Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации учащихся
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientats_do_doklad.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Стрикачева Е.В., педагог дополнительного образования,
член творческой группы
Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации учащихся
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека
Система дополнительного образования традиционно была сферой, основной задачей которой являлось создание условий для самореализации, самопознания и самоопределения личности ребенка, сферой, позволяющей подростку определиться личностно, социально и профессионально.
Профориентационная работа с учащимися ЦДТ осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, в расширении представлений детей и подростков о профессиях и выявлении их отношения к различным группам профессий, во-вторых, в формировании адекватной самооценки и осмыслении своих личностных качеств и склонностей, на основе которых возможно осуществить правильный профессиональный выбор, и, в-третьих, в формировании профессиональных способностей обучающихся и развитии их профессиональной мотивации. В ЦДТ обучаются способные и мотивированные дети. Чтобы выявить таких ребят, педагоги дополнительного образования ведут наблюдение за уровнем сформированности практических навыков учащихся, их успешностью в течение всего периода обучения по образовательным программам.
Изменения в социально-экономическом развитии общества, возросший интерес к техническим профессиям, сфере высоких технологий актуализируют роль научно-технического творчества в процессе профессионального самоопределения подрастающего поколения.
В ЦДТ ведётся работа по научно-техническому развитию детей, начальному техническому моделированию, элементы конструирования есть в программе: «От интереса к профессии», «Сувенир», «Умелые ручки», «Бумажная филигрань». Учащиеся являются участниками краевых конкурсов и конференций по данному направлению. Выпускники педагога Терещенко Т.А.обучались и продолжают обучаться в ВУЗах по профилю – Илья Петухов (Московский госуд. Университет –дизайнер), Дима Кравцов – Ставропольский государственный политехнический колледж (технология обработки дерева), Дима Скребец, Андрей Тимошенко – Железноводский художественно-строительный техникум (художественная обработка дерева). Выпускник Лариной С.В., Москаленко Андрей, обучается в Ставропольском технологическом институте на инженерно-технологическом факультете.
Программы художественно-эстетической направленности самые многочисленные, охватывают многие искусства. Четверо учащихся ЦДТ завоевали Гранты Приоритетного национального проекта «Образование» в направлении «Государственная поддержка талантливой молодёжи». Гранты и Грамоты МО РФ вручались на прекрасном мероприятии - IQ- бал. Дети побывали в незабываемой атмосфере. Ещё одна наша ученица побывала на балу закрытия Года литературы в Москве. Впечатлений – море! Все дети выбрали дальнейшее обучение в ВУЗах по профилю, выбранному в ЦДТ:дизайн, хореогр.,изобраз.иск.
Отделы музыкального и прикладного творчества могут похвастаться многими звёздочками:
-обучаются в ВУЗах и ССУЗах по музыкальному профилю: Головань Вероника (СГПИ, 4 курс), Якубова Оразбике (СКУКИ, 4 курс), педагог Шиловская Е.И.; Федоренко Анастасия (муз.колледж им.Рахманинова г.Великий Новгород), педагог Матюшкина Т.А.; Левченко Анна (СГПИ, танцовщица в ансамбле «Ставрополье», ведёт коллектив кавказского танца в СОШ №39 г.Ставрополь), Полина Нужная поступила в Центральную музыкальную школу при Санкт-Петербургской государственной консерватории;
-закончили обучение в ВУЗах по музыкальному профилю и продолжают работу: Сухова Ксения (пед. Шиловская Е.И.), Шкальной Александр (педагоги Школьная С.Н., Дьяченко Т.Е., Стрикачева Е.В.), Рубашкина Галина (педагог Стрикачева Е.В.), Кабалалиева Виктория (педагог Левченко О.Н.) – хореограф в СОШ№17 г. Ставрополь, Кологривкина Елена (педагог Поликанина Т.В.) работает в РДК, Безменко Татьяна - специалист отдела культуры г.Будённовска;
-обучаясь в ВУЗах, применяют полученные умения: Паронян Римма -участница вокальных конкурсов(педагоги Шиловская Е.И., Донцов В.И.), Салий Виктория – скрипачка - участница конкурса самодеятельности МВД, Марюфич Михаил – скрипач студенческого оркестра СПбГУ, используя знания по сольфеджио, написал и защищал курсовую «Автоматическое распознавание аккордов с использованием скрытых марковских моделей» (педагог Матюшкина Т.А.);
-обучались в ССУЗах и ВУЗах по музыкальному профилю: Керимов Камиль (джаз-отделение СКУКИ, играл в оркестре в армии);
-обучаются в педагогических ССУЗах и ВУЗах: в СГПИ и работают воспитателем: Волощенко Алеся –участница конкурсов самодеятельности и художественного слова, Волощенко Юлия (педагог Поликанина Т.В.);
-закончили обучение в педагогических ВУЗах и продолжают работать по профилю: Бровина Наталья (СГПИ, ведёт историю в гимназии в г. Ставрополь), Замогильная Мария (СГПИ, учитель русского языка и литературы), Бурба Алексей работал информатиком в СОШ №2, сейчас в армии (педагог Бровина Л.Ф.); Антонец Анжела – воспитатель и муз. работник, Антонец Оксана – педагог дополнительного образования (педагоги Керимова Е.Ю., Левченко О.Н., Якимова К.В.); Клименко Наталья (учитель французского языка в г.Ставрополе), педагог Матюшкина Т.А.
- обучались и обучаются в ВУЗах по профилям «дизайнер» выпускники студии «Чудесная кисть»: Дубяга Евгения, Быданцева Юлия, Голубничая Валерия, Котельникова Анастасия; и выпускница студии «Свой стиль» -Митенко Алёна.
-театральное образование продолжили: Стоян Валерия, Институт Современного искусства, режиссура театрализованных представлений и праздников, Арутюнян Диана, филиал Московского государственного университета им. М.А.Шолохова, театральный факультет (педагог Керимова Е.Ю.).
Теперь уже дети наших выпускников приходят обучаться в Центр. Например, шестерых учащихся студии «Свой стиль» привели на занятия мамы-выпускницы педагога студии «Свой стиль» Удовиченко В.И.
В объединениях социально-педагогической направленности имеются широкие возможности подготовки учащихся к осознанному выбору рода деятельности. Именно в данной направленности ребенок получает навыки общения, организации, пробует себя в роли лидера, ведущего, координатора, исследователя, учится создавать продукт и представлять его пользователям.
Направленность «социально-педагогическая» представлена программами «Лидер», «Вожатый», «Эврика» и т.д. Выпускники педагога Стриченюк А.П. обучаются: Атоян Ольга в Московском автодорожном институте (инженер-строитель дорог), Савченко Сергей в СКФУ (информационная безопасность), Карамушка Виктория (СПб Политехнический университет). Выпускники Керимовой Е.Ю. обучаются: Давыдова Валерия в СПбГИ Кино и телевидения (Специалист по связям с общественностью), Керимова Александра обучалась в Кубанском государственном университете (Специалист по связям с общественностью).
За 24 года (с 1992 года) 2177 выпускников ЦДТ получили свидетельства об окончании обучения. 26 выпускников обучаются в данный период по направленностям, выбранным в ЦДТ.
Брюхович Т.И., Дьяченко Т.Е., Бельченко М.И., Керимова Е.Ю., Школьная С.Н., Шиловская Е.И., Стрикачева Е.В., Матюшкина Т.А., Донцов В.И., Нужная О.В., Кишун М.И., Якимова К.В., Курилова А.В., Польченко Л.А., Бочковская Е.В., Зубова К.В., Погода О.В., Климченко Н.И. обучались в разные годы в музыкальной школе, в Доме пионеров и школьников, в Центре дополнительного образования, преемником которых стал Центр детского творчества, и вернулись сюда работать. Некоторые работники, получив знания, умения и навыки работы в нашем коллективе, продолжают трудиться в других отраслях.
В ведущих учреждениях дополнительного образования для помощи учащимся в выборе профессии используется метод - Профессиональная проба. Мы тоже используем этот метод - профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. В ходе профессиональных проб воспитанникам сообщаются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности; моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности; определяется уровень готовности учащихся к выполнению профессиональных проб.
Профессиональной пробой может быть:
1. результат деятельности (материальные изделия, информационные продукты, номера художественной самодеятельности, занятия в классах, объединениях, клубах, на школьных курсах профессиональной направленности);
2. некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала;
3. деловая игра или тематическая олимпиада в клубах, в летнем лагере труда и отдыха.
В программе развития ЦДТ «Планета детсва-2» представлена Модель выпускник, включающая в себя следующие параметры: мыслительные, социодинамические, психические, субъекта культуры. Эти параметры определяют работу каждого педагога по развитию ребёнка.
Сущность педагогической работы в ЦДТ по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать воспитанников к участию в разнообразных формах учебной и воспитательной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил.
Девиз нашей деятельности – «Каждый человек талантлив в какой-либо области!».
Итак, школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. Школьное образование все дети получают примерно в одинаковом объеме, определяемом государственным образовательным стандартом. А Дополнительное образование всегда многообразно, разнонаправлено, вариативно, и помогает определиться детям в выборе своего дальнейшего жизненного пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация профессиональной ориентации школьников в условиях учреждений дополнительного образования
Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в еди...
Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...
Доклад на тему : «Инновационная деятельность учреждений дополнительного образования в сфере здоровьесбережения»
главная задача педагогов дополнительного образования является -формировать у детей основы культуры здорового образа жизни, способствовать развитию понимания своего физического и нравственного здоровья...
Доклад "Сетевое взаимодействие Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы № 2 муниципального образования "Город Донецк" в сфере физкультурно-спортивного обучения учащихся"
Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетев...
Использование в организации внеурочной деятельности образовательных возможностей учреждений дополнительного образования
В статье рассказывается об опыте сотрудничества школы № 89 Калининского района Санкт- Петербурга с учреждениями дополнительного образования по организации внеурочной деятельности обучающих...
Возможности Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга в профессиональной ориентации учащихся.
Статья, рассказывающая о профориентационных возможностях ГБУ ДО Дома деского творчества Петродворцового района Санкт-Петербургадля на разных возростных этапах.. За последние годы усилилось внимание к ...
Выступление на методическом объединении "Воспитательный потенциал учреждения дополнительного образования и организация содержательного досуга учащихся"
Воспитание - важная и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Особое место воспитательный процесс занимает в работе учреждений допол...