Доклад на тему : «Инновационная деятельность учреждений дополнительного образования в сфере здоровьесбережения»
статья на тему
главная задача педагогов дополнительного образования является -формировать у детей основы культуры здорового образа жизни, способствовать развитию понимания своего физического и нравственного здоровья как жизненно важных ценностей, воспитывать эту позицию по отношению к себе и к окружающей среде. В решении этой задачи актуальна и плодотворна совместная деятельность общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования: спортивными секциями, центрами, станциями. Этим возрастает значение дополнительного образования, ориентированного на свободный выбор различных форм деятельности, формирование собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_nursat_m.v.docx | 54.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему : «Инновационная деятельность учреждений дополнительного образования в сфере здоровьесбережения»
Докладчик: Нурсат Мария Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Пц «Челээш» с. Бай-Хаак
Сосуд не теряет своего запаха,
дурного или хорошего, которым
он напитался: таково и воспитание
детей! Поэтому необходимо с
детства приучать их к доброму!
Д.Ростовский
Высшее благо достигается на основе
полного физического и умственного здоровья.
На основе выше сказанных цитат, именно направлением педагогической деятельности в дополнительном образовании является развитие творческих, познавательных, интеллектуальных, духовно-эстетических способностей каждого ребенка. Большое значение уделяется духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному и патриотическому воспитанию. Суть этой работы состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к семье,к своему здоровью, родному дому, природе, истории и культуре своей страны, уважение к традициям и культуре других народов, ко всему, что создано трудом людей .
И конечно главная задача педагогов дополнительного образования является -формировать у детей основы культуры здорового образа жизни, способствовать развитию понимания своего физического и нравственного здоровья как жизненно важных ценностей, воспитывать эту позицию по отношению к себе и к окружающей среде. В решении этой задачи актуальна и плодотворна совместная деятельность общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования: спортивными секциями, центрами, станциями. Этим возрастает значение дополнительного образования, ориентированного на свободный выбор различных форм деятельности, формирование собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.
На развивающийся организм ребенка действуют повышенные физические и нервно-психические нагрузки, связанные с усвоением дополнительного учебного материала, овладением новыми видами и формами деятельности. Для достижения значительных творческих успехов воспитанники должны работать в мастерских, тренироваться, репетировать. Много физических сил отнимает у сольных исполнителей и участников танцевальных, хоровых, актерских и других творческих коллективов участие в конкурсах и смотрах, концертной деятельности. Успешность этих видов работы является основой для оценки эффективности учреждения дополнительного образования.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень здоровья населения нашей страны.
В организационно-педагогическом отношении дополнительное образование отличается от основного менее строгим регламентом содержания, времени, форм и методов проведения занятий. В учреждениях дополнительного образования детей и подростков образовательная деятельность академического типа, реализуемая в классической классно-урочной форме обучения, в определенной степени, ограничена. В учебно-воспитательном процессе преобладает личностное обучение с использованием активных форм. При этом учебный процесс подчиняется не логике предмета, а логике деятельности, которой овладевают обучаемые. Это наиболее характерно для учреждений сферы дополнительного образования, которая рассматривается как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы развития вариативного образования. Поэтому дополнительное образование по отношению к основному является "экспериментальным полигоном", на котором отрабатываются инновационные образовательные технологии. В связи с этим поиск специфических подходов к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в сфере дополнительного образования важен для всей системы образования современной России.
Однако в сложившемся опыте дополнительного образования и реальной практике в организации охраны здоровья детей существует ряд противоречий:
- Идет недооценка значимости здоровья детей как фундамента самореализации личности в сфере дополнительного образования;
- между сложившейся спецификой организации учебно-воспитательного процесса дополнительного образования детей и низким уровнем учета педагогических возможностей для создания здоровьесберегающей среды в этих учреждениях;
между разноплановыми оздоровительными мероприятиями, привлечением различного по характеру служб и сопровождений и отсутствием научного подхода к формированию здоровьесберегающей среды в сфере дополнительного образования.
Приложение: Представляю Вашему вниманию Презентацию Инновационого проекта «Этнокультурные традиции как средство воспитания детей в сфере здоровьесбережения».
Последние десятилетия привнесли радикальные изменения в систему дополнительного образования. Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума.
В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов ДОД, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной и воспитательной работы стал нормой деятельности педагогов. Ими создаются новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка, запроса его семьи.
Наш Центр реализует инновационный проект на кожуунном уровне «Этнокультурное традиции как средство воспитания детей в сфере здоровьесбережения».
Цель проекта : выявить и обосновать процесс конструирования образовательной среды учреждения и опытно-поисковым путем проверить эффективность педагогических условий воспитания национального самосознания детей.
Мы работаем по данному проекту, куда входят подпроекты
Подпроект «Формирование творческой активности у детей в процессе приобщения к народным танцам». Занятия по ритмике с элементами народных танцев. на занятиях танцевальной студии используются упражнения для исправления дефекта стопы, укрепления мышц спины, стопы, рук, для поддержания правильной осанки. Танцы развивают мышление, эмоциональность, воображение, память.
Подпроект «Развитие речи у детей через театрализованные игры». Цикл занятий по развитию речи через театрализованные национальные игры На занятиях объединения «Театральная студия» проводится гимнастика для губ и языка, работа над артикуляцией звуков, что исправляет дефекты речи, снимается комплекс неполноценности. На занятиях часто меняются виды деятельности: инсценировка, движение, пение, танец, импровизация.
Подпроект «Формирование познавательной и творческой активности у детей в процессе приобщения к традиционной культуре тувинского народа». Педагоги декоративно-прикладного объединения проводят с детьми гимнастику для глаз, упражнения для укрепления мышц спины, рук.
Подпроект «Сохранение и развитие национального традиционного рукоделия Волшебный войлок», дети стараются представить героев своих будущих работ в движении (изображение птиц, животных, людей). Занятия таким творчеством снимают агрессию, а положительные эмоции, которые при этом испытывает ребенок, благотворно влияют на его нервную систему, развивают мелкую моторику рук, координацию движений.
Подпроект Спортивно–оздоровительное направление «Национальная борьба хуреш» Объединения спортивной и патриотической направленности совершенствуют ранее изученные приемы, комплекс упражнений по профилактике опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, сутулость, искривление позвоночника).
Подпроект «Изготовление тувинской национальной одежды.»
Походы, туризм, экскурсии по экологической тропе, входящие в программы объединений туристско-краеведческой и эколого-биологической направленностей, полезны детям активными способами передвижения, что способствует укреплению здоровья, прогулки на свежем воздухе наполнены также воспитывающим и обучающим содержанием.
Кружки технического направления развивают пространственное мышление, умение планировать, развивают смекалку, изобретательность, настойчивость к работе, трудолюбие и терпеливость. В перерывах педагоги применяют упражнения по профилактике опорно-двигательного аппарата.
Наш Центр является кожуунной экспериментальной площадкой «Малышкина школа» - для неорганизованных детей в возрасте от 5-7 лет.
Эти направленности включают в себя работу с детьми и подростками, которые сочетают в своей жизни увлечение спортом, прикладным творчеством, исполнительским искусством и ищут пути их сближения. Педагог, проводя занятие, всегда должен помнить о сохранении здоровья своих воспитанников.
Коллективом Центра накоплен определенный инновационный опыт, но, вместе с тем, еще много предстоит сделать, чтобы наша инновационная деятельность нашла широкое отражение в работе каждого педагога.
Несмотря на трудности в ДО, финансирование на материально-техническую базу, оснащение кружковой работы, маленькие заработные платы. Мы любим свою работу. Ведь наша задача - заметить детскую творческую искорку. Не дать ей погаснуть. Как? Одобрением, поощрением, привлечением внимания. Даже восхищением. И, что тоже немаловажно, собственным творчеством. Потому что творчество заразительно. Однажды ступив на этот путь, ребёнок будет двигаться по нему и дальше.
Пылайте сердцами, творите любовью, уважаемые коллеги и мы достигнем успехов в работе!
В образовательной системе в настоящее время существуют два принципиальных способа появления инноваций.
Первый – участие в широкомасштабных федеральных экспериментах в качестве экспериментальных площадок.
Второй – развитие в самом педагогическом коллективе инновационного педагогического мышления, которое становится источником новых идей. В нашем случае, второй способ определил область и стратегию инновационной работы в нашем дошкольном учреждении.
Было выбрано особое направление инновационной деятельности, связанной с разработкой интегрированной программы, направленной на укрепление физического, психического, эмоционального здоровья детей в процессе развития их музыкальных и двигательных способностей.
На протяжении нескольких лет в нашем дошкольном учреждении создавалась система деятельности, ориентированная на оздоровление детей старшего дошкольного возраста с опорой на музыкально-ритмические движения. С целью более глубокого исследования положительного влияния музыкально-ритмических движений на здоровье детей был разработан проект «Ритмопластика как средство укрепление физического, психического, нравственного здоровья дошкольников». Основными задачами этого документа являются:
- обеспечение возможности сохранения здоровья ребенка в период пребывания его в дошкольном учреждении;
- формирования у ребенка отношения к своему здоровью
- создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности,
- разработка инновационных образовательно-оздоровительных технологий и внедрение их в учебно-воспитательный процесс через все виды деятельности;
- реализацию комплекса здоровье сберегающих факторов в ходе воспитательно-образовательного процесса;
- создание здоровье сберегающего пространства;
- обобщение опыта и анализ инновационного проекта для успешной реализации в условиях ДОУ.
В инновационном режиме дошкольное учреждение проработало с февраля 2007 по март 2011 года в качестве экспериментальной площадки муниципального уровня.
На базе детского сада проводились семинары в рамках фестиваля «Инновационный поиск», открытые занятия. Опыт работы экспериментальной площадки был представлен на зональном совещании в г. Тимашевске. Результаты инновационной деятельности дошкольного учреждения представлялись на ежегодных конкурсах педагогических инициатив с публичной защитой инновационного проекта, промежуточными отчетами, презентацией опыта. На материалах эксперимента был обобщен опыт работы и включен в краевой банк передового педагогического опыта.
В рамках экспериментальной работы была внедрена и апробирована оздоровительная программа «Ритмоцветик». Совершенствование данного инновационного продукта ведется и в настоящее время. В учебно-воспитательный процесс введены НОД в блок дополнительных образовательных услуг по заявленной программе.
В ходе экспериментальной работы выявлены следующие результаты.
После проведения работы по программе «Ритмоцветик» все дети (в разной степени) показали высокие результаты: улучшилась ориентировка в пространстве, обогатился разнообразными танцевальными движениями двигательный опыт, повысилась точность выполнения упражнений. Отмечается повышенный уровень слухового восприятия, интереса к занятиям. Работа была направлена на приобретение детьми навыков выразительности движений. В результате дети с интересом стали воспринимать игровую задачу, научились создавать музыкально-двигательные образы, соотносить движения с темпом и ритмом музыки.
В учреждении в течение года проводились открытые просмотры занятий и праздников, пропагандирующих здоровый образ жизни (занятия оздоровительной направленности «Цветок здоровья», «Кораблик здоровья», В рамках инновационной работы, в течение года дети старших групп на достаточно высоком уровне демонстрировали свои умения, знания, навыки, творческие способности во время проведения открытых занятий. (День открытых дверей, Методическое объединение для музыкальных руководителей, работа секции семинара по организации экспериментальной работы в ДОУ).
Распространение педагогического опыта проводилось систематически на различных уровнях (краевом-участие в программах курсов повышения квалификации ККИДППО, участие в 4 форуме до в работе секции «Методическая копилка», на муниципальном- участие в научно-практической конференции СГПИ.
Экспериментальная работа в ДОУ показала, что музыка, танец, пение, подвижные игры благоприятно влияют на психофизическое состояние ребенка, способствуют постановке правильного дыхания. ТСистемный комплексный подход к организации занятий по ритмопластике, позволил эффективно осуществить решение поставленных задач по укреплению здоровья и формированию осознанного отношения детей к здоровью и жизни. По результатам психолого-педагогического исследования сделан вывод, что у детей, систематически занимающихся ритмопластикой, значительно повысились основные показатели развития и состояния здоровья детей, улучшился показатель психологического климата и эмоциональной сферы каждого ребенка. У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных приемов для его укрепления.
Участие в эксперименте оправдало возложенные на него задачи. Эксперимент открыл новые возможности для стимулирования профессионального роста, для творческого поиска.
Таким образом, произведена инновационная работа с детьми старшего возраста по апробации оздоровительной программы на основе ритмопластики и танцевально-ритмических движений.
Материалы об экспериментальной деятельности включены в сборники «Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (2010)»
Сборник статей по результатам работы регионального научно-практического семинара кафедры общей и профессиональной педагогики СГПИ (2010)вып.21, вып. 3
Успешное завершение проекта стало стартовой ступенькой для создания нового Проекта по теме «Создание воспитательной системы педагогической поддержки детской одаренности», который в марте 2012г был защищен на муниципальном конкурсе педагогических инициатив, а наш детский сад вновь получил статус муниципальной экспериментальной площадки.
«Реализация здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования детей»
Автор; Лабецкая Галина Юрьевна, директор, педагог дополнительного образования первой категории МБОУ ДОД Центра детского творчества
р.п.Красные Баки Нижегородской области, т./ф 8(83156)2-16-87;
с.89026808879
В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем укрепления и совершенствования естественных возможностей организма.
Одним из направлений развития Центра детского творчества являются здоровьесберегающие технологии, основой которых является регулярное проектирование деятельности по сохранению здоровья обучающихся и педагогов.
Вопрос о комфортности самочувствия ребенка в учреждении дополнительного образования- один из самых важных. Вот почему в течение ряда лет педагоги учреждения трудятся над созданием постоянного детского коллектива, насколько это возможно в Центре детского творчества. Ребенок идет к нам и находится в учреждении, поскольку ему интересно, и до тех пор, пока интересно. Дети и подростки, приходящие к нам, реализуют свои творческие устремления, они находят здесь так необходимый для всех психологический комфорт. У детей, особенно с стрессонеустойчивым здоровьем, ярко выражена потребность в особом внимании, в адекватной оценке своих стараний и усилий. Если же этого нет, то , как правило, возникают конфликтные ситуации. Понимая, что дети, приходящие к нам, по сути испытывают двойную нагрузку (это и занятия в школе и занятия в кружке), мы подошли к проблеме сохранения здоровья детей и подростков и разработали программу «Здоровье»,рассчитанную на детей, педагогов и родителей.
Работа коллектива по программе решает, как минимум, 3 основные задачи:
1. Создание комплекса условий для непрерывного, разностороннего и последовательного развития детей с учетом их индивидуальных способностей;
2. Развитие идеи объединения спорта, прикладного творчества, искусства, гармоническое сочетание их в жизни человека;
3. Убеждение детей и родителей в том, что индивидуальное развитие личности напрямую зависит от здорового образа жизни.
Прежде всего, в дополнительном образовании, здоровьесберегающая деятельность для обучающихся проводится через интересующие их направленности. ЦДТ предоставляет широкий выбор направлений видов деятельности:
- Военно-патриотическое
- Физкультурно-спортивное
- Эколого-биологическое
- Туристско-краеведческое
- Социально-педагогическое
- Научно-техническое
- Художественное
Эти направленности включают в себя работу с детьми и подростками, которые сочетают в своей жизни увлечение спортом, прикладным творчеством, исполнительским искусством и ищут пути их сближения. Педагог, проводя занятие, всегда должен помнить о сохранении здоровья своих воспитанников.
Так, на занятиях танцевальной студии используются упражнения для исправления дефекта стопы, укрепления мышц спины, стопы, рук, для поддержания правильной осанки. Танцы развивают мышление, эмоциональность, воображение, память.
Занимаясь оригами, лепкой из глины, соленого теста, дети стараются представить героев своих будущих работ в движении (изображение птиц, животных, людей). Занятия таким творчеством снимают агрессию, а положительные эмоции, которые при этом испытывает ребенок, благотворно влияют на его нервную систему, развивают мелкую моторику рук, координацию движений.
На занятиях драматического, музыкального кружков проводится гимнастика для губ и языка, работа над артикуляцией звуков, что исправляет дефекты речи, снимается комплекс неполноценности. На занятиях часто меняются виды деятельности: инсценировка, движение, пение, танец, импровизация.
Педагоги рукодельных кружков проводят с детьми гимнастику для глаз, упражнения для укрепления мышц спины, рук.
Кружки спортивной и военно-патриотической направленности совершенствуют ранее изученные приемы, комплекс упражнений по профилактике опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, сутулость, искривление позвоночника).
Походы, туризм, экскурсии по экологической тропе, входящие в программы кружков туристско-краеведческой и эколого-биологической направленностей, полезны детям активными способами передвижения, что способствует укреплению здоровья, прогулки на свежем воздухе наполнены также воспитывающим и обучающим содержанием.
Кружки технического направления развивают пространственное мышление, умение планировать, развивают смекалку, изобретательность, настойчивость к работе, трудолюбие и терпеливость. В перерывах педагоги применяют упражнения по профилактике опорно-двигательного аппарата.
Кроме кружковых занятий, в Центре детского творчества проводятся массовые мероприятия спортивной, туристической направленности, в которых очень активно участвуют наши обучающиеся (это: игровые и спортивные программы, шахматные и шашечные турниры, туристско-краеведческие соревнования «Юный Робинзон», День здоровья и другие).
Но не нужно думать только о здоровье детей, необходимо сохранять и здоровье педагогов Центра. Этому в программе посвящен целый раздел. Многие работники приходят к нам уже с отклонениями в состоянии здоровья. Тем актуальнее предупредительные мероприятия по повышению защитных сил организма, по снижению интенсивности стрессовых воздействий. Администрация учреждения занимается не только проблемой двигательного режима для педагогов (группа здоровья, физкультминутки, медосмотры, диспансеризация), но и создание психологического комфорта, душевного равновесия (наличие комнаты для отдыха, совместные выходы на природу, вечера отдыха, тренинги по психологии, анкетирование и др.).
И еще одним важным аспектом программы «Здоровье» является связь учреждения с родителями кружковцев. Распространены групповые и индивидуальные консультации педагогов, проводится на родительских собраниях цикл бесед о здоровом образе жизни, «Веселые старты», подвижные игры, открытые занятия кружков, занятия ритмикой.
Стремительное падение уровня здоровья детей и подростков ведет к тому, что только совместные усилия педагогов, родителей, специалистов могут принести положительный эффект. И учреждение дополнительного образования должно сыграть в этом не просто большую роль, но и призвано стать одним из обязательных звеньев в организации этих усилий.
ЦЕЛОСТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА
Последние десятилетия привнесли радикальные изменения в систему дошкольного образования. Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума.
В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной и воспитательной работы стал нормой деятельности педагогов. Ими создаются новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка, запроса его семьи.
Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям. В сферу инновационной деятельности включается практически каждое дошкольное учреждение.
Традиционно в нашем городе в рамках регионального фестиваля «Инновационный поиск» проводится конкурс социально значимых инновационных проектов среди образовательных учреждений. Цель конкурса – вовлечь педагогов района в активную инновационную деятельность.
Этот форум педагогических идей, поисков, находок выступает и как один из способов проявления и признания профессиональных достижений педагога, передаче передового педагогического опыта. В то же время, конкурс способствует выявлению проблем, тенденций и перспектив развития образования, формирования новых общественных образовательных потребностей. В течение недели участники конкурса представляют публичные проекты и отчеты о проделанной работе экспериментальных площадок.
Наше дошкольное учреждение работает в инновационном режиме с 2007 года, уже больше 6 лет и ежегодно принимает участие в фестивале педагогических инициатив.
Коллективом ДОУ накоплен определенный инновационный опыт, но, вместе с тем, еще много предстоит сделать, чтобы наша инновационная деятельность нашла широкое отражение в работе каждого педагога.
В образовательной системе в настоящее время существуют два принципиальных способа появления инноваций.
Первый – участие в широкомасштабных федеральных экспериментах в качестве экспериментальных площадок.
Второй – развитие в самом педагогическом коллективе инновационного педагогического мышления, которое становится источником новых идей. В нашем случае, второй способ определил область и стратегию инновационной работы в нашем дошкольном учреждении.
Было выбрано особое направление инновационной деятельности, связанной с разработкой интегрированной программы, направленной на укрепление физического, психического, эмоционального здоровья детей в процессе развития их музыкальных и двигательных способностей.
На протяжении нескольких лет в нашем дошкольном учреждении создавалась система деятельности, ориентированная на оздоровление детей старшего дошкольного возраста с опорой на музыкально-ритмические движения. С целью более глубокого исследования положительного влияния музыкально-ритмических движений на здоровье детей был разработан проект «Ритмопластика как средство укрепление физического, психического, нравственного здоровья дошкольников». Основными задачами этого документа являются:
- обеспечение возможности сохранения здоровья ребенка в период пребывания его в дошкольном учреждении;
- формирования у ребенка отношения к своему здоровью
- создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности,
- разработка инновационных образовательно-оздоровительных технологий и внедрение их в учебно-воспитательный процесс через все виды деятельности;
- реализацию комплекса здоровье сберегающих факторов в ходе воспитательно-образовательного процесса;
- создание здоровье сберегающего пространства;
- обобщение опыта и анализ инновационного проекта для успешной реализации в условиях ДОУ.
В инновационном режиме дошкольное учреждение проработало с февраля 2007 по март 2011 года в качестве экспериментальной площадки муниципального уровня.
На базе детского сада проводились семинары в рамках фестиваля «Инновационный поиск», открытые занятия. Опыт работы экспериментальной площадки был представлен на зональном совещании в г. Тимашевске. Результаты инновационной деятельности дошкольного учреждения представлялись на ежегодных конкурсах педагогических инициатив с публичной защитой инновационного проекта, промежуточными отчетами, презентацией опыта. На материалах эксперимента был обобщен опыт работы и включен в краевой банк передового педагогического опыта.
В рамках экспериментальной работы была внедрена и апробирована оздоровительная программа «Ритмоцветик». Совершенствование данного инновационного продукта ведется и в настоящее время. В учебно-воспитательный процесс введены НОД в блок дополнительных образовательных услуг по заявленной программе.
В ходе экспериментальной работы выявлены следующие результаты.
После проведения работы по программе «Ритмоцветик» все дети (в разной степени) показали высокие результаты: улучшилась ориентировка в пространстве, обогатился разнообразными танцевальными движениями двигательный опыт, повысилась точность выполнения упражнений. Отмечается повышенный уровень слухового восприятия, интереса к занятиям. Работа была направлена на приобретение детьми навыков выразительности движений. В результате дети с интересом стали воспринимать игровую задачу, научились создавать музыкально-двигательные образы, соотносить движения с темпом и ритмом музыки.
В учреждении в течение года проводились открытые просмотры занятий и праздников, пропагандирующих здоровый образ жизни (занятия оздоровительной направленности «Цветок здоровья», «Кораблик здоровья», В рамках инновационной работы, в течение года дети старших групп на достаточно высоком уровне демонстрировали свои умения, знания, навыки, творческие способности во время проведения открытых занятий. (День открытых дверей, Методическое объединение для музыкальных руководителей, работа секции семинара по организации экспериментальной работы в ДОУ).
Распространение педагогического опыта проводилось систематически на различных уровнях (краевом-участие в программах курсов повышения квалификации ККИДППО, участие в 4 форуме до в работе секции «Методическая копилка», на муниципальном- участие в научно-практической конференции СГПИ.
Экспериментальная работа в ДОУ показала, что музыка, танец, пение, подвижные игры благоприятно влияют на психофизическое состояние ребенка, способствуют постановке правильного дыхания. ТСистемный комплексный подход к организации занятий по ритмопластике, позволил эффективно осуществить решение поставленных задач по укреплению здоровья и формированию осознанного отношения детей к здоровью и жизни. По результатам психолого-педагогического исследования сделан вывод, что у детей, систематически занимающихся ритмопластикой, значительно повысились основные показатели развития и состояния здоровья детей, улучшился показатель психологического климата и эмоциональной сферы каждого ребенка. У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных приемов для его укрепления.
Участие в эксперименте оправдало возложенные на него задачи. Эксперимент открыл новые возможности для стимулирования профессионального роста, для творческого поиска.
Таким образом, произведена инновационная работа с детьми старшего возраста по апробации оздоровительной программы на основе ритмопластики и танцевально-ритмических движений.
Материалы об экспериментальной деятельности включены в сборники «Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (2010)»
Сборник статей по результатам работы регионального научно-практического семинара кафедры общей и профессиональной педагогики СГПИ (2010)вып.21, вып. 3
Успешное завершение проекта стало стартовой ступенькой для создания нового Проекта по теме «Создание воспитательной системы педагогической поддержки детской одаренности», который в марте 2012г был защищен на муниципальном конкурсе педагогических инициатив, а наш детский сад вновь получил статус муниципальной экспериментальной площадки.
Вопросы:
1.Дайте определение понятиям "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".
2.Назовите основные источники учебных перегрузок в ОУ.
3.Укажите основные направления здоровьесберегающей работы в ОУ.
4.Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете их в своей жизни?
5.Назовите 10 причин сказать " Нет" наркотикам.
6.Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы владеете?
7.Умеете ли Вы избегать конфликтные ситуации?
8.Выберите наиболее полное определение понятию здоровьесберегающие образовательные технологии:
-Это технологии, в которых сохранение и укрепление здоровья является важнейшим приоритетом, обеспечивается на технологическом уровне в принципах работы, задачах, методах, программах, реализуется и подтверждается результатами мониторинга.
– Это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения
- Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья.
9.Какие образовательные технологии с большой вероятностью наносят ущерб здоровью учащихся и педагогов?
-Традиционная технология, чрезмерная интенсификация образовательного процесса, использование приемов авторитарной педагогики.
-Проблемное обучение, игровые технологии
-Дистанционное обучение
10.Какие главные задачи ре0шаются с помощью организационно – педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки
-Все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого - педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса
11.Какие главные задачи решаются с помощью психолого – педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого - педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса
-Создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки
12.Какие главные задачи решаются с помощью учебно – воспитательных образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Реализация программ по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.
-Формирование и укрепление психологического здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации с помощью социально – психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики.
13.Какие главные задачи решаются с помощью социально адаптирующих и личностно развивающих образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Формирование и укрепление психологического здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации с помощью социально – психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики.
-Реализация программ по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.
В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества.
Результаты соц. исследований показывают, что в системе ценностей подростков в России здоровье не поднимается выше 9-го места. То есть, одной из главных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни. Задача преподавателя – научить методам сохранения своего здоровья, применяя в своей пед-деятельности правдивую, научно обоснованную и достоверную информацию.
Здоровый образ жизни – это методы и способы жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют естественные возможности организма, способствуя успешному выполнению своих социальных и профессиональных функций вне зависимости от политических, экономических и социально-психологических форс-мажоров.
Одним из направлений развития центра дополнительного образования «Поиск» г.о. Самары являются здоровьесберегающие технологии, фундаментальной основой которых является регулярное проектирование деятельности по сохранению здоровья с 99 процентным достижением цели, состоящей, как минимум из 3-х задач:
1. Единство состояния здоровья и успех в обучении.
2. Соответствие возможностей учащегося и предъявляемых к нему требований.
3. Бережного отношения к здоровью.
Предполагаемый результат этих технологий – привитие детям навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.
Создание условий для здорового развития детей предусматривает:
- следование физиологическим основам учебно-воспитательного процесса (учет времени трудоспособности, утомляемости, физкультурные минутки, учебная нагрузка);
- гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим; режим и организация учебно-воспитательного процесса, физического воспитания, питания; санитарно-противоэпидемический режим);
- привитие здорового образа жизни;
- внедрение медицинских, физиотерапевтических, психолого-педагогических методов коррекции;
- разработка оздоровительных программ.
Наиболее целостно объединяет учебную и внеучебную сферы деятельности учащегося в условиях учебного сообщества общеобразовательное учреждение, функционирующие в режиме полного дня. Режим полного дня содействует формированию образовательного пространства учреждения, объединению в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов.
Культуру здоровья человека можно понимать как критерий личностного роста, условие и фактор его нормальной жизнедеятельности, коммуникабельности, творческого потенциала. Культура здоровья в деятельности учреждения допобразования, работающего над проблемой здоровья учащихся, занимает достойное место в содержании всего процесса дополнительного образования.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе дополнительного образования обусловлена рядом объективных причин:
- фундамент здоровья человека закладывается в детстве, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
- в детском и подростковом возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
- школьный период в развитии наиболее синзетивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Здоровье – это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий. Наиболее результативно – организация деятельности, в рамках которой изучается и апробируется опыт, накопленный человечеством за многовековую практику оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности.
В дополнительном образовании – творчеством и самовыражением учащихся через интересующие их направления. Центр "Поиск" предоставляет широкий выбор направлений видов деятельности:
- Военно-патриотическое
- Естественно-научное
- Культурологическое
- Межнациональное
- Информационные технологии
- Спортивно-оздоровительное
- Художественно-эстетическое и другие.
В различных видах дополнительного образования многие посещают несколько объединений. Работа объединений планируется в соответствии с образовательными программами. Их реализация идет непосредственно через занятия. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Широко используются как общеизвестные педагогические технологии, так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педпроцесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, технология разноуровневой дифференциации, музейная педагогика, игровые технологии), вплоть до обучения культуры питания, диеты.
Здоровьесберегающая работа включает и психологическое здоровье учащихся. Психологами проводятся индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в коммуникации. Решение проблем некоторых учащихся происходит путем психологических тренингов, которые проводятся на занятиях в блоке дополнительного образования в группах общения.
Таким образом, дополнительное образование вносит весомый вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление детей. Занятия в спортивных объединениях, в творческих клубах, в кружках по интересам служат основой в закладке монолита здоровья, высокого уровня физической и умственной работоспособности. Система внешкольной занятости детей, сложившаяся в ЦВР «Поиск», направлена на то, чтобы жизнь детей стала интересной и полезной.
Древняя китайская пословица гласит:
«Расскажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».
Сосуд не теряет своего запаха,
дурного или хорошего, которым
он напитался: таково и воспитание
детей! Поэтому необходимо с
детства приучать их к доброму!
Д.Ростовский
Высшее благо достигается на основе
полного физического и умственного здоровья.
Цицерон
Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод.
Так и тот, кто здоров душевно,
в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость,
и остальные чувства.
Основным направлением педагогической деятельности в дополнительном образовании является развитие творческих, познавательных, интеллектуальных, духовно-эстетических способностей каждого ребенка. Большое значение уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Суть этой работы состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к семье, родному дому, природе, истории и культуре своей страны, уважение к традициям и культуре других народов, ко всему, что создано трудом людей и т.д
Для всестороннего воздействия на духовное развитие детей, способствующего формированию нравственных взглядов, убеждений, мировоззрения, навыков и привычек поведения, воспитание нравственных и патриотических чувств, морально-волевых черт характера в объединении «Дошколенок» был разработан проект «Эти мудрые русские сказки»
Цель программы: формирование духовно-нравственного отношения и интереса к русским народным сказкам
Задачи:
1. Знакомство детей с русскими народными сказками
2. Формирование патриотического чувства на основе ознакомления с народными сказками
3. Воспитание положительных качеств личности
4. Развивать стремление детей рассказывать о русских традициях
5. Продолжить воспитание уважения к русскому народу
Ожидаемый результат:
- Получение знаний о русских народных сказках.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Проведение театрализованных представлений по русским народным сказкам.
- Организация выставки рисунков «Герои в русских народных сказах» с привлечением родителей.
- Драматизации РНС с привлечением родителей.
- Проведение развлечения с родителями «Вечер сказок».
В рамках данного проекта и согласованно с программой объединения проводились занятия, мероприятия, выставки внутри клуба, беседы, упражнения, создания воспитательных ситуаций по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Работа над проектом «Эти мудрые русские сказки» велась целенаправленно и систематически с учетом индивидуальных, психофизических и типологических особенностей воспитанников. Для формирования у детей системы духовно-нравственных знаний были проведены занятия («В некотором царстве в некотором государстве», инсценировка сказки «Под грибком», «Добро и зло», «Колобок и его друзья»), запланированные по плану нашего раздела проекта и согласованно с темой модуля программы.
Давно известно, что среди условий и факторов развития и воспитания, в том числе и патриотического, ведущим по праву считается семья. Поэтому мы активно вовлекаем в свою деятельность родителей (выставка совместных работ «Наши любимые герои сказок», участие в праздниках). Для усиления интереса к проекту, понимания причинно-следственной связи и отношения были созданы презентации «Производство книг», «Узнай героя сказки»» и др.
Дети учувствовали в фольклорных мероприятиях, которые проводились в рамках проекта «Эти мудрые русские сказки», что дает еще больше нравственных представлений и понятий для анализа особенностей русской народной культуры. (Инсценировка сказок «Колобок», «Теремок»)
К ним готовятся во время занятий непринужденно и неспециально. Эти мероприятия подобраны в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей. Например: «Масленица», театральные постановки «Колобок», «Теремок».
Эти мероприятия помогают адаптировать детей первого года обучения к требованиям подросткового клуба, что помогает в дальнейшем ребенку социализироваться в обществе. Дети второго года обучения уже в этих мероприятиях чувствуют себя уже более уверенно, а дети третьего года обучения выступают как настоящие маленькие звездочки, что дает толчок возникновению рефлексии, выработки собственных взглядов и мнений, возникновению чувства критичности и самокритичности.. На занятиях регулярно ведутся этические беседы, дети учатся различать многие узоры народно – прикладного искусства (Дымка, Гжель), подбирать цвет в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.
Чтобы выявить результативность детей, было проведено диагностическое обследование. Для сравнения диагностика проводилась в начале и в конце учебного года, чтобы видеть результативность работы. Было проведено итоговое театрализованное фольклорное мероприятие при участии детей всех трех лет обучения объединения «Дошколенок» совместно с родителями – «Секреты сказок».
В рамках данного проекта дошкольники приобщаются к русской народной культуре через русские народные сказки. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание будет эффективным, если его начинать с дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования
Статья адресована методистам и педагогам дополнительного образования. В статье даны рекомендации по организации инновационной деятельности педагога....
Маркетинговая деятельность учреждений дополнительного образования детей, презентация к работе.
В работе представлены необходимые материалы по вопросам маркетинга в учреждениях дополнительного образования детей. Работа иллюстрируется материалами презентации. Данное пособие может...
Применение ИКТ в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей
«Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету».К.Д.Ушинский...
Технология инновационный деятельности педагога дополнительного образования
Выступление на заседании секции педагогов дополнительного образования....
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Доклад по теме «Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей» на городском семинаре в рамках инновационного проекта «Условия эффективного формирования...
Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации учащихся
Профориентационная работа с учащимися ЦДТ осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, в расширении представлений детей и подростков о профессиях и выявлении их отношения к различным группам п...
Доклад "Сетевое взаимодействие Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы № 2 муниципального образования "Город Донецк" в сфере физкультурно-спортивного обучения учащихся"
Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетев...