"Кладезь народной мудрости"
методическая разработка ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большеманадышская средняя школа»
Классный час на тему:
«Кладезь народной мудрости»
Цели: 1. Раскрыть такие качества, как трудолюбие, оптимизм, потребность русского человека «строить жизнь по законам красоты».
2. Содействовать воспитанию у учащихся духовно- нравственных качеств, чувства национальной гордости, высокого художественного вкуса, художественно- творческих способностей.
Форма проведения: оформление и проведение выставки «Народные художественные промыслы России».
ПОДГОТОВКА
1. Оформить выставку изделий народных художественных промыслов: жостовские подносы, абашевская глиняная игрушка, хохломские ложки, чашки, пеналы; городецкая бытовая утварь, игрушки; палехские шкатулки, коробочки, табакерки и т. д.
2. Подобрать открытки, репродукции недостающих оригинальных изделий или нарисовать их, подобрать диафильмы, диапозитивы (например: диафильм «Чудесный лак», диапозитивы «Лаковая миниатюра Холуя»).
3. Подготовить выступления учеников-экскурсоводов по экспозициям выставки.
Участвуют шесть экскурсоводов.
Учитель: Народное творчество, народная мудрость, народное знание… Это наши истоки. Задачу- вырастить свою смену умной, смелой, доброй и трудолюбивой- жизнь ставила не только перед нашими отцами дедами, но и перед дедами наших дедов-в веках, тысячелетиях. И в повседневных делах народа отыскиваются крупинки- золотники народного мастерства. Об этом вам расскажут наши экскурсоводы.
1-й экскурсовод. Основной источник народного искусства — красота русской земли, которая воспитывает в людях поэтическое восприятие мира, лепит из них художников. Образы родной природы воплощаются в предметах, имеющих практическое назначение: в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках для детей и т.д. Глиняные игрушки-свистульки или хохломская деревянная посуда — одновременно и бытовые предметы, и высокое искусство. Рожденное природой и самой жизнью, народное искусство не может не быть национальным. В отличие от профессионального искусства в нем всегда было больше от традиции, чем от самого мастера. Хотя у произведения народного искусства обычно один автор, оно есть создание не только одной личности, но и всего народа в целом, воплощающего через личность свои художественные представления и идеалы. В этом секрет его популярности, непреходящей народной любви к нему.
Принципами, отличающими народное искусство от самодеятельного и профессионального, являются коллективность и преемственность традиций. Причем решающую роль играет потомственная передача традиций, особых навыков, мастерства, которые закладываются в наследственной памяти. Народное искусство отражает внутреннюю жизнь национальной души, глубины народного духа. Действительность предстает у мастера не в своих натуралистичных подробностях, она удивительно преображается в поэтически-фантастическом духе. Народное искусство не подвержено искушениям моды, как профессиональное, оно более консервативно, открывая и выражая идеалы красоты, таящиеся в душе народа. Оно — неоспоримое свидетельство его глубоко талантливой, творческой души. Существенный признак народного искусства — то, что мастер работает без предварительных эскизов и планов, руки его творят как бы сами собой благодаря тому, что образно называется памятью или умом в пальцах. Изображая, например, цветы на жостовских подносах, художник не копирует настоящие цветы, не пишет с натуры — пальцы его именно «вспоминают». Так же лепят игрушки, скульптуру из глины, в аба-шевском промысле.
По мнению писателя В. Белова, в сочетании слов «художественный промысел» таится противоречие, так как «промысел подразумевает массовость, серийность, т.е. одинаковость, а художество — это всегда образ, никогда не повторяющийся и не похожий на другие» [1, с. 113].
жостово
2-й экскурсовод. Производство подносов в селе Жостово сначала было кустарным, надомным, промышленный размах оно получило около двух веков назад благодаря мастеру-художнику Осипу Вишнякову. Он объединил разрозненные надомные формы промысла, основав свою небольшую фабрику. Дату возникновения этой мастерской условно принято считать началом жостовского промысла. Ныне подмосковная Жостовская фабрика декоративной росписи выпускает более 800 тысяч подносов в год. Удивительно, что все они уникальны, двух одинаковых по росписи подносов встретить невозможно. Отличаются друг от друга цветочные мотивы, взаимное расположение георгинов, гвоздик, ромашек, роз. Рисунок зависит от поставленной мастером творческой задачи, от его настроения и простой случайности: например, рука повела его не так, как во время работы над предыдущим подносом. Это придает жостовскому промыслу свое лицо, свой стиль. Под кистью автора цветы постепенно «вырастают», подобно тому, как это происходит в самой природе.
Жостовцы, как и мастера других промыслов, творят исходя из усвоенных ими «типовых» композиций, развивая и обогащая их индивидуальным видением, — таким, как «букет», «полувенок», «роспись с углов», «букет враскидку».
Показываются репродукции.
Разнообразные по форме, подносы бывают фигурными — например, в виде гитары, с мягкими гранями, круглыми и др. Форма подноса зависит от натюрмортного изображения букета: например, букет круглой формы, в центре которого
изображена красная роза, а по краям цветы помельче мы видим на круглом подносе.
Показывается репродукция с изображением подноса А.И. Лезнова «Цветы».
А вот другая работа одного из жостовских «классиков» П.И. Плахова «Цветы, птица и бабочка».
Показывается репродукция.
Букет начинается от центра и расходится в стороны, откидывая ветки влево и вправо. Это композиция букета «враскидку».
Тема цветов, этого символа красоты природы, ее жизненных сил, созданных ею как бы специально для украшения, радости, предопределяет нарядную, праздничную декоративность жостовского подноса.
АБАШЕВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
3-й экскурсовод. В селе Абашево Пензенской области сохранился промысел глиняной игрушки. Абашево — типичный пример того, как декоративность изделий практически полностью вытеснила их утилитарное назначение. По свидетельству местных старожилов, которые ссылаются на дошедшие до них предания, здешнему гончарству не менее 300 лет. Оно возникло благодаря обилию местной качественной глины. Сначала изготавливалась посуда, производство глиняной игрушки возникло позднее. Абашевская игрушка — понятие условное, это не разновидность детской глиняной игрушки. Изделия этого промысла с изображениями крупных зверей, животных, птиц имеют свой скульптурный и даже монументальный облик.
Показываются репродукции.
«Хранителем» промысла сегодня является Т.Н. Зоткин. У него множество вариантов животных и птиц. В зависимости от настроения он может сделать одному оленю огромные ветвистые рога, другому — средние, а третьему — маленькие Разными они будут и по форме, и по строению и т.д.
Показываются репродукции.
Абашевской игрушке присуща торжественная, праздничная нарядность. Фигурам львов это впечатление придает их чешуйчатая грива.
Показываются репродукции.
В «добродушии» львов видно также отношение русского человека к животным, он не изображает зверя диким и страшным.
ХОХЛОМА
4-й экскурсовод. Свое начало хохломской промысел берет в многовековом опыте крестьянского промысла с его узорчатостью, цветистостью и праздничностью. Купленные за пятачок чашка или ложка служили не только утилитарным целям, но и доставляли радость. Сейчас хохломские изделия в Нижегородской области изготавливаются фабрикой «Хохломской художник» в селе Семино и производственным объединением «Хохломская роспись» в городе Семенове.
Основные элементы классической «Хохломы» составляют ее неповторимый художественный мир: это «травка» — традиционный травяной орнамент; «Кудрина» — декоративное изображение листьев, выгнутых дугой, «кудрявых»; «пряник» — композиция из розетки, вписанной в ромб; «рыжик» — орнамент, изображающий подобие короля грибов; «сестрички» — парные или тройные лепестки.
Показываются репродукции или оригинальные изделия. В названиях элементов видна связь с самобытной русской природой, хотя сама природа показана опосредованно, через декоративный растительный орнамент. «Хохлома» — в высшей степени национальное искусство. Оригинальным, свойственным только хохломским изделиям всегда был не только узор, но и отличающая его цветовая гамма: сочетание красного, черного и золота. Именно золота, а не просто золотой краски. Золото — одно из самых выразительных декоративных средств этого народного искусства, создающее возвышенное, даже торжественное настроение. У русского народа «золото» в качестве цвета всегда играло исключительную роль, неспроста сохранились выражения: «золотое солнце», «золотая коса», «золотая нива», «золотко ты мое».
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
5-й экскурсовод. Центром городецкой росписи также является Нижегородская область. У городецкой росписи и резьбы по дереву своя самобытность, свои, лишь им присущие черты. Традиционные рисунки: «кони» — красавцы скакуны и «цветы» — полевые, лесные, луговые. (Показывает репродукции.)Часто изображаются сцены из жизни крестьян, мелких мещан, купечества: чаепития, свадьбы, выезды на тройках. Элемент озорства, шутливости усиливает чувство отрады и веселья, настроение праздника. Типичными для фона являются желтый и красный цвета, доминируют они и в многоцветий росписи, состоящей так же из синего, зеленого, розового, коричневого, черного, белого Росписью украшались сундуки, днища для прялок, сани, кареты, дуги, бытовая утварь.
Показываются репродукции.
Городецкий район был знаменит и детскими игрушками -деревянными лошадками, возками с возницами, каретами, каталками. Их обычно окрашивали в один или два цвета — черный и красный — и расписывали яркими цветочными мотивами, листиками в сочетании с геометрическим орнаментом Показываются репродукции.
В послереволюционные годы изготавливались расписные, выточенные из дерева чашки, солонки, кондейки, поставцы, детская мебель.
Показываются репродукции.
ПАЛЕХ
6-й экскурсовод. Палехские миниатюры — это радужно сияющие небольшие изделия, покрытые черным лаком. История палеха как предметов декоративного искусства начинается после революции и связана с возрождением древних традиций. После закрытия иконописных мастерских, мастера предприняли попытки сохранить высокую художественную культуру, пронесенную сквозь века, и в поисках средств существования разбрелись в разные концы страны. В 1923 г. в Палехе деревянные изделия стали расписываться с использованием иконописных традиций. Это были шкатулки и тарелки с миниатюрной живописью на темы русских песен. Обращение к жизни, к человеку в чисто фольклорном преломлении явилось той основой, на которой получил новую, светскую жизнь древний иконописный промысел. Ассортимент палехских изделий постепенно расширялся: появились не только шкатулки всяческих размеров, но и очешницы, пудреницы, всякого рода маленькие коробочки и письменные приборы.
Показываются репродукции.
В палехском искусстве нашли отражение мотивы крестьянского труда, отдыха, сенокоса, рыбной ловли, охоты, хороводов, зимних посиделок, плясок, несущихся троек. Значительное место в русском искусстве всегда занимал традиционный народный мотив — образ тройки, родившийся из самого быта старых мастеров. Без разукрашенных троек не обходился на селе ни один праздник, ни одна свадьба. Тройка была излюбленным мотивом каждого палешанина.
Показываются репродукции.
Многие изделия связаны с темой крестьянского труда: «Жатва», «Пряха», «Ткачиха», «Пахарь».
Показываются репродукции.
Палехские изображения ткачих, прях, жней напоминают старую деревню. Любимый палешанами образ пахаря — традиционный мотив древнерусского и современного народного искусства. Излюбленной песней палешан была песня о Степане Разине.
Показываются репродукции с изображением коробочек И. Зубкова «Из-за острова на стрежень» или И. Голикова «Речь Разина к голытьбе».
Для палехского искусства с его языком иносказаний, ярких вымыслов и песенностью было естественным обращением к сказке, и в особенности к сказкам, поэмам, стихам А.С. Пушкина. Сначала появились односюжетные миниатюры с небольшим количеством фигур, передающие лишь какой-то один момент в сказке, например «Жар-птица» А. Ко-тухина или А. Ватагина, «Дочь и падчерица» А. Дыдыкина.
Показываются репродукции.
Затем стали расписываться многосюжетные миниатюры — такова «Сказка о рыбаке и рыбке» И. Голикова и И. Зубкова
Показываются репродукции.
Принцип многосюжетного живописного изображения интересно раскрывается в творчестве А. Котухина, создавшего миниатюру «Сказка о царе Салтане».
Показываются репродукции.
Обращались палешане и к другим сказкам А. С.Пушкина «Золотому петушку», «Сказке о мертвой царевне», «Сказке о попе и о работнике его Балде».
Показываются репродукции.
Наряду со сказкой в искусство палеха вошла пушкинская поэма: излюбленной для мастеров стала поэма «Руслан и Людмила». В центре миниатюры на тему «У лукоморья дуб зеленый» Д. Буторина изображен А.С. Пушкин в окружении созданных его пером сказочных образов: избушки на курьих ножках, русалки на ветвях, тридцати витязей прекрасных, ученого кота.
Показывается репродукция.
В работе над поэмой «Цыганы» П. Баженов выбрал самый драматичный сюжет: Алеко, убивший молодого цыгана, заносит кинжал над Земфирой.
Показывается репродукция.
Пушкинские произведения играли исключительную роль в развитии палехского искусства. АС. Пушкин научил палешан ценить слово, помог осмыслить его значение для живописи. Фольклорная основа и народное содержание пушкинских образов вместе с впечатлениями окружающей действительности способствовали становлению палехского искусства. Наряду с пушкинскими мотивами в палехское искусство вошли образы былин, памятников древнерусской литературы. П. Баженов создал прекрасную миниатюру «Чурило Пленкович», Д. Буто-рин — «Садко», И. Голиков — «Слово о полку Игореве».
Показываются репродукции.
Работа над сказочными сюжетами пробудила интерес к русской истории. Были созданы такие произведения, как «Отечественная война 1812 г.» (А. Дыдыкин), «Поход москвитян» (А. Ватагин), «Борьба русских против татар» (С. Бахи-рев), «Бой Челубея с Пересветом» (П. Чалунин).
Какова технология изготовления расписной палехской коробочки? Лист простого картона после специальной обработки превращается в твердый материал папье-маше. Приготовленная из него коробочка покрывается изнутри красной, а снаружи черной краской, лакируется, и искусная кисть живописца наносит роспись темперой на ее поверхность. Народные представления о жизни, всегда соединявшиеся с вымыслом, фантазией, были устремлены в будущее. Отсюда поэтическая сказочность образов фольклора, их жизнерадостность, вера в торжество добрых, светлых сил, воплотившихся в жар-птице, ковре-самолете, скатерти-самобранке. Художественный опытпалеха ценен также тем, что показал неувядаемую притягательность испытанных приемов древнерусской живописи, получивших в творчестве палешан новый смысл и новое содержание.
Центрами лаковой миниатюры, кроме Палеха, являются также Федоскино, Мстера, Холуй. Федоскинские мастера издавна практиковали копирование популярных картин русских художников. Они никогда не занимались иконописью, их искусство всегда было светским. Отличительной особенностью искусства Мстеры является подчеркнутое отсутствие черных фонов. Место под живописью мстерцы покрывают белилами, а черный лак сплошь закрывают цветными фонами. Холуй — один из самых молодых промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-маше, возникший на основе центра кустарной иконописи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов В. Лад. Очерки о народной эстетике. М., 1989.
2. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. М., 1977.
3. Народные художественные промыслы / Сост. О.С. Попова, Н.С. Королев и др. М., 1984.
4. Некрасова М. Искусство Палеха. М.,1966.
5. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М., 1984.
6. Фролова Е.Ф. Чистый родник. М.,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кладезь народной мудрости"
Данное внеклассное мероприятиепреследует следующие цели: приобщение детей к народному творчеству, прививитие любви к народным традициям, развитие эстетического и нравственного восприятия мира....
Звездный час "Кладезь народной мудрости"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов...
Презентация "Кладезь народной мудрости"
Презентация к внеклассному мероприятию по истории Звездный час "Кладезь народной мудрости"...
"Кладезь народной мудрости."
Это мероприятие проводится после изучения темы "Устное народное творчество" в 6 классе,которое поможет закрепить материал по пройденной теме....
Классный час "Кладезь народной мудрости"
Игра «Звёздный час», посвящённая народному творчеству.Цели: приобщать детей к народному творчеству; прививать любви к народным традициям; расширять их представление о культуре русского народа; р...
Сценарий внеклассного занятия «Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости» (4 класс)
Занятие проводилось с учащимися, посещавшими кружок "Фольклорное наследие Англии" Они были разбиты на 4 группы, каждая из которых получила предварительно свое задание.Сценарий занятия был опубликован ...
Внеклассное мероприятие по литературе "Кладезь народной мудрости"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов по разделу "фольклор"...