Методическое пособие Программа «Использование современных форм воспитательной работы для успешной социализации личности обучающихся в ОГБПОУ СОТА»
методическая разработка
Методическое пособие «Программа «Использование современных форм воспитательной работы для успешной социализации личности обучающихся в ОГБПОУ СОТА» направлена на создание благоприятных условий для развития личности обучающегося как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ СОТА
Методическое пособие
Программа
«Использование современных форм воспитательной работы
для успешной социализации личности обучающихся в ОГБПОУ СОТА»
Разработала преподаватель: Блинова Светлана Валерьевна
г. Смоленск
2020г.
Рассмотрено и одобрено
ЦМК общеобразовательных дисциплин
протокол № 1 от 28.08.20.
Председатель ________/Гмырикова С.В./
Составитель: Блинова Светлана Валерьевна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»
Рецензент: Гмырикова Светлана Владимировна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»
Методическое пособие «Программа «Использование современных форм воспитательной работы для успешной социализации личности обучающихся в ОГБПОУ СОТА» (далее - программа) направлена на создание благоприятных условий для развития личности обучающегося как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
2020г.
Пояснительная записка
Программа «Использование современных форм воспитательной работы для успешной социализации личности обучающихся в ОГБПОУ СОТА» направлена на формирование общей и профессиональной культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, любви к Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральнного государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программа призвана мотивировать обучающихся к активному участию в общероссийских, областных и городских молодежных мероприятиях, в том числе конкурсах, фестивалях, смотрах по основным направлениям воспитательной работы, направленных на формирование профессиональных компетенций;
Приоритетами программы являются формирование общей и профессиональной культуры.
Основой программы является принятие обучающегося второго и третьего курсов как профессионально и динамично развивающуюся личность, признание особенностей его индивидуального своеобразия, его права на свое мнение.
Методика работы с молодежью направлена на индивидуальное развитие личности каждого обучающегося в зависимости от целей самого обучающегося, а также формирования целеполагания деятельности студентов по своему саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению и самовоспитания.
Цель: создание благоприятных условий для развития личности обучающегося как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Задачи:
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
-воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога;духовно-нравственное развитие личности);
- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
- воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, формирование любви к выбранной профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической и нравственной культуры — эстетическое и нравственное воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности, соблюдение нравственных и моральных норм социума).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Сроки реализации: 2020-2023 гг.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап (2020-2021 учебный год) - создание психолого-педагогических условий реализации программы воспитания и социализации.
Практический этап (2021-2022 учебный год) - реализация воспитательных мероприятий
Заключительный этап (2022-2023 учебный год)-мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности.
Содержание программы
№ | Направление | Содержание | Мероприятия |
1 | Гражданско – патриотическое | Меры, способствующие становлению активной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благополучие своей страны, региона, образовательной организации; усвоению норм права и модели правомерного поведения | Мероприятия по плану Департамента Смоленской области по образованию и науке и образовательной организации, Мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Дню защитника Отечества. |
2 | Духовно-нравственное | создание условий для развития самосознания студентов, формирование этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни. | Мероприятия по плану Департамента Смоленской области по образованию и науке и образовательной организации |
Профессионально-трудовое воспитание | формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию в избранной профессии и специальности, приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики. | Мероприятия по плану Департамента Смоленской области по образованию и науке и образовательной организации. Участие в предметных олимпиадах, профессиональных конкурсах, фестивалях, квестах, интеллектуальных играх. День Российской науки | |
Эстетическое воспитание | содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами нравственного и самодеятельного художественного творчества, и осознанной потребности личности в восприятии и понимании прекрасного | Мероприятия по плану Департамента Смоленской области по образованию и науке и образовательной организации Классные часы, тематические беседы | |
Здоровый образ жизни | совокупность мер, нацеленных на популяризацию спорта, укрепление здоровья студентов, усвоение ими принципов и навыков здорового стиля жизни. | Мероприятия по плану Департамента Смоленской области по образованию и науке и образовательной организации Классные часы, тематические беседы |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика по изучению социализированности личности учащихся (М.И. Рожков)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда;
3 — почти всегда;
2 — иногда;
1 — очень редко;
О — никогда.
- Стараюсь слушаться во всем своих преподавателей и родителей.
- Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
- За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
- Я умею прощать людей.
- Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
- Мне хочется быть впереди других в любом деле.
- Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
- Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
- Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
- Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
- Мне нравится помогать другим.
- Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
- Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
- Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
- Переживаю неприятности других, как свои.
- Стремлюсь не ссориться с товарищами.
- Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
- Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
- Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»
Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...
Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»
Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...
Проектная методика как один из видов интерактивных технологий, способствующих успешной социализации личности учащихся и осознанию важности социального взаимодействия
Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданам...
Рациональная организация свободного времени ученика как одно из условий для успешной социализации личности.
Дискуссионный клуб для классных руководителей....
ПРОЕКТ «Модель педагогического сопровождения обучающихся в предпрофильной и профильной школе, как условие успешной социализации личности воспитанников»
Данный проект представляется актуальным в условиях повсеместной практики реализации «Концепции организации профильного обучения на старшей ступени общего образования» и в практ...
Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках истории и обществознания как средство социализации личности обучающихся (весенняя методическая сессия учителей-2019)
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.Коммуникати...
Программа «Использование современных форм воспитательной работы для успешной социализации личности обучающихся в ОГБПОУ СОТА»
Методическое пособие «Программа «Использование современных форм воспитательной работы для успешной социализации личности обучающихся в ОГБПОУ СОТА» направлена на создание...