"Роль хоровых занятий в социальной адаптации детей"
материал на тему
Доклад на районной конференции "Роль дополнительного образования в формировании социальной адаптации детей в современном мире"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль хоровых заниятий в ДМШ в социальной адаптации детей | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль хоровых занятий в ДМШ в социальной адаптации детей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………….3
Глава 1. Значение и важность музыкального искусства в воспитании детей……………………………………………………………………………..4-8
Глава 2. Роль хоровых занятий и адаптация ребенка…………………….....9-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Пению как лекарству большое внимание уделяли в античном мире. Гомер говорил, что мелодичные песни исцеляли раны героев. Пифагор называл и вовсе называл музыку точной наукой, а влияние пения на ум и тело «музыкальной медициной». Аристотель тоже считал, что голос можно применять в целебных целях и что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души.
Грамотно подобранная музыка оказывает положительное влияние на деятельность человека, способствует ритмической настройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. Особенно это очень важно для детей. Ученые доказали, что музыка и мозг человека имеют такую особенность, как возникновение цепочки связей в нервных клетках, с помощью которой усиливаются связи между левым и правым полушариями головного мозга, что в свою очередь развивает пространственное мышление. Другими словами, у детей, занимающимися музыкой, намного больше развиты лингвистические и математические способности.
Актуальность данной работы заключается в том, что хоровое пение помогает развивать социально-личностные и коммуникативные качества ребёнка. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как организованность, выдержка и воля. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой стороны пение рождает способность переживать душевное состояние другого человека.
Оздоровительные и развивающие аспекты музыкальных хоровых занятий в дошкольном возрасте являются основой для фундамента и дальнейшего развития личности ребенка.[1]
Глава 1. Значение и важность музыкального искусства в воспитании детей
Искусство - это форма познания мира, с которой человек соприкасается каждый день. С самого рождения и на протяжении всей своей жизни люди погружены в искусство, с помощью него они познают окружающий мир. Творчество же способно преобразить не только зрителя, но и самого творца.
Музыка оказывает влияние на развитие и положительное функционирование механизмов памяти, эмоций, восприятия и даже интеллекта людей, начиная с раннего детства. Она активизирует представление и восприятие, пробуждает фантазию и воображение, в ней отражены жизненные явления, которые обогащают новыми представлениями человека, а ребенка в особенности. Во время знакомства с музыкальными произведениями, ребенок получает ответы на многие вопросы, которые его интересуют. Таким образом, музыка несет информативный характер, что существенно повышает знания ребенка об окружающем мире.
Детский возраст является одним из самых благоприятных и подходящих для воспитания и развития духовной культуры. Начать заниматься с детьми стоит уже по достижению их четырехлетнего возраста. Канадские ученые утверждают, что постоянные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей. И даже несмотря на все неудобства, которые может доставить начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, наши предыдущие поколения родителей обязательно старались дать детям музыкальное воспитание. Профессионалами из них, конечно, становились единицы, так как занятия музыкой требуют не только труда и волевых усилий детей, но и огромного родительского терпения, и несмотря на это, музыкой в то время занимались практически все.
Уже доказано, что музыкальные способности проявляются у ребенка раннее многих других человеческих способностей. Музыкальный слух и эмоциональная отзывчивость проявляются уже в первых месяцах жизни ребенка. Ребенок, пусть еще даже самый маленький, способен эмоционально откликаться на спокойную или веселую музыку. Например, если он слышит звуки колыбельной, то может сосредоточиться на воспринимаемом звуке. Различными исследованиями установлено, что ребенок уже в первые месяцы своей жизни способен различать звуки по их высоте. Поразительные примером тому служит Моцарт, который проявил свои способности в четыре года. Моцарт играл на скрипке, органе и в пять лет, создал свои первые сочинения.
Музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно стимулирует и корректирует естественное развитие ребенка, так как под влиянием чувств радости и удовольствия, которые у него возникают в контакте с музыкой, в то же время растет активность и напряженность психических процессов. Музыкальные задания требуют умственной активности так как возникает поисковая деятельность ребенка.
Задачами музыкального воспитания являются:
- формирование знаний о музыке;
- формирование эмоциональной отзывчивости у ребенка;
- развитие речевой активности;
- совершенствование навыков пения;
- развитие музыкально-исполнительских навыков и активизация творческих способностей.
Методика музыкального воспитания детей уже разработана, подробно описана в литературе и внедрена в работу. Однако не следует забывать, что многое из того, что было наработано в советское время потеряло свою актуальность в связи с изменившейся социальной обстановкой и другими воспитательными приоритетами. Появилась необходимость пересмотреть известные в музыкальной педагогике принципы, методики и подходы к вопросам музыкального воспитания детей.[2]
Гуманизация образования, которой уделяется большое внимание в последнее время, предполагает большой интерес к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Музыка как раз способствует познанию и оценке действительности, вызывает эмоции и активизирует творческие способности личности. Самое главное необходимо понять, что в развитии личности музыкальное воспитание не должно быть второстепенным, оно должно быть основополагающим. Фантазию и способность к переживанию следует развивать именно в дошкольном возрасте и тогда ребенок никогда не утратит того, что было заложено в нем в ранние годы жизни.
Восприятие музыки ребенком невозможно без звукового опыта и без активной деятельной основы. Все это дает звено музыкального воспитания, то есть исполнение музыки. Сюда входит пение, сольфеджио, музицирование и многое другое. Исполнение музыки способствует точному развитию реакции детей, а также координацию мышления и движений. Вокальное и инструментальное воспитание оказывает влияние не только на эмоциональную сторону личности ребенка, но и на его умственное развитие.
В свою очередь, воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. А воспитание музыкального чувства лада и вовсе связано с образованием в коре головного мозга сложной системы нервных связей, с развитием способности его нервной системы к самому тонкому регулированию процессов возбуждения и торможения, и других внутренних
процессов, которые протекают в организме. Сочинение музыки, просто ее слушание и исполнение требуют постоянного обмена информацией между полушариями и их взаимодействия. Доказано, что у музыкантов асимметрия мозговых полушарий выражена меньше и в процессе мозговой деятельности полушария легче подменяют друг друга и передают различные функции. Также у музыкантов увеличен и отдел мозга, который отвечает за моторные навыки и их связь с поступающей от органов чувств информацией.
Процесс обучения воспроизведению музыки требует от ребенка умственного напряжения и большой активности. Он учится сравнивать исполнение других со своим исполнением, а также сопоставлять различный характер музыкальных фраз, оценивать качество исполнения произведения.
Способность к эстетическому переживанию, которое развивается у ребенка посредством музыкального воспитания, является необходимым условием становления всесторонне развитой личности, что наряду с выработкой у каждого нормального человека активной жизненной позиции, является конечной целью воспитания. Можно прийти к заключению, что природа музыки, как всякого вида искусства, дополняет реальный жизненный опыт человека. Без музыки невозможно полноценное развитие сознания ребенка, невозможна полноценная человеческая деятельность в целом.
Коллективное музицирование, например, способствует решению воспитательных задач. Чередование различных музыкальных заданий требует от детей внимания, быстроты реакции и организованности. Исполняя произведение, ребенок понимает, что должен вовремя начать и закончить его исполнение. А это значит, что музыкальное воспитание совершенствует тормозные процессы, а также закладывает основы общей культуры будущего человека. Воздействие музыки на общефункциональную деятельность человека вызывает в нем двигательные реакции. Главным обоснованием всего этого является моторная природа восприятия, а в частности музыкального ритма. Жесты, различные движения и пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Музыкальные произведения вызывают у детей самые разные эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых движения приобретают соответствующий характер. Движения под музыку обладают также рядом преимуществ в музыкальном воспитании ребенка, они способствуют формированию личности его волевой и познавательной сфер.
Познавательные способности развиваются благодаря различной тематике музыкальных игр, а также ознакомлению с художественными движениями. Однако познавательные процессы во время движения под музыку активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Чем сложнее и музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, а значит, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, опирающейся на слуховой и двигательный анализатор. Кроме того, дети, используя характерные для той или иной музыки движения, передают не только облик и характер персонажей, но и их восприятие, отношение к ним. Таким образом, рождается творческое воображение.[3]
Музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. Дети обогащают свою эмоциональную сферу, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитывать любовь к прекрасному, чуткость в жизни. Важно помнить, что развивая детей музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.
Наше современное общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе и музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия и воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.
Глава 2. Роль хоровых занятий и адаптация ребенка
Основным и наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальной культуре является хоровое пение. Сама суть этого вида музицирования вырабатывает у учащихся умение видеть, слышать и чувствовать состояние другого человека, невольно сливаться с ним в едином душевном движении. Как искусство коллективное, именно хоровое пение, объединяя чувства, мысли и волю исполнителей, обладает широчайшими воспитательными и образовательными возможностями.
Хоровые занятия обладают преимуществами перед другими формами детского музыкального творчества. Во-первых, хоровая музыка позволяет вовлечь в творческий процесс большое количество детей. Во-вторых, она позволяет ребенку использовать тот естественный инструмент, которым наделила его природа – голос. Наконец, в-третьих, хоровая музыка обладает дополнительной, весомой воспитательной функцией: в ней есть слово, что облегчает общение ребенка с миром искусства, упрощает процесс понимания им музыки. При разучивании хоровых произведений и работе над их характером используются знания и умения, формируемые у учащихся на уроках русского языка (умение правильно произносить слово, выразительно читать текст, определять в словосочетаниях главное и зависимое слово; знание видов простых предложений – повествовательных, вопросительных, умение соблюдать верную интонацию при их произношении). Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии поющих. «Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему…».[4]
Именно на хоровое пение, как форму музыкальной деятельности, обращал внимание методист А. Карасев: «Пению, по моему мнению, должно быть оказано преимущество перед другими искусствами, главным образом, потому, что при других искусствах народ является только пассивным слушателем и созерцателем; здесь же он имеет возможность проявить активное участие…».
В задачи хорового образования входят:
1. Развитие у детей музыкальных способностей посредством вокально-хоровых навыков.
2. Совершенствование эмоциональной сферы.
3. Приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной музыки, формирование интереса и любви к пению, к хоровому исполнительству.
4. Формирование музыкальной культуры, которая оказывает положительное влияние на социально-художественный опыт.
Хоровое исполнение несет широкую функцию образования. Оно воспитывает в детях память, вкус, артистичность, чувства и эмоциональность, а также, что является очень важным, творческое воображение и мышление. Чем богаче воображение, тем глубже проникновение в художественный замысел произведения, а это помогает осознанному его исполнению. «Это умение обогатившись - обогащать».[5]
Современного ребенка окружает очень богатый мир звуков, который, прежде всего, создает телевидение, радио и кино. Он слушает доступную и не доступную для его понимания музыку, близкую и интересную по тематике, и даже музыку, которая рассчитана на взрослых. Именно поэтому весь процесс хорового воспитания должен быть целенаправлен очень четко и ясно, так как именно хоровое пение является одним из важнейших аспектов в системе музыкального и эстетического воспитания подрастающего поколения. Хор, действительно, очищает. Когда человек поет в хоре, все недостойное и вся корысть из него выходит, он, словно воспаряет. Если бы существовали некие этические «счетчики Гейгера», в момент пения они устанавливали бы наивысшее накопление прекрасного в шкале душевного состояния.
По наблюдениям педагогов современности дети, которые систематически занимаются пением в хоре, лучше учатся в школе, являются более дисциплинированными и эмоционально развитыми, по сравнению со сверстниками, которые никогда не занимались музыкой, а в особенности хоровым пением.
Психологи говорят о том, что детство – это самый подходящий и благоприятный период для любого обучения и в том числе занятий искусством. Именно в это время человек открыт для диалога и восприятия информации, формирования индивидуально-психологических свойств личности, а также для усвоения социальных норм поведения.
По утверждению одного из современных ученых-психологов П. В. Симонова, «занятия искусством – это не барская прихоть, это – необходимость. Правое полушарие – эмоциональный мозг – является базисом для развития левого полушария – мозга рассудочного. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий мозга, и только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность – святая святых задач системы народного образования и родительского воспитания».
Таким образом, недооценка художественного и в том числе певческого развития учащихся в рамках общеобразовательной школы может привести к отрицательным последствиям в других сферах деятельности человека.
Несмотря на то, что в системе народного образования на уроках музыки имеются потенциальные возможности для музыкального и певческого развития учащихся, однако они недостаточно полноценно реализуются на практике. Одна из основных причин – недостаточно эффективные программы, сориентированные, главным образом, на развитие музыкального восприятия через слушание музыки и рассуждение о ней, не учитывая отечественные певческие традиции.
Россия издревле была певческой страной. Вокально-хоровая культура всегда была и есть ее национальное достояние. Смещение акцентов в музыкальном образовании без учета данной особенности национальной культуры приводит к определенному кризису во всей системе народного образования в целом.
На уроках музыки мало уделяется внимания хоровому пению, поэтому не решается основная задача вокальной работы – постановка голоса учащихся. А если пение и имеет место на уроке, то оно проходит на уровне массового пения без учета правил вокальной технологии. Такое пение пагубно для физического и психического здоровья детей. При достаточно длительном таком «музицировании» голоса поющих учащихся портятся. У детей искажается представление о хоровом искусстве, которое превращается для них в фактор стресса.
Пение не поставленным голосом не приводит к развитию тех личностных качеств учащихся, о которых говорилось выше, а, напротив, способствует разрушению певческих способностей и формирует отрицательное отношение к урокам музыки.
Из такого кризисного состояния дел можно выйти путем активизации хорового пения во внеклассной работе и системе дополнительного образования. Кроме того, урок музыки в общеобразовательной школе, особенно в начальных классах, следует строить, главным образом, на основе певческой деятельности, целенаправленно работая над процессом постановки голоса с самого начала обучения. Именно это лежало в основе музыкального воспитания детей в России столетиями.
Пути развития отечественной музыкальной культуры в целом определяла певческая культура народного быта и православной церкви. Специфика музыкального искусства различных стран складывалась, главным образом, под влиянием культовой музыки.
Хоровая культура подрастающего поколения будет успешно формироваться при условии создания в учебном учреждении художественно-эстетической среды и взаимодействия школы с учреждениями культуры, в том числе театрами оперы и балета, хоровыми капеллами, народными коллективами.
Учитывая опыт массового музыкального образования, работу по развитию культуры хорового пения дошкольников и школьников необходимо строить в опоре на развитие их музыкальности, музыкального (вокального) слуха, певческого голоса, художественного вкуса, творческого воображения. Способность слушать и слышать музыку (размышлять о музыке) эффективней всего воспитывается на основе интереса к совместному вокально-хоровому исполнительству и к овладению специальными (вокально-хоровыми) умениями и навыками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении многих веков истории человечества представители различных наук спорят о путях и истоках возникновения музыки. Однако все они сходятся на том, что она родилась, прежде всего, как пение, вместе с речью, возможно до возникновения первого слова. Таким образом, первым музыкальным инструментом был человеческий голос.
Пение и высшая его форма - хоровое искусство является подлинным источником отечественной музыкальной культуры, как в нашем прошлом, так и в настоящее время. Основополагающее место искусства пения в музыкальной культуре определяется такими его свойствами, как народность, массовость и общедоступность. Все это свидетельствует об универсальном общественном и личностно значимом характере пения. Певческое искусство издавна находилось в основе не только музыкального, но и духовно-нравственного воспитания детей. Именно песня сопровождала человека от момента его рождения и до последних дней жизни, начиная с колыбельной матери, заканчивая церковными обрядами. Именно через пение у ребенка формировалась душевная гармония, которая вносила порядок в ритм его жизни.
В своих теоретических трудах неоднократно подчеркивали воспитательное воздействие пения педагоги прошлого. Говорилось о влиянии пения на развитие памяти, интеллекта, внимания и воображения на эстетические чувства и даже физическое развитие. Пение на протяжении многих веков и по сей день является главным инструментом воспитания детей, а также средством их социальной адаптации в процессе усвоения духовного опыта поколений.
Таким образом, пение может служить многосторонним средством для воспитания ребенка. Его влияние захватывает самые глубокие стороны внутреннего мира человека.[6]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Городецкая Ю. А. Синтез искусств в развитии творческих способностей школьников в учреждениях дополнительного образования// Искусство и образование, 2012 № 3 (77). 72 – 78 с.
- Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности - М.:Таланты - 21 век, 2004. – 496 с.
- Мочалова И.К. Музыкальный аспект в воспитании ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / И.К. Мочалова // Жур. «Молодая мама». – М., 2009.
- Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа. От древности до XXI века. М.: ВЛАДОС, 2003. - 304.
- Сурнова С. Н. Развитие творческой активности учащихся в условиях учреждения дополнительного образования// Искусство и образование, 2010 №4 (66). 68 – 74 с.
- Всероссийское хоровое общество. Детский хор России. http://childrenchoir.ru
[1] Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности - М.:Таланты - 21 век, 2004. – 496 с.
[2] Сурнова С. Н. Развитие творческой активности учащихся в условиях учреждения дополнительного образования.// Искусство и образование, 2010 №4 (66). 68 – 74 с.
[3] Мочалова И.К. Музыкальный аспект в воспитании ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста / И.К. Мочалова // Жур. «Молодая мама». – М., 2009.
[4] Городецкая Ю. А. Синтез искусств в развитии творческих способностей школьников в учреждениях дополнительного образования// Искусство и образование, 2012 № 3 (77). 72 – 78 с.
[5] Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа. От древности до XXI века. М.: ВЛАДОС, 2003. -304.
[6] Всероссийское хоровое общество. Детский хор России. http://childrenchoir.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Роль обслуживающего труда в социальной адаптации детей со сложным дефектом.
Навыки и умения, приобретенные детьми со сложным дефектом в развитии в результате обучения обслуживающему труду, лягут в основу их личного и социального благополучия....
"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
В статье раскрывается вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
Роль курса арттерапии в социальной адаптации детей
Дано краткое содержание курса арттерапии, а также роль данного игрового курса в адаптации к школе будущих первоклассников и учащихся начальной школы....
Роль социального педагога во взаимодействии с семьями учащихся по оказанию системной работы по оказанию помощи в вопросах воспитания , обучения, развития и социальной адаптации детей .
Значительная роль в воспитании отводится сотрудничеству семьи и школы. Это не одноразовая акция , а целая система работ....