Классный час "Кладезь народной мудрости"
классный час (6 класс) по теме
Игра «Звёздный час», посвящённая народному творчеству.
Цели: приобщать детей к народному творчеству; прививать любви к народным традициям; расширять их представление о культуре русского народа; развивать эстетические и нравственные мировосприятия, музыкальные способности, умение выступать перед публикой, быстроту мышления, находчивость, внимание, память; воспитывать чувство «локтя», коллективизм, любовь и интерес к народным традициям нашего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kladez_narodnoy_mudrosti.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кладезь народной мудрости»
( игра «Звёздный час», посвящённая народному творчеству)
Цели: приобщать детей к народному творчеству; прививать любви к народным традициям; расширять их представление о культуре русского народа; развивать эстетические и нравственные мировос-
приятия, музыкальные способности, умение выступать перед пуб-
ликой, быстроту мышления, находчивость, внимание, память; воспитывать чувство «локтя», коллективизм, любовь и интерес к народным традициям нашего края.
Участники: учащиеся 6 и 7 классов.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, портреты писателей и русских монархов, карточки с именами и названиями городов, звёзды, сигнальные карточки.
Ход игры:
- Вступительная беседа.
Народное творчество – народная мудрость, народное знание. Это наши истоки. Большинство сказок, легенд, песен, пословиц, загадок содержит «добрым молодцам» уроки. Надо постараться изучить и сохранить всё лучшее в народном творчестве, иначе мы подорвём корни, которые держат нас, тем более, что в нашей школе много делается для этого, этому помогает созданный Смирновым И.И. краеведческий музей, этому всячески способст-
вует местный ДК.
Мы собрались сегодня на игру-викторину « Звёздный час». Все вопросы игры будут связаны с народным творчеством.
Представление игроков:
Правила игры
- За каждый правильный ответ игрок получает 1 очко.
- Если и его партнёр правильно отвечает на вопрос, то оба получают звезду.
- На обдумывание каждого вопроса даётся 5 секунд.
- После каждого тура, а их - три, будет отсеиваться одна пара игроков, набравшая наименьшее количество очков.
- Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звёзды.
- В суперигре сразятся две пары, дошедшие до финала.
Наше жюри:
- Проведение игры.
I тур
Несомненно, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки. «Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма…Сказ-
ка – ложь, да в ней намёк…», - писал А.С.Пушкин о народных сказках.
Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим! Слушайте вни-
мательно, т. к. вопрос зачитывается только один раз.
Первое задание
№1 №2 №3 №4
« Царевна- «Конёк- «Сказка о «Сивка-бурка»
лягушка» горбунок» царе Салтане»
Перед вами персонажи сказок.
Вопрос: Во всех ли сказках речь идёт о трёх братьях? ( № 3 )
Второе задание
№1 №2 №3 №4
Иван Никита Шабарша Соловей
Быкович Кожемяка разбойник
А сейчас перед вами имена героев русских народных сказок.
Вопрос 1. У Пушкина есть сказка в стихах «О попе и работнике его Балде». В её основе лежит сюжет русской народной сказки. Как звали героя этой сказки? (№3)
Вопрос 2. Какой сказочный герой смог победить чудо-юдо 12-головое? (№1)
Вопрос 3. В русских народных сказках всегда сталкивается добро и зло, хорошие и плохие герои. Какой из этих героев явля-
ется отрицательным персонажем? (№4)
Переходим к следующей группе вопросов.
По своему характеру и видам сказки делятся на волшебные, авантюрные, бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по происхождению. Их персонажи наделялись человеческими качествами: добротой и коварством, глупостью и хитростью. В более позднее время животные становились персонажами басен.
Третье задание
№1 №2 №3 №4
Лиса Волк Щука Хамелеон
Вы видите животных.
Вопрос 1.Все ли эти персонажи являются героями басен Ивана Андреевича Крылова? (№4)
Вопрос2. Кто из них обладал волшебной силой в сказке о Емелюшке-дурачке? (№3)
Вопрос3. Как вы думаете, какое животное чаще всего становилось героем русских народных сказок? (№1)
Четвёртое задание
№1 №2 №3 №4
«Волк и семеро « Колобок» « Гуси- «Крокодил
козлят» лебеди» Гена и его
друзья»
Вопрос. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам? (№4)
На этом первый тур окончен. Жюри подсчитывает очки.
Игра со зрителями
«Аукцион пословиц и поговорок»
Пословица недаром молвится.
Глупая речь не пословица.
Пословица – всем делам помощница.
Пословиц бесчисленное множество, поэтому вспомним только те из них, в которых есть число.
Жюри объявляет количество набранных очков. Выбывшая пара получает сладкие призы.
II тур
Владимир Иванович Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863 – 1866 ), писал, что пословица – «это цвет народного ума, это житейская народная правда». Михаил Шолохов назвал пословицу «сгустками разума», «крылатой мудростью».
Постоянно обращались к фольклору выдающиеся писатели и педагоги: Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, М.В.Ломоносов, Я.А.Каменский, портреты которых находятся перед вами.
№1 №2 №3 №4
Л.Н.Толстой К.Д.Ушинский М.В.Ломоносов Я.А.Камен
ский
Первое задание
Вопрос 1. Кто из этих великих людей в книге для начальных классов поместил 300 пословиц и поговорок? (№2)
Вопрос 2. Кто из них является автором книг, ставших в России классическими образцами детской и народной литературы? (№1)
В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые фразы – вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.
Крылатые фразы находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противопо-
ложность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.
Второе задание
№1 №2 №3 №4
ЕкатеринаII Пётр I Иван Грозный А.В.Суворов
Вопрос. Перед вами портреты. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.
- « За учёного – трёх неучёных дают». (№4)
- « Победителей не судят». (№1)
- « Воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость». (№2)
Третье задание
№1 №2 №3 №4
А.С.Грибоедов И.А.Крылов А.С.Пушкин Д.И.Фонвизин
Вопрос.А сейчас вспомним крылатые выражения наших великих русских писателей, поэтов, баснописцев.
1. « А вы, друзья, как не садитесь,
Всё в музыканты не годитесь». (№2)
2. « Любви все возрасты покорны». (№3)
3. «Не хочу учиться, а хочу жениться». (№4)
4. « Счастливые часов не наблюдают». (№1)
Четвёртое задание
№1 №2 №3 №4
бывальщина дразнилка закличка считалочка
Вопрос. Устное народное творчество многогранно: это мудрые пословицы и хитроумные загадки, весёлые обрядовые песни, торжественные былины. А можем ли мы, современные молодые люди, отличить бывальщину от частушек, дразнилки от считалки?
- Дождик-дождик, пуще лей
На меня и на людей!
А на бабу Ягу – лей по целому ведру! (№3)
2. Мужик рыбу ловил на озёрах и увидел чёрта.
Чёрт сидит, качается и говорит:
- Год году хуже, год году хуже, го году хуже.
Мужик его веслом хлопнул:
- А на этот год тебе хуже всех.
Да и убил. (№1)
3. Прокоп-укроп,
Медный лоб.
Сам с аршин,
Голова с кувшин. (№2)
4. Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
Палка щёлк щенков с плеча!
Два щенка ушли ворча. (№4)
На этом тур закончен. Жюри подсчитывает очки.
Песня «Подай балалайку»
в исполнении учащихся.
Итоги второго тура. Выбывшей паре сладкие призы.
III тур
Отгадайте загадку: сам дней не знает, а другим называет.
(Календарь)
Третий тур начну с небольшого рассказа о русском земледельческом календаре.
Исстари основным занятием славян было земледелие. Полная зависимость от природы заставляла крестьян изучать окружающий мир. Это вылилось в целый ряд правил, примет, тонких и верных наблюдений. Не случайно в народном календаре все сезоны, месяцы, недели и даже дни имеют свои собственные имена, например,
№1 №2 №3 №4
день Лукерьи Юрьев день день Луки Иванов день
Первое задание
Вам предстоит по небольшому описанию особенностей дня определить, о каком из них идёт речь.
Вопрос 1. С этим днём в истории России связано печальное событие. До XVI века за неделю до этого праздника и спустя неделю после этого дня крестьяне могли свободно переходить от одного землевладельца к другому. Борис Годунов отменил право перехода крестьян, закрепив их навечно за боярами, Что это за день? (№2)
И снова загадка: стоит поп низок, на нём 100 ризок.
Ризки снимешь, сам заплачешь. (Лук)
Лук – очень почитаемый на Руси овощ.
Вопрос 2. В каком из этих дней наши прадедушки высаживали лук на грядки? (№3)
Вопрос 3. Считается, что с 24 мая начинают появляться комары. В какой из этих дней? (№1)
Вопрос 4. Этот день принадлежит к числу самых почитаемых, самых разгульных праздников в году. По поверьям, в ночь на этот день нельзя спать, т. к. оживает всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки. О каком дне идёт речь? (№4)
Второе задание
№1 №2 №3 №4
Гжель Хохлома Дымково Тула
Вопрос 1. В каком из сёл в XVII веке возник русский народный промысел росписи по дереву? (№2)
Вопрос 2. В каком из этих населённых пунктов производят удивительные изделия, их не вырезают из дерева и не вылепливают из глины, их печатают? (№4)
Вопрос3. Это место славится керамикой, сочной синей росписью на ослепительно белом фоне. (№1)
Вопрос 4. Здесь лепят декоративные скульптуры в виде людей, животных (иногда в виде свистулек). Затем их белят мелом, разведённым на молоке, и расписывают красками, смешанными особым образом. Красочность и нарядность изделиям придают ромбики сусального золота, которые присущи только им. (№3)
Третье задание
Загадка. В лесу вырос, на стене вывес,
На руках плачет, кто слушает – скачет. (Балалайка)
№1 №2 №3
балалайка гусли жалейка
Вопрос 1. Все ли эти русские народные инструменты являются струнными? (№3)
Вопрос 2. На каком музыкальном инструменте играл герой сказки «Садко» ? (№2)
Жюри подводит итог. Выбывшей паре – сладкие призы.
В финал вышли…
- Финал игры.
КАЛЕНДАРЬ
Из слова « календарь» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в слове, т. е. букву «а» - два раза, а остальные – по одному. Имена собственные составлять нельзя. На выполнение задания даётся 2 минуты. Время пошло…
Игра со зрителями
«Аукцион песен о временах года»
Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются. Если нет слова, его заменяют звездой. Тот, кто назовёт последнее слово,- победит.
Побеждают… Настал их звёздный час… Заключительное слово предоставляется победителю… Фотография на память…
Вручаются подарки ( сначала проигравшей паре, затем победителям).
__________________________________________________________
Используемая литература: Кл. часы ( викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы. / авт.-сост. И.А.Зайцева, Н.А.Догадова. – Волгоград: Учитель, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кладезь народной мудрости"
Данное внеклассное мероприятиепреследует следующие цели: приобщение детей к народному творчеству, прививитие любви к народным традициям, развитие эстетического и нравственного восприятия мира....
Звездный час "Кладезь народной мудрости"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов...
Презентация "Кладезь народной мудрости"
Презентация к внеклассному мероприятию по истории Звездный час "Кладезь народной мудрости"...
Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може
Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе. Первое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Наро...
"Кладезь народной мудрости."
Это мероприятие проводится после изучения темы "Устное народное творчество" в 6 классе,которое поможет закрепить материал по пройденной теме....
Аукцион народных мудростей
Внеклассное мероприятие по литературе для шестиклассников....
Викторина "Народное творчество и народная мудрость"
Приобщение детей к народному творчеству, освоение народных ценностей...