Кладезь народного вдохновения
занимательные факты на тему
Материал для бесед о декоративно-прикладном творчестве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kladez_narodnogo_vdohnoveniya.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Кладезь народного вдохновения
Декоративно – прикладное творчество
(материал для беседы)
Автор: Анисович Юрий Юрьевич
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ДДТ МО Кавказский район
ст. Кавказская, 2016 г.
Кладезь народного вдохновения
Декоративно-прикладное творчество
«Не то дорого, что красно, золото, а то, что доброго мастерства», - гласит древняя пословица.
Наш народ всегда был богат на таланты. Время не донесло до нас имена многих удивительных мастеров, оставивших память о себе на века своими прекрасными творениями. Зодчие каменных храмов, создатели удивительных песен и сказок, вышивальщицы, чьи работы не утратили свой блеск по прошествии нескольких столетий, живописцы, чьи фрески привлекают нас так же, как и в XV веке.
Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных. Дерево, глина, кость, лён, железо – всё становилось предметом творчества.
«От добрых рук ничего не уходит», - говорит другая пословица. Из обрезков дерева вырезали и расписывали миски, ложки, из глины лепилась замечательная посуда, из рога мастерили гребешки, из овечьей шерсти – платки, из льна – полотна и кружева. Всё делалось руками: ткались половики, скатерти, полотенца, платья и рубахи. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства. И это сочетание утилитарного и художественного – вершина развития народного искусства.
Природа является основным источником вдохновения народных умельцев.
Травяные узоры Хохломы; расписанные цветками платки Павло – Посада; подносы Жостова, пейзажи Федоскина – всё это имеет глубокие корни, связанные с красотой русской природы. Костяные фигурки, вырезанные на Чукотке, рассказывают о традиционных занятиях жителей этого сурового края.
А сколько интереснейших промыслов у других народов России – домотканые ковры, нежнейшие кружева, расшитые полотенца, платья, рубахи, вышитые удивительными мастерами вышивки.
Технология декоративно - прикладного творчества складывались на протяжении столетий. От отца к сыну, от матери к дочери передавалось умение чеканить, лепить, вышивать, ткать…
Творчество может быть художественном, техническим, научным.
Художественное творчество развивается по законам красоты. Оно дает каждому человеку возможность оценить свои способности, выразить своё собственное мироощущение. Приобщаясь к народному искусству, Вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью. А может быть, захотите сами, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.
Палех, Федоскино, Мстера. Жостов, Хохлома, Гжель, Кудачи, Павлово-Посад…Эти сёла и города знает весь мир, так же как имена талантливых народных умельцев, из рук которых выходят изумительные изделия: шкатулки, фарфоровые сервизы, платки, расписные миски и ложки.
Второе столетие на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи рождаются лаковые шкатулки, коробки, пудреницы, брошки. И всё – с удивительной росписью. Знаменитый промысел появился в XIX веке, здесь неподалёку от Москвы, неспроста. Мода на китайские лаки перекинулась в то время из западной Европы в Россию. Вот купец Кобов и начал производство лакированных табакерок, а его приемник Лукутин – шкатулок, пудрениц, коробочек, украшенных миниатюрами из русской жизни. Русские лаки не уступали заморским. Шкатулки получались прочными, изящными, самобытными. Стоило лишь взглянуть на них и становилось ясно, где вещь сделана: типично русские пейзажи с берёзами, русские девицы в сарафанах, с косами и коромыслами, добрые молодцы на добрых конях.
Федоскинская фабрика миниатюрной живописи – самая старая в нашей стране. Но всемирно известный Палех во славе ей не уступит. Художники этого промысла переняли у федоскинцев технологию миниатюрной живописи по папье-маше. Но, сохраняя технологические принципы, тончайшей живописи темперными красками, палехские мастера нашли новые темы, образы, своеобразные приемы письма по масляному грунту. Палехская живопись как бы «расплёскивается» по черной лаковой поверхности изделия. Красочный узор на одеждах, деревьях, зданиях сплошь устилают золотые штрихи и орнаменты. Миниатюры пронизаны бурлящими ритмами. Смысл изображения – будь то фантастическая битва, былинный сюжет или тема из современной жизни – передается с помощью выразительных поз и жестов. Живопись дополняет сложный тонкий орнамент, выполненный твореным (растёртыми в порошок пластинками сусального золота) золотом.
Больше полутора веков назад, в 1825 году, возник под Москвой, в деревне Жостово, у купцов Вишняковых, промысел особый, не похожий не на какие другие. Красочные композиции жостовские художники создают на железных подносах. Традиционный фон – глубокий черный. А цветы могут быть самые разные – и садовые, и полевые, и совсем уже не бывалые, сочиненные художниками. Художник не копирует живую природу, он берёт из неё прекрасное, самое яркое и красочное.
Кубачи поселились высоко в горах. Уже в XI веке изделия кубачинцев пользовались известностью и спросом. Особенно ценились вещи с серебром и с золотом. Ножны сабель и кинжалов украшались серебром с чернью, золотой насечкой по стали и слоновой кости. Сегодня кубачинские мастера изготавливают вазы, подносы, браслеты и т.д.
Искусство Хохломы традиционно славянское. Из деревянной посуды ели наши предки, расписные блюда украшали все крестьянские дома, радовали глаз после тяжелой работы в поле. От древних ремёсел новые мастера унаследовали классические формы деревянных изделий и четкие ритмы орнамента. Хохломской орнамент всегда подчинен определенному ритму. Его элементы чередуются в определённом порядке, создавая ощущение удали, полёта, своеобразной деревянной «мелодии». Издавна мастера хохломы используют 2 вида росписи – «верховой» и «фоновый». При верховом письме большая часть поверхности изделий остается золотой. В росписи «под фон» на красном, зелёном или черном фоне выделяется золотой растительный орнамент. С годами хохломская роспись становится ещё образнее, выразительнее. До сих пор людям разных национальностей понятна не мудреная хохломская роспись, её цветы и травы. И всюду нравится весёлая, золотая да алая Хохлома.
Можно не быть гурманом, но любить хорошо поесть. Притом не только вкусно, но и красиво – нарядно накрытый стол, красивая посуда …. Всё это создает определённое настроение, домашний уют. И, конечно, согласитесь приятно пить чай из оригинальных кружек, класть сахар из сахарницы не обычной формы. Хотя «Гжель» - это не только посуда. Известно всему миру – это традиционное сочетание синего и белого цветов, иногда с добавлением золота. С начала XIX века гжельские умельцы наладили постоянный выпуск чайной посуды. Посуда отличалась прочностью, белизной и тонкостью. Блюда и тарелки славились совершенством исполнения, оригинальной росписью. Роспись преобладает орнаментальная, с использованием растительных мотивов. Обычно фон у гжельских изделий белый, а роспись выполнена кобальтом. Словно ещё больше подчеркивая белизну фарфора.
Кружевоплетение – искусство старинное. Но по сравнению с такими древними ремёслами, как ткачество и вышивка, оно молодо. Ему несколько сот лет. Русское кружево плетут на специальных палочках – коклюшка. Главные центры этого промысла – Вологда и Елец. В рисунках кружевных изделий сохраняются традиционные особенности плетения, часто используются старинные мотивы. Сегодня, как и много веков назад, на кружевах расцветают пяти – и семи лепестковые цветы. Не просто метры кружева для отделки, а круглые скатерти, салфетки, воротнички, пелерины выходят из-под коклюшек мастериц. Кружева выходят такие, что глаз не отвести. Белые, прозрачные, тонкие. Или строгие, черные, торжественные. Любой самый скромный наряд способны они сделать неповторимым праздничным. Вся эта кружевная красота создается многие часы терпения и умением кружевниц. Поэтому и стоят кружева ручной работы не дешево, потому как ценятся они во всем мире.
Художественная обработка дерева – один из самых древнейших видов декоративно-прикладного творчества. В России наибольшего развития получила резьба по дереву в конце 19 – начале 20 века в деревнях Абрамцево и Кудрино. Для абрамцево-кудринской техники характерно сочетание растительных мотивов с изображениями птиц, рыб, зверей, всадников. В этой технике создаются солонки, лоточки, черпачки, ковшики, сухарницы, блюда, вазы…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кладезь народной мудрости"
Данное внеклассное мероприятиепреследует следующие цели: приобщение детей к народному творчеству, прививитие любви к народным традициям, развитие эстетического и нравственного восприятия мира....
Звездный час "Кладезь народной мудрости"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов...
Презентация "Кладезь народной мудрости"
Презентация к внеклассному мероприятию по истории Звездный час "Кладезь народной мудрости"...
"Кладезь народной мудрости."
Это мероприятие проводится после изучения темы "Устное народное творчество" в 6 классе,которое поможет закрепить материал по пройденной теме....
Классный час "Кладезь народной мудрости"
Игра «Звёздный час», посвящённая народному творчеству.Цели: приобщать детей к народному творчеству; прививать любви к народным традициям; расширять их представление о культуре русского народа; р...
Сценарий внеклассного занятия «Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости» (4 класс)
Занятие проводилось с учащимися, посещавшими кружок "Фольклорное наследие Англии" Они были разбиты на 4 группы, каждая из которых получила предварительно свое задание.Сценарий занятия был опубликован ...
"Кладезь народной мудрости"
Классный час...