усвоена. Закон раскрывается в педагогической драматургии занятий и связан прежде всего с определением содержательного ядра предмета.

ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНО-ЦЕННОСТНОГО СООТВЕТСТВИЯ взаимосвязан с первым принципом и состоит в том, что необходимо обеспечить личностное отношение ребенка к тому содержанию, с которым он будет знакомиться.

Реализация первых двух принципов предполагает учет возрастных и индивидуальных возможностей ребенка для формирования у него эмоционально-ценностного отношения к объектам православной культуры.

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности  школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В  школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение  школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Планируемые результаты  освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Основы православной культуры»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного

действия в контексте становления идентичности гражданина России. 

Принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности. 

 К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников основной  школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных и культурных знаний, в социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями, священнослужителями  как значимыми для него носителями положительного социального и культурно-религиозного знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта сопричастности к тем или иным традициям, обрядам, праздникам   и позитивного отношения к базовым культурным и религиозным ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, с носителями и хранителями этих традиций ( пожилыми людьми, духовенством).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально-культурных моделей поведения для сохранения традиций нашей страны. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социально-культурных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала  к концу 5 класса обучающиеся  должны знать:

1. Отличие понятий «культура» и «христианская православная культура».

2. Историю христианской Церкви.

3. Заповеди¸ притчи некоторые библейские сюжеты.

Уметь:

  1. Вести себя в храме.
  2. Быть милосердным и сострадательным.
  3. Поддерживать культурные традиции.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия ( внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Классный час  
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  • Экскурсии ( внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы

 Практические занятия ( внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно-ролевые игры

          Тематический план работы

 

Наименование разделов и блоков

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

5 год обучения

Общая тема: «Христианская вера»  5-7 год обучения

1.

Основы православной культуры.

10

5

5

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации с точки зрения православной культуры.

Оценивать свое поведение и поведение религиозных людей в различных жизненных ситуациях. 

 Самостоятельно формулировать правила и традиции принятые в православном мире.

2.

История Христианской Церкви в житиях ее святых. Христианская церковь входит в мир.

24

12

12

Использовать в речи и понимать религиозные слова и понятия.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Оценивать адекватно влияние православной религии на культуру нашей страны.

Самостоятельно формулировать проблемные вопросы в истории Христианской Церкви.

Итого

34

17

17

6 год обучения

3.

Святая Русь 10-17 века.

34

17

17

Итого

34

17

17

11.

Святая Русь в 18-20 веках

34

17

17

Итого

34

17

17

8 год обучения

Тема: «Семья в календаре православных праздников»

15.

Христианская семья.

8

4

4

16.

Путь святых праздников.

26

13

13

Итого

34

17

17

        9 год обучения

Православные творцы и их творения.

34

17

17

Всего за 5 лет

170

85

85




























Содержание

Основы православной культуры

Раздел 1.Основы православной культуры

1. Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»? Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура и её характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Этические нормы христианства.

2. О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан. Когда возникла христианская религия. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Библия как источник религиозного знания и культуры. Христианская антропология.

3. О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадении. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Чему Христос учил  людей. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово.

4. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово; Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве.

5. Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости.  христианской радости. Смысл жизни христиан. Христианские добродетели. Христиане о таланте. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры.

6. Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном.  Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Как христианская культура объясняет возможности творчества? Святая Земля. Символы христианской православной культуры. В чём заключается смысл красоты православного искусства?

7. Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма и духовная красота создателя. Символический смысл храма.  Богослужение. Таинства Церкви. История создания храмов. Правила поведения в храме.

8. Религиозная живопись. О чём рассказывает икона? Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. История создания первой иконы. Иконописные изображения. Духовная красота иконы.

9. Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Церковнославянская азбука. Её создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь, евангелие – первые книги на Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей.

10. Творческая работа по теме «Основы православной культуры».

Раздел 2. История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир

  1. Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Христом апостолов. Образование Церкви. Жизнь первых христиан.
  2. Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Труды апостолов. Христианские праздники? День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры.
  3. Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Святой Игнатий Богоносец.
  4. Святые дети – мученики за веру. Святые Акилина, Вит. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников.
  5. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Христианские добродетели.
  6. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана. О святой деве Татиане. Размышления о духовной красоте. В чём проявлялась любовь христиан к врагам?
  7. Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина.

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Главные ценности  жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость.

  1. . Главные ценности  жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость. Варвара.
  2.  Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Великомученик Георгий Победоносец, Димитрий Солунский. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. О почитании святых воинов.
  3.  Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Борьба христианина в внутренними врагами: грехами- страстями своей души. Борьба христианина за красоту своей души. Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами.
  4.  Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах. Сражение бескорыстия и корыстолюбия.
  5.  Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон. Какие добродетели проявляли святые в детстве? Какими христианским добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.
  6.  Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Защита христианского вероучения от ересей.
  7.  Святые Отцы Церкви.  7 Вселенских соборов. Утверждение основных догматов христианской веры. Утверждение «Символа веры».  Почитание христианами икон. Крест в жизни христиан.
  8.  Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
  9.  Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. За что христиане благодарили Бога?
  10.  Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл – спасение души. Разные пути к спасению. Монашество – путь совершенных. Основоположник монашества  - Антоний Великий. Монашеские обеты.
  11.  Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников. Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа  по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».
  12.  Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская. Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Борьба со страстями души – путь к спасению.
  13. Пути к спасению. Святой Ефрем Сирин. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан.
  14. Пути к спасению. Преподобный Досифей. Ответственность христианина. Как может спастись христианина? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности – путь к спасению души.
  15. Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый. О милости Божией к человеку. Искупительная Жертва, принесённая Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения. Добродетель милосердия.
  16. Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи – миссионеры-проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Апостольские труды святых.
  17. Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Перевод на славянский язык богослужебных книг. Азбука глаголица и кириллица. Важнейшие тексты православной Церкви на церковнославянском языке.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» В 5 КЛАССЕ

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретическая

Практическая

Раздел: «Христианская вера»  

72

Основы православной культуры

10

1.

Религиозная культура в жизни человека. Человек культурный.

1

+

2.

О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан.

1

+

3.

О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке.

1

+

4.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

1

+

5.

Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости.

1

+

6.

Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном.

1

+

7.

Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан.

1

+

8.

Религиозная живопись. О чём рассказывает икона?

1

+

9.

Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена.

1

+

10.

Творческая работа «Основы православной культуры»

1

+

История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир

24

11.

Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы.

1

+

12.

Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы.

1

+

13.

Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы.

1

+

14.

Святые дети – мученики за веру.

1

+

15.

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

1

+

16.

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана.

1

+

17.

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина.

1

+

18.

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара.

1

+

19.

Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Статилат

1

+

20.

Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Статилат.

1

+

21.

Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон

1

+

22.

Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан.

1

+

23.

Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена

1

+

24.

Святые Отцы Церкви.

1

+

25.

Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

1

+

26.

Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

1

+

27.

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский.

1

+

28.

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский.

1

+

29.

Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская.

1

30.

Пути к спасению. Святой Ефрем Сирин.Преподобный Досифей. Преподобный Павлин Милостивый.

1

+

31.

Пути к спасению.

1

+

32.

Пути к спасению.

1

+

33.

Просветители славянские Кирилл и Мефодий.

1

+

34.

Просветители славянские Кирилл и Мефодий.

1

+

Требования к уровню подготовки обучающихся по ОПК в 6-м классе

знать/уметь:

термины, перечислять , указывать, раскрывать содержание , описывать лица, предметы, события, явления, понятия;

(Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие. Начало Новозаветной истории. Земная жизнь Иисуса Христа.Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служение)

сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;

(Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую.)

объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;

(Соотношение Ветхого и Нового Завета. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам,  милостыня, пост, неосуждение ближнего. Нагорная проповедь. Евангельские притчи и их значение. Состав книги « Апостол».)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» В 6 КЛАССЕ

№п/п

 Дата

Тема

Примечание

план

факт

1

Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие

Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие

2

Начало Новозаветной истории. Земная жизнь Иисуса Христа.

3

Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения.

 Рождество Богородицы, Её воспитание при храме в Назарете.

4

Встреча Девы Марии с Елизаветой. Рождение Иоанна Крестителя

5

Благовестие Иосифу. Рождество Христово.

6

Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне.

7

Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода

Первый год общественного служения Иисуса Христа.

8

Заочное исцеление сына-царедворца. Проповедь в назаретской синагоге.

9

Второй год общественного служения Иисуса Христа.

10

Смерть Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами.

11

Третий год общественного служения Иисуса Христа

12

Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей.

13

Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве (всегда ли богатство во благо человеку)

14

Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим.

15

Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды.

16

Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе.

17

Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине.

18

Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую. Последняя беседа и вознесение Господне.

19

Схождение Духа Святого на апостолов. Создание Церкви.

20

Семья как малая Церковь. Обновление ветхозаветной семьи в христианстве.

21-22

Евангельское нравственное учение

Соотношение Ветхого и Нового Завета

23

Нагорная проповедь. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам,  милостыня, пост,  неосуждение ближнего.

24

Нагорная проповедь. Молитва Господня.

25

Евангельские притчи и их значение.

26

Притчи о милосердии Божием ( притча о заблудшей овце, о блудном сыне, о мытаре и фарисее)

27

Притчи о добрых делах (притчи о милосердном самарянине, притча о богаче и Лазере)

28

Притчи о добродетелях (притчи о милосердном самарянине, притча о талантах)

29

Притча о немилосердном должнике ( о прощении обид)

30

Притчи об ответственности человека( притча о злых виноградарях, притча о бесплодной смоковнице, притча о званых на брачный пир)

31

Притчи о Благодати Божией (притча о работниках, получивших одинаковую плату, притча о десяти девах, притча о рабах, ожидающих пришествие своего господина)

32

Священное писание Нового завета. Апостол

О книге « Апостол». Значение наименования « Апостол».

Состав книги « Апостол»

33

Книга деяний святых апостолов

34

Соборные послания апостолов. Основные идеи послания апостолов.


Требования к уровню подготовки обучающихся по ОПК в 7-м классе

знать/уметь:

  • термины, перечислять , указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия;
  • сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;
  • объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;
  • называть, характеризовать (термины, события, явления, понятия).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» В 7 КЛАССЕ

№п/п

Дата

Тема

Примечание

1

Основные термины и понятия: религия, культ. Мировые религии.

Основные термины и понятия: религия, культ. Мировые религии.

2

Развитие буддизма в I-X вв. Этическая и Эстетическая культура буддизма.

Развитие буддизма в I-X вв. Этическая и Эстетическая культура буддизма.

3

Иудаизм.

Иудаизм. Основные этапы развития иудаизма в I тысячелетии . Талмуд

4

Ислам.

 Ислам. Становление ислама.

5

Характеристика ислама как религиозного учения. Коран

6

Пять столпов ислама. Обряды.

7

Исламская культура. Шариат. Нравственные нормы.

8

Христианство

Рождение христианства. Апостолы, их чудеса и деяния.

9

Распространение христианства и гонения.

10

Апостол Иаков. Богослужебная культура православия.

11

Богослужение Всенощного бдения.

12

Литургия, её происхождение и центральное значение в православной богослужебной культуре.

13

Богослужебное пение. Значение церковного пения.

14

Миссионерская деятельность святых апостолов.

15

Жизнеописание и учение апостола Павла.

16

Апостол любви – Иоанн Богослов

17

Жизнеописание Андрея Первозванного. Смерть апостолов.

18

Христианство в первые века. Гонения на христиан.

19

Святой император Константин.

20

Монастырская культура православия.

21

Вселенские соборы, их решения и роль в истории Церкви. Первый Вселенский собор в Никее (325).

22

Символ веры как краткое и точное изложение главных христианских истин. Происхождение и назначение Символа  веры.

23

Учение о Святой Троице.

24

Тайна воплощения Сына Божия. Учение о Вокресении  Христовом.

25

Вознесение Христово как одно из важнейших событий нашего искупления.

26

Учение о Святом Духе.  Учение о Церкви.

27

Таинства Православной церкви.

28

Отцы Церкви. Василий Великий и Григорий Богослов.

29

Иоанн Златоуст и его нравственное учение. Литургия Иоанна Златоуста.

30

Развитие  Православия в Ромейской империи. (Византии) в V-VII вв.Вселенские Соборы. Собор Софии. Православный храм и его устройство.

31

 Развитие православия в Ромейской империи ( Византиии) В VIII-X вв.

Борьба иконоборцев и иконопочитателей православия. Преодоление ереси иконоборчества.

32

Церковная иконография. Икона – окно в духовный мир.

33

Развитие церкви в XI веке.

34

Постепенное отделение Римской Поместной церкви от других Поместных церквей. Окончательный разрыв в 1054 году.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» В 8 КЛАССЕ

№ темы, раздела

№ урока

Наименование раздела и темы урока

Цели

Основные понятия

Средства

Виды деятельности на уроке

Кол-во часов

Сроки прохождения

I

Книга первая «Христианская семья».

.

8

01.09.-20.10.11г

1

1

Смысл жизни христианской семьи.

Раскрыть и соотнести базовые ценности в контексте христианской культуры: смысл жизни – семейная жизнь.

Родина, родник, отчий дом, семья, поколения, предки, потомки, жертвенная любовь, милосердие, смысл жизни, заповеди Божии, грех, спасение

Учебное пособие, иллюстрации №1-15, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

01.09.11г

2

2

Семья церковная.

Расширить знания о христианской культуре, православном храме в контексте темы года.

Вера, семья Христова, христианская цивилизация, церковь, Отец Небесный, крещение, крестные родители, причастие, крест, Евангелие.

Учебное пособие, иллюстрации №16-31, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

08.09.11г

3

3

Рождение христианской семьи.

Актуализировать для современных школьников традиционные ценности жизни семьи России – благочестие, послушание, ответственность, почитание родителей.

Исток, семья, таинство брака, обручение, венчание, целомудрие, блуд, обязанности, ответственность, мужественность, женственность.

Учебное пособие, иллюстрации №32-43, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

15.09.11г

4

4

Благочестивая семья. Родители и дети.

Актуализировать для современных школьников традиционные ценности семьи России – благочестие, послушание, ответственность, почитание родителей.

Православные традиции, семья – малая церковь, вера, добрые дела, страх Божий, молитва, добродетели, страсти, грех, духовная смерть, освящение дома, послушание.

Учебное пособие, иллюстрации №44-65, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

22.09.11г

5

5

Жизнь семьи в круге церковного календаря.

Показать взаимосвязь событий Священной истории и традиций жизни христианской семьи.

Церковь, лето Господне, самоотвержение, церковный календарь, духовный подвиг.

Учебное пособие, иллюстрации №66-74, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

29.09.11г

6

6

Ритм жизни христианской семьи. Богослужения.

Дать знания о богослужении как основе духовной жизни христиан; показать взаимосвязь понятий «смысл христианской жизни – ценности жизни христиан – духовная жизнь – молитва как центр духовной жизни – богослужение».

Богослужение, молитва, таинство Покаяния, литургия, соборность, благодарение, повечерие, полунощница, утреня, часы.

Учебное пособие, иллюстрации №75-83, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

06.10.11г

7

7

Православные праздники – школа жизни христиан.

Углубить понимание смысла христианских праздников; дать знания о главных праздниках православного календаря.

Православный праздник, пост, иконы, годичный круг богослужений.

Учебное пособие, иллюстрации №84-90, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

13.10.11г

8

8

Праздники святых семейств в православном календаре.

Охарактеризовать семейную жизнь как подвиг; показать примеры святых семей.

Святая семья, угодники Божии, господин, госпожа, любовь, послушание, подвиг семейной жизни.

Учебное пособие, иллюстрации №91-104, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

20.10.11г

II

Книга вторая «Путь святых праздников».

14

27.10.11г-16.02.12г

9

9

Радость всему миру. Рождество Пресвятой Богородицы.

Углубить знания о православном календаре как способе организации жизни христиан на пути спасения.

Божественное домостроительство, рождество Богородицы, Дева Мария, кротость, смирение, небесное веселье, христианская радость, иконы Богородицы.

Учебное пособие, иллюстрации №1-7, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

27.10.11г

10

10

Праздник искупления. Воздвижение Креста Господня.

Углубить понимание смысла христианской жизни как спасения, осуществляемого в единстве движения к христианской радости через крестоношение.

Искупление, крест Животворящий, Воздвижение, подвижничество, крестный путь, крестный ход.

Учебное пособие, иллюстрации №8-17, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

10.11.11г

11

11

Святая Заступница. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Дать знания о православных традициях жизни, о почитании на Руси чудотворных икон Матери Божией.

Покров, омофор, благословение, духовные песнопения, чудотворные иконы, родительское благословение, смирение, терпение.

Учебное пособие, иллюстрации №17-26, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

17.11.11г

12

12

Праздник Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных.

Дать знания о традициях православных праздников.

Ангел Хранитель, престолы, серафимы, власти, силы, начала, именины, День Ангела.

Учебное пособие, иллюстрации №27-37, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

24.11.11г

13

13

Праздник обручения. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Дать знания о православном празднике, его духовном значении и традициях жизни христиан.

Святая Святых, Введение во храм, рождественский пост. Иконы-минеи, святцы.

Учебное пособие, иллюстрации №38-44, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

01.12.11г

14

14-16

С нами Бог. Праздник Рождества Христова.

Дать знания о православном празднике, его духовном значении и традициях жизни христиан.

Праздники Господские, Рождество Христово, вертеп, вифлеемская звезда, сочельник, колядки, святые дни.

Учебное пособие, иллюстрации №45-61, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

3

08.12.11г

15.12.11г

22.12.11г

17

Контрольная работа №1 по теме «Христианская семья», «Путь святых праздников».

Проверить знания учащихся по теме.

Самостоятельная работа учащихся.

1

29.12.11г

15

18

Бог Господь явился нам. Праздник Крещения Господня.

Дать знания о православном празднике, его духовном значении и традициях жизни христиан.

Крещение Господне, богоявление, Святая Троица, покаяние, освящение воды.

Учебное пособие, иллюстрации №62-68, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

19.01.12г

16

19

Спасение миру. Сретение Господне.

Дать знания о православном празднике, его духовном значении и традициях жизни христиан.

Сретение Господне, Симеон Богоприимец, Анна пророчица.

Учебное пособие, иллюстрации №69-73, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

26.01.12г

17

20-21

На пути к раю. Великий Пост.

Дать знания о православных традициях жизни христиан.

Прощеное воскресенье, Великий Пост, Седмица, Чистый понедельник. Великопостная молитва, духовные стихи.

Учебное пособие, иллюстрации №74-83, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

2

02.02.12г

09.02.12г

18

22

Радостное торжество. Благовещение Пресвятой Богородицы.

Дать знания о православном празднике, его духовном значении и традициях жизни христиан.

Благовещение, Дева Мария, архангел Гавриил, смирение, Святой Дух.

Учебное пособие, иллюстрации №84-92, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

16.02.12г

III

Книга 3 «Путь святых праздников».

13

01.03.-31.05.12г

19

23

Кроткий Царь. Вход Господень в Иерусалим.

Дать знания о православном празднике, его духовном значении и традициях жизни христиан.

Осанна, чудо, воскрешение Лазаря, Лазарева суббота, Вербное воскресенье.

Учебное пособие, иллюстрации №93-99, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

01.03.12г

20

24-25

Страдания и смерть Христовы. Страстная неделя.

Дать знания о событиях Священной истории, о духовной основе традиций жизни христианской семьи.

Страстная Седмица, крестная жертва, искупление, притчи, Тайная Вечеря, причащение, распятие.

Учебное пособие, иллюстрации №100-120, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

2

15.03.12г

22.03.12г

21

26-27

Торжество торжеств. Воскресение Христово.

Дать знания о православном празднике, его духовном значении и традициях жизни христиан.

Пасха, Воскресение Христово, христосование, пасхальный канон, радоница, Храм Гроба Господня.

Учебное пособие, иллюстрации №121-135, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

2

05.04.12г

12.04.12г

28

Тестовая работа по теме «Путь святых праздников».

Проверить знания учащихся по теме.

Самостоятельная работа учащихся.

1

19.04.12г

22

29

Преславное восхождение. Вознесение Господне.

Дать знания о православном празднике, его духовном значении и традициях жизни христиан.

Вознесение, Елеонская гора, благословение, Отче наш, Храм Вознесения Господня.

Учебное пособие, иллюстрации №136-142, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

26.04.12г

23

30-31

Радость Божией благодати. День Святой Троицы.

Дать знания о православном празднике, его духовном значении и традициях жизни христиан.

Пятидесятница, Святая Троица, Святой Дух.

Учебное пособие, иллюстрации №144-150, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

2

03.05.12г

10.05.12г

24

32

Царственный праздник Преображения Господня.

Дать знания о православном празднике, его духовном значении и традициях жизни христиан.

Преображение Господне, домостроительство, Царство Божие, фавор, освящение плодов, Яблочный Спас.

Учебное пособие, иллюстрации №150-159, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

17.05.12г

33

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

Проверить знания учащихся за курс 8 класса.

Самостоятельная работа учащихся.

1

24.05.12г

25

34

Богородицын день. Успение Божией Матери.

Дать знания о православном празднике, его духовном значении и традициях жизни христиан.

Успение, вечность, спожинки, Успенский Пост.

Учебное пособие, иллюстрации №160-173, слайды.

Проверка знаний, объяснение нового материала, работа с понятиями, закрепление.

1

31.05.12г

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» В 9 КЛАССЕ

п/п

 Разделы программы, темы уроков

кол

час

Дата план

Дата фак

тич

Коррек

ция

ИКТ
ТСО

1

Введение                                                                                                                                                                 Знакомство с целями и задачами курса.

1

2

Что мы знаем о православной религии?                                                                                  

6

Роль православия в жизни российского общества.

1

Возникновение христианства и Православной Церкви.

1

Истоки и традиции православного вероучения. Источники знаний о Боге.

1

Появление первых христиан на Руси.

1

Крещение Руси.

1

Сектанство в России.

1

3

Священное писание . О Библии.

7

Сюжеты Ветхого Завета. Ветхозаветные пророки.

3

Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение Иисуса Христа.

3

Евангельские события после воскресения  Христа

1

4

Храм – дом Божий. 

6

Откуда взят образ храма. Древнее культовое зодчество на Руси

2

Внутреннее устроение храма. Святыни – храмы православного мира.

2

Храмы Московского Кремля. Кубанские храмы.

2

5

Религиозное искусство.                                                                                                                                      

6

Религиозная тематика в искусстве. Церковное искусство.

1

Иконопись на Руси.

2

Чудотворные  иконы Божией Матери.

1

Монументальная живопись в православном храме.

1

Символы православного искусства.

1

6

«Святые» земли русской.                                                                                                     

6

Жития святого Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.

2

Жития святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского.

2

Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадского.

2

7

Итоговый урок. Защита зачётных творческих работ (проектов, эссе, докладов,  слайд – фильмов)

2

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

1.Библиотечный фонд

2. Печатные пособия

3.Технические средства обучения – мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон.

1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.

2. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.

3. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 128 с.

4. Шевченко, Л.Л. Православная культура:  Наглядное пособие: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 80 с.

  1. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с. – 1000 экз.– ISBN 978-5-98475-034-9.
  2. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.------ с. – 10 000 экз. -  ISBN -------------
  3. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 2. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. - 144 с. – 10 000 экз. -  ISBN 978-5-98475-020-2
  4. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.----- с. – 1000 экз.– ISBN ------
  5. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие] :  5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.----- с. – 1000 экз.– ISBN ---------
  6. Музыкальное пособие «Звуковая палитра»[Звукозапись]. Православная культура. 1- 3(4) годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.
  7. Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец.  «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.
  8. http://www.eroshka.ru
  9. http://www.skaz.ru
  10. http://www.radostmoya.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...