"Кладезь народной мудрости."
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Это мероприятие проводится после изучения темы "Устное народное творчество" в 6 классе,которое поможет закрепить материал по пройденной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_posidelkah.doc | 45 КБ |
prezentaciya1.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Кладезь народной мудрости.
Цель: обобщение и систематизация знаний о пословицах как одном из жанров устного народного творчества.
Задачи:
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о пословицах как об одном из видов устного народного творчества; способствовать формированию языковой компетенции за счёт употребления пословиц разной тематики;
развивать внимание, образное мышление, творческое воображение, тренировать память; способствовать развитию коммуникативных отношений посредством соревновательной игры;
воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: выставка книг, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
На мероприятие мы пригласили учащихся 5-6 классов и фольклорный ансамбль сельского дома культуры «Чагринка».
Актовый зал украсили предметами народного творчества.
Ход мероприятия:
Ансамбль «Чагринка» исполняет русскую народную песню. (Слайд №1)
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости и все, кто пришёл сегодня на наши посиделки, посвящённые русским пословицам и поговоркам, этому удивительному соцветию ума, таланта, жизненной наблюдательности и духовной силы русского народа.
На уроках литературы вы много узнали интересного об этом жанре устного народного творчества, и я предлагаю вам принять активное участие в различных конкурсах, которые дадут возможность углубить полученные знания, проявить свои творческие способности и расширить читательский кругозор.
Вы знаете, что настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках,
а что называется пословицей?
На этот вопрос мы просим ответить ребят:
Пословица – это жанр устного народного творчества, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, наставляет, поучает, предупреждает.
Ведущий:
А как давно появилась пословица и зачем она нужна?
На этот вопрос отвечают участницы ансамбля «Чагринка»
- Многие пословицы появились ещё тогда, когда не было письменности. Они сопровождают нас с давних времён. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Они выражают беззаветную любовь к родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Люди с уважением относятся к пословице, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится образной, более яркой.
Ведущий:
Ребята, для кого собирание пословиц было главным делом всей жизни?
Ребята:
Владимир Иванович Даль. (Слайд №2)
Ведущий:
А что вы о нём знаете?
Ученик:
Владимир Иванович Даль – человек необыкновенной жизни и разнообразных талантов – жил более ста лет назад. Был моряком, военным врачом, писал учебники по зоологии, ботанике; рассказы, повести. Но главным делом своей жизни считал изучение языка народа. В.И.Даль составил самый крупный сборник пословиц, в который вошло более 30 тысяч народных изречений. При этом он расположил их не по алфавиту, а по «темам». Этот сборник вы можете увидеть на нашей выставке книг.
Ведущий:
А теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете пословицы? Для этого нам нужны две команды. Пусть это будет команда учащихся и команда фольклорного ансамбля «Чагринка».
Слушайте первое задание. (Слайд №3)
«Птица сильна крыльями, а человек – дружбой» - так гласит русская пословица. Хорошо ли вы знаете пословицы о дружбе? Одной команде я даю карточки с началом пословицы, другой – с продолжением. Один начинает, а другой быстро продолжает.
Сам пропадай, а (товарища выручай).
Нет друга – ищи, а нашёл - …(береги).
Старый друг лучше …(новых двух).
Человек без друзей, что …(дерево без корней).
Друзья познаются …(в беде).
Дружба дружбой, а …(служба службой).
С кем поведёшься, от того…(и наберёшься).
Ищи товарища лучше себя, а не …(хуже себя).
Ведущий:
Молодцы! А теперь учащиеся 5 класса исполнят для вас песню о дружбе.
Ведущий:
«Землю красит солнце, а человека – труд». Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы. (Слайд №4)
Назовите пословицы о труде. А какой труд вас украшает? Да, пока вы школьники, главный ваш труд – это учёба, хорошие знания. Но кроме учёбы вы должны уметь и себя обслуживать. А также помочь по дому.
А теперь конкурс для гостей. Называется он «Объяснялка»: опознать поговорку по её шуточному объяснению.
- Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук? (Когда рак на горе свистнет).
- В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства? (Не ставь телегу перед лошадью).
- Какая пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений? (После дождичка в четверг).
- В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём? (Не лезь вперёд батьки).
Выступление ансамбля «Чагринка».
Ведущий:
«Одна у человека мать родная, одна у него и Родина». Ребята, какой смысл у этой пословицы? А что же для вас Родина? (Слайд №5)
Ученик читает стихотворение:
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
Ведущий:
Игра «По двум словам».
Нужно по двум словам восстановить пословицу.
Чужбина – малина
Мать-мачеха
Земля-мила
Землица-снится
Чужбина – калина, родина – малина.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Своя земля и в горсти мила.
Родная землица и во сне снится.
Ведущий:
«Счастья не ищут, а делают». (Слайд №6)
Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги. Но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, которые считают, что счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для других.
Игра «Ошибки наборщика».
Напечатать такое невозможно, так как не понятен смысл. Помогите исправить ошибки.
- Не жило бы счастье, да ненастье помогло.
- Следами морю не поможешь.
- Счастье не в воздухе бьётся, а судом достаётся.
Смотрите, мне принесли письма, прочитать я их не могу. Здесь всё перепутано. Я отдаю эти письма обеим командам, кто быстрее переведёт.
А теперь отдохнём. Ребята 6 класса исполнят русскую народную песню.
Ведущий:
У разных народов имеется много пословиц, похожих по смыслу. Иногда трудно определить, в какой стране появилась та или иная пословица. И следующий наш конкурс называется «Мудрость не имеет границ». (Слайд №7)
Кто быстрее подберёт к пословицам разных народов аналогичную по смыслу русскую.
У кого болтливый рот, у того тело в синяках (английская) – Язык - мой враг.
Булочника на хлебе не проведёшь (испанская) – Старого воробья на мякине не проведёшь.
Не ищи жареную колбасу в собачьей будке (немецкая) – Ищи ветра в поле.
Ошпаренный петух от дождя убегает (французская) – Кто обжёгся на молоке, дует на воду.
Ведущий:
Сегодня вы не только показали свои знания, но и проявили чувство дружбы, умение работать в коллективе. Какая русская пословица гласит об этом? Правильно. «Один в поле не воин».
Пословицы - это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь. Пословицы прекрасны. И наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте произведения разных жанров устного народного творчества. Уважайте мудрость отцов!
В заключении ансамбль «Чагринка» и ребята исполняю русскую народную песню.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Владимир Иванович Даль
«Птица сильна крыльями, а человек – дружбой»
« Землю красит солнце, а человека - труд»
«одна у человека мать родная, одна у него и родина»
«Счастье не ищут, а делают»
Мудрость не имеет границ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кладезь народной мудрости"
Данное внеклассное мероприятиепреследует следующие цели: приобщение детей к народному творчеству, прививитие любви к народным традициям, развитие эстетического и нравственного восприятия мира....
Звездный час "Кладезь народной мудрости"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов...
Презентация "Кладезь народной мудрости"
Презентация к внеклассному мероприятию по истории Звездный час "Кладезь народной мудрости"...
Классный час "Кладезь народной мудрости"
Игра «Звёздный час», посвящённая народному творчеству.Цели: приобщать детей к народному творчеству; прививать любви к народным традициям; расширять их представление о культуре русского народа; р...
Сценарий внеклассного занятия «Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости» (4 класс)
Занятие проводилось с учащимися, посещавшими кружок "Фольклорное наследие Англии" Они были разбиты на 4 группы, каждая из которых получила предварительно свое задание.Сценарий занятия был опубликован ...
"Кладезь народной мудрости"
Классный час...
Внеклассное мероприятие по литературе "Кладезь народной мудрости"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов по разделу "фольклор"...