Рабочая программа по ОПК 1-4-е классы
рабочая программа на тему
Данная рабочая программа разработана для учащихся 1-4-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk_1-4_klass.doc | 484 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю
Педагогического/методического совета Директор МБОУ СОШ № 22
Протокол № 1 от 30 августа 2016 года ___________ Л. Г. Денисенко
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Основы православной культуры»
Направленность: Основы православной культуры и этики
Уровень: ознакомительный
Рассчитана на детей от 7 до 11 лет
Срок реализации (общее количество часов): 136
Учитель:
Шарапова Марина Александровна
Краснодар, 2016
Пояснительная записка
Одной из основных функций образования является формирования высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества. Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. В России же основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие имело определяющую роль в складывании культурных и духовно – нравственных традиций русского народа, гражданских основ. За многие века своего существования Православие накопило огромный духовный, нравственный и эстетический потенциал. И дети являются наследниками этой богатейшей православной культуры, насчитывающей более тысячи лет. Именно это культура отличает русскую цивилизацию от иных мировых цивилизаций.
Познакомить детей с многообразным, чудесным, нравственно возвышенным миром Православия, со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества в личной жизни человека и призван курс “Основы православной культуры”.
Цель курса:
а) Образовательные: дать верные представления о системе нравственных и духовных ценностей православной традиций, в которую гармонично включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности. уважительному отношению к ближнему, бережному отношению к природе и т.д.
б) Воспитательные: формировать у детей систему духовно – нравственных ценностей и с их позиций оценивать свои действия и поступки.
Задачи курса:
В понятии “православная культура” – два термина: «православная» – происходит от существительного «православие». Под словом «православие» понимается истинное знание о Боге и творении. С понятием «православие» связано понятие «духовность». Православная духовность – это опыт жизни во Христе человека, преображенного благодатью Божией. Сердцевиной православной духовности являются Христос, Святая Троица и Церковь. Второй термин “культура”. Культура является воплощением человеческого духа в формы, доступные наблюдению. Учитывая такое понимание этих терминов, считаем, что содержание понятия “православная культура” включает два обязательных уровня знания:
1. Базисный уровень. Это знания духовно-нравственного характера: православное учение о Творце и творении.
2. Культурно-образовательный уровень. Это преломление учения в различные формы общественной, культурной, материальной жизни русского народа.
Поэтому основными задачами курса являются следующие:
1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.
2. Познакомить учащихся со Священной историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
3. Изучить историю Православной Церкви. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, её народу, культуре, святыням.
4. Дать знания о Православной Церкви, православном храме, православном богослужении. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы.
5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из личной жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Дать детям твёрдые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви.
6. Познакомить детей с кругом православных праздников, показать их органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.
Курс охватывает школьников с 1 по 4 класс. Он строится на концентрической основе с постепенным расширением объёмов понятий и смещением акцентов в изучении аналогичных тем с внешних описательных сюжетов в сторону их содержательного осмысления.
Основа преподавания предмета в младших классах – изучение главных православных праздников. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества, природы, православного прихода, школы.
К 5 классу дети должны познакомиться с основными событиями Библейской истории Ветхого и Нового Завета. Знать имена участников этих событий. Уметь видеть учительный смысл в действиях конкретных личностей.
В 1 классе дается упрощенный вариант изложения событий Библейской истории со значительными сокращениями, но в хронологической последовательности. Постепенно, до 3 класса, перечень Библейских исторических повествований расширяется.
История Церкви излагается в виде отдельных эпизодов из книги Деяний апостолов и Восточной Церкви. Истории Русской Православной Церкви уделено не большое место в связи с тем, что в школе преподаётся курс истории Отечества по авторизованной программе с расширением тем, касающихся истории Русской Церкви. Но вместе с тем есть место для знакомства с примерами жизни русских святых и святых, прославленных в Краснодарском крае.
К 5 классу дети должны уметь верно оценивать нравственные поступки людей, исходя из понятий христианской нравственности: любви к ближнему, сострадания, заботы об окружающих и т. д.
Содержание занятий:
В основе содержания занятий лежит система теоретических знаний о православной культуры. Введение в содержание программы экскурсий, фотоотчетов, проектной деятельности – характерная черта кружка «Основы Православной культуры». Решение практических задач способствует развитию познавательных потребностей у учащихся, формирует у них положительную мотивацию к овладению знаниями, обеспечивает осознанное усвоение знаний. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать. Преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся.
Структура занятий:
Каждый годовой цикл предусматривает 34 урока из расчёта – 1 урок в неделю.
Возраст учащихся в группах – 6,5– 11 лет, так как возрастные и психофизиологические особенности детей, базисные знания, умения и навыки позволяют реализовать данную программу в полном объеме.
Количество детей в группах: не более 15 человек.
Программа построена линейно: каждый последующий год изучения курса предполагает использование учащимися знаний, полученных во время предыдущего года обучения.
Младшая группа (1 – 4 класс)
Общая тема 1-го класса – “Мы и мир вокруг нас”.
Общая тема 2-го класса – “Наша жизнь с Богом”.
Общая тема 3-го класса – “История и жизнь Церкви”.
Общая тема 4-го класса – “Катехизис в рассказах”.
Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам
православной культуры
1. Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 1 – 4 классов:
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за
сохранение культурно - исторического наследия России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать
собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с
окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа —
уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
2. Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 1 - 4 классов:
– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
3. Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками
православной культуры;
– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей.
– умение соотносить старый и новый стили, знание причины расхождения этих календарей;
– приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;
– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность.
– формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Учебно – тематический план
1 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор- ные | Внеауди- торные | ||||
1 | Основные религиозные понятия | 6 | 3 | 3 | Рассказать детям о Боге, что Бог- Отец, Бог-Сын ,Бог-Дух Святой. Пресвятая Троица. Изображение Троицы в русской иконописи. Бог и его творение мира и человека. Человек – не только тело. |
2 | История Ветхого Завета. | 6 | 3 | 3 | Выстраивать логичный рассказ по теме урока. |
3 | История Нового Завета | 11 | 5 | 6 | Выстраивать логичный рассказ по теме урока |
4 | Церковь, храм, искусство. | 4 | 2 | 2 | Разобрать с детьми понятие: Церковь – семья верующих людей. Храм. Внешнее Символы храма. Внутреннее строение храма. строение Храма. |
5 | Православная этика | 4 | 2 | 2 | Понять с детьми отношение человека и Бога. Разобраться с 10 заповедями. Понять отношение ребёнка к Богу. |
6 | Главные православные праздники | 2 | 1 | 1 | Познакомить детей с происхождением церковных праздников и их обрядность. |
Итого: | 33 |
2 год обучения
1 | Основные религиозные понятия и представления | 3 | 1 | 2 | Познакомить детей с терминами: «Создатель», «Творец». |
2 | История Ветхого Завета | 11 | 5 | 6 | Строить логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных из исторических и литературных источников. |
3 | История Нового Завета | 12 | 6 | 6 | Строить логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных из исторических и литературных источников. |
4 | Церковь, храм, искусство | 3 | 1 | 2 | Составлять хронологические ряды исторических событий связанных с церковью. |
5 | Православная этикет. | 2 | 1 | 1 | Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «жалость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «жертвенность». |
6 | Из истории церкви | 3 | 1 | 2 | Сопоставлять информацию, полученную из текста учебного пособия и из других источников. |
Итого: | 34 | ||||
3 год обучения
1 | Основные религиозные понятия и представления | 4 | 2 | 2 | Вести беседу с детьми о Боге, что Бог- Отец, Бог-Сын ,Бог-Дух Святой. Пресвятая Троица. Изображение Троицы в русской иконописи. Бог и его творение мира и человека. Человек – не только тело. |
2 | Библия Новый Завет | 23 | 11 | 12 | Познакомить детей со священным писанием. Выслушать их мнение. |
3 | Жизнь церкви, храм, искусство | 6 | 3 | 3 | Дать понятие об основных символах церкви. Рассказать о божественной литургии – самое важное богослужение. |
4 | Православная этика | 1 | 1 | Объяснять смысл церковно -государственных праздников, отражающих достопамятные события отечественной истории: День славянской письменности и культуры (24 мая), День Крещения Руси (28 июля), День народного единства (4 ноября) | |
Итого: 34 |
4 год обучения
1 | О вере христианской. Символ веры. | 14 | 7 | 7 | Беседа о символах веры – краткое изложение христианского вероучения. |
2 | О жизни христианской. 10 заповедей Закона Божия | 10 | 5 | 5 | Выстраивать логичный рассказ по теме урока. Два вида любви: любовь к Богу и к человеку Грехи против первой заповеди. Почитание ангелов и святых угодников Божиих. |
3 | 10заповедей Блаженства | 10 | 5 | 5 | Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов. Понятие “блаженства”. Отличие ветхозаветных заповедей от заповедей блаженств. Первая заповедь. Нищета духовная. Смирение – основная христианская добродетель. |
Итого: 34 |
Содержание курса «Основы православной культуры»
1 класс 33 недели (по одному часу в неделю)
I. Основные религиозные понятия и представления.
Понятие о Боге. Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Пресвятая Троица. Изображение Троицы в русской иконописи.
Бог и Его творение мира и человека.
Человек – не только тело. Священный дар жизни.
Отношение человека и Бога. Молитва – разговор с Богом.
Служение людям.
II. История Ветхого Завета.
Сотворение мира и человека. Жизнь первых людей в раю.
Грехопадение про родителей. Изгнание из рая. Жизнь людей после грехопадения – основные события. Моисей. Исход евреев из Египта. Десять заповедей.
III. История Нового Завета.
Рождество Пресвятой Богородицы. Введение Пресвятой Богородицы во храм. Благовещение Пр. Богородицы. Рождество Христово. Сретение Господне. Крещение Господне. Чудеса Спасителя. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Тайная Вечеря. Страдания, смерть и погребение Иисуса Христа. Воскресение Христово. Вознесение Христово. Сошествие Св. Духа на апостолов. Обретение и Воздвижение Креста Господня.
IV. Церковь, храм, искусство.
Церковь – семья верующих людей. Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее строение храма: притвор, серединная часть, алтарь.
V. Православная этика.
Отношение человека и Бога. 10 заповедей. Отношение ребёнка к Богу. Иисус Христос и дети. Какие качества огорчают, а какие радуют Господа.
Отношение ребёнка к своим родителям. Заповедь “Чти отца и матерь свою”. Отношение ребёнка со сверстниками. Прощение. Служение людям. Умение ограничивать себя.
VI. Главные православные праздники.
Происхождение церковных праздников и их обрядность. Произведение искусства, посвящённые праздникам: из музыкального, изобразительного и литературного творчества.
Содержание курса «Основы православной культуры»
2 класс 34 недели (по одному часу в неделю)
I. Основные религиозные понятия и представления.
Бог и Его творение мира и человека. Термины “Создатель” и “Творец”. Человек как “Образ Божий”. Откуда взялось зло? Имя Бога – “Сущий”. О доверии к Богу.
II. История Ветхого Завета.
Сотворение мира и человека. Заповеди, данные Богом человеку в раю. Грехопадение прародителей. Наказание за грех (изгнание из рая, смерть, болезни). Всемирный потоп и спасение Ноя. Призвание Авраама и явление ему Бога в виде трех странников. Принесение Исаака в жертву. Невеста для Исаака. Нечестная сделка. Видение Иаковом таинственной лестницы. Примирение братьев. История Иосифа. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев из египетского рабства. Пасха и исход евреев из Египта. Переход через Чермное море. В пустыне под руководительством Божиим. Заповеди Господни и богослужение (устроение скинии). Пророки о приходе Спасителя. Пророк Даниил и благочестивые отроки.
III. История Нового Завета.
Рождество Пр. Богородицы. Введение во храм Пр. Богородицы. Рождество Христово. Крещение Господне. Сретение Господне. Благовещение Пр. Богородицы. Воскрешение Лазаря. Авторы Евангелия (Матфей, Марк, Лука, Иоанн). Родословие Иисуса Христа. Первые ученики Иисуса Христа. История Закхея. Притча о мытаре и фарисее. Притча о блудном сыне. Притча о милосердном самарянине. Иисус Христос учит нас молиться. Иисус Христос учит нас любить (Тайная Вечеря). Страдание и смерть
Христа. Воскресение Христово. Верные Господу (жёны-мироносицы). Сошествие Св. Духа на апостолов – день рождения Церкви.
IV. Церковь, храм, искусство.
Таинство исповеди. Таинство Крещения, Миропомазания, Св. Причастие. Понятие “икона” Особо чтимые иконы Пр. Богородицы. Икона Прп. Андрея Рублёва “Ветхозаветная Троица”. Иконы Спасителя. Храм, его внутреннее устройство (притвор, неф, алтарь, иконостас, Царские врата, солея, клирос, амвон, престол, жертвенник). Богослужение: недели, предваряющие Великий пост. Время поминовения усопших. Молитва Ефрема Сирина. Неделя Православия: (иконы в наших храмах). Особенности богослужения во время Великого поста (основные).
V. Православная этика.
Благодарность Богу за сотворённый мир. Забота о живой природе и всём Божьем мире. О послушании. О выполнении своих обещаний.
Любовь к ближним. Прощение. О примирении с ближним. Служение Богу и другим людям. О смирении и терпении.
VI. Из истории Церкви.
Св. равноапостольная Елена и Воздвижение Креста Господня. Прп. Сергий Радонежский – пример послушания. Покров Пр. Богородицы – история праздника. Свят. Николай Чудотворец – пример любви ко всем. Прп. Серафим и св. Иулиания Муромская – подвиг любви. Св. Ефрем Сирин.
Содержание курса «Основы православной культуры»
3 класс 34 недели (по одному часу в неделю)
I. Основные религиозные понятия и представления.
Понятие о Боге. Пресвятая Троица. Единство и неразделимость Лиц. Свойства Божии. Человек – венец творения. Человек – “храм Божий”. Бессмертие души. Назначение человека.
II. Библия. Новый Завет.
Священное Писание. Ветхий и Новый Завет. Закона- положительные книги Библии. Синайское законодательство. Евангелия и евангелисты. Главные события земной жизни Спасителя. Изгнание торгующих из храма. Исцеление расслабленного при овчей купели. Избрание апостолов. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Учение о промысле Божием, о неосуждении ближнего. Воскрешение сына Наинской вдовы. Притча о сеятеле. Укрощение бури. Воскрешение дочери Иаира. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Чудесное насыщение 5000 человек 5-ю хлебами. Хождение Иисуса Христа по водам, исцеление дочери хананеянки. Притча о немилосердном должнике. Притча о богатом и Лазаре. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Притча о талантах. Изображение Страшного суда. Явление воскресшего Иисуса Христа:
двум ученикам, шедшим в Еммаус, десяти апостолам, апостолу Фоме и другим ученикам, ученикам при море Тивериадском. Проповедь апостолов. Успение Божией Матери. Святой апостол Андрей Первозванный.
III. Жизнь Церкви, храм, искусство.
Церковь как община верующих людей. Крест – главный символ Церкви. Божественная благодать: Таинства Церкви. Суточный, недельный, годичный круг богослужения. Православный календарь. Старый и новый стиль. Понятие “не переходящие” и “переходящие” праздники. Божественная литургия – самое важное богослужение. Литургия оглашенных, литургия верных. Символ веры. Недели Великого поста. Страстная седмица (по дням). Особенности богослужения. Внутреннее строение храма: иконостас, престол, жертвенник. Священно служители: епископ, священник. Их роль в храме. Дьякон и его обязанности. Псаломщик, пономарь, певчие.
IV. Православная этика.
Заповеди Моисея и заповеди блаженств – основа нравственного поведения ребёнка.
Содержание курса «Основы православной культуры»
4 класс 34 недели (по одному часу в неделю)
I. О вере христианской. Символ веры (14 часов).
Символ веры – краткое изложение христианского вероучения. 12 членов Символа веры. О единстве Бога. Бог – Троица. Бог – Творец. Иисус Христос –Сын Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы. Воплощение Сына Божия. Страдание и смерть Иисуса Христа ради спасения человеческого рода. Воскресение Христа. Значение вознесения Иисуса Христа. Значение вознесения Иисуса Христа. Дух Святой – третье Лицо Пресвятой Троицы. Церковь Христова. Почему она называется единой, святой, соборной, апостольской? О Таинствах Церкви (все семь таинств). Воскресение мертвых. Жизнь будущего века.
II. О жизни христианской. Десять заповедей Закона Божия (10 часов).
Два вида любви: любовь к Богу и к человеку. Грехи против первой заповеди. Почитание ангелов и святых угодников Божиих.
Вторая заповедь. Идолопоклонство, Христианские обязанности, налагаемые на нас второй заповедью.
Третья заповедь. Неправильное употребление имени Бога.
Четвертая заповедь. Дни, посвященные на богоугодные дела.
Пятая заповедь. Почитание родителей, пастырей, учителей, старших по возрасту.
Шестая заповедь. Жизнь – величайший дар Божий. Убийство духовное. Защита Отечества.
Седьмая заповедь. О целомудрии.
Восьмая заповедь. Виды кражи.
Девятая заповедь. Наука не согрешать языком.
Десятая заповедь. О зависти. Какие обязанности предписываются нам этой заповедью.
III. Девять заповедей Блаженства (10 часов).
Понятие “блаженства”. Отличие ветхозаветных заповедей от заповедей блаженств.
Первая заповедь. Нищета духовная. Смирение – основная христианская добродетель.
Вторая заповедь. Блаженный плач.
Третья заповедь. В чем выражается христианская кротость. Господь Иисус. Христос–высочайший пример кротости.
Четвёртая заповедь. Правда – оправдание, спасение.
Пятая заповедь. Дела милости телесные и духовные.
Шестая заповедь. Чистое сердце и чистосердечие.
Седьмая заповедь. Каких людей называют миротворцами.
Восьмая заповедь. Гонимые за правду. Неизбежность гонений для христиан.
Девятая заповедь. Христианское мужество. Подвиг мученичества за Христа. Прославление мучеников на земле.
Предполагаемые результаты реализации программы:
1. Результаты первого уровня : приобретение школьниками основных религиозных понятий и представлений.
2. Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьника к церкви, храму, искусству, Православной этики.
3. Результаты третьего уровня : приобретение школьником знаний о вере христианской, о символе веры, о жизни христианской, о десяти заповедей Закона Божия.
Формы и виды контроля:
– тестирование;
– наблюдение;
– практические работы;
– выставки;
– спектакли;
– концерты;
– портфолио;
Оценивая результаты, педагог обращает внимание на достижения учащихся в умственном, нравственном, творческом развитии, участие учащихся в мероприятиях.
Методические рекомендации
В ходе реализации программы курса «Основы православной культуры» уместно использование следующих приемов:
-словесные (мини-лекция, рассказ, беседа);
-наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, натуральные наглядные пособия);
-практические (наблюдения);
-использование занимательного материала.
Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
Формирование знание осуществляется исследовательским методом, который заключается в организации поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения, самостоятельного построения выводов.
Уместно использование следующих форм организации учебного процесса:
- учебное занятие;
- занятие-наблюдение;
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми
- защита проектов;
- фоторепортажи;
- выпуск листовок, информационных вестников;
- религиозные праздники.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса:
№ | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | количество | ||||
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||||
1 | Библия. | |||||
2 | Детская библия | |||||
3 | Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения дома и в школе. | |||||
4 | Я иду на урок в начальную школу: О П К. . Книга для учителя. | |||||
5 | Детям о слове. | |||||
6 | Детям о молитве | |||||
7 | Детям о душе | |||||
8 | Основы православной культуры в 1 классе. Книга для учителя. | |||||
2. Печатное пособие | ||||||
1 | Наша церковь и наши дети. | |||||
2 | Православная школа сегодня | |||||
3 | Катехизис в рассказах | |||||
3. Технические средства обучения | ||||||
1 | Мультимедийный проектор. | |||||
2 | Компьютер | |||||
3 | Иконы | |||||
4. Экранно-звуковые пособия | ||||||
1 | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. | |||||
2 | Видеофильмы, соответствующие тематике программы | |||||
5. Игры и игрушки | ||||||
1 | Наборы карандашей, красок и альбомов для рисования. | |||||
6. Оборудование класса | ||||||
1 | Шкафы для хранения учебников, пособий и дидактического материала. | |||||
2 | Столы, стулья. | |||||
3 | Классная доска с набором приспособлений для крепления различного материала. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «Основы православной культуры» (33 часа, 1 класс)
№ | Тема занятия | Количество часов: | Дата: | ||||
всего | теор. | практ. | по плану | фактически | |||
Основные религиозные понятия и представления | 6 | ||||||
1 | Понятие о Боге. Бог- Отец, Бог-Сын ,Бог-Дух Святой. Пресвятая Троица. Изображение Троицы в русской иконописи.. | 1 | 1 | 06.09.11 | |||
2 | Экскурсия в церковь: понятие о Боге. Бог- Отец, Бог-Сын ,Бог-Дух Святой. Пресвятая Троица. Изображение Троицы в русской иконописи | 1 | 1 | 13.09.11 | |||
3 | Бог и Его творение мира и человека. Человек – не только тело. Священный дар жизни. | 1 | 1 | 20.09.11 | |||
4 | Экскурсия в церковь: Бог и Его творение мира и человека. Человек – не только тело. Священный дар жизни. | 1 | 1 | 27.09.11 | |||
5 | Отношение человека и Бога. Молитва - разговор с Богом. Служение людям. | 1 | 1 | 04.10.11 | |||
6 | Встреча со священно служителем: Отношение человека и Бога. Молитва - разговор с Богом. Служение людям. | 1 | 1 | 11.10.11 | |||
История Ветхого Завета 6 | |||||||
1 | Сотворение мира и человека. Жизнь первых людей в раю. Грехопадение про родителей. Изгнание из рая. | 1 | 1 | 18.10.11 | |||
2 | Встреча с настоятелем церкви: Сотворение мира и человека. Жизнь первых людей в раю. Грехопадение про родителей. Изгнание из рая. | 1 | 1 | 25.10.11 | |||
3 | Жизнь людей после грехопадения – основные события. Моисей. | 1 | 1 | 01.11.11 | |||
4 | Встреча с отцом Иоанном: Жизнь людей после грехопадения – основные события. Моисей. | 1 | 1 | 15.11.11 | |||
5 | Исход евреев из Европы. Десять заповедей. | 1 | 1 | 22.11.11 | |||
6 | Экскурсия в церковь: Исход евреев из Европы. Десять заповедей. | 1 | 1 | 29.11.11 | |||
История Нового Завета. | 11 | ||||||
1 | Рождество Пресвятой Богородицы. Введение Пресвятой Богородицы во храм. Благовещение Пресвятой Богородицы. | 1 | 1 | 06.12.11 | |||
2 | Встреча со священно служителем: Рождество Пресвятой Богородицы. Введение Пресвятой Богородицы во храм. Благовещение Пресвятой Богородицы. | 1 | 1 | 13.12.11 | |||
3 | Рождество Христово. Сретение Господне. | 1 | 1 | 20.12.11 | |||
4 | Встреча с настоятелем церкви: Рождество Христово. Сретение Господне. | 1 | 1 | 27.12.11 | |||
5 | Крещение Господне. Чудеса спасителя. | 1 | 1 | 17.01.12 | |||
6 | Встреча с отцом Иоанном: Крещение Господне. Чудеса спасителя. | 1 | 1 | 24.01.12 | |||
7 | Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Тайная вечеря. | 1 | 1 | 31.01.12 | |||
8 | Экскурсия в церковь: Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Тайная вечеря. | 1 | 1 | 07.02.12 | |||
9 | Страдание, смерть и погребение Иисуса Христа. Воскрешение Христово. Вознесение Христово. | 1 | 1 | 21.02.12 | |||
10 | Экскурсия в церковь святых Константина и Елены: Страдание, смерть и погребение Иисуса Христа. Воскрешение Христово. Вознесение Христово. | 1 | 1 | 28.02.12 | |||
11 | Встреча с настоятелем церкви: Сошествие Святого Духа на апостолов. Обретение и Воздвижение Креста Господня. | 1 | 1 | 06.03.12 | |||
Церковь, храм, искусство. 4 | |||||||
1 | Церковь – семья верующих людей. Храм. Внешнее строение Храма. | 1 | 1 | 13.03.12 | |||
2 | Встреча с отцом Иоанном: Церковь – семья верующих людей. Храм. Внешнее строение Храма. | 1 | 1 | 20.03.12 | |||
3 | Символы храма. Внутреннее строение храма. | 1 | 1 | 03.04.12 | |||
4 | Экскурсия в церковь святых Константина и Елены: Символы храма. Внутреннее строение храма. | 1 | 1 | 10.04.12 | |||
Православная этика. 4 | |||||||
1 | Отношение человека и Бога. 10 заповедей. Отношение ребёнка к Богу. Иисус Христос и дети. Какие качества огорчают, а какие радуют Господа. | 1 | 1 | 17.04.12 | |||
2 | Экскурсия в церковь: Отношение человека и Бога. 10 заповедей. Отношение ребёнка к Богу. Иисус Христос и дети. Какие качества огорчают, а какие радуют Господа. | 1 | 1 | 24.04.12 | |||
3 | Отношение ребёнка к своим родителям. Заповедь « Чти отца и матерь свою» Отношение ребёнка со сверстниками. Прощение. Служение людям. Умение ограничивать себя. | 1 | 1 | 01.05.12 | |||
4 | Встреча со священно служителем: Отношение ребёнка к своим родителям. Заповедь « Чти отца и матерь свою» Отношение ребёнка со сверстниками. Прощение. Служение людям. Умение ограничивать себя. | 1 | 1 | 08.05.12 | |||
Главные православные праздники. 2 | |||||||
1 | Происхождение церковных праздников и их обрядность. Произведение искусства, посвящённые праздникам: из музыкального, изобразительного и литературного творчества. | 1 | 1 | 15.05.12 | |||
2 | Встреча с отцом Иоанном: Происхождение церковных праздников и их обрядность. Произведение искусства, посвящённые праздникам: из музыкального, изобразительного и литературного творчества. | 1 | 1 | 22.05.12 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «Основы православной культуры» (34 часа, 2 класс)
№ | Тема занятия | Количество часов: | Дата: | |||
всего | теор | прак. | по плану | фактически | ||
Основные религиозные понятия и Представления. 3 | ||||||
1 | Бог и Его творение мира и человека. Термины « Создатель», «Творец». | 1 | 1 | |||
2 | Человек как « Образ Божий». Откуда взялось зло? | 1 | 1 | |||
3 | Имя Бога – «Сущий». О доверии к Богу. | 1 | 1 | |||
История Ветхого Завета. 11 | ||||||
1 | Сотворение мира и человека. Заповеди, данные Богом человеку в раю. | 1 | 1 | |||
2 | Грехопадение про родителей. Наказание за грех. ( изгнание из рая, болезни, смерть). | 1 | 1 | |||
3 | Всемирный потоп и спасение Ноя. | 1 | 1 | |||
4 | Призвание Авраама и явление ему Бога в виде 3 странников. | 1 | 1 | |||
5 | Принесение Исаака в жертву. | 1 | 1 | |||
6 | Невеста для Исаака. | 1 | 1 | |||
7 | Нечестная сделка. | 1 | 1 | |||
8 | Видение Иаковом таинственной лестницы. Примирение братьев. | 1 | 1 | |||
9 | История Иосифа. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев из египетского рабства. | 1 | 1 | |||
10 | Пасха и исход евреев из Египта. Переход через Чёрное море. В пустыни под руководительством Божиим. Заповеди Господни и богослужение (устроение скинии). | 1 | 1 | |||
11 | Пророки о приходе Спасителя. Пророк Даниил и благочестивые отроки. | 1 | 1 | |||
История Нового Завета. 12 | ||||||
1 | Рождество Пр. Богородицы. Введение во храм Пр. Богородицы. | 1 | 1 | |||
2 | Рождество Христово. Крещение Господне. Сретение Господне. | 1 | 1 | |||
3 | Благовещение Пр. Богородицы. | 1 | 1 | |||
4 | Воскрешение Лазаря. | 1 | 1 | |||
5 | Авторы Евангелия (Матфей, Марк, Лука, Иоанн). | 1 | 1 | |||
6 | Родословие Иисуса Христа.. Первые ученики Иисуса Христа. | 1 | 1 | |||
7 | История Закхея. | 1 | 1 | |||
8 | Притча о мытаре и фарисее. | 1 | 1 | |||
9 | Притча о блудном сыне. | 1 | 1 | |||
10 | Притча о милосердном самарянине. | 1 | 1 | |||
11 | Иисус Христос учит нас любить (Тайная Вечеря). Страдание и смерть Христа. | 1 | 1 | |||
12 | Воскресение Христово. Верные Господу (жёны-мироносицы). Сошествие Св. Духа на апостолов – день рождения Церкви. | 1 | 1 | |||
Церковь, храм, искусство. 3 | ||||||
1 | Таинство исповеди. Таинство Крещения, Миропомазания, Св. Причастие. Понятие “икона” Особо чтимые иконы Пр. Богородицы. Икона Прп. Андрея Рублёва “Ветхозаветная Троица”. Иконы Спасителя. | 1 | 1 | |||
2 | Храм, его внутреннее устройство (притвор, неф, алтар ь, иконостас, Царские врата, солея, клирос, амвон, престол, жертвенник). | 1 | 1 | |||
3 | Богослужение: недели, предваряющие Великий пост. Время поминовения усопших. Молитва Ефрема Сирина. Неделя Православия: (иконы в наших храмах). Особенности богослужения во время Великого поста (основные). | 1 | 1 | |||
Православная этика. 2 | ||||||
1 | Благодарность Богу за сотворённый мир. Забота о живой природе и всём Божьем мире. О послушании. О выполнении своих обещаний. Любовь к ближним. | 1 | 1 | |||
2 | Прощение. О примирении с ближним. Служение Богу и другим людям. О смирении и терпении. | 1 | 1 | |||
Из истории церкви. 3 | ||||||
1 | Св. равноапостольная Елена и Воздвижение Креста Господня. Прп. Сергий Радонежский – пример послушания. | 1 | 1 | |||
2 | Покров Пр. Богородицы – история праздника. Свят. Николай Чудотворец – пример любви ко всем. | 1 | 1 | |||
3 | Прп. Серафим и св. Иулиания Муромская – подвиг любви. Св. Ефрем Сирин. | 1 | 1 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «Основы православной культуры» (34 часа, 3 класс)
№ | Тема занятия. | Количество часов: | Дата: | |||||||
всего | теор. | практ. | по плану | фактически | ||||||
Основные религиозные понятия и 4 Представления. | ||||||||||
1 | Понятие о Боге. | 1 | 1 | |||||||
2 | Пресвятая Троица. Единство и неразделимость Лиц. Свойства Божии. | 1 | 1 | |||||||
3 | Человек – венец творения. | 1 | 1 | |||||||
4 | Человек – “храм Божий”. Бессмертие души. Назначение человека. | 1 | 1 | |||||||
Библия. Новый Завет. 23 | ||||||||||
1 | Священное Писание. Ветхий и Новый Завет. | 1 | 1 | |||||||
2 | Законо - положительные книги Библии. Синайское законодательство. | 1 | 1 | |||||||
3 | Синайское законодательство. | 1 | 1 | |||||||
4 | . Евангелия и евангелисты. | 1 | 1 | |||||||
5 | Главные события земной жизни Спасителя | 1 | 1 | |||||||
6 | Изгнание торгующих из храма. | 1 | 1 | |||||||
7 | Исцеление расслабленного при овчей купели. | 1 | 1 | |||||||
8 | Избрание апостолов. | 1 | 1 | |||||||
9 | Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. | 1 | 1 | |||||||
10 | Учение о промысле Божием, о не осуждении ближнего. | 1 | 1 | |||||||
11 | Воскрешение сына Наинской вдовы. | 1 | 1 | |||||||
12 | Притча о сеятеле. Укрощение бури. | 1 | 1 | |||||||
13 | Воскрешение дочери Иаира | 1 | 1 | |||||||
14 | Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. | 1 | 1 | |||||||
15 | Чудесное насыщение 5000 человек 5-ю хлебами. | 1 | 1 | |||||||
16 | Хождение Иисуса Христа по водам, исцеление дочери Хананеянки. | 1 | 1 | |||||||
17 | Притча о немилосердном должнике. | 1 | 1 | |||||||
18 | Притча о богатом и Лазаре. | 1 | 1 | |||||||
19 | Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Притча о талантах. | 1 | 1 | |||||||
20 | Изображение Страшного суда. | 1 | 1 | |||||||
21 | Явление воскресшего Иисуса Христа: двум ученикам, шедшим в Еммаус, десяти апостолам, апостолу Фоме и другим ученикам, ученикам при море Тивериадском. Проповедь апостолов. | 1 | 1 | |||||||
22 | Успение Божией Матери. | 1 | 1 | |||||||
23 | Святой апостол Андрей Первозванный. | 1 | 1 | |||||||
Жизнь. Церковь, храм, искусство. 6 | ||||||||||
1 | Церковь как община верующих людей. Крест – главный символ Церкви. Божественная благодать: Таинства Церкви. Суточный, недельный, годичный круг богослужения. | 1 | 1 | |||||||
2 | Православный календарь. Старый и новый стиль. Понятие “не переходящие” и “переходящие” праздники. | 1 | 1 | |||||||
3 | Божественная литургия – самое важное богослужение. Литургия оглашенных, литургия верных. | 1 | 1 | |||||||
4 | Символ веры. Недели Великого поста. Страстная седмица (по дням). Особенности богослужения. | 1 | 1 | |||||||
5 | Внутреннее строение храма: иконостас, престол, жертвенник. | 1 | 1 | |||||||
6 | Священно служители: епископ, священник. Их роль в храме. Дьякон и его обязанности. Псаломщик, пономарь, певчие. | 1 | 1 | |||||||
Православная этика. 1 | ||||||||||
1 | Заповеди Моисея и заповеди блаженств – основа нравственного поведения ребёнка. | 1 | 1 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «Основы православной культуры» (34 часа, 4 класс)
№ | Тема занятия. | Количество часов: | Дата: | ||||
всего | теор. | практ. | по плану | фактически | |||
О вере христианской. Символ веры. 14 | |||||||
1 | Символ веры – краткое изложение христианского вероучения. 12 членов Символа веры. | 1 | 1 | ||||
2 | О единстве Бога. | 1 | 1 | ||||
3 | Бог – Троица | 1 | 1 | ||||
4 | Бог – Творец | 1 | 1 | ||||
5 | Иисус Христос –Сын Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы. | 1 | 1 | ||||
6 | Воплощение Сына Божия. | 1 | 1 | ||||
7 | Страдание и смерть Иисуса Христа ради спасения человеческого рода. | 1 | 1 | ||||
8 | Воскресение Христа. | 1 | 1 | ||||
9 | Значение вознесения Иисуса Христа | 1 | 1 | ||||
10 | Значение вознесения Иисуса Христа | 1 | 1 | ||||
11 | Дух Святой – третье Лицо Пресвятой Троицы. | 1 | 1 | ||||
12 | Церковь Христова. Почему она называется единой, святой, соборной, апостольской? О Таинствах Церкви (все семь таинств). | 1 | 1 | ||||
13 | Воскресение мертвых. | 1 | 1 | ||||
14 | Жизнь будущего века. | 1 | 1 | ||||
О жизни христианской. 10 заповедей Закона Божия 10 | |||||||
1 | Два вида любви: любовь к Богу и к человеку | 1 | 1 | ||||
2 | Грехи против первой заповеди. Почитание ангелов и святых угодников Божиих. | 1 | 1 | ||||
3 | Вторая заповедь. Идолопоклонство, Христианские обязанности, налагаемые на нас второй заповедью. | 1 | 1 | ||||
4 | Третья заповедь. Неправильное употребление имени Бога. | 1 | 1 | ||||
5 | Пятая заповедь. Почитание родителей, пастырей, учителей, старших по возрасту. | 1 | 1 | ||||
6 | Пятая заповедь. Почитание родителей, пастырей, учителей, старших по возрасту. | 1 | 1 | ||||
7 | Шестая заповедь. Жизнь – величайший дар Божий.. | 1 | 1 | ||||
8 | Седьмая заповедь. О целомудрии. Восьмая заповедь. Виды кражи. | 1 | 1 | ||||
9 | Девятая заповедь. Наука не согрешать языком. | 1 | 1 | ||||
10 | Десятая заповедь. О зависти. Какие обязанности предписываются нам этой заповедью. | 1 | 1 | ||||
10 заповедей Блаженства . 10 | |||||||
1 | Понятие “блаженства”. Отличие ветхозаветных заповедей от заповедей блаженств. Первая заповедь. Нищета духовная. Смирение – основная христианская добродетель. | 1 | 1 | ||||
2 | Вторая заповедь. Блаженный плач. | 1 | 1 | ||||
3 | Третья заповедь. В чем выражается христианская кротость. Господь Иисус. | 1 | 1 | ||||
4 | Христос–высочайший пример кротости. | 1 | 1 | ||||
5 | Четвёртая заповедь. Правда – оправдание, спасение. | 1 | 1 | ||||
6 | Пятая заповедь. Дела милости телесные и духовные. | 1 | 1 | ||||
7 | Шестая заповедь. Чистое сердце и чистосердечие. | 1 | 1 | ||||
8 | Седьмая заповедь. Каких людей называют миротворцами. | 1 | 1 | ||||
9 | Восьмая заповедь. Гонимые за правду. Неизбежность гонений для христиан. | 1 | 1 | ||||
10 | Девятая заповедь. Христианское мужество. Подвиг мученичества за Христа. Прославление мучеников на земле. | 1 | 1 |
Список рекомендуемой литературы:
1. Библия.
2. Детская Библия. М, Российское Библейское общество, 1995.
3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. Сост. протоиерей А. Соколов, М., “Паломник”, 1999.
4. Шевченко Л. П., Шестун Е., протоиерей. Православная культура: Методическое пособие для учителя, 1 класс. – М.: Изд. дом ”Покров”, 2003.
5. Основы православной культуры в первом классе: Книга для учителя. Сост. О. К. Харитонова под ред. прот. В. Дорофеева. М.: Изд. дом ”Покров”, 2002.
6. Свящ. Е. Ф. Сосунцов. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002.
7. Катехизис в рассказах. Сост. Успенский С. С. Живые уроки по Закону Божию. 1-ый выпуск – ”Символ веры”, 2 – 3 выпуски – ”Молитва Господня. Таинства”, 4 – 5 выпуски – ”Заповеди блаженства. Заповеди Закона Божия”. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997.
8. Прекрасный Божий мир (пособие по церковной катехизации). Издание Моск. Свято-Данилова монастыря и миссионерского отдела Элладской православной церкви, М., 1996.
9. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. М., ”Мартис”, 1993.
10. Сурова Л. В. Православная школа сегодня. Издательство Владимирской епархии, 1996.
11. Тимофей, священник. Берсенева Т., Уроки о здоровье и добродетели. ”Паломник”, 1999.
12. Проф. Констанция Тарасар. Наша жизнь с Богом: Пособие по катехизации для детей младшего школьного возраста. – М.: Госпел Лайт, 1999.
13. Проф. Констанция Тарасар. С нами Бог: Руководство для преподавателя. СПб, 2000.
14. Чупахина Н. Л. Духовно-нравственный мир Библии. Методические рекомендации. Орёл, 1997.
15. Коротких С., священник. Мир Божий: основы христианской культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Часть II. Калининград: Золотое сечение, 2001.
16. Афанасьева С. Ю. Основы христианской культуры: занятия для детей младшего возраста (5 – 7 лет). Калининград: Золотое сечение, 2001.
17. Детский музыкальный катехизис. Сост. прот. Игорь Лепешинский. Рузы, 2002.
18. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М., Изд. ”Первое сентября”, 2001.
19. Книга о Церкви. Составили свящ. А. Лоргус, М. Дудко и др., М., ”Паломник”, 1997.
20. Янушкявичене О., Киреев И. Дерево доброе. Учебное пособие для начальных классов. М., Отдел религиозного образования и катехизации, 1997.
21. Владимиров А., священник. Молитвослов для самых маленьких. М., Изд. православного Братства святителя Филарета, Митрополита Московского, 1997.
22. Владимиров А., священник. Моя первая исповедь (книга для чтения в семье и школе). М., Издательство православного Братства святителя Филарета, Митрополита Московского, 1998.
23. Закон Божий. Основы православной веры в изложении для детей. Сост. С. Куломзиной. ”Паломник”, М., 1991.
24. Закон Божий. Первая книга о православной вере. Репринт. Изд. Владимирской епархии, 2000.
25. Ганаго Б. Детям о слове. Минск, 2001.
26. Ганаго Б. Детям о вере. Минск, 2000.
27. Ганаго Б. Детям о молитве. Минск, 2000.
28. Ганаго Б. Детям о душе. Минск, 2000.
29. Горбова С. Н. Как вести себя добрым детям в течение дня. Главнейшие события Нового Завета в картинках. М., ”Благо”, 1995.
30. Святая юность. Рассказы о святых детях и детстве и отрочестве святых. Международный издательский центр литературы, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...