Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Ручеёк» для учащихся 7 «В» класса.
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Ручеёк" может использоваться для развития и обучения детей в школах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Ручеёк» для учащихся 7 «В» класса. | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»
125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)
125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)
Телефон (факс) (499) 157-10-66 E-mail: 162-77@mail.ru
ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001
«Согласовано» Ответственный за учебную работу _________________________ ФИО «___» __________________ 20 __ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа №90 ______________________________ФИО Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г. |
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Ручеёк» для учащихся 7 «В» класса.
Автор-составитель:
Лютая О. М.
Москва, 2016
Пояснительная записка.
Программа кружка «Ручеёк» духовно-нравственного направления.
Рассчитана для учащихся 7 «В» класса. Срок реализации - 1 год.
Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями русского народа, художественно-эстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Современное общество переживает в настоящее время нравственно-патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе и детскому,
во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Поэтому нет другого выхода из сложившегося кризиса, кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно лишь при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры.
Ведущая педагогическая идея – пробудить у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа. Знания народно - художественных традиций являются фундаментом национального мышления, которое
формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.
В основе содержания и структуры программы лежит идея школьного литературно-эстетического образования на основе фольклора и творческой деятельности.
Устное народное творчество (фольклор) как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Фольклорное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурное явление, как эстетическое преображение реальности. Одно из главных мест в фольклоре принадлежит песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора ученики приобщаются к истории и культуре своего народа, растут духовно, у них развиваются разные взгляды на жизнь.
Цель и задачи программы:
Цель: формирование учащегося, способного к полноценному восприятию фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.
Задачи:
образовательные:
- дать знания о различных видах народного творчества;
- развивать интерес к русской народной культуре;
развивающие:
- способствовать развитию практических навыков по использованию народного творчества;
- развивать творческие способности в процессе художественной деятельности;
- развивать коммуникативные способности;
воспитательные:
- формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус;
- способствовать воспитанию уважения к народным традициям и культуре России.
Условия реализации программы:
- Творческий подход к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми, к использованию разнообразных методов и приёмов воспитания и обучения.
- Внимательное, тактичное отношение к каждому ребёнку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы на занятиях; формирование такого же отношения к детскому творчеству.
Основные виды творческой деятельности:
- импровизация поэтического текста;
- импровизация движений и пластики играх;
- варьирование и импровизация изученного текста.
Импровизационная основа устного народного творчества дает исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии и способностей детей. Фольклор рассматривается, как средство духовно-нравственного воспитания. Приоритетное внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, культурно-досуговой.
Школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при
ознакомлении с народной культурой по возможности используются не только художественная литература, иллюстрации, шутки и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. Создаются различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в русскую избу, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю родного края, русского народа. При изучении русского и национального фольклора школьники приходят к выводу, что каждый народ – это ветви одного дерева.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных, теоретических и практических форм работы.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки:
В результате занятий в кружке «Ручеёк» учащиеся
должны знать:
- о фольклоре как источнике народной мудрости;
- пройденный фольклорный материал;
-основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них, особенности традиционных календарных праздников.
уметь:
-уметь выделять в изученном материале главную мысль (народную мудрость) – с помощью учителя;
- применять пословицы, считалки, скороговорки, прибаутки и т.д.;
- играть в народные игры и организовывать их.
Учебно-методическое обеспечение:
Литература:
Гамидова Э.М. Игры. Забавы. Развлечения. Праздники. В.: Учитель, 2008.
Куприянова Л. Л. Русский фольклор. Программно-методические материалы –
М.: Мнемозина.2008.
Куприянова Л. Л. Русский фольклор, учебники для 1,2,3,4 классов четырехлетней начальной школы – М.: Мнемозина, 2002.
Рокитянская Т.А. Воспитание звуком, методические занятия с детьми от трех до девяти лет.
Я.:ООО Академия развития, 2001.
Чаморова Н.В. Жил-был у бабушки серенький козлик: Любимые игровые песни
ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006.
Чаморова Н.В. Сорока-белобока: Любимые игровые песни. М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС»,2006.
Электронно-образовательные ресурсы:
Энциклопедия школьника. Русские праздники, обряды и обычаи, ООО «Бизнес софт», 2007 г.
Видеофильм «Из истории русского костюма», М.: «Кварт».
Видеофильм «Народные промыслы», М.: «Кварт».
Видеофильмы «Декоративно-прикладное искусство», М.: «Кварт».
Материально-техническое обеспечение:
Магнитофон -1
Ноутбук -1
Шумовые музыкальные инструменты.
Тематическое планирование – 29 часов:
№ | тема | дата |
1. | Что такое устное народное творчество? | 02.11 |
2. | Виды устного народного творчества. | 09.11 |
3. | Песня. | 16.11 |
4. | Былины. | 23.11 |
5. | Былины о богатырях. | 30.11 |
6. | Мифы. | 07.12 |
7. | Легенды. | 14.12 |
8. | Потешка. | 21.12 |
9. | Народные потешки. | 28.12 |
10. | Авторские потешки. | 11.01 |
11. | Прибаутка. | 18.01 |
12. | Русские народные прибаутки: «Рябинушка», «Рыбак», «Петушок»… | 25.01 |
13. | Шутки прибаутки Прокофьева: «Грачи», «Шёл кот скороход», «Зайка»… | 01.02 |
14. | Считалка. | 08.02 |
15. | Считалки: «Раз, два, три, четыре, пять…», «На златом крыльце сидели…», «За морями, за горами…». | 15.02 |
16. | Считалки: «Тучи, тучи, тучи…», «Сидел петух на палочке…», «Жили были утюги…». | 22.02 |
17. | Пестушка. | 01.03 |
18. | Пестушки: «Зайчик, ты, зайчик..», «Потягушеньки, порастушеньки…», «Кую, кую ножки…». | 15.03 |
19. | Пестушки: «Гулю, гулю..», «Галки летят..», «Тяни холсты…». | 22.03 |
20. | Сказка. | 29.03 |
21. | Сказки – волшебные. | 05.04 |
22. | Сказки – бытовые. | 12.04 |
23. | Сказки о животных. | 19.04 |
24. | Загадка. | 26.04 |
25. | Загадки- народные, авторские, загадки – рифмы, загадки – путаницы. | 03.05 |
26. | Пословица. | 10.05 |
27. | Поговорка. | 17.05 |
28. | Скороговорка. | 24.05 |
29. | Итоговое занятие. | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Компьютерный клуб» для учащихся 5 классов
Программа дополнительного образования «Компьютерный клуб» предназначен для учащихся 5 классов и нацелен на:развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, а...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВОНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУЛЬТУРА АНГЛИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Сравнивая себя с зарубежными сверстниками, учащиеся учатся выделять общее и специфическое. Целью данной программы является расширение и углубление страноведческих знаний учащихся. Практическая з...
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Колобок» для учащихся 1-х классов.
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Колобок" может использоваться в детских садах, начальной школе для развития и обучения....
Программа дополнительного образования Кружок «Культура русской речи» 11 класс
Программа кружка"Культура речи"11класс...
Программа дополнительного образования по математике для учащихся 9 класса "На пути к ГИА"
Курс на "Пути к ГИА" направлен на восполнение недостоющих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровня сложности вне зависимости формулировки, а также отраб...
ПРОГРАММА дополнительного образования: кружок интеллектуалов учащихся 8-11 классов и учителей СОШ № 19 «Эрудит»
Занятия в интеллектуальном клубе «Эрудит» помогают развить интеллектуальную и познавательную активность обучающихся....