Классный час "Кладезь народной мудрости"
классный час (6 класс) по теме

Лебедева Ольга Викторовна

 

Игра «Звёздный час», посвящённая народному творчеству.

Цели: приобщать детей к народному творчеству; прививать любви к народным традициям; расширять их представление о культуре русского народа; развивать эстетические и нравственные мировосприятия, музыкальные способности, умение выступать перед публикой, быстроту мышления, находчивость, внимание, память; воспитывать чувство «локтя», коллективизм, любовь и интерес к народным традициям нашего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kladez_narodnoy_mudrosti.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Кладезь народной мудрости»

( игра «Звёздный час», посвящённая народному творчеству)

Цели: приобщать детей к народному творчеству; прививать любви к народным традициям; расширять их представление о культуре русского народа; развивать эстетические и нравственные мировос-

приятия, музыкальные способности, умение выступать перед пуб-

ликой, быстроту мышления, находчивость, внимание, память; воспитывать чувство «локтя», коллективизм, любовь и интерес к народным традициям нашего края.

Участники: учащиеся 6 и 7 классов.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, портреты писателей и русских монархов, карточки с именами и названиями городов, звёзды, сигнальные карточки.

Ход игры:

  1. Вступительная беседа.

Народное творчество – народная мудрость, народное знание. Это наши истоки. Большинство сказок, легенд, песен, пословиц, загадок содержит «добрым молодцам» уроки. Надо постараться изучить и сохранить всё лучшее в народном творчестве, иначе мы подорвём корни, которые держат нас, тем более, что в нашей школе много делается для этого, этому помогает созданный Смирновым И.И. краеведческий музей, этому всячески способст-

вует местный ДК.

Мы собрались сегодня на игру-викторину « Звёздный час». Все вопросы игры будут связаны с народным творчеством.

Представление игроков:

Правила игры

  1. За каждый правильный ответ игрок получает 1 очко.
  2. Если и его партнёр правильно отвечает на вопрос, то оба получают звезду.
  3. На обдумывание каждого вопроса даётся 5 секунд.
  4. После каждого тура, а их -  три, будет отсеиваться одна пара игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  5. Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звёзды.
  6. В суперигре сразятся две пары, дошедшие до финала.

Наше жюри:

  1. Проведение игры.

I тур

Несомненно, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки. «Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма…Сказ-

ка – ложь, да в ней намёк…», - писал А.С.Пушкин о народных сказках.

Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим! Слушайте вни-

мательно, т. к. вопрос зачитывается только один раз.

Первое задание

      №1             №2                 №3                      №4

« Царевна-    «Конёк-          «Сказка о             «Сивка-бурка»

лягушка»       горбунок»      царе Салтане»

 

Перед вами персонажи сказок.

Вопрос: Во всех ли сказках речь идёт о трёх братьях? ( № 3 )

 

Второе задание

№1                  №2                    №3                      №4

Иван              Никита            Шабарша          Соловей

Быкович       Кожемяка                                    разбойник

А сейчас перед вами имена героев русских народных сказок.

Вопрос 1. У Пушкина есть сказка в стихах «О попе и работнике его Балде». В её основе лежит сюжет русской народной сказки. Как звали героя этой сказки? (№3)

Вопрос 2. Какой сказочный герой смог победить чудо-юдо 12-головое? (№1)

Вопрос 3. В русских народных сказках всегда сталкивается добро и зло, хорошие и плохие герои. Какой из этих героев явля-

ется отрицательным персонажем? (№4)

Переходим к следующей группе вопросов.

По своему характеру и видам сказки делятся на волшебные, авантюрные, бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по происхождению. Их персонажи наделялись человеческими качествами: добротой и коварством, глупостью и хитростью. В более позднее время животные становились персонажами басен.

Третье задание

№1                     №2                      №3                   №4

Лиса                  Волк                  Щука               Хамелеон

Вы видите животных.

Вопрос 1.Все ли эти персонажи являются героями басен Ивана Андреевича Крылова? (№4)

Вопрос2. Кто из них обладал волшебной силой в сказке о Емелюшке-дурачке? (№3)

Вопрос3. Как вы думаете, какое животное чаще всего становилось героем русских народных сказок? (№1)

Четвёртое задание

№1                            №2                              №3                     №4

«Волк и семеро      « Колобок»              « Гуси-        «Крокодил

козлят»                                                       лебеди»      Гена и его

                                                                                          друзья»

Вопрос. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам? (№4)

На этом первый тур окончен. Жюри подсчитывает очки.

Игра со зрителями

«Аукцион пословиц и поговорок»

Пословица недаром молвится.

Глупая речь не пословица.

Пословица – всем делам помощница.

Пословиц бесчисленное множество, поэтому вспомним только те из них, в которых есть число.

      Жюри объявляет количество набранных очков. Выбывшая пара получает сладкие призы.

II тур

 Владимир Иванович Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863 – 1866 ), писал, что пословица – «это цвет народного ума, это житейская народная правда». Михаил Шолохов назвал пословицу «сгустками разума», «крылатой мудростью».

 Постоянно обращались к фольклору выдающиеся писатели и педагоги: Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, М.В.Ломоносов, Я.А.Каменский, портреты которых находятся перед вами.

№1                      №2                           №3                          №4

Л.Н.Толстой    К.Д.Ушинский      М.В.Ломоносов   Я.А.Камен

                                                                                             ский

Первое задание

Вопрос 1. Кто из этих великих людей в книге для начальных классов поместил 300 пословиц и поговорок? (№2)

Вопрос 2. Кто из них является автором книг, ставших в России классическими образцами детской и народной литературы? (№1)

  В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые фразы – вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

  Крылатые фразы находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противопо-

ложность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Второе задание

№1                     №2              №3                               №4

ЕкатеринаII     Пётр I      Иван Грозный         А.В.Суворов

Вопрос. Перед вами портреты. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

  1. « За учёного – трёх неучёных дают». (№4)
  2. « Победителей не судят». (№1)
  3. « Воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость». (№2)

Третье задание

№1                          №2                     №3                     №4

А.С.Грибоедов     И.А.Крылов     А.С.Пушкин   Д.И.Фонвизин

Вопрос.А сейчас вспомним крылатые выражения наших великих русских писателей, поэтов, баснописцев.

1. « А вы, друзья, как не садитесь,

         Всё в музыканты не годитесь».  (№2)

    2. « Любви все возрасты покорны». (№3)

    3. «Не хочу учиться, а хочу жениться». (№4)

    4. « Счастливые часов не наблюдают». (№1)

 

Четвёртое задание

№1                      №2                №3               №4

бывальщина    дразнилка   закличка    считалочка

 

Вопрос. Устное народное творчество многогранно: это мудрые пословицы и хитроумные загадки, весёлые обрядовые песни, торжественные былины. А можем ли мы, современные молодые люди, отличить бывальщину от частушек, дразнилки от считалки?

  1. Дождик-дождик, пуще лей

На меня и на людей!

А на бабу Ягу – лей по целому ведру! (№3)

     2. Мужик рыбу ловил на озёрах и увидел чёрта.

         Чёрт сидит, качается и говорит:

          - Год году хуже, год году хуже, го году хуже.

          Мужик его веслом хлопнул:

          - А на этот год тебе хуже всех.

          Да и убил.                                    (№1)

      3. Прокоп-укроп,

          Медный лоб.

          Сам с аршин,

          Голова с кувшин.     (№2)

      4. Два щенка щека к щеке

           Щиплют щётку в уголке.

           Палка щёлк щенков с плеча!

           Два щенка ушли ворча.      (№4)

На этом тур закончен. Жюри подсчитывает очки.

Песня «Подай балалайку»

в исполнении учащихся.

Итоги второго тура. Выбывшей паре сладкие призы.

III тур

Отгадайте загадку: сам дней не знает, а другим называет.

(Календарь)

Третий тур начну с небольшого рассказа о русском земледельческом календаре.

  Исстари основным занятием славян было земледелие. Полная зависимость от природы заставляла крестьян изучать окружающий мир. Это вылилось в целый ряд правил, примет, тонких и верных наблюдений. Не случайно в народном календаре все сезоны, месяцы, недели и даже дни имеют свои собственные имена, например,

№1                     №2                      №3                  №4

день Лукерьи   Юрьев день     день Луки     Иванов день

Первое задание

  Вам предстоит по небольшому описанию особенностей дня определить, о каком из них идёт речь.

Вопрос 1. С этим днём в истории России связано печальное событие. До XVI века за неделю до этого праздника и спустя неделю после этого дня крестьяне могли свободно переходить от одного землевладельца к другому. Борис Годунов отменил право перехода крестьян, закрепив их навечно за боярами, Что это за день?   (№2)

 И снова загадка: стоит поп низок, на нём 100 ризок.

                               Ризки снимешь, сам заплачешь. (Лук)

Лук – очень почитаемый на Руси овощ.

Вопрос 2. В каком из этих дней наши прадедушки высаживали лук на грядки?  (№3)

Вопрос 3. Считается, что с 24 мая начинают появляться комары. В какой из этих дней?  (№1)

Вопрос 4. Этот день принадлежит к числу самых почитаемых, самых разгульных праздников в году. По поверьям, в ночь на этот день нельзя спать, т. к. оживает всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки. О каком дне идёт речь?   (№4)

Второе задание

№1             №2                  №3                   №4

Гжель        Хохлома        Дымково        Тула

Вопрос 1. В каком из сёл в XVII веке возник русский народный промысел росписи по дереву?  (№2)

Вопрос 2. В каком из этих населённых пунктов производят удивительные изделия, их не вырезают из дерева и не вылепливают из глины, их печатают?  (№4)

Вопрос3. Это место славится керамикой, сочной синей росписью на ослепительно белом фоне.  (№1)

Вопрос 4. Здесь лепят декоративные скульптуры в виде людей, животных (иногда в виде свистулек). Затем их белят мелом, разведённым на молоке, и расписывают красками, смешанными особым образом. Красочность и нарядность изделиям придают ромбики сусального золота, которые присущи только им.  (№3)

Третье задание

  Загадка. В лесу вырос, на стене вывес,

                 На руках плачет, кто слушает – скачет. (Балалайка)

№1                   №2                №3

балалайка       гусли           жалейка

 Вопрос 1. Все ли эти русские народные инструменты являются струнными?  (№3)

 

Вопрос 2. На каком музыкальном инструменте играл герой сказки «Садко» ?   (№2)

 Жюри подводит итог. Выбывшей паре – сладкие призы.

 В финал вышли…

  1. Финал игры.

КАЛЕНДАРЬ

  Из слова « календарь» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в слове, т. е. букву «а» - два раза, а остальные – по одному. Имена собственные составлять нельзя. На выполнение задания даётся 2 минуты. Время пошло…

Игра со зрителями

«Аукцион песен о временах года»

Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются. Если нет слова, его заменяют звездой. Тот, кто назовёт последнее слово,- победит.

Побеждают… Настал их звёздный час… Заключительное слово предоставляется победителю… Фотография на память…

 Вручаются подарки ( сначала проигравшей паре, затем победителям).

__________________________________________________________

Используемая литература: Кл. часы ( викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы. / авт.-сост. И.А.Зайцева, Н.А.Догадова. – Волгоград: Учитель, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кладезь народной мудрости"

Данное внеклассное мероприятиепреследует следующие цели: приобщение детей к народному творчеству, прививитие любви к народным традициям, развитие эстетического и нравственного восприятия мира....

Звездный час "Кладезь народной мудрости"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов...

Презентация "Кладезь народной мудрости"

Презентация к внеклассному мероприятию по истории Звездный час "Кладезь народной мудрости"...

Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може

Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе.  Первое  что мы оцениваем в человеке это внешность,  первое  что мы оцениваем во внешности  это одежда. Наро...

"Кладезь народной мудрости."

Это мероприятие проводится после изучения темы "Устное народное творчество" в 6 классе,которое поможет закрепить материал по пройденной теме....

Аукцион народных мудростей

Внеклассное мероприятие по литературе для шестиклассников....

Викторина "Народное творчество и народная мудрость"

Приобщение детей к народному творчеству, освоение народных ценностей...