Рабочая программа по ОПК 10-11-е классы
рабочая программа (10 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана для обучения учащихся 10-11-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk_10-11_klass.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю
Педагогического/методического совета Директор МБОУ СОШ № 22
Протокол № 1 от 30 августа 2016 года ___________ Л. Г. Денисенко
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Основы православной культуры
Направленность: Основы православной культуры и этики
Уровень: ознакомительный
Рассчитана на детей от 16 до 17 лет
Срок реализации (общее количество часов): 136
Учитель:
Шарапова Марина Александровна
Краснодар, 2016
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек и находить свое продолжение в среднем школьном звене , в подростковом возрасте. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника 5-9 классов.
Программа «Основы православной культуры » составлена на основе программы Шевченко ЛЛ. «Православная культура», и может быть реализована учителем в основной общей школе в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования, священнослужителей. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю.
«Основы православной культуры» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.
1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается
историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–5 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.
3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.
Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления.. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.
Программа включает в себя 170 занятий. 1 час в неделю по 45 минут и рассчитана на пять лет обучения.
Цели программы обучения для 10 года обучения школьников:
– формирование высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества.
– преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.
– воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
– передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.
Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. В России же основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие имело определяющую роль в складывании культурных и духовно – нравственных традиций русского народа, гражданских основ. За многие века своего существования Православие накопило огромный духовный, нравственный и эстетический потенциал. И дети являются наследниками этой богатейшей православной культуры, насчитывающей более тысячи лет. Именно это культура отличает русскую цивилизацию от иных мировых цивилизаций.
Задачи:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
- способствовать освоению первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
- способствовать развитию интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности
- способствовать формированию системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
• Развитие понимания смысла творческого действия Бога-Творца.
• Развитие нравственного чувства сопереживания.
• Развитие чувства ответственности за другого человека.
• Развитие чувства благодарения.
• Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали. Задачи эстетического воспитания:
• Развитие эстетического восприятия.
• Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре.
• Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.
• Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.
Занятия проводятся в форме уроков, внеурочных мероприятий и игровых программ, экскурсий, встреч со священнослужителями.
Реализация программы предполагает формирование представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются эвристические и проблемные методы обучения.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания: Принципы определения содержания программы предмета
"Православная культура" и ее структура (1—11 классы)
Содержание учебного предмета "Православная культура" призвано обеспечить усвоение школьниками основ социального и культурного опыта, и поэтому оно должно состоять из тех же компонентов, что и весь опыт в целом.
Структуру программы нельзя отделять от ее содержания, методов преподавания, принципов организации материала. Учитель должен всегда помнить о специфике предмета, его культурологическом содержании, о том, что объектом изучения является процесс развития культурного феномена — православной культуры. Восприятие культурных явлений без эмоционально-оценочного отношения, а значит, без увлеченности самим предметом невозможно. Поэтому программа построена на принципах, способствующих активизации интереса к данному предмету.
ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ В АТМОСФЕРЕ ПРЕДМЕТА предполагает создание атмосферы увлеченности предметом. В основе данного подхода лежит основной закон художественного восприятия — закон художественного уподобления . Чтобы ребенок смог воспринимать информацию о православной культуре, его надо к этому подготовить, поставить в ситуацию сопереживания (уподобления) той информации, которая должна быть усвоена. Закон раскрывается в педагогической драматургии занятий и связан прежде всего с определением содержательного ядра предмета.
ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНО-ЦЕННОСТНОГО СООТВЕТСТВИЯ взаимосвязан с первым принципом и состоит в том, что необходимо обеспечить личностное отношение ребенка к тому содержанию, с которым он будет знакомиться.
Реализация первых двух принципов предполагает учет возрастных и индивидуальных возможностей ребенка для формирования у него эмоционально-ценностного отношения к объектам православной культуры.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного
действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных и культурных знаний, в социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями, священнослужителями как значимыми для него носителями положительного социального и культурно-религиозного знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта сопричастности к тем или иным традициям, обрядам, праздникам и позитивного отношения к базовым культурным и религиозным ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, с носителями и хранителями этих традиций ( пожилыми людьми, духовенством).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально-культурных моделей поведения для сохранения традиций нашей страны. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социально-культурных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 5 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «культура» и «христианская православная культура».
2. Историю христианской Церкви.
3. Заповеди¸ притчи некоторые библейские сюжеты.
Уметь:
- Вести себя в храме.
- Быть милосердным и сострадательным.
- Поддерживать культурные традиции.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия ( внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии ( внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы
Практические занятия ( внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно-ролевые игры
Тематическое планирование 10 класс
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Религия - основа человеческой цивилизации | 4 |
2 | Святая Библия – Книга книг | 15 |
3 | Православие и религии мира (сравнительное религиоведение) | 5 |
4 | Православное учение о человеке | 4 |
5 | Православие – как основа бытия семьи | 6 |
Итого | 34 |
Календарно- тематическое планирование 10 класс
№п/п | Дата | Тема | Примечание | |
1 | Религия - основа человеческой цивилизации Духовный мир: фантазия или реальность? Действительность бытия Божия. | |||
2 | Религия, атеизм, оккультизм | |||
3 | Религия как основа человеческой цивилизации. Религия и культура. | |||
4 | Религия и философия, наука, искусство. | |||
5 | Святая Библия – Книга книг Святая Библия – Книга книг. Понятие о Библии. Состав и структура Библии. | |||
6 | Проблема толкования Библии. Религиозное прочтение Библии. | |||
7 | Бог и Вселенная в библейской картине мира. Сотворение мира и человека. | |||
8 | Религиозный и нравственный смысл узловых тем Ветхого Завета: Каин и Авель, Всемирный потоп, Вавилонская башня, жизнь Авраама, история Иосифа. | |||
9 | Пророк Моисей и его миссия. Десять заповедей Синайского законодательства (Закон) и их практическое применение в жизни. | |||
10 | Давид. Псалтырь. Книги пророков. Книга Премудрости Соломона. | |||
11 | Книга Иова. Проблема зла в мире. Проблема «несправедливого» зла. | |||
12 | Возвращение древних евреев из вавилонского плена. Восстановление храма. | |||
13 | Терминология Нового Завета: «Евангелие»,«канон», «апокриф». Структура Нового Завета: Евангелие, Деяние апостолов, Послания Апостолов, Откровение Иоанна Богослова. | |||
14 | Содержание Священного Евангелия. Земная жизнь Господа Иисуса Христа. | |||
15 | Значение крестной жертвы Иисуса Христа для спасения человечества. | |||
16 | Значение церкви Христовой как ковчег спасения человека и человечества. | |||
17 | Девять Заповедей Блаженств и примеры практического осуществления их в жизни и подвиге святых и благочестивых людей. Евангельские притчи, их религиозный и нравственный смысл. | |||
18 | Содержание Апостола (Деяний святых апостолов и соборных Посланий апостольских). Значение служения. | |||
19 | Книга Откровение, или Апокалипсис апостола Иоанна Богослова. | |||
20 | Православие и религии мира (сравнительное религиоведение) Религии мира. Основные черты, культы, традиции (сравнительный анализ). | |||
21 | Православные Поместные Церкви. История их развития. | |||
22 | Христианские неправославные течения. Римо-католичество: история и сущность. | |||
23 | Протестантизм: история и сущность. Православие и протестантизм. | |||
24 | Деструктивные секты. Оккультизм. Их опасность для человека и общества. | |||
25 | Православное учение о человеке Взгляды религии и науки на происхождение человека. | |||
26 | Взгляды современной науки на строение человека. | |||
27 | Три состояния души, составляющие её вечную жизнь. | |||
28 | Жизнь - Божий дар. Святой преподобный Серафим Саровский о смысле жизни. | |||
29 | Православие – как основа бытия семьи Брак и семья в православном понимании. | |||
30 | Цель христианского брака. Требования к браку, предъявляемые в православии. | |||
31 | «Домострой»- книга об устроении русской семьи. Семья как малая Церковь. | |||
32 | Обязанности детей по отношению к родителям. Обязанности родителей по отношению к детям. Примеры христианско- благочестивого воспитания детей. | |||
33 | Целомудрие - основа православной семьи. Нравственные и физические последствия добрачных половых связей. Значение целомудрия для будущего потомства. Законы наследственности. | |||
34 | Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака. Кризис семьи. Проблемы разводов. Катастрофические последствия распада семьи. Православие как основа создания прочной и счастливой семьи. |
Тематическое планирование 11 класс
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Церковь и общество. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» | 10 | |
Православие как мировоззренческая основа бытия России. | 3 | |
Православная этика. | 4 | |
Православная и русская культура | 16 | |
Православие и современное общества | 1 | |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№п/п | Дата | Тема | Примечание | |
1 | Церковь и общество. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» Общество и церковь | |||
2 | Церковь и народ | |||
3 | Церковь и государство | |||
4 | Церковь как организация духовной жизни общества. | |||
5 | Монастырская культура на Руси. Монашество- особый путь духовного восхождения. | |||
6 | Современные монастыри России. Возрождение монастырей ( с 1988г.) | |||
7 | Труд и его плоды. Христианское понимание труда. | |||
8 | Война и мир. Защита Отечества. Отношение Церкви к войне: война как проявление скрытого духовного недуга человечества - братоубийственной ненависти и греховного злоупотребления благодатной свободы. | |||
9 | Здоровья личности и народа. Пьянство, табакокурение и наркомания. | |||
10 | Проблемы биоэтики. Отношение Бога и человека – центральная проблема христианской этики | |||
11 | Православие как мировоззренческая основа бытия России. Православие. Духовно- философская жизнь России. | |||
12 | Религиозные искания русской интеллигенции в XIX веке. | |||
13 | Крупные русские философы. Ф.М Достоевский и его мысли о Православии. | |||
14 | Православная этика. Православная этика. Зло как грех. | |||
15 | Стадии развития греха в душе человека. | |||
16 | Христианин как воин Христов, ведущий брань ( битву) с личными недостатками и грехами. Опыт противостояния греху в жизни аскетов подвижников. | |||
17 | Нравственное бытие человека. Основные обязанности человека по отношению к обществу: соблюдение законов, юридических и нравственных. | |||
18 | Православная и русская культура Различные определения термина «культура» | |||
19 | Византия и Русь. Значение просветительского подвига святых Кирилла и Мефодия. | |||
20 21 | Храмы на Руси. Символика православного храма. Шедевры храмового зодчества России. Храм Покрова на Нерли- вершина древнерусского зодчества. | |||
22 | Православная икона. Духовная сторона и смысл икон. | |||
23 | Изобразительные законы и художественные средства иконописного искусства. | |||
24 | История фрески в России. | |||
25 | Декоративно- прикладное искусство в облачении украшении богослужебных книг, священных сосудов, окладов икон. | |||
26 | Живопись как средство выражения духовно- нравственных, эстетических и философских исканий человека. | |||
27 | Церковно- певческое искусство на Руси, основные этапы его развития. | |||
28 | Православие и русская музыка. Г.В. Свиридов–крупнейший русский православный композитор XX века. | |||
29 | Колокола в России. Колокольный звон в церковно-общественной жизни Руси. | |||
30 | Принятие православия и становление русской литературы. | |||
31 | Связь русской литературы XVIII-XX вв. с древнерусской литературой и православием. | |||
32 | Православная культура в творчестве А.С. Пушкина. | |||
33 | Православная культура в творчестве Н.В. Гоголя. | |||
34 | Православие и современное общества Духовно- нравственные и религиозные поиски последнего десятилетия. |
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1.Библиотечный фонд
2. Печатные пособия
3.Технические средства обучения – мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон.
1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.
2. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.
3. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 128 с.
4. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 80 с.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с. – 1000 экз.– ISBN 978-5-98475-034-9.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.------ с. – 10 000 экз. - ISBN -------------
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 2. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. - 144 с. – 10 000 экз. - ISBN 978-5-98475-020-2
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.----- с. – 1000 экз.– ISBN ------
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие] : 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.----- с. – 1000 экз.– ISBN ---------
- Музыкальное пособие «Звуковая палитра»[Звукозапись]. Православная культура. 1- 3(4) годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.
- Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.
- http://www.eroshka.ru
- http://www.skaz.ru
- http://www.radostmoya.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...