Общеобразовательная программа «Обще-техническое моделирование»
рабочая программа на тему
Программа предусматривает работу с учащимися младшего школьного возраста (8-12 лет) по развитию конструкторского мышления, технических навыков и умений. Рассчитана на 3 года, решает проблемы привлечения детей, к занятиям техническим творчеством. Настоящая программа предлагает возможность использовать интеграционные основы на занятиях общего технического моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_otm.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных техников»
Программа утверждена
с изменениями и дополнениями
на педагогическом совете
протокол № 1 от 1 сентября 2014г.
Директор МКОУ ДОД СЮТ
__________ /А.С.Харченко/
Общеобразовательная программа
«Обще-техническое моделирование»
Возраст обучающихся: 8-12 лет
Срок реализации программы 3 года
составитель программы:
Митин.Ю.Ю- педагог
дополнительного образования
с. Дивное
Год разработки программы 2009 г.
Пояснительная записка.
Программа предусматривает работу с учащимися младшего школьного возраста (8-12 лет) по развитию конструкторского мышления, технических навыков и умений. Рассчитана на 3 года, решает проблемы привлечения детей, к занятиям техническим творчеством. Настоящая программа предлагает возможность использовать интеграционные основы на занятиях общего технического моделирования.
Актуальность программы, основная цель технического моделирования и конструирования в дополнительном образовании
- создание условий для желания у воспитанника стать целенаправленной, компетентной, коммуникабельной, самостоятельной созидающей личностью;
- способной принимать решения, проводить их в жизнь и нести за них ответственность.
Для этого целесообразно внедрить в образовательную практику объединений интегрированные занятия. Интеграционная основа занятий заключается в объединении науки и практики, слиянии разноаспектных явлений, процессов, в результате чего рождается новый интеграционный продукт творческой деятельности. Благодаря наличию в программе интегрированных занятий, педагогу удается сохранить и увеличить контингент обучающихся.
Исходя из педагогической целесообразности применение многопрофильной программы дает возможность педагогу применять различные формы и методы обучения, охватывать различные виды технического творчества и направления в данной программе выбрано спортивно - техническое направление. Она дает возможность педагогу поддерживать у воспитанников активный интерес к техническому творчеству. Занимаясь по данной программе воспитанник получает дополнительные знания в конструировании, моделировании, дизайне, изучает устройство автотранспортных средств, двухтактных двигателей, осваивает азы вождения.
Новизна данной интеграционной программы в том, что она адаптирована к школьной программе начального обучения (уроки технологии) и программе дополнительного образования «картингист – конструктор», дает возможность воспитанникам по окончании курса обучения, продолжить занятия в технических объединениях технической направленности. Программа создает условия для дальнейшего совершенствования знаний и умений, полученных в начально-техническом моделировании. Значимым является то, что педагог может корректировать интеграционные направления с учетом индивидуальных особенностей ребенка и заказа на образовательную деятельность учебного заведения.
Цель: постепенный переход от обще-технического моделирования к конструированию простейших технических объектов, а в последствии изучение устройства двухтактного двигателя и вождение карта.
Воспитывающие:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма; воспитание чувства самоконтроля, чувства гражданственности.
Развивающие:
- развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, рисунка, простейшего чертежа, схемы),
- создавать условия к саморазвитию обучающихся;
Обучающие:
-подготовка к занятиям в объединениях судомоделирование, автодизайн, авиамоделирование, радиотехника и т.д.
- обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы; обучение приемам разметки;
- обучение приемам установления причинной зависимости и начальным сведениям о построении чертежа.
Основные задачи:
- пробуждать любознательность и интерес к технике и устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции и желание трудиться над созданием технических объектов и игрушек;
- совершенствовать умения и навыки работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов;
- развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости (с помощью эскиза, рисунка, простейшего чертежа, схемы);
- формировать потребность чтения графических изображений, создания мысленного образа в процессе изготовления изделий;
- способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе изготовления моделей простейших технических объектов (выбор материала, способа обработки, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания, умения и опыт в изготовлении других объектов и т.д.);
- развивать техническое мышление детей, находчивость, изобретательность и устойчивый интерес к техническим направлениям.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы «Общего технического моделирования» от уже существующих заключается в том, что программа полностью адаптирована, программе технологии начальной школы. Содержание, методы и приемы обучения по данной программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Занятия в объединении построены так, чтобы программный материал, основанный на интеграции предлагаемый воспитанникам, давал возможность изучать различные варианты технического творчества.
Программа рассчитана на 3 года обучении и предусматривает работу с учащимися младшего школьного возраста (8 -10 лет) по развитию конструкторского мышления, технических навыков и умений. Первый год занятия проводятся - два раза в неделю по 2 часа (всего144ч) наполняемость групп 8-10 воспитанников школьного возраста (9-11 лет)
По прохождению программного материала обучающиеся первого года должны знать:
- соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда.
- что такое техническое моделирование;
- какие бывают виды бумаги;
- разновидности природных материалов;
- начальные понятия о геометрических фигурах;
- что такое аппликация, какие бываю виды аппликаций;
должны уметь:
- распределять труд по операциям;
- отбирать нужные инструменты для работы по каждой операции;
- выполнять операции разметки;
- выполнять обработочные операции с использованием необходимых инструментов по ходу работы;
- выбирать способ соединения деталей;
- производить сборку при помощи ниток, проволоки, клея, гвоздей, шурупов, и т.д.
Второй год обучения- занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа (всего 216ч в год). Наполняемость групп 8-10 воспитанников. (9-11 лет) школьного возраста
По прохождению программного материала обучающиеся должны знать:
- правила безопасной работы.
- знать об инструментах и приспособлениях ручного труда (рубанок, ножевые, гаечный ключ, дрель, слесарные тиски, напильники и т.д.). Применение их в быту и на производстве.
- понятия о технологических процессах в быту и на производстве.
- знать о свойствах различных материалов и их использовании.
- как экономить материал, затраты трудовых усилий, время; соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда, бережно относиться к инструменту и оборудованию;
должны уметь:
- вносить изменения в конструкцию изделия с целью его усовершенствования;
- создавать модели и игрушки по собственному замыслу, своей конструкции;
- просушивать изделия, не допуская их деформации;
- переносить полученные знания, умения и опыт в новую ситуацию;
- находить в процессе работы способы повышения прочности;
- добиваться устойчивости изделий;
Третий год обучения – занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа (всего 216ч в год) Наполняемость групп 8 воспитанников (10-12 лет) школьного возраста
Работа с детьми может быть как фронтальная, так и индивидуальная.
По прохождению программного материала обучающиеся должны знать:
- соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда.
- знать правила дорожного движения и поведения в период обучения вождению.
- знать обработочные операции для использования необходимых инструментов,
- знать конструкцию изделия с целью его усовершенствования;
- знать устройство двухтактных двигателей;
- способы и приемы работы с инструментом.
- устройство узлов и соединений карта;
должны уметь:
- выбирать способ соединения деталей, устранения дефектов,
- налаживание управления и ходовой части карта.
- совершать сборку и разборку двигателя,
- проводить наладку топливной системы ,
- уметь водить картинг.
За три года обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся успешно пройдут программу начальной технической подготовки, целью которой станет интегрирование на третьем году обучения по техническому направлению. Это способствует непрерывности доп. образования и сохранение контингента обучающихся, а также раскрывает способности и талант ребенка. Если обучающемуся легко дается выполнение учебной программы, он может заниматься по программе индивидуального курса обучения. (Приложение №1). Программа индивидуального обучения рассчитанную на 18 часов или на 36 часов с более усложненным материалом. Обучающиеся занимаются 2 часа или 4 часа в месяц. Для того, чтобы обучающиеся могли перейти на следующий год обучения проводится предварительная (промежуточная) аттестация обучающихся, согласно положению об аттестации воспитанников. (Приложение №2).
В ходе образовательного процесса обучающимся предлагается освоение 3-х ступеней образовательной деятельности по годам обучения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||
ВСЕГО | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 |
2 | Инструменты, материалы | 4 | 1 | 3 |
3 | Графическая подготовка | 6 | 1 | 5 |
4 | ОТМ с элементами худ. конструирования. | 12 | 4 | 8 |
5 | Конструирование из плоских деталей | 16 | 2 | 14 |
6 | Конструирование из объемных деталей | 22 | 2 | 20 |
7 | Наш дом | 18 | 2 | 16 |
8 | Наш театр | 18 | 2 | 16 |
9 | Изготовление игрушек и сувениров | 22 | 4 | 18 |
10 | Общее- моделирование на свободную тему | 14 | 2 | 12 |
11 | Экскурсии | 8 | 8 | -- |
12 | Заключительное занятие | 2 | 2 | -- |
ИТОГО: | 144 | 27 | 117 |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Значение техники в жизни людей. Режим работы объединения. Ознакомление с планом работы. Дополнения и изменения плана с учетом интересов и подготовки учащихся. Показ готовых поделок, выполненных ребятами в прошлом году.
Практическая работа. Выполнение поделок (из бумаги и картона) на свободную тему с целью ознакомления с подготовкой учащихся.
2. Инструменты, материалы. Организация рабочего места. Правила безопасности труда. Элементарные понятия о производстве бумаги и картона, их сортах, свойствах, применении. Понятия о древесине, металле, пластмассах и других материалах, используемых в промышленности и техническом моделировании. Инструменты и приспособления, применяемые в работе (ножницы, нож, молоток, плоскогубцы, шило, кисти для красок, клея и др.), правила пользования ими. Организация рабочего места. Правила безопасности труда при использовании колющих и режущих инструментов. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона. Художественное оформление и способы сборки поделок.
Практическая работа. Изготовление из плотной бумаги обложек.
3. Графическая подготовка. Начальные знаний о чертежными инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше, чертежной ученической доске. Их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, центровая линия (осевая), сплошная тонкая. Расширение понятий об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Закрепление знаний об условных обозначениях диаметра, радиуса. Деление окружности на 3,4,6,8 частей. Масштаб увеличения или уменьшения. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей по клеткам. Графическое изображение простейших электрических схем.
Практическая работа. Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных линий в процессе изготовления таблиц, расписания занятий, часового циферблата со стрелками, игольниц в виде 4-,6-,8 и 12 лепестков цветков. Изготовление моделей парашюта. Изготовление шаблонов и выкроек для простейших изделий с увеличением и уменьшением размеров изображений этих изделий с помощью масштаба или по клеткам. Составление эскизов простейших объектов и их отдельных деталей с применением условных обозначений. Выполнение наглядных изображений простейших игрушек (наброски)
4. Общее - техническое моделирование с элементами художественного конструирования. Инструменты, материалы и правила безопасной работы. Основные приемы обработки конкретных материалов. Элементарные понятия о техническом моделировании. Общее- техническое моделирование (ОТМ) как познавательный процесс, способствующий развитию интереса к устройству технических объектов. ОТМ –первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию поделок. Простейших графические условные обозначения. Изготовление макетов, моделей и игрушек из плоских и объемных деталей. Общее понятие о художественном конструировании и его отличие от технического моделирования. Знакомство с элементами художественного конструирования и художественное оформление изделий. Экскурсии в музей, на художественные и промышленные выставки, осмотр интерьеров и архитектурных сооружений. Форма, цвет, пропорциональность – характерные показатели художественного конструирования. Начальные основы композиции и формообразования. Элементарные понятия о ритме, гармоничности цветовых сочетаний. Оригинальность конструктивного строения, закономерность и некоторые средства художественной выразительности (линия, цвет, форма). Особенности декоративно-художественного оформления в зависимости от формы, назначения и конструкции поделки. Понятия о контуре и силуэте.
Практическая работа. Изготовление из бумаги, картона, шорных коробочек простейших моделей летательных аппаратов, автомобилей на колесах и игрушек (модели и макеты самолетов, ракет, вертолетов, лодок, яхт, пароходов и различных машин). Изготовление упаковочных коробок оригинальной формы и конструкции с элементами декоративного оформления, разработка и изготовление по собственному замыслу елочных украшений, праздничных открыток и сувениров с применением декоративно-художественного оформления.
5.Конструирование из плоских деталей. Экскурсия для ознакомления детей с разнообразием предметов и технических объектов, части которых имеют форму геометрических фигур (таких, как прямоугольник, круг и т.д.). Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольник, круг, половинка круга и т.д. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Разметка и изготовление плоских деталей по шаблонам. Соединение(сборка) плоских деталей между собой: а)при помощи клея; б)при помощи щелевидных соединений в «замок». Понятие о зависимости формы (внешних контуров) машины от ее назначения. Рациональность форм в живой природе.
Практическая работа. Вырезание из бумаги четырехугольника и круга по шаблонам. Деление четырехугольника и круга на две равные части путем сгибания и резания. Составление из двух равных половин целого круга. Изготовление из бумаги игрушек и сувениров. Создание силуэтов птиц и животных из кружочков и прямоугольников с добавлением дополнительных элементов, необходимых для конкретного изделия. Создание силуэтов технических объектов путем манипулирования геометрическими фигурами различной величины. Игры и соревнования с поделками.
6.Конструирование из объемных деталей. Экскурсия для изучения формы предметов быта, игрушек и технических объектов. Сравнение формы увиденных объектов с формой тарных коробочек прямоугольной формы. Соединение объемных деталей (тарных коробочек) между собой путем склеивания. Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань , ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление с геометрическими телами. Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел.
Практическая работа. Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми формами. Создание художественных образов из объемных форм.
7. Наш дом. Разработка (по рисункам из книг и по воображению) проектов бумажных и картонных домиков для сказочных персонажей. Вырезывание, склеивание, раскрашивание домиков Вини пуха, Чебурашки, Трех поросят и др. Вырезывание и раскрашивание силуэтов деревьев, кустарников. Картонные домики для кукол. Макеты жилых домов – одноэтажных и многоэтажных (упрощенных, без архитектурных деталей). Различных хозяйственных построек.
Практическая работа. Изготовление игровых домиков для сказочных персонажей и кукол. Изготовление домов и других построек для комплексных макетов: «Сельская улица», «На городском перекрестке» (для изучения правил дорожного движения).
8. Наш театр. История развития театра. Разработка сценария и подготовка декораций для спектакля.
Практическая работа. Выпиливание лобзиком из гофрированного картона кукол для спектакля. Изготовление кукол на палец и кукол би-ба-бо.
9. Изготовление игрушек и сувениров. Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. Разметка по шаблону на ткани, на бумаге. Приемы и способы выполнения некоторых сувениров и игрушек из разных материалов (пластилин, бумага, ткань, природный материал). Способы соединения деталей из разных материалов (при помощи клея, ниток и др.). Способы, приемы отделочных работ. Правила безопасной работы.
Практическая работа. Изготовление елочных игрушек, открыток и других поделок к праздникам из бумаги, ткани, природного материала, глины, готовых форм (тарных коробочек). Проведение игр с поделками.
10 .Общее- моделирование на свободную тему.
Этот раздел подводит итог работы педагога с учащимися в течении учебного года. При выборе модели для конструирования у ребят развивается мышление в различных направлениях, предполагающее на единичный ответ, а два, несколько или множество на поставленный вопрос. При выборе темы для конструирования у ребят проявляется оригинальность, беглость, гибкость, точность мышления. Педагог ненавязчиво направляет беседу в нужное русло, подсказывая отдельные моменты.
Практическая работа. Примерные темы для свободного конструирования: - транспорт (автомобиль) будущего;
- дома будущего; создать модель игрушки, которую еще никто не видел; работа будущего.
11.Экскурсии. Знакомство с техникой и принципами работы наиболее распространенных машин, устройств и приспособлений (лифт, пылесос, мясорубка, транспортные машины). Характерные особенности наиболее распространенных технических объектов и инструментов ручного труда. Знакомство с трудом взрослых. Экскурсии проводятся исходя из местных конкретных условий.
12. Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Беседа «Чему мы научились на технических занятиях. Итоговая выставка. Советы по изготовлению изделий летом в лагере, дома и т.д. Перспективы работы объединения в будущем году
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2год обучения)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 |
2 | Материалы, инструменты, приспособления и оборудование. | 3 | 1 | 2 |
3 | Обще- технические и технологические понятия | 15 | 3 | 12 |
4 | Конструирование макетов и моделей технических объектов | 30 | 3 | 27 |
5 | Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей | 30 | 3 | 27 |
6 | Кукольный театр. | 30 | 3 | 27 |
7 | Транспорт | 30 | 3 | 27 |
8 | Изготовление игрушек и сувениров из разных материалов | 30 | 3 | 27 |
9 | Общее моделирование на свободную тему | 30 | 3 | 27 |
10 | Экскурсии | 12 | 12 | -- |
11 | Заключительное занятие | 3 | 3 | -- |
ИТОГО: | 216 | 38 | 178 |
Содержание программы
1.Вводное занятие. Анализ работа, выполненных летом. Элементарные понятия о сущности технического прогресса, замене ручного труда машинным. Создание новых материалов и разных способов обработки. Современные автоматические и электронные машины. Сущность технических занятий: от технической игрушки к действующей модели, от модели к настоящей машине.
2.Материалы, инструменты, приспособления и оборудование.
Обзор основных видов материалов, применяемых в начальном техническом моделировании(бумага, картон, древесина, жесть, проволока, пластмасса, пенопласт и др.). Приемы и способы обработки. Расширение знаний об инструментах и приспособлениях ручного труда (рубанок, ножевые, гаечный ключ, дрель, слесарные тиски, напильники и т.д.). Применение их в быту и на производстве. Способы и приемы работы с ними. Правила безопасной работы.
3 Обще- технические технологические понятия.
Углубление знаний о свойствах различных материалов и их использовании. Природные и искусственные материалы. Материалы – изоляторы, материалы проводники. Расширение знаний о рабочих инструментах и приспособлениях в быту и на производстве: об основных ручных инструментах в сравнении с аналогичными по назначению машинами (молоток, электрический молот, дрель- сверлильный станок, напильники- токарный и шлифовальный станки и т.д.). Профессии людей, работающих этими инструментами (на этих машинах). Первоначальные понятия о машинах двигателя и машинах орудиях и их назначении. Машины двигатели, использующие энергию воды , ветра, топлива, солнца, а также электрическую энергию. Машины орудия: обрабатывающие, транспортные, грузоподъемные). Первоначальные понятия о технических сооружениях (мостах, переправах, башнях, опорах, линиях электропередачи…).Углубление понятий о технологических процессах в быту и на производстве.
Практическая работа. Изготовление моделей машин и технических устройств с применением деталей конструкторов. Упрощенные модели машин и механизмов (коленный трактор, тягач). Транспортные машины. Проведение игр и соревнований с моделями.
4. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из п Понятие о контуре и силуэте. Расширение и углубление первоначальных понятий о геометрических фигурах (различные прямоугольники, треугольники, круг, половина круга, сектор круга, и др.). Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Экскурсии для зрительного изучения формы технических объектов и основных элементов конструкции различных машин и механизмов.
Практическая работа. Изготовление рисунка технического устройства с помощью чертежных инструментов(геометрические фигуры, различные по форме, размеру и цвету). Создание силуэтов моделей корабля, грузовика, подъемного крана, самолета и т.д. «Геометрического конструктора» способом манипулирования геометрическими фигурами. Изготовление из плотной бумаги, картона и тонкой фанеры различных технических объектов. Игры и соревнования.
5. Конструирование макетов и моделей, технических объектов и игрушек из объемных деталей. Простейшие сведения и некоторые первоначальные элементарные понятия о геометрических телах (куб, шар, призма, цилиндр, конус). Экскурсии. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами. Простейшие способы изготовления разверток (выкроек) геометрических тел.
Практическая работа. Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми объемными формами- тарными коробочками разной формы с добавлением некоторых деталей, необходимых в каждом конкретном случае (трубочка, коробочка строго определенных размеров, а если это игрушки – образы зверей и птиц, то хвостики, лапки, ушки и т.д.). Соединение объемных деталей между собой путем склеивания, сшивания, при помощи проволочных заклепок и крепежных деталей (из наборов). Изготовление объемных технических объектов из глины и пластилина. Обработка изготовленных объектов грунтовкой и разрисовка их гуашью Правила безопасной работы лакокрасочными материалами. Проведение игр и соревнований.
6.Кукольный театр что такое театр виды и направления театра. Кукольный театр России его история. Герои русского кукольного театра. Русские народные скази , былины. Выбор декорации и героев будущего театра.
.Практическая работа. Изготовление декорации: дом, терем, избушка, лес, сад... Изготовление героев спектакля: царь, царевна, баба – яга, Иван, Василиса. Разрисовка декорации и кукол. Расставить декорации. Спектакль.
7. Транспорт.
Теория. Общее представление о транспорте, его видах и значении. Первоначальное представление о технической эстетике. Экскурсия на улицу села. Наблюдение за различными видами транспорта. Машины, их назначение, внешнее оформление (цветовая окраска, знаки на машинах). Назначение городского транспорта. Беседа «На чем люди ездят». Автомобиль, его части: кузов(пассажирский салон, моторное и багажное отделения), рама с колесами. Назначение грузовых машин. Современные грузовые машины, их марки. Значение морского и речного флота. Виды самолетов, их назначение: пассажирские, грузовые, военные, спортивные. Космические летательные аппараты: ракеты, корабли, автоматические межпланетные станции. Ракета – средство достижения космической скорости. Основные части ракеты: корпус, головная часть, стабилизаторы.
Практическая работа. Изготовление моделей легковых автомобилей, грузовых машин по шаблону. Опыты и наблюдения за плаванием различных предметов в воде. Изготовление лодочки. Моделирование плотика и парусника с использованием различных материалов: пенопласта, бумаги. Моделирование транспортных средств картон, пластилин, соленое тесто, коробки.
8. Изготовление игрушек и сувениров из разных материалов. Ознакомление с готовыми образцами различных поделок и сувениров из разных материалов. Способы изготовления поделок с применением деревянных заготовок, проволоки, фольги и природных материалов. Выпиливание и выжигание. Способы и приемы выпиливания и выжигания, инструменты и приспособления. Способы перевода выкройки изделия или отдельной детали на кальку, бумагу, ткань при помощи копировальной бумаги. Приемы и способы выполнения отдельных сувениров и игрушек из разных материалов. Способы и приемы отделочных работ, элементы художественного оформления изделий. Предварительное планирование предстоящей работы. Правила безопасной работы.
Практическая работа. Изготовление поделок и сувениров к праздникам и знаменательным датам.
9. Общее моделирование на свободную тему.
Теория. Для моделирования предлагается несколько тем, к которым ребята проявляют больший интерес. При выборе и обсуждении темы развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывать и планировать ход работы; формируется трудолюбие, самостоятельность, творческое отношение к труду. Деятельность ребят носит поисковый характер. На занятиях педагог ставит перед детьми проблемные ситуации, выдвигает задачи, которые решают кружковцы в ходе работы. Придумывание новых моделей машин осуществляется в процессе игры, способствующей развитию творческого мышления детей, закреплению практических умений работы инструментами.
Практическая работа. Изготовление технической модели на выбранную тему по собственному замыслу.
10. Экскурсии. Знакомство техникой и трудом человека. Назначение технических объектов, которые рассматриваются. Принцип работы и устройство некоторых несложных технических объектов. Знакомство с инструментами ручного труда для взрослых по обработке разных материалов. Знакомство с производством некоторых материалов и продуктов. Первоначальные сведения о производительности труда. Элементарные сведения об экономике производства. Экскурсии проводятся исходя из конкретных местных условий.
11.Заключительное занятие.
Анализ проделанной работы за год. Коллективное обсуждение качества выполненных макетов, моделей технических объектов и игрушек, отбор лучших поделок на итоговую выставку. Подведение итогов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (3 год обучения)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | |
2 | Материалы, инструменты, приспособления и оборудование. | 3 | 1 | 2 |
3 | Обще- технические и технологические понятия | 9 | 9 | |
4 | Знакомство и изучение двухтактного двигателя картинга «Пионер» | 30 | 3 | 27 |
5 | Дизайн авто- технических конструкций и архитектурных объектов. | 36 | 6 | 30 |
6 | Навыки вождения карта, мопеда. | 30 | 3 | 27 |
7 | Авто- транспорт изготовление макетов и моделей | 30 | 3 | 27 |
8 | Изготовление моделей самолетов, кораблей из различных материалов. | 30 | 3 | 27 |
9 | Общее моделирование на свободную тему | 30 | 3 | 27 |
10 | Экскурсии | 9 | 9 | -- |
11 | Заключительное занятие | 6 | 6 | -- |
ИТОГО: | 216 | 49 | 167 |
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Теория. Анализ работы, выполненных летом Создание новых материалов и разных способов обработки. Современные автоматические и электронные машины. Сущность технических занятий: от макетов и копий к действующей модели, от модели к настоящей машине.
2. Материалы, инструменты, приспособления и оборудование.
Теория. Обзор основных видов материалов, применяемых в общем техническом моделировании (картон, глина пластилин, древесина, жесть, проволока, пластмасса, пенопласт и др.). Приемы и способы обработки. Расширение знаний об инструментах и приспособлениях ручного труда (рубанок, ножевые, гаечный ключ, дрель, слесарные тиски, напильники и т.д.). Применение их в быту и на производстве. Способы и приемы работы с ними. Правила безопасной работы.
3. Общее - технические технологические понятия.
Теория. Углубление знаний о свойствах различных материалов и их использовании. Природные и искусственные материалы. Материалы – изоляторы, материалы проводники. Расширение знаний о рабочих инструментах и приспособлениях в быту и на производстве: об основных ручных инструментах в сравнении с аналогичными по назначению машинами (молоток, электрический молот, дрель - сверлильный станок, напильники - токарный и шлифовальный станки и т.д.). Профессии людей, работающих этими инструментами (на этих машинах). Первоначальные понятия о машинах двигателя и машинах орудиях и их назначении. Машины двигатели, использующие энергию воды, ветра, топлива, солнца, а также электрическую энергию. Машины орудия: обрабатывающие, транспортные, грузоподъемные). Понятия о технических сооружениях (мостах, переправах, башнях, опорах, линиях электропередачи). Углубление понятий о технологических процессах в быту и на производстве.
Практическая работа. Изготовление моделей машин и технических устройств с применением деталей конструкторов. Модели машин и механизмов (коленный трактор, тягач). Транспортные машины. Проведен
4. Общие устройство двухтактного двигателя карта
Теория. Классификация мотоциклов. Рамные и безрамные конструкции. Знакомство с устройством карта ходовая часть Устройство карта. Топливная система (карбюратор ,насос)Профилактика
Устройство мотоциклетного двигателя, принцип работы двухтактного двигателя.
Практическая работа. Сборка и разборка двигателя. Изготовление прокладок, установка опережения зажигания.
5. Дизайн авто-технических конструкций и архитектурных объектов.
Теория. Дизайн авто-технических конструкций и архитектурных объектов. Изучение декоративно – прикладных свойств (ткани, бумаги) Изучение декоративно – прикладных свойств различных материалов (глины, пластилина, проволоки и т.д.) Выполнение простейших изделий из бумаги методом изгибов, разреза, деформации. Изготовление из бумаги объемные фигуры, декоративное деформирование плоского листа Целостность формы, соподчиненность элементов, равновесие, симметрия. Эскизирование и оперирование естественными объемами. Эскиз «Машина будущего»
Практическая работа. Композиция на плоскости (манипуляции с частями: сдвиг, поворот, сгибание (т.е. движение вправо, влево, вверх, вниз.) Образный рисунок и живопись по теме «Жизнь на другой планете», «Мой автомобиль», «Техника будущего». Выполнение композиции с использованием стилизованных форм природы и т. д. Изготовление различных технических объектов по зарисовкам и эскизам из различных материалов (пластилин, глина, папье-маше, картон, пластмасс, пенопласт).
6.Учебно– тренировочная езда на карт
Теория. Изучение правил дорожного движения. Знаки запретительные, предупреждающие, информационные, предписывающие .Применение правил вовремя езды но мотодроме
Практическая работа. Подготовка мотодрома, техосмотр карта, заправка ГСМ, запуск двигателя
Выполнение упражнений по вождению карта, (посадка, положение рук, оперирование рычагом передач). Пуск двигателя. Трогания с места и торможения на неподвижном карте Переключение передач на не подвижном карте. Трогание с места, торможение. Движение по прямой на первой передачи, разгон торможение Переключение на низшую передачу, отработка запуска двигателя.
7.Конструирование макетов и моделей, технических объектов и игрушек из объемных деталей. Простейшие сведения и некоторые первоначальные элементарные понятия о геометрических телах (куб, шар, призма, цилиндр, конус). Экскурсии. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами. Различные способы изготовления геометрически конструкций плоской и объемной формы.
8. Изготовление моделей кораблей из различных материалов.
Теория. Дать общее представление об истории развития кораблестроения и их применение. Краткая характеристика, особенности изготовления моделей кораблей.
Практическая работа. Изготовление кораблей из картона, пластиковых бутылок, пластмасса, пенопласта, дерева, фанеры (корабли, парусники, катера). Изготовление силуэтов кораблей (аппликация). Изготовление подводной лодки из бумаги, картона, пласт. бутылки, капсулы, пластилин. Изготовление различных типов объемной формы на резина и электромоторном ходу.
9. Начальное моделирование на свободную тему
Теория. Для моделирования предлагается несколько тем, к которым ребята проявляют больший интерес. При выборе и обсуждении темы развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывать и планировать ход работы; формируется трудолюбие, самостоятельность, творческое отношение к труду. Деятельность ребят носит поисковый характер. На занятиях педагог ставит перед детьми проблемные ситуации, выдвигает задачи, которые решают кружковцы в ходе работы. Придумывание новых моделей машин осуществляется в процессе игры, способствующей развитию творческого мышления детей, закреплению практических умений работы инструментами.
Практическая работа. Защита технических проектов. Изготовление технической модели на выбранную тему по собственному замыслу. Работа с конструктором.
10. Экскурсии.
Знакомство техникой и трудом человека. Назначение технических объектов, которые рассматриваются. Принцип работы и устройство некоторых сложных технических объектов. Знакомство с инструментами ручного труда для взрослых по обработке разных материалов. Знакомство с производством некоторых материалов и продуктов. Сведения о производительности труда. Элементарные сведения об экономике производства. Экскурсии проводятся исходя из конкретных местных
11.Заключительное занятие.
Анализ проделанной работы за год. Коллективное обсуждение качества выполненных макетов, моделей технических объектов, выставка лучших работ, соревнования. Подведение итогов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
1. Методы работы.
1.1. Практические методы: использование различных материалов (фанера, ДВП, спилы различной древесины, обрезная доска, использование природного материала, картона), выполнение рисунков, аппликаций плоской и объемной формы, мозаики, с применением различных приемов выжигания: (плоское, глубокое, штрихами, точечное).
1.2. Наглядные методы: использование эскизов, плакатов, рисунков, репродукций, картин, макетов, подлинных вещей, дидактический материал.
1.3. Словесные методы применяются тогда, когда главным источником усвоения знания обучающимися является слово (без опоры на наглядные пособия и практическую работу). К ним относятся: беседа, рассказ, объяснение, лекции.
2. Формы работы.
При организации занятия органически сочетаются все формы работы с обучающимися: коллективные, индивидуальные, групповые и т.д. Как правило, первый год обучения насыщен преимущественно фронтальной формой работы с обучающимися, поскольку в учебном процессе превалирует интенсивное обучение простейшим приемам рисования, выжигания, формирование умений и навыков обработки материалов. На втором и третьем годах обучения отдается предпочтение самостоятельным, индивидуальным формам обучения.
При проведении занятий, по программе, всегда присутствует воспроизводящий труд, который сочетается с трудом творческим т.к. немыслимо творчество без знаний и умений.
3. Материально-техническое обеспечение.
Для проведения теоретических занятий необходим: учебный кабинет не менее 42 кв.м., 12 учебных столов и стульев с учетом возраста воспитанников, оборудованный необходимыми наглядными пособиями, плакатами, стендами, макетами соответствующие тематике и годам обучения. Малая библиотека с подбором учебной и методической литературы для детей и педагога, видеотека на жестких носителях. Магнитная доска, накопительная папка шаблонов и чертежей технических объектов.
Для проведения практических занятий необходимы: столы оборудованные розетками с центральным АП (автоматический предохранитель). Материально – техническое обеспечение: чертежные инструменты – 12 комплектов, столярные инструменты – 12 комплектов, столярные инструменты – 12 комплектов ножницы – 12 ед., отвертки- 12 наборов, паяльники -12 ед., плоскогубцы -10 ед., круглогубцы- 10 ед., ножовка по дереву -3 ед., ножовка по металлу – 3 ед., лобзики – 8 ед., тиски (м) – 6 ед., линейки – 12 ед., цветные карандаши – 12 наборов, краски – 12 наборов, наборы кистей – 12 комплектов, цветная бумага, цветной картон, белый картон по – 3 комплекта на одного воспитанника, альбом для черчения – 12 ед. Конструктор детский – 12 наборов. Наглядные пособия (плакаты) по технике безопасности при работе с различными инструментами.
Литература
для воспитанников.
1.Алексеев С. С. О цвете и красках. – М., 1962.
2.Берг А.Т. Правила дорожного движения. М. Издательство 000 «АТБЕРГ- 98» 2006 г.
3.Выгонов В.В. Издание для досуга – г.Москва 1999 г.
4.Евсеев Д. Н. Руководство к эксплуатации мопедов «Карпаты», «Дельта». М. Издательство «Русь Авто-книга»2003г.
5.Киселев А.Н. Самоделки – г.Москва 2002 г.
6.Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Айрис- пресс 2006 г.
для педагога
- Выгонов В.В. Издание для досуга – г.Москва 1999 г.
- Гукасова А.М. От поделки к модели - Н.П.: Нижполиграф , 1997 г.
- Гукасова А.М. Работа с разными материалами М.: Просвещение 1981 г.
- Конышева Н.М. Чудесная мастерская - М.: Просвещение 1996 г.
- Киселев А.Н. Самоделки – г.Москва 2002 г.
- Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Айрис- пресс 2006
- Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: пособие для учащихся четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение 1990 г.
- Николкина Т.А., Гулуева Т.С., Попова Г.П. - Дидактический материал по трудовому обучению 1-2 классы г. Волгоград 2006 г.
- Рожков В.С. Авиамодельный кружок М.: Просвещение 1986 г.
- Тарасов Б.В. Самоделки школьника. М.: Просвещение 1996 г.
- Трушина В.П. -- Дидактический материал по трудовому обучению 3-4 классы Волгоград 2006 г.
- Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах М.: Просвещение 1988 г.
- Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить М.: Просвещение 1990 г.
«Дизайн»
1Алексеев С. С. О цвете и красках. – М., 1962.
2Волотруб Н. Т. основы композиции в технике и в художественном конструировании. – киев, 1986.
13.Крон Ю. Г., Найденко Г. В. Вопросы интеграции форм развития технического творчества. – Ставрополь, 1999.
«Картингист конструктор»
1.Берг А.Т. Правила дорожного движения. М. Издательство 000 «АТБЕРГ- 98» 2006г.
2. Геслер В. М. Автомобиль своими руками. М. Издательство ДОСААФ
3Ерицкий М. И. автомобиль карт. М. Издательство ДОСААФ 1979
4.Евсеев Д. Н. Руководство к эксплуатации мопедов «Карпаты», «Дельта» М. Издательство «Русь Авто-книга»2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Конструирование и моделирование одежды"
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) "Конструирование и моделирование одежды" объединения "Золотая игла". Предназначена для учащ...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «3D моделирование»
Предлагаемый курс представляет собой углублённое изучение отдельных тем общеобразовательных программ по информатике (работа с графическими пакетами).Расчитан на 3 года. Практические задания, пред...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Программа технической направленности, модульного типа. Возраст обучающихся с 7 лет....
Развитие творческих способностей детей в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Моделирование из соломки»
Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях твор...
План-конспект открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Начальное техническое моделирование»» «Моделирование ракеты»
План-конспект открытого занятия«Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой«Начальное техническое моделирование»»...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Моделирование из пластичных материалов"
Цель обучения: формирование технических и художественных компетенций посредством работы с пластичным материалом.Задачи обучения:формировать умения и навыки владеть приемами лепки из разных пластичных ...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное моделирование с элементами художественного конструирования»
Для заинтересованности обучающихся техническим творчеством и инженерной деятельностью была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное моделирование с эле...