Звездный час "Кладезь народной мудрости"
методическая разработка (история, 6 класс) по теме

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvyozdnyy_chas.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

 Русские посиделки      

                            «КЛАДЕЗЬ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»

         (слайд)        (игра посвящена русскому народному творчеству)

        Цель:  приобщение детей к народному творчеству, привитие любви к на родным традициям, расширение их представлений о культуре русского народа, развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Оборудование: презентация к игре, секундомер, гонг, грамоты, ящичек для записок.

Вступление: 

     После изучения каждой главы  на уроках истории мы с вами изучаем русскую культуру. Сегодня мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это  «кладезь мудрости, запасник народной мысли и нравственного здоровья», но и по тому, что это наши истоки. Задачу — вырастить свою смену  умной, смелой, доброй, трудолюбивой - жизнь ставила не только перед нашими отцами и дедами, но и пе ред дедами наших дедов - в веках, тысячелетиях. И в повседневной жизни народа отыскиваются крупинки - золотники народного мастерства. Большинство сказок, легенд, песен, пословиц, загадок содержит «...добрым молодцам уроки». Мы не знаем имен их творцов, но с полным основанием можем сказать, что «автор - гени альный, вечно живой и вечно молодой поэт, воспитатель, педагог — народ». Постараемся же изучить и сохранить все лучшее в народном творчестве, иначе мы по дорвем корни, которые держат нас, собственными руками расправимся сами с со бой и станем «Иванами, родства не помнящими...

    Сегодня мы собрались на конкурс-викторину «Звездный час». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством.

Представляю вам игроков:          

4 команды   -  6 – 7 классов

Жюри:    Иванова Е. – 11 кл., Сивукова Н., Умбашева Т., Тарасова А., Качалуба Л. – 8 класс.

Ведущие:   Подушкина А., Муцелханова М.  -  11 класс

Поприветствуем их! Все участники игры перед вами, настало время познакомиться с ее прави лами.

                                

                                        Правила игры.

  1. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл
  2. Ответ засчитывается той команды, которая первой подняла карточку с правильным ответом.
  3. Остальные команды, ответившие правильно,  получают звездочку.
  4. Если у команд число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
  5. На обдумывание каждого вопроса дается 5 секунд.

 (слайд ….»Что за прелесть эти сказки ) + слайд

1 тур

Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма… Сказка ложь,  да в ней намёк…,- писал А.С.Пушкин о народных сказках. Зародившись в древние вре мена, сказка до сих пор передается из уст в уста, переиначивается и возникает заново.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

(слайд  )      Перед  вами  персонажи  сказок:

 «Царевна-лягушка»,  «Конек-горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка».

ВОПРОС: Во всех ли сказках речь идет о трех братьях?

                                                  №3  «Сказка о царе Салтане»

Действительно, в «Сказке о царе Салтане» говорится о трех сестрицах, вспомните:

Три девицы под окном

 Пряли поздно вечерком.

                                        2 задание (слайд   )

    1                  2                        3                      4

  ИВАН         НИКИТА             ШАБАРША           СОЛОВЕЙ-

БЫКОВИЧ     КОЖЕМЯКА                                 РАЗБОЙНИК

А сейчас перед вами имена героев русских народных сказок: Иван Быкович, Никита Кожемяка, Шабарша, Соловей-разбойник.

У Пушкина есть сказка в стихах «О попе и работнике его Бал де». В ее основе лежит сюжет русской народной сказки (ответ выбрать из предложенных имен)

ВОПРОС: Как звали героя этой сказки?                                            № 3.

ВОПРОС: Какой сказочный герой смог победить чудо-юдо 12-головое?

         № 1. ИВАН

ВОПРОС: В русских народных сказках всегда сталкивается добро и зло, хорошие и плохие герои. Какой из этих героев является отрицательным персо нажем?

№ 4. Соловей-разбойник

   Переходим к следующей группе вопросов

.(слайд – сказка  )  По своему характеру и видам сказки делятся на волшебные, авантюрные, бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по происхождению. Их персонажи наделялись человеческими качествами: добро той и коварством, глупостью и хитростью. В более позднее время животные становились персонажами басен.    

(слайд- задание   )

      123 4                                                                               

 ЛИСА              ВОЛК                  ЩУКА                               ХАМЕЛЕОН  

Вы видите лису, волка,  щуку,  хамелеона.

ВОПРОС: Все ли эти персонажи являются героями басен Ивана Андреевича Крылова?                    

                                                                 №4 Хамелеон

«Хамелеон» это название рассказа Антона Павловича Чехова

ВОПРОС: Кто из них обладал волшебной силой в сказке о Емелюшке-дурачке?

                                                                   №3 Щука

Вопрос: Как вы думаете, какое животное чаще всего становилось героем русских народных сказок?

                                                                            №1 Лиса

                                        4  ЗАДАНИЕ

Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои:

 (слайд  )

«Волк и семеро козлят», «Келобок», «Гуси-лебеди» , «крокодил Гена и его друзья».

ВОПРОС:  все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

                                         №4 «Крокодил Гена и его друзья»

Эти сказочные герои были  придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

(слайд со словами)  В каждой сказке есть намек о том, чтоб быль не путали со сказкой. В каждой сказке есть урок, что жизнь мы с вами делаем прекрасной…»

   Первый      тур  окончен                                                          

      (Подсчитываем баллы)

(слайд – жар-птица)                       

 Игра со зрителями (за ответ – конфета)

У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней есть вывод, который полезно помнить каждому.

                    Аукцион пословиц и поговорок

(учащиеся по очереди называют поговорки и пословицы и получают звездочку, победит тот, кто больше всех наберет звезд)

(3 слайда – пословицы и поговорки)

Одна голова хорошо, а две - лучше.

 Один в поле не воин.

Одна рука узла не вяжет.

Хвастуну цена - три копейки.

У семи нянек дитя без глазу.

Семь раз отмерь - один отрежь.

На седьмом небе от счастья.

Семеро одного не ждут.

Одним махом семерых убивахом.

Лук от семи недуг.

 Сам не дерусь, семерых не боюсь.

Семь верст до небес и все лесом.

Семи пядей во лбу.

     (слайд – сказка)                                  (подведение итогов)

Номер худ. сам-ти

                                                         2 тур

Владимир Иванович Даль, составитель Толкового словаря живого вели корусского языка, писал, что пословица - «это цвет народного ума. это житей ская народная правда». Михаил Шолохов назвал пословицу «сгустками разу ма», «крылатой мудростью».

(слайд   )  Постоянно обращались к фольклору выдающиеся писатели и педагоги: Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов, Я.А. Коменский, портреты ко торых находятся перед вами.  

                                                      1 задание  

          1                            2                      3                             4

Л.Н.Толстой      К.Д.Ушинский    М.В.Ломоносов   Я.Д.Коменекий

ВОПРОС: Кто из этих великих людей в книге для начальных классов по местил 300 пословиц и поговорок?

    № 2, К.Д.Ушинский в «Родное слово»

ВОПРОС:  Кто из них является автором книг, ставших в России классиче скими образцами детской и народной литературы?

                                       № 1. Л.Н.Толстой

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литера турных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения историче ских лиц.

Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

(слайд   )

                                           

                           2 задание

1                          2                         3                  4

Екатерина II        Петр I        Иван Грозный      А.В.Суворов

Перед вами портреты Екатерины II, Петра I, Ивана Грозного и А.В. Суво рова.

Задание: Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

«За ученого - трех неученых дают».

                                            № 4.   А.В.Суворов 

«Победителей не судят».

                                                                   № 1. Екатерина II

«Воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смире ние и учтивость».

                № 2.Петр I

Переходим к другой группе вопросов.

     Устное народное творчество многогранно:  это мудрые пословицы и хитроумные загадки, веселые обрядовые песни, торжественные былины.

          (слайд   )

А можем ли мы, современные молодые люди, отличить бывальщину от частушек, дразнилки от считалки?

                                  4 задание  

            1                                 2                            3                               4

БЫВАЛЬЩИНА       ДРАЗНИЛКА    ЗАКЛИЧКА    СЧИТАЛОЧКА

Дождик-дождик, пуще лей

На меня и на людей!

А на бабу-Ягу - лей по целому ведру!

№ 3. Это была закличка

Мужик рыбу ловил на озерах и увидел черта. Черт сидит, качается и говорит:

  1. Год году хуже, год году хуже, год году хуже.
    Мужик его веслом хлопнул:
  2. А на этот год тебе хуже всех.
    Да и убил.

№ I. Бывальщина

Прокоп-укроп, Медный лоб. Сам с аршин, Голова с кувшин.

                                                                                       № 2. Дразнилка

(слайд – «золотые яблочки»)

На этом заканчивается II тур.

Пока подсчитываются очки, которые набрали участники во II туре, по дслушаем песню.

        Песня - это наиболее распространенный жанр в русском народном творчестве в настоящее время. Грустные и веселые, тоскливые и бодрые, народные  песни всегда поэтичны и красивы, поражают своим художественным мастерст вом. И в наши дни в городе и в деревне звучат песни, сложенные профессиональными и самодеятельными поэтами.

Русская народная песня

(Жюри, объявите результаты II тура)

Номер худ. сам-ти

                         3 тур

А сейчас попрошу зрителей отгадать загадку.        

Сам дней не знает, а другим называет.

                                                                                         Календарь

3 тур мы хотели бы начать с небольшого рассказа о русском земледельческом календаре.

    Исстари основным занятием славян было земледелие. Полная зависи мость от природы заставляла крестьян изучать окружающий мир. Это вылилось в целый ряд правил, примет, тонких и верных наблюдений. Не случайно, в на родном календаре все сезоны, месяцы, недели и даже дни имеют свои собст венные имена, например, День Лукерьи, Юрьев день, День Луки и Иванов день.

                  (слайд   )                     

                                         1 задание  

            1                                   2                           3                               4

День Лукерьи        Юрьев день    День Луки        Иванов день

 Вам предстоит по небольшому описанию особенностей дня определить, о каком из них идет речь.

ВОПРОС:  С этим днем в истории России связано печальное событие. До 16 века за неделю до этого праздника и спустя неделю после этого дня крестья не могли свободно переходить от одного землевладельца к другому. Борис Го дунов отменил право перехода крестьян, закрепив их навечно за боярами. Что это за день?

                                                                                  № 2. Юрьев день

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день - говорят до сих пор в том случае, ко гда неожиданное сообщение отнимает надежду, обманывает ожидания. И снова загадка  для зрителей.

.        

              ЗАГАДКА:             Стоит поп низок, на нем 100 ризок. 

                                            Ризки снимешь, сам заплачешь.             Лук

Лук - очень почитаемый на Руси овощ.

ВОПРОС: В каком из этих дней наши прадедушки высаживали лук на грядки?

№3  День Луки

Лук высаживали на день Луки (  5  мая).

А сейчас послушаем песню :    

русскую  народную песню «А я по лугу»

Считается, что  с 24 мая начинают появляться комары.

ВОПРОС:  В какой из этих дней?

№1. День Лукерьи

Прослушанная песня была подсказкой. Комары начинают появляться в день Лукерьи-комарницы.

ВОПРОС: Этот день принадлежит к числу самых почитаемых, самых раз гульных праздников в году. По поверьям, в ночь на этот день нельзя спать, так как оживает всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки.

О каком дне идет речь?

                                                               № 4. Иванов день

Иванов день или Иван-Купала (7 июля). Ивана-Купалу называют также «чистоплотным», потому что на заре этого дня принято купаться, и этому купа нию приписывается лечебная сила.

(слайд   )                2 задание

     1                2                 3               4

  ГЖЕЛЬ       ХОХЛОМА      ДЫМКОВО      ТУЛА

Переходим к следующему заданию. Перед вами названия русских городов и сел, славившихся народными промыслами: Гжель, Хохлома. Дымково и Тула.

ВОПРОС: В каком из сёл в 17 веке возник русский народный промысел росписи  по дереву?

                                     №2. Село Хохлома горьковской области

ВОПРОС: В каком из этих населённых пунктов производят удивительные изделия, их не вырезают из дерева и не вылепливают из глины, их печатают?

                                                                                        №4 Тула

Конечно же, речь идет о тульских печатных пряниках.

ВОПРОС: Это место славится керамикой, сочной синей росписью на ос лепительно белом фоне.                                                        

                                             № 1 Станция Гжель Московской области

(слайд)    

Вед: Какие прекрасные изделия изготавливают в каждом населенном пункте                                

И, наконец, последнее задание. Но сначала загадка для зрителей,

ЗАГАДКА:             В лесу вырос, на стене вывес,

На руках плачет, кто слушает - скачет.

                                                                                   Балалайка

(слайд народные инструменты  )         3 ЗАДАНИЕ  

         1                                   2                        3

БАЛАЛАЙКА                    ГУСЛИ             ЖАЛЕЙКА

Перед вами названия музыкальных инструментов - балалайка, гусли, жа лейка.

ВОПРОС:       Все ли эти русские народные инструменты являются струн ными?

                                                                                              N 3.Жалейка

Жалейка - это русский духовой язычковый инструмент, который пред ставляет собой деревянную трубочку с тремя - семью игровыми отверстиями,

ВОПРОС: На каком музыкальном инструменте играл герой сказки «Сад ко»?

N2 Гусли

ВОПРОС: У Аллы Пугачевой и Вики Цыгановой есть песни о музыкаль ном инструменте. Каком?

N1. Балалайка

Это был последний вопрос третьего тура. Прежде чем подсчитать на бранные очки и определить команды, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящик). Перед вами  чудесный ящик, в нем записки выбрать одну из них   сможет  зритель, у которого больше всех звезд.  (подсчитывается количество звезд).

ПОДАРОК               АПЛОДИСМЕНТЫ                ПЯТЕРКА

Это…

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

В ФИНАЛ ВЫШЛА КОМАНДА…

ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ. Звездный час настал для…

ЗВУЧАТ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, ЧАСТУШКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кладезь народной мудрости"

Данное внеклассное мероприятиепреследует следующие цели: приобщение детей к народному творчеству, прививитие любви к народным традициям, развитие эстетического и нравственного восприятия мира....

Презентация "Кладезь народной мудрости"

Презентация к внеклассному мероприятию по истории Звездный час "Кладезь народной мудрости"...

Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може

Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе.  Первое  что мы оцениваем в человеке это внешность,  первое  что мы оцениваем во внешности  это одежда. Наро...

"Кладезь народной мудрости."

Это мероприятие проводится после изучения темы "Устное народное творчество" в 6 классе,которое поможет закрепить материал по пройденной теме....

Аукцион народных мудростей

Внеклассное мероприятие по литературе для шестиклассников....

Семья и народная мудрость

Пословицы и поговорки о семье...

Викторина "Народное творчество и народная мудрость"

Приобщение детей к народному творчеству, освоение народных ценностей...