Методическая разработка "Массовые мероприятия, как эффективная форма воспитательной работы"
методическая разработка по теме

Жукова Ольга Олеговна

При планировании воспитательной работы учитываю проведение традиционных мероприятий.

Реализация мероприятий, и традиционных, и единовременных в рамках комплексно-целевых воспитательных программ является эффективным средством адаптации и социализации детей.

В целях изучения личностных характеристик детей, которые являются помощниками и участниками при подготовке мероприятий, использую  диагностические методики (игра-анкета, «Моя позиция», «Знакомьтесь, это Я!», «Карта настроения», «Психогеометрическая самооценка личности», методика «Недописанный тест», и др.)(приложение № 1), а также адаптационные игры и упражнения(приложение № 2):

1. игры-знакомства («Теплый ветер», «Я – луноход», «Колесо», «Снежный ком», «Назови имя», «Перестроечный процесс», «Загадочное имя», «Что у нас общего» или «Пересядьте все те, кто…», «”Горячий” стул», «Глаза в глаза», «Давай познакомимся», «Веселый паровозик», «Объявление в газету» и т.д.)

2. игры-ледоколы («Испытание круга», «Апельсин», «Пузырь», «Узелки», «А я еду», «Веревочка», «Доброта+счастье+любовь», «Тили-мили-трямчики», «Клубок или размотало-замотало»)

3. игры на выявление лидеров («Визитки», «Светофор», «Слепая гусеница», «Сороконожка», «Копна-горка-тропинка»)

4. конкурсы на выявление артистических и  творческих личностей («Необычный рассказ», «Сурдоперевод», «Красная шапочка», театр-экспромт, «Испорченный карандаш» и др.)

5. игры на доверие («Бумс», «Шуршунчик», «Паровозики», «Тростинка на ветру» и др.)

6. игры для общения мальчиков и девочек («Дотронься до…», «Кошечка-собачка», «Бип» или «Хм-хм», «Эмоции»; для старших подростков: «Такие нежные слова», «Прикосновение», «Да, нет, да», «Карусель», «Арам-шим-шим» и др.)

Результаты диагностики использую для привлечения детей к активному участию в подготовке и проведении мероприятий.

Массовые мероприятия являются эффективными формами досуговой деятельности. Именно благодаря им можно воздействовать на учащегося, привлекая его к совместному творчеству.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 590 Красносельского района Санкт - Петербурга

«Массовое мероприятие  как
 эффективная форма воспитательной работы»

Составитель: Жукова О.О

Педагог - организатор

Cанкт - Петербург
2016г.

Содержание

Введение……………………………………………………………...........

3

  1. Массовое мероприятие – эффективная форма воспитательной работы……………………………………………………………………..

5

1.1. Массовое мероприятие: понятие, формы…………………………..

5

1.2. Технология организации воспитательного мероприятия…………

6

1.3. Самоанализ воспитательного мероприятия………………………..

10

Заключение………………………………………………………………..

12

Список литературы……………………………………………………….

13

Введение

Повышение социального статуса воспитания является современной тенденцией развития образования в нашей стране. Функция воспитания считается одной из основных социальных функций образовательного учреждения. Сегодня она признается на самых высоких уровнях управления образованием, что отражено в Концепции модернизации российского образования до 2010 года и в Концепции модернизации дополнительного образования детей  РФ на период до 2010 года.

Развитие воспитания в системе образования рассматривается как условие и способ решения существующих в обществе острых актуальных социальных проблем детства. Как следствие, направление воспитания - подготовка ребенка к самоопределению, самообразованию и самовоспитанию.

Главная цель воспитания в Лицее № 590 - личность, мотивированная на творчество, саморазвитие, положительно социально ориентированная.

Воспитательная деятельность педагогического коллектива Центра развивается как в рамках образовательных программ объединений, так и в рамках воспитательных комплексно-целевых программ, функционирующих внутри учреждения.

Воспитательная работа  осуществляется  педагогами в рамках образовательного пространства Лицея № 590  по следующим видам деятельности: образовательная (познавательная),  оздоровительная, трудовая, досуговая, творческая; реализуется непосредственно в детских объединениях, через работу педагога-организатора и взаимодействие с социумом.

При планировании воспитательной работы учитываю проведение традиционных мероприятий.

Реализация мероприятий, и традиционных, и единовременных в рамках комплексно-целевых воспитательных программ является эффективным средством адаптации и социализации детей.

В целях изучения личностных характеристик детей, которые являются помощниками и участниками при подготовке мероприятий, использую  диагностические методики (игра-анкета, «Моя позиция», «Знакомьтесь, это Я!», «Карта настроения», «Психогеометрическая самооценка личности», методика «Недописанный тест», и др.)(приложение № 1), а также адаптационные игры и упражнения(приложение № 2):

1. игры-знакомства («Теплый ветер», «Я – луноход», «Колесо», «Снежный ком», «Назови имя», «Перестроечный процесс», «Загадочное имя», «Что у нас общего» или «Пересядьте все те, кто…», «”Горячий” стул», «Глаза в глаза», «Давай познакомимся», «Веселый паровозик», «Объявление в газету» и т.д.)

2. игры-ледоколы («Испытание круга», «Апельсин», «Пузырь», «Узелки», «А я еду», «Веревочка», «Доброта+счастье+любовь», «Тили-мили-трямчики», «Клубок или размотало-замотало»)

3. игры на выявление лидеров («Визитки», «Светофор», «Слепая гусеница», «Сороконожка», «Копна-горка-тропинка»)

4. конкурсы на выявление артистических и  творческих личностей («Необычный рассказ», «Сурдоперевод», «Красная шапочка», театр-экспромт, «Испорченный карандаш» и др.)

5. игры на доверие («Бумс», «Шуршунчик», «Паровозики», «Тростинка на ветру» и др.)

6. игры для общения мальчиков и девочек («Дотронься до…», «Кошечка-собачка», «Бип» или «Хм-хм», «Эмоции»; для старших подростков: «Такие нежные слова», «Прикосновение», «Да, нет, да», «Карусель», «Арам-шим-шим» и др.)

Результаты диагностики использую для привлечения детей к активному участию в подготовке и проведении мероприятий.

Массовые мероприятия являются эффективными формами досуговой деятельности. Именно благодаря им можно воздействовать на учащегося, привлекая его к совместному творчеству.

  1. Массовое мероприятие – эффективная форма воспитательной работы

1.1. Массовое мероприятие: понятие, формы.

Современное воспитательное мероприятие должно соответствовать смыслу модернизации воспитательной работы учреждения образования в целом.

Воспитательное мероприятие — это педагогическая единица всей воспитательной работы образовательного учреждения. Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы, её постоянного развития.

Выбор формы мероприятия определяю поставленной целью. Стараюсь использовать разнообразные формы воспитательных мероприятий, т.к. это всегда повышает интерес и активизирует познание.

Учитываю, что выбранная форма мероприятия, определяет модель размещения детей в аудитории. Использую следующие формы воспитательного мероприятия: встречи с интересными людьми, вечер – встреча, игра (познавательная, развлекательная, интеллектуальная), конкурсы (самые разнообразные),коллаж, литературно - музыкальная композиция, посиделки, праздник, тренинги, театрализованные представления и т.д.

1.2. Технология организации массового мероприятия

Учитываю следующие факторы в подготовке мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.

Соблюдаю определенные требования к подготовке мероприятия:

  • Четкая формулировка педагогической цели мероприятия (комплексно: обучение, воспитание, развитие).
  • Планирование этапов мероприятия.
  • Организация подготовки в соответствии с поставленной целью.
  • Подбор оптимального материала с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия.
  • Применение элементов неожиданности, «изюминок».
  • Обеспечение разнообразия форм и творческого характера деятельности участников.
  • Обеспечение взаимосвязи этапов.

Для обеспечения эффективности проведения мероприятия тщательно планирую его организацию и подготовку на трех основных этапах.

1. Подготовительный этап

  • Определение темы, постановка целей.
  • Составление плана.
  • Определение хода и содержания мероприятия.
  • Анализ и подбор литературы.
  • Составление рекомендательного списка.
  • Определение методов и приемов.
  • Разработка сценария.
  • Подготовка дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизита.
  • Изготовление наглядного материала, плакатов и т.д.
  • Определение участников (актеров, ведущих, и т.д.).
  • Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.
  • Приобретение призов, грамот.
  • Определение места, времени, даты проведения.  
  • Решение организационных вопросов.
  • Подготовка оформления.
  • Подготовка и проверка оборудования и технических средств.
  • Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
  • Объявление.
  • Оформление кабинета, зала.
  • Приглашение зрителей, гостей.
  • Установка оборудования, технических средств.

Прежде чем написать сценарий по выбранной теме, выбираю детей, которые смогут проявить себя наиболее ярко в определенной роли. Это может быть как роль ведущего, главного героя (например, при подготовки театрализованного новогоднего представления) так и помощника: оформителя, звукорежиссера, костюмера и визажиста (например, в процессе организации и проведении конкурсных программ).

При этом учитываю, каких качеств личности, умений и навыков  потребует от учащихся подготовка и проведение мероприятия, какую степень самостоятельности надо им проявить (музыкальные, организаторские способности, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание, инициатива и т.д.); кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных задач, заданий и какую роль в организации мероприятия они должны играть; какими индивидуальными психологическими особенностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей в проводимой работе, и решению каких конкретных воспитательных задач это будет способствовать (одному – проявить чувство ответственности, другому – дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему – научиться не только командовать, но и подчинятся и т.д.)

2. Основной этап

  • Проведение мероприятия.

3. Рефлексивный этап

  • Подведение итогов.
  • Анализ проведенного мероприятия (самоанализ).
  • Описание опыта или разработка методических рекомендаций.
  • Распространение и обобщение опыта работы

Для обеспечения эффективности стараюсь войти в контакт с участниками, учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, их осведомленность по теме и эрудицию. Наиболее приемлемыми для достижения цели массового мероприятия считаю следующие методы:

  • побуждение (совместное творчество; подготовка мероприятия творческой группой).
  • обращение к личному опыту учащихся (обсуждение темы, проблемы, ситуации; выполнение задания, социальных ролей; анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта).
  • убеждение (подача значимой и объективной информации).

Использую следующие формы работы в ходе проведения мероприятия: практическую, монологическую, диалогическую, наглядную, словесную, объяснительно-иллюстративную, репродуктивную и другие. Учитываю, чтобы выбранные формы соответствовали: воспитательным и образовательным принципам, целям и задачам; возрастным особенностям детей, содержанию мероприятия. Например, при проведении профориентационных игр использую мультимедийную презентацию для наглядности, монологическую и словесную формы при сообщении нового материала, практическую форму при анкетировании и тестировании, диалогическую форму во время игровых моментов.

При проведении мероприятий стараюсь организовать активное участие обучающихся в нем посредством состязательной деятельности, сочетаю коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся. Интересные вопросы и интеллектуальные задания имеют большое значение для развития познавательного интереса. Правильно подобранные вопросы помогают детям сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают мыслительные способности, повышают активность. Поэтому к выбору типа вопросов надо отнестись серьезно и подойти творчески.

Кроме того, исходя из цели каждого этапа мероприятия, можно использовать вопросы:

  • вызывающие интерес,
  • привлекающие внимание,
  • переключающие внимание,
  • помогающие оценить знания,
  • возвращающие к основной теме,
  • помогающие вести занятие,
  • помогающие углубиться в тему,
  • апеллирующие к эмоциям, открывающие (закрывающие) обсуждение,
  • позволяющие сделать обобщение, вывод, определение,
  • влияющие на ход обсуждения,
  • подводящие итог обсуждения.

Помимо активизирующих вопросов использую творческие задания, как поручения при подготовке мероприятия и применяю непосредственно в самом мероприятии.

При подборе и подготовке заданий учитываю, что их выполнение должно дополнять имеющиеся у ребят знания, развивать умения и навыки, приобретенные ранее, способствовать активизации творческих и интеллектуальных способностей. Поэтому задача состоит в том, чтобы подобрать задание, соответствующее выбранной форме мероприятия и времени его проведения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме. В любом случае задания не должны быть трудновыполнимыми (по сложности и времени), некорректными и непонятными.

Использую задания познавательные, творческие, интеллектуальные, проектировочные, исследовательские, которые имеют различные цели:

  • испытать сообразительность (загадки, задачки);
  • изобразить;
  • инсценировать, выступить в определенной роли;
  • доказать или опровергнуть;
  • составить план действий;
  • смоделировать;
  • спроектировать;
  • установить причины;
  • определить последствия;
  • выявить проблемы;
  • найти решение проблем, устранить противоречия;
  • проанализировать ситуацию;
  • прокомментировать;
  • создать портрет;
    подобрать материал;

    Составлению сценария отвожу важное место при подготовке и проведении мероприятия. Он позволяет четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать методическую литературу, Интернет-ресурсы, предусмотреть ошибки и промахи.
    При разработке и составлении сценария придерживаюсь следующей схемы:
    Название мероприятия.
    Форма проведения.
    Тема.
    Возраст, количество участников.
    Цели и задачи мероприятия для педагога и учащихся.
    Оформление и наглядность.
    Оборудование и технические средства.
    Дидактический, раздаточный материал.
    Декорации. Реквизит. Атрибуты.
    Ход (структура) мероприятия. Во вступительном слове раскрываю смысл темы (проблемы), озвучиваю цели, условия, представляю участников, жюри и гостей. В основной части провожу мини-опрос для определения уровня информированности участников и актуализации проблемы; раскрываю информацию и стимулирую познавательную деятельность посредством рассказа, демонстрации с использованием ИКТ, беседы, инсценировки, конкурсных заданий и т.д; содействую применению участниками теоретических и практических знаний в ходе выполнения заданий; провожу работу со зрительным залом (при наличие пассивных участников мероприятия). В заключительной части мероприятия провожу обсуждение, рефлексию, совместно с участниками формулируются выводы, результаты мероприятия, подводятся итоги и награждение.

1.3. Самоанализ воспитательного мероприятия

Самоанализ воспитательного мероприятия проводится с целью выявления результативности проведенного мероприятия, определения положительных и «неудачных» моментов.

Необходимо проанализировать:

  • удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности;
  • насколько удалось достигнуть поставленных целей и задач, определить причины успехов, неудач и ошибок;
  • насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности;
  • насколько организованным и своевременным было начало работы;
  • насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа; в какой мере дети, участвующие в проведении работы, справились со своими ролями (подготовлены, уверены, спокойны, воодушевлены или растеряны, вялы и т.д.);
  • все ли учащиеся увлечены ходом мероприятия; В чем проявлялась эмоциональная реакция детей, и в какие моменты;
  •  какова была дисциплина;
  •  какой эмоциональный настрой  наблюдался в ходе мероприятия (подражание, вдохновение, смена коллективного настроения, дух соперничества и др.);
  • какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение, каких результатов достигли;
  • каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности;
  • каково воздействие мероприятия на отдельных учащихся;
  • какие затруднения были на этапе подготовки;
  • что было интересно учащимся, благодаря чему;
  • менее удачные моменты, их причины;
  • возникшие сложности и пути их преодоления;
  • целесообразность проведения подобных мероприятий в дальнейшем.

В ходе мероприятия обращаю внимание на активность отдельных участников, их высказывания, свидетельствующие о том, что мероприятие вызвало живой интерес.

Инновационные технологии, с использованием новых технических приспособлений оказывают более существенное воспитательное влияние на личность ребенка. Современные мультимедийные технологии, позволяют получать новые интересные эффекты психолого-педагогического воздействия на учащихся. Фотосъемка и видеосъемка в ходе воспитательного мероприятия позволяет создавать необходимый материал для наглядного анализа выполненной работы, а также для её рекламы (выполнение презентации мероприятия, видео- и фото альбомов, оформление выставок и т. д.). Музыкальное оформление воспитательного мероприятия является важным показателем его качественности.

Воспитательные мероприятия оказывают положительное влияние на личность зрителя (учащегося, воспитанника и т. д.). Однако в большей степени процессы воспитания положительно влияют на личность участника мероприятии, который, пропуская через себя содержания мероприятия, осваивает некоторые образцы поведения, поступков на практике (отказывается от отрицательных образцов поведения).

Заключение

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе. Воспитательные мероприятия позволяют выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формируют образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. При организации и проведении воспитательных мероприятий происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.

Технологический подход при организации воспитательных мероприятий заключается в применении воспитательных технологий:  методы и приёмы личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, педагогика сотрудничества, технология коллективных творческих дел, интерактивные технологии, информационно-коммуникационные технологии. Это позволяет сконструировать наиболее оптимальную структуру мероприятия, деятельность педагогического коллектива, иных сопричастных лиц, а также позволяет обеспечить формирование более, четкой, ясной и прозрачной картины, происходящих событий при инициировании, планировании, организации, проведении любого воспитательного мероприятия.

Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий: анализ обстановки, определение цели, планирование, подготовку, непосредственное воспитательное воздействие на детей и так называемое "последействие", т.е. анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных педагогом задач: насколько удалось достигнуть поставленных целей и задач, причины успехов, неудач и ошибок.

Список литературы

  1. Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: метод. Пособие / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 256 с. – (Методика).
  2. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии // Под ред. Н.Е. Щурковой. — М., 1998.
  3. Жирикова А.А. Из опыта воспитательной работы школы. //Классный руководитель. — 2001. — № 2.
  4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1989.
  5. Календарь школьных праздников / Авт.-сост. С.И. Лобачева, К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2006. – 2888 с. – (Классному руководителю).
  6. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов / С.С. Кашлев. – Мн.: Выш. шк., 2002. – 95 с.
  7. Методика воспитательной работы / Под ред. Тувинского Л.И.- М., 1989.
  8. Петухова Л.В. Из опыта планирования работы с классным коллективом // Классный руководитель. — 2001. — № 3.
  9. Пушкарева Т.Н. Планирование воспитательной работы с учащимися среднего звена // Классный руководитель. — 2001. — № 3.
  10. Формы воспитательной работы классного руководителя /Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 112 с.: ил. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып.78).
  11. Шамардин В.Н. и др. Школа: от конечного результата к творческому поиску.- М., 1991.  
  12. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. — М., 1989.
  13. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994.
  14. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М, 2000.
  15. Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя // Классный руководитель. -2001.- №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об инновационных формах воспитательной работы и их эффективности в школе.

Об инновационных формах воспитательной работы и их эффективности в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №13 г.Йошкар - Ола"...

Методическая тема — эффективная форма организации работы педагогов

На современном этапе качественным можно считать такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.Самообразование только тогда считается за...

Методическая тема — эффективная форма организации работы педагогов

На современном этапе качественным можно считать такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.Самообразование только тогда считается за...

Методическая копилка "Формы воспитательной работы"

Теоритические аспекты возможных форм воспитательной работы...

Эффективные формы воспитательной работы с подростками

Правильный выбор эффективных форм работы со школьниками среднего звена играет важную роль в воспитании классного коллектива. Воспитательные мероприятия  должны  соответствовать интеллектуаль...

Методическое пособие Программа «Использование современных форм воспитательной работы для успешной социализации личности обучающихся в ОГБПОУ СОТА»

Методическое пособие «Программа «Использование современных  форм воспитательной работы для успешной социализации личности обучающихся в ОГБПОУ СОТА» направлена на создание благо...