Звездный час "Кладезь народной мудрости"
методическая разработка (история, 6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Русские посиделки
«КЛАДЕЗЬ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»
(слайд) (игра посвящена русскому народному творчеству)
Цель: приобщение детей к народному творчеству, привитие любви к на родным традициям, расширение их представлений о культуре русского народа, развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Оборудование: презентация к игре, секундомер, гонг, грамоты, ящичек для записок.
Вступление:
После изучения каждой главы на уроках истории мы с вами изучаем русскую культуру. Сегодня мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это «кладезь мудрости, запасник народной мысли и нравственного здоровья», но и по тому, что это наши истоки. Задачу — вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой - жизнь ставила не только перед нашими отцами и дедами, но и пе ред дедами наших дедов - в веках, тысячелетиях. И в повседневной жизни народа отыскиваются крупинки - золотники народного мастерства. Большинство сказок, легенд, песен, пословиц, загадок содержит «...добрым молодцам уроки». Мы не знаем имен их творцов, но с полным основанием можем сказать, что «автор - гени альный, вечно живой и вечно молодой поэт, воспитатель, педагог — народ». Постараемся же изучить и сохранить все лучшее в народном творчестве, иначе мы по дорвем корни, которые держат нас, собственными руками расправимся сами с со бой и станем «Иванами, родства не помнящими...
Сегодня мы собрались на конкурс-викторину «Звездный час». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством.
Представляю вам игроков:
4 команды - 6 – 7 классов
Жюри: Иванова Е. – 11 кл., Сивукова Н., Умбашева Т., Тарасова А., Качалуба Л. – 8 класс.
Ведущие: Подушкина А., Муцелханова М. - 11 класс
Поприветствуем их! Все участники игры перед вами, настало время познакомиться с ее прави лами.
Правила игры.
- За каждый правильный ответ команда получает 1 балл
- Ответ засчитывается той команды, которая первой подняла карточку с правильным ответом.
- Остальные команды, ответившие правильно, получают звездочку.
- Если у команд число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
- На обдумывание каждого вопроса дается 5 секунд.
(слайд ….»Что за прелесть эти сказки ) + слайд
1 тур
Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма… Сказка ложь, да в ней намёк…,- писал А.С.Пушкин о народных сказках. Зародившись в древние вре мена, сказка до сих пор передается из уст в уста, переиначивается и возникает заново.
В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.
(слайд ) Перед вами персонажи сказок:
«Царевна-лягушка», «Конек-горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка».
ВОПРОС: Во всех ли сказках речь идет о трех братьях?
№3 «Сказка о царе Салтане»
Действительно, в «Сказке о царе Салтане» говорится о трех сестрицах, вспомните:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
2 задание (слайд )
1 2 3 4
ИВАН НИКИТА ШАБАРША СОЛОВЕЙ-
БЫКОВИЧ КОЖЕМЯКА РАЗБОЙНИК
А сейчас перед вами имена героев русских народных сказок: Иван Быкович, Никита Кожемяка, Шабарша, Соловей-разбойник.
У Пушкина есть сказка в стихах «О попе и работнике его Бал де». В ее основе лежит сюжет русской народной сказки (ответ выбрать из предложенных имен)
ВОПРОС: Как звали героя этой сказки? № 3.
ВОПРОС: Какой сказочный герой смог победить чудо-юдо 12-головое?
№ 1. ИВАН
ВОПРОС: В русских народных сказках всегда сталкивается добро и зло, хорошие и плохие герои. Какой из этих героев является отрицательным персо нажем?
№ 4. Соловей-разбойник
Переходим к следующей группе вопросов
.(слайд – сказка ) По своему характеру и видам сказки делятся на волшебные, авантюрные, бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по происхождению. Их персонажи наделялись человеческими качествами: добро той и коварством, глупостью и хитростью. В более позднее время животные становились персонажами басен.
(слайд- задание )
123 4
ЛИСА ВОЛК ЩУКА ХАМЕЛЕОН
Вы видите лису, волка, щуку, хамелеона.
ВОПРОС: Все ли эти персонажи являются героями басен Ивана Андреевича Крылова?
№4 Хамелеон
«Хамелеон» это название рассказа Антона Павловича Чехова
ВОПРОС: Кто из них обладал волшебной силой в сказке о Емелюшке-дурачке?
№3 Щука
Вопрос: Как вы думаете, какое животное чаще всего становилось героем русских народных сказок?
№1 Лиса
4 ЗАДАНИЕ
Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои:
(слайд )
«Волк и семеро козлят», «Келобок», «Гуси-лебеди» , «крокодил Гена и его друзья».
ВОПРОС: все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?
№4 «Крокодил Гена и его друзья»
Эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.
(слайд со словами) В каждой сказке есть намек о том, чтоб быль не путали со сказкой. В каждой сказке есть урок, что жизнь мы с вами делаем прекрасной…»
Первый тур окончен
(Подсчитываем баллы)
(слайд – жар-птица)
Игра со зрителями (за ответ – конфета)
У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней есть вывод, который полезно помнить каждому.
Аукцион пословиц и поговорок
(учащиеся по очереди называют поговорки и пословицы и получают звездочку, победит тот, кто больше всех наберет звезд)
(3 слайда – пословицы и поговорки)
Одна голова хорошо, а две - лучше.
Один в поле не воин.
Одна рука узла не вяжет.
Хвастуну цена - три копейки.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь раз отмерь - один отрежь.
На седьмом небе от счастья.
Семеро одного не ждут.
Одним махом семерых убивахом.
Лук от семи недуг.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Семь верст до небес и все лесом.
Семи пядей во лбу.
(слайд – сказка) (подведение итогов)
Номер худ. сам-ти
2 тур
Владимир Иванович Даль, составитель Толкового словаря живого вели корусского языка, писал, что пословица - «это цвет народного ума. это житей ская народная правда». Михаил Шолохов назвал пословицу «сгустками разу ма», «крылатой мудростью».
(слайд ) Постоянно обращались к фольклору выдающиеся писатели и педагоги: Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов, Я.А. Коменский, портреты ко торых находятся перед вами.
1 задание
1 2 3 4
Л.Н.Толстой К.Д.Ушинский М.В.Ломоносов Я.Д.Коменекий
ВОПРОС: Кто из этих великих людей в книге для начальных классов по местил 300 пословиц и поговорок?
№ 2, К.Д.Ушинский в «Родное слово»
ВОПРОС: Кто из них является автором книг, ставших в России классиче скими образцами детской и народной литературы?
№ 1. Л.Н.Толстой
В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литера турных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения историче ских лиц.
Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.
(слайд )
2 задание
1 2 3 4
Екатерина II Петр I Иван Грозный А.В.Суворов
Перед вами портреты Екатерины II, Петра I, Ивана Грозного и А.В. Суво рова.
Задание: Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.
«За ученого - трех неученых дают».
№ 4. А.В.Суворов
«Победителей не судят».
№ 1. Екатерина II
«Воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смире ние и учтивость».
№ 2.Петр I
Переходим к другой группе вопросов.
Устное народное творчество многогранно: это мудрые пословицы и хитроумные загадки, веселые обрядовые песни, торжественные былины.
(слайд )
А можем ли мы, современные молодые люди, отличить бывальщину от частушек, дразнилки от считалки?
4 задание
1 2 3 4
БЫВАЛЬЩИНА ДРАЗНИЛКА ЗАКЛИЧКА СЧИТАЛОЧКА
Дождик-дождик, пуще лей
На меня и на людей!
А на бабу-Ягу - лей по целому ведру!
№ 3. Это была закличка
Мужик рыбу ловил на озерах и увидел черта. Черт сидит, качается и говорит:
- Год году хуже, год году хуже, год году хуже.
Мужик его веслом хлопнул: - А на этот год тебе хуже всех.
Да и убил.
№ I. Бывальщина
Прокоп-укроп, Медный лоб. Сам с аршин, Голова с кувшин.
№ 2. Дразнилка
(слайд – «золотые яблочки»)
На этом заканчивается II тур.
Пока подсчитываются очки, которые набрали участники во II туре, по дслушаем песню.
Песня - это наиболее распространенный жанр в русском народном творчестве в настоящее время. Грустные и веселые, тоскливые и бодрые, народные песни всегда поэтичны и красивы, поражают своим художественным мастерст вом. И в наши дни в городе и в деревне звучат песни, сложенные профессиональными и самодеятельными поэтами.
Русская народная песня
(Жюри, объявите результаты II тура)
Номер худ. сам-ти
3 тур
А сейчас попрошу зрителей отгадать загадку.
Сам дней не знает, а другим называет.
Календарь
3 тур мы хотели бы начать с небольшого рассказа о русском земледельческом календаре.
Исстари основным занятием славян было земледелие. Полная зависи мость от природы заставляла крестьян изучать окружающий мир. Это вылилось в целый ряд правил, примет, тонких и верных наблюдений. Не случайно, в на родном календаре все сезоны, месяцы, недели и даже дни имеют свои собст венные имена, например, День Лукерьи, Юрьев день, День Луки и Иванов день.
(слайд )
1 задание
1 2 3 4
День Лукерьи Юрьев день День Луки Иванов день
Вам предстоит по небольшому описанию особенностей дня определить, о каком из них идет речь.
ВОПРОС: С этим днем в истории России связано печальное событие. До 16 века за неделю до этого праздника и спустя неделю после этого дня крестья не могли свободно переходить от одного землевладельца к другому. Борис Го дунов отменил право перехода крестьян, закрепив их навечно за боярами. Что это за день?
№ 2. Юрьев день
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день - говорят до сих пор в том случае, ко гда неожиданное сообщение отнимает надежду, обманывает ожидания. И снова загадка для зрителей.
.
ЗАГАДКА: Стоит поп низок, на нем 100 ризок.
Ризки снимешь, сам заплачешь. Лук
Лук - очень почитаемый на Руси овощ.
ВОПРОС: В каком из этих дней наши прадедушки высаживали лук на грядки?
№3 День Луки
Лук высаживали на день Луки ( 5 мая).
А сейчас послушаем песню :
русскую народную песню «А я по лугу»
Считается, что с 24 мая начинают появляться комары.
ВОПРОС: В какой из этих дней?
№1. День Лукерьи
Прослушанная песня была подсказкой. Комары начинают появляться в день Лукерьи-комарницы.
ВОПРОС: Этот день принадлежит к числу самых почитаемых, самых раз гульных праздников в году. По поверьям, в ночь на этот день нельзя спать, так как оживает всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки.
О каком дне идет речь?
№ 4. Иванов день
Иванов день или Иван-Купала (7 июля). Ивана-Купалу называют также «чистоплотным», потому что на заре этого дня принято купаться, и этому купа нию приписывается лечебная сила.
(слайд ) 2 задание
1 2 3 4
ГЖЕЛЬ ХОХЛОМА ДЫМКОВО ТУЛА
Переходим к следующему заданию. Перед вами названия русских городов и сел, славившихся народными промыслами: Гжель, Хохлома. Дымково и Тула.
ВОПРОС: В каком из сёл в 17 веке возник русский народный промысел росписи по дереву?
№2. Село Хохлома горьковской области
ВОПРОС: В каком из этих населённых пунктов производят удивительные изделия, их не вырезают из дерева и не вылепливают из глины, их печатают?
№4 Тула
Конечно же, речь идет о тульских печатных пряниках.
ВОПРОС: Это место славится керамикой, сочной синей росписью на ос лепительно белом фоне.
№ 1 Станция Гжель Московской области
(слайд)
Вед: Какие прекрасные изделия изготавливают в каждом населенном пункте
И, наконец, последнее задание. Но сначала загадка для зрителей,
ЗАГАДКА: В лесу вырос, на стене вывес,
На руках плачет, кто слушает - скачет.
Балалайка
(слайд народные инструменты ) 3 ЗАДАНИЕ
1 2 3
БАЛАЛАЙКА ГУСЛИ ЖАЛЕЙКА
Перед вами названия музыкальных инструментов - балалайка, гусли, жа лейка.
ВОПРОС: Все ли эти русские народные инструменты являются струн ными?
N 3.Жалейка
Жалейка - это русский духовой язычковый инструмент, который пред ставляет собой деревянную трубочку с тремя - семью игровыми отверстиями,
ВОПРОС: На каком музыкальном инструменте играл герой сказки «Сад ко»?
N2 Гусли
ВОПРОС: У Аллы Пугачевой и Вики Цыгановой есть песни о музыкаль ном инструменте. Каком?
N1. Балалайка
Это был последний вопрос третьего тура. Прежде чем подсчитать на бранные очки и определить команды, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящик). Перед вами чудесный ящик, в нем записки выбрать одну из них сможет зритель, у которого больше всех звезд. (подсчитывается количество звезд).
ПОДАРОК АПЛОДИСМЕНТЫ ПЯТЕРКА
Это…
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
В ФИНАЛ ВЫШЛА КОМАНДА…
ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ. Звездный час настал для…
ЗВУЧАТ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, ЧАСТУШКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кладезь народной мудрости"
Данное внеклассное мероприятиепреследует следующие цели: приобщение детей к народному творчеству, прививитие любви к народным традициям, развитие эстетического и нравственного восприятия мира....
Презентация "Кладезь народной мудрости"
Презентация к внеклассному мероприятию по истории Звездный час "Кладезь народной мудрости"...
Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може
Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе. Первое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Наро...
"Кладезь народной мудрости."
Это мероприятие проводится после изучения темы "Устное народное творчество" в 6 классе,которое поможет закрепить материал по пройденной теме....
Аукцион народных мудростей
Внеклассное мероприятие по литературе для шестиклассников....
Семья и народная мудрость
Пословицы и поговорки о семье...
Викторина "Народное творчество и народная мудрость"
Приобщение детей к народному творчеству, освоение народных ценностей...