Статья "Роль дополнительного образования в социальной адаптации детей с ОВЗ.
статья

Кочова Ольга Константиновна

 

Каждый ребенок приходит в этот мир особенным. Мы не можем повлиять на то, каким он родится – мы можем только сотрудничать с природой, чтобы позволить этому ребенку развиться согласно его потенциалу и его внутренней тайне. И именно в этом сложнейшая задача для родителей и взрослых, которые отвечают за воспитание ребенка. Ведь каждый ребенок неповторим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kochova_o.k._.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дополнительного образования в социальной адаптации детей с ОВЗ.

Кочова Ольга Константиновна, социальный педагог,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24».

Каждый ребенок приходит в этот мир особенным. Мы не можем повлиять на то, каким он родится – мы можем только сотрудничать с природой, чтобы позволить этому ребенку развиться согласно его потенциалу и его внутренней тайне. И именно в этом сложнейшая задача для родителей и взрослых, которые отвечают за воспитание ребенка. Ведь каждый ребенок неповторим.

Современная социальная политика Российской Федерации направлена на повышение доступности и качества образования, содействие гуманизации и снижение социального неравенства в сфере образования. Основными целями являются ориентация системы образования на удовлетворение потребностей каждого человека и предоставление образовательных возможностей каждому, независимо от уровня психического и физического здоровья, социально-экономического статуса, этнической и религиозной принадлежности.

В нормативно-правовых документах дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования – социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие.

Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества.

Дети с ограниченными возможностями, а также дети без этого статуса стремятся получить новые знания и навыки. Но для их развития необходима дополнительная помощь не только родителей, но и специалистов из разных областей. То есть в организации школьной системы дополнительного образования необходим комплексный подход. Каждый ребенок, вовлеченный в работу различных кружков, реализует там свои способности и развивает их в себе.

В нашей школе функционирует «Точка роста», в которой проводятся занятия дополнительного образования. Педагогами решаются задачи развития творческого мышления, воображения, здоровьесбережения. Дети с ОВЗ, как и обычные здоровые дети могут посещать различные кружки в нашей школе: «Шашки и шахматы», «Школа безопасности», «Креативное рисование», «Инфознайка», «Инфомир», «Лего».

         Дополнительное образование создает условия, помогающие таким детям стать активными участниками социума, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка на основе его личных предпочтений и создает оптимальные возможности для реализации этого потенциала.

        На занятиях в «Точке роста», дети с ОВЗ, взаимодействуя со здоровыми детьми, усваивают определенную систему знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом.

        Каждому человеку, а ребенку особенно, важно знать, что он нужен. Тогда и с болезнью справиться легче, и войти в нормальную жизнь можно быстрее. Только тогда ребенок осознает, что он такой, как все, имеет те же права и обязанности гражданина. Всеобщая декларация прав человека гарантирует детям с ОВЗ и инвалидностью право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества.  

Одной из первоочередных мер по выполнению положений Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей является реабилитация ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Право на получение образования является неотъемлемым для каждого человека. Все мы знаем, что огромное количество детей-инвалидов так и не смогли развить и реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, так как жизнь в режиме постоянного психологического стресса не позволяет им объективно оценить свои способности.

        И если обучение детей-инвалидов по программе общеобразовательной школы проводиться, то организация дополнительного образования таких детей сопряжена с большими сложностями. Так, например, посещение кружков дополнительного образования для ребенка с диагнозом ДЦП очень часто становится просто невозможным, так как им требуется больше времени для того, чтобы воспроизвести самые простые действия. Даже для того, чтобы ровно разрезать лист бумаги, им требуется приложить максимум усилий. А при этом еще и выдержать взгляды и реплики некоторых ребят. Поэтому к таким детям нужен индивидуальный подход.

Удовлетворение от общения со сверстниками располагает к доверительным отношениям. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Поэтому работа с детьми с ОВЗ – это не только государственное направление в образовательной политике, но и желание родителей, и потребность самих детей, возможность педагогического коллектива. Педагог может опираться на правила общения с такими детьми:

- не сравнивать с остальными детьми;

- не стоит стремиться сделать его более «удобным» и внешне адекватным;

- не навязывать себя ребенку, если решили с ним поиграть или чему-то научить;

- быть эмоционально приветливым не только внешне, но и внутренне;

- не фиксировать внимание на неудачах;

- использовать разные формы несловесной поддержки ребенка – улыбку, подбадривающее пожатие руки, поглаживание по голове, подмигивание, обнимание за плечи, что подскажут ваши руки и сердце;

- избегать длинных объяснений или бесед, так как зачастую они просто недоступны детям;

- учить ребенка доводить начатое дело до конца;

- быть терпимым к «необычному поведению» ребенка;

- к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, не смотря на имеющееся нарушение.  

         Вера в способности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию позитивного отношения к себе и окружающим, формирует чувство уверенности в себе, доверия к окружающим. Сотрудничество между педагогами и родителями дает хорошие результаты в развитии детей с ОВЗ.

Список литературы

1. Владимир Свободин. Инклюзивное образование – актуальнейшая тема для страны http://www.dislife.ru/flow/theme/9364/ 

 2. Евтушенко А.И., Евтушенко И.В.  Роль дополнительного образования в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья на различных возрастных этапах. // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №6.

3. Золотарева, А. В. Дополнительное образование детей / А.В. Золотарева. - М.: Академия развития. 2016.-300с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей

Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей

Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей

Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...

Роль дополнительного образования в социальном воспитании детей с целью приобщения их к традициям народной культуры

Из опыта работы педагога д.о. Хабибулиной Ии ГригорьевныСоциализация — процесс  усвоения  человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, з...

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( пояснительная записка)

Программа по социальной адаптации детей для педагогов, логопедов, психологов и музыкальных руководителей....

Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....

«Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей»

Происходящие в России социально-экономические преобразования и движение к гражданско-правовому государству определяют особую актуальность формирования поколения активных, компетентных граждан, способн...